Вот я весь боль и ушиб вам
Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо —
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!
Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.
Вознес над суетой столичной одури
строгое — древних икон — чело.
На теле твоем — как на смертном одре —
сердце дни кончило.
В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
«В мягкой постели он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика».
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
Помните:
под ношей креста
Христос
секунду
усталый стал.
Толпа орала:
«Марала!
Мааарррааала!»
Правильно!
Каждого,
кто
об отдыхе взмолится,
оплюй в его весеннем дне!
Армии подвижников, обреченных добровольцам
от человека пощады нет!
Довольно!
Теперь —
клянусь моей языческой силою!-
дайте
любую
красивую,
юную,-
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!
Око за око!
Севы мести и в тысячу крат жни!
В каждое ухо ввой:
вся земля —
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Око за око!
Убьете,
похороните —
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешенный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.
Ночью вскочите!
Я
звал!
Белым быком возрос над землей:
Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
над язвой смерчи мух.
Лосем обернусь,
в провода
впутаю голову ветвистую
с налитыми кровью глазами.
Да!
Затравленным зверем над миром выстою.
Не уйти человеку!
Молитва у рта,-
лег на плиты просящ и грязен он.
Я возьму
намалюю
на царские врата
на божьем лике Разина.
Солнце! Лучей не кинь!
Сохните, реки, жажду утолить не дав ему,-
чтоб тысячами рождались мои ученики
трубить с площадей анафему!
И когда,
наконец,
на веков верхи став,
последний выйдет день им,-
в черных душах убийц и анархистов
зажгусь кровавым видением!
Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.
Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердце
вылью
в исповеди!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Анализ стихотворения «Ко всему» Маяковского
Публикация произведения Владимира Владимировича Маяковского «Ко всему» впервые состоялась в альманахе «Стрелец».
Стихотворение датируется осенью 1916 годом. Поэт молод, определен служить ратником в Автомобильную школу, сочиняет поэмы, знакомится с литературными кругами, даже дарит свои стихи А. Блоку. Поводом для создания стихотворения послужила история, случившаяся с Л. Брик и ее мужем в день свадьбы. Их общая знакомая принесла к ним домой вино и фрукты. Эта банальная подробность произвела на В. Маяковского сильное впечатление. Он живо представил всю сцену и излил свое отчаяние в стихах. Жанр – любовная лирика, размер – акцентный стих с подобием перекрестной рифмовки. Лирический герой – сам влюбленный растерзанный ревностью автор. Слова и строки здесь как выстрелы. Начинается лесенка с града отрицаний, обращений, вопросов и восклицаний. «И ты?»: как в известном выражении «и ты, Брут?» Рефрен: за что? Свое чувство ему кажется романтическим, возвышенным. Интимная деталь чужой семейной жизни выставляет вдруг его дураком. «Не выкрал ложек»: даже тени какого-то черного чувства к этой паре не допускал. «Пятого этажа»: числительное придает правдоподобия всей истории. Весь мир хохочет над Дон-Кихотом, который возомнил, что он героине нужен. Его любовь запачкана похотью. Героиня будто убивает его словом. Он даже вспоминает Бога без привычного вызова. Впрочем, в данном контексте такое сравнение кощунственно. «Марала»: библейский город. Со второй половины стиха поэт практически приходит в исступление, провозглашает себя ненасытным язычником: любую изнасилую. Без чувств, «как рожок на рожок влез». Дьявольская метафора: в сердце плюну. Нормы для ветхозаветных людей теперь привлекают его: око за око. Кому грозит он в бессильной ярости – непонятно. Просто пытается уничтожить себя, а заодно и весь мир. Сравнения: земля – каторжник, собакой забьюсь. Градация глаголов и диких метафор, где он, мертвец, вылезает из гроба, кусает ножища (просторечный увеличительный суффикс), как оборотень, мощным быком, затравленным лосем несется на этот мир. Наконец, приходит время прямому кощунству. С. Разин, бунтовщик, был предан церковной анафеме. Поэт же малюет его портрет на иконостасе. Вот уже толпы убийц идут резать спящий город. Анафора: от окон. Одушевление: у неба рот. Обращение к грядущим людям, которым поэт звучной метафорой завещает фруктовый (ирония, намек на те самые фрукты) сад «великой души».
Бешеная ярость ломаного стихотворения «Ко всему» В. Маяковского вызвана ревностью к прошлому его пассии Л. Брик.
- Следующий стих → Владимир Маяковский — Кофта фата
- Предыдущий стих → Владимир Маяковский — Дешевая распродажа
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Владимир Маяковский — Ко всему на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
На этой странице читайти стихи «Ко всему» русского поэта Владимира Маяковского, написанные в 1916 году.
Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо —
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!
Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.
Вознес над суетой столичной одури
строгое —
древних икон —
чело.
На теле твоем — как на смертном одре —
сердце
дни
кончило.
В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
«В мягкой постели
он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика».
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
Помните:
под ношей креста
Христос
секунду
усталый стал.
Толпа орала:
«Марала!
Мааарррааала!»
Правильно!
Каждого,
кто
об отдыхе взмолится,
оплюй в его весеннем дне!
Армии подвижников, обреченных добровольцам
от человека пощады нет!
Довольно!
Теперь —
клянусь моей языческой силою!-
дайте
любую
красивую,
юную,-
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!
Око за око!
Севы мести и в тысячу крат жни!
В каждое ухо ввой:
вся земля —
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Око за око!
Убьете,
похороните —
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешенный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.
Ночью вскочите!
Я
звал!
Белым быком возрос над землей:
Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
над язвой смерчи мух.
Лосем обернусь,
в провода
впутаю голову ветвистую
с налитыми кровью глазами.
Да!
Затравленным зверем над миром выстою.
Не уйти человеку!
Молитва у рта,-
лег на плиты просящ и грязен он.
Я возьму
намалюю
на царские врата
на божьем лике Разина.
Солнце! Лучей не кинь!
Сохните, реки, жажду утолить не дав ему,-
чтоб тысячами рождались мои ученики
трубить с площадей анафему!
И когда,
наконец,
на веков верхи став,
последний выйдет день им,-
в черных душах убийц и анархистов
зажгусь кровавым видением!
Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.
Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердце
вылью
в исповеди!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Владимир Маяковский. Лирика.
Москва, «Художественная Литература», 1967.
Другие стихи Владимира Маяковского
» Испания
Ты — я думал —
райский сад.
Ложь
подпивших бардов….
» Казань
Стара,
коса
стоит
Казань….
» Кофта фата
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,…
» Крым
Хожу,
гляжу в окно ли я
цветы
да небо синее,…
» Левый марш
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше…
» Лиличка!
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни -…
Владимир Маяковский
Источник
 îäíîì èç ñâîèõ ðàííèõ ñòèõîòâîðåíèé ìîëîäîé Ìàÿêîâñêèé íàïðÿìóþ îáðàùàåòñÿ ê íàì:
Ãðÿäóùèå ëþäè!
Êòî âû?
Âîò ÿ
âåñü
áîëü è óøèá.
Âàì çàâåùàþ ÿ ñàä ôðóêòîâûé
Ìîåé âåëèêîé äóøè. («Êî âñåìó» 1916)
Íàëèöî òðåâîæíûé êîíòðàñò, òåðçàþùèé äóøó ïîýòà: îí — «âåñü áîëü è óøèá» — âûðàùèâàåò «ñàä ôðóêòîâûé» äëÿ ëþäåé áóäóùåãî. Òî åñòü îòíîøåíèÿ ïîýòà ñ ñîâðåìåííîñòüþ íå ñêëàäûâàþòñÿ, âåäü èìåííî ðàçëàä ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ, íåâîçìîæíîñòü íàéòè îòêëèê â ñåðäöàõ ÷èòàòåëåé ïîáóæäàþò ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ îáðàòèòüñÿ ê ãðÿäóùèì ëþäÿì.
Ïðîéä¸ò ÷åòûðíàäöàòü ëåò, çàêîí÷èòñÿ ïåðâàÿ ìèðîâàÿ âîéíà, îòãðåìèò ðåâîëþöèÿ, îòïîëûõàþò ïîæàðû âîéíû ãðàæäàíñêîé, îòñòóïèò ðàçðóõà, à Ìàÿêîâñêèé, êàê áû ïðåäâèäÿ âñåâîçìîæíûå ìàíèïóëÿöèè âîêðóã ñâîåãî èìåíè è òâîð÷åñòâà, çà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ äî ñìåðòè ñíîâà îáðàòèòñÿ ê íàì:
Ñëóøàéòå,
òîâàðèùè ïîòîìêè,
àãèòàòîðà,
ãîðëàíà-ãëàâàðÿ.
Çàãëóøà
ïîýçèè ïîòîêè,
ÿ øàãíó
÷åðåç ëèðè÷åñêèå òîìèêè,
êàê æèâîé
ñ æèâûìè ãîâîðÿ. («Âî âåñü ãîëîñ» 1929-1930)
Ïðèñëóøàåìñÿ ê ýòîé ïðîñüáå ïîýòà è çàäóìàåìñÿ, ÷òî æå çàñòàâèëî åãî îáðàùàòüñÿ ê ëþäÿì áóäóùåãî «÷åðåç õðåáòû âåêîâ è ÷åðåç ãîëîâû ïîýòîâ è ïðàâèòåëüñòâ».
Òåìà ïîýòà è ïîýçèè, âçàèìîîòíîøåíèé ïîýòà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, åãî ìåñòà â ýòîé ñàìîé äåéñòâèòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé â òâîð÷åñòâå Ìàÿêîâñêîãî.  ðàííåé ëèðèêå îíà ðåøàåòñÿ êàê ïðîòèâîñòîÿíèå ïîýòà òîëïå, âîñïðèíèìàþùåé åãî êàê øóòà, ðàçâëåêàþùåãî å¸ ñûòóþ è òóïóþ ïðàçäíîñòü. («Íàòå» 1913)
È âìåñòå ñ òåì ïîýçèÿ âåëèêîå è ïðåêðàñíîå îòêðîâåíèå.  äâóõ ñòèõîòâîðåíèÿõ 1914 ãîäà, ïîñâÿù¸ííûõ ýòîé òåìå: «Ïîñëóøàéòå!» è «À âñ¸-òàêè» — ïîÿâëÿåòñÿ îáðàç Áîãà, ïðè÷¸ì Áîãà «î÷åëîâå÷åííîãî», î÷åíü ïðîñòîãî, ñòðàñòíîãî ïîêëîííèêà ïîýçèè:
È Áîã çàïëà÷åò íàä ìîåþ êíèæêîé!
Íå ñëîâà ñóäîðîãè, ñëèïøèåñÿ êîìîì;
è ïîáåæèò ïî íåáó ñ ìîèìè ñòèõàìè ïîä ìûøêîé,
è áóäåò, çàäûõàÿñü, ÷èòàòü èõ ñâîèì çíàêîìûì. («À âñ¸-òàêè»)
Âî âðåìÿ ðåâîëþöèè è ãðàæäàíñêîé âîéíû ïîýò ìíîãî ðàáîòàåò â îêíàõ ÐÎÑÒÀ, ïûòàÿñü íà ñâî¸ì ïðèìåðå ïîêàçàòü, êàê äîëæíû òðóäèòüñÿ ïðåäñòàâèòåëè òâîð÷åñêîé èíòåëëèãåíöèè äëÿ ñâîåé ñòðàíû, äëÿ ðåâîëþöèè, äëÿ áóäóùåãî. Âîò îäíî èç òèïè÷íûõ ñòèõîòâîðåíèé ýòîãî ïåðèîäà:
Ðàíüøå áûëè ïèñàòåëè áåëîðó÷êè.
Ðàáîòàëè äëÿ êðîõîòíîé ðàçðÿæåííîé êó÷êè.
À òåïåðü ïèñàòåëü ãîëîñ ìàññ.
Ñòàíåò ñàì ó íàáîðíûõ êàññ.
È ïîêàæåò â äåíü ïèñàòåëüñêîãî ñóááîòíèêà,
÷òî Ðîññèÿ íå áåëîðó÷êó íàøëà, à ðàáîòíèêà. («Ðàíüøå áûëè ïèñàòåëè áåëîðó÷êè» 1920)
Ãëàâíóþ ìûñëü ýòîãî ñòèõîòâîðåíèÿ ïðîäîëæàþò è ðàçâèâàþò «Íåîáû÷àéíîå ïðèêëþ÷åíèå, áûâøåå ñ Âëàäèìèðîì Ìàÿêîâñêèì ëåòîì íà äà÷å» (1920), «Ïðèêàç ïî àðìèè èñêóññòâà» (1918), «Ïðèêàç ¹2 àðìèè èñêóññòâ» (1921) è ìíîãèå äðóãèå.
Îäíàêî áåçîãëÿäíîå ñëóæåíèå ïîýòà ðåâîëþöèè, çëîáå äíÿ, îòêàç îò òîãî, î ÷¸ì ÕÎ×ÅÒÑß ïèñàòü, âî èìÿ òîãî, ÷òî ÍÀÄÎ ïèñàòü, âåðîÿòíî, íå äàâàëè åìó ïîëíîãî óäîâëåòâîðåíèÿ.
Óæå â 1924 ãîäó â ñòèõîòâîðåíèè «Þáèëåéíîå» ïðîñêîëüçíóò ìíîãîçíà÷èòåëüíûå è òðåâîæíûå ñëîâà î íåíóæíîñòè ïîýçèè ñîâðåìåííèêàì. È ýòî â òî âðåìÿ, êîãäà â ñòðàíå îäíà çà äðóãîé ñîçäàþòñÿ ïèñàòåëüñêèå îðãàíèçàöèè, íà÷èíàþò èçäàâàòüñÿ ëèòåðàòóðíûå æóðíàëû, êîãäà â ïîýçèþ âõîäèò áîëüøîå êîëè÷åñòâî «ïðîëåòàðñêèõ» ïîýòîâ. Íî ìû ïîìíèì, ÷òî â äâàäöàòûå ãîäû ïðîøëîãî âåêà âîçðàñòàåò èäåîëîãè÷åñêîå äàâëåíèå íà äåÿòåëåé èñêóññòâà è õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî ïûòàþòñÿ ïðåâðàòèòü â ðóïîð èäåé êîììóíèñòè÷åñêîé ïàðòèè.  ýòî âðåìÿ íà ïåðâûé ïëàí â ëèòåðàòóðå âûäâèãàþòñÿ èìåííî «äåëüöû è ïðîëàçû», êîòîðûì ðàáî÷å-êðåñòüÿíñêîå ïðîèñõîæäåíèå è ïàðòèéíûé áèëåò âïîëíå çàìåíÿþò òàëàíò. È ó Ìàÿêîâñêîãî, èñêðåííå æåëàâøåãî áûòü ïîëåçíûì ðåâîëþöèè è ñâîåìó íàðîäó, ïîÿâëÿåòñÿ îùóùåíèå ñâîåé íåíóæíîñòè.
Îá ýòîì îí ðàçìûøëÿåò â ïðåäñìåðòíîé ïîýìå «Âî âåñü ãîëîñ». Òåìà ïîýòà è ïîýçèè ÿâëÿåòñÿ çäåñü âåäóùåé è ðåøàåòñÿ, êàê è âî âñ¸ì òâîð÷åñòâå Ìàÿêîâñêîãî, òðàãè÷åñêè. Ïîòåðÿâ íàäåæäó îáðåñòè ïîíèìàíèå ñîâðåìåííèêîâ, ïðåäâèäÿ ñâîþ ñêîðóþ ãèáåëü, ïîýò îáðàùàåòñÿ ê «óâàæàåìûì òîâàðèùàì ïîòîìêàì», ê íàì.
Ñâîèì ñàìûì çíà÷èòåëüíûì ëèòåðàòóðíûì äîñòèæåíèåì Ìàÿêîâñêèé ñ÷èòàåò ñàòèðó, õîòÿ îí ìóæåñòâåííî ñîçíà¸ò, ÷òî ñòèõè, ïîñâÿù¸ííûå çëîáå äíÿ, æèâóò íåäîëãî. Ïîýòó õî÷åòñÿ âåðèòü â òî, ÷òî åãî «ñòèõ òðóäîì ãðîìàäó ëåò ïðîðâ¸ò» è ÿâèòñÿ ïåðåä ïîòîìêàìè «âåñîìî, ãðóáî, çðèìî», ÷òîáû ïîâåäàòü èì î òðóäíîì âðåìåíè, â êîòîðîå äîâåëîñü æèòü ïîýòó.
Íî â ýòîé ìûñëè òàèòñÿ, íàâåðíîå, ñàìîå òðàãè÷åñêîå ïðîòèâîðå÷èå Ìàÿêîâñêîãî: ðàññêàçûâàòü îá èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ, ïðîïàãàíäèðîâàòü è àãèòèðîâàòü íå åñòü ïðåäìåò ïîýçèè. Õîòÿ Ìàÿêîâñêèé è ïûòàëñÿ óáåäèòü ÷èòàòåëåé è îñîáåííî ñåáÿ â ýòîì. Âîò ÷òî ïèñàë îí â 1923 ãîäó â ñòèõîòâîðåíèè «Âåñåííèé âîïðîñ»:
ß, íàïðèìåð,
ñ÷èòàþñü õîðîøèì ïîýòîì.
Íó, ñêàæåì,
ìîãó
äîêàçàòü:
«ñàìîãîí áîëüøîå çëî».
Òàê è õî÷åòñÿ ñïðîñèòü: «Âëàäèìèð Âëàäèìèðîâè÷, à ïîýòó ëè íàäî ýòî äîêàçûâàòü? Èëè ó ïîýçèè âñ¸-òàêè åñòü äðóãèå òåìû?»
Êîíå÷íî, âñ¸ ýòî Ìàÿêîâñêèé ïðåêðàñíî ïîíèìàë, îá ýòîì ñìóù¸ííî è îòòîãî ãðóáîâàòî ñêàçàë åù¸ â ñòèõîòâîðåíèè «Þáèëåéíîå»:
Íàìè
ëèðèêà
â øòûêè
íåîäíîêðàòíî àòàêîâàíà,
èùåì ðå÷è
òî÷íîé
è íàãîé.
Íî ïîýçèÿ —
ïðåñâîëî÷íåéøàÿ øòóêîâèíà:
ñóùåñòâóåò
è íè â çóá íîãîé.
Íî ïîýò ïðîäîëæàë «ñòàíîâèòüñÿ íà ãîðëî ñîáñòâåííîé ïåñíå», è ïîÿâëÿëèñü òàêèå ñòèõîòâîðåíèÿ êàê «Åâïàòîðèÿ» (1928), «Çåìëÿ íàøà îáèëüíà» (1928) è äàæå… «Ïîèñêè íîñêîâ» (1928):
Èç ñåðäöà
ëèðè÷åñêèé ñîð
ãîíè…
Èíûå
ïðè÷èíû
ìîåé òîñêè:
ÿ ñòðàäàþ…
Äà¸øü,
ãîñîðãàíû,
ïðî÷íûå,
âïîðó,
êðàñèâûå íîñêè!
Øëè ãîäû, è Ìàÿêîâñêèé ïîíèìàë, ÷òî êàê ïîýò îí íå ðåàëèçîâàë ñåáÿ â ïîëíîé ìåðå, ÷òî âðåìÿ, ãëàøàòàåì êîòîðîãî îí òàê èñêðåííå õîòåë áûòü, îòòîðãàåò åãî.
Ñêîðî âîò
è ÿ
óìðó
è áóäó íåì,
— îáðîíèë òðèäöàòèëåòíèé ïîýò â ñòèõîòâîðåíèè «Þáèëåéíîå». Íàñòîðàæèâàåò ñëîâî «ñêîðî».
 ïîñëåäóþùèå ãîäû ìûñëü î ñìåðòè âñòðåòèòñÿ åù¸ íå ðàç è âñåãäà ðÿäîì ñ ðàçìûøëåíèÿìè î òâîð÷åñòâå, î ìåñòå ïîýòà â îêðóæàþùåì ìèðå, ñðåäè ñîâðåìåííèêîâ.
«Âî âåñü ãîëîñ» — ýòî ïðîùàíèå è çàâåùàíèå Ìàÿêîâñêîãî, òàê è íå íàøåäøåãî òîé ãðàíè, äî êîòîðîé ïîýò ìîæåò ñëóæèòü çëîáå äíÿ, îñòàâàÿñü ïîýòîì, íå ïðåâðàùàÿñü â «àãèòàòîðà, ãîðëàíà-ãëàâàðÿ».
Æèòü åìó îñòàâàëîñü ñîâñåì íåìíîãî, à îí åù¸ è òîðîïèë:
Òîâàðèù æèçíü,
äàâàé áûñòðåé ïðîòîïàåì,
ïðîòîïàåì
ïî ïÿòèëåòêå
äíåé îñòàòîê.
È äàëüøå î ñåáå óæå â ïðîøåäøåì âðåìåíè:
Ìíå
è ðóáëÿ
íå íàêîïèëè ñòðî÷êè,
êðàñíîäåðåâùèêè
íå ñëàëè ìåáåëü íà äîì. («Âî âåñü ãîëîñ»)
 àïðåëå 1930 ãîäà Ìàÿêîâñêèé çàñòðåëèëñÿ. Ñîâðåìåííèêè, ëèòåðàòóðîâåäû è êðèòèêè ïðèâîäÿò ìíîæåñòâî ïðè÷èí, ïîäòîëêíóâøèõ åãî ê ðîêîâîìó øàãó. Íî äóìàåòñÿ, áóäü ó ïîýòà óâåðåííîñòü â ïðàâèëüíîñòè âûáðàííîãî èì òâîð÷åñêîãî ïóòè, ñîçíàíèå òîãî, ÷òî îí ðåàëèçîâàë ñâîé îãðîìíûé òàëàíò, îí ñóìåë áû ïðåîäîëåòü âñå òðóäíîñòè è âûñòîÿòü. Òðàãåäèÿ Ìàÿêîâñêîãî â òîì, ÷òî òàêîé óâåðåííîñòè ó íåãî íå áûëî.
Источник
Íåò.
Ýòî íåïðàâäà.
Íåò!
È òû?
Ëþáèìàÿ,
çà ÷òî,
çà ÷òî æå?
Õîðîøî-
ÿ õîäèë,
ÿ äàðèë öâåòû,
ÿ æ èç ÿùèêà íå âûêðàë ñåðåáðÿíûõ ëîæåê!
Áåëûé,
ñøàòàëñÿ ñ ïÿòîãî ýòàæà.
Âåòåð ùåêè îæåã.
Óëèöà êëóáèëàñü, âèçæà è ðæà.
Ïîõîòëèâî âëàçèë ðîæîê íà ðîæîê.
Âîçíåñ íàä ñóåòîé ñòîëè÷íîé îäóðè
ñòðîãîå-
äðåâíèõ èêîí-
÷åëî.
Íà òåëå òâîåì- êàê íà ñìåðòíîì îäðå-
ñåðäöå
äíè
êîí÷èëî.
 ãðóáîì óáèéñòâå íå ïà÷êàëà ðóê òû.
Òû
óðîíèëà òîëüêî:
«Â ìÿãêîé ïîñòåëè
îí,
ôðóêòû,
âèíî íà ëàäîíè íî÷íîãî ñòîëèêà».
Ëþáîâü!
Òîëüêî â ìîåì
âîñïàëåííîì
ìîçãó áûëà òû!
Ãëóïîé êîìåäèè îñòàíîâèòå õîä!
Ñìîòðèòå-
Ñðûâàþ èãðóøêè-ëàòû
ÿ,
âåëè÷àéøèé Äîí-Êèõîò!
Ïîìíèòå:
ïîä íîøåé êðåñòà
Õðèñòîñ
ñåêóíäó
óñòàëûé ñòàë.
Òîëïà îðàëà:
«Ìàðàëà!
Ìàààðððàààëà!»
Ïðàâèëüíî!
Êàæäîãî,
êòî
îá îòäûõå âçìîëèòñÿ,
îïëþé â åãî âåñåííåì äíå!
Àðìèè ïîäâèæíèêîâ, îáðå÷åííûì äîáðîâîëüöàì
îò ÷åëîâåêà ïîùàäû íåò!
Äîâîëüíî!
Òåïåðü-
êëÿíóñü ìîåé ÿçû÷åñêîé ñèëîþ!-
äàéòå
ëþáóþ
êðàñèâóþ,
þíóþ,-
äóøè íå ðàñòðà÷ó,
èçíàñèëóþ
è â ñåðäöå íàñìåøêó ïëþíó åé!
Îêî çà îêî!
Ñåâû ìåñòè â òûñÿ÷ó êðàò æíè!
 êàæäîå óõî ââîé:
âñÿ çåìëÿ-
êàòîðæíèê
ñ íàïîëîâèíó âûáðèòîé ñîëíöåì ãîëîâîé!
Îêî çà îêî!
Óáüåòå,
ïîõîðîíèòå-
âûðîþñü!
Îá êàìåíü îáòî÷àòñÿ çóáîâ íîæè åùå!
Ñîáàêîé çàáüþñü ïîä íàðû êàçàðì!
Áóäó,
áåøåíûé,
âãðûçàòüñÿ â íîæèùà,
ïàõíóùèå ïîòîì è áàçàðîì.
Íî÷üþ âñêî÷èòå!
ß
çâàë!
Áåëûì áûêîì âîçðîñ íàä çåìëåé:
Ìóóóó!
 ÿðìî çàìó÷åíà øåÿ-ÿçâà,
íàä ÿçâîé ñìåð÷è ìóõ.
Ëîñåì îáåðíóñü,
â ïðîâîäà
âïóòàþ ãîëîâó âåòâèñòóþ
ñ íàëèòûìè êðîâüþ ãëàçàìè.
Äà!
Çàòðàâëåííûì çâåðåì íàä ìèðîì âûñòîþ.
Íå óéòè ÷åëîâåêó!
Ìîëèòâà ó ðòà,-
ëåã íà ïëèòû ïðîñÿù è ãðÿçåí îí.
ß âîçüìó
íàìàëþþ
íà öàðñêèå âðàòà
íà áîæüåì ëèêå Ðàçèíà.
Ñîëíöå! Ëó÷åé íå êèíü!
Ñîõíèòå, ðåêè, æàæäó óòîëèòü íå äàâ åìó,-
÷òîá òûñÿ÷àìè ðîæäàëèñü ìîè ó÷åíèêè
òðóáèòü ñ ïëîùàäåé àíàôåìó!
È êîãäà,
íàêîíåö,
íà âåêîâ âåðõè ñòàâ,
ïîñëåäíèé âûéäåò äåíü èì,-
â ÷åðíûõ äóøàõ óáèéö è àíàðõèñòîâ
çàæãóñü êðîâàâûì âèäåíèåì!
Ñâåòàåò.
Âñå øèðå ðàçâåðçàåòñÿ íåáà ðîò.
Íî÷ü
ïüåò çà ãëîòêîì ãëîòîê îí.
Îò îêîí çàðåâî.
Îò îêîí æàð òå÷åò.
Îò îêîí ãóñòîå ñîëíöå ëüåòñÿ íà ñïÿùèé ãîðîä.
Ñâàòàÿ ìåñòü ìîÿ!
Îïÿòü
íàä óëè÷íîé ïûëüþ
ñòóïåíÿìè ñòðîê ââûñü ïîâåäè!
Äî êðàÿ ïîëíîå ñåðäöå
âûëüþ
â èñïîâåäè!
Ãðÿäóùèå ëþäè!
Êòî âû?
Âîò-ÿ,
âåñü
áîëü è óøèá.
Âàì çàâåùàþ ÿ ñàä ôðóêòîâûé
ìîåé âåëèêîé äóøè.
1916
Îòðåäàêòèðîâàëà
ltomme
9 ìåñÿöåâ íàçàä
Ïîõîæèå ïîñòû
Ðåáÿòà, ó ìåíÿ ñåãîäíÿ Äåíü Ðîæäåíüÿ!
È ÿ âîò ïîçäðàâëÿþ ñåáÿ òàêîé âîò ìèíèàòþðîé è ãîâîðþ âñåì ÷èòàòåëÿì — ÑÏÀÑÈÁÎ!
Âñåì-âñåì!
È òåì, êòî õâàëèò, è òåì êòî ðóãàåò, ìíå âñå äîðîãè!
***
Ëþäè ÷àñòî ãîâîðÿò, ÷òî íàäî «îïðàâäàòü ñâîå ñóùåñòâîâàíèå íà çåìëå», êàê áû îòäàòü ÄÎËÃ.
Íî ÆÈÇÍÜ — íå äàåòñÿ ÷åëîâåêó «â äîëã», êîòîðûé íóæíî «âîçâðàùàòü».
È íå òîâàð êîòîðûé íàäî ÎÏËÀ×ÈÂÀÒÜ.
Æèçíü ÝÒÎ ÏÎÄÀÐÎÊ.
À ïîäàðêó ñëåäóåò ïðîñòî ÐÀÄÎÂÀÒÜÑß!!!
À çà ïîäàðîê íàäî áûòü ïðîñòî … ÁËÀÃÎÄÀÐÍÛÌ!
È íå îáèæàòü óãðþìûì îçëîáëåííûì ñåðäöåì òîãî, êòî åãî íàì âðó÷èë.
×òîáû íå ñìûëà âîëíà â ÷åðíûå ïó÷èíû íàø ìàëåíüêèé ÎÑÒÐÎÂÎÊ.
Çàäðîæèò íà âîäå ïîïëàâîê
Îäàðþ åãî ðàäîñòíûì âçãëÿäîì
ß ïðèäóìàë ñåáå îñòðîâîê
Ãäå âñåãäà ìû îñòàíåìñÿ ðÿäîì
Îñòðîâîê ñðåäè áóðíîé ðåêè
Îáäóâàåìûé âñåìè âåòðàìè
Òàì æèâóò, âåñåëÿñü ÷óäàêè
È áåñõèòðîñòíî äðóæàò äîìàìè
Íåò íè çëà, íè îáèä, íè òðåâîã
Ðûáêà ëîâèòñÿ, ÿáëîêè çðåþò
Òàì ïðèõîäèò çâåðüå íà ïîðîã
È íå âîäÿòñÿ êðûñû è çìåè
Óáåãàåò òðîïèíêà â îâðàã
Ãäå ñíåæîê äî èþëÿ íå òàåò
Òàì íå áüþò íè äåòåé, íè ñîáàê,
È íè æåí, íè ìóæåé íå áðîñàþò
Íå òåðÿþò çîíòîâ è äðóçåé
È íå áüþòñÿ ëþáèìûå ÷àøêè
Òàì æèâóò ìóæèêè áåç çàòåé
Íîñÿò áîðîäû, äæèíñû, òåëüíÿøêè
Íó à æåíùèíû âñå, äî îäíîé
Áåççàáîòíû, óìíû è ñìåøëèâû
Íå ðóãàþò ïîäðóã çà ñïèíîé
È ìóæåé íå ãîíÿþò çà ïèâî
Òàì îñòàëèñü «òîãäàøíèå» äíè
Òå êîòîðûå êàíóëè â ëåòó
À áåçäóøíûå íàøè óìû
 îäèíî÷åñòâå áðîäÿò ïî ñâåòó
ß ïðèäóìàë ñåáå îñòðîâîê
Ñëàâíûé ìèð íà êðàñèâîé êàðòèíêå
Òàì äðîæèò íà âîäå ïîïëàâîê
È êî ìíå òû áåæèøü ïî òðîïèíêå
Àâòîð ôîòî: @u.zazulya
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
Èçâåñòíîãî ïåðåâîä÷èêà Áîðèñà Çàõîäåðà áîëüøèíñòâî ÷èòàòåëåé çíàåò êàê àâòîðà ïåðåâîäíûõ ñòèõîòâîðåíèé òèïà:
Åñëè ÿ ÷åøó â çàòûëêå —
Íå áåäà!
 ãîëîâå ìîåé îïèëêè,
Äà, äà, äà.
Íî õîòÿ òàì è îïëèêè,
Íî êðè÷àëêè è âîïèëêè,
Íî êðè÷àëêè è âîïèëêè,
À òàêæå:
Øóìåëêè, ïûõòåëêè è ñîïåëêè,-
Ñî÷èíèþ ÿ íåïëîõî èíîãäà.
Äà!!!!
Íåêîòîðûå âñïîìíÿò, ÷òî îí ñî÷èíÿë ñòèõè íå òîëüêî â ïåðåâîäàõ, íî è «îò ñåáÿ». Íåêîòîðûå äàæå ñòàëè äîâîëüíî ïîïóëÿðíûìè. Êàê ýòî âîò, íàïðèìåð:
Ïëà÷åò Êèñêà â êîðèäîðå,
Ó íåå
Áîëüøîå ãîðå:
Çëûå ëþäè
Áåäíîé Êèñêå
Íå äàþò
Óêðàñòü
Ñîñèñêè!
Ìåæ òåì Áîðèñ Çàõîäåð ÿâëÿåòñÿ òàêæå àâòîðîì îäíîãî êîðîòêîãî ñòèõîòâîðåíèÿ, êîòîðîå ïîäðîñòêè â íàøåé ñòðàíå óæå íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé ïåðåïèñûâàþò — à â òåòðàäêè ëè, èëè â ïîñòèíãè Âêîíòàêòèêà — íå âàæíî:
Íå áûâàåò ëþáâè íåñ÷àñòíîé.
Ìîæåò áûòü îíà ãîðüêîé, òðóäíîé,
Áåçîòâåòíîé è áåçðàññóäíîé,
Ìîæåò áûòü ñìåðòåëüíî îïàñíîé.
Íî íåñ÷àñòíîé ëþáîâü íå áûâàåò,
Äàæå åñëè îíà óáèâàåò.
Òîò, êòî ýòîãî íå óñâîèò,
È íåñ÷àñòíîé ëþáâè íå ñòîèò…
Èíòåðåñíî, ÷òî ýòî íåïîëíûé âàðèàíò ñòèõîòâîðåíèÿ, ïîëíàÿ âåðñèÿ â÷åòâåðî äëèííåå. Íî ïðèâîäèòü çäåñü ïîëíûé âàðèàíò ÿ íå áóäó — óðåçàííàÿ âåðñèÿ íàìíîãî ëó÷øå è ñèëüíåå.
____________________
Ýòî îòðûâîê èç ìîåé êíèãè «Æèçíü ïðèìå÷àòåëüíûõ ëþäåé — 2».
Ìîÿ ãðóïïà âî ÂÊîíòàêòå — https://vk.com/grgame
Ìîÿ ãðóïïà â Ôåéñáóê — https://www.facebook.com/BolsaaIgra/
Ìîÿ ñòðàíèöà íà «Àâòîð.Òóäåé» — https://author.today/u/id86412741
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
2
×òî èùóò çâåðè è íàðîäû
 ÷óõîíñêîé ãèáëîé ñòîðîíå?
Çäåñü ãèáëû ïî÷âû è ïîãîäû,
È õîäÿò ëîøàäè â êàøíå.
Çäåñü ëèõîìàíêà ëèæåò êîñòè
È ëåãêèé âåòåðîê çíîáèò.
Çäåñü çåëåí äîìîâîé îò çëîñòè,
Êîãäà ïðîñòóæåííî ñèïèò.
Çäåñü õðèïëû áëåäíûå ðàïñîäû
È ñîëíöó øëåò ïèèò ïðèâåò.
Çäåñü ñòàðÿò áàëåðèí íå ãîäû,
À ñòûëûé ïèòåðñêèé ðàññâåò.
Îáùàëñÿ ÿ îäíàæäû ñ î÷åíü è î÷åíü ñòàðûì àâòîðîì íà âûåçäå â Åêàòåðèíáóðã. Áûëî ýòî ãîäó â 2008, 2009. Ëåò åìó áûëî óæå çà ñòî. Î÷åíü çäðàâûé ñòàðè÷îê áûë, õîòÿ è ïåðåäâèãàëñÿ óæå, îïèðàÿñü íà äâå òðîñòî÷êè, íî ïðè âïîëíå ñåáå ñâåòëîé ãîëîâå. Äàæå ïîñòðåâîëþöèîííûå âðåìåíà ïîìíèë, ðàññêàçûâàë, êàê âèäàë êàê ïàðåíüêà âûòàùèëè èç ïîåçäà è çàñòðåëèëè çà ðóáàõó êðàñèâóþ.
È ðàññêàçàë îí, êàê âèäåë Ìàÿêîâñêîãî.  òó ïîðó îí áûë ìîëîä äà çåëåí, íî óæå ïûòàëñÿ áûòü ïîýòîì, ïûòàëñÿ áûòü ìàñòåðîì ñëîâà. Áûëî åìó ëåò äâàäöàòü òîãäà. È â ìîñêîâñêîì êàáàêå ïîâåçëî-ïîâñòðå÷àëîñü åìó ýòî ÷óäî Ìàÿêîâñêèé. È ïîëåç îí, çåëåíûé äà íå ïîíèìàþùèé, íå ñ ïîó÷åíèÿìè, à ñ âîçìóùåíèÿìè íà ñòèõè âåëèêîãî ìýòðà, çà ÷òî ìýòð äàë åìó âüþíîøå ãîðÿ÷åìó, â ìîðäó, è ïðîäîëæèë ïèòü.
Î÷åíü òåïëî îí âñïîìèíàë òó âñòðå÷ó, è ãîâîðèë, ÷òî áûë áèò çà äåëî. À òàê-òî íå âñÿêèé ìîëîäîé ïîýò óäîñòàèâàëñÿ îïëåóõè îò ñàìîãî Ãåíèÿ!
Ëåò ñ äåñÿòü íàçàä, êîãäà áûë êðåïêî âõîæ â ëèòåðàòóðíûå òóñîâêè, «ïîñ÷àñòëèâèëîñü» îêàçàòüñÿ íà âñòðå÷å ñ îáëàñòíîé «çâåçäîé» — ïîýòîì, ëàóðåàòîì êàêîé-òî òàì ïðåìèè, êðåïêî èçäàþùèìñÿ è øèðîêî èçâåñòíûì â óçêèõ êðóãàõ.
Íó êàê è ïîëàãàåòñÿ âñÿêîé âñòðå÷å «êóëüòóðíûõ ïèñàòåëåé» âå÷åð ñ íàøèìè îò íåãî ïîó÷åíèÿìè çàêîí÷èëñÿ ãëîáàëüíîé ïüÿíêîé. È êàê-òî òàê ñëîæèëîñü, ïîêà ëèòåðàòóðíàÿ áðàòèÿ áóõàëà â öåíòðå êîìïîçèöèè, ìû ñ ýòèì «çâåçäîé», ïîòèõîíå÷êó óãîâàðèâàëè áóòûëî÷êó êîíüÿ÷êà â îòäàëåíèè, íà êðåñåëêàõ, ÷òî ðàçìåùàëèñü â ñóìðà÷íîì óãîëêå çàëà çàñåäàíèé ñîþçà ïèñàòåëåé.
È ÷òî òî «çâåçäó» ïîíåñëî íà îòêðîâåííîñòü:
— Ðàäóþòñÿ, áóõàþò, çàñâåòèëèñü ñî «çâåçäîé», ìëÿ.
— À ÷òî ïëîõîãî, ïóñêàé ðàäóþòñÿ.
— Ïëîõî òî, ÷òî â ñòèõàõ íèêòî íè÷åãî íå ïîíèìàåò.
— Îíè?
— Âñå. Âîò òåáå ìîè ñòèõè íðàâÿòñÿ?
— ×åñòíî, — ÷èòàë åãî òâîð÷åñòâî, äà è ñëóøàë âîñòîðæåííûå ïðî÷òåíèÿ, îò òîé áðàòèè, ÷òî ãóæáàíèëà ñåé÷àñ, äà âîò òîëüêî. Âñå íàñòîëüêî ïðîñòðàííî, ÷òî ïîðîþ êàçàëîñü, ÷òî ýòî íå ñòèõè, à íàáîð ñëîâ, óâÿçàííûõ çâó÷àíèåì, èëè æå øóðøàíèåì ñëîãîâ, — ÿ, ïîõîæå, äî ïîíèìàíèÿ âàøåãî òâîð÷åñòâà íå äîðîñ. Ìíå íå ïîíðàâèëîñü. Íî ïðîñòèòå, ÿ ïðîñòî íå ïîíèìàþ.
— ß òîæå íå ïîíèìàþ, ñîâåðøåííî. Íàæðóñü, è êðîïàþ, ïðîñòî âñå ÷òî â ãîëîâó âäàðèò, ñëîâà, äàæå íå çàäóìûâàþñü, îíè íó ýòî ñëîâà ïðîñòî, ïîíèìàåøü. Ýòî íå ñòèõè, íå ñìûñë, íå ôîðìà ýòî ïðîñòî ñëîâà.
— À êàê ïðîñòèòå
— Ïîñëóøàé:
Âîëíà êàñàåòñÿ ñòîï íåæíî,
Ùåêî÷åò ïåííûì ãðåáåøêîì
È îòñòóïàåò òàê ñòåïåííî
Èñïèòàÿ ñûðûì ïåñêîì.
(ñòèõ íå åãî, ïðîñòî çâó÷àíèå, êàê ïðèìåð íàèçóñòü åãî ñëîâà íå çàïîìíèë)
Êðàñèâî?
— Äà, ìíå íðàâèòñÿ. Âàøå?
— Äà. Òîëüêî íèêîìó òàêàÿ ïîýçèÿ íå íóæíà, à íóæåí ðàíäîì, íàáîð ñëîâ, áðåä. Íóæíî ÷òîáû ýòè âîò, — êèâîê â ñòîðîíó «áîãåìû», — ïðèäóìàëè ñåáå ñàìè ñìûñë, êàæäàÿ ñêîòèíà äîëæíà ïðèäóìàòü ÷òî-òî, à ÿ ôîí, ìåíÿ íåò îíè ñåáÿ ðàçãëÿäûâàþò, ïðèäóìûâàþò ñåáå ðàíû, à ïîòîì õâàëÿò ñåáÿ. À òàì òî è ñìûñëà íåò. Íè÷åãî íåò çåðêàëî äëÿ ãåðîÿ. Íó äàâàé, ÷òî ëè, âûïüåì.
Õðÿïíóëè. Óãîâîðèëè áóòûëêó äî äíà, äà è îêîí÷èëñÿ âå÷åð.
Èìÿ àâòîðà íå óêàçûâàþ, ïîòîìó êàê ïðåò îí â ãîðó, è åãî ìîæåò ðàññòðîèòü òàêîâîå âîò ðàçâåí÷èâàíèå åãî òâîðåíèé.
Åñòü ó íàñ òîêàðü âñåì õîðîø, óìåë, äà çàìå÷àòåëåí, äà îäíà áåäà ïðîôåññèîíàë îí â òÿæåëîé âåñîâîé êàòåãîðèè ïî ëèòðîáîëó. Âñòàë âîïðîñ ðåáðîì:
— Àíäðþõà, ëèáî òû çàâÿçûâàåøü ñî âñåé ýòîé õåðíåé — ñ çàïîÿìè, ëèáî ïðîùàåìñÿ ìû ñ òîáîé.
Àíäðþõà ïîòûêàëñÿ, ïîìûêàëñÿ, äà çàêîäèðîâàëñÿ. Õîäèò íà ðàáîòó, êàê â âîäó îïóùåííûé, ïî âñåìó âèäíî òÿæåëî ÷åëîâåêó, äà íå ñ ïîõìåëüÿ òÿæåëî, à îò òÿæåëîé, íåèçáûâíîé òîñêè ðóññêîé, à ñòàêàí çàìàõíóòü íåëüçÿ. Ýòàêàÿ Åñåíèíñêàÿ ó íåãî òîñêà, îò òàêîé õîòü â ïåòëþ.
È âèæó ïðîïàäàåò ó íåãî èíòåðåñ ê ðàáîòå, áëåñê â ãëàçàõ ïðèòóõ, çàãîòîâêè åìó ïîäòàñêèâàþò, à îí èì è íå ðàä ñèäèò, âçäûõàåò, òîñêóåò À òóò ÷¸é-òî ÷åðò äåðíóë ìåíÿ íà òåëåôîí çàëèòü ïåñíè Âûñîöêîãî. Ñèæó íà îáåäå ó ñåáÿ â êàáèíåòå, òåëåôîí íà ïîëíóþ êàòóøêó âðóáèë, à òîò è îðåò: «Ýõ âû êîíè, ìîè êîíè ïðððððððððððððèâåðäëèâûå!»
Çàõîäèò Àíäðåéêà, ìîæåò ñïðîñèòü ÷åãî õîòåë, ìîæåò ÷åãî åùå, äà ïðèìîëê, ïðèñåë, êóëàêîì ìîñëàñòûì ïîäáîðîäîê ïîäïåð, çàæìóðèëñÿ, è ñëóøàåò àæ äî ñêðåæåòà çóáîâíîãî, è ñëåçà ñêóïàÿ ó íåãî ñîðâàëàñü, äîðîæêó ïî ùåêå ãðÿçíîé ïðî÷åðòèëà. Ïåñíÿ çàêîí÷èëàñü, âñòàë, äà è ïîøåë ïðî÷ü.
— Àíäðåéêà, çàõîäèë ÷åãî, ñïðîñèòü ÷òî õîòåë?
À îí ðóêîé ìàõíóë äà è óøåë. Ñîâñåì óøåë, ïåðåîäåëñÿ, è ñî ñìåíû ñëÿìçèëñÿ íå â âîñåìü, êàê ïîëîæåíî, à â ÷àñ.
Ïðèõîäèò ñåãîäíÿ ñèÿåò, áëåñê â ãëàçàõ, ÿ óæå è ïî ïðèâû÷êå ïðèíþõèâàþñü, äóìàþ, íå ðàñêîäèðîâàëñÿ ëè îí ÷àñîì. À îí ïðèïå÷àòûâàåò ïåðåäî ìíîé ëèñòîê òåòðàäíûé, ãäå åãî êîðÿâåíüêèì ïî÷åðêîì òðè ÷åòâåðîñòèøüÿ âûâåäåíî:
— Òû æ ó íàñ öåíèòåëü. Çàöåíè.
Çàöåíèë
Ýõ òû êîíü ìîé ãðèâàñòûé, ÷åðíûé,
Òû íåñè è êîïûòîì áåé!
Ïðîëåòàé ñëîâíî ïòèöà âåðñòû,
Çàêóñèâ ïåíîé, âåòåð ïåé,
Íå äàâàé ïðîäîõíóòü ìíå â áåãå,
Íå äàâàé î ëþáâè âçäûõàòü,
Íå äàâàé æå ìíå êîíü â òîìíîé íåãå
Î áûëîì, î æèâîì âñïîìèíàòü.
Ïóñòü è ëóíû è äíè ìåëüêàþò
Âñå ñêîðåé, âñå áûñòðåé íåñèñü!
Çà ñïèíîé ìèðàæàìè òàåò
Èç íåæèòîãî ïûëè âçâåñü.
Íå îæèäàë, äà òàê, ÷òîáû ñðàçó â ìàñòü ó íåãî ïîøëî, ÷òîáû Ìîëîäöà êîðî÷å. Ñåãîäíÿ áóäåò íîâûå âèðøè ñòðî÷èòü. Ïðîðåçàëñÿ òàëàíò. Óòî÷íþ — ìóæèêó çà 50
Ñòèõè âûëîæåíû ñ ðàçðåøåíèÿ òîêàðÿ, ôàìèëèè ñâîåé ïðîñèë íå íàçûâàòü. Òàê ÷òî ïîñò ñîâìåñòíûé.
ß ëþáëþ ñòèõè Ìàÿêîâñêîãî. 20-30 ìèíóò íàçàä ðåøèë íà þòóáå íàéòè ñòàðîå âèäåî, ãäå àêòåð Âèêòîð Ëîãèíîâ ÷èòàåò «Õîðîøåå îòíîøåíèå ê ëîøàäÿì». Âèäåî ñ Ëîãèíîâûì íå íàøåë, íî îêàçàëîñü, ÷òî ìíîãî ðàçíûõ àêòåðîâ ÷èòàþò ýòîò ñòèõ ïî-ðàçíîìó.
ß ïðèâåäó çäåñü íåñêîëüêî âàðèàíòîâ.
ß ñàì âñåãäà ÷èòàþ åãî êàê Ñìåõîâ. Ìíå êàæåòñÿ ýòî èñïîëíåíèå åñòåñòâåííûì.
Íî âîò êàê åãî ÷èòàåò Ìàêñèì Àâåðèí. Ýòî ìåíÿ ïîðàçèëî è çàäåëî. À åùå òî, ÷òî îí óæå ñåäîé.
Çàäåâàåò íå ìèìèêà ëèöà â êîíöå, à ñ êàêîé îí äåêëàìèðóåò.
À âîò òàê ÷èòàåò Ïåòð Ôîìåíêî. Ìíå ïîêàçàëîñü áëåêëûì, íî îí ðåæèññåð è ïåäàãîã. Íàâåðíîå, åìó âèäíåå.
à âîò ýòî âûñòóïëåíèå ìåíÿ òîæå ÷åì-òî çàöåïèëî. Íå çíàþ ïî÷åìó. Äîñòàòî÷íî äóøåâíîå. Íå ñìîã åãî îòëîæèòü.
Ïîêà ïèñàë. Íàøåë âûñòóïëåíèå Ëîãèíîâà, íî íå íà þòóáå. Íà ìîé âçãëÿä îíî ñàìîå ÷åëîâå÷íîå.
https://vk.com/video-81580031_170596939
Âîò èìåííî ïîñëå òàêîãî ñðàâíåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ïîíèìàíèå äëÿ ÷åãî íà ýêçàìåíå â òåàòðàëüíîì ïðîñÿò ïî÷èòàòü ñòèõè. Ñìîòðèòå êàê ìîæíî ïî-ðàçíîìó ïðî÷èòàòü îäíî è òî æå, êàê ìîæíî â îäíîì òåêñòå âûäåëèòü ðàçíîå…
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
2
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
5
Ïî ìíîãî÷èñëåííûì çàÿâêàì ðàäèîñëóøàòåëåé — 2é ïîñò î øêîëå.Íà ñåêöèþ ïî áàñêåòáîëó ÿ ïðèõîæó çà ïîë ÷àñà äî íà÷àëà.Êàê ìèíèìóì ïîòîìó,÷òî íà íåå õîäèò Îëåíüêà — ñâåòëåéøèé ÷åëîâåê,ñ êîòîðûì âñåãäà åñòü î ÷åì ïîãîâîðèòü ïîêà ïàöàíîâ íåò — «à òî îíè æå ìåäëåííåå ðàñòóò,î ÷åì ñ íèìè ãîâîðèòü,Äàðüÿ Àíäðååâíà!»
Íó,â îáùåì,âðåìÿ ïîäîøëî,îòêðûâàåòñÿ äâåðü,âõîäèò Îëÿ, è… »çäðàâñòâóéòå» òåñíèòñÿ ãäå-òî â ñåòè å¸ ñâÿçîê,à òóìàííûé âçãëÿä ôèêñèðóåòñÿ íà ìîåé ôóòáîëêå.Íåìíîãî îïîìíèâøèñü îíà ñ ïðåäûõàíèåì âûäà¸ò:
— À êòî ýòî!??
À òàì,ñîáñòâåííî,Ìàÿêîâñêèé — çðåë,ãîðÿ÷,êðàñèâ è çàäóì÷èâ.Âðåìåíè ó íàñ äîñòàòî÷íî,ðàññêàçûâàþ âñå ÷òî çíàþ,â òîì ÷èñëå èñòîðèþ ëþáâè ê ìàäàì ßêîâëåâîé (íó,âû òî çíàåòå ïðî öâåòû îò Ìàÿêîâñêîãî,äà?) è öèòèðóþ ïàðó ñòèõîòâîðåíèé. Ìîÿ áóäóùàÿ çâåçäà NBA ïîñëå íåêîòîðîãî ìîë÷àíèÿ âûäàåò:
— ß áû õîòåëà æèòü â òî âðåìÿ.Íèêîìó áû åãî íå îòäàëà è íå ïîçâîëèëà áû ïèñàòü òàêèå ñòèõè.Ñàìà áû çàðàáàòûâàëà,à îí áû ïóñòü ïèñàë äåéñòâèòåëüíî êðàñèâûå è ðîìàíòè÷íûå,òàêèå,êàêèå õîòåë.Åñåíèíà áû ïîáåäèë â áàòëå..À!Äà!Íå ïîãèá áû òàê — ÿ áû åãî áåðåãëà!
Îíà áû ìîæåò è äàëüøå ÷òî-òî ñêàçàëà,íî ïðèøëè ìàëü÷èøè è íà÷àëàñü èãðà.Ïîóëûáàëèñü ñ êîëëåãàìè,äà â îáùåì è çàáûëè ïðî ýòîò ñëó÷àé è Îëüãèíó òÿãó ê ïîýçèè.Íî äî ïîðû.Îäíàæäû ïî çèìå,óæå â ñëåäóþùåì ó÷åáíîì ãîäó,êëàññó Îëåíüêè íå ïîñòàâèëè çàìåíó óðîêà è îíè ñêèòàëèñü ïî øêîëå.ß âðó÷èëà èì êëþ÷ îò,òàê ñêàæåì, êàïòåðêè âíóòðè çàëà è ïëàíøåò — ñèäåòü òèõî,ñìîòðåòü ïðèëè÷íîå êèíî.Çâîíîê — äåòêè óõîäÿò.À â êàïòåðêå íà ñòîëå ÿ íàõîæó çàïèñêó:
«áîëüøîå Âàì ñïàñèáî,÷òî ïðèþòèëè!
P.s. Ìàÿêîâñêàÿ Î.»
À ïîòîì íà êîíêóðñå îíà ÷èòàëà åãî ñòèõè.Ð — ðîìàíòèêà.
Âîò îíà òÿãà ê ïðåêðàñíîìó è îäíà èç ãðàíåé ëþáâè.
(Ó÷åíèöà ðàçðåøèëà ïîäåëèòüñÿ.)