Ушиб головного мозга лечебная физкультура

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация по физической культуре на тему «ЛФК при Черепно-мозговой травме»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

« ЛФК при черепно- мозговой травме» Составил: учитель физической культуры ЛС

Описание слайда:

« ЛФК при черепно- мозговой травме» Составил: учитель физической культуры ЛСОШ №7 Картунова А.И

2 слайд

Что такое Черепно- мозговая травма? Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к

Описание слайда:

Что такое Черепно- мозговая травма? Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к разряду наиболее распространенных повреждений и составляет >40% от общего их числа, летальность при тяжелых травмах черепа и мозга достигает 70-80%.

3 слайд

Причина заболевания Механизм ЧМТ может быть прямым и непрямым. Примером непря

Описание слайда:

Причина заболевания Механизм ЧМТ может быть прямым и непрямым. Примером непрямого механизма может служить черепно-мозговая травма в результа­те падения с высоты на ноги или на таз. При приземлении и остановке движения скелета череп в силу инерции как бы насаживается на позвоночник и может произойти перелом основания черепа. Если этого не случилось, череп останавливается, а мозг, продолжая движение, ударяется о его основание и выстоящие кости

4 слайд

Классификация ЧМТ Закрытая Открытая 1. Сотрясение головного мозга I.Поврежден

Описание слайда:

Классификация ЧМТ Закрытая Открытая 1. Сотрясение головного мозга I.Повреждение мягких тканей головы без признаков травмы головного мозга 2. Ушиб головного мозга (1, 2, 3 степень) 2. Повреждение мягких тканей головы с нарушением функции головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление). 3.Сдавление головного мозга на фоне его ушиба. 3.Повреждения мягких тканей головы, костей свода черепа и головного мозга (ушиб, сдавление) — проникающие и непроникающие. 4.Сдавление головного мозга без сопутствующего ушиба. 4.Перелом основания черепа (ушиб и сдавление). 5. Повреждения костей свода черепа и головного мозга (ушиб, сдавление). 5.Огнестрельные ранения.

5 слайд

Симптомы Общемозговые симптомы. В основе их формирования лежат функциональные

Описание слайда:

Симптомы Общемозговые симптомы. В основе их формирования лежат функциональные (обратимые) изменения в веществе головного мозга. Появляясь вслед за травмой, эти признаки постепенно регрессируют и, в конечном счете, исчезают бесследно. К ним относят: 1. Потеря сознания. Протекает она по стволовому типу и характеризуется тремя формами проявления: а) оглушение — выражается кратковременным нарушением ориентировки с последующей легкой сонливостью. На эту форму расстройства сознания следует обращать особое внимание, поскольку пострадавшие остаются на ногах и не расценивают состояние оглушенности, как потерю сознания; б) сопор — более тяжелая степень нарушения сознания, при которой все же сохраняется реакция на грубые раздражители (боль, громкий крик) в виде координированных защитных движений, открывания глаз; в) кома — прострация с полной утратой восприятия окружающего мира, углубляясь, характеризуется адинамией, атонией, арефлексией, угнетением витальных функции.

6 слайд

2. Потерю памяти (амнезия). Может быть: ретроградной, когда больные не помня

Описание слайда:

2. Потерю памяти (амнезия). Может быть: ретроградной, когда больные не помнят события, непосредственно предшествовавшие травме; антероградной — потеря памяти на события, происшедшие после травмы; антероретроградной — сочетанная форма потери памяти на события до и после травмы. 3.Головная боль. Бывает как разлитой, так и локальный характер боли, распирающий или сжимающий голову. 4.Головокружение. Неустойчивость в позе Ромберга.

7 слайд

5.Тошнота, рвота. В зависимости от вида и характера травмы тошнота может быт

Описание слайда:

5.Тошнота, рвота. В зависимости от вида и характера травмы тошнота может быть кратковременной с одно- или двукратной рвотой и продолжительной с часто повторяющейся рвотой, вплоть до неукротимой. 6.Положительный симптом Манна-Гуревича. Врач просит больного проследить глазами, не поворачивая головы, за каким-либо предметом, находящимся у него в руке, и совершает несколько (3-5) колебательных движений предметом во фронтальной плоскости. Если самочувствие больного ухудшилось, усилились общемозговые и вегетативные проявле­ния, появилась тахикардия, то симптом считается положительным.

8 слайд

7. Вегетативные симптомы. Слабость, шум или звон в ушах, бледность или гипер

Описание слайда:

7. Вегетативные симптомы. Слабость, шум или звон в ушах, бледность или гиперемией кожных покровов, их повышенная влажность или сухость, лабильность пульса и другие вегетативные проявления.

9 слайд

Последствия ЧМТ У пострадавшего на фоне травмы головы могут иметь место: меха

Описание слайда:

Последствия ЧМТ У пострадавшего на фоне травмы головы могут иметь место: механическое нарушение целостности тканей мозга; нарушение динамики ликвора; гемодинамические нарушения; нарушения нейродинамики; образование рубцов и спаек.

10 слайд

Профилактика Всех больных (даже с легкой ЧМТ) следует госпитализировать в свя

Описание слайда:

Профилактика Всех больных (даже с легкой ЧМТ) следует госпитализировать в связи с тем, что, во-первых, за ними необходимо наблюдение в динамике для своевременного диагностирования более тяжелого повреждения мозга или внутричерепной гематомы, которая может развиваться постепенно и клинически появиться после «светлого» промежутка времени. Во-вторых, больные в течение 7-10 дней нуждаются в лечении вегетативных и сосудистых нарушений, сопровождающих сотрясение мозга. Больным с сотрясением мозга в острой фазе назначают строгий постельный режим, краниоцеребральную гипотермию, бромкофеиновую микстуру, введение 40% раствора глюкозы.

11 слайд

Лечение Лечение больных с ушибом головного мозга проводят дифференцированно,

Описание слайда:

Лечение Лечение больных с ушибом головного мозга проводят дифференцированно, учитывая степень тяжести травмы, возраст больного, наличие гипо- или гипертензионного синдрома, стресса и т.д.. Оно направлено на нормализацию нейродинамических процессов урегулирования вегетативной функции, восстановление крово- и ликвороциркуляции мозга, профилактику инфекционных осложнений и т.п. Больным назначают такое же лечение, как и при сотрясении головного мозга.

12 слайд

Лечение в послеоперационном периоде зависит от тяжести повреждения головного

Описание слайда:

Лечение в послеоперационном периоде зависит от тяжести повреждения головного мозга, течения черепно-мозговой травмы. Срок постельного режима и стационарного лечения зависит также от тяжести травмы и может быть от 3 недель до нескольких месяцев. После легкого ушиба мозга работоспособность восстанавливается через 2,5-3 мес.. Больных с последствиями тяжелой черепно-мозговой травмы, как правило, переводят на инвалидность. Они нуждаются в диспансерном наблюдении и периодическом лечении.

13 слайд

ЛФК при черепно-мозговых травмах Система упражнений. Ушиб головного мозга по

Описание слайда:

ЛФК при черепно-мозговых травмах Система упражнений. Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие). При открытых  и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

14 слайд

Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, напра

Описание слайда:

Существует система — целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом В начальном периоде – (первые сутки) — черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.  В раннем периоде ( I ) – (2-5-е сутки) – применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2-3 раза, остальные  по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин. 

15 слайд

В промежуточном периоде ( II ) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения мозговых

Описание слайда:

В промежуточном периоде ( II ) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере – это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы),  нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической – астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

16 слайд

Комплекс упражнений утренней гимнастики.   Как правило, каждая процедура утре

Описание слайда:

Комплекс упражнений утренней гимнастики.   Как правило, каждая процедура утренней гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного  и  заключительного. Вводный раздел, длительностью 10—20% от общего вре­мени занятий, состоит преимущественно из элементар­ных  упражнений  и призван  постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздей­ствие на  организм. Соотношение  общеразвивающих упражнений со специальными  определяется индивиду­ально, в зависимости от стадии патологического про­цесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наиболь­шей. В заключительном разделе (10—20% общего време­ни) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается. 

17 слайд

  1.   Вращение головой. Исходное  положение   (И.  п.) — стоя, руки на пояс

Описание слайда:

  1.   Вращение головой. Исходное  положение   (И.  п.) — стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение головой вправо. То же  в другую сторону. 10—-20— 30 раз. 2.   Повороты головы. И.  п.— стоя, руки  на пояс.  На счет 1—2 — поворот головы вправо; 3—4  — и. п. То же в другую сто­рону. 6—-8—10  раз в каждую сто­рону. 3.   Поднимание плеч. Может  выполняться  с гантелями. И. п.—стоя.  На  счет 1—2—под­нять оба плеча вверх; 3—4 — и. п. 10—20—30   раз. 4.   Отведение локтей назад. И. п.— стоя, руки на пояс. На   счет  1—2—   отвести  локти назад, стараясь соединить их за спи­ной,  вдох; 3—4  — и. п., выдох. 8—12—16   раз.  5.    Соединение рук за спиной. И. п.— стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1—2 — вытянуть  руки вниз за спиной,  отводя  плечи  назад, выдох; 3—4 —  и. п„ вдох. 8—12— 16 раз. 6.   Наклоны тулови­ща  вперед и назад.  И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1 — наклон вперед; 2—и. п.: 3— наклон назад: 4—и.   п. Движения  выполняются медленно и плавно. 10—20—30  раз. 7.   Наклоны тулови­ща в сторону. И. п.— стоя, руки —на  пояс. На  счет 1 —2 — наклон туловища  вправо: 3—4  — и. п.; то же —  в другую сторону.   Упражнение   выполняется  мед­ленно, без рывков. 20—30—40 раз. 8.   Повороты туло­вища. И. п.— стоя. руки — на пояс. На  счет 1—2—поворот    туловища вправо; 3—4 —  и. п.  То  же — в другую сторону.   При выполнении  поворотов ноги остаются   неподвижными,   спина прямая. 10—20—30   раз. 9.   Вращение туло­вища. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—4 —  круговое движение ту­ловища  вправо: 5—8 —  то же — в другую  сторону. Движение  начи­нается от тазобедренных суставов. 8—16—30   раз. 10. Поднимание ног в сторону. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2—  отвести правую ногу в сторону; 3—4 — и. п. То же другой ногой.  Упражнение   выполняется с возможно  большей   амплитудой. 6—10—18   раз.

18 слайд

Дозированная ходьба Подъем по ступенькам с частотой  1ст в секунду. Первая не

Описание слайда:

Дозированная ходьба Подъем по ступенькам с частотой  1ст в секунду. Первая неделя занятий – подъем до 7 этажа 5-6 раза в день. Вторая неделя  – подъем до 8 этажа 5-6 раза в день. И постепенно в таком темпе, в зависимости от состояния повышать нагрузку. 

19 слайд

Заключение Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средс

Описание слайда:

Заключение Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни. Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям. 

Выберите книгу со скидкой:

Ушиб головного мозга лечебная физкультура

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Ушиб головного мозга лечебная физкультура

Курс повышения квалификации

Ушиб головного мозга лечебная физкультура

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Ушиб головного мозга лечебная физкультура

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по физической культуре на тему «ЛФК при Черепно-мозговой травме» содержит в себе краткое описание , причину , профилактику заболевания и лечение.

А так же целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом, восстановление организма после черепно-мозговой травмы с помощью лечебной физической культуры.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-690254

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Методика ЛФК при последствиях травм головного мозга определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом, парезами и параличами), но и общим состоянием и индивидуальными особенностями организма.

Сроки назначения средств ЛФК при открытых и/или закрытых повреждениях головного мозга сугубо индивидуальны. Они зависят от характера, степени, локализации повреждения, а также общего состояния больного, его индивидуальных особенностей.

При всех видах травматических повреждений мозга ЛГ начинают за несколько дней до того, как больному разрешат сесть на постели. После легкого сотрясения мозга ЛФК назначают на 6—10-й день с момента травмы. После сред нетяжелого и тяжелого сотрясения головного мозга, а также после ушиба мозга и травматического кровоизлияния средства ЛФК назначаются при условии установившегося общего удовлетворительного состояния (фаза стабилизации), при отсутствии рвоты, тошноты, головокружения, сильной головной боли (в состоянии покоя, т.е. лежа в постели).

При парезах и параличах, кроме коррекции положением, пассивные движения в суставах пораженной конечности назначают сразу же после выхода больного из тяжелого состояния.

Первый период

В первом периоде (соответствует переходу острого течения заболевания в подострое) применяют дыхательные упражнения (статические и упражнения для мелких суставов и мышц дистальных отделов конечностей. Противопоказаны движения головой, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и др.

В занятия включается не более 5-8 упражнений, выполняемых в медленном темпе, не более 2—4 повторений 1 раз в день с постепенным переходом на двухразовые занятия. При парезах и параличах применяют упражнения в посылке импульсов. Для тренировки и совершенствования координационной деятельности нервной системы в занятия ЛГ включают упражнения, требующие внимания. По мере улучшения общего состояния продолжительность занятий увеличивается, но не за счет увеличения числа повторений, а за счет освоения новых упражнений. Продолжительность занятий к концу периода можно довести до 15—20 мин.

Второй период

Во втором периоде (переход из подострого состояния в хроническое или к выздоровлению) занятия ЛГ проводятся в и.п. лежа и сидя. Включают дыхательные упражнения (статические и динамические) активные движения головой (опускание и поднимание головы вместе с туловищем, повороты головы направо и налево вместе с туловищем, круговые движения). В дальнейшем выполняют движения только головой (по мере адаптации к нагрузке) в и.п. сидя на стуле, в медленном темпе и с минимальной дозировкой. Большое внимание уделяют упражнениям, направленным на восстановление координации и равновесия, постепенно включают упражнения на внимание и точность движений, на тренировку памяти, игровые элементы, упражнения в ходьбе. Ходьбе уделяется большое внимание, так как после травмы одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки.

При парезах и/или параличах упражнения выполняют с помощью методистов, с участием здоровой руки, с применением аппаратов и приспособлений. Важно обучить больного самостоятельному расслаблению пораженных мышц (при их спастическом состоянии). Кроме того, больные должны самостоятельно выполнять рекомендованные физические упражнения перед тренировкой в ходьбе.

Третий период

В третьем периоде (период клинического выздоровления) в задачи ЛФК входят тренировка функций пострадавшего органа и всего организма в целом, а при невозможности полного восстановления — компенсация нарушенных функций к окружающей среде (тренирующий режим). В занятия включают упражнения с гимнастическими предметами, элементы различных видов спорта, а также упражнения на координацию движений и равновесие, причем обращают внимание на точность их выполнения.

В.А. Епифанов

Опубликовал Константин Моканов

Источник