Упражнения при ушибах травмах

Упражнения при травмах суставов

Не только спортсмены, но и обычные люди не застрахованы от травм. К группе травматических заболеваний относятся те, которые возникают в результате воздействия механической силы (например, удара, падения). Травмы делятся на два вида: закрытые и открытые. При закрытых не происходит нарушение целостности кожного покров. В эту категорию входят различные ушибы и разрывы внутренних органов, вывихи и другие повреждения суставов, переломы костей. Открытые травмы всегда сопровождаются нарушением целостности кожных покровов. Они появляются, как правило, в результате ранений колющими и режущими предметами, огнестрела. Сюда же относятся открытые переломы костей, а также полостные ранения с выпадением внутренностей.

Ушибы

При ушибах происходит повреждение мягких тканей, которое сопровождается разрывом мелких кровеносных сосудов. Кровь «вытекает» в ткань, целостность покрова при этом сохраняется. Причинами ушиба могут быть удары палкой или кулаком, падение, удар падающим предметом. Признаками ушиба являются появление припухлости, болезненных ощущений при движении. Непосредственно в момент ушиба отмечается боль, в некоторых случаях она бывает настолько сильной, что вызывает обморочное состояние. Иногда повышается температура тела. Помощь в таком состоянии заключается в снижении болевого синдрома и остановки кровоизлияния. Человек должен находится в спокойном состоянии, на ушибленную часть тела можно наложить холодный компресс.

Растяжение связок

Растяжение связок возникает, когда движение сустава по объему становится больше, чем нормальное. У человека наблюдаются боли и припухлость в суставной области. Движения возможны, но они сильно ограничены в амплитуде. Кровоизлияние также может быть, но его замечают после травмы. Помощь при растяжении такая же, как при ушибе. В самых серьезных случаях на поврежденный сустав накладывают гипс.

Вывихи

Вывих представляет собой смещение одной или нескольких костей, которые отклоняются от нормального положения в суставе. Это происходит из-за падения, удара. Вывихнуть сустав можно и при сильном и неловком движении. При этом состоянии появляется резкая и сильная боль. Со временем она не уменьшается и сохраняется в течение нескольких часов. Часто пострадавший не дает трогать конечность, так как любое движение и прикосновение вызывает неприятные ощущения. Положение самой конечности не естественное, она неподвижна. Сустав опухает, и опухоль с каждым днем увеличивается.

Перелом

Перелом – это нарушение целостности кости, которое сопровождается сильно и постоянной болью, ограниченностью движений, появлением припухлости и кровоподтеков, изменении формы конечностей. В сам момент перелома человек может слышать хруст. Нарушение целостности костей очень часто диагностируется в пожилом возрасте. На первом месте стоят переломы предплечья, голени, ребер, ключицы, бедра, стопы. Травмы возникают как следствие падения, попадания под колеса машин.

Как быстро восстановиться после повреждения суставов?

Чтобы восстановиться после травмы, необходимо не только медицинское вмешательство и лечение. Не менее важны массаж, водо- и светотерапия, а также ЛФК. Требуется выполнять комплекс упражнений, чтобы избежать атрофические изменения мышц и самих суставов, которые могут возникнуть из-за длительного ограничения движений.

Сросшиеся кости и вправленный вывих не означают полное выздоровление. Если регулярно выполнять специальные упражнения на натяжение и расслабление сухожилий, улучшится венозный отток. Этому также будут способствовать ритмичное сокращение и расслабление мышц скелета. При этом важно помнить, что физические нагрузки должны быть умеренными. Всегда нужно принимать во внимание тяжесть травмы, ее характер, стадию протекания патологического процесса, общее состояние организма.

Упражнения для суставов после травмы

Лечебной физкультурой следует заниматься, когда вы полностью успокоились и пришли в себя после пережитого. Как правило, врачи разрешают вводить в режим физические нагрузки примерно на 5-12 день после травмы. Не избегайте движений, которые сопровождаются болью. В этом случае лучше снизить амплитуду выполнения упражнения.

В первые две недели рекомендуется делать упражнения, которые направлены на улучшение циркуляции крови и рассасывание гематом. Спустя этот период, можно увеличить нагрузку.

Упражнения для восстановления коленного сустава после травмы
protez-7.jpg

  1. Исходное положение – стоя. Шагать на месте, высоко поднимая согнутую в колене ногу. Сделать по 3-5 повторений на каждую ногу.
  2. Исходное положение – стоя. Опереться на спинку стула, приседать до момента появления боли. Количество повторов установить самостоятельно, исходя из собственного самочувствия.
  3. Исходное положение – стоя. Выполнять махи ногой, согнутой в колене. Сделать 3-4 повтора на каждую ногу.
  4. Исходное положение – лежа на спине. Согнуть ногу в колене, поднять. Повторить по 6 раз на каждую ногу.
  5. Исходное положение – лежа на спине. Согнуть ногу в колене, подтянуть к груди. Повторить 4-6 раз на каждую ногу.
  6. Исходное положение – сидя на стуле рядом с гимнастической стенкой или кроватью. Вставать с согнутыми в коленях ногами, держась за спинку мебели или перекладину стенки. Сделать 3-4 повтора.
  7. Исходное положение – стоя. Положить на пол брусок. Одной ногой встать на него, затем спуститься. Поменять ноги. Сделать 8-10 повторений.
  8. Исходное положение – сидя на полу. Согнуть ноги в коленях, немного выдвинуть вперед. Скользить ими к ягодицам, не отрывая стопы от пола. Вернуться в изначальное положение. Повторить 6-8 раз.
  9. Исходное положение – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые. Согнуть одну ногу в колене, выпрямить вверх, вернуться в исходное положение. Повторить на другую ногу. Сделать 6-8 раз.
  10. Исходное положение – лежа на животе. Коснуться пяткой одной ноги ягодицы, затем другой. Выполнить 5-6 раз на каждую ногу.
  11. Исходное положение – стоя сбоку от стула, держась за спинку. Поставить ногу на сидение, другую немного отвести назад. Податься вперед, перекатившись с пятки на носок на ноге, находящейся на стуле. Принять исходное положение. Выполнять упражнение по самочувствию.

Упражнения после травмы голеностопного сустава
foot-and-calf-massage.jpg

  1. Исходное положение – лежа на спине. Согнуть и разогнуть пальцы стоп. Делать в течение 30-40 секунд.
  2. Исходное положение – лежа на спине. «Чертить круги» стопой сначала в одном направлении, потом в обратном.
  3. Исходное положение – лежа на спине. Натянуть стопы на себя, затем от себя. Повторить 4-6 раз.
  4. Исходное положение – сидя на стуле. Поставить стопу на сначала тыльную сторону, затем на внутреннюю. Сделать 5-6 раз.
  5. Исходное положение – сидя на стуле. Переместить стопу сначала на пальцы, затем на пятки. Повторить 5-6 раз.
  6. Исходное положение – сидя на стуле. Не отрывая пятки от пола, поднять стопу, перевести ее сначала в одну сторону, затем в другую. Сделать 6-8 раз.
  7. Исходное положение – лежа на спине. Поставить под ноги резиновый мяч, обхватить его стопами, перекатывать рядом с собой, не отпуская. Делать в течение 40-50 секунд.
  8. Исходное положение – лежа на спине. Согнуть здоровую ногу в колене, положить на нее травмированную. Покачивать больную стопу без рывков, со средней амплитудой. Выполнять 50-60 секунд.
  9. Исходное положение – упор в стену на вытянутых руках, ноги отставить от стены. Согнуть руки в локтях, упереться лбом в поверхность, почувствовать натяжение в пяточных сухожилиях. Сделать 5-6 повторов.
  10. Ходить сначала на пальцах, затем на пятках. Удерживать равновесие.
  11. Исходное положение – стоя. На пол положить полотенце, скомкать его пальцами ног.
  12. Исходное положение – стоя. Собирать с пола мелкие предметы, например, карандаши.
  13. Исходное положение – стоя. Приседать, перекатываясь на пальцы ног без отрыва пяток от пола. Должно появиться натяжение в пяточных мышцах.
  14. Исходное положение – стоя. Руки поднять вверх, потянуться, встать на пальцы ног. Повторить 4-5 раз.
  15. Исходное положение – стоя. Сделать приседание, коснуться пола, пятки от пола не отрывать.

Комплекс упражнений при травме плечевого сустава
Physiotherapist-doing-shoulder-exercises-with-patient-subacromial-decompression-ss.jpg

  1. Встать лицом к дверному проему, согнуть руку на 90 градусов, упереться внешней стороной кисти в косяк. Давить руку наружу, задержаться на 5 секунд. Выполнить 2 подхода по 15 повторений.
  2. Лечь на бок здоровой руки, травмированную конечность положить сверху и согнуть на 90 градусов. Прижать локоть к телу, поднять предплечье вверх, задержаться на пару секунд, медленно опустить руку. Сделать 2 подхода по 15 раз. Если нет боли, можно использовать утяжелители.
  3. Взять палку обеими руками ладонями вниз, встать прямо. Поднять прямые руки над головой, задержаться в верхнем положении на 5 секунд, аккуратно вернуться в исходное положение. Сделать 10 повторов.
  4. Взять палку обеими руками ладонями от себя, встать прямо. Держать палку напротив бедер, давить не травмированной рукой в сторону от себя и вверх (насколько это возможно). Выпрямить руки, задержаться на 5 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
  5. Лечь на спину, взять палку в обе руки ладонями вверх. Предплечья расположены на полу, локти согнуты на 90 градусов. Использовать здоровую руку для создания давления на травмированную (давить в сторону от тела). Повторить 10 раз.
  6. Встать к дверному проему, травмированная рука находится дальше от двери. Привязать эспандер одним концом на уровне талии. Удерживать второй конец больной рукой. Локоть должен быть согнут на 90 градусов, предплечье – параллельно полу. Сделать 10 повторов.
  7. Встать прямо, руки опустить вдоль тела, локти не сгибать. Поднять руки до уровня глаз, развести их в стороны под углом 30 градусов к телу. Повернуть большие пальцы к потолку, задержаться на 2 секунды. Медленно опустить руки. Сделать 2 подхода по 15 раз.
  8. Лечь на кровать на живот ближе к краю. Больная рука должна свисать вниз. Поднять руку параллельно полу, повернув большой палец в потолок, задержаться на 2 секунды. Сделать 2 подхода по 15 раз. Со временем использовать утяжелители.
  9. Отжимания: начинать из исходного положения, при котором руки и колени располагаются на полу. Руки должны находиться на ширине плеч. Выгнуть спину на сколько это возможно, округлить плечи. Согнуть руки в локтях, опустить тело на пол, затем вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 15 раз.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè òðàâìàõ ìÿãêèõ òêàíåé

Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìîãóò áûòü çàêðûòûìè (óøèáû, íàäðûâû, ðàçðûâû êëåò÷àòêè, ôàñöèé, ìûøö, ñóõîæèëèé, ñóñòàâíûõ ñóìîê, ðàçäàâëèâàíèå ìÿãêèõ òêàíåé) è îòêðûòûìè (ðàíû). Òêàíè ïðîïèòàíû êðîâüþ, èçëèâøåéñÿ èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ, îáðàçóþòñÿ ãåìàòîìû. Âîçíèêàåò áîëü, îòåê, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè è ñëèçèñòûõ, íàðóøàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ è, âîçìîæíî, ÷óâñòâèòåëüíàÿ ôóíêöèè. Òðàâìèðóþòñÿ îêðóæàþùèå òêàíè, íåðâíûå ñòâîëû, ñîñóäû. Ðåàáèëèòàöèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè, îïåðàòèâíîãî èëè êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ. Èñïîëüçóþòñÿ òåïëîâûå ïðîöåäóðû, ËÔÊ, ìàññàæ. Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿòñÿ â òðè ïåðèîäà.

 ïåðâîì ïåðèîäå ïðèìåíÿþòñÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé è ñòèìóëÿöèè çàæèâëåíèÿ.

Âî âòîðîì ïåðèîäå äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö â çîíå ïîâðåæäåíèÿ, íî äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ìåäëåííûìè ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì. Ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ îñâîáîæäàåòñÿ îò ïîâÿçêè.

 òðåòüåì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé è òðóäîñïîñîáíîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ àìïëèòóäà äâèæåíèé è òåìï. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ðóáöîâ ïðèìåíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå (íåáîëüøàÿ áîëü äîïóñòèìà) è íà óêðåïëåíèå ìûøö â çîíå òðàâìû. Äîïóñòèìû óïðàæíåíèÿ ïî âñåì îñÿì ñóñòàâîâ. Ïðè êîíòðàêòóðàõ øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì, ãèìíàñòèêà â âîäå.

Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíûõ ñðåäñòâ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îí íàçíà÷àåòñÿ ïðè óøèáàõ ñ êðîâîèçëèÿíèåì, ðàñòÿæåíèè ìûøö, ñâÿçîê è ñóõîæèëèé, ïåðåëîìàõ, âûâèõàõ è ò. ä. Ìàññàæ ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü. Áëàãîäàðÿ íåìó ñïàäàåò îòåê, ðàññàñûâàåòñÿ êðîâîèçëèÿíèå, óêðåïëÿþòñÿ ìûøöû, âîññòàíàâëèâàþòñÿ ôóíêöèè ñóñòàâîâ è ìûøö, áûñòðåå îáðàçóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü è ò. ä.

Ìàññàæ ïðè óøèáàõ ïîìîãàåò îáåçáîëèòü òðàâìèðîâàííûé ó÷àñòîê, óëó÷øèòü îáìåí âåùåñòâ. Áëàãîäàðÿ åìó ïðîèñõîäèò áîëåå èíòåíñèâíîå ñîêðàùåíèå ìûøö, ÷òî ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ èõ àòðîôèè, ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ, îòåêîâ è êðîâîèçëèÿíèé. Ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ñî 2-ãî èëè 3-ãî äíÿ ïîñëå óøèáà, åñëè íåò òðîìáîçà âåí, ðàçðûâîâ êðóïíûõ ñîñóäîâ è ìûøö.

Åñëè èìåþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ìûøö, òî ìàññàæ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äâà ïðèåìà:

• ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ – ìàññàæ íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëàãàþòñÿ âûøå òðàâìû. Ìàññàæíûå ïðèåìû â ýòîì ñëó÷àå ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ îòñàñûâàíèÿ âåíîçíîé êðîâè, ëèìôû îò ìåñòà òðàâìû áåç ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ íèì. Ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ ìîæíî ïðîâîäèòü óæå ñïóñòÿ 7–8 ÷ ïîñëå óøèáà. Ïðè âûïîëíåíèè ïðèåìîâ íóæíî ó÷èòûâàòü õàðàêòåð ïîâðåæäåíèÿ è áîëåâûå îùóùåíèÿ ïàöèåíòà. Ñëåäóåò ïðîâåñòè 4–6 ñåàíñîâ òàêîãî ìàññàæà.

• îñíîâíîé ìàññàæ – ìàññàæ ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ ÷åðåäóåòñÿ ñ ñåàíñàìè ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà. Íàïðèìåð, ïðè òðàâìå èêðîíîæíîé ìûøöû îñíîâíûìè ïðèåìàìè áóäóò: ïîãëàæèâàíèå (ïîïåðåìåííîå, ñïèðàëåâèäíîå); êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êëþâîâèäíîå êèñòüþ ê ñåáå – íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå); âñòðÿõèâàíèå; ñïèðàëåâèäíîå ïîãëàæèâàíèå; ðàçìèíàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ êàê îäíîé, òàê è îáåèõ ðóê, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå äâóìÿ ðóêàìè); âûæèìàíèå; ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà, íóæíî äåëàòü ìàññàæ íå òîëüêî íà ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íî è íà ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííîé ÷àñòè çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 12–16 ñåàíñîâ ìàññàæà.

Ìàññàæ ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ïîìîãàåò ñíèçèòü áîëü, óëó÷øèòü êðîâî– è ëèìôîòîê â ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñóñòàâà. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû òîëüêî ÷åðåç 24 ÷ ïîñëå ïîëó÷åíèÿ òðàâìû. Ïåðåä ìàññàæåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðîãðåâàíèå. Äåëàòü ìàññàæ íóæíî íå ïðè÷èíÿÿ ïàöèåíòó áîëü, ïîòîìó ÷òî ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óõóäøåíèþ åãî ñîñòîÿíèÿ. Ïåðåä ìàññàæåì ïîâðåæäåííîé îáëàñòè ñëåäóåò ïðîâåñòè ìàññàæ âûøåðàñïîëîæåííûõ ó÷àñòêîâ. Òàê, ïðè òðàâìå ñóìî÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íåîáõîäèìî ìàññèðîâàòü ãîëåíü, ïðè ðàñòÿæåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà – áåäðî, ïðè ïîâðåæäåíèè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà – ïðåäïëå÷üå è ò. ä. Êàê è ïðè óøèáàõ, ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñóñòàâîâ íóæíî ñíà÷àëà ïðîâîäèòü ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ (1–2 ðàçà â äåíü ïî 5—10 ìèí), à çàòåì îñíîâíîé (ìàññàæ òðàâìèðîâàííîãî ó÷àñòêà). Âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî óâåëè÷èòü äî 15 ìèí.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ñëåäóåò ïðîâåñòè ïîäãîòîâèòåëüíûé ñåàíñ ìàññàæà íà ðàññëàáëåííîé ïåðåäíåáåðöîâîé ìûøöå ñëåäóþùèìè ïðèåìàìè: ïðÿìîëèíåéíîå ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëîêòåâîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî ïîâòîðèòü 4–5 ðàç. Åñëè ìàññèðóåìûé èñïûòûâàåò áîëè â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, òî ïðèåìû íóæíî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Ïîñëå ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà ñëåäóåò ïðîâåñòè îñíîâíîé ìàññàæ: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå (íàïðàâëåíû âíèç, âäîëü ãîëåíîñòîïíîé ùåëè); ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå ðàñòèðàíèå ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé, ïîãëàæèâàíèå ãîëåíè, âûæèìàíèå íà ãîëåíè, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ðàñòèðàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 3–4 ðàçà, ïðè ýòîì íå ïðè÷èíÿÿ ìàññèðóåìîìó áîëü.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïåðåä âûïîëíåíèåì ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû ìûøöû áûëè ïîëíîñòüþ ðàññëàáëåíû. Íóæíî ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; âûæèìàíèå âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû (îáà ïðèåìà íóæíî âûïîëíÿòü ñíà÷àëà íà åå çäîðîâîé ÷àñòè, à ïîòîì íà áîëüíîé); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êîìáèíèðîâàííîå); ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ). Çàòåì ðåêîìåíäóåòñÿ ñäåëàòü ìàññàæ øåè ïî îáùåïðèíÿòîé ìåòîäèêå è ìàññàæ òðåõãëàâîé ìûøöû ïîâðåæäåííîãî ïëå÷à: ïîãëàæèâàíèå, âûæèìàíèå, äâà-òðè ïðèåìà ðàçìèíàíèÿ. Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, êðóãîîáðàçíîå ðàñòèðàíèå, âûæèìàíèÿ íà âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû, ðàñòèðàíèå íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå. Ïàññèâíûå è àêòèâíûå äâèæåíèÿ íóæíî èñïîëüçîâàòü ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ñóñòàâà.

Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ. Åãî ëó÷øå ñî÷åòàòü ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé. Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ îáåñïå÷èâàåò èõ íîðìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå, ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè òðàâìû.

Ìàññàæ ïðè îãðàíè÷åííîé ïîäâèæíîñòè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Èñïîëüçóþòñÿ ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèÿ (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèÿ (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ïëå÷à. Ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà ìûøöàõ-ðàçãèáàòåëÿõ ïëå÷à (ñíà÷àëà íà äåëüòîâèäíîé ìûøöå, à çàòåì íà òðåõãëàâîé ìûøöå). Íóæíî ïðîâåñòè òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ãðóäè. Ìàññèðóåìîãî íóæíî ïîëîæèòü íà ñïèíó, à ïîä åãî ãîëîâó – íåáîëüøîé âàëèê. Ìàññàæ ñíà÷àëà äåëàþò íà çäîðîâîé ñòîðîíå, çàòåì – íà áîëüíîé. Ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå ïðÿìîëèíåéíîå; âûæèìàíèå îñíîâàíèåì ëàäîíè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); íåñêîëüêî êðóãîîáðàçíûõ ïîãëàæèâàíèé â îáëàñòè ïðèêðåïëåíèÿ êëþ÷èöû.

Ìàññàæ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû. Íà ýòîé ÷àñòè ñïèíû ñëåäóåò âûïîëíÿòü òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, çèãçàãîîáðàçíîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå).

Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íóæíî â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ãðåáíåì êóëàêà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà; êðóãîîáðàçíîå ðåáðîì áîëüøîãî ïàëüöà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà. Çàâåðøàòü ñåàíñ íóæíî êàê àêòèâíûìè, òàê è ïàññèâíûìè äâèæåíèÿìè. Ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Äî, âî âðåìÿ è ïîñëå ìàññàæà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ. Îíè èñêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó ìàññèðóåìîãî îòìå÷àþòñÿ áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ è áîëüøàÿ îòå÷íîñòü. Ïðè ýòîì àêòèâíûå äâèæåíèÿ ëó÷øå âñåãî äåëàòü íà áëèçëåæàùèõ çäîðîâûõ ñóñòàâàõ ñ ôèêñèðîâàíèåì ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà.

Источник