Суставы должна фиксировать шина при переломе бедра

Инструкция по накладыванию шины при переломе бедра, плеча, предплечья, пальцев.

Огромное значение в скорости восстановления при переломах, является своевременность и правильность оказания первой помощи. Чем скорее она осуществляется, и правильно проводится, тем больше шансов выздороветь гораздо быстрее. В этой статье мы расскажем, какие суставы должна фиксировать шина при переломах.  

Общие правила накладывания шин при переломе

Дело в том, что существует одно общее правило, которое гласит о том, что шина должна фиксировать два сустава, выше и ниже перелома. Шина может представлять собой не что иное, как доску, палку, или какой-то журнал, свернутый в трубочку.

Чаще всего при оказании первой медицинской помощи у людей нет никаких спецматериалов и инструментов. Соответственно шины изготавливается из подручных вещей. Их достаточно просто найти на производстве, а также на улице и в быту. Подойдет любая жесткая, прямая поверхность, которая соответствует длине, и удовлетворяет все требования к шинам.

Советы:

  • Самое интересное, что есть исключения из правил, это перелом плеча, а также бедра. В таком случае шина фиксирует вовсе не два сустава, а всю конечность. То есть три сустава.
  • Стоит обратить внимание, что существуют общие правила накладывания шин. Ни в коем случае нельзя их сильно затягивать, это препятствует нормальному кровообращению. Основная задача шины — обездвижить сустав и сломанное место.
  • Но ни в коем случае она не должна мешать нормальному кровообращению конечности. Именно с этой целью очень часто пальцы ног и рук при переломах оставляют открытыми. Это необходимо для того, чтобы мониторить температуру тела.
  • Если конечности очень холодные, синеют, значит, шина наложена не совсем правильно, а повязки очень тугие, соответственно нет нормального кровообращения. Обратите внимание, что если в области перелома имеется открытая рана или перелом открытый, то необходимо использовать исключительно стерильные повязки, бинты.
  • Если вы находитесь в домашних условиях, то любыми повязками могут служить домашние вещи, разрезанные на куски. Идеальным вариантом станет разрезанная на полоски простынь. Если перелом закрытый, то использование стерильных бинтов в области поражения совсем не обязательно.
  • Подойдет обычная ткань. Необходимо обратить внимание, что ткань должна быть достаточно эластичной и не препятствовать нормальному кровообращению. 

Перелом руки: схема

Какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра?

Инструкция:

  • В случае с бедром, проводится фиксация колена, голеностопа и бедра. Таким образом, длина шины при переломе бедра довольно большая, начинается от подмышечной впадины и заканчивается под стопой.
  • При накладывании шины, в случае перелома бедра, необходимо использовать не одну, а три планки. Первая из них проводит фиксацию и начинается от подмышки, заканчивается в области стопы, изгибается  в форме буквы Г.
  • Таким образом, это препятствует шевелению стопой. То есть сбоку шина должна сгибаться под углом 90 градусов. Касательно задней поверхности, то шина начинается в области под ягодицей, и также спускается в область стопы, изгибается под углом 90 градусов.
  • Что касается третьей шины, то она как раз начинается в области внутренней поверхности бедра, под пахом, и заканчивается также в области стопы. Таким образом, нога получается полностью зафиксированной.
  • Отсутствует возможность согнуть ее в колене, также невозможно пошевелиться, как-то изогнуть ногу в области бедра. Человек оказывается практически обездвиженным.
  • При переломе бедра необходимо всего семь отрезков ткани. Куски пропускаются под поясницей, в области подмышечных впадин, в области паха, над и под коленом, в области щиколотки. Таким образом, необходимо чтобы нога была полностью неподвижная, зафиксированная.
  • Что касается перелома бедра, то очень часто сложно найти несколько довольно длинных досок. Именно поэтому, разрешено фиксировать одну конечность к другой. Таким образом, между ног прокладывается полоса из одеяла, которая складывается в несколько раз и формуется прямоугольник.
  • Таким образом, фиксируются в области голеностопа, под коленом, над коленом, в области паха, в области поясницы. Это необходимо для того, чтобы невозможно было конечность отводить в сторону и тревожить поврежденное бедро. Что касается переломов ребер, то здесь шины не используются. 

Шина при переломе бедраПерелом бедраШина из подручных средств

Шина при переломе плеча: как накладывать?

Что касается перелома плеча, то здесь все довольно сложно, так как шина фиксирует не два сустава, а три, как при переломе бедра.

Инструкция:

  • При этом шина может состоять из двух частей. Необходимо, чтобы получилось что-то похожее на букву Г. То есть это своеобразный прямой угол. При этом, верхнюю часть фиксирует область плеча, до самого локтя.
  • Вторая часть, которая начинается после сгиба угла, фиксируется как раз в области перед кистью. Необходимо, позаботиться и о положении, состоянии пальцев. Чаще всего в области сгиба ладони вкладывается плотный валик из ваты или бинта, пальцы сгибаются, зажимая его.
  • Именно в таком положении фиксируется рука и предплечье. Только таким образом можно добиться быстрого восстановления, и минимизировать количество болезненных ощущений. Обратите внимание, что такая конструкция фиксируется при помощи повязки или косынки, которая надевается на шею.
  • Это можно сделать при иммобилизирующей повязке, которую можно приобрести в аптеке.
  • В случае перелома, который находится в области предплечья или плеча, при отсутствии шин и каких-то твердых поверхностей, проводится фиксация больной конечности непосредственно к туловищу.
  • Конечность выпрямляется по швам, то есть вдоль тела, и фиксируется непосредственно к туловищу, при помощи ткани. Это самый оптимальный вариант, так как он позволяет снизить возможность движения рукой, и дальнейшую травматизацию тканей. 

Перелом рукиПерелом плеча

Шина при переломе предплечья и пальцев

Касательно переломов пальцев, то здесь фиксация проводятся в области двух суставов. То есть выше и ниже поражения.

Советы:

  • Если сломана одна из фаланг пальцев, обычно к пальцу и самой ладони привязывается небольшая шина, или даже обычный карандаш. Таким образом, чтобы палец не мог сгибаться, им невозможно было пошевелить. 
  • При переломе в области предплечья, достаточно зафиксировать только саму кость. При этом шина накладывается от локтя к кисти. При этом сохраняются условия, что в области пальцев укладывается валик, который фиксирует их в определенном положении.
  • Рука закрепляется при помощи обычной косыночной повязки. Стоит обратить внимание, что в качестве шины могут использоваться доски, швабры, даже веник. А при переломах пальцев, часто используются кусочки обычных карандашей или ручек.
  • При этом желательно любой перелом фиксировать с обеих сторон. То есть по бокам необходимо фиксировать больное место при помощи шины. Ни в коем случае нельзя, чтобы ткань находилась непосредственно в области перелома. Необходимо, чтобы все фиксировалось сверху и снизу поврежденного места.

Перелом предплечьяШина при переломе предплечья

Советы по оказанию первой медицинской помощи при переломах

После того, как будет оказана помощь, необходимо поврежденную конечность поднять над уровнем тела. Это будет препятствовать появлению отека, и опуханию конечностей. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя пережимать область перелома или пытаться самостоятельно выровнять кости. Помните, основная задача накладывания шины — это обездвижить место перелома, препятствовать дальнейшему разрушению костей, и повреждению тканей.

Советы:

  • Если человек будет пытаться двигатель поврежденной конечностью, то осколки кости могут повреждать мягкие ткани, оставляя осколки и резаные раны. Таким образом, это усугубит ситуацию и продлится период реабилитации. Обратите внимание, что до приезда бригады скорой помощи, нельзя перекладывать человека с места на место. Основная задача — зафиксировать пораженное место и оставить его в покое. После приезда бригады скорой помощи, доктор определится, каким образом необходимо осуществлять помощь человеку. 
  • Чтобы человек достаточно быстро восстановился, необходимо, чтобы шина накладывалась правильно. Ни в коем случае она не должна нажимать на выпирающие кости и давить на них. Таким образом, между выступающими костями и жесткой шиной необходимо прокладывать кусочек ткани, ваты или бинта.
  • Давление на кости уменьшается. Существуют специализированные шины, которыми пользуется медперсонал. Однако в большинстве случаев доврачебную помощь оказывают близкие люди пострадавшего, или сотрудники по работе. То есть тот, кто оказался в месте осуществления несчастного случая. Именно поэтому, чаще всего для обездвиживания перелома используют подручные средства. 
  • Если несчастье случилось в холодное время года, необходимо позаботиться о сохранении тепла в области пораженных мест. То есть ткани верхней и нижней конечности необходимо укутывать. Ведь иногда, после накладывания шины или повязки, может незначительно ухудшаться кровообращение. Но в купе с низкой температурой воздуха, может ускоряться процесс обморожения.

Перелом плечевой кости

Именно поэтому ни в коем случае не оголяются данные места и до приезда скорой помощи защищаются при помощи одеяла или теплых вещей. При переломах ребер, шина не накладывается. Осуществляется накладывания тугой повязки. 

 ВИДЕО: Шина при переломах

Источник

Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Первая помощь – залог выздоровления

Оказание помощи пострадавшему

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Принципы шинирования

Помощь в лесу

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

Важно! Категорически запрещено самостоятельно совершать попытки выпрямления или сгибания ноги, поскольку это чревато серьезными повреждениями тканей и нервов.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Как накладывать шину Крамера?

Мальчик оказывает помощь при переломе

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Как накладывать шину Дитерихса?

Рисунок

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.

Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.

Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.

Далее начинают непосредственно наложение шин:

  1. Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
  2. Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
  3. Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.

Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.

Медики скорой помощи

После этого происходит закрепление шин:

  1. Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
  2. После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
  3. Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
  4. С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.

После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:

  1. Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
  2. Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
  3. В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.

Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.

После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.

Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).

После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.

Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.

Источник

Иммобилизация при переломе бедра входит в комплекс мероприятий по проведению первой помощи пострадавшему. Процедура представляет собой фиксирование поврежденной конечности в неподвижном состоянии. Правильно проведенная первая медицинская помощь снижает риск возникновения добавочных травм смещенными осколками и позволяет без труда доставить пациента в клинику.

При травме бедра используют шину Дитерихса – приспособление, состоящее из костылей, палочки-закрутки и подстопника, или самодельную конструкцию, которую собирают из подручных материалов. Нельзя использовать слишком жесткие или неподходящие по размеру шины. Фиксация должна быть прочной.

Правила транспортной иммобилизации

Суставы должна фиксировать шина при переломе бедра

Транспортная иммобилизация при переломах бедра – это временная фиксация поврежденной области для перевозки пациента в больницу. Перемещать человека надо осторожно, поскольку любое резкое движение может усугубить его состояние: вызвать дополнительные смещения отломков кости и повреждения кровеносной системы бедренной зоны. При сложном переломе шейки бедра больного выводят из шокового состояния, после накладывается шина Дитерихса или пневматическая.

В случае, когда специальных аппаратов нет, используют различные доски, палки, лыжи и прочее. Фиксируют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Если нет подходящих подручных средств, следует прибинтовать больную ногу к здоровой. Бинтовать очень туго не рекомендуется, чтобы не нарушать процесс кровообращения.

Если иммобилизация при переломе бедра осуществляется врачами, имеются необходимые аппараты, пациенту проводят переливание крови и вводят противошоковый препарат. После делаются инъекции препаратов, которые стимулирует дыхание и сердечнососудистую систему. Перевозят больного в клинику на жестких носилках.

Порядок наложения шины Дитерихса

Суставы должна фиксировать шина при переломе бедра

При переломе бедра проводится иммобилизация специальным приспособлением, которое позволяет зафиксировать и немного вытянуть сустав. При переломе бедра применяется шина Дитерихса. Аппарат сконструирован из наружного и внутреннего деревянных костылей, подстопника и палочки-закрутки, закрепленной к шине шнуром. Костыли состоят из двух фрагментов, которыми регулируют длину аппарата.

Перевозить больного без фиксации травмированной области запрещается.

Перед наложением шины делают инъекции обезболивающих средств. Для закрепления приспособления нужны бинт и ножницы. Перед началом мероприятий иммобилизации необходимо успокоить больного и объяснить, в чем она заключается.

Порядок наложения аппарата:

  • Необходимо освободить поврежденную область от одежды (разрезать вещи по швам).
  • Урегулировать длину костылей на здоровой ноге пострадавшего.
  • Не разувая больного, провести фиксацию стопы перевязывают восьмиобразно к подстопнику. Наружный фрагмент аппарата прикладывают к поврежденной ноге, верхняя часть должна доходить до подмышечной впадины, нижняя – быть длиннее на 8-10 см.
  • Наружную часть приспособления вставляют в специальное отверстие в подстопнике. Внутреннюю часть аппарата укладывают в зону паха поврежденной ноги и фиксируют перемычкой под стопой. Оба конца боковых шин закрепляются в подстопнике.
  • Подкладывают под голеностопный, коленный, тазобедренный суставы валики из ваты или бинта, чтобы мягкая ткань не сдавливалась.

Кроме того, используют шину Крамера во избежание провисания голени и добавочных смещений отломков кости.

Суставы должна фиксировать шина при переломе бедра

  • Закрепляются ремни из подмышечной впадины на противоположное надплечье и на уровне бедер.
  • Через отверстие в перемычке необходимо провести шнур и закрепить палочку-закрутку.
  • Поворачивая палочку-закрутку, вытягивают конечность (диаметральные перекладины аппарата доходят до паха и подмышки).
  • После закрутку фиксируют под стопой за выступ наружной шины.
  • Детали аппарата закрепляют бинтовой повязкой по спирали от стопы до тазобедренного сустава.

Наложение самодельных шин

Перевозка больного с переломом бедра осуществляется после проведения транспортной иммобилизации, которая обеспечивает неподвижность травмированной конечности и помогает избежать добавочных смещений костных отломков и повреждений мягких тканей.

При переломах фиксацию можно осуществить подручными средствами: лыжами, рейками, пучками хвороста, досками.

Суставы должна фиксировать шина при переломе бедра

Поврежденную конечность фиксируют с двух сторон. Самодельные шины накладываются в соответствии с анатомическим строением травмированной области. Одна часть шины прикладывается с наружной, вторая с внутренней стороны конечности. Под суставы обязательно подкладываются валики для нормального кровообращения. При необходимости фиксируют также заднюю область.

Интересно почитать  какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Для правильного наложения шины необходимо:

  • фиксировать конечность непосредственно на месте происшествия (запрещено переносить пострадавшего, поскольку это может привести к добавочным повреждениям),
  • помнить, что снимать одежду и обувь запрещено (если одежда сильно сдавливает и мешает, ее разрезают).

Порядок наложения шины:

  • Останавливают кровотечение, если таковое имеется.
  • На рану следует наложить стерильную повязку.
  • Купировать болевой синдром анальгетиками или другими средствами.
  • Поврежденной ноге придать анатомически корректное положение (без усилий, по возможности).
  • При закрытом типе повреждения проводится легкое вытяжение ноги по оси (без специальной подготовки делать вытяжение запрещается).
  • При переломах бедра иммобилизуют тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. Накладывается наружная, внутренняя и задняя шины. Длина наружной и задней шин должна быть одинаковой. Они фиксируются бинтом на уровне лодыжки, колена и бедра. Наружная часть дополнительно прибинтовывается к телу.

Перекладывают на носилки больного без резких движений, поддерживая поврежденную конечность. Транспортная иммобилизация проводится по правилам, условно названным «трижды осторожно».

  1. сделать перевязку,
  2. зафиксировать конечность шиной,
  3. переложить больного на носилки для перевозки в больницу.

При транспортной иммобилизации нужно избегать следующих ошибок:

  • Использование коротких шин. Недостаточная длина не обеспечивает желательную фиксацию конечности.
  • Слишком жесткие шины. Шины из твердых материалов необходимо предварительно обернуть бинтом или марлей.
  • Некорректная шина, не соответствующая анатомическому расположению травмы.
  • Слишком слабая повязка. Фиксация конечности должна быть наиболее прочной.
  • При кровотечении запрещено закрывать фиксирующей повязкой область повреждения, особенно место жгута.
  • В зимний период необходимо обеспечить тепло для поврежденной конечности. Длительное нахождение на холоде, особенно при кровотечении, может стать причиной отморожения.

Больного перевозят в лежачем положении во избежание кровотечения или развития эмболии. Во время перевозки следят за цветом конечности: если происходит изменение цвета кожи, необходимо ослабить повязку. Правильная транспортная иммобилизация позволит избежать возможных осложнений при переломе шейки бедра.

Источник