Конспект по обж на тему ушибы

8

  1. Закрытые повреждения. Первая медицинская помощь.

Закрытые повреждения (травмы) возникают в результате воздействий на человека самых разнообразных вредных факторов, приводящих к нарушению анатомической целости тканей и функциональным нарушениям в них. Они сопровождаются местной и общей реакцией организма.

К закрытым относятся те повреждения, при которых не нарушается целость кожи и слизистых оболочек (ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов и др.)

А) Виды закрытых повреждений – ушибы конечностей, головы, груди, живота, сдавливания.

Б) Причины повреждений;

В) Признаки закрытых повреждений;

Г) Первая медицинская помощь;

Различают следующие виды закрытых повреждений:

1. ушибы мягких тканей,

2. растяжения,

3. разрывы,

4. вывихи,

5. переломы,

6. сдавления.

Любая закрытая травма сопровождается как местными, так и общими изменениями со стороны организма. Из местных проявлений преобладают такие симптомы, как болезненность, изменение формы, окраски кожных покровов, нарушение функции пострадавшего органа. К общим симптомам следует отнести обморок, коллапс и шок.

Закрытые повреждения мягких тканей и костей. К закрытым повреждениям относят ушибы мягких тканей, растяжения, разрывы, вывихи и переломы, сдавления. Закрытые повреждения могут наблюдаться не только в поверхностных тканях, но и в органах, расположенных в брюшной и грудной полостях, а также в полости черепа и сустава.

Ушибом называется механическое повреждение мягких тканей или органов, не сопровождающееся нарушением целости кожных покровов.

Ушиб возникает при ударе тупым предметом по какому-нибудь участку тела (чаще всего конечность, голова) или, наоборот, при падении на твердый предмет. Степень повреждения при ушибе определяется величиной и тяжестью травмирующего предмета, его консистенцией, силой, с которой наносится повреждение, видом тканей, подвергшихся ушибу, и их состоянием.

Ушибы мягких тканей головы сопровождаются повреждением сосудов и образованием подкожных и подапоневротических кровоизлияний. Подкожные кровоизлияния имеют вид ограниченных выбуханий над окружающей кожей в виде “шишки”, столь часто наблюдаемой у детей. При касательном воздействии тупого предмета по голове образуется подсухожильное (под сухожильным шлёмом) кровоизлияние. Оно свободно распространяется по ширине и при повреждении больших сосудов захватывает пространство от лба до затылка, увеличивая размеры головы. При этом гематома имеет плотные приподнятые края и несколько западающий центр.

Ушибы грудной клетки часто возникают при дорожно-транспортных происшествиях, а также при бытовой и спортивной травме. При ушибах грудной клетки в месте повреждения возникает кровоизлияние в подкожную клетчатку и межрёберные мышцы, что проявляется местной припухлостью и сопровождается болевыми ощущениями. Боль усиливается при ощупывании места кровоизлияния, а также во время вдоха и выдоха. Болевые ощущения примерно в течение недели постепенно уменьшаются, а затем бесследно проходят.

Основной жалобой при ушибах мягких тканей является боль. Поэтому при оказании первой медицинской помощи проводятся мероприятия, направленные на уменьшение боли. Поскольку боль зависит от степени кровоизлияния и связанным с этим давлением на нервные окончания, необходимы меры, способствующие уменьшению кровотечения. С этой целью в течение первых суток применяют холод на место ушиба в виде холодных примочек, пузыря (бутылка, грелка) с холодной водой или льдом. Применение пузыря со льдом допустимо только с перерывами (через каждые 2 – 3 часа перерыв на 30 минут), в противном случае гематома может увеличится в следствие холодового паралича и расширения сосудов. Для уменьшения кровоподтека можно наложить давящую повязку. Такая повязка показана при ушибах области суставов. Боли, как правило, усиливаются при движении, поэтому необходима иммобилизация, т. е. создание покоя, особенно при травмах верхних и нижних конечностей (например, наложение косынки при ушибах верхней конечности).

Закрытые повреждения грудной клетки. Повреждения грудной клетки в мирное время составляют около 10% всех травм. Они часто приводят к очень тяжёлым осложнениям со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Повреждения грудной клетки принято делить на два вида:

  • закрытые травмы грудной клетки без повреждения и с повреждением внутренних органов;

  • ранения, проникающие и не проникающие в грудную полость.

Закрытые повреждения грудной клетки разнообразны по характеру и тяжести повреждений. К ним относятся ушиб, сдавление грудной клетки, переломы рёбер и грудины.

Сдавление грудной клетки является тяжёлым видом травмы и возникает при обвалах, сдавлении машиной и др. В момент сдавления грудной клетки происходит сжатие воздуха, находящегося в лёгком, что часто приводит к разрыву легочной ткани, кровеносных сосудов и бронхов. В момент сдавления повышается кровяное давление в венах шеи и головы, при этом мелкие сосуды разрываются и появляются точечные кровоизлияния на слизистых оболочках гортани, в конъюнктиве, коже лица и на верхней части туловища.

Сдавление грудной клетки имеет яркую клиническую картину. Голова, лицо, шея и верхняя часть грудной клетки пострадавшего одутловаты, имеют синюшно-багрово-фиолетовую окраску с отчётливой нижней границей. Точечные кровоизлияния распространяются в коже и слизистых оболочках. Резко ухудшается зрение и слух, пропадает голос, речь становится шепотной.

Оказывая первую медицинскую помощь пострадавшему необходимо обеспечить покой, придав ему полусидящее положение, освободить его от одежды, сдавливающей грудную клетку и шею, ослабить пояс. Рекомендуется приём сердечно-сосудистых препаратов (капли кордиамина, корвалола, валидол), при сильных сжимающих болях в области сердца можно дать таблетку нитроглицерина. Больного транспортируют на носилках в полусидящем положении.

Закрытые повреждения живота. Среди всех повреждений травма живота и его органов наблюдается у 3 – 10% пострадавших. Основными причинами этих травм являются автодорожные происшествия и падения с высоты.

Диагностика повреждений живота сложна, особенно при тяжёлых травмах, когда пострадавший находится в состоянии шока, без сознания или в состоянии алкогольного опьянения. В этих случаях опрос пострадавшего об обстоятельствах травмы и выяснение жалоб чрезвычайно затруднены.

Классические признаки повреждения органов живота в большинстве своем скрыты, стерты или атипичны и не всегда проявляются в раннем периоде травмы. Между тем судьба пострадавшего во многом зависит от ранней диагностики, своевременного и правильного действия того, кто оказался рядом, первой неотложной и последующей помощи. Травма живота может быть закрытой и открытой, без повреждения внутренних органов и с повреждением их.

Для закрытой травмы живота характерно сохранение целостности кожного покрова. Она возникает в результате прямого удара по брюшной стенке каким-либо тупым предметом (удар ногой, доской, движущимся транспортом и т. д.). Закрытое повреждение живота возможно и при непрямой травме, т. е. при падении с высоты на ноги, ягодицы, общем сдавлении тела при обвалах и т. д. В зависимости от силы удара бывают повреждения только брюшной стенки (ушибы, кровоизлияния в подкожный жировой слой, предбрюшинные или забрюшинные ткани, разрыв ее мышц), а нередко закрытая травма живота сопровождается повреждением кишечника, печени, селезенки, почек, мочевого пузыря. Возможны множественные повреждения одного органа или одновременное повреждение нескольких органов.

Профилактика закрытых повреждений.

Предотвращение ушибов и закрытых травм. Предотвратить получение ушибов и закрытых травм в большинстве случаев можно, если обращать больше внимания на свое поведение, придерживаться диет с низким содержанием жиров и повышенным содержанием грубо-волокнистой пищи, регулярно заниматься физическими упражнениями.

2. Дайте рекомендации по снижению травматизма на уроках физической культуры.

В образовательных учреждениях на сегодняшний день уделяется серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма учащихся и работников учреждения.

Урок физической культуры отличается от других занятий высокой двигательной активностью занимающихся, на нем задействованы различное спортивное оборудование, инвентарь, в связи с этим на занятиях физической культуры учащиеся попадают в группу риска, которая подвержена травматизму. 

Существуют правила безопасного поведения обучающихся, которые широко обсуждаются на сегодняшний день в рамках образовательных учреждений, в семье, в средствах массовой информации. Следует отметить, что занятия физической культурой не всегда являются безопасными для учащихся, несмотря на то, что физкультура является «уроком здоровья».

Профилактика травматизма на уроках физической культуры является одной из важнейших задач, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на уроках физической культуры. 

Проблема заключается в строгом контроле за учащимися на уроках физкультуры путем неукоснительного соблюдения техники безопасности без отрыва от деятельности по повышению интереса к урокам физической культуры. 

Роль педагога в предупреждении травматизма

К основным причинам травм относятся нарушения и несоблюдение правил безопасного поведения на занятиях физической культурой обучающимися и не соблюдение правил при проведении занятий по физическому воспитанию в школе учителем. Правила безопасного поведения изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности – гимнастики, легкой атлетики, подвижным играм, спортивным играм, лыжной подготовке, с которыми учащихся знакомит учитель физической культуры перед началом занятий. 

Рекомендации по предупреждению травм на уроках физкультуры

Необходимо поддерживать дисциплину на занятии физической культурой; соблюдать правила личной гигиены; знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры; правильно питаться, избегать вредных привычек; своевременно сообщать преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время занятия; посещать спортивные секции по интересам, оздоровительные лагеря, чаще находиться на свежем воздухе, заниматься физической культурой в свободное время. 

Учителю по физической культуре необходимо учитывать все методики обучения, которые целесообразно использовать на уроках; постепенно дозировать нагрузки; последовательно нормировать освоение двигательных навыков; индивидуально подходить к каждому обучающемуся; правильно демонстрировать выполнение упражнений, тщательно инструктировать занимающихся и контролировать выполнение ими упражнений. Учитель не должен вынуждать обучающихся выполнять те упражнения, к которым они не подготовлены. Безусловно, именно от учителей зависит здоровье обучающихся пока они пребывают в школе. 

Перед организацией уроков учителю необходимо соблюдать гигиенические условия в классе: достаточную освещённость, проветренность помещения, оптимальность температурного режима, пренебрежение которых может привести к быстрой утомляемости обучающихся, а в дальнейшем может привести к снижению здоровья. 

Список литературы и интернет ресурсов

Литература

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016.

  2. Башкиров, В. Ф. «Профилактика травм у спортсме-нов»/В.Ф.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  3. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда: учебник для бакалавров. 2-е изд., пер. и доп. / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2015.

  4. Волокитина Т. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / Волокитина Т. В., Бральнина Г. Г. , Никитинская Н. И. . — 3-е изд., стер. . — М. : Академия , 2011.

  5. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: 15-е изд., стер / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др… — СПб.: Лань, 2016.

  6. Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / В.С.Кузнецов. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.

  7. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие, 6-е изд., доп. и перераб.(изд:6) / А.В. Маринченко. — М.: ИТК Дашков и К, 2015.

  8. Мисюк М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для бакалавров, студентов вузов / Мисюк М. Н. . — 2-е изд., испр. и доп. . — М. : Юрайт , 2012.

Интернет ресурсы

    1. Studfiles сетевое издание, Статья: Закрытые повреждения https://studfiles.net/preview/2627306/page:4/ (дата обращения 18.01.2019)

Источник

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:

Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Цель урока:

Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.

Задачи:

образовательные:

Дать представление оушибах, переломах, вывихах.

Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, речь;

  • Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;

  • Развивать умение самостоятельно мыслить;

воспитательные:

  • Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;

  • Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.

  • Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

— словесные: ( рассказ, беседа)

— наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)

— практический (составление опорного конспекта)

  • формы организации учебной деятельности – фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» — строение кровеносной системы, типы тканей.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент — 2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты

Изложение нового материала.- 25 минут

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Подведение итогов. – (3 минуты)

Домашнее задание – (2 минуты).

Приложение№1

Виды травм и способы оказания первой помощи.

Травма

Определение

Симптомы

Помощь

1

Ушибы

Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.

Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).

Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.

Носовое кровотечение

Кровотечение

Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.

Ушиб или сотрясение головного мозга

Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.

Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

2

Перелом

это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Холод, покой, иммобилизация шинированием.

3

Вывихи

Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.

Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.

Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.

4

Растяжение связок

 надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.

Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.

Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.

Синдром длительного сдавливания конечностей

Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.

Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.

Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основное содержание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

( 2 МИН.)

ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания

Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.

Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.

Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.

По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.

У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.

Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.

Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.

Изучение нового материала ( 25 минут)

Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.

Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.

Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.

Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.

Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.

Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)

Подведение итогов. – (3 минуты)

Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.

Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.

  1. Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?

  2. Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?

  3. Каково значение иммобилизации при травмах?

  4. Что такое перелом? Признаки перелома?

  5. Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?

  6. Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?

Домашнее задание ( 2 мин.)

Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.

Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.

Основные понятия.

— Ткань – группа клеток одного вида.

— Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.

— Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. — Ростов н/Д, 2012. — С.447.

  2. Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.

Дополнительная:

  1. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. — С. 101-119.

  2. Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .

Источник