Упражнения при ушибе головного мозга

В связи с разнообразием проявлений и особенностей течения лечебную физкультуру после травмы головного мозга подбирают сугубо индивидуально. Если при сотрясении головного мозга неврологическая симптоматика минимальная и нестойкая, то при ушибах, сдавлении, размозжении мозга наблюдаются серьезные инвалидизирующие расстройства в виде параличей и парезов, дискоординации, нарушений стояния и ходьбы. Однако ЛФК при любом варианте черепно-мозговой травмы (ЧМТ) имеет некоторые общие направления и способы лечебного воздействия.

врач поддерживает руками голову пациента

Система ЛФК при ЧМТ и когда начинать

При мозговом ушибе, независимо от области повреждения, ЛФК начинают максимально рано, отдельные виды лечебной физической культуры назначают уже со вторых суток после травмы. Для каждой стадии травмы головного мозга подбирают свой комплекс физической реабилитации, выбор которого во многом зависит от общего состояния здоровья пациента.

Начальный и ранний период

В начальной стадии ЧМТ, то есть в течение первых суток, лечебная гимнастика не показана. Со вторых суток (начало раннего периода) допустимо выполнение элементарных пассивных или полупассивных упражнений и дыхательной гимнастики. Пристальное внимание уделяется лечению положением (специальным позиционным укладкам) и постепенному восстановлению нормальной психической работы головного мозга.

Реабилитацию начинают даже в случае тяжелого состояния пациента, при его пребывании в реанимационном отделении. На данном этапе восстановления здоровья решается задача профилактики застойной пневмонии и тромбообразования в венозной системе обездвиженных конечностей, которые также могут стать причиной целого комплекса проблем. В гимнастический комплекс включают от 5 до 10 упражнений однократно за сутки, проводят не более 4 повторений. К концу раннего периода (на 5-е сутки) длительность одного занятия с инструктором ЛФК составляет 15-20 минут.

Важно!

В первые пять суток после ЧМТ строго противопоказаны упражнения для головы и шейного отдела позвоночника в связи с высоким риском ухудшения состояния: появления головокружения, подташнивания, рвоты, головной боли.

врач поднял руки лежачего больного

Промежуточный период

На данной стадии (5-30 день от травмы) постепенно регрессирует общемозговая симптоматика (головокружение, тошнота, общая слабость, головная боль), обусловленная отеком мозговой ткани, а на первый план выходят специфические проявления нарушенной работы определенного участка мозга. Это могут быть парезы и параличи (снижение силы в мышцах), изменения чувствительности, координации движений, повреждение черепно-мозговых нервов, а также различные виды расстройств высших мозговых функций: речи, запоминания, мышления.

В связи с этими патологиями лечебная физкультура несколько видоизменяется. Дыхательная гимнастика переходит из статического в динамический режим: пациент активно принимает необходимые исходные положения, практикует диафрагмальное, грудное, сочетанное дыхание. Продолжают терапию позиционированием с целью профилактики формирования контрактур (стойкого вынужденного положения) в парализованных руках и ногах и общеукрепляющий массаж.

Гимнастика сначала осуществляется в лежачем положении. Пациент выполняет одновременные повороты и круговые движения головы и туловища, без движений в шейном отделе позвоночника. При удовлетворительной переносимости через некоторое время разрешают выполнять плавные движения головой. Повторяют каждое упражнение не более двух раз. Если при выполнении поворотов или наклонов головы, возникают неприятные ощущения в виде головокружения и дурноты, то нужно увеличить паузы между повторами или отложить подобные тренировки.

По мере восстановления сил больному разрешают садиться в кровати, а через некоторое время спускать вниз ноги. При этом нужно соблюдать осторожность: вертикальные физические нагрузки приводят к сужению сосудов головного мозга, комплекс упражнений в сидячем положении должен вводиться постепенно, поначалу с поддержкой.

Важное значение имеют также специальные активные упражнения, направленные на поддержание равновесия, на тренировку координации движений. Развивают сноровку, точность, память и мышление: пациентам предлагают запоминать последовательность и технику выполнения отдельных элементов ЛФК. В промежуточном периоде одно занятие длится около 40 минут, а за сутки их повторяют не более 4-х раз.

Упражнения при ушибе головного мозга

Поздний восстановительный период

Данный период длится с 1 по 4 месяцы с момента получения травмы. В это время продолжают упражнения на дыхание, позиционирование и общий массаж.

Обратите внимание!

При выполнении больным упражнений дыхательной гимнастики нужно избегать чрезмерной вентиляции, это может спровоцировать судорожный приступ.

При позиционировании особое внимание уделяют активной борьбе с патологическими содружественными движениями. С этой целью парализованную конечность фиксируют. Кроме того, пациента учат направленным противосодружественным действиям, волевому противодействию и восстанавливают нормальные физиологические сочетания двигательных актов.

Продолжается работа, направленная на вертикализацию больных, если этого не удалось добиться раньше. Например, при сотрясении мозга осторожная ортостатическая нагрузка возможна уже в первые дни после травматизации. В более тяжелых случаях используют специальный прибор – вертикализатор, позволяющий приподнимать больного под разным углом. Угол наклона постепенно увеличивается, и сердце с сосудами успевают адаптироваться к новому состоянию.

Обучение стоянию и ходьбе – еще одно важное направление реабилитации. Сначала многократно повторяют процесс вставания, чтобы костно-мышечная система «вспомнила» правильную последовательность действий: небольшой наклон туловища вперед, напряжение передней группы мышц бедер, разгибание тазобедренных и коленных суставов и т.д. В положении стоя важно научить пациента равномерно распределять нагрузку, а при ходьбе последовательно переносить центр тяжести с одной ноги на другую.

Продолжают восстанавливать правильную координацию движений и поддержание равновесия, обучают целенаправленной активности пораженные конечности. Сначала упражнение показывают, а больной повторяет его здоровыми рукой и ногой, затем пробует выполнить одновременно здоровыми и паретичными конечностями, а затем только паретичными. Вестибулярная гимнастика включает целенаправленные движения глазных яблок, повороты и наклоны головы и туловища.

Резидуальный период

Отличительной особенностью данного периода (с 4-го месяца после травмы) является присоединение к основным комплексам ЛФК специальных тренировок, направленных на бытовую и социальную адаптацию больных.

Пациентам предлагают специальные упражнения, моделирующие различные бытовые действия и профессиональные навыки. Если выполнение определенной манипуляции технически невозможно, то предлагают достичь необходимого результата с помощью других вариантов движений.

В этот период при обучении стоянию применяют методики, которые одновременно должны компенсировать парезы, координаторные расстройства, непроизвольные движения. В период восстановления навыков ходьбы проведение лечебно тренировочных занятий должно быть регулярным и целенаправленным. Нужно комбинировать сразу несколько элементарных упражнений, которые пациент освоил на предыдущих стадиях.

Таблица. Особенности лечебной гимнастики на разных стадиях тяжелой и среднетяжелой черепно-мозговой травмы

таблица видов чмт и видов лфк

Особенности ЛФК в восстановительный период

Во время восстановительного лечения следует учитывать:

  • Общую тяжесть состояния больного;
  • Имеющиеся симптомы поражения центральной нервной системы;
  • Наличие сопутствующих заболеваний;
  • Исходное физическое состояние пациента.
Читайте также:  Уход за пациентами при ушибах

Важно наращивать продолжительность и интенсивность занятий постепенно, однако проводить их нужно регулярно. Если на более ранних этапах пассивные тренировки, дыхательная гимнастика, массаж при разных заболеваниях и травмах мало чем отличаются друг от друга, то в поздние стадии методика лечебной физкультуры определяется главенствующим синдромом повреждения центральной нервной системы и план реабилитационных мероприятий строится исходя из этого.

Реабилитационное занятие лучше строить по следующей схеме:

  1. Первый период, вводный, включает наиболее легкие элементы, готовящие организм к наращиванию нагрузок. Длится он около 10-20% времени всей тренировки.
  2. Основной период максимальной нагрузки (60–80% времени) состоит из индивидуального комплекса упражнений, направленных на решение конкретных проблем.
  3. Заключительный период должен расслабить организм с помощью несложных упражнений и дыхательной гимнастики. Его продолжительность тоже составляет 10-20% всего занятия.

Перед пациентом желательно ставить конкретные задания и предлагать варианты достижения цели. Важно настраивать его на позитивный лад и уверенность в собственных силах. Нередко психологические проблемы являются основным препятствием к эффективному проведению восстановительного лечения. В этом случае может понадобиться помощь психолога. Некоторые больные более охотно занимаются в группах и достигают таким образом лучших результатов.

Полезное видео — Реабилитация после черепно-мозговой травмы

Комплекс лечебной гимнастики

Предлагаем вам ознакомиться с комплексом упражнений для промежуточного периода ЧМТ, которые можно выполнять всем пациентам, независимо от сопутствующей неврологической симптоматики. Если в конечностях снижена сила и повышен тонус мышц, то в здоровых руке и ноге упражнения выполняются активно, в пораженных – пассивно. Гимнастика предваряется массажем мышц.

  • ЛФК в положении лежа
  1. Руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе достать плечевые суставы кистями рук, не отрывая локти от горизонтальной поверхности, пальцы ног максимально потянуть вниз. На выдохе расслабиться и вытянуть руки.
  2. Лежа в прежней позиции, на вдохе поднять предплечья и кисти вверх (руки должны быть выпрямлены в лучезапястном суставе), стопу максимально потянуть на себя. На выдохе занять прежнее положение.
  3. Во время вдоха сложить руки на груди, а ноги согнуть в коленях. На выдохе снова выпрямить конечности.
  4. Попеременно поднимать руки перпендикулярно туловищу.
  5. Вдох: согнутую в коленном и тазобедренном суставе ногу подтянуть к груди, обхватив ее руками. Выдох: вернуться в расслабленное состояние. Аналогично повторить движение другой ногой.
  6. Попеременно отводить в сторону выпрямленные ноги.
  7. Аналогичным образом отводить руки в стороны. Начинать упражнения следует с небольшого угла отведения и постепенно увеличивать амплитуду.
  8. Одну руку вытянуть в сторону. Повернувшись всем корпусом, второй вытянутой рукой хлопнуть в ладоши. Затем аналогично выполняется поворот в другую сторону.
  • ЛФК в положении сидя со спущенными ногами

Важно!

Начинать этот комплекс упражнений необходимо, держась одной рукой за край или спинку кровати. Отпустить их можно только после уверенного удержания равновесия и прекращения ортостатических реакций.

  1. Одну руку отвести в сторону, повернуть за ней голову. На выдохе руку опустить. Затем повторить аналогичные движения другой рукой.
  2. Развести руки в стороны. Держа голову прямо, некоторое время сидеть ровно, удерживая равновесие.
  3. Держась руками за край кровати, вытянуть на вдохе одну ногу параллельно полу, на выдохе опустить вниз. Затем повторить с другой ноги.
  4. Кисти рук поставить на надплечья, делать вращающие движения в плечевых суставах одновременно с 2-х сторон.

Все упражнения повторить 6-8 раз.

Любая система упражнений лечебной физкультуры рассчитана на регулярные и систематичные занятия. Для этого необходимо мотивировать больного, нацеливать на позитивный конечный результат. Активная физическая и трудовая реабилитация значительно улучшают прогноз восстановления даже при выраженных парезах и расстройствах равновесия.

Видео — Восстановление после ЧМТ

Источник

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику — за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система- целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

В начальном периоде — (первые сутки) — черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

В раннем периоде ( I ) — (2-5-е сутки) — применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

В промежуточном периоде ( II ) — (5-30-е сутки) — стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере — это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической — астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин.

Читайте также:  Что делать при ушибе переносицы

При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного. Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

В позднем восстановительном периоде ( III ) — (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) — при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой- в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку. Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций.

В компенсаторной активизации больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.

Осторожная ортостатическая нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный и периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение нагрузки ( по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник повышает их готовность к предстоящей деятельности — вставанию и ходьбе. Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке. Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному.

Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

Особенно важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения. Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному,

Слуховому и другим видам контроля со стороны больного.

В комплекс упражнений включают также обучение целенаправленным двигательным актам. Каждое действие проводят вначале пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3-4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной. Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт больного обучают отдельным элементам этого действия, затем « связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт.

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе — первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки — от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания — наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

Читайте также:  Если у собаки ушиб лапы

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости ( неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения ( с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами ( так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.

В резидуальном периоде — проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии — сочетания мышечной гипертонии с гипотонией ( как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы — общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением ( чаще лонгетами ) и пассивных редрессирующих движений.

При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.

Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций — апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии — все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений.

Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.

Всё вышеупомянутое нам демонстрирует табл.1.

Таблица 1

Средства ЛФК, используемые при черепно-мозговой травме средней и тяжёлой тяжести

ПЕРИОД

ХАРАКТЕР УПРАЖНЕНИЙ

Ранний (2-5 сут)

  • · Специальные дыхательные упражнения (пассивные, полупассивные)
  • · Лечение положением

Промежуточный (от 5 до 30 сут)

  • · Активная дыхательная гимнастика
  • · Лечение положением
  • · Общий массаж
  • · Лечебная гимнастика общеукрепляющего характера
  • · Специальная лечебная гимнастика

Поздний (от 1 до 4 мес)

  • · Ортостатическая гимнастика
  • · Общий и специальный массаж
  • · Общеукрепляющая гимнастика
  • · Специальная гимнастика
  • · Обучение стоянию и ходьбе
  • · Восстановление бытовых и трудовых навыков

Резидуальный ( до 2 лет )

  • · Общеукрепляющая и специальная гимнастика
  • · Восстановление или компенсация утраченных бытовых и трудовых навыков
  • · Трудотерапия
  • · Социальная ориентация (подготовка к прежней или другой профессии)

Источник