Картинки перелома кости рентген

Рентгенография переломов – основной метод инструментальной диагностики, используемый при травмах костей. В процессе обследования делают снимки кости или сустава как минимум в двух проекциях. Если полученные изображения не позволяют определить характер имеющегося у пациента повреждения, дополнительно выполняют снимки в косой проекции. Перед обследованием до наложения гипса пациенту вводят средства для местной анестезии, с помощью которых удается снизить боль и обеспечить фиксацию травмированной части тела в неподвижном положении.

Рентген-снимки переломов

Признаки перелома на рентгеновском снимке

Основным рентгенологическим показателем перелома костей является серое просветление на фоне белой кости, имеющее вид неровной линии, часто с зазубренными краями. Если светлая полоса не достигает второго края кости, перелом считает неполным. Если же линия просветления проходит через всю кость, следует вести речь о полном переломе.В первом случае заметного смещения отломков нет, во втором же оно хорошо визуализируется на снимке.

Смещение может быть:

  • продольным (по длине кости),
  • боковым (по ширине кости),
  • угловым (по оси кости),
  • периферийным (возникает, когда отломок поворачивается вокруг своей продольной оси).

Боковое и продольное смещение измеряется в сантиметрах, а периферийное и угловое – в градусах.

Если полоса просветления проходит через суставную поверхность кости, перелом является внутрисуставным. В детском возрасте часто встречается перелом по типу «зеленой веточки»: костная ткань сломана, а эластичная надкостница остается целой.

Как расшифровываются результаты рентгенографии при переломах в разных участках скелета

Рентгенография переломов подтверждает, что травмы такого характера в каждом отделе скелета обладают рядом особенностей, и эта специфика отображается на снимке. Кроме того, следует отличать линии перелома от имеющихся в большинстве костей сосудистых каналов, костных эпифизов (закругленных краев костей), а также от так называемых зон Лоозера.

Рентген рукиПоследние являют собой полосы просветления на рентгенограмме, которые отображают степень приспособления отдельных участков костей к повышенной нагрузке. Чаще всего они возникают в плюсневой, седалищной, большеберцовой костях, в ключице, лопатке, костях предплечья.

Иногда зоны Лоозера формируются и при обычной физической нагрузке в пораженной костной ткани при рахите, остеодистрофии и других заболеваниях. Предлагаем более подробно ознакомиться с тем, как выглядит перелом на рентгеновском снимке в разных участках скелета в сравнении с изображением неповрежденных костей.

Визуализация перелома костей черепа на рентгенограмме

Одна из частей черепа, которая часто подвергается переломам – это его свод (то есть верхняя часть). В большинстве случаев наблюдаются линейные переломы, которые возникают в том месте, где непосредственно и была приложена сила. На рентгенограмме повреждение имеет вид резкой, иногда зигзагообразной и местами раздваивающейся линии с неровными краями.

Если эта полоса расположена в пределах одной пластины, перелом называется неполным, а если в пределах обеих – полным. Иногда переломы переходят на черепные швы (места соединения костей черепа), которые в норме на снимке также имеют вид полос просветления. При накладывании на них линий переломов возникает расхождение швов, на рентгене полоса просветления становится отчетливее и шире.

Переломы свода черепа могут быть еще вдавленными, дырчатыми, оскольчатыми.

Эти виды диагностировать легче, поскольку на снимке четко просматривается смещение отломков, которые в норме отсутствуют.

Череп на рентгенеПри переломе лобной кости линия просветления проходит к лобной пазухе, верхней стенке глазницы, в случае повреждения височной и теменной костей – к средней черепной ямке, при переломе затылочной кости – к задней черепной ямке.

Отчетливее всего на рентгене просматриваются переломы челюсти. В зависимости от того, как на снимке проходит полоса просветления, они подразделяются на продольные, поперечные, косые.

Переломы челюстных костей сопровождаются в большинстве случаев значительным смещением отломков.

Самое распространенное повреждение – когда линия перелома проходит от луночки последнего зуба челюсти к ее углу.

Как выглядят переломы верхних конечностей на рентгенограмме

На снимках неповрежденные трубчатые кости окрашены в яркий белый цвет, губчатое наполнение же имеет вид сероватого просветления, расположенного вдоль их центра. Округлые края костей (костные эпифизы) выглядят как серые полосы просветления.

Рентген перелома руки выполняется в прямой и боковой проекциях. Перелом плечевой кости без смещения фрагментов заметен только на снимке, сделанном в боковой проекции. А переломы со смещением хорошо просматриваются на всех изображениях: видно, когда кость отклонена кнаружи под небольшим углом.

20 % всех переломов руки приходится на локоть как результат падения, поскольку на уровне подсознания в такой ситуации человек рефлекторно в целях самосохранения выставляет именно эту часть руки.

Перелом ключицы на рентгене также несложно диагностировать. В большинстве случаев его линия проходит поперек кости, значительно реже – по диагонали. При этом обе части ключицы смещаются: тот край, который присоединяется к грудине, отклоняется вверх и внутрь, а тот, который крепится к лопатке – вниз и наружу. Эта травма встречается реже, чем перелом руки. Пациенты большей частью дети и подростки.

Перелом лучевой кости на рентгене может иметь вид поперечной, продольной, косой или спиралеобразной линии просветления. Часто такое повреждение случается рядом с запястьем.

Рентгенография переломов нижних конечностей

Перелом рукиСнимки нижних конечностей выполняются в двух-трех проекциях и являются комбинацией зон затемнения (кости) и участков просветления (костные эпифизы, хрящевые и мягкие ткани).

Наиболее часто травмам подвергается большой палец, пяточная, предплюсневые и плюсневые кости стопы. Полосы переломов видны на изображениях в тыльно-подошвенной, боковой и косой проекциях.

При подворачивании стопы кнаружи может случиться перелом лодыжки. Если повреждение возникло при чрезмерном повороте стопы внутрь, рентген лодыжки покажет отрыв верхней части наружной лодыжки. Линия излома от внутренней лодыжки может доходить до нижней внутренней части большеберцовой кости. На рентгенограмме часто заметен отрыв внутренней лодыжки у основания и линия перелома в наружной лодыжке на уровне сустава.

Иногда две поверхности кости, разделенные полосой перелома, расположены не параллельно, а под углом. Так выглядит перелом лодыжки со смещением на рентгене.

Переломы позвоночника на рентгенограммах

Если есть подозрение на перелом позвоночника, делают его снимки в двух проекциях – прямой и боковой, являющихся взаимно перпендикулярными. В качестве центра снимка избирается участок, в котором локализовано предполагаемое повреждение. Чтобы поставить диагноз, врач проводит оценку формы, контуров, структуры позвонков в сравнении с нормой.

Если на снимке тело позвонка имеет клиновидную форму (в норме она плоско-вогнутая), замыкательная пластинка выглядит неровной или ступенеобразной, высота тела позвонка уменьшилась как минимум на треть, по сравнению с остальными (эффект компрессии), а высота межпозвонковых дисков в поврежденном сегменте, наоборот, увеличилась, у пациента имеет место компрессионный перелом. В случае такой травмы на рентгене можно обнаружить на теле позвонка асимметричность или же полное отсутствие центральной сосудистой щели при ее наличии у здоровых позвонков.

Если на прямой рентгенограмме позвоночника визуализируется слишком большое интерперпендикулярное расстояние, а на боковом снимке увеличен передне-задний размер тела позвонка и заметна его деформация, имеющая кифотический характер, ведут речь о взрывном переломе.

Если повреждены все три колонны позвоночника, отчетливо видна их деформация, контур позвоночного канала нарушен, позвонки сместились на уровень поврежденного позвоночно-двигательного сегмента, у пациента диагностируют переломо-вывих. Обнаружить признаки повреждения спинного мозга позволяет компьютерная и магнитно-резонансная томографии.

Читайте также:  Как накладывать гипс при переломе малоберцовой кости

Частота проведения рентгенологического обследования при переломах

Как показывает практика, рентген после перелома, если травма нетяжелая, делают не более трех раз: первый – при обращении в медицинское учреждение для постановки диагноза, второй – после наложения гипса в процессе лечения, чтобы посмотреть, правильно ли срастается кость, третий (контрольный) – перед снятием гипса.Перелом руки

Если повреждение тяжелое (к примеру, оскольчатый многокомпонентный перелом большеберцовой кости), тогда обследование может проводиться намного чаще, а если возникнет необходимость, то и ежедневно.

Частое проведение рентгенологического обследования может понадобиться, если:

  • в травму вовлечены мягкие ткани, связки, нервные узлы, сосуды (в частности, крупные артерии);
  • есть риск присоединения инфекции;
  • существует угроза развития осложнений после хирургического вмешательства.

Многие пациенты интересуются, нужно ли делать рентген после снятия гипса. Опять-таки, все зависит от тяжести травмы. Если лечащий врач не считает данную процедуру необходимой, он ее не назначит во избежание дополнительного облучения больного.

Рентгенологическое исследование показано, если спустя некоторое время после снятия гипса в зоне повреждения опять возникли болевые ощущения и отечность. Кроме того, у каждого пациента есть право записаться на рентген после того, как был снят гипс, даже без назначения лечащего врача.

Нужно ли снимать гипс перед рентгенографией

Ответ на вопрос о том, делают ли рентген через гипс, положительный. Рентгеновские лучи хорошо проходят через данный материал. Поэтому когда назначают рентгенографию в процессе лечения, чтобы посмотреть, как проходит заживление, гипс не снимают. Его наличие не влияет на четкость изображения. На основании полученной картины врач имеет возможность сделать выводы относительно того, какой тактики лечения следует придерживаться в дальнейшем.

Говоря о том, можно ли сделать рентген через гипс, следует отметить, что отсутствие необходимости в его удалении позволяет минимизировать дискомфорт, причиняемый пациенту во время процедуры, а также избежать случайного повреждения еще не сросшейся окончательно кости.

В каких еще случаях может понадобиться рентгенография костей

Рентгенологическое обследование костной ткани позволяет диагностировать не только переломы костей. Его назначают при наличии подозрений на

  • артрит (воспаление суставов),
  • артроз (дегенеративно-дистрофические изменения в суставах),
  • остеопороз (низкий уровень плотности костей),
  • аномалии развития отдельных участков скелета,
  • добро- или злокачественные опухоли костей.

Рентген назначают также в тех случаях, если необходимо удостовериться в том, что у больного действительно нет противопоказаний к хирургическим операциям.

Травматология – рентгенограммы 2 часть: Видео

Загрузка…

Источник

  • Фотографии
  • Векторы
  • Редакционные
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Живой чат
  • Для бизнеса
  • Наши планы и цены

Фотографии

  • Все изображения
  • Фотографии
  • Векторы
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Войти
  • Зарегистрироваться

Топовая коллекция перелом костей

Иллюстрации перелом костей

Векторы перелом костей

Видео перелом костей

перелом

сломанная нога

перелом голеностопа

перелом шейки бедра

нога в гипсе

Лучший выбор

  • Сортировать
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные

Предыдущая

Дальше

1-100 из 13,159

Перелом бедренной кости, сломанной ногой рентгеновских изображений
Перелом левой ключицы
Кость поперечного сечения
Коллекция перелом кости
Три рентген запястья
Орган многократного человека рентгена коллекции & ортопедическая хирургия & множественная болезнь (легочный туберкулез, подагра, ревматоидный артрит, спондилез, ломает кость, удар, опухоль головного мозга, и т.д.)
Стекловолокно / гипс нога cas
Сломаны бедро человека рентгеновских изображений, lelf перелом ноги
XRay стопы
Нога в пластыре
Коллекции человека рентген показаны перелом правой ноги (ГРП
На врача
Медицинские услуги
Открытые ботильоны растяжение до и после операции.
Широкоугольная фотография сломанной руки в гипсе с гантелями. Домашняя трасса после аварии.
Молодой человек со сломанной ногой, используя костыли, чтобы получить вверх от диван
Стоя ребенок с двумя ногами красочные гипса
Женщина с ногой в штукатурке
Перевязанной рукой с сломанный палец
Разрыв вала локтевой кости (кость предплечья) : (спереди и сбоку вид )
Доктор, посещение пациента со сломанной рукой
Раздробленная шахта перелома локтевой кости
Молодой человек с сломанной лодыжки и ноги литой
Физиотерапевт следственный ногу пациента
Доктор, показывая тип травмы на скелет пациента
Середине секции человека с его руки на болезненное колено
Человек со сломанной ногой, с помощью костылей для прогулок на синий ковер
Женщина с вывихнул лодыжку, чтением на диване
Нога перелом со смещение, рентген
Маленький ребенок мальчик с гипса повязку на перелом пятки ног или br
Сломанной ногой рентгеновские изображения показаны пластины и винты фиксации большеберцовой и малоберцовой кости
Сделайте рентген множественной болезни ребенка и взрослого (удар, артрит, перелом, туберкулез, опухоль головного мозга, кишечная непроходимость, почечный камень, спондилез, spondylolisthesis, колено остеоартрита, и т.д.)
Перелом бедренной кости, сломанной ногой рентгеновские изображения, изображение x Рэй перелом ноги (бедренной кости) с имплантата
Сломанная рука
Доктор, изучения рентген черепа
Бедренной кости
Сломанной ноге рентгеновские изображения, x Рэй изображение перелом ноги (tobia) с имплантата пластины и винты.
Перелом
На врача
Травмы человек в доктор
Человек со сломанной ногой
Коллекции рентген несколько переломов костей (палец, позвоночника, запястья, бедра, ноги, ключицы, лодыжки, локоть, руки, ноги)
Концепция перелом позвоночника
Перелом локтя рентгеновские
Доктор, показывая тип травмы на скелет пациента
Женщина с сломанной рукой и ее воспитатель
Медицинские услуги
Педиатр проверки бандаж девушка руку
Рентген ручной
Пациентка в современной больничной палате
Сломанной кости предплечья в ролях
Коллекции человека рентген показаны перелом правой ноги
Фильм рентген предплечья переломов: Показать перелом локтевой кости с inse
Крупным планом женщины пешком с литой
Поврежденная женская рука с первым и вторым пальцами, перевязанными на белом
Крупным планом фото а сломана рука мертвеца
Остеопороз
Перелом бедренной кости, сломанной ногой рентгеновских изображений
Пациент выездной врач после сохранения спортивные травмы
Доктор, проверка старший пациента рентгеновского изображения
Стекловолокно / гипс нога cas
Молодой доктор
Коллаж из многих рентгеновских лучей в очень хорошего качества.
Растяжение плечевого совместных
Доктор студент, изучающий костей скелета
Молодой человек с сломанной лодыжки и ноги литой
Перелом бедренной кости сломанной ногой, рентген, изображение, x Рэй перелом ноги (бедренной кости) с имплантата пластины и винты.
Мужчина получил множественные переломы и переломы
Все типы переломов костей
Символ здоровья костей
Перелом вала малоберцовой кости (ноги кости) . Рентген ноги (2 позиции : боковой и передний вид )
Сломанная лодыжка
Человеческий остеопороз
Женщина имеет боль на ее ногах. Грибок ногтей на ногах
Текст письма слово остеопороза. Бизнес-концепция для медицинское состояние, когда кости становятся хрупкими и хрупкие
Одна нога гипса мальчик на траве
Коленный сустав
Доктор, показывая рентгенография больного
Сломанной ногой коллекция — рентгеновские снимки
Доктор экзамен один рентгеновский снимок подвернул ногу
Постоянный мальчик с двумя цветными гипсовой ноги
Мужской доктор изучения пациентов ног
Перелом бедренной кости, сломанной ногой рентгеновские изображения, x Рэй изображение перелом ноги (бедренной кости) с имплантата пластины и винтовые дислокации.
Перелом бедренной кости, сломанной ногой рентгеновские изображения, x Рэй изображение перелом ноги (бедренной кости) с имплантата пластины и винтовые дислокации.
Женщина в лодыжки скобки сидя парк с костылями прокрутки смартфона, перелом
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Перелом четвертого пальца на женской ноге. Образ жизни. Копирование пространства
Девушка пишет с левой рукой
Человек с гипсом
Радиолог, проверяющий изображение рентгена
Женщина ставит некоторые крем на ноги. Крем против сухой кожи и роговицы на ноги. Крем против нога спортсмена
Коллекции человека рентген показаны перелом правой ноги, pos
Ранения, человек пытается ходить на костылях
Сидит мальчик с двумя цветными гипсовой ноги
Замена тазобедренного сустава 3

Следующая страница

Предыдущая

Дальше

Рентген перелом ноги — фото и фотографииПохожий поиск изображений:

  • перелом лодыжки
  • кость
  • перелом локоть
  • перелом бедренной кости
  • кость ноги
  • перелом руки

Источник

Ñåãîäíÿ â ñðåäñòâàõ ìàññîâîé èíôîðìàöèè äîñòàòî÷íî ÷àñòî âñïëûâàþò âîïðîñû î áûòîâîé ðàäèàöèè, çàäàâàåìûå ëþáîïûòíûìè îáûâàòåëÿìè. Êàê ïðàâèëî, âñå îíè òîíóò ïîä âîëíîé ñêó÷íîâàòûõ ýêñïåðòíûõ ìíåíèé è íóäíîâàòûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáçîðîâ, íî èíîãäà íà ñâåò âûõîäÿò è ëþáîïûòíûå äåòàëè. Åñëè, íàïðèìåð, òî, ÷òî äåëàòü ôëþîðîãðàôèþ ðàç â ïîëãîäà ýòî îê, âàì ñêàæåò ëþáàÿ áàáóøêà â î÷åðåäè, òî ÷òî íàñ÷¸ò ÊÒ èëè ìàììîãðàôèè? Ñåãîäíÿ è òî è äðóãîå äàâíî âîøëî â øèðîêîå ïðèìåíåíèå, à âðåìÿ îáëó÷åíèÿ òàì â ðàçû áîëüøå. Ïîä àïïàðàòîì ÊÒ ìîæíî ïðîâåñòè è ïÿòü ìèíóò, è äåñÿòü. Ýòî âîîáùå îïàñíî èëè íåò? À ÷òî íàñ÷¸ò äîñìîòðà ñóìîê è áàãàæà? Íó ëàäíî, âû ñàìè íà ëåíòó íå çàëåçàåòå, íî îïåðàòîð ñèäèò çà ìîíèòîðîì ðÿäîì ñ ýòîé øòóêîé êàæäûé äåíü — îí êàê âîîáùå, æèòü áóäåò? Êàê óñòðîåíà ðåíòãåíîãðàôèÿ è ÷òî èçìåíèëîñü ñî âðåìåí Êîíðàäà Âèëüãåëüìà Ðåíòãåíà, ðàçáèðàåòñÿ âàø ScientaeVulgaris.

Âèäèìàÿ óãðîçà.

Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íå ÿâëÿåòñÿ ÷åì-òî íåîáû÷íûì, è åãî ìîæíî êðàòêî îáúÿñíèòü ïàðîé çíàêîìûõ ñðàâíåíèé. Íàïðèìåð, îíî ïîõîæå íà ñâåò. À ñâåòó ïðèñóù êîðïóñêóëÿðíî-âîëíîâîé äóàëèçì — ýòî êîãäà ôîòîíû âåäóò ñåáÿ è êàê ÷àñòèöû, è êàê âîëíû. Èç âñåõ âèäîâ ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí ìû âèäèì òîëüêî åãî, ñâåò, ïðè÷¸ì óçêîãî äèàïàçîíà. Íî ïî÷åìó ýòîò òèï èçëó÷åíèÿ ìû âèäèì, à äðóãèå íåò? Âñÿ ðàçíèöà â ÷àñòîòå è ÷àñòèöàõ. Ïîìèìî âîëí ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå ìîæíî è íóæíî ñðàâíèòü èìåííî ñ ïîòîêàìè ÷àñòèö. À îíè áûâàþò ñàìûå ðàçíûå. ×àñòèöû ñ íèçêîé ýíåðãèåé íå ïðîíèêàþò ãëóáîêî, è îò, íàïðèìåð, àëüôà-÷àñòèö ìîæíî çàùèòèòüñÿ ëèñòêîì áóìàãè, à âîò ãàììà-÷àñòèöû ïðîéäóò ÷åðåç âàñ ëåãêî è íåïðèíóæäåííî âìåñòå ñ áóìàæíîé îáåðòêîé è àëþìèíèåâîé øàïî÷êîé. ÓÔ-èçëó÷åíèå îáëàäàåò íèçêîé ïðîíèêàþùåé ñïîñîáíîñòüþ, íî õîðîøî ïðîíèêàåò ñêâîçü âîäó è ñòåíêè êëåòîê, ãäå ïîãëîùàåòñÿ èõ âíóòðåííèìè ñòðóêòóðàìè íà ìîëåêóëÿðíîì óðîâíå. Ðåíòãåíîâñêîå èçëó÷åíèå íàõîäèòñÿ ãäå-òî ìåæäó óëüòðàôèîëåòîì è ãàììà-èçëó÷åíèåì. Ïðîíèêàòü ÷åðåç âàñ îíî ìîæåò, è òîëñòûå äæèíñû ïîâåðõ áåëüÿ ñ íà÷åñîì èì íå ïîìåõà. Íî ïëîòíûå ñòðóêòóðû, âðîäå æåëåçîáåòîííûõ ñòåí è óòîëùåííîãî êîðïóñà èì íå ïðîéòè.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Îñîáåííîñòü äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ òàêîãî èçëó÷åíèÿ è ðàäèàöèè â öåëîì â òîì, ÷òî ïîâðåæäàþòñÿ íå òêàíè íåïîñðåäñòâåííî, à öåïî÷êè ÄÍÊ. Âàøè êëåòêè âîññòàíàâëèâàþò áîëüøóþ ÷àñòü ïîâðåæäåíèé, íî èíîãäà, åñëè ïîâðåæäåíèé ñëèøêîì ìíîãî, îíè âûïîëíÿþò ñâîþ ðàáîòó íå òàê íåýôôåêòèâíî, îñòàâëÿÿ íåáîëüøèå ó÷àñòêè «íåïðàâèëüíîãî ðåìîíòà». Ðåçóëüòàòîì ÿâëÿþòñÿ ìóòàöèè ÄÍÊ, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü ñìåðòü êëåòîê èëè ðîñò íåïðàâèëüíî îòðåìîíòèðîâàííûõ, âûçûâàÿ ðàê ñïóñòÿ ãîäû. Èíòåíñèâíûå äîçû ðàäèàöèè â ïåðâóþ î÷åðåäü âûâîäÿò èç ñòðîÿ òå êëåòêè, ãäå ÷àùå âñåãî è áûñòðåå âñåãî ïðîèñõîäèò äåëåíèå. Äëÿ ÷åëîâå÷åñêîé òóøêè ýòî ïðîöåññ êðîâåòâîðåíèÿ, ïîýòîìó ðàäèàöèÿ îïàñíåå âñåãî äëÿ êëåòîê êðîâè è ñïèííîãî ìîçãà.  íèõ îáëó÷åíèå áüåò ïî ñàìîìó áîëüíîìó — ÄÍÊ â ïðîöåññå ñáîðêè. À ñáîðêà êëåòîê êðîâè èäåò ïîñòîÿííî. Íîâûå êëåòêè íå óñïåâàþò ñôîðìèðîâàòüñÿ â çäîðîâûå è õîòÿ áû íà÷àòü ðåìîíò. Èç-çà ýòîãî, êñòàòè, òàðàêàíû õîðîøî ïåðåíîñÿò ðàäèàöèþ — ó âçðîñëûõ îñîáåé ïî÷òè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò ïðîèçâîäñòâî íîâûõ êëåòîê. Îíè ñòàòè÷íû, à ïîòîìó ïðè âûñîêèõ äîçàõ îáëó÷åíèÿ ñòðàäàþò òîëüêî ðàáîòîñïîñîáíûå ñôîðìèðîâàííûå êëåòêè, êîòîðûå â ñîñòîÿíèè âîññòàíîâèòñÿ.

Ðàäèàöèÿ ïîâñþäó.

Íà ñàìîì äåëå, ìû ïîñòîÿííî ïîäâåðãàåìñÿ âîçäåéñòâèþ ìàëûõ äîç èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò ïðèðîäíûõ èñòî÷íèêîâ, â ÷àñòíîñòè, îò êîñìè÷åñêîãî èçëó÷åíèÿ, ãëàâíûì îáðàçîì îò ñîëíöà è ðàäîíà — ðàäèîàêòèâíîãî ãàçà, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ â ðåçóëüòàòå åñòåñòâåííîãî ðàñïàäà óðàíà. Äîáàâëÿåò îãîíüêó è íàëè÷èå íà íàøåé ïëàíåòå äîëãîæèâóùèõ ðàäèîíóêëèäîâ, ðàäèîàêòèâíàÿ òðîèöà: ðàäèé-226, òîðèé-232 è êàëèé-40. Èíîãäà ê íèì äîáàâëÿåòñÿ öåçèé-137. Âñ¸ ýòî åñòü, â ïðèíöèïå, âîêðóã íàñ, è îò ýòîãî íèêóäà íå äåòüñÿ. Ñêîëüêî èç ýòîãî òàê íàçûâàåìîãî ôîíîâîãî èçëó÷åíèÿ âû èñïûòûâàåòå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ, âêëþ÷àÿ âûñîòó ìåñòíîñòè, â êîòîðîé âû æèâåòå, è äîìàøíþþ âåíòèëÿöèþ. ×åì áîëüøå ïûëè, òåì áîëüøå âàø êâàðòèðíûé ôîí. Îäèí ýíòóçèàñò íàóêè, íàïðèìåð, âïîëíå íàó÷íûì ýêñïåðèìåíòîì äîêàçàë, ÷òî ñîáðàòü ðàäèàöèþ â ìàñòåðñêîé èëè ïîäâàëå çàâîäà ìîæíî îáû÷íûì ïûëåñîñîì.  îáùåì, ôîí åñòü âñåãäà.  ñðåäíåì, ó÷åíûå ãîâîðÿò, ýòî îêîëî 3 ìèëëèçèâåðò (ìÇâ) â ãîä.

Êàêèå òàêèå çèâåðòû? Îáû÷íî ïðè ñëîâå “ðàäèàöèÿ” áîëüøèíñòâî âñïîìèíàþò êëàññè÷åñêèé ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà ñ åãî ôèðìåííûì òðåñêîì. Íî ñ÷¸ò÷èêè Ãåéãåðà îïðåäåëÿþò òîëüêî èíòåíñèâíîñòü èçëó÷åíèÿ. Åñëè òî÷íåå, îí ñ÷èòàåò êîëè÷åñòâî ïîïàâøèõ â íåãî èîíèçèðóþùèõ ÷àñòèö. Äîñòàòî÷íî îäíèì ãëàçêîì âçãëÿíóòü íà åãî óñòðîéñòâî, ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî îí îñîáî íè÷åãî íå èçìåðÿåò. Ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî ñòåêëÿííàÿ òðóáêà ñ àíîäîì è êàòîäîì, íà êîòîðûå ïîäà¸òñÿ íàïðÿæåíèå. Åñëè â òðóáó âëåòàåò çàðÿæåííàÿ ÷àñòèöà, îíà èîíèçèðóåò àòîìû íàõîäÿùåãîñÿ â íåé èíåðòíîãî ãàçà, è â íåé ïðîñêàêèâàåò èñêðà. Ðàçðÿä âûâåäåí ê äèíàìèêó, è âû ñëûøèòå õàðàêòåðíîå “òûð”. Åñëè âû, ñîáèðàÿ ãðèáû, íàøëè çàáðîøåííóþ óðàíîâóþ øàõòó, òî ÷àñòèö â òðóáó âëåòàåò áîëüøå, è “òûð-òûð-òûð” íà÷èíàåò ñëèâàåòñÿ â ìîíîòîííûé ãóë. Íî êàêèå ÷àñòèöû âàñ àòàêóþò, êóäà ëåòÿò, êàê ñèëüíî øìÿêíóòñÿ, è ÷òî ñ âàìè ïðè âñòðå÷å ñäåëàþò — ÷¸ðò åãî çíàåò.

Èçìåðèòü ñðàçó âëèÿíèå êîíêðåòíîãî èçëó÷åíèÿ íà òêàíè è çäîðîâüå ÷åëîâåêà ñëîæíåå. Âîò òóò è ïîÿâëÿþòñÿ çèâåðò (Çâ) è ìèëëèçèâåðò (ìÇâ). Îíè ó÷èòûâàþò áèîëîãè÷åñêèé ýôôåêò èçëó÷åíèÿ, êîòîðûé çàâèñèò îò òèïà èçëó÷åíèÿ è óÿçâèìîñòè ïîñòðàäàâøåãî. Èíà÷å ãîâîðÿ, èõ íàçûâàþò «ýêâèâàëåíòíîé äîçîé». Ýòî êàê ïîïàñòü ïîä äîæäü: ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà áû òóïî ñ÷èòàë êàïëè, ãîâîðÿ ñêîëüêî ðåíòãåí â ÷àñ ìèìî âàñ ïðîëåòèò, à çèâåðòû áû ãîâîðèëè, êàê áûñòðî íàìîêíóò ÷àñòè âàøåãî òåëà, ó÷èòûâàÿ èõ îáúåì è ïëîòíîñòü.

Çèâåðò, ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèçèêè, ýòî êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, ïîãëîùåííîå êèëîãðàììîì áèîëîãè÷åñêîé òêàíè, ðàâíîå ïî âîçäåéñòâèþ ïîãëîùåííîé äîçå ãàììà-èçëó÷åíèÿ â 1 Ãðåé. À îäèí Ãðåé — ýòî îäèí Äæîóëü ýíåðãèè â ðàñ÷¸òå íà îäèí êèëîãðàìì ìàññû. Òî åñòü, ýòî êàê ðàç è åñòü ñàìîå âàæíîå — êàêàÿ ýíåðãèÿ íà âàñ âîçäåéñòâóåò. Êàêèå èìåííî ÷àñòèöû, êóäà, êàê è ñ êàêîé ñèëîé ëåòÿò.

Âîçäåéñòâèå èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ îò åñòåñòâåííûõ èëè ôîíîâûõ èñòî÷íèêîâ íå èçìåíÿåòñÿ ïðèìåðíî ñ 1980 ãîäà, íî îáùàÿ äîçà îáëó÷åíèÿ çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íà äóøó íàñåëåíèÿ ïî÷òè óäâîèëîñü, è ýêñïåðòû ñ÷èòàþò, ÷òî îñíîâíîé ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ áîëåå øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ìåäèöèíñêîãî îáîðóäîâàíèÿ è íàøà ñòðàñòü ê âèçóàëèçàöèè îðãàíèçìà. Äîëÿ îáùåãî îáëó÷åíèÿ îò ìåäèöèíñêèõ èñòî÷íèêîâ âûðîñëà ñ íà÷àëà 1980-õ ãîäîâ äî 2010 ãã. ïî÷òè â 4 ðàçà. Ñîãëàñíî îò÷åòó, îïóáëèêîâàííîìó â ìàðòå 2009 ãîäà Íàöèîíàëüíûì ñîâåòîì ïî ðàäèàöèîííîé çàùèòå è èçìåðåíèÿì â ÑØÀ, íà îäíî òîëüêî ÊÒ ïðèõîäèòñÿ 24% âñåãî îáëó÷åíèÿ. Òàê ÷òî ñî âðåì¸í ñòàðîé äîáðîé ôëþîðîãðàôèè ðàç â ãîä âñ¸ ñèëüíî ïîìåíÿëîñü. Íî êàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî ìû äîáðîâîëüíî ñòàëè ïîäâåðãàòü ñåáÿ âîçäåéñòâèþ èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ, åñëè îíî ìîæåò íàñ óáèòü? Êòî ýòî ïðèäóìàë è çà÷åì?

Ôèçèêà òåëåâèçîðà.

 ñåðåäèíå 19 âåêà îïûòû ñ ýëåêòðè÷åñòâîì áûëè ó ó÷¸íûõ â ìîäå. Íå çàíèìàëèñü èìè òîëüêî ðàäèêàëüíûå îòùåïåíöû íàóêè, âñå îñòàëüíûå ïûòàëèñü ïðèìåíèòü íîâóþ ýíåðãèþ âåçäå — îò ãàëüâàíèçìà â áèîëîãèè äî ïñèõèàòðèè è õèìèè. Âîñêðåøàëè ì¸ðòâûõ, ëå÷èëè æèâûõ, òâîðèëè íåïîòðåáíîå.  1854 ãîäó íà÷àëèñü ýêñïåðèìåíòû ñ âûñîêèì íàïðÿæåíèåì â ðàçðåæåííîì âîçäóõå. Äîâîëüíî áûñòðî óäàëîñü çàìåòèòü, ÷òî èñêðû ïðîáåãàþò çàìåòíî áîëüøåå ðàññòîÿíèå, åñëè äàòü èì âîçìîæíîñòü äåëàòü ýòî â âàêóóìå, à íå â îáû÷íûõ óñëîâèÿõ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ðàáîòàåò ýòî ïî÷òè êàê ñ÷¸ò÷èê Ãåéãåðà — ýòî òîæå òðóáêà ñ êàòîäîì. Êàòîä ñîçäàåò ïîòîê ýëåêòðîíîâ, êîòîðûå èñõîäÿò ñ åãî íàãðåòîé ïîâåðõíîñòè âñëåäñòâèå òåðìîýëåêòðîííîé ýìèññèè. Ýòî òàêîé ýôôåêò, êîãäà ãîðÿ÷èé ìåòàëë íà÷èíàåò îòäàâàòü ýëåêòðîíû, èñïóñêàÿ èõ ïîòîêîì â ñòîðîíó àíîäà. Òàêîé ïîòîê íàçâàëè êàòîäíûå ëó÷è. Ýòîò ýôôåêò âïîñëåäñòâèè ëÿæåò â îñíîâó âñåãî ýëåêòðîííî ëó÷åâîãî — îò êèíåñêîïîâ äî äèîäîâ è òðèîäîâ.

Êàê ýòî âûÿñíèëè? Ñìîòðåëè íà èñêðû â âàêóóìå. È ïûòàëèñü ïðèäóìàòü, ÷òî ìîæíî ñ íèìè èíòåðåñíîãî ñäåëàòü. Âî-ïåðâûõ, ïîä äåéñòâèåì ìàãíèòà èëè ýëåêòðè÷åñêîãî ïîëÿ êàòîäíûå ëó÷è îòêëîíÿþòñÿ. Âî-âòîðûõ, åñëè ðÿäîì íàõîäÿòñÿ ëþìèíîôîðíûå ìèíåðàëû, îíè âäðóã íà÷èíàþò ñâåòèòüñÿ.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Âñå äåëî â òîì, ÷òî èç-çà áîëüøîé ðàçíîñòè ïîòåíöèàëîâ ìåæäó êàòîäîì è àíîäîì (äåñÿòêè — ñîòíè êèëîâîëüò), ïîòîê ýëåêòðîíîâ óñêîðÿåòñÿ è ïðèîáðåòàåò áîëüøóþ ýíåðãèþ. Ïîëó÷åííûé óñêîðåííûé ïó÷îê ýëåêòðîíîâ ïîïàäàåò íà ïîëîæèòåëüíî çàðÿæåííûé àíîä. Äîñòèãàÿ àíîäà, ýëåêòðîíû èñïûòûâàþò ðåçêîå òîðìîæåíèå, ìîìåíòàëüíî òåðÿÿ áîëüøóþ ÷àñòü ïðèîáðåòåííîé ýíåðãèè. Ïðè ýòîì, òàê êàê îíè ðàçîãíàëèñü, à çàòåì âðåçàëèñü â ñòåíó, â ðàçíûå ñòîðîíû îòëåòàþò ðàçíûå îøì¸òêè è âîçíèêàåò òîðìîçíîå èçëó÷åíèå ðåíòãåíîâñêîãî äèàïàçîíà.

×òîáû èç ýòîé øòóêîâèíû ñäåëàòü, íàïðèìåð, êèíåñêîï ïðèäåòñÿ äîáàâèòü ìîäóëÿòîð — ñòàêàí, êîòîðûé íàêðîåò êàòîä è íà÷íåò ôîðìèðîâàòü èç ïîòîêà ýëåêòðîíîâ, ëåòÿùèõ âî âñå ñòîðîíû, ïó÷îê (íåñóùàÿ äèàôðàãìà) — à òàêæå óñêîðÿþùèé ýëåêòðîä (÷òîáû åù¸ áûñòðåé ëåòåëè) è ïàðó ëèíç. À äàëüøå, ðåãóëèðóÿ ñêîðîñòü è èíòåíñèâíîñòü ïîòîêà, ìîæíî çàñòàâèòü ñâåòèòüñÿ âñ¸ â òîì ïîðÿäêå, â êàêîì âàì íóæíî, ÷òîáû ïîñìîòðåòü “Âåëèêèé äèêòàòîð” ñ íåñðàâíåííûì ×àðëè ×àïëèíîì.

Ïÿòíèöà, âå÷åð, ëàáîðàòîðèÿ.

×óäåñíûì ïÿòíè÷íûì âå÷åðîì íåêòî Êîíðàä Âèëüãåëüì, ôèçèê è ó÷åíûé, çàäåðæàëñÿ íà ðàáîòå. Áûëî ýòî 8 íîÿáðÿ 1895 ãîäà. Êîíðàä áûë îäíèì èç òåõ ó÷åíûõ, êîòîðûå çàâîðîæåííî èçó÷àëè ýëåêòðè÷åñòâî â öåëîì è ýëåêòðè÷åñòâî â âàêóóìå â ÷àñòíîñòè. Òîêè êàòîäíûõ òðóáîê, êàê ñêàçàë áû ñàì Êîíðàä. Ðàáîòàë îí â ñîáñòâåííîé ëàáîðàòîðèè ïðè ïîääåðæêå íåñêîëüêèõ íàíÿòûõ àññèñòåíòîâ.  ñôåðó èíòåðåñîâ ó÷åíîãî âõîäèëè íå òîëüêî òðóáêè, íî è ðàçíûå òèïû èçëó÷åíèÿ, â òîì ÷èñëå óëüòðàôèîëåòîâîå è èîíèçèðóþùåå. “Íó è ÷òî” — ñêàæåòå âû. À âîò ÷òî. Èìåííî íàëè÷èå ðÿäîì ñ ó÷¸íûì êëî÷êà áóìàãè, íà êîòîðûé áûë íàìàçàí ïëàòèíîöèàíèñòûé áàðèé äëÿ èçó÷åíèÿ óëüòðàôèîëåòà è èîíèçàöèè, ñûãðàëî îäíó èíòåðåñíóþ øóòêó. Ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî Êîíðàä çàìåòèë, ÷òî áàðèåâûé ýêðàí ðÿäîì ñ âêëþ÷åííîé êàòîäíîé òðóáêîé ñâåòèòñÿ æåëòîâàòî-çåë¸íûì öâåòîì, êàê åñëè áû íà íåãî ïîïàäàë óëüòðàôèîëåò.

Ðàäèàöèÿ â ìåäèöèíå: âðåä èëè ïîëüçà? Ìåäèöèíà, Scientaevulgaris, Èñòîðèÿ, Ðàäèàöèÿ, Äèàãíîñòèêà, Ðåíòãåí, Äëèííîïîñò

Ó÷¸íûé âûêëþ÷èë òîê — ñâå÷åíèå òóò æå ïðåêðàòèëîñü. Ó÷¸íûé âêëþ÷èë òîê. Ýêðàí, ðàñïîëîæåííûé íà ðàññòîÿíèè îò òðóáêè è íèêàê ñ íåé íå ñâÿçàííûé, çàñâåòèëñÿ ñíîâà. Êîíðàä ïîä¸ðãàë ðóáèëüíèê åù¸ ïàðó ðàç, ïðåæäå ÷åì îêîí÷àòåëüíî ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî èç òðóáêè èñõîäèò íåèçâåñòíîå èçëó÷åíèå. Èçëó÷åíèå ó÷¸íûé ðåøèë íàçâàòü “ëó÷àìè Èêñ”. Íî â èñòîðèþ îíè âîéäóò èñêëþ÷èòåëüíî ïîä åãî ôàìèëèåé. Ýêñïåðèìåíòû Ðåíòãåíà ïîêàçàëè, ÷òî “èêñ-ëó÷è” âîçíèêàþò â ìåñòå ñòîëêíîâåíèÿ êàòîäíûõ ëó÷åé ñ ïðåãðàäîé âíóòðè êàòîäíîé òðóáêè (òî ñàìîå òîðìîçíîå èçëó÷åíèå óñêîðåííûõ ýëåêòðîíîâ). Ó÷¸íûé ðåøèë óñîâåðøåíñòâîâàòü êîíñòðóêöèþ òàê, ÷òîáû ëó÷è ñâåòèëè ñèëüíåå. Îí ñäåëàë òðóáêó ñïåöèàëüíîé êîíñòðóêöèè: àíîä áûë ïëîñêèì, ÷òî îáåñïå÷èâàëî áîëåå ðåçêîå òîðìîæåíèå ýëåêòðîíîâ è áîëåå èíòåíñèâíîå èçëó÷åíèå.

Ñëåäóþùèå ïàðó íåäåëü Êîíðàä ïûòàëñÿ ñâåòèòü íåâèäèìûìè ëó÷àìè íà âñ¸, ÷òî ñìîã íàéòè â îêðóãå. Ïîìèìî ïëàòèíîöèàíèñòîãî áàðèÿ îíî çàñòàâèëî ôëóîðåñöèðîâàòü êàëüöèò è óðàíîâîå ñòåêëî. Èçëó÷åíèå íå îòêëîíÿëîñü ìàãíèòíûì ïîëåì è ìîãëî ñâåòèòü ñêâîçü ðàçíûå âåùè. Ïðîçðà÷íîñòü âåùåñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ëó÷àì ìåíÿëàñü íå òîëüêî â çàâèñèìîñòè îò òîëùèíû, íî è îò ìàòåðèàëà. Îäíîðîäíûå êíèãè çàêðûâàëè ôëóîðåñöåíòíûé ýêðàí, â òî âðåìÿ êàê íåîäíîðîäíûå ïðåäìåòû äàâàëè ðàçíîîáðàçíûå òåíè â çàâèñèìîñòè îò ñîñòàâà. Ïîïûòêè óâèäåòü ñàìè ëó÷è íè â òåìíîòå, íè ñ ðàçíûìè êðèñòàëëàìè ðåçóëüòàòîâ íå äàëè. Íî âîò ïîïûòêè ñôîòîãðàôèðîâàòü èõ îòêðûëè åù¸ îäèí íþàíñ. Ëó÷è, òàê æå êàê è ñîëíå÷íûé ñâåò, ìîãëè çàñâå÷èâàòü ñíèìêè. Êîíðàä Ðåíòãåí ñîîáùèë î ñâîåì îòêðûòèè ìèðó â äåêàáðå 1895 ãîäà, îñòîðîæíî ïðåäïîëîæèâ, ÷òî ýòè ëó÷è åñòü ñóòü ïðîäîëüíûõ êîëåáàíèé ýôèðà, êîòîðûé ïî òîãäàøíèì ìåðêàì ÿâëÿëñÿ ñîñòàâëÿþùåé âñåãî íåèçâåñòíîãî è íåâèäèìîãî.

Ïåðâûå îïûòû.

Òî÷íûé ìîìåíò, êîãäà ëþáîïûòñòâî òîëêíóëî ó÷¸íîãî íà îáëó÷åíèå ñîáñòâåííûõ êîíå÷íîñòåé, íåèçâåñòåí, íî ýôôåêò áûñòðî ðàçîøåëñÿ ïî ìèðó. Ëó÷è, íàïðàâëåííûå íà êîíå÷íîñòü, êîãäà çà íåé ñòîèò ôëóîðåñöèðóþùàÿ ïàíåëü, ïîêàçûâàþò âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó ðóêè ñîãëàñíî åå ïëîòíîñòè. Ïåðâûå ôëþîðîñêîïû áûëè íå î÷åíü óäîáíûìè. ×òîáû ïî íàñòîÿùåìó ÷òî-òî ðàçãëÿäåòü, íóæíî áûëî äåëàòü ýòî â ïîëíîé òåìíîòå. Òàê ÷òî òàêèå ôîòîãðàôèè, ñêîðåå, ïîñòàíîâî÷íûå ñöåíû äëÿ íàó÷íûõ ñòàòåé è íåáëàãîäàðíûõ ïîòîìêîâ.  íàñòîÿùåé èíñòðóêöèè ê ïåðâûì ôëþîðîñêîïàì âîîáùå ñîâåòîâàëè äîêòîðó ïðîâåñòè 10-15 ìèíóò â ïîëíîé òåìíîòå, ïðåæäå ÷åì ïûòàòüñÿ ðàññìîòðåòü ñëàáûå îòñâåòû íà ýêðàíå. Îò÷åãî æå ñðàçó íå ñòàëè ôîòîãðàôèðîâàòü? Ôîòîãðàôèè áûëè äåëîì óæàñíî äîðîãèì è ðåäêèì, è òðàòèòü åäèíè÷íûå ýêçåìïëÿðû ïëàñòèíîê íà ïåðåëîìû è ôîòî êîñòåé áûëî íå ðàöèîíàëüíî. À ÷òî íàñ÷åò ðàäèàöèè? Íó å¸ òîãäà, ñ÷èòàéòå, ÷òî íå áûëî. 23 ìàðòà 1896 ãîäà Àíðè Áåêêåðåëü ïðîäåìîíñòðèðîâàë òàêîé æå çàñâåò ôîòîãðàôèè, òîëüêî íå ëó÷àìè, à óðàíîì. È ýòî áûë îäèí èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé ðàäèîàêòèâíîñòè, çà êîòîðûì íîãà â íîãó øëè Ìàðèÿ è Ï?