Тело человека кости черепа длинная кость перелом стопы
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2017;
проверки требуют 34 правки.
Скелет взрослого человека состоит из около 207 костей: 23 костей образуют череп, 33 — позвоночный столб, 25 — ребра и грудину, 64 — скелет верхних конечностей, 62 — скелет нижних конечностей.
Скелет ребёнка составляет 270 костей, пока они не срастутся.
B скобках приведены латинские названия, число в скобках указывает на количество одинаковых костей.
Кости головы[править | править код]
Череп (cranium) состоит из 23 костей.
- Мозговой отдел (cranium cerebrale) (8 костей):
- лобная кость (os frontale);
- теменная кость (os parietale) (2);
- затылочная кость (os occipitale);
- клиновидная кость (os sphenoidale);
- височная кость (os temporale) (2);
- решётчатая кость (os ethmoidale).
- Лицевой отдел (cranium viscerale) (15 костей):
- верхняя челюсть (maxilla) (2);
- нёбная кость (os palatinum) (2);
- сошник (vomer);
- скуловая кость (os zygomaticum) (2);
- носовая кость (os nasale) (2);
- слёзная кость (os lacrimale) (2);
- нижняя носовая раковина (concha nasalis inferior) (2);
- нижняя челюсть (mandibula);
- подъязычная кость (os hyoideum).
Кости среднего уха (3×2):
- молоточек (malleus) (2);
- наковальня (incus) (2);
- стремя (stapes) (2).
Кости туловища[править | править код]
Позвоночный столб (columna vertebralis) состоит из 33-34 костей:
- шейные позвонки (7, vertebrae cervicales), в т. ч. атлант (atlas) и эпистрофей (axis);
- грудные позвонки (12, vertebrae thoracicaе);
- поясничные позвонки (5, vertebrae lumbalis);
- крестец (5, os sacrum);
- копчик (4-5, os coccygis)
Грудная клетка (compages thoracis) состоит из 37 костей (из них 12 грудных позвонков относятся ещё и к позвоночнику):и мечевидный хрящ
- рёбра (costae) (12×2);
- грудина (sternum).
Кости верхней конечности[править | править код]
Пояс верхней конечности (cingulum membri superioris) (2×2):
- лопатка (scapula) (2);
- ключица (clavicula) (2).
Свободная часть верхней конечности (skeleton membri superioris liberi) (30×2)
Плечо (brachium) :
- Плечевая кость (humerus) (2).
Предплечье (antebrachium):
- локтевая кость (ulna) (2);
- лучевая кость (radius) (2).
Кисть (manus) (27×2).
- Запястье (carpus) (8×2):
- ладьевидная кость (os scaphoideum) (2);
- полулунная кость (os lunatum) (2);
- трёхгранная кость (os triquetrum) (2);
- гороховидная кость (os pisiforme) (2);
- кость-трапеция (os trapezium) (2);
- трапециевидная кость (os trapezoideum) (2);
- головчатая кость (os capitatum) (2);
- крючковидная кость (os hamatum) (2).
- Пястье (metacarpus):
- Пястные кости (ossa metacarpi) (5×2).
- Кости пальцев (ossa digitorum) (14×2) — по 5 пальцев на каждой кисти, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца, у которого 2 фаланги: (большой палец, I (pollex); указательный палец, II (index); средний палец, III (digitus medius); безымянный палец, IV (digitus anularis); мизинец, V (digitus minimus)).
- проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5×2);
- средняя фаланга (phalanx media) (4×2);
- дистальная фаланга (phalanx distalis) (5×2).
Кости нижней конечности[править | править код]
Пояс нижней конечности (cingulum membri inferioris) (3×2)
- Тазовая кость (os coxae) (2):
- подвздошная кость (os ilium) (2);
- седалищная кость (os ischii) (2);
- лобковая кость (os pubis) (2).
Свободная часть нижней конечности (skeleton membri inferioris liberi) (30×2)
Бедро (femur):
- бедренная кость (femur) (2);
- надколенник (patella) (2).
Голень (crus):
- большеберцовая кость (tibia) (2);
- малоберцовая кость (fibula) (2).
Стопа (pes, pedis) (26×2)
- Предплюсна (tarsus) (7×2):
- пяточная кость (calcaneus) (2);
- таранная кость (talus) (2);
- ладьевидная кость (os naviculare) (2);
- медиальная клиновидная кость (os cuneiforme mediale) (2);
- промежуточная клиновидная кость (os cuneiforme intermedium) (2);
- латеральная клиновидная кость (os cuneiforme laterale) (2);
- кубовидная кость (os cuboideum) (2).
- Плюсна (metatarsus):
- Плюсневые кости (ossa metatarsi) (5×2).
- Кости пальцев (ossa digitorum) (14×2) — по 5 пальцев на каждой стопе, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца (hallux), у которого 2 фаланги:
- проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5×2);
- средняя фаланга (phalanx media) (4×2);
- дистальная фаланга (phalanx distalis) (5×2).
Ссылки[править | править код]
Источник
 ôèçè÷åñêîé ñõâàòêå ñ ïðîòèâíèêîì âàæíî âñå.
ïîýòîìó íóæíî çíàòü óÿçâèìûå òî÷êè íà ÷åëîâå÷åñêîì òåëå.
Ê çîíàì, ãäå íàõîäÿòñÿ óÿçâèìûå òî÷êè êîðïóñà, îòíîñÿòñÿ : ïðîìåæíîñòü, ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå, ðåáðà, ñåðäöå, ïå÷åíü, ñåëåçåíêà, ïîäìûøêè, ïî÷êè, êîï÷èê. (ñì. òî÷êè íà ðèñ 1)
***
ÏÐÎÌÅÆÍÎÑÒÜ
×åðåç îáëàñòü ïðîìåæíîñòè ïðîõîäèò ìíîãî êðóïíûõ ñîñóäîâ è íåðâîâ, âûøå ðàñïîëàãàþòñÿ ïîëîâûå îðãàíû, êîòîðûå ñàìè ïî ñåáå î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû. Óäàð â ïðîìåæíîñòü âûçûâàåò áîëåâîé øîê è îïàñíîñòü ðàçðûâà ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.
***
ÑÎËÍÅ×ÍÎÅ ÑÏËÅÒÅÍÈÅ
Òî÷êà ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ ðàñïîëàãàåòñÿ â öåíòðå ãðóäè.
Îêîëî ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ ìíîãèå æèçíåííî âàæíûå îðãàíû (ñåðäöå, ïå÷åíü, æåëóäîê).
Çäåñü íàõîäèòñÿ ñàìîå áîëüøîå ñêîïëåíèå íåðâîâ. Ðåáåð â äàííîé îáëàñòè íåò, ïîýòîìó îíà îêàçûâàåòñÿ íåçàùèùåííîé è óäàð ïî íåé ïðîèçâîäèò î÷åíü ñèëüíûé áîëåâîé ýôôåêò.
Áîëåâîé øîê, çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ, æåëóäî÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ, ïåðåáîè â ðàáîòå ñåðäöà, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ âîò äàëåêî íå ïîëíûé ïåðå÷åíü ïîñëåäñòâèé òàêîãî óäàðà.
***
ÐÅÁÐÀ.
Ïî ñâîåé ñòðóêòóðå ðåáðà ñàìûå õðóïêèå êîñòè ó ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó ïåðåëîìû 5-8-ãî ðåáåð ïðîèñõîäÿò äàæå ïðè óäàðàõ ñðåäíåé ñèëû. Ñëîìàííûå ðåáðà ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé áîëåâîãî øîêà, à èõ îñêîëêè ìîãóò ïîâðåäèòü æèçíåííî âàæíûå îðãàíû.
***
ÏÅ×ÅÍÜ È ÑÅËÅÇÅÍÊÀ.
 îáëàñòè íèæíèõ ðåáåð íàõîäÿòñÿ ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Îñîáåííî ýôôåêòèâåí óäàð ïî ïå÷åíè, òàê êàê, äàæå íå áóäó÷è î÷åíü ñèëüíûì, îí ïðèâîäèò ê ïîðàæåíèþ îðãàíà, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ïîëíîå âûâåäåíèå ïðîòèâíèêà èç ñòðîÿ.
Ïå÷åíü ðàñïîëîæåíà ïîä íèæíèìè ðåáðàìè ñ ïðàâîé ñòîðîíû, è ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü óäàð ëåâîé ðóêîé (êóëàêîì, ëîêòåì, ðåáðîì ëàäîíè) è êîëåíîì â áëèæíåì áîþ èëè ïðèìåíÿòü ïðÿìîé óäàð ëåâîé íîãîé ñî ñðåäíåé äèñòàíöèè è ïðàâîé íîãîé ñ áîêîâîé (âíåøíèì ðåáðîì ñòîïû).
Àíàëîãè÷íî óäàðû íàíîñÿò â îáëàñòü ñåëåçåíêè, ñ ó÷åòîì ÷òî îíà íàõîäèòñÿ ñëåâà.
***
ÍÅÐÂÛ È ÊÐÓÏÍÛÅ ÊÐÎÂÅÍÎÑÍÛÅ ÑÎÑÓÄÛ.
 ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ ïðîõîäÿò êðóïíûå êðîâåíîñíûå ñîñóäû è íåðâû.  îòëè÷èå îò ìíîãèõ äðóãèõ îáëàñòåé òåëà îíè íå èìåþò íè êîñòíîé, íè ìûøå÷íîé çàùèòû, ïîýòîìó îùóùåíèÿ îò óäàðà â îáëàñòü ïîäìûøåê íàïîìèíàþò ñèëüíîå ïîðàæåíèå òîêîì. Âñëåäñòâèå òàêîãî óäàðà âîçíèêàþò áîëåâîé øîê è íåâîçìîæíîñòü ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ðóêè.
***
ÏÎ×ÊÈ,
Ïî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè ê çàäíåé ñòåíêå áðþøíîé ïîëîñòè. Îíè íå èìåþò êîñòíîé çàùèòû, ïîýòîìó âåñüìà óÿçâèìû. Ïðè óäàðå ïî ïî÷êàì âîçíèêàþò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ, âîçìîæíû èõ ðàçðûâ è âíóòðåííåå êðîâîèçëèÿíèå.
Íàíîñÿ óäàð, ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ ïðèìåðíî íà îäíîì óðîâíå ñ ëîêòåâûì ñóñòàâîì âûïðÿìëåííîé âäîëü êîðïóñà ðóêè.
***
ÊÎÏ×ÈÊ. Óäàð â îáëàñòü êîï÷èêà ìîæåò ïîâðåäèòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, âûçâàòü ñèëüíóþ áîëü èëè äàæå ïàðàëè÷.
***
ØÅß ( ðèñ 3) Øåÿ ÿâëÿåòñÿ ìåñòîì ðàñïîëîæåíèÿ æèçíåííî âàæíûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ ïî áîêàì, øåéíûõ ïîçâîíêîâ ñî ñòîðîíû ñïèíû è ÷ðåçâû÷àéíî óÿçâèìîãî «àäàìîâà ÿáëîêà» â ãîðëå.
Ñèëüíûå óäàðû ñ ïîâðåæäåíèåì ïîçâîíêîâ ìîãóò âûçâàòü ïàðàëè÷. Áîêîâûå óäàðû ïî øåå, âûïîëíåííûå ðåáðîì ëàäîíè, ñïîñîáíû ñòàòü ïðè÷èíîé ðåçêîãî íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ìîçãà, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ.
Òî÷íûé óäàð ïî ãîðëó ïîìèìî ñèëüíîé áîëè âûçûâàåò îñòàíîâêó äûõàíèÿ çà ñ÷åò ðåçêîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøö â îáëàñòè ãîðëà.
***
ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ ( ðèñ 3)
Ê óÿçâèìûì òî÷êàì íèæíèõ è âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé îòíîñÿòñÿ êîëåííûå ÷àøå÷êè, íàðóæíàÿ è âíóòðåííÿÿ ÷àñòè êîëåíà, ãîëåíü, ñòîïà, ìûøöû áåäðà íà íîãàõ è ëîêòåâîé ñóñòàâ, êèñòè è ïàëüöû íà ðóêàõ.
* Íàèáîëåå ýôôåêòèâíû àòàêè â ëîêòåâîé ñóñòàâ è êîëåííóþ ÷àøå÷êó îïîðíîé íîãè. Óäàð â ýòè îáëàñòè âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ è íåïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ.
* Ïðÿìîé óäàð â íàðóæíóþ ÷àñòü êîëåíà ïðèâîäèò ê ðàçðóøåíèþ ñóñòàâà âñëåäñòâèå åãî íååñòåñòâåííîãî ïðîãèáà â äðóãóþ ñòîðîíó è âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü è íåïîäâèæíîñòü êîëåíà. Óäàð â îáëàñòü âíóòðåííåé ÷àñòè êîëåíà ïîâðåæäàåò ñâÿçêè è ñóõîæèëèÿ âîêðóã êîëåííîé ÷àøå÷êè, âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ è ïðèâîäèò ê íåïîäâèæíîñòè êîëåííîãî ñóñòàâà. Óäàð â êîëåííóþ ÷àøå÷êó âûçûâàåò åå ñìåùåíèå è äåëàåò êîíå÷íîñòü íåïîäâèæíîé.
* Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì óäàðîì â ãîëåíü ÿâëÿåòñÿ óäàð âíåøíèì ðåáðîì ñòîïû ïðèìåðíî íà óðîâíå îäíîé òðåòè äëèíû ãîëåíè ñíèçó. Â ýòîì ìåñòå êîñòü íàèìåíåå çàùèùåíà è òîíêà, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ïåðåëîì, à ïðè íå ñëèøêîì ñèëüíîì óäàðå âåñüìà áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ.
*  ñòîïå ðàñïîëàãàþòñÿ ñàìûå òîíêèå è õðóïêèå êîñòè íîã. Îíè ëåãêî ìîãóò áûòü ïîäâåðãíóòû ðàçðóøåíèþ, íî àðñåíàë óäàðîâ â ýòè óÿçâèìûå ìåñòà íåáîãàò. Ýòî â îñíîâíîì óäàðû ïÿòêîé èëè ïîäîøâîé ñòîïû ñâåðõó âíèç. ×àùå îíè íàíîñÿòñÿ, êîãäà ïðîòèâíèê íàõîäèòñÿ çà ñïèíîé àòàêóåìîãî.
* Óäàð, íàíåñåííûé ïî ìûøöàì áåäðà, ïðèâîäèò ê èõ ïàðàëè÷ó â ðåçóëüòàòå ðåçêîãî ñîêðàùåíèÿ. Â áëèæíåì áîþ ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ óäàð êîëåíîì, íà ñðåäíåé äèñòàíöèè áîêîâîé óäàð ïîäúåìîì ñòîïû.
* Ëîêòåâûå ñãèáû, êèñòè è ïàëüöû ðóê â êà÷åñòâå îáúåêòîâ àòàêè îêàçûâàþòñÿ â îñíîâíîì ïðè ïðîâåäåíèè áîëåâûõ ïðèåìîâ íà èçëîì ñóñòàâîâ.
***
ÓßÇÂÈÌÛÅ ÌÅÑÒÀ ÃÎËÎÂÛ.( ðèñ 3 È 2)
Ê óÿçâèìûì òî÷êàì ãîëîâû îòíîñÿòñÿ íîñîâûå êîñòè, íàäáðîâíàÿ äóãà, íèæíÿÿ ÷åëþñòü, óøè, ãëàçà, ñêóëîâûå äóãè, âèñîê, çàòûëî÷íàÿ ÷àñòü.
* Âîëîñû. Áîëü îòâëå÷¸ò ïðîòèâíèêà, çàõâàò âîëîñ ìîæåò ïîçâîëèòü êîíòðîëèðîâàòü äâèæåíèÿ ãîëîâû. Ýòî ïîçâîëèò ïðîâåñòè äðóãîé ïðè¸ì.
ÍÀ ÐÈÑÓÍÊÅ 2 :
* Áðåãìà. Ìåñòî ñîåäèíåíèÿ ëîáíîé è òåìåííîé êîñòè.
Ðåçêèé óäàð ñâåðõó ñìåùàåò ëîáíóþ êîñòü, ïîâðåæäàÿ ìîçã.
 ðàçâåäûâàòåëüíî-äèâåðñèîííûõ ÷àñòÿõ, ó÷àò áèòü ñâåðõó, òàê ÷òî êàñêà ÷àñîâîãî áü¸ò åìó ïî ýòîé òî÷êå.
* Âåíå÷íûé øîâ. Ýòî çàäíèé êðàé ëîáíîé êîñòè, èäóùåé îò âèñêîâ ê òåìåíè, ñîåäèíåíèå ëîáíîé êîñòè ñ êàæäîé èç òåìåííûõ êîñòåé. Óäàð ìîæåò èäòè ñâåðõó, êàê â ïðåäûäóùåì ñëó÷àå, èëè ñáîêó ðåáðîì ëàäîíè, èëè ïðåäìåòîì òèïà ïîëèöåéñêîé äóáèíêè.
* Âèñî÷íàÿ êîñòü. Áîêîâàÿ ñòîðîíà ÷åðåïà âîêðóã è âûøå óøíîé ðàêîâèíû äîâîëüíû êðåïêè, ïîýòîìó áèòü â ýòó çîíó èìååò ñìûñë âîîðóæ¸ííîé ðóêîé, òèïà ïðèêëàäà, äóáèíêè.
 îáëàñòè ñàìîãî âèñêà êîñòè ÷åðåïà íàèáîëåå òîíêè è ìîãóò áûòü ïðîáèòû îòíîñèòåëüíî ñëàáûì óäàðîì. Ïîñëåäñòâèÿ ïåðåëîìîâ â ýòèõ òî÷êàõ ìîãóò îêàçàòüñÿ ñìåðòåëüíûìè.
* Êëèíîâèäíàÿ êîñòü. Íåáîëüøàÿ êîñòü íà áîêîâîé ÷àñòè ÷åðåïà ÷åëîâåêà, ïðèìåðíî â 2,5 ñì îò ãëàçíîé âïàäèíû. Êîñòü äîâîëüíî òîíêàÿ è õðóïêàÿ. Óäàð ïî íåé òû÷êîâûì êàñòåòîì òèïà ÿïîíñêîé ÿâàðû ìîæåò ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.
* Ïîâåðõíîñòíàÿ âèñî÷íàÿ àðòåðèÿ. Óäàð íîæà ïî áîêîâîé ñòîðîíå ãîëîâû âäîëü êëèíîâèäíîé êîñòè ìîæåò ïîâðåäèòü âèñî÷íóþ àðòåðèþ, åñëè êðîâîòå÷åíèå íå îñòàíîâèòü â òå÷åíèè ìèíóòû, ïîâðåæäåíèå áóäåò èìåòü ñåðü¸çíûå ïîñëåäñòâèÿ. Ê òîìó æå îáèëüíàÿ êðîâü ëèøèò åãî ïðèñóòñòâèÿ äóõà, è âîçìîæíîñòè ïðîäîëæàòü äåéñòâèÿ.
* Ãëàçíûå êîñòè. Êîñòíîå ôîðìèðîâàíèå âîêðóã ãëàçíîé âïàäèíû. Ñèëüíûé óäàð ïî íåé âûçûâàåò ñîòðÿñåíèå ëîáíûõ äîëåé ìîçãà, ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ.
* Ãëàçíîå ÿáëîêî. Òêíóâ ïðîòèâíèêà â ãëàç,.ãëàçà ïàëüöåì, èëè ëþáûì îñòðûì ïðåäìåòîì, íàïðèìåð: êàðàíäàøîì, ìîæíî âûçâàòü âðåìåííóþ ïîòåðþ çðåíèÿ, èëè äàæå ïîëíóþ. Ïðè ñèëüíîì óäàðå âîçìîæíî è ïîâðåæäåíèå ìîçãà ñëîé êîñòíîé òêàíè çà ãëàçíûì ÿáëîêîì î÷åíü òîíêèé.
* Íàäïåðåíîñüå (ãëàáåëëà). Ýòî ÷àñòü ëîáíîé êîñòè â ñåðåäèíå ëáà ìåæäó áðîâÿìè íàä ïåðåíîñèöåé. Óäàð ïî ýòîé òî÷êå ìîæåò âûçâàòü ñìåðòü. Ñèëüíûé óäàð.âûçîâåò ñîòðÿñåíèå ëîáíûõ äîëåé ìîçãà, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíòóçèè, ïîòåðå ñîçíàíèÿ è âîçìîæíî ñìåðòè.
* Ïåðåíîñèöà. Òîíêèå êîñòè íîñà ìåæäó ãëàçàìè, ìîãóò áûòü ïåðåáèòû êóëàêîì, ðåáðîì ëàäîíè, óäàðîì êàêîãî-ëèáî.ïðåäìåòà. Óâå÷üå âåñüìà áîëåçíåííîå, ìîæåò âûçâàòü îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå.
* Íîñ.  íîñó ñîäåðæèòñÿ çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî íåðâíûõ îêîí÷àíèé, ïîýòîìó äàæå íå ñèëüíûé óäàð ìîæåò âûçâàòü ðåçêóþ áîëü, ñëåçîòå÷åíèå. Íîñ õîðîøàÿ öåëü, áèòü ìîæíî ñëåâà, ñïðàâà, ïðÿìî, ñíèçó, ñâåðõó, èëè çàòûëêîì, ëáîì.
* Íîçäðè. Òàê íàçûâàåìûé ïðèåì «ïàëåö â íîñó» îäèí èç ñàìûõ ïðîñòûõ è ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáîâ.èçáàâèòüñÿ îò íåæåëàòåëüíîãî çàõâàòà. Äëÿ ìàêñèìàëüíî ýôôåêòà ìîæíî ñîãíóòü ïàëåö è ðâàíóòü íîçäðþ.
*Íîñîãóáíàÿ âïàäèíà, ìåæ÷åëþñòíîé øîâ. Ýòî çîíà íàä âåðõíåé ãóáîé, âûøå ëèíèè ä¸ñåí. Óäàðîì â ýòó òî÷êó ìîæíî âûáèòü âåðõíèå çóáû, âûçâàòü ïîâðåæäåíèÿ íîñîâîé êîñòè, ñîòðÿñåíèå ìîçãà. Èíîãäà âîçìîæåí è ïåðåëîì êîñòè, êîòîðîé ÷åðåï êðåïèòñÿ ê ïîçâîíî÷íèêó ëåòàëüíûé èñõîä.
*Íèæíÿÿ ãóáà. Ñõâàòèâ íåàäåêâàòíîãî ÷åëîâåêà (ïüÿíîãî) áîëüøèì è óêàçàòåëüíûì ïàëüöàìè è ïîâåðíóâ ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå, ìîæíî çàñòàâèòü ÷åëîâåêàò èäòè çà âàìè. Íî, íàäî ïîìíèòü, ÷òî ñ òðåçâûì ÷åëîâåêîì ôîêóñ âðÿä ëè ïðîéä¸ò.
*Ðîò. Òî÷êà â öåíòðå íèæíåé ÷åëþñòè íà ëèíèè ä¸ñåí ïåðåäíèõ çóáîâ. Ïðè óäàðå ìîæíî âûáèòü çóáû, ðàññå÷ü ãóáó, íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå ïðîòèâíèêà.
*Íèæíÿÿ ÷åëþñòü. Íèæíÿÿ òî÷êà ïîäáîðîäêà. Óäàð ïî íèæíåé ÷åëþñòè ìîæåò ïðèâåñòè ê å¸ ñìåùåíèþ èëè ïåðåëîìó, ñîòðÿñåíèþ ìîçãà. Óäàð â íèæíþþ òî÷êó ïîäáîðîäêà ìîæåò ïðèâåñòè ê òðàâìå øåè, åñòü âîçìîæíîñòü ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ â îñíîâàíèè ÷åðåïà, ýòî ïðèâåä¸ò ê ñìåðòè.
* Çàòûëî÷íàÿ êîñòü. Òî÷êà óäàðà ðàñïîëîæåíà â öåíòðå çàòûëêà, òàì ãäå òðàïåöèåâèäíûå ìûøöû êðåïÿòñÿ ê çàòûëî÷íîé êîñòè. Óäàð ïî ýòîé ÷àñòè ãîëîâû âûçûâàåò ñîòðÿñåíèå ìîçæå÷êà, êîòîðûé îòâå÷àåò çà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèÿ ÷åëîâåêà.
* Ìî÷êà óõà.  íåêîòîðûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, ÷àñòî ýòî ñîâåòóþò æåíùèíàì ïðè ñàìîîáîðîíå, çóáàìè ìîæíî ïðèêóñèòü è äàæå îòêóñèòü ýòó ÷àñòü óõà. Ïðîòèâíèê áóäåò îøåëîìë¸í, æåðòâà âûèãðàåò âðåìÿ äëÿ áåãñòâà.
* Áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà.  óõå ðàñïîëîæåíî ìíîæåñòâî íåðâíûõ îêîí÷àíèé, îòâå÷àþùèõ çà ðàâíîâåñèå è ñëóõ ÷åëîâåêà.
Óäàð íàíåñ¸ííûé ëàäîíüþ ñëîæåííîé «÷àøå÷êîé, èëè äâóìÿ ëàäîíÿìè, ïîñûëàåò ïî óøíîìó êàíàëó «óäàðíóþ âîëíó», êîòîðàÿ âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå è âîçìîæíî, ïîòåðþ ñîçíàíèÿ.
Åù¸ áîëåå òðàãè÷íûå ïîñëåäñòâèÿ âûçîâåò óäàð îñòðîãî ïðåäìåòà â óõî êàðàíäàøà, ãâîçäÿ è ò. ä.
ÏÎÌÍÈÒÅ, ×ÒÎ ÂÑÅ ÝÒÈ ÒÎ×ÊÈ ÓßÇÂÈÌÛ È Ó ÂÀÑ..
Источник
Строение и функции головы занимают одну из ключевых позиций в изучении медицины, и небезосновательно: именно в черепе заключены основные органы, благодаря которым человек способен воспринимать и понимать окружающий мир, поддерживать большинство физиологических функций и формировать сознание. Важнейшую роль здесь играет головной мозг – именно его так усиленно защищают кости черепа, стараясь предотвратить малейшую травму, которая может быть чревата серьёзными последствиями. В полостях черепа располагаются органы слуха и зрения, вкуса и обоняния, а также сосуды и нервы, соединяющие головной мозг с остальными частями тела. Сочленяясь, кости головы образуют верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительного тракта (ротовую полость), в котором осуществляется подготовительный этап – измельчение и смягчение пищи.
Изучение костей черепа анатомией не ограничивается – строение головы интересует и других учёных, включая антропологов и историков. По малейшим нюансам черепа специалисты могут определить пол, возраст и расу, воссоздать тонкости силуэта и предугадать имеющиеся особенности организма. Давайте рассмотрим, от чего зависят те или иные нюансы анатомии головы человека, какую роль играют кости черепа и каким образом выполняют возложенные на них функции.
Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур
Принято считать, что основную роль в строении головы играют костные образования: они плотным каркасом окружают ткани мозга, выступают в роли защитных полостей для глазниц, органов слуха, полости носа, служат местом прикрепления мышц и образуют отверстия для прохождения кровеносных сосудов и нервных волокон. Хрящевые структуры формируют наружную часть носа и ушные раковины, а в младенческом возрасте ещё и замещают некоторые части костей, обеспечивая подвижность и предотвращая тем самым детский травматизм во время родов.
Мышцы головы окружают череп сравнительно тонким покровом. От их строения и степени развития зависят некоторые черты лица, особенности мимики и возможность свободного передвижения нижней челюсти, благодаря чему осуществляется процесс жевания. Как правило, мышечные волокна плотно прикрепляются к костям и на всём протяжении повторяют форму черепа.
Функции черепа
Особое строение позволяет черепу справляться с возложенными на него функциями, среди которых основное место занимают:
- защита мозговых тканей от травм вследствие интенсивного внешнего воздействия;
- формирование физиогномических особенностей выражения лица и мимики;
- тщательное измельчение и смягчение пищи перед её поступлением в пищеварительный тракт;
- речевая функция.
Кости черепа человека: анатомия
В черепе человека выделяют следующие функциональные области:
- внутреннее основание, на котором располагаются задняя, передняя и средняя черепные ямки;
- наружное основание;
- височная и подвисочная ямки;
- полость носа;
- глазницы;
- твёрдое нёбо;
- крылонёбная ямка.
Все эти образования формируются благодаря различным костным структурам и их плотным сочленениям. В анатомии черепа человека насчитывают 23 отдельные косточки, из которых 7 непарных и 16 парных (8 пар соответственно). Кроме того, в черепной коробке присутствуют 3 пары слуховых костных образований – молоточек, наковальня и стремечко в правой и левой полостях среднего уха. К костям черепа иногда также относят зубной ряд, расположенный на верхней и нижней челюсти. Количество зубов может варьироваться в зависимости от возраста и стоматологической картины.
Мозговой отдел
Мозговой отдел черепа является вместилищем и главной защитой головного мозга. Эта область включает:
- свод, образованный плоскими костями;
- наружное и внутреннее основание, состоящее из смешанных костей, часть из которых относят к пневматическим (т.е. содержащим воздухоносные пазухи).
Свод и основание формируется благодаря плотному неподвижному сочленению 8 костных образований – 4 парных и 4 непарных:
- Правая и левая теменные кости образуют латеральные стенки черепа. Они соединяются по средней сагиттальной линии и прилегают к лобной кости, формируя венечный шов;
- Правая и левая височные косточки располагаются немного ниже теменных. На их поверхности находятся 3 отростка – скуловой, шиловидный и сосцевидный. Скуловой отросток выглядит как тоненькая перемычка и соединяется со скуловой костью чуть выше нижней челюсти. Шиловидный выступ служит местом прикрепления большинства мышечных волокон шеи. А сосцевидный отросток располагается непосредственно за ушной раковиной;
- Лобная кость легко прощупывается с лицевой стороны. Она образует поверхность лба, бровные дуги и верхнюю часть глазниц;
- Клиновидной костью представлена нижняя часть глазниц и латеральная поверхность черепа. Имея форму бабочки, эта косточка охватывает череп по ширине и поддерживает основание черепной полости;
- Решётчатая косточка находится немного ниже лобной и образует костную часть носовых раковин и перегородки;
- Затылочная кость – заключительная часть черепа. Она находится ниже остальных костей и примыкает к первому шейному позвонку в местах затылочных мыщелков у большого отверстия, через которое проходит спинной мозг.
Лицевой отдел
Лицевой скелет образован парными и непарными смешанными костями. Они служат основой жевательного аппарата и опорой для большинства мимических мышц, отвечающих за формирование индивидуальных черт лица. Каждая из лицевых костей выполняет определённую функцию:
- Две носовые косточки составляют переносицу и частично обеспечивают проходимость носовых ходов;
- Нижние носовые раковины выглядят как тоненькие изогнутые пластинки. Они разделяют нижний и средний носовые ходы и формируют слёзный, верхнечелюстной и решётчатый отростки;
- Правая и левая скулы замещают боковые стенки глазниц;
- Маленькие слёзные косточки располагаются спереди медиальной части глазных орбит. Они выступают местом соединения глазниц с носовыми пазухами;
- Две верхнечелюстные кости, соединяясь по срединной линии, образуют верхнюю челюсть, которая удерживает зубной ряд и участвует в акте жевания;
- Нёбные кости находятся в задней области носовых ходов, они образуют часть твёрдого нёба;
- Нижняя челюсть – одна из самых мощных костей лицевого отдела черепа. Она прилегает к правой и левой височным костям по обе стороны лица, образуя подвижный сустав, благодаря которому осуществляется активная часть жевания. Кроме того, нижняя челюсть служит опорой зубному ряду и формирует видимый овал лица (скулы, подбородок, частично щёки);
- Сошник – это основная часть перегородки носа. Он имеет плоскую трапециевидную форму и занимает центральное место в носовой полости, разделяя её на два хода – правый и левый;
- Подъязычная косточка имеет форму небольшой подковки и залегает под языком. Она является одной из немногих костей, которые не соединяются с другими, располагаясь непосредственно в толще мышечных волокон.
Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов
Абсолютное большинство костей черепа соединяются при помощи неподвижных швов. Прилегающие друг к другу лицевые костные образования формируют плоские сочленения, незаметные под тонким покровом мышечного полотна. А височная кость, соединяясь с теменной, дает начало чешуйчатому шву.
Зубчатых швов в анатомии черепа всего 3:
- венечный, образованный теменной и лобной костью;
- сагиттальный, расположенный между двумя теменными костями;
- ламбдовидный, находящийся между затылочной и теменной косточками.
Единственным подвижным суставом черепа является нижнечелюстной. Нижняя челюсть может выполнять движения в различных плоскостях: подниматься и опускаться, сдвигаться вправо/влево и вперёд/назад. Благодаря такой подвижности человек может не только тщательно пережёвывать пищу, но и поддерживать членораздельную речь.
Возрастные особенности
С возрастом форма и структура черепа меняется. Так, у новорождённых малышей лицевой отдел почти в 8 раз меньше мозгового, поэтому головка может выглядеть непропорциональной и крупной. Челюсти крохи обычно недоразвиты и не имеют зубов, ведь у него ещё нет необходимости пережёвывать твёрдую пищу.
Кости черепа младенцев сочленяются неплотно, благодаря чему голова может незначительно менять форму, сжиматься при прохождении через родовые пути. Такая особенность защищает новорождённых от родовых травм и позволяет поддержать нормальное внутричерепное давление. На межкостных швах у них находятся заметные перепончатые участки – роднички. Самый большой – передний родничок – занимает центральное положение на стыке стреловидного и венечного швов. Обычно он зарастает к двум годам. Другие роднички менее объёмные: затылочная, две клиновидные и сосцевидная перепонки не прощупываются уже к 2–3 месяцам.
Анатомия черепа изменяется не только в младенчестве – формирование обычно проходит в 3 этапа:
- Преимущественный рост в высоту, укрепление костей и затвердевание швов – с рождения до 7 лет;
- Период относительного покоя – с 7 до 14 лет;
- Рост лицевого отдела черепа – с 14 до 20–25 лет, в зависимости от полового созревания.
Небольшой экскурс в анатомию черепа позволяет наглядно убедиться, что голова – это крайне сложная структура, от состояния которой напрямую зависит здоровье головного мозга, а значит, и большинство жизненно важных функций. При малейших травмах большую часть повреждений берут на себя кости, но и их прочность не безгранична – при сильном воздействии не исключены переломы и ушибы, последствия которых могут быть необратимыми. Поэтому при любых обстоятельствах следует обеспечивать черепу должную защиту, беречь его от травм и иных повреждений.
Источник