Тело человека кости черепа длинная кость перелом стопы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2017;
проверки требуют 34 правки.

Скелет взрослого человека состоит из около 207 костей: 23 костей образуют череп, 33 — позвоночный столб, 25 — ребра и грудину, 64 — скелет верхних конечностей, 62 — скелет нижних конечностей.

Скелет ребёнка составляет 270 костей, пока они не срастутся.

B скобках приведены латинские названия, число в скобках указывает на количество одинаковых костей.

Кости головы[править | править код]

Череп (cranium) состоит из 23 костей.

  • Мозговой отдел (cranium cerebrale) (8 костей):
    • лобная кость (os frontale);
    • теменная кость (os parietale) (2);
    • затылочная кость (os occipitale);
    • клиновидная кость (os sphenoidale);
    • височная кость (os temporale) (2);
    • решётчатая кость (os ethmoidale).
  • Лицевой отдел (cranium viscerale) (15 костей):
    • верхняя челюсть (maxilla) (2);
    • нёбная кость (os palatinum) (2);
    • сошник (vomer);
    • скуловая кость (os zygomaticum) (2);
    • носовая кость (os nasale) (2);
    • слёзная кость (os lacrimale) (2);
    • нижняя носовая раковина (concha nasalis inferior) (2);
    • нижняя челюсть (mandibula);
    • подъязычная кость (os hyoideum).

Кости среднего уха (3×2):

  • молоточек (malleus) (2);
  • наковальня (incus) (2);
  • стремя (stapes) (2).

Кости туловища[править | править код]

Позвоночный столб (columna vertebralis) состоит из 33-34 костей:

  • шейные позвонки (7, vertebrae cervicales), в т. ч. атлант (atlas) и эпистрофей (axis);
  • грудные позвонки (12, vertebrae thoracicaе);
  • поясничные позвонки (5, vertebrae lumbalis);
  • крестец (5, os sacrum);
  • копчик (4-5, os coccygis)

Грудная клетка (compages thoracis) состоит из 37 костей (из них 12 грудных позвонков относятся ещё и к позвоночнику):и мечевидный хрящ

  • рёбра (costae) (12×2);
  • грудина (sternum).

Кости верхней конечности[править | править код]

Пояс верхней конечности (cingulum membri superioris) (2×2):

  • лопатка (scapula) (2);
  • ключица (clavicula) (2).

Свободная часть верхней конечности (skeleton membri superioris liberi) (30×2)

Плечо (brachium) :

  • Плечевая кость (humerus) (2).

Предплечье (antebrachium):

  • локтевая кость (ulna) (2);
  • лучевая кость (radius) (2).

Кисть (manus) (27×2).

  • Запястье (carpus) (8×2):
    • ладьевидная кость (os scaphoideum) (2);
    • полулунная кость (os lunatum) (2);
    • трёхгранная кость (os triquetrum) (2);
    • гороховидная кость (os pisiforme) (2);
    • кость-трапеция (os trapezium) (2);
    • трапециевидная кость (os trapezoideum) (2);
    • головчатая кость (os capitatum) (2);
    • крючковидная кость (os hamatum) (2).
  • Пястье (metacarpus):
    • Пястные кости (ossa metacarpi) (5×2).
  • Кости пальцев (ossa digitorum) (14×2) — по 5 пальцев на каждой кисти, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца, у которого 2 фаланги: (большой палец, I (pollex); указательный палец, II (index); средний палец, III (digitus medius); безымянный палец, IV (digitus anularis); мизинец, V (digitus minimus)).
    • проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5×2);
    • средняя фаланга (phalanx media) (4×2);
    • дистальная фаланга (phalanx distalis) (5×2).

Кости нижней конечности[править | править код]

Пояс нижней конечности (cingulum membri inferioris) (3×2)

  • Тазовая кость (os coxae) (2):
    • подвздошная кость (os ilium) (2);
    • седалищная кость (os ischii) (2);
    • лобковая кость (os pubis) (2).

Свободная часть нижней конечности (skeleton membri inferioris liberi) (30×2)

Бедро (femur):

  • бедренная кость (femur) (2);
  • надколенник (patella) (2).

Голень (crus):

  • большеберцовая кость (tibia) (2);
  • малоберцовая кость (fibula) (2).

Стопа (pes, pedis) (26×2)

  • Предплюсна (tarsus) (7×2):
    • пяточная кость (calcaneus) (2);
    • таранная кость (talus) (2);
    • ладьевидная кость (os naviculare) (2);
    • медиальная клиновидная кость (os cuneiforme mediale) (2);
    • промежуточная клиновидная кость (os cuneiforme intermedium) (2);
    • латеральная клиновидная кость (os cuneiforme laterale) (2);
    • кубовидная кость (os cuboideum) (2).
  • Плюсна (metatarsus):
    • Плюсневые кости (ossa metatarsi) (5×2).
  • Кости пальцев (ossa digitorum) (14×2) — по 5 пальцев на каждой стопе, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца (hallux), у которого 2 фаланги:
    • проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5×2);
    • средняя фаланга (phalanx media) (4×2);
    • дистальная фаланга (phalanx distalis) (5×2).

Ссылки[править | править код]

Источник

 ôèçè÷åñêîé ñõâàòêå ñ ïðîòèâíèêîì âàæíî âñå.

ïîýòîìó íóæíî çíàòü óÿçâèìûå òî÷êè íà ÷åëîâå÷åñêîì òåëå.

Ê çîíàì, ãäå íàõîäÿòñÿ óÿçâèìûå òî÷êè êîðïóñà, îòíîñÿòñÿ : ïðîìåæíîñòü, ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå, ðåáðà, ñåðäöå, ïå÷åíü, ñåëåçåíêà, ïîäìûøêè, ïî÷êè, êîï÷èê. (ñì. òî÷êè íà ðèñ 1)

***

ÏÐÎÌÅÆÍÎÑÒÜ

×åðåç îáëàñòü ïðîìåæíîñòè ïðîõîäèò ìíîãî êðóïíûõ ñîñóäîâ è íåðâîâ, âûøå ðàñïîëàãàþòñÿ ïîëîâûå îðãàíû, êîòîðûå ñàìè ïî ñåáå î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû. Óäàð â ïðîìåæíîñòü âûçûâàåò áîëåâîé øîê è îïàñíîñòü ðàçðûâà ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

***

ÑÎËÍÅ×ÍÎÅ ÑÏËÅÒÅÍÈÅ

Òî÷êà ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ ðàñïîëàãàåòñÿ â öåíòðå ãðóäè.

Îêîëî ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ ìíîãèå æèçíåííî âàæíûå îðãàíû (ñåðäöå, ïå÷åíü, æåëóäîê).

Çäåñü íàõîäèòñÿ ñàìîå áîëüøîå ñêîïëåíèå íåðâîâ. Ðåáåð â äàííîé îáëàñòè íåò, ïîýòîìó îíà îêàçûâàåòñÿ íåçàùèùåííîé è óäàð ïî íåé ïðîèçâîäèò î÷åíü ñèëüíûé áîëåâîé ýôôåêò.

Áîëåâîé øîê, çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ, æåëóäî÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ, ïåðåáîè â ðàáîòå ñåðäöà, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ – âîò äàëåêî íå ïîëíûé ïåðå÷åíü ïîñëåäñòâèé òàêîãî óäàðà.

***

ÐÅÁÐÀ.

Ïî ñâîåé ñòðóêòóðå ðåáðà – ñàìûå õðóïêèå êîñòè ó ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó ïåðåëîìû 5-8-ãî ðåáåð ïðîèñõîäÿò äàæå ïðè óäàðàõ ñðåäíåé ñèëû. Ñëîìàííûå ðåáðà ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé áîëåâîãî øîêà, à èõ îñêîëêè ìîãóò ïîâðåäèòü æèçíåííî âàæíûå îðãàíû.

***

ÏÅ×ÅÍÜ È ÑÅËÅÇÅÍÊÀ.

 îáëàñòè íèæíèõ ðåáåð íàõîäÿòñÿ ïå÷åíü è ñåëåçåíêà. Îñîáåííî ýôôåêòèâåí óäàð ïî ïå÷åíè, òàê êàê, äàæå íå áóäó÷è î÷åíü ñèëüíûì, îí ïðèâîäèò ê ïîðàæåíèþ îðãàíà, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ïîëíîå âûâåäåíèå ïðîòèâíèêà èç ñòðîÿ.

Ïå÷åíü ðàñïîëîæåíà ïîä íèæíèìè ðåáðàìè ñ ïðàâîé ñòîðîíû, è ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü óäàð ëåâîé ðóêîé (êóëàêîì, ëîêòåì, ðåáðîì ëàäîíè) è êîëåíîì â áëèæíåì áîþ èëè ïðèìåíÿòü ïðÿìîé óäàð ëåâîé íîãîé ñî ñðåäíåé äèñòàíöèè è ïðàâîé íîãîé ñ áîêîâîé (âíåøíèì ðåáðîì ñòîïû).

Àíàëîãè÷íî óäàðû íàíîñÿò â îáëàñòü ñåëåçåíêè, ñ ó÷åòîì ÷òî îíà íàõîäèòñÿ ñëåâà.

***

ÍÅÐÂÛ È ÊÐÓÏÍÛÅ ÊÐÎÂÅÍÎÑÍÛÅ ÑÎÑÓÄÛ.

 ïîäìûøå÷íûõ âïàäèíàõ ïðîõîäÿò êðóïíûå êðîâåíîñíûå ñîñóäû è íåðâû.  îòëè÷èå îò ìíîãèõ äðóãèõ îáëàñòåé òåëà îíè íå èìåþò íè êîñòíîé, íè ìûøå÷íîé çàùèòû, ïîýòîìó îùóùåíèÿ îò óäàðà â îáëàñòü ïîäìûøåê íàïîìèíàþò ñèëüíîå ïîðàæåíèå òîêîì. Âñëåäñòâèå òàêîãî óäàðà âîçíèêàþò áîëåâîé øîê è íåâîçìîæíîñòü ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ðóêè.

***

ÏÎ×ÊÈ,

Ïî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè ê çàäíåé ñòåíêå áðþøíîé ïîëîñòè. Îíè íå èìåþò êîñòíîé çàùèòû, ïîýòîìó âåñüìà óÿçâèìû. Ïðè óäàðå ïî ïî÷êàì âîçíèêàþò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ, âîçìîæíû èõ ðàçðûâ è âíóòðåííåå êðîâîèçëèÿíèå.

Íàíîñÿ óäàð, ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ ïðèìåðíî íà îäíîì óðîâíå ñ ëîêòåâûì ñóñòàâîì âûïðÿìëåííîé âäîëü êîðïóñà ðóêè.

***

ÊÎÏ×ÈÊ. Óäàð â îáëàñòü êîï÷èêà ìîæåò ïîâðåäèòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, âûçâàòü ñèëüíóþ áîëü èëè äàæå ïàðàëè÷.

***

ØÅß ( ðèñ 3) Øåÿ ÿâëÿåòñÿ ìåñòîì ðàñïîëîæåíèÿ æèçíåííî âàæíûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ ïî áîêàì, øåéíûõ ïîçâîíêîâ ñî ñòîðîíû ñïèíû è ÷ðåçâû÷àéíî óÿçâèìîãî «àäàìîâà ÿáëîêà» â ãîðëå.

Ñèëüíûå óäàðû ñ ïîâðåæäåíèåì ïîçâîíêîâ ìîãóò âûçâàòü ïàðàëè÷. Áîêîâûå óäàðû ïî øåå, âûïîëíåííûå ðåáðîì ëàäîíè, ñïîñîáíû ñòàòü ïðè÷èíîé ðåçêîãî íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ìîçãà, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ.

Òî÷íûé óäàð ïî ãîðëó ïîìèìî ñèëüíîé áîëè âûçûâàåò îñòàíîâêó äûõàíèÿ çà ñ÷åò ðåçêîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøö â îáëàñòè ãîðëà.

***

ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ ( ðèñ 3)

Ê óÿçâèìûì òî÷êàì íèæíèõ è âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé îòíîñÿòñÿ êîëåííûå ÷àøå÷êè, íàðóæíàÿ è âíóòðåííÿÿ ÷àñòè êîëåíà, ãîëåíü, ñòîïà, ìûøöû áåäðà íà íîãàõ è ëîêòåâîé ñóñòàâ, êèñòè è ïàëüöû íà ðóêàõ.

* Íàèáîëåå ýôôåêòèâíû àòàêè â ëîêòåâîé ñóñòàâ è êîëåííóþ ÷àøå÷êó îïîðíîé íîãè. Óäàð â ýòè îáëàñòè âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ è íåïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ.

* Ïðÿìîé óäàð â íàðóæíóþ ÷àñòü êîëåíà ïðèâîäèò ê ðàçðóøåíèþ ñóñòàâà âñëåäñòâèå åãî íååñòåñòâåííîãî ïðîãèáà â äðóãóþ ñòîðîíó è âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü è íåïîäâèæíîñòü êîëåíà. Óäàð â îáëàñòü âíóòðåííåé ÷àñòè êîëåíà ïîâðåæäàåò ñâÿçêè è ñóõîæèëèÿ âîêðóã êîëåííîé ÷àøå÷êè, âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ è ïðèâîäèò ê íåïîäâèæíîñòè êîëåííîãî ñóñòàâà. Óäàð â êîëåííóþ ÷àøå÷êó âûçûâàåò åå ñìåùåíèå è äåëàåò êîíå÷íîñòü íåïîäâèæíîé.

* Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì óäàðîì â ãîëåíü ÿâëÿåòñÿ óäàð âíåøíèì ðåáðîì ñòîïû ïðèìåðíî íà óðîâíå îäíîé òðåòè äëèíû ãîëåíè ñíèçó.  ýòîì ìåñòå êîñòü íàèìåíåå çàùèùåíà è òîíêà, ÷òî ìîæåò âûçâàòü ïåðåëîì, à ïðè íå ñëèøêîì ñèëüíîì óäàðå – âåñüìà áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ.

*  ñòîïå ðàñïîëàãàþòñÿ ñàìûå òîíêèå è õðóïêèå êîñòè íîã. Îíè ëåãêî ìîãóò áûòü ïîäâåðãíóòû ðàçðóøåíèþ, íî àðñåíàë óäàðîâ â ýòè óÿçâèìûå ìåñòà íåáîãàò. Ýòî â îñíîâíîì óäàðû ïÿòêîé èëè ïîäîøâîé ñòîïû ñâåðõó âíèç. ×àùå îíè íàíîñÿòñÿ, êîãäà ïðîòèâíèê íàõîäèòñÿ çà ñïèíîé àòàêóåìîãî.

* Óäàð, íàíåñåííûé ïî ìûøöàì áåäðà, ïðèâîäèò ê èõ ïàðàëè÷ó â ðåçóëüòàòå ðåçêîãî ñîêðàùåíèÿ.  áëèæíåì áîþ ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ óäàð êîëåíîì, íà ñðåäíåé äèñòàíöèè – áîêîâîé óäàð ïîäúåìîì ñòîïû.

* Ëîêòåâûå ñãèáû, êèñòè è ïàëüöû ðóê â êà÷åñòâå îáúåêòîâ àòàêè îêàçûâàþòñÿ â îñíîâíîì ïðè ïðîâåäåíèè áîëåâûõ ïðèåìîâ íà èçëîì ñóñòàâîâ.

***

ÓßÇÂÈÌÛÅ ÌÅÑÒÀ ÃÎËÎÂÛ.( ðèñ 3 È 2)

Ê óÿçâèìûì òî÷êàì ãîëîâû îòíîñÿòñÿ íîñîâûå êîñòè, íàäáðîâíàÿ äóãà, íèæíÿÿ ÷åëþñòü, óøè, ãëàçà, ñêóëîâûå äóãè, âèñîê, çàòûëî÷íàÿ ÷àñòü.

* Âîëîñû. Áîëü îòâëå÷¸ò ïðîòèâíèêà, çàõâàò âîëîñ ìîæåò ïîçâîëèòü êîíòðîëèðîâàòü äâèæåíèÿ ãîëîâû. Ýòî ïîçâîëèò ïðîâåñòè äðóãîé ïðè¸ì.

ÍÀ ÐÈÑÓÍÊÅ 2 :

* Áðåãìà. Ìåñòî ñîåäèíåíèÿ ëîáíîé è òåìåííîé êîñòè.

Ðåçêèé óäàð ñâåðõó ñìåùàåò ëîáíóþ êîñòü, ïîâðåæäàÿ ìîçã.

 ðàçâåäûâàòåëüíî-äèâåðñèîííûõ ÷àñòÿõ, ó÷àò áèòü ñâåðõó, òàê ÷òî êàñêà ÷àñîâîãî áü¸ò åìó ïî ýòîé òî÷êå.

* Âåíå÷íûé øîâ. Ýòî çàäíèé êðàé ëîáíîé êîñòè, èäóùåé îò âèñêîâ ê òåìåíè, ñîåäèíåíèå ëîáíîé êîñòè ñ êàæäîé èç òåìåííûõ êîñòåé. Óäàð ìîæåò èäòè ñâåðõó, êàê â ïðåäûäóùåì ñëó÷àå, èëè ñáîêó – ðåáðîì ëàäîíè, èëè ïðåäìåòîì òèïà ïîëèöåéñêîé äóáèíêè.

* Âèñî÷íàÿ êîñòü. Áîêîâàÿ ñòîðîíà ÷åðåïà âîêðóã è âûøå óøíîé ðàêîâèíû äîâîëüíû êðåïêè, ïîýòîìó áèòü â ýòó çîíó èìååò ñìûñë âîîðóæ¸ííîé ðóêîé, òèïà ïðèêëàäà, äóáèíêè.

 îáëàñòè ñàìîãî âèñêà êîñòè ÷åðåïà íàèáîëåå òîíêè è ìîãóò áûòü ïðîáèòû îòíîñèòåëüíî ñëàáûì óäàðîì. Ïîñëåäñòâèÿ ïåðåëîìîâ â ýòèõ òî÷êàõ ìîãóò îêàçàòüñÿ ñìåðòåëüíûìè.

* Êëèíîâèäíàÿ êîñòü. Íåáîëüøàÿ êîñòü íà áîêîâîé ÷àñòè ÷åðåïà ÷åëîâåêà, ïðèìåðíî â 2,5 ñì îò ãëàçíîé âïàäèíû. Êîñòü äîâîëüíî òîíêàÿ è õðóïêàÿ. Óäàð ïî íåé òû÷êîâûì êàñòåòîì òèïà ÿïîíñêîé ÿâàðû ìîæåò ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.

* Ïîâåðõíîñòíàÿ âèñî÷íàÿ àðòåðèÿ. Óäàð íîæà ïî áîêîâîé ñòîðîíå ãîëîâû âäîëü êëèíîâèäíîé êîñòè ìîæåò ïîâðåäèòü âèñî÷íóþ àðòåðèþ, åñëè êðîâîòå÷åíèå íå îñòàíîâèòü â òå÷åíèè ìèíóòû, ïîâðåæäåíèå áóäåò èìåòü ñåðü¸çíûå ïîñëåäñòâèÿ. Ê òîìó æå îáèëüíàÿ êðîâü ëèøèò åãî ïðèñóòñòâèÿ äóõà, è âîçìîæíîñòè ïðîäîëæàòü äåéñòâèÿ.

* Ãëàçíûå êîñòè. Êîñòíîå ôîðìèðîâàíèå âîêðóã ãëàçíîé âïàäèíû. Ñèëüíûé óäàð ïî íåé âûçûâàåò ñîòðÿñåíèå ëîáíûõ äîëåé ìîçãà, ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ.

* Ãëàçíîå ÿáëîêî. Òêíóâ ïðîòèâíèêà â ãëàç,.ãëàçà ïàëüöåì, èëè ëþáûì îñòðûì ïðåäìåòîì, íàïðèìåð: êàðàíäàøîì, ìîæíî âûçâàòü âðåìåííóþ ïîòåðþ çðåíèÿ, èëè äàæå ïîëíóþ. Ïðè ñèëüíîì óäàðå âîçìîæíî è ïîâðåæäåíèå ìîçãà – ñëîé êîñòíîé òêàíè çà ãëàçíûì ÿáëîêîì î÷åíü òîíêèé.

* Íàäïåðåíîñüå (ãëàáåëëà). Ýòî ÷àñòü ëîáíîé êîñòè â ñåðåäèíå ëáà ìåæäó áðîâÿìè íàä ïåðåíîñèöåé. Óäàð ïî ýòîé òî÷êå ìîæåò âûçâàòü ñìåðòü. Ñèëüíûé óäàð.âûçîâåò ñîòðÿñåíèå ëîáíûõ äîëåé ìîçãà, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíòóçèè, ïîòåðå ñîçíàíèÿ è âîçìîæíî ñìåðòè.

* Ïåðåíîñèöà. Òîíêèå êîñòè íîñà ìåæäó ãëàçàìè, ìîãóò áûòü ïåðåáèòû êóëàêîì, ðåáðîì ëàäîíè, óäàðîì êàêîãî-ëèáî.ïðåäìåòà. Óâå÷üå âåñüìà áîëåçíåííîå, ìîæåò âûçâàòü îáèëüíîå êðîâîòå÷åíèå.

* Íîñ.  íîñó ñîäåðæèòñÿ çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî íåðâíûõ îêîí÷àíèé, ïîýòîìó äàæå íå ñèëüíûé óäàð ìîæåò âûçâàòü ðåçêóþ áîëü, ñëåçîòå÷åíèå. Íîñ õîðîøàÿ öåëü, áèòü ìîæíî ñëåâà, ñïðàâà, ïðÿìî, ñíèçó, ñâåðõó, èëè çàòûëêîì, ëáîì.

* Íîçäðè. Òàê íàçûâàåìûé ïðèåì «ïàëåö â íîñó» îäèí èç ñàìûõ ïðîñòûõ è ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáîâ.èçáàâèòüñÿ îò íåæåëàòåëüíîãî çàõâàòà. Äëÿ ìàêñèìàëüíî ýôôåêòà ìîæíî ñîãíóòü ïàëåö è ðâàíóòü íîçäðþ.

*Íîñîãóáíàÿ âïàäèíà, ìåæ÷åëþñòíîé øîâ. Ýòî çîíà íàä âåðõíåé ãóáîé, âûøå ëèíèè ä¸ñåí. Óäàðîì â ýòó òî÷êó ìîæíî âûáèòü âåðõíèå çóáû, âûçâàòü ïîâðåæäåíèÿ íîñîâîé êîñòè, ñîòðÿñåíèå ìîçãà. Èíîãäà âîçìîæåí è ïåðåëîì êîñòè, êîòîðîé ÷åðåï êðåïèòñÿ ê ïîçâîíî÷íèêó – ëåòàëüíûé èñõîä.

*Íèæíÿÿ ãóáà. Ñõâàòèâ íåàäåêâàòíîãî ÷åëîâåêà (ïüÿíîãî) áîëüøèì è óêàçàòåëüíûì ïàëüöàìè è ïîâåðíóâ ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå, ìîæíî çàñòàâèòü ÷åëîâåêàò èäòè çà âàìè. Íî, íàäî ïîìíèòü, ÷òî ñ òðåçâûì ÷åëîâåêîì ôîêóñ âðÿä ëè ïðîéä¸ò.

*Ðîò. Òî÷êà â öåíòðå íèæíåé ÷åëþñòè – íà ëèíèè ä¸ñåí ïåðåäíèõ çóáîâ. Ïðè óäàðå ìîæíî âûáèòü çóáû, ðàññå÷ü ãóáó, íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå ïðîòèâíèêà.

*Íèæíÿÿ ÷åëþñòü. Íèæíÿÿ òî÷êà ïîäáîðîäêà. Óäàð ïî íèæíåé ÷åëþñòè ìîæåò ïðèâåñòè ê å¸ ñìåùåíèþ èëè ïåðåëîìó, ñîòðÿñåíèþ ìîçãà. Óäàð â íèæíþþ òî÷êó ïîäáîðîäêà ìîæåò ïðèâåñòè ê òðàâìå øåè, åñòü âîçìîæíîñòü ñìåùåíèÿ ïîçâîíêîâ â îñíîâàíèè ÷åðåïà, ýòî ïðèâåä¸ò ê ñìåðòè.

* Çàòûëî÷íàÿ êîñòü. Òî÷êà óäàðà ðàñïîëîæåíà â öåíòðå çàòûëêà, òàì ãäå òðàïåöèåâèäíûå ìûøöû êðåïÿòñÿ ê çàòûëî÷íîé êîñòè. Óäàð ïî ýòîé ÷àñòè ãîëîâû âûçûâàåò ñîòðÿñåíèå ìîçæå÷êà, êîòîðûé îòâå÷àåò çà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèÿ ÷åëîâåêà.

* Ìî÷êà óõà.  íåêîòîðûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, ÷àñòî ýòî ñîâåòóþò æåíùèíàì ïðè ñàìîîáîðîíå, çóáàìè ìîæíî ïðèêóñèòü è äàæå îòêóñèòü ýòó ÷àñòü óõà. Ïðîòèâíèê áóäåò îøåëîìë¸í, æåðòâà âûèãðàåò âðåìÿ äëÿ áåãñòâà.

* Áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà.  óõå ðàñïîëîæåíî ìíîæåñòâî íåðâíûõ îêîí÷àíèé, îòâå÷àþùèõ çà ðàâíîâåñèå è ñëóõ ÷åëîâåêà.

Óäàð íàíåñ¸ííûé ëàäîíüþ ñëîæåííîé «÷àøå÷êîé, èëè äâóìÿ ëàäîíÿìè, ïîñûëàåò ïî óøíîìó êàíàëó «óäàðíóþ âîëíó», êîòîðàÿ âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå è âîçìîæíî, ïîòåðþ ñîçíàíèÿ.

Åù¸ áîëåå òðàãè÷íûå ïîñëåäñòâèÿ âûçîâåò óäàð îñòðîãî ïðåäìåòà â óõî – êàðàíäàøà, ãâîçäÿ è ò. ä.

ÏÎÌÍÈÒÅ, ×ÒÎ ÂÑÅ ÝÒÈ ÒÎ×ÊÈ ÓßÇÂÈÌÛ È Ó ÂÀÑ..

Источник

Строение и функции головы занимают одну из ключевых позиций в изучении медицины, и небезосновательно: именно в черепе заключены основные органы, благодаря которым человек способен воспринимать и понимать окружающий мир, поддерживать большинство физиологических функций и формировать сознание. Важнейшую роль здесь играет головной мозг – именно его так усиленно защищают кости черепа, стараясь предотвратить малейшую травму, которая может быть чревата серьёзными последствиями. В полостях черепа располагаются органы слуха и зрения, вкуса и обоняния, а также сосуды и нервы, соединяющие головной мозг с остальными частями тела. Сочленяясь, кости головы образуют верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительного тракта (ротовую полость), в котором осуществляется подготовительный этап – измельчение и смягчение пищи.

Изучение костей черепа анатомией не ограничивается – строение головы интересует и других учёных, включая антропологов и историков. По малейшим нюансам черепа специалисты могут определить пол, возраст и расу, воссоздать тонкости силуэта и предугадать имеющиеся особенности организма. Давайте рассмотрим, от чего зависят те или иные нюансы анатомии головы человека, какую роль играют кости черепа и каким образом выполняют возложенные на них функции.

Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур

Принято считать, что основную роль в строении головы играют костные образования: они плотным каркасом окружают ткани мозга, выступают в роли защитных полостей для глазниц, органов слуха, полости носа, служат местом прикрепления мышц и образуют отверстия для прохождения кровеносных сосудов и нервных волокон. Хрящевые структуры формируют наружную часть носа и ушные раковины, а в младенческом возрасте ещё и замещают некоторые части костей, обеспечивая подвижность и предотвращая тем самым детский травматизм во время родов.

строение черепа

Мышцы головы окружают череп сравнительно тонким покровом. От их строения и степени развития зависят некоторые черты лица, особенности мимики и возможность свободного передвижения нижней челюсти, благодаря чему осуществляется процесс жевания. Как правило, мышечные волокна плотно прикрепляются к костям и на всём протяжении повторяют форму черепа.

Функции черепа

Особое строение позволяет черепу справляться с возложенными на него функциями, среди которых основное место занимают:

  • защита мозговых тканей от травм вследствие интенсивного внешнего воздействия;
  • формирование физиогномических особенностей выражения лица и мимики;
  • тщательное измельчение и смягчение пищи перед её поступлением в пищеварительный тракт;
  • речевая функция.

Кости черепа человека: анатомия

В черепе человека выделяют следующие функциональные области:

  • внутреннее основание, на котором располагаются задняя, передняя и средняя черепные ямки;
  • наружное основание;
  • височная и подвисочная ямки;
  • полость носа;
  • глазницы;
  • твёрдое нёбо;
  • крылонёбная ямка.

строение черепа

Все эти образования формируются благодаря различным костным структурам и их плотным сочленениям. В анатомии черепа человека насчитывают 23 отдельные косточки, из которых 7 непарных и 16 парных (8 пар соответственно). Кроме того, в черепной коробке присутствуют 3 пары слуховых костных образований – молоточек, наковальня и стремечко в правой и левой полостях среднего уха. К костям черепа иногда также относят зубной ряд, расположенный на верхней и нижней челюсти. Количество зубов может варьироваться в зависимости от возраста и стоматологической картины.

Мозговой отдел

Мозговой отдел черепа является вместилищем и главной защитой головного мозга. Эта область включает:

  • свод, образованный плоскими костями;
  • наружное и внутреннее основание, состоящее из смешанных костей, часть из которых относят к пневматическим (т.е. содержащим воздухоносные пазухи).

Свод и основание формируется благодаря плотному неподвижному сочленению 8 костных образований – 4 парных и 4 непарных:

  1. Правая и левая теменные кости образуют латеральные стенки черепа. Они соединяются по средней сагиттальной линии и прилегают к лобной кости, формируя венечный шов;
  2. Правая и левая височные косточки располагаются немного ниже теменных. На их поверхности находятся 3 отростка – скуловой, шиловидный и сосцевидный. Скуловой отросток выглядит как тоненькая перемычка и соединяется со скуловой костью чуть выше нижней челюсти. Шиловидный выступ служит местом прикрепления большинства мышечных волокон шеи. А сосцевидный отросток располагается непосредственно за ушной раковиной;
  3. Лобная кость легко прощупывается с лицевой стороны. Она образует поверхность лба, бровные дуги и верхнюю часть глазниц;
  4. Клиновидной костью представлена нижняя часть глазниц и латеральная поверхность черепа. Имея форму бабочки, эта косточка охватывает череп по ширине и поддерживает основание черепной полости;
  5. Решётчатая косточка находится немного ниже лобной и образует костную часть носовых раковин и перегородки;
  6. Затылочная кость – заключительная часть черепа. Она находится ниже остальных костей и примыкает к первому шейному позвонку в местах затылочных мыщелков у большого отверстия, через которое проходит спинной мозг.

Лицевой отдел

Лицевой скелет образован парными и непарными смешанными костями. Они служат основой жевательного аппарата и опорой для большинства мимических мышц, отвечающих за формирование индивидуальных черт лица. Каждая из лицевых костей выполняет определённую функцию:

  • Две носовые косточки составляют переносицу и частично обеспечивают проходимость носовых ходов;
  • Нижние носовые раковины выглядят как тоненькие изогнутые пластинки. Они разделяют нижний и средний носовые ходы и формируют слёзный, верхнечелюстной и решётчатый отростки;
  • Правая и левая скулы замещают боковые стенки глазниц;
  • Маленькие слёзные косточки располагаются спереди медиальной части глазных орбит. Они выступают местом соединения глазниц с носовыми пазухами;
  • Две верхнечелюстные кости, соединяясь по срединной линии, образуют верхнюю челюсть, которая удерживает зубной ряд и участвует в акте жевания;
  • Нёбные кости находятся в задней области носовых ходов, они образуют часть твёрдого нёба;
  • Нижняя челюсть – одна из самых мощных костей лицевого отдела черепа. Она прилегает к правой и левой височным костям по обе стороны лица, образуя подвижный сустав, благодаря которому осуществляется активная часть жевания. Кроме того, нижняя челюсть служит опорой зубному ряду и формирует видимый овал лица (скулы, подбородок, частично щёки);
  • Сошник – это основная часть перегородки носа. Он имеет плоскую трапециевидную форму и занимает центральное место в носовой полости, разделяя её на два хода – правый и левый;
  • Подъязычная косточка имеет форму небольшой подковки и залегает под языком. Она является одной из немногих костей, которые не соединяются с другими, располагаясь непосредственно в толще мышечных волокон.

строение черепа

Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов

Абсолютное большинство костей черепа соединяются при помощи неподвижных швов. Прилегающие друг к другу лицевые костные образования формируют плоские сочленения, незаметные под тонким покровом мышечного полотна. А височная кость, соединяясь с теменной, дает начало чешуйчатому шву.

Зубчатых швов в анатомии черепа всего 3:

  • венечный, образованный теменной и лобной костью;
  • сагиттальный, расположенный между двумя теменными костями;
  • ламбдовидный, находящийся между затылочной и теменной косточками.

Единственным подвижным суставом черепа является нижнечелюстной. Нижняя челюсть может выполнять движения в различных плоскостях: подниматься и опускаться, сдвигаться вправо/влево и вперёд/назад. Благодаря такой подвижности человек может не только тщательно пережёвывать пищу, но и поддерживать членораздельную речь.

Возрастные особенности

С возрастом форма и структура черепа меняется. Так, у новорождённых малышей лицевой отдел почти в 8 раз меньше мозгового, поэтому головка может выглядеть непропорциональной и крупной. Челюсти крохи обычно недоразвиты и не имеют зубов, ведь у него ещё нет необходимости пережёвывать твёрдую пищу.

строение черепа в разном возрасте

Кости черепа младенцев сочленяются неплотно, благодаря чему голова может незначительно менять форму, сжиматься при прохождении через родовые пути. Такая особенность защищает новорождённых от родовых травм и позволяет поддержать нормальное внутричерепное давление. На межкостных швах у них находятся заметные перепончатые участки – роднички. Самый большой – передний родничок – занимает центральное положение на стыке стреловидного и венечного швов. Обычно он зарастает к двум годам. Другие роднички менее объёмные: затылочная, две клиновидные и сосцевидная перепонки не прощупываются уже к 2–3 месяцам.

Анатомия черепа изменяется не только в младенчестве – формирование обычно проходит в 3 этапа:

  1. Преимущественный рост в высоту, укрепление костей и затвердевание швов – с рождения до 7 лет;
  2. Период относительного покоя – с 7 до 14 лет;
  3. Рост лицевого отдела черепа – с 14 до 20–25 лет, в зависимости от полового созревания.

Небольшой экскурс в анатомию черепа позволяет наглядно убедиться, что голова – это крайне сложная структура, от состояния которой напрямую зависит здоровье головного мозга, а значит, и большинство жизненно важных функций. При малейших травмах большую часть повреждений берут на себя кости, но и их прочность не безгранична – при сильном воздействии не исключены переломы и ушибы, последствия которых могут быть необратимыми. Поэтому при любых обстоятельствах следует обеспечивать черепу должную защиту, беречь его от травм и иных повреждений.

Тело человека кости черепа длинная кость перелом стопы

Источник