Тема 6 занятие 1 первая помощь при переломах и вывихах

С наступлением холодов и появлением гололёда пешеходы падают чаще и, как следствие, – учащаются случаи переломов и вывихов. В этих опасных ситуациях важно знать правила оказания первой помощи.

Перелом – это нарушение целостности кости, полное или частичное.

Чаще всего причиной перелома является падение или удар (травматические переломы); кроме того, существует ряд состояний, которые приводят к нарушению нормальной структуры кости, что, в свою очередь, способствует возникновению переломов (патологические переломы). Причиной таких переломов являются заболевания (например, остеопороз – заболевание, характерное для людей пожилого возраста), нарушение питания, чрезмерные физические нагрузки. Травматические переломы могут быть закрытыми, при которых не нарушается целость кожи и слизистых оболочек, и открытыми, сопровождающиеся их повреждением.

1

Переломы могут быть полными и неполными (надломы и трещины). Полные переломы подразделяются: со смещением и без смещения. Полные переломы без смещения характерны для детского возраста. В этом случае нет достоверных признаков перелома, их легко можно принять за ушиб. Именно поэтому во всех неясных случаях необходимо обращаться к врачу.

Вывихи – стойкое изменение правильных анатомических взаимоотношений (конгруэнтности) суставных поверхностей, сопровождающееся нарушением функции пораженного сустава.

2

Для переломов и вывихов характерным является появление боли в поврежденной части тела, отёка (припухлости) и кровоизлияния вследствие травматизации лимфатических и кровеносных сосудов, нарушение функции повреждённой конечности. Эти признаки переломов и вывихов являются косвенными, т.к. встречаются не только при данных состояниях, но и при ушибах и растяжениях.

Если помимо указанных признаков у пострадавшего отмечается деформация конечности, укорочение её длины, необычная (патологическая) подвижность кости, при осторожном ощупывании слышится костный хруст, можно с уверенностью говорить о переломе (даже при наличии одного из этих признаков) – это достоверные признаки перелома. При открытом переломе в ране можно увидеть костные отломки; возможно удлинение части конечности. Достоверными признаками вывиха является деформация конечности в области сустава, её характерное вынужденное положение, запустение суставной впадины; при попытке совершения пассивного движения конечности отмечается пружинящее сопротивление.

Первая помощь при закрытом переломе

Первая помощь при закрытых переломах заключается в обезболивании и иммобилизации. Обезболивание можно обеспечить местным применением холода, созданием покоя повреждённой конечности и приёмом анальгетиков (порядок их использования приводится ниже). Иммобилизация – создание неподвижности части тела, конечности.

В условиях города, когда «Скорая помощь» прибудет через несколько минут, повреждённой конечности необходимо обеспечить покой и приложить холод к месту травмы. Иммобилизацию проведут медицинские работники после надёжного медикаментозного обезболивания. В случае отсутствия возможности вызова экстренной медицинской помощи и необходимости самостоятельно доставить пострадавшего в лечебное учреждение после обезболивания (желательно медикаментозного) приступают к обеспечению неподвижности пострадавшей конечности. Для уменьшения боли из анальгетиков лучше использовать анальгин 1 – 2 таблетки (для взрослых и детей старше 12 лет). Таблетки лучше измельчить и дать в виде порошка. В этом случае обезболивающий эффект наступит через 10 – 20 минут. Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить, нет ли у пострадавшего непереносимости к каким-либо препаратам. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.

Правила иммобилизации

Для создания неподвижности необходимо зафиксировать два сустава: выше и ниже перелома. При переломе плечевой и бедренной кости фиксируют три сустава (при переломе плечевой кости – лучезапястный, локтевой, плечевой суставы; при переломе бедренной кости – голеностопный, коленный, тазобедренный суставы). При закрытых переломах конечности придают физиологически правильное положение. Для верхней конечности – угол 90° в локтевом суставе, ладонь обращена к туловищу, пальцы полусогнуты. Для нижней конечности – угол 90° в голеностопном суставе, лёгкое сгибание в коленном суставе (угол 165° –170°). В качестве транспортных шин можно использовать подручный материал: доски, палки, лыжи и т.д. Их не накладывают на голое тело. Под костные выступы дополнительно подкладывают мягкую ткань. Одежду и обувь снимать не надо, если есть возможность осмотреть место повреждения.

3

4

При отсутствии какого-либо подручного материала для использования в качестве импровизированной шины можно выполнить аутоиммобилизацию, т.е. зафиксировать верхнюю конечность, прибинтовав её к туловищу, а повреждённую нижнюю конечность – к здоровой конечности.

5 6

Первая помощь при открытом переломе

В условиях города, когда «Скорая помощь» может прибыть через несколько минут, при открытом переломе первая помощь включает: остановку кровотечения (при артериальном кровотечении – наложение жгута), наложение стерильной нетугой повязки, обезболивание методом придания конечности наименее болезненного положения, прикладывания холода к месту травмы. Транспортную иммобилизацию произведут медицинские работники, предварительно выполнив медикаментозное обезболивание. Если нет возможности вызвать «Скорую помощь» и транспортировать пострадавшего вы собираетесь самостоятельно, необходимо выполнить транспортную иммобилизацию с помощью транспортных шин (при их наличии) или подручных средств после предварительного лекарственного обезболивания (при отсутствии аллергии).

Читайте также:  Оказание первой помощи при переломах костей реферат

Алгоритм оказания первой помощи при открытом переломе :

  1. Остановка кровотечения (при артериальном кровотечении – наложение кровоостанавливающего жгута)
  2. Обезболивание.
  3. Наложение стерильной повязки на рану.
  4. Иммобилизация.

Особенности иммобилизации при открытых переломах

  • При открытых переломах конечность фиксируют в том положении, в каком она находится после травмы. 
  • Из раны ничего не вынимать, костные отломки не сопоставлять.
  • Давящую повязку на рану не накладывать.

Первая помощь при вывихах

Первая помощь при вывихах заключается в обезболивании и иммобилизации. Подходы здесь те же, что и при переломах. В случае ожидаемого быстрого прибытия «Скорой помощи» к месту травмы прикладывают холод и создают наиболее удобное (наименее болезненное) положение для пострадавшего. В автономных условиях пребывания пострадавшему необходимо дополнительно дать обезболивающий препарат, предварительно заручившись отрицательным ответом на вопрос о наличии лекарственной аллергии. После достижения эффекта обезболивания приступают к иммобилизации конечности. Особенность иммобилизации заключается в том, что конечность фиксируют в том положении, в каком она находится после травмы (поступают так же, как при открытых переломах). Нельзя пытаться самостоятельно вправить вывих, нужно помнить о том, что вывихи могут сочетаться с переломами.

Текст подготовлен, по материалам Малоймедицинскойэнциклопедии. — М.:Медицинскаяэнциклопедия. 1991-96гг., методистами по ОБЖ: Антоновым Н.В., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»

Г. Дзержинска Нижегородской области

Урок по ОБЖ

« Правила оказания ПМП

при переломах и вывихах верхних

и нижних конечностей»

Выполнила:

Баранова Ирина Львовна

Преподаватель-организатор ОБЖ

Высшая категория

Стаж работы:20 лет

2011 год

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

1.Образовательная – изучить открытые и закрытые повреждения организма; причины их возникновения, признаки таких повреждений. Уметь по признакам классифицировать их; и что не менее важно научиться грамотно, оказывать ПМП при таких повреждениях, применив основное правило оказания ПМП.

2.Воспитательная – грамотное оказание помощи (все  приемы должны быть щадящими).

3.Развивающая – формирование умений классифицировать по признакам открытые и закрытые повреждения организма.

Развитие навыков оказания ПМП.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 мин.)

— Взаимные приветствия  

— Отметить отсутствующих

II. Повторение по предыдущей теме: (12 мин.)

“Повязки: правила наложения повязок.”

Ребята! На предыдущих уроках, мы с вами узнали об основных правилах оказания ПМП, отработали навыки наложения повязок на различные участки тела и узнали, что нужно использовать в качестве основного материала при повязке.

Цель повторения:

Все эти знания, полученные на предыдущих уроках, пригодятся нам сегодня, при изучении новой темы.

А именно, умение накладывать повязки на различные участки тела, пригодятся при изучении той части урока, в которой будем разбирать ПМП! при переломах и вывихах.

(А) Опрос класса по тестовым заданиям.

(письменный 5 мин.)

1.Основной материал, которым пользуются при перевязке, это:

  1. лейкопластырь;
  2. трубчатые бинты;
  3. марлевые (плоские бинты);

2.Длина бинта 5-7 метров, при этом они бывают:

  1. узкие;
  2. тонкие;
  3. средние;
  4. широкие;

— найдите допущенную ошибку.

3.Бинт обладает способностью растягиваться, что дает возможность плотно фиксировать поврежденную часть тела без излишнего сдавливания, это:

  1. марлевый плоский бинт;
  2. индивидуальный перевязочный бинт;
  3. трубчатый (сетчатый) бинт;
  4. эластичный бинт;

4.Трубчатые сетчатые бинты предназначены для:

  1. фиксирования поврежденной части тела без излишнего сдавливания;
  2. фиксирование марлевой повязки на поврежденной части тела;
  3. наложение давящей повязки;

5.Существует несколько типов бинтовых повязок на различные участки тела человека;

  1. косыночные повязки;
  2. пращевидные повязки;
  3. обезболивающие;
  4. крестообразные или восьмиобразные;
  5. колосовидные;
  6. спиральные;
  7. сходящиеся или расходящиеся;

— Найдите допущенную ошибку.

Ключ к тесту на доске. Учащиеся, поменявшись листочками, проверяют задание, зачеркивая  неправильные ответы, и сдают их учителю.

(Б) 1.Задание на доске: (1 ученик)

Остальные проверяют выполненное задание и комментируют его.

 Но! Пока задание делается на доске, двумя, вызванные учащиеся делают

2.Повязки:

2 ученика (чепец)

на локоть

на палец кисти (кисть!)

Пока они делают, ученики оценивают их работу: следят за правильностью наложения  повязок. Комментируют. И каждому ряду предложено подумать и задавать вопрос тем учащимся, кто накладывал повязки.

Задание на доске.

  1. Расставить цифры повязок к участкам тела

1 Область плеча

1 Сходящиеся или расходящиеся

2 Пальцы кисти

2 Пращевидная

3 Затылок

3 Спиральная

4 Нос; подбородок

4 Крестообразная (восьмиобразная)

5 Грудная клетка

5 Колосовидная

6 Локтевой сустав

6 Косыночные

7 Предплечье

Ответы:          

5 – 1

3 – 2

4 – 3

2 – 4

3 – 5

1 – 6

6 – 7

Класс проверяет, комментирует.

(В) 3.Карточки с определениями, названиями повязок (3 ученика)

(повязка, перевязка, перевязочный материал)

III.Новый материал

Переход  от предыдущей темы:

Итак! Теперь мы знаем, как какую повязку наложить при некоторых повреждениях организма, таких как открытая рана головы или порез пальца.

Читайте также:  Перелом предплечья признаки помощь

Давайте попробуем применить эти знания на сегодняшнем уроке. А чтобы применить, нужно узнать разницу между открытыми и закрытым повреждением организма (перелом открытый и вывих) —— тема нашего урока: записываем название темы в тетрадь.

«переломы и вывихи ПМП при них»

Цель урока: Изучение открытые и закрытые повреждения организма; причины их возникновения, признаки таких повреждений. Уметь по признакам классифицировать их и что не менее важно научиться грамотно, т.е учитывая основное правило оказания ПМП, оказывать помощь.

На доске: тема                                      новые слова: перелом, вывих, иммобилизация, шина

План урока

Переломы. Вывихи.

а)причины возникновения

б)признаки

в)классификация
г)ПМП.

Объясняя, учитель зарисовывает схему на доске.

Повреждения:

Открытые (открытый перелом; порезы, сопровождающиеся кровотечением)  ?(Какие)

Закрытые (ушибы, растяжения, разрывы связок, вывихи, закрытые переломы)

?    Почему именно так распределили

Ученики делают вывод: Открытие повреждения всегда сопровождаются кровотечением. Нарушается целостность кожных покровов и главных мягких тканей.

Записываем определения в тетрадь:

Перелом  — полное или частичное нарушение целостности костей

Объясняя, учитель заполняет схему классификации переломов на доске.

Переломы

Открытые

Закрытые

Без смещения

костных отломков

Со смещениями

Множественные

Единичные

Задавая вопросы

(если в одном месте?)

? если в нескольких)

Затем по иллюстрации, показанной учителем, отвечают (т.е дают классификацию переломам.

(стр.37)

?    назовите причины переломов.

?    а в школе, что может стать причиной.

Работа с книгой. Ваша задача!

?   стр. 37 последний абзац (прочитать, найти признаки переломов).

Признаки: а) нарушение функции конечностей

б) боль!

в) припухлость

г) кровотечение при открытии

?    В тяжелых случаях переломы сопровождающиеся шоком. Что такое шок.

Стр. 38 прочитали, записали.

Причина шока – боль! А раз при переломе нарушается функция конечности, то и возникает боль при движении этот конечности.

?   Как сможем помочь  Ответ: обеспечить покой поврежденной конечности, т.е произвести иммобилизацию или наложить шину.

?   Синонимы слова шина (подберите)

Ответ иммобилизация

Ответ: покой, зафиксировать

?   Чем и как?

Задача: просмотреть сюжет и ответить на вопрос?

?   Что можно использовать в качестве шины.

Из сюжета видно, чтобы правильно провести иммобилизацию поврежденной конечности нужно зафиксировать

Сколько суставов? (ответ – 2, каких?)

А при переломе бедра? (ответ – 3, каких?)

Работа с таблицей доски (демонстрация)

Задание: Показать какие суставы зафиксировать при переломах: предплечья? плеча? голень? бедро?  (стр.145)

Дать понятия и записать.

Сустав – подвижное соединение костей

Вывих – смещение костей относительно друг друга в области сустава.

Признаки: стр.36 Задача: Прочитать, найти признаки.

Д/з описать ситуацию так, чтобы по признакам можно было определить – какое повреждение.

— описать последовательность ПМП.

Доклады! Практическое задание: Попробовать наложить шину.

А куда?

Зачитать ситуации.

 Расписать алгоритм оказания ПМП.

(логическая цепочка), вспомнив основное правило оказания ПМП

Вывих

  1. Покой
  2. Тугая повязка
  3. Обезболивающее
  4. БСМП

Закрытый перелом

  1. Иммобилизация
  2. Обезболивающее
  3. БСМП

Открытый перелом

  1. Остановка кровотечения
  2. Стерильная повязка
  3. Обезболивающее
  4. Иммобилизация
  5. БСМП

? Почему так: Основное правило оказания ПМП.

В первую очередь провести те приемы, от которых зависит жизнь пострадавшего (все приёмы должны быть щадящими).

Далее кроссворд (повторение, закрепление)

Вопросы на карточках.

а) или дать ответ на вопрос.

б) или по ответу. Написать что это.

в

ы

в

и

х

м

м

о

б

и

л

и

з

а

и

а

р

т

ш

к

и

н

о

е

м

т

ц

я

н

т

в

п

е

р

в

ы

у

ч

с

с

й

т

с

э

л

а

а

Вывод: не проходи мимо!

Зная – сможем помочь!

Источник

Ïåðåëîìû êîñòåé ìîãóò ïðîèçîéòè â ðåçóëüòàòå ñèëüíîãî óäàðà, ïàäåíèÿ è ò.ä.

Ðàçëè÷àþò çàêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà êîñòü ñëîìàíà, íî öåëîñòü êîæè íà ìåñòå ïåðåëîìà íå íàðóøåíà, è îòêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà â îáëàñòè ïåðåëîìà èìååòñÿ ðàíà. Îêàçûâàÿ ïåðâóþ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå, íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü ìåñòà ïåðåëîìà, ÷åì óìåíüøàåòñÿ áîëü è ïðåäîòâðàùàåòñÿ äàëüíåéøåå ñìåùåíèå êîñòíûõ îáëîìêîâ. Ýòî äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì íà ïîâðåæäåííóþ ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþùåé, òî åñòü ñîçäàþùåé íåïîäâèæíîñòü ïîâÿçêè.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè èñïîëüçóþò ãîòîâûå, ñòàíäàðòíûå øèíû. Îäíàêî â ðÿäå ñëó÷àåâ èõ â ðàéîíå ïîðàæåíèÿ ìîæåò íå áûòü. Ïîýòîìó îêàçûâàþùèå ïîìîùü äîëæíû óìåòü èñïîëüçîâàòü äëÿ øèíèðîâàíèÿ ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë (ïàëêè, òðîñòè, ëûæè, çîíòû, ïîäõîäÿùåãî ðàçìåðà äîñêè, êóñêè ôàíåðû, ëèíåéêè, ïó÷êè ïðóòüåâ êàìûøà è ò.ï.) .

Читайте также:  Первая помощь при переломах скачать презентацию

Ïðè íàëîæåíèè øèíû ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü, ïî êðàéíåé ìåðå äâóõ ñóñòàâîâ — îäíîãî âûøå ìåñòà ïåðåëîìà, äðóãîãî — íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à ïðè ïåðåëîìå êðóïíûõ êîñòåé äàæå òðåõ.

Íàêëàäûâàÿ øèíû, íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ñëåäóþùèå ïðàâèëà: — ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåëüçÿ âûòÿãèâàòü; — åñëè â ìåñòå ïåðåëîìà èìååòñÿ îòêðûòàÿ ðàíà è íàáëþäàåòñÿ ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, òî ñíà÷àëà íàêëàäûâàþò æãóò âûøå ðàíû è ïåðåëîìà, çàòåì ïîâÿçêó íà ðàíó, à ïîñëå ýòîãî — øèíû ñ äâóõ ñòîðîí êîíå÷íîñòåé; — îáå øèíû äîëæíû çàõâàòûâàòü ñóñòàâû, ðàñïîëîæåííûå âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà; — øèíà ïåðåä íàëîæåíèåì äîëæíà áûòü îáåðíóòà âàòîé èëè ìÿãêîé òêàíüþ.

 ñëó÷àå çàêðûòîãî ïåðåëîìà ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî îêàçûâàòü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü äîïîëíèòåëüíûõ ïîâðåæäåíèé â ðåçóëüòàòå ñìåùåíèÿ îáëîìêîâ êîñòåé.

Øèíà äîëæíà ïðèëåãàòü ê ñëîìàííîé êîíå÷íîñòè. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ðóêó ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä ïðÿìûì óãëîì òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ëàäîíü áûëà ïîâåðíóòà ê ãðóäíîé êëåòêå, çàòåì íàêëàäûâàþò øèíó òàê, ÷òîáû ïàëüöû ðóê îõâàòûâàëè îäèí åå êîíåö, à âòîðîé çàõîäèë çà ëîêòåâîé ñóñòàâ.  òàêîì ïîëîæåíèè øèíó çàêðåïëÿþò áèíòîì èëè äðóãèì ìàòåðèàëîì, à ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè ïðåäïëå÷üå íóæíî ñîãíóòü ïîä ïðÿìûì óãëîì â ëîêòåâîì ñóñòàâå, à íà ñëîìàííóþ êîñòü ïëå÷à íàëîæèòü ïî âîçìîæíîñòè äâå øèíû: îäíó — ñ íàðóæíîé ñòîðîíû ïëå÷à òàê, ÷òîáû îäèí åå êîíåö áûë âûøå ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, âòîðîé ÷óòü íèæå ëîêòåâîãî ñóñòàâà, à äðóãóþ — îò ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Çàòåì îáå øèíû ïðèáèíòîâûâàþò ê ïëå÷ó è ñîãíóòîå ïðåäïëå÷üå ïîäâåøèâàþò íà ðåìåíü, êîñûíêó è ò.ï.

Äëÿ íàëîæåíèÿ øèííîé ïîâÿçêè ïðè ïåðåëîìå áåäðà íåîáõîäèìî èìåòü, ïî êðàéíåé ìåðå, äâå áîëüøèå øèíû. Îäíó øèíó íàëîæèòü ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ïðè ýòîì øèíà äîëæíà áûòü òàêîé äëèíû, ÷òîáû îäèí åå êîíåö íàõîäèëñÿ ïîäìûøêîé, à äðóãîé íåìíîãî âûñòóïàë çà ñòîïó.

Âòîðóþ øèíó íàëîæèòü ïî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè íîãè ñ òàêèì ðàñ÷åòîì, ÷òîáû îäèí êîíåö åå äîñòèãàë îáëàñòè ïðîìåæíîñòè, à äðóãîé — íåñêîëüêî âûñòóïàë çà êðàé ñòîïû (ïîäîøâû) .  òàêîì ïîëîæåíèè øèíû ïðèáèíòîâûâàþòñÿ. Ïðè ýòîì øèðîêèì áèíòîì, ïîÿñíûì ðåìíåì èëè ïîëîòåíöåì âåðõíþþ ÷àñòü íàðóæíîé øèíû ïðèêðåïèòü ê òóëîâèùó.

Ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè ïåðâàÿ ïîìîùü îêàçûâàåòñÿ òàê æå, êàê è ïðè ïåðåëîìå áåäðà.

Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû íåîáõîäèìî ïðåæäå âñåãî ïîäâåñèòü ðóêó íà êîñûíêó, çàòåì ñøèòü äâà âàòíî-ìàðëåâûõ êîëüöà, íàäåòü èõ ïîñòðàäàâøåìó íà ðóêè è ïîäâèíóòü äî ïëå÷åâûõ ñóñòàâîâ, ïëå÷è ïîñòðàäàâøåãî ìàêñèìàëüíî îòâåñòè íàçàä, à êîëüöà ñçàäè, íàä ëîïàòêàìè, ñâÿçàòü.

Ïðè ïåðåëîìå òàçà ðàíåíîãî íóæíî óëîæèòü íà ñïèíó, ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîëîæèòü ïîä îáëàñòü êîëåííûõ ñóñòàâîâ ñâåðíóòîå ïàëüòî, ïîäóøêó è ò.ï., ñ òåì ÷òîáû óìåíüøèòü íàïðÿæåííîñòü ìûøö æèâîòà.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà òâåðäóþ ïîäñòèëêó (äîñêó, ôàíåðó, äâåðü è ò.ä.) — íà ñïèíó èë æèâîò, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîì ïîëîæåíèè îí íàõîäèòñÿ. Ïîäíèìàòü ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò î÷åíü îñòîðîæíî, ïðèâëåêàÿ äëÿ ýòîãî òðåõ-÷åòûðåõ ÷åëîâåê, èçáåãàòü ïðè ïîäúåìå ëþáûõ ñîòðÿñåíèé è ñãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà.

Ïðè ïåðåëîìàõ ðåáåð íà ãðóäíóþ êëåòêó íóæíî íàëîæèòü òóãóþ êðóãîâóþ ïîâÿçêó.

Ïðè ïåðåëîìàõ ÷åëþñòè íàäî ïðèêðûòü ðîò, ïîòîì ôèêñèðîâàòü ÷åëþñòü ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêîé

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ïîëó÷àþò, íåëîâêî ñòóïèâ èëè ñïîòêíóâøèñü. Ïðè ýòîì â ñóñòàâå ïðîèñõîäèò íàäðûâ ñâÿçîê, îáëàñòü ñóñòàâà ïðèïóõàåò.

Ïðèçíàêè: áîëü, â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâîïîäòåê.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé ïîâðåæäåííîìó ó÷àñòêó òåëà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé (ôèêñàöèåé), êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ìåðîé áîðüáû ñ áîëüþ, ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì è ñðåäñòâîì çàùèòû îò ðàñïðîñòðàíåíèÿ ðàíåíîé èíôåêöèè. Ê îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ ïðèêëàäûâàþò õîëîä—ëåä èëè õîëîäíóþ âîäó â ïî ëèýòèëåíîâîì ïàêåòå. Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Ïðè ëþáîì ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê íàäî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, òàê êàê íåëüçÿ èñêëþ÷èòü òðåùèíó êîñòè.

Âûâèõ — ýòî ïîâðåæäåíèå ñóñòàâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñìåùåíèåì ïîâåðõíîñòåé ñî÷ëåíÿþùèõñÿ êîñòåé.

Ïðèçíàêè: áîëü â ñóñòàâå, äåôîðìàöèÿ ñóñòàâà, íåâîçìîæíîñòü äâèæåíèé â ñóñòàâå.

Âíèìàíèå! Íåëüçÿ ïûòàòüñÿ âïðàâèòü âûâèõ. Ýòî äîëæåí ñäåëàòü òîëüêî âðà÷.

Ïåðâàÿ ïîìîùü.

Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû — àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà êëàäóò ëåä èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. Êîíå÷íîñòü ôèêñèðóþò â òîì ïîëîæåíèè, êîòîðîå îíà ïðèíÿëà ïîñëå òðàâìû. Âåðõíþþ êîíå÷íîñòü èììîáèëèçóþò, ïîäâåøèâàÿ íà êîñûÿêå èëè áèíòå íà øåþ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè íèæíåé êîïå÷íîñòè ïðèáèíòîâûâàþò äëèííóþ äîñêó (ïàëêó) èëè ñâÿçûâàþò âìåñòå çäîðîâóþ è ðàíåíóþ êîíå÷íîñòè. Ïîñòðàäàâøåãî äîñòàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Источник