Как быстро начнет ребенок ходить после перелома ноги

У меня девочка в начале того месяца сломала ногу. Перелом берцовой кости. Месяц в гипсе. В то воскресенье сняли гипс. Врачи сказали все нормально. Но ходить она не в какую не хочет. Прыгает на одной ноге. Даже вставать на две ноги не хочет. Если просишь встать, так она в слезы.
Что делать ума не приложу. Может кто сталкивался с такой ситуацией? Как заставить ребенка ходить?

07.07.2006 17:27:19, Christinka

14 комментариев

Здравствуйте! Искала информацию о восстановлении деток после перелома берцовой кости и нашла выше сообщение в форуме… у нас точно такая же ситуация сейчас… 2 дня назад сняли гипс и вообще отказывается ходить и наступать на ногу… что вы делали , когда вашей девочке сняли гипс? Спасибо
16.02.2020 16:36:03, rfthbyf Катерина

Надо. Заставить как это не ходить надо учится не бояться
19.12.2017 13:11:00, Галина.

Сама ломала ногу, даже не ногу а косточку на самой стопе – гипс сняли – просто было страшно наступить – вдруг опять сломается! Это психологическое, просто нужно обратить это в шутку каким то образом, успокоить ребенка … удачи…
11.07.2006 11:14:25, Tess

Очень вас понимаю, мы сами только-только через это все прошли:(( Только в гипсе нас держали аж 2,5 месяца. Тоже смещение было, небольшое. И перелом винтообразный:(( Но моя очень-очень терпеливая, она молодец, как все это перенесла. Причем у детей сложнее, чем у взрослых. Именно детям сложнее ПОТОМ, психологически сложнее, чем взрослым — дети БОЯТСЯ и привыкают не пользоваться ногой:(( Моя не боялась наступать, но ногу подволакивала с месяц точно. Многие еще первые 2 недели после снятия гипса ходят на костылях (!!!) Что мы делали — сразу же как сняли гипс, с того же дня, по 2 часа она сидела в ванне каждый день (!), в воде легче начать двигать ногой. Потом нам сразу же назначили массаж, мы сделали 15 сеансов. ЛФК — просто обязательно! Разрабатывать, разрабатывать, разрабатывать! Кроме того, у нас перед глазами был негативный пример — бабушка год назад тоже ломала ногу и не делала восстановительную гимнастику, хромота осталась. Т.е. перед глазами был пример, что надо работать, иначе хромота на всю жизнь.
Не заставляйте наступать — это больно, очень. Мы начали с того, что просто учились сгибать ногу в колене. Потом сидя на стуле учились ставить обе ножки на пол, поднимать их на носочки, на пяточки (все сидя, без веса!). Только потом с весом, учились вставать. Ведь по сути, нужно учиться пользоваться ногой заново! Там много еще упражнений, плюс физио-процедуры должны облегчить ситуацию. Если есть вопросы — пишите, отвечу!
10.07.2006 13:05:02, ПоЛинка

мой сережка тоже не хотел ходить никак((( спасало — массаж, ЛФК, плюс он ходил как бы опираясь на стул, переставляя его вперед с каждым шагом
09.07.2006 18:09:28, Gala

Массаж,ЛФК, басейн,речка… в воде намного легче всё разрабатывается…
09.07.2006 12:48:15, Бандерилья

Вспомнила свою некогда сломанную ногу. После снятия гипса было ОЧЕНЬ больно ходить, особенно спускаться по лестнице, поэтому ребенка можно понять. Хорошо бы, если бы ей врач или психолог, которым она доверяет, убедил бы ее в необходимости потихоньку разрабатывать ногу. И попробуйте начать ВМЕСТЕ с ней: похромать, поберечь ногу, осторожно на нее наступить. Вместе — оно всегда легче. Держитесь!
08.07.2006 19:03:36, Пи-Джин

Сочуствую ((. Я бы искала хорошего врача, чтобы смотрел. И обязательно надо разрабатывать. Я видела в травме детей после переломов ноги, так никто не хочет ходить после гипса — за время гипса мышцы атрофируются. Это все поправимо, но надо работать. Еще применяют физиотерапию для разрабатывания.
08.07.2006 12:47:04, Da’iline

Массаж, ЛФК, время и терпение.
Когда мы ходили на массаж с ВЧД, сразу после нас приходил мальчик 5 лет с тем же, что у Вас. После 6 сеанса он стал пытаться наступать на ногу.
07.07.2006 22:44:28, маугленок

а что врачи говорят? я помню после перелома руки, я месяца 2 руку разрабатывала специально упражнениями. После гипса месяца у мамы на ноге, она очень долго не могла ходить без сначала костылей, а потом уже с палочкой и только потом она смогла спокойно начать ходить. Имхо, вы слишком торопитесь.. хотя. я не специалист..
07.07.2006 18:37:11, pelenka

Может массаж? Да и прихологический разговор, что мол, НАДО ходить, а ТО…
07.07.2006 18:54:41, Агата.

Психологический разговор ведем каждый день.
Сегодня пошла к врачам, сказали водить на ЛФК.
07.07.2006 19:00:16, Christinka

Но у меня паника еще почему. Когда мы как-то на осмотр ее привезли, после очередного снимка врач сказала, что у ребенка смещение. Потом она сходила к заведующей и та сказала, что все нормально.
Я не знаю что и думать теперь, хотя все последующие врачи говорили все нормально.
07.07.2006 19:02:46, Christinka

Чтобы отпали все сомнения,сходите на платную консультацию в ЦИТО.Там сейчас не так много народу.Если у вас есть снимки,то с ними.Если нет,придется сделать там.Зато там вам точно скажут что делать.м.Войковская.Приорова 10.
08.07.2006 14:47:27, Melodija

Источник

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Возможно, кому-то пригодится моя история. 30 ноября, уже скользко и снег. Я становлюсь на мокрый лед, результат- закрытый перелом двух лодыжек со смещением, с подвывихом стопы кнаружи. До 30 января (2мес.)- гипс. Первый месяц- до середины бедра высотой, потом- ниже колена. Сказано было первый месяц шевелить только пальцами (отломков наружной лодыжки было 2, и один далеко отошел- еле сопоставили). Но и ими не очень получалось, вообще-то. Через месяц отек стал сходить, и тогда уже пошло дело… На втором месяце гипс стал свободным (у меня отек начался поздно- через 3 дня после перелома, но держался долго). Поэтому уже начало получаться даже чуть икроножную мышцу напрягать. На ноге даже в гипсе сказали не ходить и не приступать. Даже хуже- еще 2 недели после снятия ходить запретили Только в воздухе махать, катать бутылку по полу- короче, всё что душа желает, лишь бы без нагрузки восстановить подвижность сустава хоть наполовину. Врач советовал сначала опускать ногу в теплую (не больше 50 градусов) воду, а потом, когда прогреется, работать. Но я решил, что с отеками уже намаялся (не старик и тромбофлебитом не страдаю- просто личная особенность, видимо, проявилась). Поэтому разрабатывал всегда «на холодную»- не грел, никаких компрессов, просто махал носком вперед-назад,лежа на кровати, с ноутбуком, в процессе работы на нем. Получалось, махал целый день, гнул пальцами на себя и от себя, и больше ничего. Вместо бутылки катал мяч- как теннисный, только литой, для собак У своего пса позаимствовал Правда, каждый вечер массаж делал- от стопы до колена, а раз в неделю- и выше, от колена до самого тазобедренного.
Короче, пара недель на разработку в воздухе и понадобилась- нога перестала крениться внутрь (как вот в гипсе ее под наклоном фиксируют, так она пыталась сама принять это положение), при попытке поставить на пол «мурашки» пробегали по всему своду стопы. Я решил форсировать процесс- начал просто, как обычно люди делают, садиться на край кровати, ставить обе стопы твердо на пол и приподнимать их одновременно на носочки. Типа, пусть она хоть пока с половиной собственного веса научится подниматься. Сначала маленько ныла при движении, потом стало попускать. Через неделю таких упражнений (опять ни в какой не воде и прочее) я уже дополнительно ставил на колено этой ноги локоть, еще через 4 дня мог уже давить рукой на колено, поднимая ее на носок через, получается, сопротивление рукой. Короче, к концу 3-го месяца я встал на обе ноги, мог уверенно стоять без костылей. Ходить вообще без них еще было больно, но поскольку один костыль больше мешает, чем помогает, а трости дома не нашлось, я делал по 3-5 шагов, держа их на весу. То есть, в «рабочем» положении, но не опираясь ими о пол. Так прошла еще неделя. Чтобы ускорить процесс (нога не отекала больше ни разу, но болела при каждом шаге и синела), я начал делать те же подъемы на носки, только уже стоя- с полным весом тела. Чтобы не упасть, держался за край стола, а костыли полностью отставлял, чтоб так, были рядом. Повторял подъемы до тех пор, пока нога не начинала болеть даже просто стоя на полу. Потом брал костыли и уже на одной прыгал до кровати отдохнуть. Занимался так дважды в день- утром и вечером, в промежутке- ходил на двух и с костылями. Сейчас, через, считай, чистый месяц с момента, как мне разрешили хоть приступать на ногу, я хожу без костылей, без трости- просто на своих двоих. Заметно хромаю- нога не болит, но и пока не гнется на полную амплитуду, поэтому и хромота. Не отекает, уже не синеет. Ни разу не воспользовался за это время ни эластичным бинтом, ни прочими прибамбасами. Вот что делал все это время поэтапно:
В гипсе:
1.Со второго месяца шевелил пальцами, двигал лодыжкой, насколько позволяла «упаковка»;
2.Ежедневно принимал по 500мг ацетилсалициловой кислоты («Упсарин»- 1 таб./сутки). Эта штука хороша для кровообращения и отлично снимает воспаления в костных тканях, но ее нельзя пить при гастрите/язве желудка или кишечника, гемофилии, тромбозе глубоких вен. Первые 2 недели после перелома ее пить тоже нельзя- может усилить отек и кровотечение в месте травмы;
3.Ежедневно съедал 1ч.л. желатина- прям в порошке, даже не разводя водой, как продается в магазине;
4.Ежедневно съедал 150-200гр мяса- в разных блюдах, от тефтелей до холодца. Т.е., в дополнение к желатину;
5.Врач посоветовал начать кальций на второй неделе после перелома, но это я изменил: он прописал суточную норму «Кальций D3» или «Кальцемина», но я решил, что с каких делов он будет усваиваться костью, которая слабеет и рассасывается без нагрузок, если нагрузки пока и не предвидятся?.. Подумал, что травматолог не будет потом отвечать за мои желчные или почечные камни, поэтому принимал всего треть суточной нормы (1 таблетку от указанных 3-х) и через день.
После гипса:
1.Каждый день, на ночь- массаж от стопы до колена, 1 раз в неделю- всю ногу вплоть до поясницы;
2.Растяжку стопы (в том числе, в голеностопе) в воздухе до боли- и чуть дальше, как посоветовал врач;
3.Подъемы на носки- сперва просто сидя, потом- сидя при сопротивлении рукой, потом- стоя, без костылей, удерживая равновесие у края стола;
4.Ежедневно ходил, пока болела при шаге- на двух ногах с частичной опорой на 2 костыля, потом- резко без костылей и другой поддержки;
5.Продолжаю принимать по 500мг (1 таб.) ацетилсалициловой кислоты в день;
6.Продолжаю есть желатин- по 1ч.л. в день;
7.Принимаю поливитаминный растворимый комплекс «Супрадин» (моя инициатива- я пью его по 2 нед. каждый месяц, по жизни);
8.Заканчиваю месяц уже почти полноценного курса препаратов кальция (по 2 таб. в день из указанных 3)- кость получила нагрузку, теперь кальций, думаю, будет усваиваться ею, а не выводиться почками… Так что, небольшой остеопороз, приобретенный за время неподвижности, должен остановиться.
Ну, вроде так, все сказал

Источник

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник