Учебник по реабилитации после перелома
Реабилитация после переломов — это очень важный период. От того, насколько правильно все будет сделано, зависит то, как срастется сломанная кость. В это время используются различные методы физиотерапевтического лечения, массажа, специальная гимнастика. Срок снятия гипса зависит от тяжести травмы, от наличия сопутствующих патологий и т.д.
Восстановительное лечение и его особенности
Реабилитация после снятия гипса предполагает также ношение лонгеты для поврежденной конечности. Это устройство необходимо для того, чтобы снизить нагрузку, в противном случае возникает риск повторного перелома. Кроме того, без лонгеты могут возникать боли — для переломов костей это естественное явление.
Существуют различные методы, при использовании которых можно сократить срок реабилитации после переломов. Это, например, физиотерапия — динамические токи, электрофорез, а также раздражение мышц путем воздействия тока низкого напряжения. Все это может дополняться апитерапией, то есть пчелолечением. Существуют и другие методы, которыми осуществляется реабилитация переломов. Но они применяются исключительно специалистами в клинических условиях. Например, это массаж. Он делается только тогда, когда уже произошло снятие гипса. Одновременно с ним выполняются пассивные упражнения. Их делает сам массажист.
Реабилитация после переломов в домашних условиях
При реабилитации после переломов в домашних условиях важную роль приобретает лечебная диета. В первые две недели после перелома нужно включать в рацион больше коллагена (то есть белков — для этого нужно есть мясо и рыбу нежирных сортов, а также яйца). Кроме того, важно обеспечить достаточное количество витаминов, поэтому в меню включают свежие овощи и фрукты. А для того, чтобы повысить концентрацию глюкозы в крови на нужном уровне, необходимо ограничить углеводы в первые несколько недель после перелома. Энергетическая ценность рациона должна соответствовать физической активности.
Реабилитация перелома занимает довольно много времени. Начиная с третьей недели, организм начинает испытывать дефицит солей кальция, некоторых макро- и микроэлементов, в том числе фосфора. Для восполнения их количества рекомендуется употреблять больше молочных продуктов (но только не обезжиренных), цельнозерновых каш, шпината и бобовых, если нет противопоказаний.
Реабилитация после переломов требует не только классического медикаментозного лечения. Хорошо зарекомендовали себя фитотерапевтические средства.
Перелом будет проходить быстрее, если поддержать организм. Например, такими тонизирующими свойствами обладают препараты на женьшене. Они предотвращают истощение, улучшают обмен веществ, снимают усталость. Как правило, их принимают в виде спиртовой настойки. Реабилитация после снятия гипса включает и препараты заманихи высокой и лимонника китайского. Эти средства, помимо всего прочего, нужны для улучшения сердечно-сосудистой деятельности.
Реабилитация после перелома предполагает и другие средства лечения, например, препараты элеутерококка, которые обладают гепатопротекторным, антистрессовым и антигипоксическим действием. По сути, это адаптогены. Такие препараты можно найти в аптеке, их выпускают многие фармацевтические компании, как в виде самого средства (в виде капель), так и в составе тонизирующих бальзамов
Гимнастика после переломов
Реабилитация после перелома обязательно включает в себя лечебную гимнастику. При этом упражнения делают не только для пострадавшей конечности, но и для неповрежденной. Только врач может определить стоит ли уже начинать гимнастику или пока следует с этим повременить. И хотя срок реабилитации после перелома достаточно велик, если никаких противопоказаний нет, то к гимнастике можно приступать уже на 2-3-й день после иммобилизации травмированного участка.
Нагрузка поначалу должна быть небольшой. Сначала рекомендуется делать всего пару подходов в день, их количество плавно доводят до пяти или шести, причем увеличивается продолжительность гимнастики, растет интенсивность нагрузок. В первые 2-3 недели после перелома, пока снятие гипса не произошло, пациенту рекомендуют соблюдать особую осторожность, поскольку именно в это время происходит формирование костного вещества. Чтобы оно осуществлялось правильно, необходима осевая нагрузка. Она должна быть умеренной, усиленные упражнения могут привести к чрезмерному сдавливанию поврежденных участков, и это чревато новыми проблемами.
Если речь идет о переломе ноги, то ставить поврежденную конечность на пол можно уже на 3-4-й неделе после перелома. Но опираться на нее все еще нельзя. Если реабилитация протекает нормальными темпами, то еще через пару недель после этого можно уже будет наступать на конечность. И только по истечении примерно 65-70% от общей продолжительности периода иммобилизации можно слегка опираться на конечность. К моменту снятия гипса пациент уже сможет частично опираться на ногу, но ходить все равно будет с костылями.
В период, когда начинается окостенение, лечебная гимнастика может быть более интенсивной. Ближе к моменту, когда должен закончиться срок, который занимает реабилитация, можно приступать к сгибательно-разгибательным упражнениям. Постепенно их можно делать с большим усилием.
Если речь идет о реабилитационном лечении перелома, после снятия гипса делают уже активные упражнения. Но до этого можно выполнять движения, которые затрагивают только свободные части пострадавшей конечности, например, кисть руки или пальцы стопы. Эти упражнения для реабилитации ни в коем случае не должны быть резкими, они происходят плавно, без рывков, можно считать при этом «раз-два-три-четыре», следя за дыханием.
Многое зависит от того, как проводилось лечение, как шла реабилитация после перелома. Если речь идет об остеосинтезе, то активная гимнастика может начинаться уже через два дня после перелома. Но решение об этом должен принимать только врач с учетом индивидуальных показателей.
Источник
Высшее образование
відсканував
MAGn@tФИЗИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ:
Учебник
для студентов высших
учебных заведений
Под
общей редакцией профессора С.
Н. Попова
Издание
третье, переработанное
и дополненное
Рекомендовано
учебно-методическим объединением
по образованию в
области физической культуры в качестве
учебника для
студентов, обучающихся по специальности
«Физическая культура»
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2005
УДК
615.8(075.8) ББК
53.54я73
Ф54
КТК
345
Авторский
коллектив:
проф.
БирюковА.А.
— 1.2.3;
проф. ВолеевЯ.М.—1.1.4, 1.2.2,2.2,3.5,
4.2,
4.3, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 7.1, 7.2, 7.6, 7.7; доц. Гарасева
Т.С. —
2.1,
2.7,
6.1, 6.2, 7.5, 10.3; Гершбург
М.И. — 2.8;
д.п.н. Губарева
Т.И. —
2.6,
2.9.4, 10.1, 10.2, 10.3, 10.5.1; проф. Захарова
Л.С. —
1.2.1, 3.6, 4.2,
4.4,4.5,5.4,
5.5; проф.Зайцев
В. К. — 2.2.1;
д.п.н. Козырева
О.В. —
2.9.1,
2.9.4,
5.6, 7.8, 8.0, 9.0; к.л.н. Ларионова
Н.Н. —
2.4, 2.9.2, 10.5.2; проф.
Попов
С.Н. — 1.1,
2.3, 2.5, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 7.3, 7.4; доц. Рубцова
И.О.
—
10.4;
к.п.н. ШвыгинаН.В.
—
2.4; доц. Сулимцев
Т.И. — 10.1,
10.2.
Рецензенты:
Заслуженный
деятель наук РФ, президент Российской
ассоциации по спортивной медицине,
реабилитации больных и инвалидов, доктор
медицинских наук, профессор А.В.
Чоговадзе; доктор
медицинских
наук, профессор А.И.
Журавлева.
Ф54
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для
студентов высших
учебных заведений, обучающихся по
Государственному образовательному
стандарту 022500 «Физическая культура для
лиц с
отклонениями в состоянии здоровья»
(Адаптивная физическая культура) / Под
общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. —
Ростов
н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование.)
Учебник
написан коллективом авторов кафедры
«ЛФК, массажа
и реабилитации» Российского государственного
университета физической
культуры — ведущими специалистами в
области физической
реабилитации. Авторы стремились как
можно полнее представить
основные принципы и методы физической
реабилитации при всех основных формах
патологии: в травматологии и ортопедии,
заболеваниях
внутренних органов и нервной системы,
операциях грудной
клетки и брюшной полости, при заболеваниях
детей. В учебнике представлена
методика применения в реабилитации
физических упражнений
в сочетании с частными методиками
массажа и физиотерапевтическими
процедурами.
Учебник
предназначен для студентов высших и
средних учебных
заведений, обучающихся по Государственному
образовательному
стандарту 022500 «Физическая культура для
лиц с отклонениями в
состоянии здоровья» (Адаптивная
физическая культура). Книга будет также
полезна для инструкторов и методистов
ЛФК, а также всем интересующимся данными
проблемами.
УДК
615.8(075.8) ББК53.54я73
КТК
345 ISBN5-222-06966-4
О
Коллектив
авторов, 2005
О
Оформление, изд-во «Феникс», 2005
Первое
издание настоящего учебника вышло в
свет в 1999 году
и было предназначено для студентов,
обучающихся по государственному
образовательному стандарту 02250 «Физическая
культура
для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья» (Адаптивная
физическая культура). С тех пор эта
специальность получила
широкое распространение, так как стала
вводиться во многих
высших учебных заведениях как
физкультурного, так и
нефизкультурного профиля. В настоящее
время Адаптивная физическая
культура открыта в 35 вузах страны. Как
правило, конкурс абитуриентов, стремящихся
поступить учиться на эту специальность,
очень высок.
В
Государственном образовательном
стандарте 022500 «Физическая
реабилитация» представлена двояко:
общепрофесси-нальная
дисциплина и как один из видов
специализации. Учебно-методическое
объединение по физкультурному образованию
в 2003 году утвердило программы, дисциплины
и специализации.
Второе
(настоящее) издание учебника «Физическая
реабилитация»
полностью соответствует утвержденным
программам.
По
сравнению с первым изданием в учебнике
исключены некоторые разделы. Каждый
раздел учебника заканчивается контрольными
вопросами и заданиями для самостоятельной
работы
студентов.
Учебник
завершается списком рекомендованной
литературы,
основной и дополнительной.
В
учебнике изложены основные принципы
медицинской и физической
реабилитации при всех главных формах
патологии: в травматологии и ортопедии,
заболеваниях внутренних органов,
обмена веществ, повреждениях и заболеваниях
нервной системы,
операциях на органах грудной клетки и
брюшной полости,
заболеваниях и повреждениях различных
систем у инвалидов
различного профиля и другие.
В
отличие от учебников по лечебной
физкультуре здесь представлены
не только методики применения физических
3
упражнений при
различных заболеваниях, травмах, пороках
развития, но и, где это важно, частные
методики лечебного массажа, средства
физиотерапии в комплексе с физическими
упражнениями.
Все
разделы частной патологии начинаются
с краткого изложения
сущности заболевания, его этиопатогенеза,
так как это
необходимо для понимания
клинико-физиологических механизмов
лечебного и реабилитационного действия
физических
упражнений, массажа и физиотерапии.
Надеемся,
что наша работа представляет интерес
не только для
студентов, но и для методистов и
инструкторов по лечебной
физической культуре, врачей, больных и
инвалидов.
Авторский
коллектив с благодарностью примет как
доброжелательные
отзывы, так и критические замечания,
так как они пойдут на пользу делу и
помогут устранить возможные недостатки.
1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1. Понятие о реабилитации.
ЕЕ ЗАДАЧИ,
ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА
Реабилитация
— это восстановление здоровья,
функционального состояния и
трудоспособности, нарушенных болезнями,
травмами или физическими, химическими
и социальными
факторами. Цель реабилитации — эффективное
и раннее возвращение
больных и
инвалидов
к бытовым и трудовым процессам,
в общество; восстановление личностных
свойств человека.
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) дает очень близкое
к этому определение реабилитации:
«Реабилитация представляет собой
совокупность мероприятий, призванных
обеспечить
лицам с нарушениями функций в результате
болезней,
травм и врожденных дефектов приспособление
к новым условиям жизни в обществе, в
котором они живут». Термин реабилитация
происходит от латинского слова habilis
— «способность», rehabilis
— «восстановление способности».
По
мнению ВОЗ, реабилитация является
процессом, направленным
на всестороннюю помощь больным и
инвалидам для достижения
ими максимально возможной при данном
заболевании
физической, психической, профессиональной,
социальной
и экономической полноценности.
Таким
образом, реабилитацию следует рассматривать
как сложную социально-медицинскую
проблему, которую можно подразделить
на несколько видов, или аспектов:
медицинская, физическая, психологическая,
профессиональная (трудовая) и
социально-экономическая.
Первое
и основное направление реабилитации
(медицинской
и физической) — восстановление здоровья
больного посредством
комплексного использования различных
средств, на-
правленных
на максимальное восстановление нарушенных
физиологических
функций организма, а в случае невозможности
достижения
этого — развитие компенсаторных и
заместительных приспособлений
(функций).
Психологический
аспект реабилитации направлен на
коррекцию
психического состояния пациента, а
также формирование его отношений к
лечению, врачебным рекомендациям,
выполнению реабилитационных
мероприятий. Необходимо создать условия
для психологической адаптации больного
к изменившейся
вследствие болезни жизненной ситуации.
Профессиональный
аспект реабилитации затрагивает вопросы
трудоустройства, профессионального
обучения и переобучения, определения
трудоспособности больных.
Социально-экономическая
реабилитация состоит в том, чтобы
вернуть пострадавшему экономическую
независимость и социальную полноценность.
Эти задачи решаются не только медицинскими
учреждениями, но и органами соцобеспечения.
Из
всего этого ясно, что реабилитация —
многогранный процесс восстановления
здоровья человека и реинтеграции его
в
трудовую и социальную жизнь. Естественно,
что виды реабилитации следует
рассматривать в единстве и взаимосвязи.
Три вида реабилитации (медицинская,
трудовая, социальная) соответствуют
трем классам последствий болезней: 1)
медико-биологические последствия
болезней, заключающиеся в отклонениях
от нормального морфофункционального
статуса; 2) снижение
трудоспособности или работоспособности
в широком смысле
слова; 3) социальная дезадаптация, т. е.
нарушение связей
с семьей и обществом. Отсюда следует,
что выздоровление
больного после перенесенного заболевания
и его реабилитация — совсем не одно
и то же, так как помимо восстановления
здоровья пациента необходимо восстановить
еще и его работоспособность
(трудоспособность), социальный статус,
т. е. вернуть
человека к полноценной жизни в семье,
обществе, коллективе.
Импульсом
для развития реабилитации больных в
первой половине нашего столетия послужила
первая мировая война, искалечившая
здоровье и жизни тысяч людей. Начали
быстро развиваться
такие научно-практические дисциплины,
как ортопедия,
физиотерапия, трудотерапия и лечебная
физическая культура.
Вначале использовался термин
«восстановительное лече-
ние»,
и в это понятие входило использование
медицинских лечебных методов, но
впоследствии, особенно после второй
мировой
войны, проблема социально-трудового
восстановления инвалидов
приобрела массовый характер. Помимо
медицинских,
ее решение включало целый ряд
психологических, социальных
и других вопросов, выходящих за рамки
узколечебных, и
тогда на смену термину «восстановительное
лечение» пришел
термин «реабилитация». Концепция
реабилитации больных и инвалидов в
современном понимании появилась в годы
второй
мировой войны в Англии и США. Со временем
пришло понимание, что с ростом случаев
хронических заболеваний, ведущих к
нетрудоспособности, отдельные направления
медицины
не в состоянии ему противостоять и
решение этой проблемы
по плечу лишь всей системе здравоохранения
в целом.
Еще
20—30 лет назад большинство медицинских
работников
различных специальностей рассматривало
реабилитацию как
побочную, выходящую за привычные рамки
здравоохранения
деятельность, более связанную с социальным
обеспечением.
В последующие годы все большее число
лечебных учреждений,
признав целесообразность службы
реабилитации, стало выделять
отдельные больничные койки для
реабилитации, а затем
специальные палаты и отделения. Сегодня
служба реабилитации
организационно сложилась в структуру
реабилитационных
центров, специализированных по профилю
заболеваний
(кардиологические, неврологические,
ортопедические и др.). В
зависимости от того, при каком учреждении
они организованы,
это могут быть стационарные, санаторные
или поликлинические
реабилитационные центры. Расширение
сети таких учреждений
обусловлено еще и экономическими
соображениями.
Экономисты пришли к выводу, что
игнорировать проблему
восстановления трудоспособности больных
— в денежном выражении
— значительно дороже, чем проводить
активную реабилитацию
на ранней стадии заболевания, когда еще
можно
восстановить здоровье больного до
максимально возможного
уровня его физической, психологической
и социально-экономической полноценности.
Действительно,
лишь очень богатая страна может позволить
себе увеличивать число инвалидов и
социально зависимых
лиц, и поэтому реабилитация является
не роскошью или излишеством,
а важной практической задачей здравоохране-
ния.
В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973)
подчеркивается,
что целью лечения больного является не
только сохранение его жизни, но и
способности к независимому существованию.
Отсюда следует целенаправленный характер
всей системы
реабилитации в интересах прежде всего
самого больного, его близких и всего
общества. В настоящее время реабилитация
заняла прочное место среди ведущих
медико-социальных направлений,
разрабатываемых во всем мире. Научные
исследования воздействия средств
реабилитации отчетливо показали,
что при правильно разработанной ее
программе к активной жизни
можно возвращать 50% тяжелобольных.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.
Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы/травматологический стационар.
Цель– Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.
Задачи:
1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности
2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности
3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах
Форма реабилитационных мероприятий:
1 — Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища
2 — Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)
3 — Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).
4 — Идеомоторные упражнения (воображаемые)
5 — Дыхательные упражнения
6 — Обучение ходьбе с помощью костылей
· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.
· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.
· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)
7 — Физиотерапия
· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);
· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) –для улучшения трофики поврежденных тканей.
8 — Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).
В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление стопой о подстопник различной плотности, захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов.
С помощью инструктора, поддерживающего бедро и голень поврежденной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном суставе с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой.
Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.
Правильное обучение ходьбе с костылями:
— при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте.
— при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы.
— при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу;
— при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу.
— при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.
Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный.
Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости.
В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканскую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгибания стопы, круговые движения стопой, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предупреждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, благодаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе.
Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлением, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).
Источник