Я сбил человека на пешеходном переходе у него только ушибы
От такого происшествия не застрахованы даже самые опытные водители. Плохая погода или наглый пешеход, решивший переходить дорогу там, где хочется, могут разделить жизнь водителя на «до» и «после». Юристы и бывшие сотрудники ГИБДД рассказали Лайфу, как нужно вести себя в случае наезда на человека.
Уехал — считай сел
Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.
И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД (а именно П.4.3 или П.4.5), пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.
— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда, — рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.
Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.
Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями
Антон Боровиков
Не врать инспектору
Юристы говорят, что уезжать с места ДТП нельзя даже в том случае, если пешеход чувствует себя хорошо и самостоятельно уходит домой. Такие «клиенты» очень часто сразу после прыжка под автомобиль идут в больницу, где фиксируют повреждения. Сразу за этим действием следует обращение в полицию, и, как правило, пострадавший пешеход всегда помнит номер автомобиля. Если владелец убедился в нормальном самочувствии пешехода и потом уехал, то он будет виноват и, скорее всего, не только лишится прав, но и получит срок за причинение тяжкого вреда здоровью.
Если пешеход подаёт признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Одно неловкое движение, и пережатая артерия откроет крови путь наружу. Если пешеход умрёт от кровопотери прямо на дороге, то водитель гарантированно сядет в тюрьму, причём «загреметь» на нары можно сразу по нескольким статьям, главной из которых может стать «Причинение смерти по неосторожности».
Важно знать, что непосредственными свидетелями ДТП могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход появился на дороге внезапно и совершенно не там, где это предусмотрено, может быть достаточно для того, чтобы инспекторы ДПС начали сомневаться в виновности водителя. Кстати, самому водителю ни в коем случае не стоит врать инспектору относительно скорости движения. Часто (либо от испуга, либо по другой причине) водители пытаются занизить скорость, с которой двигались.
Запомните, что у экспертов есть методики и специальные инструменты для определения тормозного пути. Исходя из этих данных, следователи сделают однозначный вывод о скорости движения, и тогда ложь станет отягчающим обстоятельством в суде.
Чтобы не навесили лишнего
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Если решение говорить всё честно принято, то стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причём как в ту, так и в другую сторону. После того как сотрудник ГИБДД начинает рисовать схему, важно не просто следить за замерами, но и делать это в присутствии двух понятых. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то данные ГИБДД не засчитают в суде.
Также особенно важно уточнить в итоговом протоколе состояние проезжей части. Если на момент совершения ДТП шёл дождь, а инспектор записал состояние проезжей части как «сухая», то суд вряд ли встанет на сторону водителя. Обязательно нужно отразить погоду, состояние дороги, освещение, препятствия, зону видимости.
Прежде чем подписывать протоколы о ДТП, нужно их внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет телефон приличного юриста, который прочитает документы внимательно, с профессиональной точки зрения сделает замечания инспектору и внесёт свои правки в протокол.
Если у пострадавшего в ДТП пешехода или инспекторов ГИБДД есть вопросы по трезвости водителя, ни в коем случае не стоит отказываться от освидетельствования. Отказ от поездки в больницу приравняют к вождению в нетрезвом состоянии, и тогда песенка будет спета — ДТП, да ещё и с наездом на пешехода, плюс повреждения — минимум условный срок.
Если следователь, а затем суд установят, что водитель не нарушал правил и действовал в рамках закона, это смягчит его наказание.
А теперь внимание
Важное уточнение заключается в том, как реагировать на паническое поведение пешехода на дороге. К примеру, если резко отвернуть в сторону от пешехода, но вылететь на полосу встречного движения и там убить водителя и пассажиров встречного автомобиля или других пешеходов, то суд расценит это как более тяжкую аварию.
Выбирать приходится из двух зол: лучше «поймать» на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.
ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный русский мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно «гудеть» сигналом и переключить свет в «дальний» режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.
Одно неверное слово — и тюрьма
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.
Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.
Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.
Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов ДПС в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.
Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю «скорую юридическую помощь». Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.
Источник
Когда листаешь новостные или автомобильные сайты своего города, то нередко наталкиваешься на печальные новости, когда водитель сбивает пешехода и скрывается с места ДТП. В некоторых случаях его находят, в некоторых нет. В каких то ситуациях люди погибают в каких то отделывается травмами, все зависит от конкретной ситуации, то есть на каком авто ехал водитель и с какой скоростью, был ли удар вскользь или пришелся прямо на пешехода. В любом случае, человек получает травму, совместимую или не совместимую с жизнью. Но мы говорим о действиях водителей, которые бросают пострадавшего и удирают сломя голову с места происшествия, а ведь можно банально взять пострадавшего и отвезти его на этом же авто в ближайшую больницу и тем самым избежать печальных последствий, даже хотя бы скорую помощь вызвать, но вот уезжать, это не по человечески. И сегодня мы поговорим о том, какая же ответственность предусмотрена за такое правонарушение!
Какая ответственность предусмотрена за оставление сбитого пешехода?
Все будет зависеть от того, какой причинен вред здоровью сбитого, погиб ли человек и от многих других обстоятельств.
В самом простом случае, если к примеру вы не причинили серьезного вреда пешеходу, немного подсадили на капот, пролетели вскользь, немного задев пешехода, скажем у него стался синяк или ушиб то водителю предусмотрена административная ответственность. Она предполагает в виде наказания или штраф, или лишение права на управление транспортным средством.
Но если вы скрылись с места происшествия, то согласно части 2 статьи 12.27 КОАП РФ, вы можете лишиться права на управление автомобилем на срок от 1 года до 1.5 лет, либо в качествен наказания вас могут арестовать на срок до 15 суток. Одно из двух, скорее всего первое, но и арестовать вас вполне смогут и очень легко, но из ареста есть исключения!
Арестовать вас не смогут если к примеру вы:
- Беременная женщина;
- Женщина имеющая детей в возрасте до 14 лет;
- Если вы не достигли возраста 18 лет;
- Если вы инвалид 1 или 2 группы;
- Военнослужащий или призваны на военные сборы;
Если вообще просто, то если вы немного задели пешехода, скажем у него после взаимодействия с вами остался небольшой синяк, ссадина или ушиб и вы скрылись, то вас обязательно лишат права на управление автомобилем на срок от 1 года до 11.5 лет или арестуют на срок до 15 суток.
Но чтобы нам полной мере понять и уяснить суть вопроса, нужно понимать, что такое вред здоровью, какой он бывает, а после этого и придет понимание и отличие, почему и как назначается наказание.
Виды вреда здоровью (легкий, средний, тяжелый)
Давайте разберем эти три вида вреда, после этого материал будет проще понимать.
Легкий вред здоровью – это кратковременное расстройство здоровья на срок до 21 дня включительно. Сопровождается незначительной стойкой утратой трудоспособности мене 10%. К таким повреждениям можно отнести скажем ссадину, ушиб мягких тканей с кровоподтеком или гематомой, то есть поверхностная рана, результат которой незначительное расстройство здоровья.
Вред здоровью средней тяжести – это длительно расстройство здоровья на срок более 21 дня, сопровождающуюся стойкой утратой общей трудоспособности менее чем на 1/3. Это обычно временное нарушение функций внутренних органов и систем, которая продолжается более 3-х недель. К примеру это может быть сотрясение мозга, переломы, разрывы сухожилий и т.д. Когда повреждены внутренние органы, но временно с возможностью восстановления.
Тяжкий вред здоровью – это вред здоровью опасный для жизни и повлекший в результате полную потерю зрения, речи или слуха, или утраты функции какого либо органа. Неизгладимое обезображивание лица. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на 1/3. Полная утрата профессиональной трудоспособности. Вред здоровью вызвавший прерывание беременности, психическое расстройство либо как следствие заболевание токсикоманией или наркоманией.
Вообще установить степень тяжести вреда, сможет только судебно-медицинский эксперт, только он принимает решение к какой степени тяжести причинен вред.
А теперь когда мы знаем виды вреда здоровью, то поговорим об ответственности за каждый, ведь за такое деяние предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность, к тому ж все ДТП заканчиваются вредом здоровью, так же происходит много смертей. Но не забываем, что мы рассматриваем случаи когда водитель сбил пешехода и скрылся!
Административная ответственность!
Ну как уже говорилось выше, раз вы покинули место ДТП то вы или лишитесь права на управление автомобилем на срок от 1 года до 1.5 лет, или вам грозит арест на срок до 15 суток, это уже однозначно и необратимо.
Однако, вы еще сбили пешехода, а это значит, что вы совершили 2 административных правонарушения, значит и ответственность будет как за 2 нарушения.
Вообще в «Кодексе об административных правонарушениях» есть статья 12.24 в которой говорится следующее:
- Если вы нарушили правила дорожного движения, что повлекло причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, то вас могут лишить права на управление автомобилем на срок от 1 года до 1.5 лет, либо на вас накладывается штраф в размере от 2500 до 5000 руб.;
- Если вы нарушили ПДД и это повлекло причинение вреда здоровью потерпевшего средней тяжести, то на вас могут наложить административный штраф в размере от 10000 до 25000 руб., либо вас могут лишить права на управление транспортным средством на срок от 1 до 1.5 лет.
С ответственностью за вред здоровью легкой и средней тяжести мы разобрались. Но хочется сказать еще пару слов, ведь в судах все не так как пишется в кодексах. Что касается оставления места ДТП, то суд вас лишит права на управление ТС (или арестует на срок до 15 суток), а вот за второе нарушение, то есть за причинение вреда здоровью скорее всего только оштрафуют и то не всегда, ведь можно подумать, что за это правонарушение как за второе к сроку лишения добавят еще год или полтора, согласно статье 12.24. Но это не так, но вот возмещать вред здоровью потерпевшего, вам все же придется, если не в добровольном то в судебном порядке, так же скорее всего вы возместите моральный вред и утраченный заработок за период утраты трудоспособности.
Но бывают и ситуации, когда судью просто складывают все правонарушения, особенно когда их сразу 3 и более, бывают и такие ситуации, но реже!
Но не всегда как уже говорилось можно отделаться административной ответственностью и если обошлось только ей, то можете считать, что вам просто крупно повезло, но все намного серьезнее, если ваше деяние попадает под уголовную ответственность, об этом мы сейчас и поговорим.
Уголовная ответственность (в каких случаях наступает)! Что грозит?
Мы будем рассматривать ситуации когда вы скрылись с места ДТП, но были полностью трезвы, ведь если человек управлял автомобилем и совершил подобное ДТП, то отвечает он намного строже чем трезвый.
И так, начнем с того, что вы причинили тяжкий вред здоровью человека в нарушение правил дорожного движения, либо последствиями вашего нарушения стала смерть человека.
Ситуация скажу сразу, не в вашу пользу, ведь само оставление места ДТП, говорит о том, что вы хотели избежать ответственности, то есть скрыться с места происшествия и тем самым остаться незамеченным, авось пронесет, не найдут. То есть вы знали, что вы виноваты, но вот отвечать за свой поступок ох как не хотелось и водитель решил просто сбежать, вдруг никто не видел, нет камер или просто находился в таком психологическом состоянии и впал в панику.
Если вы причинили тяжкий вред здоровью и уехали с места происшествия?
За данное нарушение, водитель может лишиться свободы на срок до 3 лет, либо могут назначить принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Так же водителя могут арестовать на срок до 6 месяцев. Так же могут лишить свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Все это прописано в части 1 статьи 264 УК РФ.
Если водитель сбил человека и он погиб?
Если водитель скрылся с места ДТП и человек которого он сбил получил травмы несовместимы с жизнью, то за данное деяние предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Но так же как альтернатива, могут обязать на принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Если водитель сбил на смерть несколько человек?
Если водитель сбил на смерть двух и более лиц и уехал с места происшествия, то такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
То есть теперь мы понимаем, что нам грозит и какая уголовная ответственность наступает, а наступает она, если причинить человеку по неосторожности при помощи автомобиля минимум тяжкий вред здоровью или смерть, а также смерть одного или боле гражданина.
Как уже говорилось, ответственность за точно такие же деяния, но в состоянии алкогольного опьянения намного строже, так что как уже не раз говорилось, выпил не садись за руль, ведь очень много людей придя в себя и осознав, что они натворили, впадали просто в отчаяние, а все из за того, что захотелось прокатиться с ветерком в нетрезвом виде.
Что делать если вы сбили человека, как смягчить наказание и от чего оно будет зависеть?
Конечно же первым делом вам необходимо осмотреть самого пешехода и сразу же вызвать скорую помощь.
Обязательно оградите пешехода от проезжающих автомобилей, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки. Если пешеход сможет подняться, то лучше усадите его или уложите его на разобранное сиденье. Если требуется окажите ему первую медицинскую помощь. Без надобности не трогайте человека до приезда скорой помощи, ведь можно навредить, если не знаете, что делаете, поэтому если человек не может подняться самостоятельно, пускай остается на земле до приезда медиков.
Далее вызываем инспекторов ГИБДД для оформления ДТП. Они должны дать вам бланк для написания объяснительной, укажите в ней все подробности ДТП, с какой скоростью вы двигались, были ли пристегнуты, был ли включен ближний свет фар, укажите дорожное покрытие и время суток. Обязательно привлеките свидетелей, запишите их и возьмите у них контактные данные.
Сделайте фотографии и запишите видео, необходимо запечатлеть все, что относится к ДТП, все предметы, тормозной путь, то есть все, что может относится к происшествию.
Инспекторы ГИБДД так же должны составить схему ДТП, проследите, чтобы схема была нарисована точно и правильно, хотя бы, чтобы на ней было понятно и точно указано место ДТП, расположение знаков и предметов, так же разметка и название улиц. Ели вы видите какие то неточности, то требуйте, чтобы инспектор их исправил на месте, просто требуйте и стойте на своем и не слушайте инспектора, если он вам будет говорить, что внесет исправления в отделении, вы подпишете схему и объяснительную на месте и в ней должно быть указано все правильно.
Как уже говорилось ни в коем случае не скрывайтесь с места ДТП, а если вы в состоянии шока уехали, то одумайтесь и сразу же вернитесь и помогите сбитому человеку. Ведь оказание содействия и помощи, будет для вам смягчающим обстоятельством, если вас признают виновным.
Так же хочется сказать, что не всегда виноват водитель, довольно часто пешеходы выбегают на дорогу в неположенных местах, просто выбегают на пешеходные переходы, даже не убедившись в безопасности. В любом случае все будет решать суд, так же вам не помешает помощь адвоката.
Так же наказание будет зависеть от того, привлекались ли вы ранее за нарушения ПДД, если вы дисциплинированный водитель и произошла случайность, то есть большая вероятность, что наказание будет мягче. А вот если вы зарекомендовали себя как заядлый нарушитель, то наказание будет самым строгим, так как сразу понятно, что человек не понимает, что делает и не смотря на штрафы, предупреждения, он все равно продолжает нарушать правила, что и привело к таким серьезным последствиям и вывод здесь один, человек безответственный и таких на дороге быть не должно. То есть получается если вы ранее не нарушали ПДД то наказание будет мягче, а если часто нарушаете, то жалеть вас никто не будет.
Можно ли избежать ответственности и нужно ли?
Некоторые думают, что сейчас уеду с места ДТП, брошу сбитого пешехода и меня не найдут! Найдут обязательно и я не рекомендую так поступать, потому, что это не по человечески, бросать человека в беде, умирать. Хорошо если в городе такое случится, а вот если где то в глухой местности или на трассе, когда человек может просто упасть в кювет и физически не сможет выбраться, а в кюветах бывают и канавы с водой и прочие опасности, поэтому нужно всегда останавливаться и помогать, отвозить в больницу и сразу же возвращаться назад и ждать сотрудников ГИБДД, не уезжайте и не бросайте человека в беде. Примите это достойно и оставайтесь человеком.
Ответственности вы избежите если пешеход виноват и это признают, ведь сейчас доказать, что то стало проще, ведь появились регистраторы и на них все будет видно.
Если вы скроетесь, то да, возможно вы не понесете наказания и вас не найдут, но разве это будет правильно? Разве это по человечески? Я думаю таких людей все же мучает потом совесть! Но еще раз, не поддавайтесь искушению уехать, не впадайте в панику, останьтесь, помогите человеку, вызовите скорую и ГИБДД, сделайте все, чтобы помочь пострадавшему.
Самое главное, не уезжайте, это будет очень большим минусом для вас и таких водителей не любят ин инспекторы ГИБДД, ни судьи и конечно же сам потерпевший, который обязательно будет требовать для скрывшегося водителя самого строгого наказания.
Ни чего страшного в конце концов и слава богу если человек остался жив и причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, ну подумаешь заплатите компенсацию пострадавшему, заплатите штраф, либо права заберут, но до греха и до уголовной ответственности не доводите, сначала думайте, а потом делайте.
Выводы из статьи!
Сбили пешехода, в зависимости от вреда здоровью который вы ему причинили, или административная, или уголовная ответственность.
Скрылись с места ДТП, это как отягчающее обстоятельство, но без прав вы точно останетесь.
Поэтому не уезжаем если сбили пешехода, ни в коем случае, остаемся и помогаем человеку, вызываем скорую помощь, ГИБДД, находим свидетелей, фотографируем место ДТП и снимаем на видео, если есть возможность.
Вот и все, что я хотел вам рассказать по данному вопросу. Также вы всегда сможете спросить то, что вас интересует у нас на сайте.
Знайте ваши права. Желаю вам удачи!
Об авторе:
Берестов Сергей. Наследственное право, это основное направление Сергея, которым он занимается большую часть времени, так же в его компетенции защита интеллектуальной собственности. Готовится к получению статуса адвоката. Общий юридический стаж составляет более 18 лет. В 1998 году окончил с отличием РЭУ имени Г.В. Плеханова – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Обучался на факультете экономики и права.
Источник