Шина перелом бедренной кости

Наложение шины при переломе бедренной кости требуется во всех случаях до приезда врача.

Около 6 % всех переломов – это переломы бедренной кости. Поврежденная кость болит, деформируется, а передвигаться становится трудно и болезненно.

Используй поиск Мучает какая-то проблема? Введите в форму «Симптом» или «Название болезни» нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

   ↑

Как наложить шину

При переломе бедренной кости требуется, успокоив человека, правильно наложить фиксатор быстро. Основная цель – закрепить 2 сустава, ниже и выше перелома.

Сгибать колено не нужно. Для процедуры понадобятся 3 вещи: бинты, ткань и деревянные доски в качестве шин.

Сначала положите ткань на поясницу и щиколотку. Перебинтовываем эти места. Доски размещаем параллельно к бедру конечности. Одну кладем возле подмышки, ее край должен быть длиннее стопы. Вторую размещаем от паха и до конца первой шины, после – зафиксируйте бинтами.

Если нет досок, используйте лыжи, палки, крепкие ветви или предметы, которые подойдут по длине. Установите стопу под прямым углом, после – примените мягкую прокладку в тех местах, где выступает кость.

Когда нет необходимых материалов для наложения бандажа, рекомендуем метод “нога к ноге”. Между ног положите одеяло или плед. Перемотайте бинтом щиколотки, места выше и ниже колен, так бедро будет зафиксированным. Не затрагивайте область травмы.

При нарушении кровообращения чувствуется онемение, легкое покалыванием, усиление боли. – ослабьте повязку.

   ↑

Пройди Тест на Внимательность! Найди 10 различий! (нажми прямо сюда!)

Как наложить транспортную шину

Можно воспользоваться шиной Дитерихса. Она состоит из 2 палок и подставки из дерева для стопы. Планки раздвижные, подходят человеку с любым ростом.

Дитерихс сделал шину так, что длинная планка раздвигается до 171 см, а короткая до 146 см. Подставка оснащена проволочной рамкой для планок, ремнями для фиксации стопы и палочками-закрутками со шнурком.

Шина накладывается поверх одежды, плоской обуви. Начинаем с подставки для стопы. Фиксируем ее, как восьмиобразную повязку. После – накладываем длинную планку к наружной поверхности бедра. Верхний конец должен упираться в область подмышечной впадины. Другой конец нужно вставить в проволочную раму, чтобы он выступал на 10-15 см.

Длинную планку зафиксируйте на уровне груди. Аналогично приставьте короткую планку по внутренней поверхности ноги. Подогните её по длине, соединив упор. Фиксацию делаем на уровне верхней трети бедра. Чтобы вытянуть конечность,  палочку-закрутку со шнуром продевают в отверстие. Циркулярными ходами бинта фиксируем всю ногу.

   ↑

https://gidpain.ru/perelom/nalozhenie-shiny-bedrennoj.html

Как правильно иммобилизовать больного

Иммобилизация должна проходить правильно, чтобы не усугубить травму. Для этого человека нужно положить спиной на носилки.

Носилки бывают с деревянным, либо фанерным щитом, его накрывают пледом. Под заднюю область таза (в районе копчика), положить специальную прокладку, чтобы избежать появления пролежней. 

Травмированного больного зафиксировать к носилкам с помощью простыней, ткани, длинной одежды.

Перекладывать пострадавшего нужно аккуратно, не усугубляя перелом. Не транспортируйте раненого на носилках без щита. Во избежание осложнений, контролируйте кровообращение в периферийной зоне конечности. Тон кожи становится синим при неправильном кровообращении, так вы сможете заметить его нарушение.

   ↑

Виды и типы переломов

Лечебный комплекс хирургических или терапевтических процедур подбирается врачом в зависимости от виды и типа повреждения.

Любая часть костной ткани бедра может быть травмирована, что заставляет квалифицировать разломы по следующим видам:

  • Дистальные – в нижней части бедра;
  • Диафизарные – основного тела кости;
  • Проксимальные – повреждение верхней части кости.

По типу переломы:

  • Открытые – с разрывами окружающих мягких тканей и связок;
  • Закрытые, без смещения костных фрагментов.

Открытые переломы – самые опасные, сопровождающиеся болевым шоковым состоянием. Сильно повредить близлежащие мышцы, нервные окончания или кровеносные сосуды могут отдельные костные фрагменты, что вызывает нестерпимую боль и появление кровотечений. Закрытые переломы правой бедренной кости без смещения не всегда распознаются вовремя, но несут визуальные изменения тазобедренного сустава и конечности.

   ↑

Подробнее о разновидностях

Трубчатая кость бедра – это самый крупный анатомический сегмент нижних конечностей. Состоит она из основного тела, головки и шейки, располагающихся в верхней части.

   ↑

Переломы в нижней части бедра

Дистальные переломы случаются реже остальных. Случаются они во время сильного падения на колени или прямых ударов по ним, что приводит к отламыванию одного или 2 костных фрагментов. Лечение назначается терапевтическое, требующее установки и закрепления отломков на срок до шести недель.

   ↑

Диафизарные повреждения

Для данного вида травм характерна сильная, острая боль и потеря возможности самостоятельного передвижения.

Делятся они на:

  • Поперечные;
  • Спиралевидные;
  • Оскольчатые;
  • Без образования осколков;
  • Со смещением относительно оси кости;
  • Без смещения.

   ↑

Травмы верхней части бедра

Самыми частыми, сложными и опасными считаются проксимальные костные повреждения, требующие долгого терапевтического или хирургического лечения. Период восстановления при определенном типе травмы может быть сильно растянут, что неблагоприятно сказывается на здоровье пожилых людей.

Локализация травмы может быть в:

  • Головке;
  • Шейке;
  • Вертеле.

По характеру разлома травмы шейки бедра бывают:

  • Латеральные – (с боковым разломом);
  • Медиальные – (с срединной линией разлома);
  • Со смещением;
  • Без смещения.

Переломы со смещением головки характеризуются вхождением отломков в кость или размещением головки вниз вовнутрь/вверх кнаружи.

   ↑

Признаки перелома

Симптомы при повреждении кости бедра сводятся к следующему:

  1. Невозможность самостоятельного передвижения больного.
  2. Самопроизвольное выворачивание конечности наружу.
  3. Укорачивание поврежденной ноги.
  4. Острая или ноющая боль в паховой области и бедренном суставе.
  5. Сильное опухание и отек ноги, появление кровоподтеков.
  6. Усиление болевых ощущений во время нажатия на место повреждения.

Игнорировать признаки нельзя! Но, в зависимости от виды травмы, они будут не явно выраженными, а больной может не чувствовать болевые ощущения и передвигаться самостоятельно, опираясь на поврежденную ногу. Несвоевременное обращение к врачу может закончиться потерей трудоспособности и даже смертью.

   ↑

Разломов со смещением

При падении, столкновении или прямого удара возникает перелом кости со смещением осколков в любых направлениях.

Признаки травмы:

  • Острая боль, болевой шок;
  • Отек ноги с явно выраженными кровоподтеками;
  • Укорачивание конечности;
  • Кровотечение.

Лечение хирургическим путем позволяет быстро восстановить костные ткани, без риска их неправильного сращивания. При противопоказаниях к операции больному назначают вытяжение скелета. В общей сложности консервативное лечение длится около 12 месяцев с фиксацией больного в статистическом положении.

   ↑

Проксимальных травм

Повреждается внутренняя часть сустава или окружающая костная область с травмой вертелов (внесуставные переломы). Признаки поражения;

  • Умеренная, ноющая боль в паховой и тазобедренной зоне, которая усиливается при активных движениях, характерна для внутрисуставных переломов;
  • Острая боль и болевой шок – это вертельный перелом бедренной кости;
  • Нога выворачивается в другую сторону;
  • Сильное опухание мягких тканей;
  • Невозможность поднятия и распрямления конечности в лежачем положении;
  • Отеки, кровоподтеки.

Полностью излечить перелом в районе шейки можно только хирургическим методом.

   ↑

Дистальных переломов

Прямые удары по коленным суставам приводят к разлому мыщелка, характеризующийся следующими признаками;

  • Интенсивной болью в коленной и бедренной области;
  • Обездвиживанием конечности;
  • Отеком колена;
  • Выворачиванием голени во внешнюю сторону.

Лечение заключается в накладывании гипса или операции, если раздробленная кость не поддается сопоставлению. Через 4-5 месяцев трудоспособность пациентов восстанавливается.

Большое значение при переломах имеет правильное лечение, последующая реабилитация, направленная на ускоренное выздоровление. Полноценный отдых, избегание физических нагрузок и выполнение лечебной гимнастики позволят пациенту быстрее вернуть утраченную подвижность и радость жизни.

   ↑

Особенности анатомии

Бедро – одна из крупных костей организма. Расположена она между тазом и берцовыми костями. Образует 2 сустава – тазобедренный и коленный.

В области тазобедренного сустава кость имеет 2 шейки – анатомическую и хирургическую. Конец кости имеет 2 вертела, которыми прикрепляется к вертлужной впадине тазовой кости.

   ↑

Эффективные методы

Травмы должны лечиться только в стационарах. Все переломы лечатся путем хирургического сопоставления отломков.

Лечение перелома в пожилом возрасте переносится наиболее тяжело, но консервативным путем правильно срастить кость нет возможности. Переломы шейки бедра у пожилых людей требуют металлоостеосинтеза – в кость в месте перелома помещается металлический стержень, который соединяет отломки.

Нога фиксируется в одном положении надолго, пока не образуется полноценная костная мозоль.

При переломах диафиза отломки соединяются накостным способом – на поверхность кости накладываются металлические пластины, закрепляемые болтами. При таком способе сращение кости происходит быстрее, но все же требуется определенный период иммобилизации.

Кроме операции, пациентам требуется медикаментозная поддержка. Назначаются препараты для улучшения микроциркуляции в области повреждения – курантил, пентоксифиллин.

Необходимы обезболивающие и противовоспалительные препараты. На длительный прием назначаются препараты кальция.

   ↑

Восстановительно-реабилитационная программа

После основного лечения – необходим курс восстановительного лечения.

Сроки восстановления и последствия зависят от мероприятий реабилитации:

  • Приемы лечебной физкультуры;
  • Укрепляющий массаж;
  • Аквааэробику;
  • Полезны занятия на гимнастическом мяче, плавание в бассейне.

   ↑

Причины

Часто бедро ломается в результате автомобильной аварии, при столкновении с бампером автомобиля.

У пожилых частой причиной повеждений является падение, особенно в зимний гололед.

При падении с высоты обычно происходит сочетанный перелом бедра и таза в области сустава.

   ↑

Симптомы

Переломы такой крупной кости, как бедро, достаточно легко определяются при осмотре. Более трудно определить перелом в проксимальной части, в области шейки бедра.

Для подтверждения диагноза используется рентгенографический метод. Он позволяет точно установить локализацию перелома, оценить степень повреждения прилежащих тканей, обнаружить свободно лежащие отломки. Часто других методов диагностики не требуется.

   ↑

Первая помощь

Это тяжелая травма, которая может привести даже к летальному исходу. Медицинская помощь должна оказываться уже на месте происшествия.

При видимом кровотечении из поврежденных крупных сосудов необходимо наложить кровоостанавливающий жгут. Жгут нельзя накладывать более чем на 2 часа, чтобы не произошло некроза тканей.

Сломанную ногу необходимо иммобилизировать, чтобы предотвратить дальнейшее смещение костных отломков. Для этого на всю ногу от стопы до поясницы накладывается деревянная или пневматическая шина и пациент транспортируется на носилках в положении лежа.

Во время транспортировки вводятся обезболивающие препараты, при необходимости проводится инфузионная терапия для восстановления объема потерянной крови.

   ↑

Факторы риска

Выделяют очень распространенные причины ослабления:

  1. Гомоцистеин (токсичная “естественная” аминокислота, которую связывают с причинами сердечных заболеваний).
  2. Другие нарушения метаболизма костной ткани, болезнь Педжета, остеомаляция, остеопороз и остеопсатироз. Нарушение метаболизма костной ткани может вызвать усталостный перелом в верхней части бедра.
  3. В редких случаях причинами перелома бедра будут доброкачественные или злокачественные накостные опухоли.
  4. Метастазы рака, образующиеся в проксимальной бедренной кости могут ослабить костную ткань и вызвать патологический перелом бедра.
  5. Инфекции костной ткани в редких случаях приводят к перелому бедра.

Источник

При переломе бедра больного необходимо в кратчайшие сроки доставить в медицинское учреждение, так как при некорректном оказании первой помощи возможны осложнения. Для транспортировки пострадавшего следует вызвать скорую, пострадавшей конечности необходима корректная иммобилизация. До приезда медиков боли можно купировать анальгетиками.

Шина перелом бедренной кости

Для иммобилизации используют медицинскую шину или подручные материалы, из которых собирается фиксирующая конструкция. Фиксируют 3 сустава – голеностопный, коленный и тазобедренный – тремя изделиями разной длины. Первая шина проходит вдоль туловища, вторая крепится к задней поверхности бедра, третья фиксирует область от паха до стопы. Шины могут использоваться следующих видов: лестничная, пневматическая, конструкция Боллера, шина Дитерихса. Изделие не должно касаться кожи. Лучше накладывать конструкцию поверх одежды.

Оказание первой помощи

Шина перелом бедренной кости

Грамотное оказание первой помощи при повреждении бедренной кости является залогом успеха дальнейшего лечения. Вне зависимости от состояния человека, в первую очередь необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Для предотвращения болевого травматического шока используют наркотические анальгетики. Затем пострадавшего готовят к транспортировке.

Важную роль при транспортировке играет иммобилизация. Она помогает не допустить смещения отломков. Для этого накладывается специальная медицинская шина, либо нижние конечности могут быть зафиксированы с использованием подручных материалов (бинты, полотенца, элементы одежды, доски, ветки). Современные медицинские автомобили оснащаются специальными демпферными носилками – такое приспособление гасит колебания при движении автомобиля, уменьшает толчки и сотрясения.

Иммобилизация

Если повреждена любая из частей бедренной кости, при транспортировке должны быть зафиксированы одновременно три смежных сустава – тазобедренный, коленный и голеностопный.  Достигается такая фиксация при переломе путем наложения трех шин разной длинны: первая, самая длинная, фиксируется к туловищу. Проходит от подмышечной впадины вдоль туловища и ноги, немного выступает за пределы стопы. Вторая проходит по задней поверхности бедра от ягодицы до стопы. Третья – от паха до стопы. Фиксируются шины обязательно в трех точках – на уровне суставов.

При открытом переломе техника наложения средств иммобилизации схожа. Дополнительно потребуется использование жгута для остановки кровотечения, шину накладывают с фиксацией выше и ниже области перелома.

Виды шин

Шина перелом бедренной кости

Специальные медицинские средства иммобилизации отличаются не только особенностями конструкции, но и материалами (металлическая проволока, деревянные рейки, пластик, картон), размерами, принципом действия (различают шины фиксирующие и с функцией вытяжения). В теплое время года применяется гипсовая лангета. Ознакомимся подробнее с некоторыми видами:

  • Лестничная – своим внешним видом напоминает веревочную лестницу, изготовленную из проволоки. Безусловным преимуществом является гибкость, благодаря физическим свойствам материала такая шина может быть отмоделирована по форме пострадавшей конечности. В то же время такая конструкция обладает невысокой прочностью, а так как при переломе бедра необходимо использовать фиксатор большой длины (зафиксировать три сустава, в том числе очень подвижный – колено), такую шину легко сломать.
  • Шина Дитерихса – состоит из деревянных планок, обладает высокой жесткостью и надежностью фиксации, в основном, используется именно при переломе бедра. Недостаток – при длительной транспортировке из-за высокой жесткости провоцирует образование пролежней.
  • Пневматические шины – легко накладывать, эффект фиксации достигается за счет давления воздуха внутри шины. Компактны, мобильны, благодаря особенности конструкции полностью повторяют рельеф фиксируемой конечности.
  • Шины Боллера, Панкова – относятся к вытяжным, конечность полусогнута и немного отведена, но при этом фиксируется к туловищу и здоровой ноге. Такие конструкции позволяют изменять положение конечности, что впоследствии дает возможность проводить лечебную гимнастику. Благодаря особенностям конструкции легко регулируется размер, используют как для взрослых пациентов, так и в педиатрии.

Способы наложения

Главное правило шинирования при переломе бедренной кости – фиксация пострадавшей конечности должна производиться одновременно с двух сторон.

Внутренняя шина обездвиживает два сустава – коленный и голеностопный, наружная обездвиживает три – голеностопный, коленный и тазобедренный. Главная задача такой иммобилизации – не допустить вывих головки тазобедренного сустава. Со стороны паха для предотвращения травмирования и минимизации дискомфортных ощущений подкладывают небольшой мягкий валик.

Шинирование производится в положении лежа на спине после применения обезболивающих средств. Если у пострадавшего присутствуют открытые раны, производят соответственную асептическую и антисептическую обработку, накладывают стерильную повязку. Не следует допускать непосредственного контакта иммобилизационного средства с кожным покровом – можно подложить марлевую повязку либо что-либо из подручных средств. Фиксируется шина поверх одежды и обуви крепко, но сохраняя нормальную интенсивность кровообращения. При видимой деформации средство накладывается с противоположной от нее стороны, категорически запрещено вправлять повреждение своими силами. Некоторые шины (Дитерихса, например) до использования необходимо подогнать под рост пациента либо пользоваться частями шин в случае оказания помощи детям.

Источник

Тракционная шина при переломе бедра

Применение тракционных шин при переломе бедра на догоспитальном этапе.

Тракционные шины — это средства для иммобилизации переломов, в которых, в отличие от обычных шин, предусмотрен элемент вытяжения поврежденного сегмента конечности. Наибольшее распространение они получили при иммобилизации диафизарных переломов бедренной кости.

Элемент вытяжения при фиксации перелома диафиза бедра предполагает следующие преимущества по сравнению с обычным шинированием:

  1. Более выраженный обезболивающий эффект. Бедренная кость — одна из самых крупных костей в составе скелета. Мышечный массив, окружающий ее, также наиболее мощный, по сравнению с другими сегментами конечностей. В случае перелома диафиза бедра болевой синдром обусловлен давлением на ткани острых отломков бедренной кости, создаваемым мышцами. При создании вытяжения давление отломков на ткани уменьшается, что приводит к выраженному уменьшению боли.
  2. Уменьшение кровопотери. При закрытом диафизарном переломе бедра кровопотеря может достигать от 1 до 3 литров. Это во многом обусловлено способностью межмышечных пространств бедра вмещать большое количество крови. При тракции объем межмышечных пространств сокращается, что в итоге приводит к уменьшению кровопотери. Этому же способствует тот факт, что зафиксированные отломки при тракции с меньшей вероятностью будут повреждать находящиеся рядом кровеносные сосуды.
  3. Предупреждение повреждения нервов. Это также связано с фиксацией отломков и уменьшением давления их острых краев на окружающие ткани.

Эти, по большей части, теоретические выводы и предположения позволили тракционным шинам получить широкое распространение в экстренной медицине.

Исторически первая тракционная шина была разработана Хилтоном (John Hilton) в 1860 году, а затем в 1875 году модифицирована Томасом (Hugh Owen Thomas), который использовал ее для лечения пациента с туберкулезным поражением коленного сустава, и чье имя она в итоге и получила. Джонс (Robert Jones) во время Первой мировой войны ввел применение шины Томаса в практику военно-полевой хирургии. Начиная с 50-х годов во многих странах тракционные шины вошли в обязательный перечень оснащения бригад скорой помощи. К настоящему времени наложение тракционной шины стало стандартом догоспитальной помощи при изолированном диафизарном переломе бедра на территории многих стран, в частности, США и Великобритании.

Все современные тракционные шины имеют общий принцип работы: сначала создается упор на область промежности при помощи полукольца (как на шине Томпсона) либо каким-либо другим способом, а затем конечность вытягивается за область стопы. После вытяжения шина дополнительно фиксируется на протяжении.

HARE TRACTION SPLINT

Разработана Glen Hare в 60-х годах и является дальнейшим развитием шины Томпсона. Представляет собой рамочную телескопическую конструкцию регулируемой длины с мягкими поперечными вставками. После ручной стабилизации перелома и установки необходимой длины конструкции (по здоровой конечности) шина аккуратно помещается под конечность пострадавшего. Проксимальный конец шины с упором фиксируется стропой на уровне верхней трети бедра. Далее накладывается фиксирующее устройство для стопы и с помощью натяжителя со стопором производится собственно тракция. Оптимальное усилие, согласно методике, должно составлять около 10–15 % веса пациента или около 15 фунтов (6,8 кг). Другим критерием будет служить значимое уменьшение болевого синдрома, отмечаемое самим пациентом. Заключительным этапом производится дополнительная фиксация конечности к шине на протяжении с помощью тканевых элементов и фиксация пациента на щите-носилках. К недостаткам шины можно отнести невозможность ее использования при переломах в области проксимальной трети диафиза бедра, поскольку в таких случаях проксимальный упор шины может оказывать давление на область линии перелома. В случае перелома бедра в детском возрасте использование взрослого варианта шины также невозможно. Для применения в педиатрической практике существуют специальные варианты этой шины.

SAGER EMERGENCY TRACTION SPLINT

Разработана в 70-х годах Joseph Sager и Antony Borshneck. Представляет собой телескопическую конструкцию, размещаемую по внутренней поверхности травмированного бедра. Проксимальный конец упирается в область промежности и имеет форму, аналогичную костылю или прикладу ружья. На дистальном конце конструкции имеется натяжное устройство с рычагом и шкалой в фунтах. Степень натяжения, создаваемая такой шиной, аналогична шине Hare. После тракции стопы шина дополнительно фиксируется на протяжении манжетами с текстильными застежками. Обычно такая шина несколько менее комфортна для пострадавшего, а при смещении во время транспортировки может быть причиной дополнительной травмы наружных половых органов. К положительным же ее качествам можно отнести возможность при необходимости производить одновременную тракцию за обе стопы при двустороннем переломе бедра.

KENDRICK TRACTION DEVICE и CT-EMS

За счет своей компактности и малой массы данный вид шин получил распространение в укладках медиков, работающих в условиях бэккантри (Пешее восхождение на вершины, не оборудованные механизированными средствами подъема с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам. — прим. ред.) — у скипатролеров, в базовых альпинистских лагерях и пр. Состоит из складывающейся штанги, состоящей из нескольких сегментов, количеством которых регулируется длина, захвата для стопы с натягивающей стропой и регулируемой петли из стропы для фиксации шины в верхней трети бедра, а также эластичных манжет для фиксации шины на протяжении. Шина достаточно проста и удобна, компактна при переноске и быстро накладывается.

Дальнейшим ее развитием стала шина CT-EMS (Carbon Traction Emergency Medical Service), отличающаяся от предшественницы штангой из углепластика и роликовым натяжителем, работающим по типу полиспаста 4:1. Масса такой шины составляет не более 500 грамм.

ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ТРАКЦИОННЫЕ ШИНЫ

Кроме табельных вариантов тракционных шин, существует и технология импровизированного изготовления из подручных материалов. Она во многом повторяет принцип работы CT-EMS, только вместо строп могут использоваться куски ткани, вместо штанги — жердь, лыжа или треккинговая палка, а для дополнительной фиксации конечности используется либо одеяло (как на рисунке), либо полиуретановый коврик (как на заглавной фотографии). Вытяжение производится репшнуром по типу полиспаста. В одном из исследований проводилось сравнение между стандартными тракционными шинами и импровизированными конструкциями по степени комфорта для пострадавшего, которое не показало значимых отличий между ними.

ШИНА ДИТЕРИХСА

Было бы несправедливо не упомянуть и о тракционной шине, получившей распространение в отечественной травматологии. Разработанная еще в 30-е годы XX века отечественным хирургом М. М. Дитерихсом для транспортной иммобилизации при переломах бедра, она до сих пор используется по своему прямому назначению. Принципиальным отличием от других типов шин является тот факт, что вытяжение осуществляется с упором одновременно в область промежности (аналогично Sager) и в подмышечную область на стороне поражения. При наличии противопоказаний к вытяжению данная шина может с успехом быть применена в качестве стандартной, без тракции. Несмотря на свой возраст, данный тип шин до сих пор используется на догоспитальном этапе при переломах бедра в рамках военно-полевой хирургии. Другие тракционные шины, кроме шины Дитерихса, в нашей стране распространения не получили.

Какова же область применения такого многообразия тракционных шин? Показание для наложения такой шины будет одно — изолированный перелом диафиза бедра. К противопоказаниям для наложения тракции относятся сопутствующий перелом таза, перелом или вывих в области коленного или голеностопного суставов, перелом голени, иначе говоря, любые другие переломы на линии вытяжения. Также тракция противопоказана при проксимальном или дистальном переломах бедренной кости. К другим противопоказаниям относятся открытый перелом бедра с видимыми в ране костными отломками, выраженный остеопороз, а также усиление боли при наложении шины. Во всех этих случаях показана обычная иммобилизация — наложение стандартной фиксирующей шины, либо тракционной шины без тракции.

ПОЗИЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Несправедливо будет не заметить, что в последние годы появляется все большее количество статей и обсуждений, в той или иной степени ставящих под сомнение целесообразность использования тракционных шин на догоспитальном этапе. Причин тому несколько:

  • Ситуации, безапелляционно требующие наложения тракционной шины, встречаются достаточно редко. Abarbanell провел анализ 4513 вызовов бригад скорой помощи за 2001 год в рамках одного населенного пункта. Всего 16 из них были по поводу травмы средней трети бедра. Только в пяти случаях парамедики диагностировали перелом диафиза бедра. Тракционная шина была наложена лишь в двух случаях. В других случаях тракция не производилась по следующим причинам: у одного были противопоказания — проксимальный перелом бедра, другой пациент транспортировался в положении комфорта, у третьего возникла выраженная боль при попытке наложения тракционной шины. Таким образом, это устройство призвано помочь в оказании помощи только при одном изолированном повреждении, но, согласно нормативным актам, иметь его в наличии приходится всегда и везде.
  • Другая проблема заключается в том, что большинство машин скорой помощи адаптированы под перевозку пациента ростом не более 2 метров. Пациент, зафиксированный на носилках с наложенной тракционной шиной, имеет большую длину, что значимо затрудняет транспортировку в машине скорой помощи или в вертолете.
  • Наложение тракционной шины занимает значимое количество времени и может задерживать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, а также отвлекает внимание от возможных более значимых травм (травма грудной клетки, черепно-мозговая травма).
  • Тракционная шина имеет много противопоказаний, в частности, наличие других травм (вывихов или переломов) конечности. Очень часто их не представляется возможным выявить при осмотре на догоспитальном этапе, и тракционная шина накладывается, например, на фоне имеющего место, но не обнаруженного перелома таза.
  • Сама по себе тракционная шина, цель наложения которой заключается в защите нервов и сосудов от дополнительной травматизации, при определенных неконтролируемых обстоятельствах (например, краевое повреждение обломками магистральных сосудов) может приводить к их повреждению.

Но все же самым главным аргументом, заставляющим пересматривать имеющиеся стандарты оказания помощи, является то, что целесообразность применения тракционных шин и их преимущества перед стандартными фиксирующими шинами не подтверждены соответствующей доказательной базой. Есть несколько исследований, показавших большее снижение болевого синдрома при применении тракционных шин в сравнении с обычными. Однако так и не было доказано преимущество их использования при оценке смертности или частоты развития осложнений. Несмотря на многолетний опыт использования таких шин бригадами скорой помощи, в литературе встречаются лишь единичные исследования на данную тему, а описания преимуществ, приводимые в учебных пособиях по экстренной медицины — не более чем логические рассуждения, не подкрепленные доказательной базой. В настоящий момент большинство авторов сходятся во мнении, что в определенных ситуациях тракционная шина может являться методом выбора, однако требуется проведение новых рандомизированных клинических исследований для подтверждения их преимуществ перед стандартной иммобилизацией. И возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями переломного момента, когда тракционные шины либо укрепят свои позиции в качестве «золотого стандарта» при переломах диафиза бедра, либо, не доказав своих преимуществ перед более простым и доступным шинированием, займут свое место в музее истории экстренной медицины.

Источники:

  1. Kwon YH, Kahwaji CI. EMS. Traction splint. StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2018 Jun 15.
  2. Mistovich JJ, Karren KJ, Hafen BQ. Prehospital Emergency Care. Prentice Hall; 2009.
  3. McEvoy D, Bleidher J, Moore G, Anderson P. Wilderness Medicine. Aerie Backcountry Medicine; 2010.
  4. Runcie H, Greene M. Femoral Traction Splints in Mountain Rescue Prehospital Care: To Use or Not to Use? That Is the Question. Wilderness Environ Med. 2015;26(3):305-11.
  5. Robinson PM, O’meara MJ. The Thomas splint: its origins and use in trauma. J Bone Joint Surg Br. 2009;91(4):540-4.
  6. Schimelpfenig T, Safford J. NOLS Wilderness Medicine. Stackpole Books; 2006.
  7. Weichenthal L, Spano S, Horan B, Miss J. Improvised traction splints: a wilderness medicine tool or hindrance?. Wilderness Environ Med. 2012;23(1):61-4.

Ссылка на оригинал

Источник