В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног

Описание файла

Документ из архива «Лексическое значение слов. Фразеологизмы»,
который расположен в категории «контрольные работы».
Всё это находится в предмете «иностранный язык» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент.
Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «иностранный язык» в общих файлах.

Текст из документа «43236»

11

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Санкт – Петербургский филиал

Факультет сокращенных программ подготовки специалистов

Контрольная работа №1

Ответы на некоторые вопросы по русскому языку и культуре речи

Выполнила:

студентка 3 курса, группа 271

Лиджанова Г.А.

(Дорджиева)

г. Санкт-Петербург, 2010 г

1. Объясните значение фразеологизмов со словом «язык»

Боек на язык – красноречив, разговорчив;

Находить общий язык – находить взаимное понимание между кем-либо;

Просится на язык – о словах, фразах, готовых быть произнесенными;

Не сходит с языка (у кого) – постоянно упоминается в разговорах;

Дать волю языку – начать много, безудержно говорить;

Говорить на разных языках — понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник;

Сорвалось с языка – невольно, неожиданно для говорящего быть произнесенным.

2. Объясните значения приведенных пословиц и поговорок со словом «язык»?

На языке мед, а под языком лед – пословица о лицемерии, несоответствие слов, поступков человека истинным, чувствам, убеждениям, намерениям.

Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком — пословица рассматривает понятие праздность как антипод понятию работа.

Языком мели, а рукам воли не давай – лучше объясниться словом, чем дракой;

Мал язык, да всем телом владеет – хоть язык и небольшой орган, но много от него зависит (возможность говорить, возможность осязать).

Не спеши языком, торопись делом – лучше поменьше говорить и больше делом заниматься.

3. Укажите ударный слог

1)ПРИ́-НЯЛ; 2)ТАН-ЦО́В-ЩИК; 3)А-СТРО-НО́М; 4)ЦЫ-ГА́Н

4. Найдите предложения с ошибками, назовите причину ошибки и исправьте ее

  1. Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. – Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач.

  2. Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. – Его первая попытка достичь Северного полюса потерпела поражение.

  3. В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

  4. Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

  5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. – Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак уже подан.

  6. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. — Лекция о новых достижениях в медицине, прочитанная для студентов, вызвала большой интерес.

  7. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине. – Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях близок к истине.

5. Найдите предложения, в котором неверно указано лексическое значение слова, укажите правильное значение

  1. Аннулировать — составить краткое изложение содержания книги.

Неправильное значение слова, аннулировать — признать — признавать недействительным; отменить — отменять действие чего-либо. Аннотировать — составить краткое изложение содержания книги.

  1. Елей — масло, употребляемое в церковном обиходе.

  2. Послушник — ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.

Неправильное значение, послушник — прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом.

  1. Легитимный — непризнанный, не допускаемый законом.

Неправильное значение, правильное — легитимный – законный.

  1. Закоснелый — консервативный.

6. Определите значения выделенных слов. Отметьте слова, употребленные в несвойственном значении

  1. Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.

Инфантильный — Сходный с поведением, чертами характера или мировосприятием ребёнка. Слово «инфантильный» употреблено в несвойственном значении.

  1. В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.

Гала-концерт — большой праздничный концерт.

  1. Вся псарня мчалась впереди охотников.

Псарня — помещение для охотничьих собак. Слово «псарня» употреблено в несвойственном значении.

  1. В музейной экспозиций представлена амуниция русских солдат.

Амуниция — Снаряжение военнослужащего (кроме оружия и одежды).

7.Проанализируйте употребление выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения

  1. Лихачей неизменно встречает авария.

Исправленное: Лихачей непременно ждет авария.

Логическая ошибка: слово «неизменно» указывает на то, что действие повторяется каждый раз; слово «встречает» не сочетается со словом «авария»: встречать может человек.

  1. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.

Исправленное: Наш район известен своей промышленностью, его продукция ценится в России и за рубежом.

  1. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.

Исправленное: Наша область славится производством хороших оренбургских платков. Слово «возделывание» означает обработку сельско-хозяйственных растений, земли и не сочетается со словом «платок».

  1. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

8.Объедините в словосочетания слова из первой и второй колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Запишите эти словосочетания в третью колонку. Укажите возможные варианты.

Античный, классический

Мифология, языки

Античный язык, античная мифология, классический язык, классическая мифология

Врожденный, прирожденный

Талант, ум

Врожденный талант, прирожденный талант, врожденный ум

Гостеприимный, радушный

Прием, хозяин, человек

Гостеприимный хозяин, гостеприимный человек, радушный прием, радушный хозяин

Губительный, пагубный

Влияние, действие

Губительное влияние, губительное действие, пагубное влияние, пагубное действие

Единый, один

Миг, момент

Единый миг, единый момент, один миг, один момент

9.Замените синонимами (3-4) выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность

  1. Эта картина удивила меня. – Эта картина поразила меня.

  2. Пейзаж был очень красивый. – Пейзаж был очень захватывающим.

  3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. — Незнакомец показался ему человеком недоброжелательным.

  4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. — Николай Лукьянович хотел успеть, он шел торопливо.

  5. Ирина радовалась. – Ирина ликовала.

10.Отметьте один из синонимов, приведенных в скобках, который необходимо употребить в предложении. Объясните свой выбор

  1. По приглашению друзей мне… (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться)… (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

  2. Коллективом цеха немало … (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы … (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще … (недоставать, не хватать).

  3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них … (жить, обитать, проживать) до трети населения.

  4. Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена Васильевна … (работать, трудиться) на ферме, молодняк … (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить), а еще трое детей … (заниматься, обучаться, получать образование, учиться) в школе.

11. Объясните смысл фразеологизмов. Приведите пример употребления их в речи

Собираться с мыслями — сосредоточиться, привести в порядок мысли.

Не за страх, а за совесть — очень добросовестно, с сознанием ответственности (делать что-либо).

Скрепя сердце — против воли.

12. В приведенных ниже предложениях устраните нарушение границ лексической сочетаемости отдельных слов, исправьте предложения

  1. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности. — Некоторые вопросы не выполнены по причине нашей неорганизованности.

  2. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. — Подвиги люди совершают не только во время войны, но и в мирное время.

  3. На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. — На спартакиаде было установлено несколько новых рекордов в легкой атлетике.

  4. И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. — И у каждого в сердце тлела мечта о том, чтобы жизнь стала песней.

  5. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!». — Все воскликнули: «Давно пора!»

  6. Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. — Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с пороками буржуазного общества.

  7. Перечень прочтенных книг был очень большим. — Список прочтенных книг был очень большим.

  8. Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили кругозор. — Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса расширили кругозор.

  9. Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. — Во время отпуска большую часть времени они проводили в походах.

  10. Есть много других факторов, которые нужно решить. — Есть много других задач, которые нужно решить.

13. Отредактируйте предложения

  1. Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять. — Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять

  2. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. — Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ

  3. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. — Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие лучшему восприятию материала

  4. Подготовить проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. — Подготовить к сроку проект— это для них наисложнейшая проблема

  5. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. — Все это доказывает, что эти обвинения необоснованны

  6. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. — В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ноги.

  7. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. — Запрещено курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института

14. Укажите ошибку в управлении

  1. вопреки распоряжения – вопреки распоряжению

  2. преимущество перед ними — преимущество над ними

  3. согласно договору — согласно условиям договора

  4. свойственный для них – свойственный им

  5. доказательство о моей правоте – доказательство моей правоты

15.Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Запишите предложения в исправленном виде

Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках.

Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что педагог Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках.

Студент Белов занял первое место по английскому языку

Студент Белов занял первое место на олимпиаде по английскому языку

Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка.

Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, им нужен непосредственный опыт работы у станка.

Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

Творчество Маяковского волнует читателей, говорящих на самых различных языках.

16. Какие из слов и словосочетаний:

А. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.

Источник

  • Определите, какие из приведенных слов соот­ветствуют норме литературной речи, а какие – просторечию.

Лягу — ляжу, кладу — ложу, лихоражу — лихорадю, на­гражу — наградю, наплещу — наплескаю, налягу — наляжу; ляг — ляж, положи — поклади, мурлычь — мурлыкай, напои — напой; мозоль — мозоля, дуршлаг — друшлаг, противень — протвень, оладья — оладий; туфля — туфель, задолжность — задолженность, междугородный — междугородний, мягонький — мяконький, мурлычущий — мурлыкающий.

  • От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетание.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.

  • Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.

Корпус… (здания, войсковые соединения) — корпус… (ту­ловища); образ… (иконы) — образ… (художественно-литературные); орден…(знаки отличия) – орден … (рыцарские и монашеские общества); повод…(поводья) – повод … (побуждения).

  • Объясните значения следующих слов.

Пояса — поясы; пропуска — пропуски; тока — токи; гона — тоны; учителя — учители; меха — мехи.

  • От приведённых ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, ба­рышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, по­гоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

  • Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакан­сия, директор, подпись, докладная записка, заявление, пред­ложение, лицо.

  • Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.

1. В диссертации имеется приложение с 65 схем… 2. В биб­лиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 500 дом… работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник… 5. Техникум выпустил 52 молод… специалист…

  • Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счётных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.
  •  

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной про­фессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комна­те. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подой­дем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они го­ворят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столи­цу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

  • Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.
  1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем боль­шинство их был… представителями отдельных районов. 2. Не­которая часть наших работников еще нужда…тся в подго­товке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство предметов, ле­жавших на столе, был… покрыт… пылью. 5.Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 8. На пересечении двух улиц от­крыл… автомат-закусочная. 9. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 10. На областной особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 11. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 12. Печать, в том числе областные, городские газеты, долж… сыграть важную роль в развитии производства.
  • Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Кутерье (имя спортсмена) понял о том, что тактику по­единка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимос­тью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сро­ку — это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конст­рукторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 8. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик по­лучил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запре­тить курение студентов, преподавателей и сотрудников в зда­нии института. 11. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

  • Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте в существительных ударение и обозначьте окончания.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (док­тор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лек­тор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), ис­кусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер).

  • Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в родительном падеже множе­ственного числа. Объясните их правописание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых са­дах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные  места (гнездовье). (Ч.) 5) На дороге валялось много брошенных врагом (ружьё). 6) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А.Н.Т.) 7) За леском вились дымки полевых (кухня). 8) У (конюшня) подрывник Гончаренко чинил кожаные вьюки. (Ф.) 9) С боков дороги  замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 10) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 11) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

  • Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Перепишите, исправляя предложения.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь ещё глубшему познанию тайн природы. 2) Речь бабушки более яр­че и выразительна, чем речь других героев повести. 3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны. 5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

  • Перепишите, образуя по данным образцам краткие формы прилагательных.

1.Знойный день. — День зноен. Стройный юноша. Спокойный
ребёнок. Достойный уважения человек. — Человек достоин ува­жения.

  2. Недостойный   внимания   поступок. Непреклонный характер. — Характер   непреклонен. Без­укоризненный ответ.    Несомненный успех.

  • Прочитайте. Обратите внимание на образование краткой формы мужского рода данных прилагательных. Составьте восемь небольших предложений с этими краткими прилагательными.

Образец.  Труд поэта родствен любому труду.

Бездейственный — бездействен, безнравственный — безнравст­вен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, искусственный — искусствен, лег­комысленный — легкомыслен, многочисленный — многочислен, му­жественный — мужествен, невежественный — невежествен, ответ­ственный — ответствен, посредственный — посредствен, торжест­венный — торжествен.

  • Перепишите, вставляя вместо точек полную или краткую форму прилагатель­ных,  данных   в   скобках.

1) Цель похода была . . . для всех участников. Погода стоя­ла . . . , но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень …. Журнал «Знание — сила» … и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был . . .ангиной (больной, болен). 4) Тёплый сентябрь . . .для Подмосковья (обычный, обычен ). 5) Наш класс … за организацию школьной   выставки (ответственный,   ответствен).  6) Стилю рассказов А. 1.1   .   .  . лаконизм  (свойственный,  свойствен).

  • Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении прилагатель­ных. Перепишите,  исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3) Партизаны продвига­лись в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Вначале Павел вёл себя как обычный слободской парень. 6) Бо­язно оглянувшись, женщина осторожно переступила порог и оста­новилась. 7) Химия очень завлекательная наука. 8) На родине поэта установлен мемориальный памятник.

  • Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении место­имений. Перепишите, исправляя предложения.

I. 1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин.2) Жизнь купечества была подлинным тём­ным царством. В их домах нередко разыгрывались тяжёлые траге­дии. 3) Большинство казачества жило до революции очень замк­нуто. Они, однако, не были   однородным классом. 4) В комедии обличается жизнь чиновничества. Среди них процве­тает взяточничество, беззаконие. 5) Поэт писал, что хотя народ и освобождён, но нельзя ещё говорить об их счастье.

II. 1) Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её схватила полиция. 2) В кабинете Плюшкина беспорядок был страш­ный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 3) В лаборатории института мы увидели шкафы с раз­личными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 4) На­до улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые,    более интересные    формы.    5) Хозяйка  предложила жильцам   пройти в свою   комнату. 6) Отец    просил дочь    при­гласить   её подруг к себе. 7) Писатель    показал   образ    матери в своём развитии.

  • Перепишите. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении глаголов и использовании фразеологических оборотов. Исправьте предложения.

1)Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскрывает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Онегин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Ниловна постепенно сближается с революционной программой сына 6) Образы молодогвардейцев играют огромное воспитательное значение.

Источник