У спортсменки перелом позвоночника
20 ярких лет активности, побед, надежд и еще 26 – полной неподвижности.
Елена Мухина могла стать чемпионкой на московской Олимпиаде, но страшная травма, полученная за несколько недель до соревнований, кардинально изменила ее жизнь. На сборе перед Играми гимнастка решила без страховки и тренера выполнить сложнейшую связку. До этого она была лидером сборной СССР, а вот «после» уже было совсем другим – спортсменка недокрутила, врезалась в помост головой и сломала шею. Операцию 20-летней гимнастке провели не раньше чем через сутки, а кто-то говорит – через три дня. Мухина навсегда осталась парализованной
Тренера Елены, отсутствовавшего на базе в Минске, звали Михаил Клименко. Он взял Мухину 14-летней и решил, что ее козырем будет специально созданная сложнейшая программа – до того Клименко работал только с мужчинами. Через три года Елена стала второй в многоборье на первенстве СССР и выиграла три золота на отдельных снарядах на чемпионате Европы в Праге, представив там прежде неизвестный элемент на брусьях, который впоследствии был назван в честь нее – «петля Мухиной». В следующем году она победила в общем зачете чемпионата страны и завоевала три золота на мировом первенстве в Страсбурге. На награждении Мухина не смогла сдержать слез.
Чемпионат Германии
Лучшее за 2015-й. История футболиста, погибшего в Освенциме
Елена Мухина
Фото: Eurosport
Никто не подозревал, что это были не слезы радости, а разочарования. «Об этом никто не знает, но я на чемпионат ехала, я прощалась со спортом. Что вот это последние соревнования, и я ухожу, я больше не выдерживаю. Не столько физическая нагрузка, сколько психологическая. Физически я была не то что слаба, у меня, к сожалению, сил было не так много. Вылезала я только на технической подготовке и на эмоциональном сосредоточении – только на внутренней энергии. И поэтому, когда я встала на пьедестал, это было такое жуткое разочарование. Как озарение. Я поняла, что чемпионка прошедшего чемпионата мира, прошлого года. Что я вот сейчас сойду с этого пьедестала, и все надо начинать сначала. Я хотела уйти, но внутренние ощущения – что меня никто не отпустит», – рассказывала Мухина в интервью много лет спустя.
.
Говоря, что ее никто не отпустит, Мухина в первую очередь имела в виду Клименко. Тренера она слушалась беспрекословно. Были травмы, сильные боли, но Клименко не реагировал на жалобы. Напротив, он обвинял свою подопечную в том, что она делает себе поблажки, ленится, капризничает. Лена продолжала работать.
Первая серьезная травма случилась в 1975 году во время Спартакиады народов СССР в Ленинграде. После неудачного приземления у гимнастки произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. Мухина оказалась в больнице, не могла поворачивать шею. Тем не менее ежедневно после врачебного обхода Клименко забирал гимнастку в зал, снимал ортопедический ошейник, и она тренировалась до вечера. В тот момент спортсменка почувствовала, как стали неметь ноги; узнала ощущение слабости, впоследствии ставшее для нее привычным.
Далее – переломы, сотрясения, повреждения суставов и голеностопов, выбитые пальцы, мышечные травмы. Елена Вайцеховская, как и Мухина выступавшая за ЦСКА, запомнила ее такой: «Она выглядела заторможенной, часто плакала. Как-то сказала, что не успевает полностью перейти проспект перед спорткомплексом ЦСКА, пока горит зеленый свет – не хватает сил. При этом ее произвольная программа практически на всех снарядах продолжала оставаться сложнейшей в мире».
Мухина не решилась бросить гимнастику после чемпионата мира-1978 и на показательных выступлениях осенью 1979 года в Англии сломала ногу. Провела полтора месяца в гипсе, после чего выяснилось, что кости разошлись. Ей снова наложили гипс. Клименко не стал дожидаться выздоровления и отправил Мухину тренироваться в зал на одной здоровой ноге.
Елена Мухина
Фото: Eurosport
«Клименко всегда страшно нервничал перед соревнованиями, дергал меня, – вспоминала Мухина. – Наверное, потому, что прекрасно понимал, что его собственное благополучие и карьера напрямую зависят от того, попаду я в сборную или нет. Я же относилась к тренировкам крайне ответственно. Бывали случаи, когда, чтобы согнать лишний вес, бегала по ночам, а утром шла в зал. При этом мне постоянно приходилось выслушивать, что я быдло и должна быть счастлива, что на меня обратили внимание и дали мне шанс».
Отбор в национальную команду на Олимпиаду стартовал в марте 80-го, но Елена к нему восстановиться не успела – чемпионат СССР она пропустила, а на июньском Кубке страны стала 14-й. Мухина к Играм не была готова – это понимали все, в том числе и Клименко, – однако из сборной ее не вычеркивали, оставляя шанс. Последним этапом подготовки шел заключительный сбор в Минске, по итогам которого должна была быть сформирована команда из шести гимнасток.
Елена Мухина и Михаил Клименко
Фото: Eurosport
«Она тогда вообще в команду не попадала. Из-за этого беда и случилась. Клименко очень хотел, чтобы Мухина в Москве выступила. Никто не сомневался, что команда завоюет олимпийское золото, и он надеялся стать тренером олимпийской чемпионки. Загнал ли он гимнастку? Именно. У Лены безумно болела нога, а он заставлял работать», – рассказывала Лариса Латынина.
Усложняя программу Мухиной в преддверии Олимпийских игр, Клименко включил в нее новый элемент в вольных упражнениях: после фляка и сложнейшего прыжка (полтора сальто с поворотом на 540 градусов) приземление должно было происходить головой вниз в кувырок. Этот элемент назывался «сальто Томаса» и был взят из мужской гимнастики. По воспоминаниям Мухиной, она неоднократно говорила тренеру, что ей не хватает скорости и высоты для выполнения нового элемента, что сальто Томаса крайне опасно, так как она рискует сломать себе шею. Клименко же считал, что новый элемент не несет опасности для Мухиной и не пожелал услышать свою ученицу.
«Я несколько раз видела свое падение во сне, – говорила Мухина. – Видела, как меня выносят из зала. Понимала, что рано или поздно это действительно произойдет. Я чувствовала себя животным, которое гонят хлыстом по бесконечному коридору. Но снова и снова приходила в зал. Наверное, это судьба. А на судьбу не обижаются».
Елена Мухина
Фото: Eurosport
На сбор в Минске спортсменка приехала нездоровой: от перегрузок болели колени и голеностопы, началось воспаление суставной сумки кисти. Трагедия произошла 3 июля. Известно, что Клименко в тот день не работал с гимнасткой, уехав в Москву по делам – по неофициальной информации, тренер собирался договориться со спортивными чиновниками, которые хотели отцепить Мухину от олимпийской команды.
По наиболее распространенной версии, Клименко, уезжая, запретил Мухиной самостоятельно тренировать сальто Томаса на помосте, только в поролоновую яму. Но спортсменка все же решила исполнить программу полностью, включая новый элемент. Свидетелем злополучного падения стала гостренер сборной СССР, ныне комментатор по спортивной гимнастике Лидия Иванова, у которой свое видение истории.
«В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер настоял, чтобы она сделала прогон, показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях, – рассказывала Иванова. – В одном из сложных прыжков, когда Лена уже пошла в воздух и начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп: Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер. К Лене подбежали, она была без сознания, померили давление – по нулям. Когда проверили ноги – они не откликались. Перелом позвоночника! Ее сразу перевезли на самолете в Москву, оперировать взялся доктор из клиники на Красной Пресне. Операция была очень сложной, жизнь Лене спасли, но вернуть здоровье уже не смогли. Она так и осталась навсегда парализованной».
Иванова не уточнила, какой именно тренер настоял на полном прогоне программы; также остается непонятным, как получилось, что в Минске не смогли прооперировать гимнастку сразу после ее падения. Немедленное хирургическое вмешательство могло значительно облегчить положение Мухиной. Но в тот день у врачей нужной квалификации были то ли выходные, то ли отпуска.
Елена Мухина (вторая слева)
Фото: Eurosport
Нина Лебедева, методист по лечебной гимнастике и массажу спинально-мозгового отделения 19-й московской городской больницы, описывала травму спортсменки следующим образом: «У нее случился анатомический разрыв, а это – перелом шейных позвонков с повреждением спинного мозга. То есть к моменту операции начались необратимые процессы. Анатомический разрыв – это, повторюсь, не только повреждение позвоночного столба. При такой травме пострадавший обречен на неподвижность, а без операции – на верную смерть».
После первой операции последовали другие, но видимых результатов они не принесли. Гимнастка оставалась почти полностью парализованной: не могла стоять, сидеть и даже держать ложку. Двигательная активность сохранилась только у плечевого и локтевых суставов. Около года она провела в спинальном отделении столичной больницы, после чего вернулась в московскую квартиру. Мухина обращалась к Валентину Дикулю, создателю методики по реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата. Но через пару месяцев серьезных физических нагрузок ее вновь госпитализировали – стали отказывать почки, и занятия пришлось прекратить.
Несмотря на всю безнадежность ситуации, Елена не утратила интерес к жизни. «После всех этих бесчисленных операций я решила, что если хочу жить, то из больниц мне надо бежать. Тогда же поняла, что надо кардинальным образом менять отношение к жизни. Не завидовать другим, а учиться радоваться тому, что мне доступно. Иначе можно сойти с ума. Поняла, что заповеди «не думай плохо», «не поступай плохо», «не завидуй» не просто слова. Что между ними и тем, как человек себя чувствует, есть прямая связь. Я стала чувствовать эти связи. И поняла, что по сравнению с возможностью думать отсутствие возможности двигаться – это такая ерунда», – признавалась Мухина.
Елена Мухина
Фото: Eurosport
Елена поступила в Московский институт физкультуры. Преподаватели приходили к ней домой, читали лекции, принимали экзамены, и так гимнастка смогла получить высшее образование. Затем защитила кандидатскую. Мухина много читала, продолжала интересоваться гимнастикой, смотрела все выступления по телевизору. В 1982 году во время своего визита в Москву президент МОК Хуан Антонио Самаранч приехал в гости к Мухиной и вручил ей высшую награду олимпийского движения – Олимпийский орден. К пенсии по инвалидности со временем ей пробили персональную президентскую.
Сальто Томаса через некоторое время после травмы Мухиной было запрещено правилами в женской спортивной гимнастике.
Елена Мухина и Хуан Антонио Самаранч
Фото: Eurosport
«Я не осуждаю кого-либо или порицаю за то, что случилось со мной. Ни Клименко, ни тренера национальной команды, который был со мной в это время, – Амана Шаниязова. Мне жалко Клименко, он жертва системы, член клана людей, которые делают свою работу. Я получила повреждение, потому что все вокруг меня были нейтральными наблюдателями и соблюдали тишину. Позже они говорили, что я была не готова, чтобы исполнить этот элемент. Но они были безмолвны. Никто не остановил человека, который забыв про все, неистово тренировался», – отмечала Мухина.
Тем не менее забыть своего тренера, который так и остался в памяти тесно связанным с кошмаром прошлого, гимнастка не смогла. Она заметно сдала, когда узнала, что Клименко, вскоре после трагедии уехавший с семьей в Италию, вернулся в Москву. Встречаться с ним Мухина категорически отказалась.
Елена умерла 22 декабря 2006 года. Она никогда не жаловалась. Она приняла испытания, выпавшие на ее долю, и показала другим пример достойного поведения в самой безысходной ситуации.
Елена Мухина
Фото: Eurosport
Двукратная олимпийская чемпионка разделась для ESPN Body Issue
Украинскому гимнасту вручили золото под гимн Узбекистана
Ощути гамму спортивных эмоций с помощью приложений Eurosport.ru для iOS и Android
Чемпионат Англии
Астл жив. История футболиста, умершего от мяча
Спортивная гимнастика
Спиридонова и Нагорных провалили очередной челлендж – Дарья упала и набила шишку на голове
Источник
Áèîãðàôèÿ Åëåíû Ìóõèíîé ïðèìåð íåâåðîÿòíîãî òàëàíòà è òðóäîëþáèÿ. Ñàìàÿ ìíîãîîáåùàþùàÿ ñîâåòñêàÿ ãèìíàñòêà, êîòîðàÿ â ðåçóëüòàòå òðàâìû íà ïðîòÿæåíèè 26 ëåò áûëà ïðèêîâàíà ê ïîñòåëè. ×òî ýòî áûëî ñòå÷åíèå îáñòîÿòåëüñòâ, íåóäà÷íûé âûáîð òðåíåðà èëè êàðìà, êàê ãîâîðÿò áóääèñòû?..
Ñåìüÿ è äåòñòâî
Áóäóùàÿ âåëèêàÿ ãèìíàñòêà ðîäèëàñü 1 èþíÿ 1960 ãîäà â Ìîñêâå. Ìàìà Åëåíû óìåðëà, êîãäà äåâî÷êå áûëî äâà ãîäà. Êàñàåìî îòöà áèîãðàôû ñîîáùàþò ðàñïëûâ÷àòî: ïî-âèäèìîìó, îí ïðîñòî ñîçäàë äðóãóþ ñåìüþ, â êîòîðóþ äî÷ü îò ïåðâîãî áðàêà íå âïèñàëàñü. Åëåíó âûðàñòèëà áàáóøêà.
Äåâî÷êà ìå÷òàëà ñòàòü èìåííî ãèìíàñòêîé, è êîãäà â å¸ êëàññ âîøëà ìàñòåð ñïîðòà Àíòîíèíà Ïàâëîâíà Îëåæêî è ïðèãëàñèëà æåëàþùèõ çàíèìàòüñÿ â ãèìíàñòè÷åñêîé ñåêöèè, Ëåíà ÷óòü íå çàêðè÷àëà îò ðàäîñòè.
Ïîçæå îíà ïîïàëà â ãðóïïó ê òðåíåðó Àëåêñàíäðó Ýãëèòó, è ïîä åãî ðóêîâîäñòâîì â 14 ëåò áûëà óæå êàíäèäàòîì â ìàñòåðà ñïîðòà.  1974 ãîäó Ýãëèò ïåðåäàë ïîäîïå÷íóþ ñâîåìó êîëëåãå Àëåêñàíäðó Êëèìåíêî, êîòîðûé äî òîãî òðåíèðîâàë òîëüêî ìóæ÷èí.
Âëàäèìèð Ãîëóáåâ — æóðíàëèñò è ìàñòåð ñïîðòà ïî ãèìíàñòèêå, âïîñëåäñòâèè ïèñàë, ÷òî Êëèìåíêî «áûë íåèìîâåðíûì ìàêñèìàëèñòîì». «Ìèõàèë ïîêàçàë ìíå Ëåíó Ìóõèíó, î÷åíü ñêðîìíóþ, î÷åíü ìèëóþ. Ñêàçàë: «áóäåò ÷åìïèîíêîé ìèðà». ß â äóøå íå ïîâåðèë òàêèå òèõîíè íå óìåþò çëèòüñÿ, à áåç çëîñòè â ÷åìïèîíû íå ïîïàä¸øü. Íå óãàäàë. Êëèìåíêî ñðàçó è òâ¸ðäî ðåøèë, ÷òî êîçûðåì Ìóõèíîé áóäåò íåâåðîÿòíàÿ ñëîæíîñòü. «Ñêîíñòðóèðîâàë» äëÿ Ëåíû ôàíòàñòè÷åñêóþ ïðîãðàììó».
Ïåðâûå ñåðü¸çíûå ïîáåäû
 1977 ãîäó Åëåíà ñòàëà íà ÷åìïèîíàòå ÑÑÑÐ âòîðîé â ìíîãîáîðüå è ó÷àñòâîâàëà â ïåðâåíñòâå Åâðîïû â Ïðàãå, ãäå âûèãðàëà òðè çîëîòûå ìåäàëè íà ðàçëè÷íûõ ñíàðÿäàõ, ïîêîðèâ ñóäåé è áîëåëüùèêîâ âûñî÷àéøåé òåõíèêîé. Îíà ñ íåáîëüøèì îòðûâîì óñòóïèëà òîëüêî çíàìåíèòîé ðóìûíñêîé ãèìíàñòêå Íàäå Êîìàíý÷è. Èìåííî â Ïðàãå Åëåíà ïðîäåìîíñòðèðîâàëà ñëîæíåéøèé ýëåìåíò íà áðóñüÿõ, âïîñëåäñòâèè íàçâàííûé å¸ èìåíåì: ïåòëÿ Ìóõèíîé. Ãèìíàñòêà áóêâàëüíî ïîðõàëà â âîçäóõå, ñîâåðøàÿ ïåðåâîðîòû âî âñåõ ïëîñêîñòÿõ.
 1978-ì ãîäó íîâûå äîñòèæåíèÿ: Ìóõèíà çàâîåâàëà ïåðâåíñòâî â ÷åìïèîíàòå ñòðàíû, à íà ÷åìïèîíàòå ìèðà âî Ôðàíöèè ñòàëà àáñîëþòíîé ÷åìïèîíêîé. Îíà ñîáðàëà ïîëíûé êîìïëåêò íàãðàä, çàâîåâàâ ñåðåáðî íà áðóñüÿõ è áðåâíå è ðàçäåëèâ çîëîòî â âîëüíûõ óïðàæíåíèÿõ ñ äâóêðàòíîé îëèìïèéñêîé ÷åìïèîíêîé Íåëëè Êèì. Êèì â èíòåðâüþ ãîâîðèëà: «Íî àáñîëþòíîé ïîáåäèòåëüíèöåé ñòàëà Åëåíà Ìóõèíà, àáñîëþòíàÿ ÷åìïèîíêà, áåç âñÿêèõ îãîâîðîê. Ñàìàÿ ñëîæíàÿ ïðîãðàììà, âèðòóîçíîñòü, ìÿãêîñòü, æåíñòâåííîñòü».
Ðåçóëüòàò ïîðàçèòåëåí íà ôîíå ÷åðåäû òðàâì, ïîëó÷åííûõ ñïîðòñìåíêîé íàêàíóíå ÷åìïèîíàòà.  òîì æå 1978 Åëåíà âûáèëà áîëüøîé ïàëåö ðóêè, êîòîðûé âïðàâèëà ñàìà è ïðîäîëæàëà òðåíèðîâêè, íåñìîòðÿ íà ïîâðåæä¸ííûå ñâÿçêè. Çàòåì óäàðèëàñü áîêîì î íèæíþþ æåðäü áðóñüåâ òàê, ÷òî òà ðàñùåïèëàñü. Âïîñëåäñòâèè Åëåíà ðàññêàçûâàëà: «Ïî îùóùåíèÿì ÿ ñëîìàëà ñåáå ð¸áðà. Íî òîãäà, ïîñèäåâ ìèíóò äåñÿòü íà ìàòàõ, â ïîëóáåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè îòðàáîòàëà åù¸ è âîëüíûå, è áðåâíî. Êîãäà ñòàëî ñîâñåì ïëîõî, ïîäîøëà ê òðåíåðó, êîòîðûé, íå ðàçîáðàâøèñü â ñèòóàöèè, îòâåòèë: «Òû âå÷íî èùåøü ïîâîäà íè÷åãî íå äåëàòü».
Íà ðàçìèíêå ïåðåä ñîðåâíîâàíèÿìè â çàëå ïîìûëè ïîë è ñò¸ðëè íàíåñ¸ííûå ìåëîì ðàçìåòêè; â ðåçóëüòàòå Ìóõèíà îøèáëàñü ñ äèñòàíöèåé ðàçáåãà, óïàëà è óäàðèëàñü ãîëîâîé.
Íî äîñòèæåíèÿ ñïîðòñìåíêè âïå÷àòëÿëè: ÷åìïèîíêà ÑÑÑÐ, Åâðîïû, ìèðà îñòàâàëîñü òîëüêî çîëîòî Îëèìïèàäû.
Òðåíèðîâêè íà èçíîñ
Ïðîôåññèîíàëüíûé ñïîðò âñåãäà ñâÿçàí ñ òðàâìàìè, íî íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ðåæèì âîññòàíîâëåíèÿ, ÷åãî Ìóõèíà íå äåëàëà. Ó íå¸ óæå áûëî íåñêîëüêî ïåðåëîìîâ ð¸áåð, ñîòðÿñåíèé ìîçãà, ïîäâ¸ðíóòûõ ãîëåíîñòîïîâ, âûáèòûõ ïàëüöåâ. Ãèìíàñòêà òðåíèðîâàëàñü ñ íàøàòûð¸ì, ÷òîáû íå ïîòåðÿòü ñîçíàíèå îò áîëè.  1975 ãîäó íà Ñïàðòàêèàäå íàðîäîâ ÑÑÑÐ ïîñëå íåóäà÷íîãî ïðèçåìëåíèÿ ó ñïîðòñìåíêè ñëó÷èëñÿ îòðûâ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ øåéíûõ ïîçâîíêîâ. Ïðè òàêîé òðàâìå íåâîçìîæíî ïîâîðà÷èâàòü ãîëîâó, íî òðåíåð åæåäíåâíî ïðèåçæàë ê Åëåíå â áîëüíèöó è çàáèðàë å¸ íà òðåíèðîâêè, ãäå ïðèõîäèëîñü ðàáîòàòü áåç îðòîïåäè÷åñêîãî «îøåéíèêà», íåîáõîäèìîãî äëÿ ðåàáèëèòàöèè ïîäîáíûõ òðàâì.
Êëèìåíêî èìåë ñòèëü ðàáîòû, «çàòî÷åííûé» ïîä ñïîðòñìåíîâ-ìóæ÷èí, ñëèøêîì æ¸ñòêèé äëÿ õðóïêîé è ìÿãêîé Åëåíû. Îíà áûëà èñêëþ÷èòåëüíî òðóäîëþáèâà, òðåíèðîâàëàñü âñåãäà íà ïðåäåëå ñèë, íåðåäêî ñ íåçàæèâøèìè òðàâìàìè, íî òðåíåð íåèçìåííî áûë íåäîâîëåí è ãðóá. Ýòî áûëà åãî òðåíåðñêàÿ òàêòèêà äàæå â ïðèñóòñòâèè òåëåêàìåð.
Ñàìà Åëåíà âïîñëåäñòâèè âñïîìèíàëà ýòè òðåíèðîâêè êàê «êîøìàðíîå ðàáñòâî».
Çäîðîâüå ñïîðòñìåíêè áûëî ïîäîðâàíî. Ê 1980 ãîäó ó íå¸ áûëè íåäîëå÷åííûå òðàâìû êîëåíåé è ãîëåíîñòîïà, à òàêæå âîñïàëåíèå ñóñòàâíîé ñóìêè êèñòè. Ìóõèíà æàëîâàëàñü, ÷òî íå óñïåâàåò äàæå ïåðåéòè äîðîãó ïðåæäå ÷åì çàãîðèòñÿ êðàñíûé ñâåò: íå õâàòàëî ñèë. Íà ïîêàçàòåëüíûõ âûñòóïëåíèÿ â Àíãëèè â 1979 ãîäó Ìóõèíà ñëîìàëà íîãó, íî êîãäà ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà ñíÿëè ãèïñ, âûÿñíèëîñü, ÷òî êîñòè ðàçîøëèñü. Èõ ïîñòàâèëè íà ìåñòî, âíîâü çàãèïñîâàëè, íî òðåíåð íàñòîÿë, ÷òîáû óæå íà ñëåäóþùèé äåíü Ìóõèíà íà÷àëà ðàáîòàòü íà ñíàðÿäàõ. Ïðè ñîñêîêàõ îíà ïðèçåìëÿëàñü íà çäîðîâóþ íîãó.
Åëåíà ðàññêàçûâàëà: «Êëèìåíêî âñåãäà íåðâíè÷àë ïåðåä ñîðåâíîâàíèÿìè, ä¸ðãàë ìåíÿ. Íàâåðíîå ïîòîìó, ÷òî ïðåêðàñíî ïîíèìàë, ÷òî åãî ñîáñòâåííàÿ êàðüåðà è áëàãîïîëó÷èå çàâèñÿò îò òîãî, ïîïàäó ÿ â ñáîðíóþ èëè íåò. ß æå îòíîñèëàñü ê òðåíèðîâêàì êðàéíå îòâåòñòâåííî. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà, ÷òîáû ñîãíàòü ëèøíèé âåñ, áåãàëà ïî íî÷àì, à óòðîì øëà â çàë. Ïðè ýòîì ìíå ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü âûñëóøèâàòü, ÷òî ÿ áûäëî è äîëæíà áûòü ñ÷àñòëèâà, ÷òî íà ìåíÿ îáðàòèëè âíèìàíèå è äàëè ìíå øàíñ».
Íà ñàìîì äåëå Ìóõèíó íà ýòîì ýòàïå ñ ðàäîñòüþ âçÿë áû ëþáîé òðåíåð: â êëóáå ÖÑÊÀ îíà áûëà ñèëüíåéøåé. Ñ÷èòàëàñü îäíîé èç ïðåòåíäåíòîê íà çîëîòî Îëèìïèàäû â Ìîñêâå â 1980-ì ãîäó. Êàê ãîâîðèëà â èíòåðâüþ Íåëëè Êèì: «Ñàìîé òðóäîëþáèâîé èç íàñ áûëà Ëåíà. Èç-çà òðàâìû îíà ïðîïóñòèëà ÷åìïèîíàò ìèðà-1979 è òåïåðü ðàáîòàëà áåç óñòàëè, íàâ¸ðñòûâàÿ óïóùåííîå è ìå÷òàÿ ñòàòü ó÷àñòíèöåé Îëèìïèéñêèõ èãð».
Íî ìå÷òå íå ñóæäåíî áûëî îñóùåñòâèòüñÿ. Ïðè ïîäãîòîâêå ê Îëèìïèàäå, â Ìèíñêå, Åëåíà ðàáîòàëà ñàìîñòîÿòåëüíî è ðåøèëà ïîïðîáîâàòü óíèêàëüíóþ ñâÿçêó: ïîñëå ñëîæíåéøåãî ïðûæêà ïðèçåìëèòüñÿ â êóâûðîê. Êëèìåíêî â ýòîò äåíü óåõàë â Ìîñêâó è çàïðåòèë Åëåíå ñàìîäåÿòåëüíîñòü: «Ñàëüòî áóäåøü âûïîëíÿòü òîëüêî íà ìîèõ ãëàçàõ, ñî ñòðàõîâêîé!»
Ãèìíàñòêå íå õâàòèëî âûñîòû. Íà ãëàçàõ òðåíåðñêîé êîìàíäû îíà óïàëà íà ïîë, ïîâðåäèâ øåéíûé ïîçâîíîê.
Ïîçæå Åëåíà ðàññêàçûâàëà: «ß ñäåëàëà, óïàëà è íå ïîíèìàþ ÷òî ýòî êî ìíå âñå áåãóò? Õî÷ó âñòàòü, à âñòàòü íå ìîãó, íî ãîëîâà ÿñíàÿ. Õî÷ó ðóêîé ïîøåâåëèòü íå ìîãó. È òóò ïðîñòî òàê ïîäóìàëà è ñêàçàëà ñåáå: ýòî êàòàñòðîôà».
«ß íåñêîëüêî ðàç âèäåëà ñâî¸ ïàäåíèå âî ñíå. Âèäåëà, êàê ìåíÿ âûíîñÿò èç çàëà. Ïîíèìàëà, ÷òî ðàíî èëè ïîçäíî ýòî äåéñòâèòåëüíî ïðîèçîéä¸ò. ß ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ æèâîòíûì, êîòîðîå ãîíÿò õëûñòîì ïî áåñêîíå÷íîìó êîðèäîðó. Íî ñíîâà è ñíîâà ïðèõîäèëà â çàë. Íàâåðíîå, ýòî ñóäüáà. À íà ñóäüáó íå îáèæàþòñÿ».
Íà Îëèìïèàäå-80 ÷åìïèîíêîé ñòàëà Åëåíà Äàâûäîâà. Ïîñëå íàãðàæäåíèÿ îíà ñêàçàëà: «Êîíå÷íî, ÿ ðàäà ñâîåé ïîáåäå, íî íà ïüåäåñòàëå ïî÷¸òà äîëæíà ñòîÿòü åù¸ îäíà ãèìíàñòêà Åëåíà Ìóõèíà. Îíà áîëüøå âñåõ íàñ äîñòîéíà íàãðàäû».
Æèçíü ïîñëå ôàòàëüíîé òðàâìû
Îïåðàöèþ íà ïîçâîíêå ñäåëàëè òîëüêî ÷åðåç ñóòêè. Âîçìîæíî, èìåííî ýòî ïðîìåäëåíèå ñòîèëî Åëåíå ïî÷òè ïîëíîãî ïàðàëè÷à. Ãèìíàñòêó íåñêîëüêî ðàç îïåðèðîâàëè, è âðà÷è ñ òðóäîì âûâîäèëè å¸ èç ìåäèöèíñêîé êîìû. Ïðîöåññû âîññòàíîâëåíèÿ øëè êðàéíå ìåäëåííî, â áîêó îáðàçîâàëñÿ ñâèù, êîòîðûé íå çàæèâàë ïîëòîðà ãîäà.
«Ïîñëå âñåõ ýòèõ áåñ÷èñëåííûõ îïåðàöèé ÿ ðåøèëà, ÷òî åñëè õî÷ó æèòü, èç áîëüíèö ìíå íàäî áåæàòü. Òîãäà æå ïîíÿëà, ÷òî íàäî êàðäèíàëüíûì îáðàçîì ìåíÿòü ñâî¸ îòíîøåíèå ê æèçíè. Íå çàâèäîâàòü äðóãèì, à ó÷èòüñÿ ðàäîâàòüñÿ òîìó, ÷òî ìíå äîñòóïíî. Èíà÷å ìîæíî ñîéòè ñ óìà. Ïîíÿëà, ÷òî çàïîâåäè «íå äóìàé ïëîõî», «íå ïîñòóïàé ïëîõî», «íå çàâèäóé» — íå ïðîñòî ñëîâà. ×òî ìåæäó íèìè è òåì, êàê ÷åëîâåê ñåáÿ ÷óâñòâóåò, åñòü ïðÿìàÿ ñâÿçü. ß ñòàëà ÷óâñòâîâàòü ýòè ñâÿçè»
Åëåíà Ìóõèíà ðàññêàçûâàëà, ÷òî îíà âñþ æèçíü ìå÷òàëà èìåòü âîçìîæíîñòü ïðîñòî ïîëåæàòü ñòîëüêî, ñêîëüêî õî÷åòñÿ, ïî÷èòàòü êíèãó, îòäîõíóòü, ÷òîáû å¸ íèêòî íå òðîãàë. È âîò å¸ æåëàíèå îñóùåñòâèëîñü, íî êàêîé öåíîé
Ìîññîâåò âûäåëèë Åëåíå Ìóõèíîé äâóõêîìíàòíóþ êâàðòèðó. Ñïîðòêîìèòåò îáðàòèëñÿ ê ñòóäåíòêàì ìåäèíñòèòóòà, êîòîðûå óõàæèâàëè çà ïàðàëèçîâàííîé ãèìíàñòêîé. Ÿ ïîñåùàëè òðåíåðû è ñïîðòñìåíû, âûâîçèëè íà ïðîãóëêè. Òðåíåð Òàìàðà Æàëååâà ðàññêàçûâàëà î íåé: «Ìíîãî ÷èòàëà, òåëåâèäåíèå ñìîòðåëà, àíàëèçèðîâàëà î÷åíü óìíàÿ áûëà. Êîñìîñ å¸ èíòåðåñîâàë î÷åíü, ñ÷èòàëà ÷òî ñèãíàëû âîçìîæíû. Ïîñëåäíèå ãîäû Ëåíà ñòàëà âåðóþùåé; õîòü è íåäâèæèìàÿ áûëà, à çà áàáóøêîé óõàæèâàëà, ó íå¸ äàð áûë öåëèòåëüíûé. Îíà å¸ ëå÷èëà. È áàáóøêà äîæèëà äî 92 ëåò».
 1985-ì ãîäó Åëåíå ïðåäëîæèëè îáðàòèòüñÿ ê Äèêóëþ, íî â ðåçóëüòàòå ÷åðåç ïàðó ìåñÿöåâ îòêàçàëè ïî÷êè. Íî ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ãèìíàñòêà íàó÷èëàñü ñèäåòü, äåðæàòü ëîæêó, íåìíîãî ïèñàòü. Îíà ñóìåëà çàêîí÷èòü Ìîñêîâñêèé èíñòèòóò ôèçêóëüòóðû, ïðåïîäàâàòåëè ïðèõîäèëè ê íåé íà äîì.
 2005-ì óìåðëà å¸ áàáóøêà. Ñàìûé áëèçêèé ÷åëîâåê Åëåíû, îíà ïåðåä ñìåðòüþ êðè÷àëà, ÷òî íå îñòàâèò âíó÷êó è çàáåð¸ò å¸ ñ ñîáîé. Ïîñëå ýòîãî Åëåíà ïîïðîñèëà íè ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ íå õîðîíèòü å¸ ðÿäîì ñ áàáóøêîé è íå ïðîâîäèòü âñêðûòèÿ.
Åëåíà Ìóõèíà ñêîí÷àëàñü 27 äåêàáðÿ 2006 ãîäà è áûëà ïîõîðîíåíà íà Òðîåêóðîâñêîì êëàäáèùå â Ìîñêâå.  ýòîò äåíü ó íå¸ íàõîäèëàñü îäíà èç ïîäðóã-ãèìíàñòîê Åëåíà Ãóðèíà.  òðè ÷àñà äíÿ Ìóõèíà íà÷àëà çàäûõàòüñÿ, è ÷åðåç äâà ÷àñà å¸ íå ñòàëî.
Èñòî÷íèê: Åëåíà Ìóõèíà: ñàìàÿ òðàãè÷åñêàÿ èñòîðèÿ ñîâåòñêîãî ñïîðòà
© Ðóññêàÿ Ñåìåðêà russian7.ru
Источник