Урок ушибы переломы костей
Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,
переломов».
Цель: познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.
Задачи:
-совершенствовать умение слаженно работать в группах;
-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-развивать стремление быть здоровым.
Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сообщение темы и цели
2. Вступительная часть.
Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.
3.Основная часть.
— Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)
— Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма.
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.
— Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?
Какие травмы вы можете назвать?
— Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.
— бытовой
— уличный
— школьный
— спортивный
— прочие виды
Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.
— А сегодня мы начнем разговор о первой группе — бытовом травматизме.
Работа в группах.
— Объясните смысл этого выражения — бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?
(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы)
Разбор конкретных бытовых травм
Самый легкий вид травм – это ушиб.
— Что это такое? (Когда человек ударился)
— Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк)
— Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.
— Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)
— Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу)
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.
— Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)
— Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)
— Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?
Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.
Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.
Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.
Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.
Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.
В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.
В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу.
Вопросы после прослушивания рассказов
— Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?
Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?
Выслушиваются ответы детей.
— Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.
Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.
— В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)
— У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)
— Чем вывих отличается от растяжения?
Выслушиваются ответы учащихся.
Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.
— Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы.
Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.
а) Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (пылесос)
б) Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (утюг)
в) Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)
— Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)
— Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)
— Относится ли удар током к бытовым травмам?
— Как надо обращаться с электроприборами?
— Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)
— Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».)
Следующий вид бытового травматизма – отравление.
— Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)
— Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником.
Рассказ заранее подготовленного ученика.
Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.
При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.
Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки
Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.
Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.
У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.
— В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)
— Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.
— О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)
— Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста
Тест
Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:
а) приложить что-нибудь холодное;
б) наложить повязку;
в) срочно обратиться к врачу.
Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:
а) своими руками;
б) деревянной ручкой от щетки;
в) железной линейкой.
3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге:
а) баночка с кремом;
б) холодная вода;
в) йод или зеленка.
4. Собрать пролитую ртуть можно:
а) пылесосом;
б) медной фольгой;
в) веником.
— Что такое травма?
— Какие виды травматизма вы можете назвать?
— Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?
— Перечислите бытовые травмы.
— Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)
— Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?
4. Итог занятия.
— Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким.
Источник
Технологическая карта урока.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Разработана (Тарасовой Клавдией Александровной), учителем биологии (МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа», Обоянского района)
Тема урока: «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий:
— формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
— уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,
— развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);
— осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Образовательная цель: расширяет базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов Решаемые учебные проблемы: учебно-практическая проблема (по педагогической значимости), требующие усвоения новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения), урочная (по месту возникновения).
Планируемые образовательные результаты: Предметные Метапредметные Личностные
Предметные
1. Изучить виды травм и оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
2. Научиться оказывать первую доврачебную помощь при переломах, ушибах и вывихах суставов.
3. Учиться понимать биологические термины: первая доврачебная помощь, ушиб, закрытый перелом, открытый перелом, растяжение связок, вывих.
Метапредметные
1. Познавательные:
а. научиться ориентироваться в параграфе учебника, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
б. учиться строить высказывания;
в. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
. 2. Коммуникативные:
а. учиться слушать и понимать речь другого человека.
б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в , учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3. Регулятивные:
а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные
1. Осознавать единство и целостность мира.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Личностное самоопределение и смыслообразование.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение. Учащийся должен знать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных. уметь: называть признаки живых организмов, сравнивать объекты живой и неживой природы, анализировать и обобщать теоретический материал, выявлять особенности проявления основных признаков живых организмов, давать определения понятиям: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение.
Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, заводная игрушка, документ камера.
Вид используемых на уроке ИКТ средств: технология презентаций
Выполнили: учитель биологии Тарасова Клавдия Александровна,
Обоянский район
Тема урока: первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов (Учебник «Человек и его здоровье» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, «Дрофа»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: групповая
Цель урока: формирование знаний о видах травм и первой доврачебной помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Задачи:
Изучить виды травм и оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Развивать умения работать с рисунками и схемами
3. Учить умению быстро и чётко излагать свои мысли, логически рассуждать,
4. Отработать практически приемы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
5. Воспитывать чувство сопричастности общему делу, оказывая первую доврачебную помощь при различных типах повреждений опорно-двигательной системы умение работать коллективно.
Результат деятельности учащегося: овладеть новыми понятиями, работать с различными источниками информации: учебник, ЭОР, овладеть практическими умениями оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
Методы обучения: частично – поисковый, словесно — иллюстративный
Оборудование: учебник, мультимедиатехника, таблица
Дидактическая структура (этапы урока) время
Содержание
Метод и формы, технологии
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
Орг. этап
1-2 мин
Приветствие, проверяет готовность учащихся
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Волевая саморегуляция (Р)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Мотивация к учебной деятельности, 3-4 мин
Цель: Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний
Создать условия для включения в учебную деятельность
Выдвижение гипотезы
Фронтальный
Демонстрация простейших шин, перевязочного материала, косынки, пузырь со льдом.
Как вы думаете, для чего я принесла сюда эти предметы?
Подводит к тому, что в ходе урока эта гипотеза будет подтверждена или опровергнута.
Формулировка гипотезы о том, где и как можно применить эти предметы.
Регулятивные УУД:
— определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов,
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
— публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности биологических знаний для их практического применения.
Предметные результаты:
— актуализация и систематизация знаний о строении скелета
Актуализация знаний
4-5 мин
Цель: выяснение уровня знаний о строении скелета
Эвристическая беседа
Фронтальная
Самостоятельная работа
Индивидуальная
Организует работу по обобщению знаний о строении скелета по карточкам и заданию: Закончите предложение
1.Скелет-это….
2.Функции скелета в организме заключаются в …
3.Скелет человека делится..
4.Позвоночник является…
Заполнить схемы на доске (2 человека)
Опорно – двигательный аппарат ( части скелета) (см. стр.27 ПП)
Типы костей и их соединений (см. стр.27 ПП)
Учитель: Какие отделы скелета вы знаете? Показать их на модели скелета.
Игра: “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
(Череп, плечевой пояс, свободная нижняя конечность.)
– Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Слайд 7. (Рис. 1) – Какие особенности человека связаны с прямохождением?
Рис. 1
Слайд 8. (Рис. 2) – Каково строение сустава?
Рис. 2
Кроссворд. Работа по раздаточной карточке.
Рис. 3
Осевой скелет туловища.
Часть позвоночника, создающая опору тазу.
Подвижное соединение костей в скелете.
Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.
Элемент скелета.
Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.
Кости, образующие позвоночник.
Часть грудной клетки.
Опорная структура организма.
Рис. 4
Ответ на вопросы. Приводят примеры.
Взаимопроверка
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р)
Постановка учебной задачи
Какова тема нашего урока?
Какова цель урока?
Формулируют тему, цель урока с помощью учителя.
Регулятивные – целеполагание,
Познавательные – общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.
Объяснение нового материала
17 мин
Цель:
Открытие новых знаний
доврачебная помощь, ушибы и первая помощь, переломы и их виды, первая помощь при переломах, растяжение связок, вывих.
ИКТ (ЭОР),
Групповая
ЭОР. Посмотрите внимательно на слайд. Назовите виды травм Используя учебник, рисунок и схему, заполните таблицу. Задание по группам: 1 группа описывает ушибы, 2-я-переломы, 3-я растяжение связок
Название травмы
Отличительные особенности
Оказание первой помощи
Обучающая практическая работ по наложению пузыря со льдом, шины, повязки и косынки.
Формулируют тему, цель урока с помощью учителя.
Отвечают на поставленный вопрос, заполняют таблицу
Работают с текстом учебника, знакомятся с видами травм и доврачебной помощью . Выбирают материал, который подходит для своей группы
1 группа описывает виды ушибов и оказание первой помощи 2-я – виды переломов и оказание первой помощи , 3-я- растяжение связок
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
— учет разных мнений,
ЛичностныеУУД:
— учебно-познавательный интерес
Предметные результаты:
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, другими источниками информации анализировать, делать выводы;
— развивать речевую культуру
Первичное закрепление и проговаривание в слух
5 мин
Цель: выявление усвоения основных понятий
Эвристическая беседа
Частично — поисковый
Фронтальный
Слайд. .Назовите по внешним признакам виды травм, показанных на рисунках слайда.
2.Соотнесите меры первой медицинской помощи для данных травм:
Вывих Перелом
Наложить шину, наложить жгут, обработать рану, приложить холод, доставить к врачу, сделать массаж.
Отвечают на вопросы.
Обосновывают свои ответы.
Выполнение действий по алгоритму (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Домашнее задание
3 мин
Цель: информация о ДЗ, инструктаж его выполнения
Словесный
Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Параграф 16, подготовить мини –проект по теме « Курьёзы костной ткани»
Извлечение необходимой информации (П)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
5 мин
Цель: организация рефлексии и самооценки учащимися своей деятельности
Тестовый
. Выполните тестовое задание. 1.Что нельзя делать при травмах позвоночника?
а) перевозить пострадавшего в сидячем положении;
б) укладывать лицом вниз на твердую поверхность;
в) переносить пострадавшего вдвоём, не допуская прогиба спины;
г) вызывать скорую помощь. 2.При каких повреждениях опорно-двигательной системы пострадавшему необходимо наложить шину?
а) при переломах костей грудной клетки;
б) при переломе свода черепа;
в) при растяжении связок;
г) при переломах костей конечности.
.
:
3.При растяжениях и вывихах для оказания первой помощи нужно:
а) приложить к поврежденному месту холод, забинтовать сустав;
б) наложить жгут;
в) наложить шину;
г) приложить к поврежденному месту горячий компресс, забинтовать сустав.
4.При переломах костей для оказания первой помощи нужно:
а) наложить жгут;
б) сделать горячий компресс;
в) наложить шину;
г) попытаться вправить сломанную кость.
.
5.При переломе ребра нужно:
а) наложить шину;
б) туго забинтовать грудную клетку;
в) наложить марлевую повязку;
г) наложить жгут.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
Выполняют тест.
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
Регулятивные-Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Учитель: Какие отделы скелета вы знаете? Показать их на модели скелета.
Игра: “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
(Череп, плечевой пояс, свободная нижняя конечность.)
– Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Слайд 7. (Рис. 1) – Какие особенности человека связаны с прямохождением?
Рис. 1
Слайд 8. (Рис. 2) – Каково строение сустава?
Рис. 2
Слайд 10. (Рис. 3) Кроссворд. Работа по раздаточной карточке.
Рис. 3
Осевой скелет туловища.
Часть позвоночника, создающая опору тазу.
Подвижное соединение костей в скелете.
Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.
Элемент скелета.
Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.
Кости, образующие позвоночник.
Часть грудной клетки.
Опорная структура организма.
Слайд 11. (Рис. 4) Ответы к кроссворду
Рис. 4
II. Изучение нового материала
1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенны
Источник