Транспортировка пострадавших с переломами костей

Особенности способов переноски пострадавших
при переломах

Больных
с переломами верхних конечностей 
можно перевозить в положении 
сидя. 
Пострадавших с переломами нижних конечностей
следует транспортировать на носилках
в положении лежа на спине. Конечность
должна быть уложена на что-нибудь мягкое
в приподнятом положении. 
Транспортировка и перекладка больного
должны быть щадящими. Конечность и туловище
поднимать одновременно все время удерживая
на одном уровне.  
Охлаждение предрасполагает развитию
шока, поэтому больного необходимо укрыть.
Уменьшить боль можно назначение 0,5 — 1
гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении 
черепа и мозга

Транспортировка
заключается в создании покоя. Пострадавшему 
придают горизонтальное положение,
к голове пузырь со льдом или ткань,
смоченную холодной водой. Очистить
рот от слизи. 
При транспортировке проводить мероприятия,
направленные на улучшение дыхания и сердечной
деятельности. 
Во время транспортировки необходимо
постоянно наблюдать за больным так как
возможна повторная рвота, а следовательно
аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение). 
Для предупреждения дополнительных повреждений
и сотрясении головы производят иммобилизацию
с помощью ватно-марлевого круга (баранка),
надувного подкладного круга или подсобных
средств: одежда, одеяло, сено, мешочки
с песком и т. д. 
Иммобилизацию можно осуществить с помощью
пращевидной повязки, проведенной под
подбородком и зафиксированной на носилках. 
Если рана расположена в затылочной области
или имеется перелом костей в этой зоне,
то перевозить пострадавшего следует
на боку. 
Перелом костей носа обязательно сопровождается
носовым кровотечением. Больных с этой
травмой следует транспортировать так
же на носилках, но в полусидячем положении,
т. е. с поднятой головой. 
Транспортировку раненых с повреждением
челюстей осуществляют в положении сидя
с наклоном головы вперед. 
Пострадавшего в бессознательном состоянии
следует перевозить в положении лежа на
животе, с подложенными под лоб и грудь
валиками из одежды. 
Нижнюю челюсть закрепляют наложением
пращевидной повязки, верхнюю челюсть
введением между челюстями полоски фанеры
и зафиксированием к голове.

Транспортировка при повреждении 
позвоночника

Самая
опасная транспортировка при 
переломе позвоночника. Даже небольшое 
смещение позвонков могут вызвать 
разрыв спинного мозга, поэтому запрещается 
пострадавшего с подозрением 
на переломе позвоночника сажать, ставить
на ноги. Прежде всего необходимо создать
покой уложив его на ровную твердую поверхность
(деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы
использовать для транспортировки. При
отсутствии доски в бессознательном состоянии
пострадавшего транспортировка наименее
опасна в положении лежа на животе с подложенными
под плечи и голову подушками. 
В случае перелома шейного отдела позвоночника,
транспортировку осуществляют на спине
с иммобилизацией головы, как при повреждении
черепа. 
Перекладывание, разгрузку, транспортировку
должны производить 3-4 человека одновременно
удерживая все время на одном уровне, не
допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка при переломе костей
таза

Транспортировать 
больного следует уложив на ровную твердую
поверхность, ноги согнуть в коленях и
бедра несколько развести в стороны, а
под колени наложить тугой валик из подушки,
одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. 
Транспортировать пострадавшего на носилках
или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка при переломе ребер

Наиболее 
безболезненно в положении сидя. 
При тяжелом состоянии, когда пострадавший
сидеть не может, транспортировать лежа
на носилках в полусидячем положении.
Всех раненых, у которых травма сопровождалась
шоком, а также значительной кровопотерей
необходимо транспортировать лежа на
спине.

Правила наложения 
шин при переломах

1. Шинную повязку необходимо 
накладывать так, чтобы она 
надежно иммобилизировала два соседних
с местом перелома сустава (выше и ниже
перелома), а при некоторых повреждениях
— и три сустава. Например, при повреждении
голени шину накладывают так, чтобы она
захватывала коленный и голеностопный
суставы; при повреждении плечевой кости
— плечевой, локтевой и лучезапястный;
для иммобилизации бедра необходимо фиксировать
всю конечность — от подмышечной впадины
до стопы включительно и охватывать тазобедренный,
голеностопный и коленный суставы.

2. Для иммобилизации конечности 
желательно придать ей физиологически 
правильное положение. Если условия 
транспорта не позволяют удерживать 
конечность в функционально выгодном 
положении, то приходится ограничиваться 
фиксацией конечности в том 
положении, в котором она менее 
всего травмируется.

3. При закрытых переломах 
необходимо произвести легкое 
и осторожное вытяжение поврежденной 
конечности по оси, которое 
следует продолжать до окончания 
наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах 
не следует вправлять выступающие 
из раны отломки костей. Наложив 
стерильную повязку, конечность 
без предварительного потягивания 
и вправления отломков фиксируют 
в том положении, в котором 
она находится.

5. Нужно помнить, что 
с пострадавшего нельзя снимать 
одежду и обувь, так как это 
может причинить ему лишнюю 
боль. Кроме того, одежда обычно 
служит дополнительной подстилкой 
для шин в месте повреждения. 
Исключением из этого правила 
являются открытые переломы, когда 
необходимо наложить стерильную 
повязку. При этом одежду снимать 
не следует, а нужно распороть 
ее по шву или разрезать 
в области предполагаемого перелома.

6. Нельзя накладывать 
жесткую шину на голое тело.
Нужно следить за тем, чтобы 
концы шин не врезались в 
кожу и не сдавливали кровеносные 
сосуды и нервы, проходящие 
вблизи костей.

7. Необходимо избегать 
применения кровоостанавливающего 
жгута, если для его наложения 
нет достаточных показаний. При 
наличии показаний жгут накладывают 
на самые минимальные сроки.

8. При повреждениях суставов 
для транспортной иммобилизации 
используют те же средства 
и способы, что и при повреждениях 
костей.

9. Шина тщательно прикрепляется 
к поврежденной конечности и 
должна составлять с ней единое 
целое. Фиксируют шины марлевым 
бинтом.

Наложение шин требует 
умения и выучки. Неправильная иммобилизация,
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Во всех случаях оказания
медицинской помощи следует обращать
внимание не только на поврежденную часть 
тела, но и на общее состояние 
пострадавшего. При переломах возможно
развитие шока.

Вид травмы

Поза

Сотрясение головного 
мозга

На спине

Травмы передней части 
головы и лица

На спине

Повреждение позвоночника

На спине

Переломы костей таза и 
нижних конечностей

На спине

Шоковое состояние

На спине

Травмы органов брюшной 
полости

На спине

Травмы груди

На спине

Ампутация нижних конечностей

На спине, с валиком 
под травмированной ногой

Острые хирургические 
заболевания (аппендицит, прободная 
язва, ущемленная грыжа)

На спине

Кровопотеря

На животе с валиком 
под грудью и головой

Травмы спины

На животе или правом боку

Травмы затылочной части 
головы

На животе

Травмы шеи

Полусидячее положение со склоненной
на грудь головой

Ампутированная верхняя 
конечность

Сидя с поднятой вверх 
рукой

Травмы глаза, груди, дыхательных 
путей

Сидя

Травмы верхних конечностей

Сидя

Ушибы, порезы, ссадины

Сидя

Травмы спины, ягодиц,  
тыльной поверхности ног

На животе

Травмы плечевого пояса

Сидя

Читайте также:  Перелом четвертой кости стопы

   Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших
являются следующие: 
— определение способа транспортировки; 
— подготовка пострадавших, специальных
и подручных транспортных средств; 
— выбор маршрута; 
— обеспечение безопасности пострадавших
и спасателей при транспортировке; 
— преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация
отдыха; 
— погрузка пострадавших в транспортные
средства.

   Ведущую роль при выборе
способа, средств, положений, в которых 
будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние 
людей, характер заболевания. Правильно 
выбранные решения спасут жизнь 
пострадавшим, облегчат их страдания,
обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении 
лежа на спине, на животе, на боку, сидя.
При этом голова может быть приподнята
или опущена, ноги, руки выпрямлены
или согнуты. Для этих целей используются
мягкие валики. Ниже представлены основные
способы транспортировки пострадавших.Один
из распространенных и хорошо зарекомендовавших
себя способов транспортировки пострадавших
— использование носилок. Носилки бывают штатными
(медицинскими) или самодельными (импровизированными).
Для изготовления последних необходимо
взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0
м, закрепить между ними плотную ткань,
пальто, шинель, веревку. 
   Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать
носилки, постоянно следить за правильным
(горизонтальным) положением носилок в
местах подъема и спуска. Пострадавшего
укладывают на носилки следующим образом.
Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой — под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная
стена, ограда) необходимо: 
— поставить носилки на землю перед преградой; 
— встать по обе стороны носилок и взяться
за брусья руками; 
— приподнять головной конец носилок и
поставить его на преграду; 
— одному спасателю преодолеть преграду; 
— одновременно поднять и пронести носилки
над преградой и опустить на нее ближние
концы; 
— преодолеть преграду другому спасателю; 
— опустить носилки на землю, одновременно
взять их и продолжить движение. 
   Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся
на край препятствия. Для облегчения и
удобства транспортировки используются
специальные лямки. 
   В том случае, когда пострадавшего необходимо
спустить на носилках с высоты, следует
надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном
или горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следить за состоянием пострадавших (дыхание,
пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния
нужно отвести время для отдыха, принятия
пищи и проведения гигиенических мероприятий. 
   В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое
питье, использовать грелку). Важное значение
для пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка.  

   При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений
и состояние человека. В первоочередном
порядке транспортируются дети и пострадавшие
в бессознательном и шоковом состоянии,
с внутренними кровотечениями, ампутированными
конечностями, открытыми переломами, ожогами,
синдромом длительного сдавливания, послеоперационные
больные.Затем транспортируются пострадавшие
с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие
с небольшими кровотечениями, ушибами,
вывихами.

   Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется
специальный медицинский или обычный
транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется
на носилках или непосредственно в кузове
на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных,
размещая их головой к кабине. На свободные
места рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове
без носилок сначала необходимо насыпать
в него балласт (землю, песок, солому). Поверх
балласта укладывается мягкий настил
(матрацы, ковры, стружка, поролон). Для
защиты от дождя и снега кузов оборудуют
тентом. Здесь же постоянно должен находиться
медработник или спасатель. Погрузка пострадавших
в железнодорожные вагоны проводится
через тамбур или окна. Сначала людей размещают
на верхних, а затем — на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести
травмы, в зависимости от этого определяется
очередность погрузки. Транспортировка
водным и воздушным транспортом осуществляется
с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют
таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.

Источник

Травмы позвоночника часто из-за ошибочных действий окружающих приводят к инвалидности. Каким образом осуществляется транспортировка пострадавших с переломом позвоночника? Рассмотрим, как необходимо оказывать первую помощь и транспортировать пациента.

Важно не шевелить травмированного человека, ибо велик риск повреждения спинного мозга. Перевозить таких пациентов должны специализированные машины скорой помощи. Перед их приездом необходимо максимально ограничить движения больного.

транспортировка пострадавших с переломом позвоночника

Общие правила

Существует много способов транспортировки людей с различными переломами позвоночника. Первичной задачей является вынести пострадавшего из зоны риска. Существует ряд общих требований для всех видов травм, которые важно соблюдать:

  • перекладывать больного можно только одним движением;
  • переноску пострадавшего должны осуществлять не менее 3 человек, оптимально – 5-6;
  • укладывать травмированного на твердую поверхность следует таким образом, чтобы позвоночный столб и конечности находились на одной оси;
  • больного укладывают спиной на жесткие носилки;
  • если нет носилок, уложите пострадавшего на любую жесткую поверхность.
Читайте также:  Как ставить судно лежачему больному с переломом костей таза

При отсутствии жестких носилок травмированного для последующей транспортировки укладывают животом на мягкие.

Транспортировка больных при разных видах позвоночных травм

В случае острой необходимости иногда приходится осуществлять самостоятельную доставку пострадавшего в больницу.

При разных видах переломов применяются отдельные приемы транспортировки.

Травма шейного отдела

Это одна из самых опасных травм, при которой возможен летальный исход. Для максимального обеспечения безопасности пострадавшего транспортировка при переломе шейного отдела позвоночникавбольницу должна осуществляться только при полной иммобилизации шейного отдела.

Существует целый набор медицинских приспособлений для транспортировки пациентов с компрессионными переломами шейных позвонков:

  • ВоротникШанца – легкое приспособление, повторяющее очертания шеи. Заводится с тыльной стороны и застегивается спереди на липучки. Надежно фиксирует шейный отдел.
  • Шина Еланского. Состоит из двух деревянных симметричных половинок, повторяющих очертания плечевого пояса с углублением для головы. Подкладывается под спину, при этом под шею и голову предварительно вкладываются ватно-марлевые прокладки для правильного положения шеи. Затем все фиксируется бинтом.
  • Шина Бабиченко. Сложная конструкция, предназначенная для одновременной фиксации и вытяжки травмированного шейного отдела.
  • Шина Крамера. Гибкая металлическая рамка с поперечными перекладинами, состоит из двух частей длиной 120 см каждая. Первая часть моделирует затылок и плечевой отдел, вторая повторяет изгибы тела от лобной части до грудной клетки. Между собой обе шины соединяются системой крепежных ремней. После крепления на теле под затылок и шейную часть подкладываются ватные валики.

При отсутствии необходимых приспособлений перед транспортировкой следует зафиксировать шею пострадавшего с помощью подсобных средств – картона, ваты, одежды, ремня.

Травма шейного отдела

Фиксация грудного и поясничного отделов

При переломах грудного или поясничного отделов жесткой фиксации, как при переломах шейных позвонков, не требуется. Однако и в этом случае необходимо максимально зафиксировать больного для последующей транспортировки.

Переломы позвоночника грудного и поясничного отделов нередко сопровождаются травмами внутренних органов и кровотечениями. Поэтому важно обеспечить такое положение пострадавшего, при котором сводится к минимуму риск дальнейшего травмирования при транспортировке.

Транспортировка пострадавшего при переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах в зависимости от степени повреждений производится на спине или животе:

  • в положении на спине больного фиксируют на жесткой поверхности широкими бинтами, расположив руки вдоль туловища или заведя их за голову;
  • под поясничный отдел подкладывается небольшой мягкий валик;
  • фиксирующие повязки должны быть наложены в области плечевого пояса, груди, живота, таза, бедер, коленных суставов и голеней;
  • фиксация не должна препятствовать свободному кровообращению и затруднять дыхание пострадавшего;
  • при транспортировке больного в положении лежа на животе его также фиксируют в указанных местах, заведя руки за спину и дополнительно их зафиксировав.

Транспортировка при компрессионном переломе поясничного отдела позвоночника производится строго в горизонтальном положении больного.

Если транспортировку осуществляет бригада Скорой помощи, уже по дороге в медицинское учреждение проводится симптоматическая терапия.

Фиксация грудного и поясничного отделов

Фиксация и транспортировка больных при переломах крестца

Переломы крестцового отдела позвоночника бывают закрытыми и открытыми. При открытом переломе необходимо в первую очередь остановить кровотечение. Затем пострадавшего следует на месте переложить на ровную твердую поверхность в положении лежа на спине.

Порядок фиксации больного и дальнейшая транспортировка предусматривают следующие манипуляции:

  • пострадавший укладывается спиной на жесткие носилки или на прочный щит;
  • необходимо согнуть ноги больного в коленях и развести их немного в сторону, при этом поза человека напоминает позу лягушки;
  • нужно подложить под поясницу валик – для этого следует аккуратно приподнять спину больного;
  • еще один валик подкладывается под согнутые коленные суставы;
  • тело пострадавшего фиксируется в области груди, живота, голеностопных суставов;
  • переноска в автомобиль производится в строго горизонтальном положении.

Если человек находится в сознании, то для предотвращения болевого шока необходимо дать ему сильное обезболивающее средство.

Фиксация и транспортировка больных при переломах крестца

Что категорически запрещено делать при переломах позвоночника

Следует придерживаться установленных правил фиксации и транспортировки больного с травмой позвоночника.

Категорически запрещается:

  • при шейных переломах – запрокидывать голову человека, поднимать или поворачивать ее набок;
  • пытаться повернуть больного набок или посадить;
  • переносить получившего травму больного к машине за руки и ноги;
  • дергать или тянуть пострадавшего за конечности;
  • давать выпить лекарственный препарат без согласия пациента или потерявшему сознание человеку;
  • выполнять иммобилизацию в нарушение установленного порядка, а также осуществлять ее единолично, без вспомогательной помощи;
  • пытаться самостоятельно вправить позвонки;
  • накладывать слишком тугие повязки, препятствующие току крови или сдавливающие грудную клетку;
  • оставлять потерявшего сознание человека без постоянного наблюдения;
  • давать питье при подозрении на повреждение внутренних органов, несмотря на настойчивые просьбы пострадавшего;
  • транспортировать больного с подозрением на травму позвоночного столба в положении сидя, на боку или стоя;
  • при переломах позвонков грудного отдела проводить иммобилизацию и дальнейшую перевозку в положении лежа на животе;
Читайте также:  Винтообразный перелом локтевой кости

Нельзя транспортировать больного в медицинское учреждение своими силами – для этого существует специальный транспорт бригады Скорой помощи. Доставка своими силами допускается лишь в исключительных случаях, при помощи минимум трех человек.

Опасности неправильной транспортировки

Жесткий алгоритм действий при переломах позвоночника позволяет избежать тяжелых последствий от полученных травм и облегчить состояние больного на первичном этапе.Неправильная фиксация и транспортировка травмированного может повлечь необратимые процессы, после которых полное восстановление человека будет невозможным. Ошибки при транспортировке приводят к следующим осложнениям:

  • смещение осколков костей и повреждение ими внутренних органов;
  • нарушение целостности спинного мозга;
  • необходимость оперативного вмешательства и сложная реабилитация;
  • инвалидность или возможный летальный исход.

Для обеспечения максимальной безопасности травмированного человека при доставке его в больницу необходимо провести качественную иммобилизацию и фиксацию всего корпуса. Поэтому предпочтительно, чтобы все эти манипуляции проводила бригада скорой помощи, а транспортировка осуществлялась на специализированном транспорте.

Опасности неправильной транспортировки

Первая помощь при травмах позвоночника

Переломы позвоночника относятся к тяжелым травмам, независимо от того, в каком именно отделе произошло повреждение. Согласно статистическим медицинским данным, треть всех травм позвоночного столба сопровождается нарушением целостности спинного мозга.

Это сопряжено с длительным лечением, необходимостью оперативного вмешательства, получением пожизненной инвалидности. В особо тяжелых случаях не исключена смерть человека.

Для того, чтобы избежать самых неприятных последствий, очень важно при переломах или травмах позвонков оказать пострадавшему первую помощь, соблюдая определенные правила. Важно не упустить момент и провести вовремя все необходимые манипуляции, чтобы максимально облегчить состояние травмированного и обеспечить его дальнейшее успешное лечение.

От травм не застрахован никто. Может случиться, что ваша помощь понадобится находящемуся рядом человеку, попавшему в беду. Поэтому каждый должен обладать необходимыми знаниями, чтобы суметь оказать первую помощь до приезда врача.

В первую очередь нужно суметь определить, какого рода травму получил пострадавший. Ситуация может усугубляться тем, что травмированный часто находится в состоянии шока и не осознает, насколько серьезные повреждения им получены. Необходимо сразу же оградить его от резких движений, чтобы не ухудшить положение.

Важно: Визуально определить наличие перелома чаще всего невозможно.

Первые шаги перед принятием мер для оказания доврачебной помощи:

  • проверьте, в сознании человек или нет;
  • нащупайте и посчитайте пульс;
  • определите, в состоянии ли пострадавший самостоятельно дышать;
  • чувствует ли он боль.

Положительный ответ по всем четырем вопросам повышает вероятность благоприятного исхода и позволяет приступить ко второму этапу – иммобилизации пострадавшего.

Важно: Приступы сильной боли даже при легком движении, образование ярко выраженного отека в предполагаемом месте травмы или немного выше свидетельствуют о возможном переломе позвоночного ствола.

Первая помощь при травмах позвоночника

Чтобы облегчить состояние больного, необходимо ввести в мышцу одно из обезболивающих. Это может быть новокаин, анальгетики или глюкокортикоиды.

Следует иметь в виду, что, если ниже травмированного участка отсутствует чувствительность, или человек находится в бессознательном состоянии, нельзя обезболивать его оральными препаратами в любой форме. Отсутствие чувствительности и потеря сознания сопровождаются затруднением глотания, а это может привести к определенным осложнениям.

Потеря сознания свидетельствует о наличии болевого шока, наступившего в результате ущемления нервных окончаний или повреждения спинного мозга. Это может привести к остановке дыхания.

Чтобы восстановить дыхание, проведите следующие манипуляции:

  • зажмите рукой нос потерявшего сознание человека;
  • откройте рот пострадавшего и накройте его марлевой салфеткой или чистой тканью;
  • наберите полные легкие воздуха и резко выдохните рот-в-рот;
  • разожмите нос, чтоб пострадавший мог сделать пассивный выдох;
  • повторяйте свои действия до тех пор, как пострадавший начнет дышать самостоятельно.

Возможно, что одновременно с этим необходимо провести массаж сердца. Для этого напарник должен находиться сбоку от пострадавшего и в перерывах между приемами искусственного дыхания производить частые сильные нажатия на грудную клетку в области сердца.

Массаж сердца проводится со скоростью 100 коротких нажатий в минуту. Пальцы массирующего должны быть сцеплены в замок. Продавливается нижняя треть грудины на глубину до 5 см. без отрыва пальцев от тела пострадавшего.

Через каждые два искусственных вдоха нужно производить около 30 нажатий.

Если человек не начал дышать самостоятельно, манипуляции необходимо проводить до прибытия бригады врачей Скорой помощи.

Здоровье человека, получившего перелом позвоночника, а также его шанс на выживание и полноценный образ жизни напрямую зависят от действий окружающих в первые моменты после травмы. Поэтому так важно обладать необходимыми знаниями по оказанию первой помощи пострадавшему, правилах фиксации человека с травмами позвоночника и недопустимости самостоятельной перевозки без имеющихся серьезных причин.

Источник