Вывихи и ушибы урок обж

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:

Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Цель урока:

Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.

Задачи:

образовательные:

Дать представление оушибах, переломах, вывихах.

Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, речь;

  • Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;

  • Развивать умение самостоятельно мыслить;

воспитательные:

  • Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;

  • Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.

  • Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

— словесные: ( рассказ, беседа)

— наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)

— практический (составление опорного конспекта)

  • формы организации учебной деятельности – фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» — строение кровеносной системы, типы тканей.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент — 2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты

Изложение нового материала.- 25 минут

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Подведение итогов. – (3 минуты)

Домашнее задание – (2 минуты).

Приложение№1

Виды травм и способы оказания первой помощи.

Травма

Определение

Симптомы

Помощь

1

Ушибы

Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.

Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).

Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.

Носовое кровотечение

Кровотечение

Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.

Ушиб или сотрясение головного мозга

Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.

Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

2

Перелом

это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Холод, покой, иммобилизация шинированием.

3

Вывихи

Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.

Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.

Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.

4

Растяжение связок

 надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.

Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.

Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.

Синдром длительного сдавливания конечностей

Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.

Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.

Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основное содержание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

( 2 МИН.)

ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания

Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.

Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.

Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.

По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.

У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.

Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.

Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.

Изучение нового материала ( 25 минут)

Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.

Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.

Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.

Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.

Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)

Подведение итогов. – (3 минуты)

Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.

Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?

Домашнее задание ( 2 мин.)

Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.

Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.

Основные понятия.

— Ткань – группа клеток одного вида.

— Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.

— Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. — Ростов н/Д, 2012. — С.447.

  2. Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.

Дополнительная:

  1. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. — С. 101-119.

  2. Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .

Источник

Урок 7
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика
(ушибы, вывихи, растяжения и разрывы связок и мышц)

К опорно-двигательному аппарату относятся мышцы, кости, связки и сухожилия. Кости составляют каркас всего тела и служат местом прикрепления мышц. Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря им происходит перемещение тела в пространстве и изменение его положения. Именно опорно-двигательный аппарат чаще всего подвержен травмам в результате механических воздействий на него. При этом могут возникать и открытые повреждения (раны, сопровождаемые кровотечением), и закрытые (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления). В предыдущей теме мы рассмотрели правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях. В этой теме мы познакомим вас с правилами оказания помощи пострадавшим при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.

Ушиб

При ударе твердым тупым предметом или падении на твердую поверхность возникают закрытые повреждения тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтека (синяка). При этом могут быть повреждены не только кожные покровы, но и глубоко расположенные органы грудной клетки и полости живота. Характер повреждений зависит от силы удара, размера и места повреждений.

Типичные признаки ушиба: боль, усиливающаяся при движении, припухлость тканей (отек), кровоподтек, нарушение функций (например, при сильном ушибе ноги невозможно бегать, прыгать, ушибленной рукой трудно поднимать и даже передвигать вещи).

Порядок оказания первой медицинской помощи при ушибах показан на схеме 9.

image

Растяжение

Механическое воздействие на мягкие ткани не очень большой силы в виде продольной тяги может вызвать растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов. Чаще всего такие травмы бывают на верхних и нижних конечностях — в плечевом и голеностопном суставах.

Признаки растяжения: боль при малейшем движении, ограничение подвижности, припухлость (отек), которая быстро увеличивается в размере, незначительный кровоподтек, превращающийся потом в синяк.

Порядок оказания первой медицинской помощи при растяжениях показан на схеме 10.

image

Разрыв

Быстрое механическое воздействие на мягкие ткани с большой силой может вызвать разрывы связок, мышц, сухожилий, сосудов и нервов. Наиболее часто наблюдаются разрывы тканей на руках (запястье, плечо) и ногах (колено, стопа).

Признаки разрыва связок: пострадавший испытывает резкую боль, не может согнуть или разогнуть руку или ногу; поврежденный сустав быстро увеличивается в размере (опухает). При попытке встать на поврежденную ногу боль усиливается, а нога подворачивается.

Признаки разрыва мышц: пострадавший испытывает внезапную боль, в месте разрыва на коже появляется западение (вмятинка), ниже которого заметно выпячивание; появляется припухлость; изменяется цвет кожи (она становится синей); пострадавший не может пошевелить поврежденной рукой или ногой.

Порядок оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц показан на схеме 11.

image

Вывих

Вывихом называют смещение костей относительно друг друга в области сустава. Как правило, вывих возникает при сильном механическом воздействии на конечность.

Признаки вывиха: заметны изменение формы сустава, необычное положение конечности, изменение ее длины, пострадавший испытывает боль в суставе, невозможность движения в нем.

Порядок оказания первой медицинской помощи при вывихах показан на схеме 12.

image

Вывихи и ушибы урок обж

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНГЫЙ ТЕХНИКУМ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:

Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Преподаватель- организатор БЖД

О.Н.Степанов

ПЕТРОЗАВОДСК 2016 г.

Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Цель урока:

Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.

Задачи:

образовательные:

Дать представление оушибах, переломах, вывихах.

Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, речь;

  • Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;

  • Развивать умение самостоятельно мыслить;

воспитательные:

  • Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;

  • Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.

  • Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

— словесные: ( рассказ, беседа)

— наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)

— практический (составление опорного конспекта)

  • формы организации учебной деятельности – фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» — строение кровеносной системы, типы тканей.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент — 2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты

Изложение нового материала.- 25 минут

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Подведение итогов. – (3 минуты)

Домашнее задание – (2 минуты).

Приложение№1

Виды травм и способы оказания первой помощи.

Травма

Определение

Симптомы

Помощь

1

Ушибы

Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.

Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).

Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.

Носовое кровотечение

Кровотечение

Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.

Ушиб или сотрясение головного мозга

Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.

Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

2

Перелом

это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Холод, покой, иммобилизация шинированием.

3

Вывихи

Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.

Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.

Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.

4

Растяжение связок

 надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.

Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.

Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.

Синдром длительного сдавливания конечностей

Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.

Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.

Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основное содержание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

( 2 МИН.)

ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания

Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.

Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.

Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.

По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.

У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.

Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.

Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.

Изучение нового материала ( 25 минут)

Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.

Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.

Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.

Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.

Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)

Подведение итогов. – (3 минуты)

Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.

Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?

Домашнее задание ( 2 мин.)

Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.

Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.

Основные понятия.

— Ткань – группа клеток одного вида.

— Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.

— Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. — Ростов н/Д, 2012. — С.447.

  2. Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.

Дополнительная:

  1. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. — С. 101-119.

  2. Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .

Источник