Ушибы суставов лфк методика

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

1 Понятие лечебной 
физкультуры……………………………………………….4

2 Общая характеристика 
ушибов…………………………………………………5

3 Методика применения 
лечебной физкультуры при ушибах…………………7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной
литературы……………………………………………11

Введение

Здоровье дарит 
человеку счастье и возможность 
активно трудиться долгие годы. Болезнь 
же лишает жизнь радости, приносит много 
горя и страданий не только больным, но
и их близким. Применение средств физической
культуры с лечебной и профилактической
целью широко используется при комплексном
лечении не только в больницах, поликлиниках,
санаториях, но и в индивидуальном порядке.

Правильное 
применение лечебной физической
культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление,
способствует восстановлению нарушенной
трудоспособности и возвращению к нормальной
жизнедеятельности.

В наше время, благодаря 
достижениям медицины, появилась 
возможность полного или частичного восстановления двигательной
активности после перенесения травм. Особую
роль в восстановлении двигательных функций
организма играет лечебная физкультура
и массаж при травмах опорно-двигательного
аппарата.

Цель исследования:
Лечебная физкультура при ушибах.

Задачи исследования:

-определить 
понятие лечебной физкультуры;

-дать общую 
характеристику ушибов;

-рассмотреть 
методику применения лечебной 
физкультуры при ушибах.

1 Понятие лечебной
физкультуры

 Лечебная физкультура –
это физические упражнения, т.е. мышечные
движения, являющиеся мощным биологическим
стимулятором жизненных функций человека.
Упражнения разделяются на гимнастические,
спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание
и др.), подвижные и спортивные игры. Кроме
того, в ЛФК применяют упражнения трудового
характера (трудотерапию), а использование
естественных факторов природы – солнца,
воздуха и воды повышает эффективность
физических упражнений и способствует
закаливанию организма. Лечебная гимнастика
– основная форма ЛФК. Упражнения лечебной
гимнастики делят на две группы: для костно-мышечной
и дыхательной систем1.

Костно-мышечные подразделяются
по локализации воздействия, или 
анатомическому принципу – для мелких,
средних и крупных мышечных групп;
по степени активности больного — активные
и пассивные. Пассивными называют упражнения
для поврежденной конечности, выполняемые
с помощью здоровой конечности, или при
содействии методиста, инструктора ЛФК.
Активными — упражнения, выполняемые полностью
самими больными. Упражнения, выполняемые
на специальных аппаратах, с так называемым
отягощением, называют механотерапией.
Дыхательные упражнения, применяемые
в лечебной гимнастике с целью улучшения
функций внешнего дыхания, делятся на
два вида: статические, выполняемые без
движения рук и мышц плечевого пояса, и
динамические, когда фазы дыхания сочетаются
с движениями рук, плечевого пояса и корпуса.
Значительное место в ЛФК занимают физические
упражнения в воде (ванне, бассейне, открытом
водоеме).

Упражнения в воде облегчаются 
механическим и термическим влиянием
водной среды, вследствие чего многие
движения, делать которые в обычных условиях
трудно, выполняются в воде без особых
усилий или свободно за счет облегчения
в воде собственного веса и уменьшение
болей или спастических явлений в мышцах.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики
является корригирующая гимнастика; она
проводится с целью исправления некоторых
дефектов опорно-двигательного аппарата
и лечения их начальных форм: нарушение
осанки, искривление позвоночника, плоскостопия.
Корригирующая гимнастика с наибольшим
успехом применяется в период роста организма.
ЛФК использует весь арсенал средств,
накопленных физкультурой для лечения
и профилактики огромного числа болезней,
с учетом специально методически разработанных
и подобранных комплексов упражнений2.

2 Общая 
характеристика ушибов

Ушиб — это закрытое повреждение 
тканей и органов без существенного 
нарушения их структуры, при которых 
сохраняется целостность наружных
покровов. Это самый распространенный
вид травм. К ушибам может привести,
например, падение при гололедице, или
сильный удар, если он нанесен тупым предметом
и нет значительного повреждения кожных
покровов. Целостность верхних слоев кожи
при ушибе не нарушается, но на месте удара
быстро появляются припухлость и гематома
(синяк), ощущается боль3.

При значительном ушибе возможны
разрывы кровеносных сосудов, мышц,
нервов.

Различают ушибы мягких тканей,
надкостницы, суставов, ушибы шеи, спины,
позвоночника, грудной клетки, головы.
При ушибе сустава (например, коленного)
через несколько часов после травмы
его объем увеличивается, нарушается функция,
усиливается боль (особенно при движениях).
Нога в этом случае слегка согнута, ее
разгибание резко болезненно. Отличием
ушиба сустава от вывиха является сохранение
движений в нем.

При ушибах головы может отмечаться
лишь незначительная припухлость («шишка»),
которая не причиняет много хлопот. Однако,
если травма сопровождалась потерей сознания,
слабостью, тошнотой, рвотой и т.п., то это
может быть признаком более серьезной
травмы — сотрясения или даже ушиба головного
мозга.

При ушибах шеи, кроме повреждения 
мягких тканей, может вторично нарушаться
кровоток в проходящих здесь сосудах,
что нарушает кровоснабжение головного 
мозга.

При ушибах спины (позвоночника)
может нарушаться кровообращение спинного
мозга (отмечается снижение чувствительности
в конечностях, функции мышц и т.п.).

При ушибах грудной клетки
могут отмечаться только местные 
изменения в поверхностных мягких
тканях, но при сильном ударе, например,
в результате падения, может нарушаться
дыхание, при ударах в область сердца возможна
его остановка. Ушиб живота иногда сопровождается
повреждением внутренних органов (например,
разрыв печени, селезенки, сопровождающиеся
внутренним кровотечением)4.

Очень важно в первые часы
после ушиба понять, не пострадали ли кости,
суставы и внутренние органы, нет ли переломов,
поэтому лучше обратится к врачу-травматологу.
Сразу после травмы рекомендуется наложить
давящую повязку на место ушиба и создать
покой, например, при ушибе руки ее покой
можно обеспечить с помощью косыночной
повязки.

Если на месте ушиба есть ссадины или царапины,
необходимо сначала использовать дезинфицирующие
средства. При ушибах ноги ей придают возвышенное
положение, в течение нескольких дней
соблюдают щадящий режим нагрузки, а затем,
по мере уменьшения боли и отека, постепенно
его расширяют. Ни в коем случае нельзя
распаривать ногу или руку — это может
усугубить травму. В первые сутки ушибы
лечат исключительно холодом, его воздействие
вызывает сужение сосудов, благодаря чему
прекращается кровотечение, а кроме того,
оказывается обезболивающее воздействие.

3 Методика применения
лечебной физкультуры при ушибах

Задачей лечебной
физкультуры при ушибах является
усиление обмена веществ, крово и 
лимфообращения в зоне ушиба. Также 
ЛФК способствует рассасыванию
гематом и восстановлению функций повреждённого
отдела. 

Читайте также:  Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при ушибах

 Занятия 
по лечебной физкультуре начинают 
проводить через 5-7 дней после 
травмы. Упражнения выполняют сидя 
или лёжа, постепенно увеличивая 
нагрузку: амплитуду и темп движений, количество повторов. Сильные
нагрузки запрещены. Через 2-3 недели можно
приступать к занятиям на тренажёрах.

Выполняют лишь
те физические упражнения, которые 
не вызывают боли, причем обязательно 
в медленном темпе.

В I периоде используют
преимущественно общеукрепляющие упражнения
с целью тонизирующего воздействия на
организм, профилактики различных осложнений
со стороны сердечно-сосудистой системы,
дыхательного, пищеварительного, мочеполового
аппарата. Улучшение кровоснабжения в
поврежденной зоне обеспечивается активными
движениями в суставах вокруг повреждения.

Во II периоде 
используют активные сокращения мышц
в зоне повреждения. Движения должны
быть многократными, разнообразными, но
плавными и медленными.

В III периоде 
в суставах поврежденного сегмента
движения выполняют с постепенно
возрастающей амплитудой. Продолжают
упражнения для укрепления мышц в зоне
повреждения с движениями по всем осям
вращения суставов5.

При ушибах, сопровождающихся
сильной болезненностью, в первые
дни используют общеразвивающие упражнения и движения здоровой
конечностью. По мере уменьшения болей
включают медленные активные движения
с участием поврежденных мышц.

Постепенно 
присоединяют упражнения на растягивание.
Всегда особое внимание уделяют профилактике
и борьбе с гипотрофией мышц путем назначения активных
упражнений на сопротивление, изометрической
гимнастикой пораженных мышц (напряжение
4-8 с., пауза 8-16 с.) по 6-12 повторений 3-4 раза
в день.

В случае замедления восстановления
силы и способности мышц к напряжению
лечебная физкультура должна применяться
длительно и систематически.

Массаж при 
ушибах — одно из важных и эффективных
лечебных средств. Воздействие массажа
ведет к понижению общей болезненности
травмированной области, улучшению обмена
веществ, активизации мышечных сокращений,
предотвращению возможной и ликвидации
наступившей атрофии мышц, ускоренному
рассасыванию отеков, инфильтратов и кровоизлияний.

Раннее начало
сеансов массажа способствует уменьшению
болевых ощущений и быстрому восстановлению.
При травме мягких тканей, если нет разрыва больших
сосудов и значительных разрывов мышц,
к массажу следует приступить на первый-второй
день после травмы.

С первых дней после 
повреждения назначают массаж мышц
выше и ниже места ушиба, применяя
в основном приемы разминания, и 
массаж рефлексогенных зон (поясничной
или шейно-грудной). С 4-5-й процедуры поглаживают
и место ушиба. При уменьшении болей и
отека включают приемы разминания и вибрации.
Продолжительность процедуры – от 10 до
20 минут. Курс – 15-20 процедур6.

Заключение

Эффективность
лечебной физкультуры проверена 
веками. Врачи Древней Греции Гиппократ, Акслепиад
и другие — считали физические упражнения
обязательным важным компонентом любого
лечения. Древнеримский врач Клавдий Гамен
рекомендовал больным не только гимнастические
упражнения, но и греблю, верховую езду,
охоту, собирание плодов, прогулки, массаж.
Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина
(Авиценна) в «Каноне врачебной науки»
широко пропагандировал физические упражнения
как важный элемент лечебной и профилактической
медицины.

Выдающиеся 
русские ученые-медики М.Я Мудров,
Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Ф. Лафарг постоянно 
подчеркивали важное значение гимнастики,
двигательного режима, массажа, закаливания 
и трудовой терапии. С ХХ века лечебная физкультура получила дальнейшее
развитие и стала наукой. На основе современных
физиологических и клинических концепций
разработаны теоретические основы и определены
методические положения их использования.
Обоснованы и применяются различные частные
методики ЛФК при многочисленных заболеваниях
и травмах, а также в качестве профилактических
упражнений для предупреждения заболеваний
и продления жизнедеятельности человека.

Повреждения мягких
тканей многообразны и имеют особенности 
в зависимости от происхождения, характера, локализации,
протяженности. В соответствии с ними
в каждом отдельном случае подбирают методы
лечения, в том числе и средства лечебной
физкультуры.

Список 
использованной литературы:

  1. Восстановительные методы лечения: Н. А. Федоренко — Москва, Эксмо, 2008 г.- 688 с.
  2. Консервативное лечение травм у спортсменов: Под редакцией Томаса С. Хайда, Мэрианн С. Генгенбах — Москва, Медицина, 2005 г.- 776 с.
  3. Лечебная физическая культура в детском возрасте: А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур — Москва, Речь, 2007 г.- 472 с.
  4. Лечебная физическая культура: Под редакцией В. А. Епифанова — Москва, Медицина, 2004 г.- 592 с.
  5. Лечебная физкультура: И. А. Калюжнова, О. В. Перепелова — Москва, Феникс, 2010 г.- 352 с.
  6. Лечебный массаж: В. И. Дубровский, А. В. Дубровская — Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2004 г.- 514 с.
  7. Реабилитация в травматологии: В. А. Епифанов, А. В. Епифанов — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.- 336 с.
  8. https://nmedik.org/ — ЛФК и массаж при повреждениях связок суставов, вывихах, ушибах

1 Лечебная физкультура: И. А. Калюжнова,
О. В. Перепелова — Москва, Феникс, 2010 г.-
С. 7

Источник

Заболевания костно-мышечной системы разделяют на:

1. воспалительные;

2. дегенеративные (невоспалительные);

3. травматические

4. опухолевые.

Повреждения суставов подразделяются на ушибы, внутри­суставные переломы и вывихи. Переломы и вывихи в суставах относятся к довольно тяжелым повреждениям, вследствие ко­торых развиваются серьезные функциональные нарушения, резко ограничивающие бытовые возможности пострадавшего, наруша­ющие трудоспособность, а иногда приводящие к инвалидности, особенно спортивной. По статистическим данным, внутрису­ставные переломы в 9% случаев приводят к инвалидности.

Ушибы. В значительной степени повреждаются лучезапястный, локтевой, голеностопный и коленный суставы. При ушибах суставов (особенно коленного) нередко наблюдаются кровотечения внутрь сустава из разорвавшихся сосудов синовиальной оболочки. В случае увеличения количества жидкости в суставе показаны пункция и наложение гипсовой лонгеты.

В комплексное лечение входят массаж, ЛГ (основной метод лечения), внутрисуставное введение артепарона с 20%-м раствором глюкозы, физиотерапия, гидрокинезотерапия. ЛГ выполняется лежа и сидя, с постепенным увеличением амплитуды движений в суставе, темпа и количества повторений. Исключаются большие нагрузки на сустав (приседания, прыжки). Спустя 2–3 недели подключают упражнения на тренажерах в сочетании с криомассажем.

Читайте также:  Таблетки от ушибов и гематом

Внутрисуставные переломы подразделяются на: переломы с сохранением конгруэнтности суставных поверхностей; переломы с нарушением конгруэнтности суставных поверхностей, оскольчатые переломы, переломы-вывихи. Симптомы внутрисуставных переломов: резкая боль, нарушение функции и деформация конечности (изменение формы, положения, длины). Лечение основывается на трех принципах: сопоставление отломков, удержание их в правильном положении до полной консолидации (срастании) и восстановление функций конечности. Методы лечения такие же, как при других переломах (консервативно или оперативно).

Вывихи – смещение суставных концов, подразделяются на: полный вывих (обширное повреждение капсулы сустава, сухожилий, связок и мышц) и подвывих (частичное разобщение суставных поверхностей). Симптомы вывихов: деформация сустава (определяется визуально и пальпаторно), боль при попытке движения, нарушение функции сустава.

При повреждениях суставов лечебная физическая культура подразделяется на три периода: иммобилизационный, функциональный и тренировочный.

Иммобилизационный период начинается с момента наложения гипса до образования костной мозоли (при переломах) или срастания капсулы, связочного аппарата др. (при вывихах). Задачи этого периода: 1) ускорить рассасывание кровоизлияния и отека; 2) улучшить крово-лимфообращение и обмен веществ в пораженном сегменте; 3) способствовать образованию костной мозоли и заживлению мягких тканей; 4) предупредить спаечный процесс, атрофию мышц и тугоподвижность в суставах.

ЛФК применяют с первых дней после травмы. Рекомендуются активные и пассивные движения в суставах здоровой конечности и в неиммобилизированных суставах поврежденной, дыхательные и идеомоторные упражнения, изометрические (статические) упражнения сначала здоровой, а затем больной конечностью.

Функциональный период длится с момента снятия иммобилизации до частичного восстановления функции. Задачи: 1) завершение регенерации поврежденной области; 2) уменьшение атрофии мышц и тугоподвижности в суставе; 3) увеличение силы мышц; 4) восстановление функции поврежденной конечности. ЛФК: общеразвивающие упражнения; специальные упражнения для поврежденного сегмента, сначала – в облегченных условиях (с помощью, на гладкой поверхности и в воде), затем – постепенно расширяются (большая амплитуда движения, с сопротивление, с постепенно увеличивающимися грузами); пассивные, активные и активно-пассивные движения. Длительность занятий 1,5–2 часа 2–3 раза в день.

Тренировочный период начинается с момента восстановления (но не полного) функции поврежденного сегмента. Задачи данного периода: 1) окончательно восстановить функции поврежденного сегмента и всего организма в целом; 2) адаптировать больного к бытовым и производственным нагрузкам; 3) в случае невозможности полного восстановления функции сформировать необходимые компенсации. ЛФК: общеразвивающие упражнения, специальные упражнения: для увеличения объема и силы мышц в зоне повреждения, для восстановления двигательных действий (бытовых, производственных), для нормализации ходьбы (при повреждениях нижних конечностей).

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè òðàâìàõ ìÿãêèõ òêàíåé

Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ìîãóò áûòü çàêðûòûìè (óøèáû, íàäðûâû, ðàçðûâû êëåò÷àòêè, ôàñöèé, ìûøö, ñóõîæèëèé, ñóñòàâíûõ ñóìîê, ðàçäàâëèâàíèå ìÿãêèõ òêàíåé) è îòêðûòûìè (ðàíû). Òêàíè ïðîïèòàíû êðîâüþ, èçëèâøåéñÿ èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ, îáðàçóþòñÿ ãåìàòîìû. Âîçíèêàåò áîëü, îòåê, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè è ñëèçèñòûõ, íàðóøàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ è, âîçìîæíî, ÷óâñòâèòåëüíàÿ ôóíêöèè. Òðàâìèðóþòñÿ îêðóæàþùèå òêàíè, íåðâíûå ñòâîëû, ñîñóäû. Ðåàáèëèòàöèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè, îïåðàòèâíîãî èëè êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ. Èñïîëüçóþòñÿ òåïëîâûå ïðîöåäóðû, ËÔÊ, ìàññàæ. Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿòñÿ â òðè ïåðèîäà.

 ïåðâîì ïåðèîäå ïðèìåíÿþòñÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé è ñòèìóëÿöèè çàæèâëåíèÿ.

Âî âòîðîì ïåðèîäå äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè âûïîëíÿþòñÿ àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö â çîíå ïîâðåæäåíèÿ, íî äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ìåäëåííûìè ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì. Ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ îñâîáîæäàåòñÿ îò ïîâÿçêè.

 òðåòüåì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé è òðóäîñïîñîáíîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ àìïëèòóäà äâèæåíèé è òåìï. Äëÿ óìåíüøåíèÿ ðóáöîâ ïðèìåíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå (íåáîëüøàÿ áîëü äîïóñòèìà) è íà óêðåïëåíèå ìûøö â çîíå òðàâìû. Äîïóñòèìû óïðàæíåíèÿ ïî âñåì îñÿì ñóñòàâîâ. Ïðè êîíòðàêòóðàõ øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì, ãèìíàñòèêà â âîäå.

Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíûõ ñðåäñòâ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îí íàçíà÷àåòñÿ ïðè óøèáàõ ñ êðîâîèçëèÿíèåì, ðàñòÿæåíèè ìûøö, ñâÿçîê è ñóõîæèëèé, ïåðåëîìàõ, âûâèõàõ è ò. ä. Ìàññàæ ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü. Áëàãîäàðÿ íåìó ñïàäàåò îòåê, ðàññàñûâàåòñÿ êðîâîèçëèÿíèå, óêðåïëÿþòñÿ ìûøöû, âîññòàíàâëèâàþòñÿ ôóíêöèè ñóñòàâîâ è ìûøö, áûñòðåå îáðàçóåòñÿ êîñòíàÿ ìîçîëü è ò. ä.

Ìàññàæ ïðè óøèáàõ ïîìîãàåò îáåçáîëèòü òðàâìèðîâàííûé ó÷àñòîê, óëó÷øèòü îáìåí âåùåñòâ. Áëàãîäàðÿ åìó ïðîèñõîäèò áîëåå èíòåíñèâíîå ñîêðàùåíèå ìûøö, ÷òî ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ èõ àòðîôèè, ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ, îòåêîâ è êðîâîèçëèÿíèé. Ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ñî 2-ãî èëè 3-ãî äíÿ ïîñëå óøèáà, åñëè íåò òðîìáîçà âåí, ðàçðûâîâ êðóïíûõ ñîñóäîâ è ìûøö.

Åñëè èìåþòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ìûøö, òî ìàññàæ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äâà ïðèåìà:

• ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ – ìàññàæ íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëàãàþòñÿ âûøå òðàâìû. Ìàññàæíûå ïðèåìû â ýòîì ñëó÷àå ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ îòñàñûâàíèÿ âåíîçíîé êðîâè, ëèìôû îò ìåñòà òðàâìû áåç ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ íèì. Ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ ìîæíî ïðîâîäèòü óæå ñïóñòÿ 7–8 ÷ ïîñëå óøèáà. Ïðè âûïîëíåíèè ïðèåìîâ íóæíî ó÷èòûâàòü õàðàêòåð ïîâðåæäåíèÿ è áîëåâûå îùóùåíèÿ ïàöèåíòà. Ñëåäóåò ïðîâåñòè 4–6 ñåàíñîâ òàêîãî ìàññàæà.

Читайте также:  Мазь при ушибах на лбу

• îñíîâíîé ìàññàæ – ìàññàæ ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ ÷åðåäóåòñÿ ñ ñåàíñàìè ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà. Íàïðèìåð, ïðè òðàâìå èêðîíîæíîé ìûøöû îñíîâíûìè ïðèåìàìè áóäóò: ïîãëàæèâàíèå (ïîïåðåìåííîå, ñïèðàëåâèäíîå); êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êëþâîâèäíîå êèñòüþ ê ñåáå – íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå); âñòðÿõèâàíèå; ñïèðàëåâèäíîå ïîãëàæèâàíèå; ðàçìèíàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ïðîäîëüíîå, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ êàê îäíîé, òàê è îáåèõ ðóê, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå äâóìÿ ðóêàìè); âûæèìàíèå; ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëèöåâîé ÷àñòüþ êèñòè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà, íóæíî äåëàòü ìàññàæ íå òîëüêî íà ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íî è íà ñèììåòðè÷íî ðàñïîëîæåííîé ÷àñòè çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 12–16 ñåàíñîâ ìàññàæà.

Ìàññàæ ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ïîìîãàåò ñíèçèòü áîëü, óëó÷øèòü êðîâî– è ëèìôîòîê â ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñóñòàâà. Ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû òîëüêî ÷åðåç 24 ÷ ïîñëå ïîëó÷åíèÿ òðàâìû. Ïåðåä ìàññàæåì ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðîãðåâàíèå. Äåëàòü ìàññàæ íóæíî íå ïðè÷èíÿÿ ïàöèåíòó áîëü, ïîòîìó ÷òî ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óõóäøåíèþ åãî ñîñòîÿíèÿ. Ïåðåä ìàññàæåì ïîâðåæäåííîé îáëàñòè ñëåäóåò ïðîâåñòè ìàññàæ âûøåðàñïîëîæåííûõ ó÷àñòêîâ. Òàê, ïðè òðàâìå ñóìî÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà íåîáõîäèìî ìàññèðîâàòü ãîëåíü, ïðè ðàñòÿæåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà – áåäðî, ïðè ïîâðåæäåíèè ëó÷åçàïÿñòíîãî ñóñòàâà – ïðåäïëå÷üå è ò. ä. Êàê è ïðè óøèáàõ, ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê ñóñòàâîâ íóæíî ñíà÷àëà ïðîâîäèòü ïîäãîòîâèòåëüíûé ìàññàæ (1–2 ðàçà â äåíü ïî 5—10 ìèí), à çàòåì îñíîâíîé (ìàññàæ òðàâìèðîâàííîãî ó÷àñòêà). Âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî óâåëè÷èòü äî 15 ìèí.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ñëåäóåò ïðîâåñòè ïîäãîòîâèòåëüíûé ñåàíñ ìàññàæà íà ðàññëàáëåííîé ïåðåäíåáåðöîâîé ìûøöå ñëåäóþùèìè ïðèåìàìè: ïðÿìîëèíåéíîå ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå âûæèìàíèå ëîêòåâîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî ïîâòîðèòü 4–5 ðàç. Åñëè ìàññèðóåìûé èñïûòûâàåò áîëè â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, òî ïðèåìû íóæíî âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Ïîñëå ïîäãîòîâèòåëüíîãî ìàññàæà ñëåäóåò ïðîâåñòè îñíîâíîé ìàññàæ: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå (íàïðàâëåíû âíèç, âäîëü ãîëåíîñòîïíîé ùåëè); ïîãëàæèâàíèå, êëþâîâèäíîå ðàñòèðàíèå ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé, ïîãëàæèâàíèå ãîëåíè, âûæèìàíèå íà ãîëåíè, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, ðàñòèðàíèå íà ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå: «ùèïöû» ïðÿìîëèíåéíûå; «ùèïöû» ñïèðàëåâèäíûå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Âñå ïðèåìû íåîáõîäèìî âûïîëíèòü 3–4 ðàçà, ïðè ýòîì íå ïðè÷èíÿÿ ìàññèðóåìîìó áîëü.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïåðåä âûïîëíåíèåì ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïîçàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òîáû ìûøöû áûëè ïîëíîñòüþ ðàññëàáëåíû. Íóæíî ïðîâåñòè ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; âûæèìàíèå âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû (îáà ïðèåìà íóæíî âûïîëíÿòü ñíà÷àëà íà åå çäîðîâîé ÷àñòè, à ïîòîì íà áîëüíîé); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êîìáèíèðîâàííîå); ïîòðÿõèâàíèå; ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ). Çàòåì ðåêîìåíäóåòñÿ ñäåëàòü ìàññàæ øåè ïî îáùåïðèíÿòîé ìåòîäèêå è ìàññàæ òðåõãëàâîé ìûøöû ïîâðåæäåííîãî ïëå÷à: ïîãëàæèâàíèå, âûæèìàíèå, äâà-òðè ïðèåìà ðàçìèíàíèÿ. Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå, êðóãîîáðàçíîå ðàñòèðàíèå, âûæèìàíèÿ íà âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû, ðàñòèðàíèå íà ïëå÷åâîì ñóñòàâå, êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå. Ïàññèâíûå è àêòèâíûå äâèæåíèÿ íóæíî èñïîëüçîâàòü ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ñóñòàâà.

Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ. Åãî ëó÷øå ñî÷åòàòü ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé. Ìàññàæ ïðè òóãîïîäâèæíîñòè è êîíòðàêòóðàõ ñóñòàâîâ îáåñïå÷èâàåò èõ íîðìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå, ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ êðîâî– è ëèìôîòîêà â îáëàñòè òðàâìû.

Ìàññàæ ïðè îãðàíè÷åííîé ïîäâèæíîñòè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Èñïîëüçóþòñÿ ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèÿ (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèÿ (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå); ðàçìèíàíèå íà øèðî÷àéøèõ ìûøöàõ ñïèíû (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); ðàñòèðàíèå íà ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êîé è áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ïëå÷à. Ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà ìûøöàõ-ðàçãèáàòåëÿõ ïëå÷à (ñíà÷àëà íà äåëüòîâèäíîé ìûøöå, à çàòåì íà òðåõãëàâîé ìûøöå). Íóæíî ïðîâåñòè òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ñïèðàëåâèäíîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ).

Ìàññàæ ìûøö ãðóäè. Ìàññèðóåìîãî íóæíî ïîëîæèòü íà ñïèíó, à ïîä åãî ãîëîâó – íåáîëüøîé âàëèê. Ìàññàæ ñíà÷àëà äåëàþò íà çäîðîâîé ñòîðîíå, çàòåì – íà áîëüíîé. Ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå ïðÿìîëèíåéíîå; âûæèìàíèå îñíîâàíèåì ëàäîíè; ðàçìèíàíèå (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, êëþâîâèäíîå); íåñêîëüêî êðóãîîáðàçíûõ ïîãëàæèâàíèé â îáëàñòè ïðèêðåïëåíèÿ êëþ÷èöû.

Ìàññàæ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû. Íà ýòîé ÷àñòè ñïèíû ñëåäóåò âûïîëíÿòü òàêèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, çèãçàãîîáðàçíîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, êëþâîâèäíîå).

Ìàññàæ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íóæíî â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: êîíöåíòðè÷åñêîå ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ãðåáíåì êóëàêà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà; êðóãîîáðàçíîå ðåáðîì áîëüøîãî ïàëüöà – ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé ñóñòàâà. Çàâåðøàòü ñåàíñ íóæíî êàê àêòèâíûìè, òàê è ïàññèâíûìè äâèæåíèÿìè. Ïðèåìû ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ùàäÿùåì ðåæèìå. Äî, âî âðåìÿ è ïîñëå ìàññàæà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ. Îíè èñêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó ìàññèðóåìîãî îòìå÷àþòñÿ áîëåçíåííûå îùóùåíèÿ è áîëüøàÿ îòå÷íîñòü. Ïðè ýòîì àêòèâíûå äâèæåíèÿ ëó÷øå âñåãî äåëàòü íà áëèçëåæàùèõ çäîðîâûõ ñóñòàâàõ ñ ôèêñèðîâàíèåì ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà.

Источник