Ушиб стопы при дтп

Что делать при сильном ушибе ноги? Этот вид травм относится к довольно опасным и требует медицинского вмешательства. Поэтому сразу после происшествия необходимо правильно оказать пострадавшему первую помощь и отправить его в больницу. Это снизит риск развития осложнений и поможет возобновить трудоспособность в кратчайшие сроки.Ушиб стопы при дтп

Разновидности травм

Классификация травм ноги (МКБ 10 S70—99) осуществляется на основании локализации повреждений. Расположение ушиба влияет на перечень развивающихся симптомов и тактику проведения лечения.

Ушиб стопы

Сильный ушиб ноги в области стопы может случиться у любого активного человека. Часто подобные травмы диагностируют после падения на конечность тяжелого предмета.

Ушиб стопы особенно опасен, если повреждение локализовано в районе пятки. В таком случае пострадавшего ждет более длительное восстановление.

В области стопы находится много сухожилий, мелких косточек, нервных окончаний, сосудов. Все они способны повредиться, что опасно нарушением двигательной функции. Поэтому после получения подобной травмы человек должен обязательно посетить травматолога.

Травматизация голени

Боль объясняется тем, что по передней части голени проходят крупные нервные волокна. Надкостница размещается довольно близко к поверхности кожного покрова. Поэтому воздействие даже незначительного повреждающего фактора приводит к развитию интенсивной боли.

Сильная травма в области голени может сопровождаться болевым шоком и потерей сознания.Ушиб стопы при дтп

Ушиб мягких тканей

На нижних конечностях человека размещаются довольно объемные мышцы — икроножная и четырехглавая бедра. Сильные удары приводят к разрыву сосудов и развитию кровоизлияний в ткани. При повреждении только мелких капилляров прогноз благоприятный, восстановление происходит быстро.

Самую большую опасность представляют травмы, которые сопровождаются разрывом крупных сосудов.

Они случаются после сильных ударов или при длительном сдавливании. В результате наблюдается некроз мышечной ткани и тромбоз сосудов. При получении подобных ушибов пациента ждет длительное лечение и борьба с возможными осложнениями.

Классификация на основании степени тяжести

В медицинской литературе присутствует разделение ушибов в зависимости от тяжести:

  • Легкие. Повреждения локализуются исключительно в области кожи. В этом случае выявляют ссадины и царапины. Подобные ушибы следует лечить в домашних условиях. Все неприятные симптомы при правильной терапии обычно проходят в течение нескольких дней.
  • 2-я степень. Характеризуется появлением отека, что объясняется разрывом мышечных волокон. Развивается гематома, пострадавший жалуется на острую боль.
  • 3-я степень. Наблюдается повреждение сухожилий и связок.
  • 4-я степень. Сопровождается существенным нарушением функций опорно-двигательного аппарата, что объясняется сильным воздействием травмирующего фактора.

Диагностика

После выявления травмы пострадавшему необходимо обратиться в больницу, чтобы врач оценил тяжесть повреждений. Очень важно определить, травмированы ли кости, суставы, сухожилия, что требует более тщательного лечения. Чтобы установить тяжесть полученного ушиба, врач обращает внимание на такие факторы:

  • интенсивность болевого синдрома;
  • характер изменения цвета кожи;
  • наличие и степень развития отека;
  • состояние суставов в поврежденном участке ноги;
  • изменение температуры эпидермиса.

Чтобы точно выяснить характер травмы, выполняют рентгенологическое исследование. С его помощью врач сможет определить даже незначительные повреждения костей и сухожилий, которые могли быть упущены во время проведения визуального осмотра.

Симптомы

Появление шишки на ноге после ушиба — не единственное проявление травмы. В большинстве случаев она сопровождается следующими признаками:

  • Боль. При ушибе любой степени всегда возникает болевой синдром. Его выраженность зависит от выявленных повреждений. Особенно сильно будет болеть передняя часть голени. Это объясняется тем, что в случае ее травмирования часто повреждается кость и надкостница. Пострадавший может даже потерять сознание от боли. При ушибе неприятные ощущения постепенно утихают — этим он отличается от перелома.Ушиб стопы при дтп
  • Покраснение. Возникает как признак воспаления в ответ на повреждение тканей. Сразу после получения травмы может наблюдаться противоположная реакция. Развивается спазм сосудов, что приводит к побледнению кожи. Покраснение наступает немного позже. Вместе с этим симптомом возникает другой признак — поверхность кожи становится теплее.
  • Гематома. При повреждении сосудов происходит кровоизлияние в ткани, что приводит к образованию синяков. Особенностью гематомы является то, что она постепенно изменяет свой цвет. Небольшие кровоизлияния не представляют серьезной опасности для человека, поскольку довольно быстро рассасываются. Сильные ушибы сопровождаются разрывом крупных сосудов. В таком случае кровоизлияния наблюдаются в области мышц, суставов. Подобные гематомы опасны тем, что могут быть упущены во время диагностики, что приводит к выбору неправильной тактики терапии.
  • Отек. По степени развития припухлости судят о тяжести ушиба. При незначительном травмировании отек практически не выражен. При сильном повреждении мышц, сухожилий ткани способны опухать значительно. По динамике снижения отечности врач может судить об эффективности проводимого лечения.
  • Нарушение двигательной функции. При легких ушибах человек может лишь немного хромать. При сильном травмировании пострадавший не способен даже ступить на ногу.

Первая помощь

После получения ушиба очень важно правильно оказать пострадавшему первую помощь. Она заключается в следующем:

  • Человек, получивший травму, должен успокоиться и прилечь. Проблемную ногу следует положить на подушку и предупредить любые нагрузки, способные усугубить ситуацию.
  • Если кожный покров выглядит неудовлетворительно, присутствуют ссадины, порезы, раны, необходимо выполнить антисептическую обработку. Для этого используют перекись водорода, Хлоргексидин.Ушиб стопы при дтп
  • При развитии отека для его уменьшения на ногу разрешается наложить легкую сдавливающую повязку.
  • Для предупреждения сильного воспаления к травмированной области прикладывают холодный компресс. Для этого можно использовать пакет со льдом, бутылку с водой. Компресс можно держать не больше 15 минут. Лед лучше всего прикладывать через любую ткань, что позволит предупредить обморожение. Подобные манипуляции следует повторять довольно часто — каждые полчаса.
  • При развитии выраженной боли разрешается принять любое болеутоляющее (Анальгин, Ибупрофен).

После получения травмы необходимо обратиться к врачу, который оценит степень повреждений и назначит соответствующее лечение.

Применение медикаментов

Вылечивать ушибы и их негативные последствия можно при помощи лекарственных средств, которые должен назначить врач с учетом развивающейся клинической картины. Чаще всего применяют следующие препараты:

  • Обезболивающие средства. При сильных ушибах болевые ощущения могут наблюдаться довольно долгое время. Для облегчения состояния пострадавших врач назначает одно из средств — Парацетамол, Солпадеин, Кетанов, Найз. Дозировку и схему приема препаратов определяют с учетом тяжести состояния пострадавшего.Ушиб стопы при дтп
  • Наружные средства от ушибов в виде мазей, гелей, кремов. Способны снимать боль, уменьшают воспаление и отечность тканей. После применения ускоряется процесс заживления повреждений, предупреждается развитие тромбов и вторичных инфекций. Самые популярные препараты из этой группы — Индовазин, Арнигель, Гепариновая мазь, Ортофен, Быструмгель.
  • Средства для уменьшения отечности. Лечить уплотнения и отеки можно при помощи компрессов с Меновазином, Димексидом.

Применение рецептов народной медицины

Для устранения негативных последствий ушибов можно использовать некоторые народные средства:

  • Солевой компресс. Готовят раствор из расчета 50—60 г соли на 1 л воды. В полученной жидкости смачивают кусок марли, прикладывают к проблемному участку и обматывают тканью. Примочку лучше всего делать на ночь.
  • Капустный компресс. Берут лист капусты, немного отбивают, чтобы выделился сок. Прикладывают к месту ушиба и держат на протяжении всей ночи.
  • Применение картофеля. Сырой овощ натирают на терке, перекладывают на марлю и используют в качестве компресса на проблемную область. Рекомендуемое время воздействия — 30 минут.
  • Спиртовой компресс. Используют обычную водку, в которой смачивают кусок марли. Примочку обматывают целлофаном и мягкой тканью. Время воздействия — 15—25 минут.
  • В одинаковых пропорциях смешивают измельченный чеснок и уксус. Полученной массой следует мазать проблемный участок тела по несколько раз на день.
  • Используют свежие листья алоэ, которые следует измельчить и отжать сок. В нем смачивают кусочек марли и прикладывают в виде компресса.Ушиб стопы при дтп

Сколько проходит ушиб

Заживление может проходить по-разному. Это зависит от многих факторов:

  • Тяжесть полученной травмы. Чем объемнее повреждения на теле человека, тем больше нужно времени для полного восстановления.
  • Вид ушиба. Этот тип травм сопровождается кровоизлияниями в разных областях кожи и тканей. Чем глубже гематома, чем больше ее объем, тем дольше будут возобновляться двигательные функции.
  • Локализация. Травмы мягких тканей могут заживать быстрее, чем аналогичные повреждения в передней части голени.
  • Индивидуальные особенности организма. У каждого человека скорость заживления тканей разная, что зависит от особенностей обменных процессов, образа жизни.
  • Возраст пострадавшего. Чем старше человек, тем ему нужно больше времени для восстановления после травмы.
  • Правильно оказанная первая помощь и проведенное лечение.
  • Присутствие осложнений. Если ушиб будет сопровождаться отслоением надкостницы, некрозом кожи, повреждением сухожилий, такая травма потребует много времени для выполнения успешного лечения.

Заживление легких ушибов происходит в течение 10—15 дней, а для восстановления после серьезных травм может понадобиться несколько месяцев.

Чего нельзя делать

Чтобы предупредить осложнения, при ушибе нижней конечности запрещено делать следующее:

  • Сразу после получения травмы прикладывать к ноге согревающие компрессы. Это только увеличит отечность и воспаление.
  • Подвергать травмированную ногу интенсивным физическим нагрузкам до восстановления целостности тканей и устранения воспаления.
  • Отказываться от медицинской помощи и заниматься самолечением. Особенно это касается ситуаций, когда через 1—2 дня после применяемой терапии не наблюдается положительной динамики.
  • Пренебрегать рекомендациями врачей на любой стадии лечения.

Ушиб ноги может доставлять человеку много беспокойства и стать причиной ограничения двигательной функции на долгое время. Поэтому после получения травмы необходимо обратиться к врачу за помощью и соблюдать все его рекомендации.

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник