Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах

  Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

                   переломах костей.       8 класс

                                                   Филькина В.И., учитель биологии

        Цели:     — научить различать признаки повреждения скелета,

                       —  выработать умения оказывать первую медицинскую помощь                                                                                                                                      

                          при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

                       —  совершенствовать навыки работы с учебником,

                       —  осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

        Оборудование:     таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,

                                        бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

Ход урока.

    Оргмомент

    1. Актуализация знаний.

     Мы с вами в течении 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета.

     Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

1 – вариант:

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – вариант:

Задание 1:  Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2:  Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка                                         знаюсь
  2. лопатки                                                          я вас
  3. тазовые кости                                                труд и
  4. запястье                                                          шусь
  5. предплюсна                                                    и в этой
  6. надкостница                                                   сти
  7. ключица                                                          лю…
  8. бедро                                                               стыд
  9. компактное вещество                                    несчаст…
  10. плечо                                                               блю…
  11. большая берцовая кость                                прас…
  12. фаланги пальцев кисти                                  это
  13. лучевая кость                                                  бе
  14. суставная впадина                                          при…
  15. надколенник                                                на…
  16. локтевая кость                                             хоть я
  17. суставная жидкость                                    я
  18. фаланги пальцев стопы                              по…
  19. губчатое вещество                                      ной
  20. суставная сумка                                          ших ног
  21. пястье                                                           хоть
  22. малая берцовая                                           ный
  23. костный мозг                                              у ва…
  24. плюсна.                                                       глу…
Читайте также:  Первая помощь при переломах презентация

              Я вас люблю – хоть я бешусь,

              Хоть это труд и стыд напрасный,

              И в этой глупости несчастной

              У ваших ног я признаюсь!

              А.С. Пушкин «Признание» (к Александре Ивановне Осиповой)

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Вспомним:

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?          

Растяжения :   В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе.  Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется  — растяжением.

    При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих:  неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

     Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей:  Несмотря  на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

  При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

   Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

    При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

      При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

     При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

           Первая помощь при повреждениях скелета.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Читайте также:  Какова медицинская помощь и особенность транспортировки при переломах

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь рассказывает фельдшер.

3. Домашнее задание:   выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.

4.Закрепление:    

   Решение биологических задач:

  1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
  2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Первая помощь при ушибах, вывихах суставов и переломах костей»( 8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Оказание первой помощи при ушибах, вывихах суставов и переломах костей.

Описание слайда:

Оказание первой помощи при ушибах, вывихах суставов и переломах костей.

2 слайд

Повреждения костей и суставов является распространенным видом травм. Травма –

Описание слайда:

Повреждения костей и суставов является распространенным видом травм. Травма – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия Механические Химические Психологические Травмы

3 слайд

Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь: 1. Сохр

Описание слайда:

Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь: 1. Сохранить жизнь 2. Свести к минимуму возможные последствия происшествия 3. Способствовать выздоровлению

4 слайд

Перелом - это нарушение целостности костей. 	Перелом может быть в виде трещин

Описание слайда:

Перелом — это нарушение целостности костей. Перелом может быть в виде трещины или полного перелома костей. Простой — трещина Тип «зеленой веточки», у детей Осколочный

5 слайд

Открытые Рана вызвана травмирующим фактором или костным обломком, сопровождае

Описание слайда:

Открытые Рана вызвана травмирующим фактором или костным обломком, сопровождается кровотечением Закрытые Кожа в зоне перелома не повреждена; припухлость в близлежащих тканях имеет местный характер Переломы

6 слайд

Чем вызваны переломы? При падении на руку сила передается на ключицу, что и п

Описание слайда:

Чем вызваны переломы? При падении на руку сила передается на ключицу, что и приводит к её перелому. Прямой удар в грудь может привести к перелому ребра

7 слайд

Оказание первой помощи Шина Холод Покой

Описание слайда:

Оказание первой помощи Шина Холод Покой

8 слайд

Вывих - головка одной кости может частично или полностью выйти из сустава. Вы

Описание слайда:

Вывих — головка одной кости может частично или полностью выйти из сустава. Вывих локтевого сустава Вывих фаланги пальца Вывих коленного сустава

9 слайд

Обеспечьте поврежденной части покой Наложите лед или холодный компресс Мягка

Описание слайда:

Обеспечьте поврежденной части покой Наложите лед или холодный компресс Мягкая давящая повязка Косыночная повязка Как оказать первую помощь при вывихе?

10 слайд

Растяжение связок - это повреждение сухожилий области сустава, что приводит к

Описание слайда:

Растяжение связок — это повреждение сухожилий области сустава, что приводит к разрыву мышц. Как оказать помощь: Наложение Тугой повязки Приложить холод Обеспечить покой

11 слайд

Ушибы – закрытое повреждение тканей и органов от удара тупым предметом Боль О

Описание слайда:

Ушибы – закрытое повреждение тканей и органов от удара тупым предметом Боль Отек Гематома Оказание ПП: 1.Холод 2.Холодная вода 3.Ложка 4.Мазь Симптомы:

12 слайд

Обязанность оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить пр

Описание слайда:

Обязанность оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы Создать покой Холод Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 03.

13 слайд

 Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах

Курс повышения квалификации

Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-635870

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

Учитель: Кузнецова Татьяна Владимировна

Цели:

Обучающие: рассмотреть различные виды травм;

научиться отличать ушиб от вывиха или перелома;

изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Развивающие: развитие навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.

Воспитательные: воспитание у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: перевязочный материал (шина, бинт марлевый, бинт эластичный), аптечка, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, тематические карточки.

Ход урока

I. Оргмомент.

Серьёзный, увлекательный,

Всем хорошо известный,

Урок по ОБЖ вас ждёт,

Очень интересный.

Сидя на занятии, забудете о скуке,

Закрепите знания из этой науки,

А в конце урока будете рады:

За блестящие ответы

Получите награды.

II. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам:

— На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными принципами  оказания первой медицинской помощи. Перечислите их.

(1. Осмотр места происшествия. 2. Провести первичный осмотр пострадавшего и определить причину плохого состояния. 3. Грамотно, спокойно и уверенно оказать первую помощь. 4. Вызвать профессиональную первую помощь.)

— Назовите препараты и перевязочный материал, которые должны входить в состав минимальной аптечки.

(Лейкопластырь рулонный – для предотвращения потёртостей и мозолей, лейкопластырь бактерицидный – заклеить порез,

бинт – забинтовать рану, наложить повязку на вывихнутый сустав или закрепить импровизированную шину,

анальгин – обезболивающее,

йод – для обработки раны)

— А какие препараты и инструменты входят в состав расширенной аптечки?

(Жаропонижающие – парацетомол, аспирин,

болеутоляющие – анальгин, баралгин,

сердечно-сосудистые – валидол, корвалол,

противоаллергические – супрастин,

активированный уголь – при отравлениях,

Читайте также:  Перелом закрытый оказание помощи

кровоостанавливающие – перекись водорода,

дезинфицирующие средства – мыло, марганцовка, йод,

перевязочный материал – бинт стерильный, эластичный, марлевые салфетки, лейкопластырь,

инструменты – ножницы, пинцет, жгут)  

— Можно ли изменять состав аптечки, дополняя её другими препаратами?

(Да. Список медикаментов можно дополнить другими препаратами, исходя из особенностей своего здоровья)

— Вы собрались в поход, дальнюю поездку. Как правильно упаковать аптечку?

(Содержимое аптечки можно разложить по отдельным полиэтиленовым пакетам. Упаковка должна быть водонепроницаемой. Полезно положить в аптечку карточку с информацией о своих болезнях и принимаемых лекарствах, аллергии, противопоказаниях)

III. Тема урока. Постановка целей урока.

— Ребята. Давайте  с вами рассмотрим такую ситуацию.

Ваня поехал на лыжах с крутой горы, спрыгнул с трамплина, неудачно приземлился и лежит. Встать не может, кричит, что у него болит нога. При осмотре ноги, внешних повреждений на коже не видно, при надавливании на одно место в области голени резкая боль. При постукивании о пятку – тоже резкая боль в голени.

— Исходя из прочитанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Оказание первой помощи при травмах.)

— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь Ване?

(рассмотреть различные виды травм; научиться отличать ушиб от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.)

— Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

IV. Изучение нового материала:

По ходу объяснения нового материала, учащиеся заполняют таблицу:

Вид травмы

Признаки

Первая помощь

Ушиб

Растяжение

Вывих

Трещина

Закрытый перелом

Открытый перелом

1. Ушиб – механическое нарушение мягких тканей без признаков целостности кожи.  

Признаки ушиба – боль в месте ушиба, припухлость, кровоподтёк, который появляется не сразу.

Первая помощь – наложить тугую давящую повязку на место ушиба; положить холод поверх повязки; при сильном ушибе грудной клетки, живота, головы доставить пострадавшего в медицинское учреждение для квалифицированного обследования.

2. Растяжение – повреждение суставной сумки, которые возникли при движениях, превышающих физические возможности.

Признаки – болезненность движений в суставе, нарушение функции сустава, отёк, затем кровоизлияние.

Первая помощь – покой, тугое бинтование эластичным бинтом (если наблюдается внутренне кровоизлияние, то сразу плотно бинтовать не надо), холодный компресс, приподнятое положение конечности.

3. Вывих – нарушение целости сустава со стойким взаимным смещением суставных концов костей.

Признаки – резкая боль, деформация сустава, нарушение функции сустава.

Первая помощь – зафиксировать конечность бинтом. Верхнюю конечность можно подвесить на косынку, нижнюю прибинтовать к здоровой конечности или зафиксировать подручными средства. Положить холод на место вывиха, транспортировать пострадавшего в больницу на носилках.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускают (Ходьба на месте)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой (Вращение головой вправо-влево)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

Другой-назад,

А потом наоборот (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Хорошо чуть-чуть размяться

Снова сядем заниматься (Дети садятся за парты)

4. Перелом – это нарушение целостности кости.

Трещина кости – её можно спутать с сильным ушибом. Но боль при трещине сильнее, чем при ушибе. При сильной боли нужно подозревать трещину кости и принимать меры как при переломе.

Закрытый перелом – переломы кости без нарушения целостности кожи.

Признаки – резкая боль, припухлость, нарушение функции конечности (не сгибается колено, пальцы), при постукивании по кости ощущается резкая боль в месте перелома.

Открытый перелом —  это переломы кости с нарушением целостности кожи. Видна рана, идёт кровь.

Медицинская помощь – остановить кровотечение, если оно есть. Нельзя вправлять самостоятельно костные отломки в рану. Дать обезболивающее средство, наложить шину, обеспечив неподвижность места перелома или сделать перевязку. Доставить в медицинское учреждение.

ФИЗМИНУТКА для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.  Повторить 4 – 5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.  Повторить 4 -5 раз.

V. Закрепление изученного материала:

Практическая работа «Оказание первой помощи при травмах»

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

— А теперь, ребята, давайте вернёмся с вами к ситуации с Ваней, с которой мы начали урок.

Ваня поехал на лыжах с крутой горы, спрыгнул с трамплина, неудачно приземлился и лежит. Встать не может, кричит, что у него болит нога. При осмотре ноги, внешних повреждений на коже не видно, при надавливании на одно место в области голени резкая боль. При постукивании о пятку – тоже резкая боль в голени.

— Что делать? Что случилось с Ваней?

(Скорее всего это трещина, а может, даже перелом голени, так как Ваня не может встать на ногу, при надавливании в одно место в области голени наблюдается резкая боль)

— Какую первую помощь мы окажем Ване?

(1. Чтобы Ваня не простудился, подложить под него тёплую одежду с других ребят.

2. Наложить Ване шины на ногу. Можно изготовить их из лыж.

3. Ждать помощи на месте или сделать носилки и отнести Ваню к месту, откуда его можно отвезти в больницу.)

— А достигли ли мы с вами целей, которые поставили в начале урока?

ТЕСТИРОВАНИЕ

ОЦЕНКИ

VII. Домашнее задание.

Составить памятку спасателя
«Оказание первой помощи при травмах» и оформить в презентацию

Источник