Урок первая помощь при переломах вывихах ушибах и растяжении связок
Урок в 8 классе
по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.
Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.
Задачи:
- Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
- определить цели доврачебной помощи;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
- развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
- формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
- обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.
Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»
Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.
Ход урока
- Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!
— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.
- Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)
Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.
Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
- Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.
— А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего
Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
— Хорошо, молодец.
- Изучение новой темы
Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).
-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?
(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).
— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:
|
|
|
|
|
|
|
|
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
Задание 1
Найдите соответствие цифры и буквы
| А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. |
| Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. |
| В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. |
| Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. |
| Д) нарушение целостности кости |
| Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей |
| Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. |
| З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием |
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Задание 2
Схематическое изображение травмы | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Тип травмы | ||||
Симптомы травмы | ||||
Меры первой помощи | ||||
Противопаказания |
Схематическое изображение травмы | ||||
Тип травмы | Растяжение связок | Перелом | Вывих | ушиб |
Симптомы травмы | Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний. | Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки. | Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы) | Боль. повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли. |
Меры первой помощи | Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод. | Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт. | Зафиксировать конечности(шина). Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода. | При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков. В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови. |
Противопоказания | Нельзя травмировать движениями. | Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. | Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава. | нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать |
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
— Хорошо, молодцы.
— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
— Молодцы!
— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
— Отдохнули? Поехали дальше.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.
1 группа.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
2 группа.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
3 группа.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
4 группа
Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» — покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.
Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.
Проверка выполненного задания.
Учащиеся высказывают свои мнения.
— Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д
-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)
5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.
Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.
Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.
1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.
2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.
3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.
4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.
Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.
— Закончили, хорошо.
6. Рефлексия. (Слайд 25).
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)
— Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)
— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
я попробую…
Напишите свои впечатления на листочках.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Задание на дом.
§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.
Приготовить памятки — Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Дополнительно (в оставшееся время):
— В оставшееся время хотелось бы узнать – знаете ли вы о видах травм?
Учащиеся встают и отвечают:
— Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный.
Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.
Источник
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;
- рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
- сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;
- изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
- обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;
- установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.
Развивающие:
- развивать знания учащихся о безопасном поведении;
- способствовать развитию интереса к анатомии.
Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение;
- способствовать профессиональной ориентации учащихся;
- гигиеническое воспитание.
Оборудование: учебные таблицы, стенды, схемы наложения повязок, схема типов переломов, схема “Неотложные действия”; бинты, шины.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядные (показ таблиц, схем, рисунков);
- демонстрационные (способ наложения повязки, шины);
- практические (оказание учащимися помощи условно пострадавшему).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Контроль знаний.
- Почему темя – наиболее уязвимая часть черепа? (Остатки самого большого родничка)
- Почему удар в височную область опаснее, чем в лобную? (Височная кость наиболее тонкая)
- Какая часть преобладает в черепе человека: лицевая или мозговая? (Мозговая)
- Почему берцовая кость может выдержать тяжесть автомобиля? (Внутри расположены волокна, придающие прочность)
- Какое значение имеет свод стопы? (Свод стопы нужен, чтобы походка человека была более пружинистой, т.к. именно свод стопы выдерживает всю тяжесть скелета и внутренних органов)
- С точки зрения строения скелета объясните, почему подросткам нельзя носить тяжелые вещи. (У подростков в скелете сохраняется большое количество хрящей, поэтому при ношении тяжестей может развиться искривление позвоночника и плоскостопие)
- Какой из суставов имеет сложное строение и наиболее уязвим? (Коленный сустав)
- Как с возрастом изменяется состав костей?
- Назовите функцию суставной жидкости. (Суставная жидкость выполняет роль смазки, уменьшающей трение)
- Почему с возрастом подвижность суставов уменьшается? (Происходит замена органических веществ на минеральные; уменьшается количество синовиальной жидкости, суставы теряют свою эластичность)
- Почему утром рост человека на 1– 2 см длиннее, чем вечером? (Межпозвоночные диски, состоящие из хряща, уплощаются, т.к. выдерживают всю тяжесть тела)
III. Изучение нового материала
Различают закрытые и открытые повреждения. Наиболее часто встречаются закрытые.
Запишем
Типы повреждений | |
закрытые | открытые |
| переломы костей |
Первый тип, который рассмотрим, – растяжения и разрывы связок суставов.
Все данные будем заносить в таблицу “Повреждения опорно-двигательной системы”.
Растяжения и разрывы связок возникают в результате резких и быстрых движений. Эти повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.
Появляется резкая боль, особенно в первый момент, быстро развивающаяся припухлость, кровоподтек, ограничение и болезненность движений в суставе. В качестве первой помощи необходимо обеспечить полный покой и возвышенное положение пострадавшей конечности, холодные примочки и лед.
При растяжении связок рекомендуется повязка на сустав, но очень тугие повязки накладывать нельзя. Почему? (Предупреждает кровотечение). Дальнейшее лечение должно проводиться по указанию врача. На голеностопный сустав накладывается стремевидная повязка. Рассмотрите ее на стенде, а правила наложения продемонстрируют в процессе выполнения практической работы наши специалисты.
Повреждения опорно-двигательной системы
Тип повреждения | Характерные признаки | Доврачебная помощь |
Растяжение связок | Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек | Давящая повязка, холод |
Вывих | Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава | Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее |
Переломы | ||
| Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости | Обездвижить – наложить шину; обезболивающие |
| Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять! | При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка (помним о правилах асептики и антисептики); шина; обезболивающие |
Следуем дальше – вывих.
При прыжках и падениях с большой высоты, сильных ударах и ушибах вдруг перестает действовать какой-то сустав или вся конечность. Кожа вокруг сустава вздувается, а попытки двигать им вызывают сильную боль. Обычно это связано с нарушением расположения костей в суставе – вывихом. Что делать? Ни в коем случае не пытаться “ вправлять” сустав. Нужно обеспечить его полную неподвижность, покой. Руку следует прибинтовать к телу или использовать повязку “косынка”, на ногу наложить шину. Шиной называют специально изготовляемые приспособления для обеспечения неподвижности при переломах. Существуют специальные медицинские шины, которые принимают форму конечности.
**Демонстрация (если есть возможность).
А как поступить в случае ее отсутствия? (Можно использовать подручные средства: фанера, палка, ветка дерева, картон, лыжа). Очень важно уменьшить боль. Для этого применяют обезболивающие и холод. При вывихах верхних конечностей пострадавшие могут прийти сами в медицинское учреждение или могут быть доставлены на любом транспорте в положении сидя. Больных с вывихом нижних конечностей транспортируют в положении лежа.
Следующий тип повреждения – перелом. Из самого названия повреждения попробуйте дать определение.
Переломом называется нарушение целостности кости.
Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе нарушается какая-нибудь часть поперечника кости, чаще в виде продольной щели – трещина кости. Рассмотрим схему:
Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, осколочные, по типу “зеленой веточки” (Демонстрация таблицы).
Рассмотрите внимательно схемы. Какой тип резко отличается? Чем? Это открытый перелом. Он опасен прежде всего возможностью инфицирования раны и кровотечением. Потому важно помнить два правила об асептике и антисептике.
Асептика – это профилактическое уничтожение микробов и предупреждение их внедрения в рану. Асептика достигается строгим соблюдением основного правила – все, что соприкасается с раной, должно быть стерильным (не иметь микробов). Нельзя трогать рану руками, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.
Антисептика – метод (способ) лечения бактериального загрязнения и инфицированных ран путем борьбы с возбудителями инфекции, внедрившимися в рану или ткани.
- Какое правило важно соблюдать при наложении повязки при открытом переломе (об асептике).
Закрытый перелом кажется менее опасным, но это заблуждение. Например, осколочный требует обязательного хирургического вмешательства – операции. Для предохранения кожи от давления при наложении шин под них подкладывают вату или мягкую ткань. Проводить шинирование лучше всего, имея двух помощников для поддержки и закрепления шины при бинтовании. Теперь ваша задача в течение 2х минут ознакомиться с первой медицинской помощью при переломах различных костей (учащимся предоставляются распечатки).
IV. Закрепление изученного материала.
Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1
Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
№2 Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
№3
После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
№5
Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.
Определить тип повреждения.
Оказать помощь.
Предложить способ транспортировки. **Правильность выполнения задания оценивается медицинским работником, “специалистами по повязкам из других команд”.
Дополнительные вопросы на закрепление:
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
V. Подведение итогов – обобщение.
VI. Домашнее задание: § 8.
Источник