Конспект по теме ушиб

План – конспект (расширенный) урока ОБЖ в 10А классе

Тема урока: «Травмы конечностей»

Тип урока: Урок изучения нового материала — традиционный

Цель урока: познакомить обучающихся с различными видами травм конечностей и правилами оказания первой помощи при них.

Задачи урока:

1) Обучающая: обучать обучающихся правильному оказанию первой медицинской помощи при переломах, ушибах, растяжению и вывихах;

2) Развивающая:развивать у обучающихся навыки оказания первой медицинской помощи;

3) Воспитывающая: воспитывать у обучающихся правильное поведение оказания первой медицинской помощи в экстремальной ситуации, воспитывать общую культуру личности и воспитывать потребность бережного отношения к своему здоровью, и здоровью окружающих.

Оборудование:

1. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран

2. Материалы: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений Основы Безопасности Жизнедеятельности/ Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.

Время — 40 минут

Метод — рассказ, объяснение.

Ход урока

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность учащихся

Результаты

1

Организация и начало урока (2 мин)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте я отмечу присутствующих и приступим к изучению темы.

Все стоят, приветствуют учителя

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся

2

Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)

(3 мин)

Тема сегодняшнего занятия — Травмы конечностей.

Записано на доске:

Цель урока: познакомить обучающихся с различными видами травм конечностей и правилами оказания первой помощи при них

Задачи урока:

1) Обучающая: обучать обучающихся правильному оказанию первой медицинской помощи при переломах, ушибах, растяжению и вывихах

2) Развивающая: развивать у обучающихся навыки оказания первой медицинской помощи

3) Воспитывающая: воспитывать у обучающихся правильное поведение оказания первой медицинской помощи в экстремальной ситуации, воспитывать общую культуру личности и воспитывать потребность бережного отношения к своему здоровью, и здоровью окружающих.

Как вы считаете, ребята необходимо ли нам знать признаки той или иной травмы и для чего?

Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (ПЛАН)занятия:

1.Переломы, виды переломов и ПМП;

2. Вывихи и ПМП;

3. Растяжения и разрывы связок и оказания первой медицинской помощи.

Слушают учителя, записывают тему, цели и задачи урока в тетрадь.

Готовность учащихся к изучению нового материала на основе опорных

4

Усвоение новых знаний и способов действий

(15 минут)

Материал преподносится словесным методом (Слово учителя):

Переломы. Такие травмы, как переломы конечностей, вывихи и растяжения связок, в основном происходят при несчастных случаях, ДТП (до 88% травм — переломы рук и ног), при значительных физических нагрузках или занятиях спортом, неловких движениях, падениях при катании на коньках, лыжах, велосипеде, скейтборде и т.п.

Запишите в тетрадь. Перелом — это нарушение целостности кости. Несмотря на то что кости человека являются прочными и способны выдерживать большие нагрузки, в некоторых условиях (при падениях, ударах и т.п.) они могут сломаться. Cломанная кость может повредить находящиеся рядом кровеносные сосуды, нервы, мышцы и другие мягкие такни. Если перелом вызывает сильное кровотечение, в том числе внутреннее, болевой шок и т.п.-это может угрожать жизни человека.

Виды переломов.

-закрытый (рана отсутствует) или открытый (рана в области перелома)

-полный (кость переломана) или неполный (в кости трещина, надлом)

-единичный и множественный

На месте происшествия часто бывает сложно определить наличие перелома или других повреждений кости. Основные признаки, по которым можно это сделать:

-сильная боль, особенно при нагрузке на конечность;

— нарушение функций поврежденной конечности, ее укорочение и деформация, искривление, неестественный сгиб вне сустава;

-необычная подвижность конечности в тех местах, где ее не бывает;

-торчащие из раны костные отломки.

Помощь при переломе костей заключается в обездвиживании (иммобилизации) конечности с помощью шины или подручного материала. Им может стать любой вытянутый прочный предмет (палка, рейка, доска и т.п.) При открытом переломе в первую очередь обрабатывают рану и только затем проводят иммобилизацию.

Первая медицинская помощь при переломах:

При открытом переломе:

1). Не перемещая конечность, остановите кровотечение, осторожно обработать рану, наложите стерильную повязку.

2). Приготовьте шину (из подручного материала) : по длине и форме она должна соответствовать поврежденной конечности (примерку сделать на здоровой конечности)

3) Наложить шину надо проводить щадяще, не двигая поврежденную конечность, при этом необходимо фиксировать несколько суставов. Повязки не должны оказывать давление на место перелома (раны).

При переломе бедра:

1). Наложите две шины: одну — по внутренней поверхности бедра от паховой области до подошвы стопы, другую (длинную) — от подмышечной впадины до стопы. Длинную шину прибинтовывают к туловищу в области груди и живота, обе шины в нескольких местах — к ноге. При отсутствии подходящего подручного материал ногу прибинтуйте к здоровой ноге.

Читайте также:  Сильный ушиб грудной клетки немог привести к следующим состояниям

2). После наложения шины напоите пострадавшего (теплым чаем, водой) и успокойте его, ожидайте прибытия скорой медицинской помощи.

При переломах костей рук:

1). Необходимо придать определенное положение травмированной конечности: рука должна быть согнута в локте под прямым или острым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, для чего в ладонь вкладывается бинт или платок, обернутый марлей.

2). Для иммобилизации в подмышечную впадину вставляют плотный валик, который укрепляют бинтами через надплечье здоровой руки. Длинную (не менее метра) и широкую шину изгибают по размерам и контурам поврежденной руки с таким расчетом, чтобы она захватывала всю конечность. Затем шину прибинтовывают к руке и частично к туловищу, рука подвешивается на косынке. При отсутствии подходящего подручного материала руку подвесить на косынку или прибинтовать к туловищу.

Не в коем случае нельзя накладывать шину на обнаженное тело. Часть тела предварительно покрыть мягким материалом или крепят шину на одежду. Также необходимо следить за тем, чтобы концы шины не врезались в тело и не ранили кожу.

Вывихи. Интенсивная боль в области поврежденного сустава, припухлость, изменение формы сустава, невозможность производить активные движения, неестественное положение и деформация конечности говорят о вывихе конечности. Вывих — это полное и стойкое смещение суставных концов костей.

Первая медицинская помощь при вывихе:

1). Создать максимальный покой для поврежденного сустава.

Нельзя самостоятельно вправлять вывих — неумелыми действиями можно повредить кости, ткани, сухожилия.

2). Зафиксировать поврежденный сустав в том положении, которое возникло после вывиха.

3). Для уменьшения болей и отека на травмированный сустав наложите холодный компресс (пакет со льдом, снег).

4). Без промедлений обратитесь в медицинское учреждение за помощью. Своевременная и правильная помощь при вывихе (вправление) приводит к полному восстановлению нарушенной функции конечности.

При невозможности различать вид травмы (вывих, растяжение или перелом) действуйте, как при переломе.

Растяжение связок чаще всего происходит при неправильных, внезапных и резких движениях. В более тяжелых случаях может произойти надрыв или полный разрыв связок и суставной сумки.

Признаки: появление сильных болей, припухлости и нарушение движений в суставе, кровоизлияние в мягкие ткани. Ощупывание места растяжения болезненно.

Первая медицинская помощь при растяжении:

1) обеспечить покой пострадавшему;

2) туго забинтовать поврежденный сустав, обеспечить его неподвижность;

3) наложит на место травмы холодный компресс для уменьшения кровоизлияния и боли

4) обратиться в медицинское учреждение.

Слушают,

Помечают главное, Пишут.

Активные действия учащихся с материалом изучения

5

Первичное закрепление

(9 минут)

Ребята, теперь давайте по рассуждаем. Сейчас я вам буду читать ситуации, и задавать вопрос к этой ситуации, а вам необходимо будет ответить на вопрос. Поэтому слушайте очень внимательно.

СИТУАЦИИ:

Ситуация 1: Мальчик, играющий на детской площадке получил травму руки. При осмотре: рука вывернута неестественным образом, болезненность, невозможность шевелить пальцами, целостность кожи не нарушена.

Задание: с какой травмой мы имеем дел. Перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи.

Ситуация2: Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

Задание: какое повреждение можно предположить? Перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи.

ВОПРОСЫ:

1. Как отличить вывих от перелома ? Может ли быть вывих пальца руки?

2. Назовите предметы (подручные материалы) из которых можно сделать импровизированную шину в лесу, дома и на улице.

3. Какие ошибки можно допустить при наложении шины?

Работают с учителем, рассуждают.

Форма: фронтально с классом.

Усвоение знаний на репродуктивном уровне.

6

Подведение итогов занятия

(3 минуты)

Ребята, мы сегодня узнали что такое переломы, вывихи, растяжения. Выяснили их признаки и правила оказания первой медицинской помощи. Знания полученные сегодня на уроке обязательно вам пригодятся.

Слушают учителя

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя

7

Рефлексия (фронтальный опрос)

(5 минут)

Расскажите что вы сегодня узнали на уроке?

Рассуждают, думают о том, что делали на уроке, размышляют о достижении цели урока.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

8

Выставление и комментирование оценок
(2 минута)

Все ребята молодцы, на уроке была хорошая дисциплина.

9

Информация о домашнем задании

(1 минута)

Дома прочитаете параграф 21 и в тетради письменно ответьте на вопросы под рубрикой «ПОДУМАЙТЕ». Всем спасибо за урок, До свидания.

Читайте также:  Что делать когда ушиб ноги

Записывают задание в дневник или в тетрадь

Реализация необходимых и достаточных усилий выполнения д.з всеми учащимися

Урок проводит студент: 3 курса группы Б-2131 Хомячук А.В

Подпись учителя: Фищук Л.Б

Руководитель практики: Васильев В.В.

Источник

«

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа «Загорские дали».

141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

тел. факс —  548-35-48

Занятие кружка «Юный доктор»

Руководитель: Грунская Елизавета Георгиевна, учитель

                                физической  культуры

                                                           высшей квалификационной категории

                                                 МБОУ «СОШ «Загорские дали»

                                                               Сергиево-Посадского городского округа

                           Московской области

Тема занятия: «Ушибы, растяжения связок, вывихи, переломы.    

                           Способы  оказания первой   помощи» 

Цели и задачи урока:

— научить учащихся оказывать первую помощь при несчастных случаях;

— совершенствовать навыки и умения  по выполнению приёмов первой

  помощи;

— создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой

  работы в коллективе,  убежденности в своих знаниях и умениях.

 Методическое обеспечение  урока:

  • Презентация «Первая помощь»
  • Раздаточный материал:
    1. Перевязочный материал 
    2. Кровоостанавливающий жгут
    3. Средства иммобилизации

Ход занятия

1. Организационный момент

Сообщение учителя о том, что знания и практические навыки, которые  получат дети  сегодня, пригодятся, чтобы помогать окружающим людям и самому себе, если с кем-то  произойдёт несчастный случай.

Тема нашего занятия: «Ушибы, растяжения связок, вывихи, переломы.    

                                        Способы  оказания первой   помощи»

2. Понятие о травме. Классификация  травм.

Травма — повреждение  в организме человека, вызванное действием внешней среды. Травмы различаются в зависимости от травмирующего фактора:  механические, термические, химические травмы, баротравмы, электротравмы и т.д. 

Тяжесть повреждения зависит от силы и времени воздействия этих факторов. Наиболее часто повреждения вызываются механическими воздействиями, т. е. непосредственным действием механической силы (удар, сдавливание, растяжение) на ткани организма. Механические повреждения могут быть закрытыми и открытыми. Закрытыми повреждениями считаются такие, при которых нет нарушения целости кожных покровов и слизистых оболочек. К ним относятся ушибы, растяжения, подкожные разрывы мягких тканей (мышц, сухожилий, сосудов, нервов). Открытые повреждения — повреждения органов и тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожных покровов или слизистых оболочек (раны, открытые переломы костей).

3. Виды травм и первая помощь при травмах, полученных при занятиях

физической культурой и спортом.

Спорт неизменно сопровождается различными травмами. Физическая активность и травмы являются двумя сторонами одной медали – здоровья. Для того чтобы минимизировать отрицательное влияние от повреждений, необходимо знать и правильно оказывать первую  помощь при спортивных травмах. При любом травмировании первые минуты – самые важные, от них может зависеть не только серьёзность дальнейшего лечения, но и сохранение жизни. Поэтому важно уметь распознавать различные спортивные травмы и правильно оказывать соответствующую первую помощь.  Занятия физической культурой и спортом не обходится без травм, это происходит ввиду разных причин, и чтобы не усугубить состояние здоровья пострадавшего, очень важно своевременно и правильно оказать первую помощь.

Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

При оказании первой помощи необходимо:

1.  Вынести пострадавшего с места происшествия.

2.  Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение.

3. Иммобилизовать переломы и предотвратить возможные осложнения.

4. Доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:

1.  Правильность и целесообразность.

Читайте также:  Как лечить ушибы задней лапы у собаки

2.  Быстрота.

3. Обдуманность, решительность и спокойствие.

 Наиболее характерные спортивные травмы  в общеобразовательном учебном заведении — это ушибы, вывихи, царапины, ссадины, кровотечения, переломы.

Необходимо знать основные правила оказания первой  помощи.

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и вывихах.
Ушиб. На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтёк (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы). При ушибе прежде всего необходимо создать покой повреждённому органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод — пузырь со льдом, холодные компрессы.
Растяжения и разрывы связок. Растяжение характеризуется появлением резких болей, быстрым развитием отёка в области травмы и значительным нарушением функций суставов. Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т.е. прежде всего накладывают повязку, фиксирующую сустав. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, наложении тугой повязки на область поврежденного сустава. Повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости суставных концов костей, с выходом одной из них через разрыв из полости сустава в окружающие ткани, называется вывихом. Симптомами вывиха являются боль в конечности, резкая деформация (западение) области травмы, отсутствие активных и невозможность пассивных движений в суставе, фиксация конечностей в неестественном положении не поддающихся исправлению, изменение длины конечности, чаще её укорочение.
Первая помощь: холод на область повреждённого сустава, применение обезболивающего, иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Вправление вывиха — врачебная процедура. Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто сопровождаются трещинами и переломами костей.

Первая помощь при переломах костей. 
Переломом называется нарушение целостности кости. Переломы делятся на закрытые (без повреждения кожи) и открытые, при которых имеется повреждение кожи в зоне перелома. Переломы бывают разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные.
Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения тела и формы конечности, нарушение её функции (невозможность пользоваться конечностью), появление отёчности и кровоподтёка в зоне перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости.
Основными мероприятиями первой помощи при переломах костей являются:
создание неподвижности костей в области перелома;  проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;
организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Быстрое создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация — уменьшает боль и является главным моментом в предупреждении шока. Иммобилизация конечности достигается наложением транспортных шин или шин из подручного твёрдого материала. Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного.
При открытом переломе перед иммобилизацией конечности необходимо наложить антисептическую повязку. При кровотечении из раны должны быть применены способы временной остановки кровотечения (давящая повязка, наложение жгута и др.). Если нет транспортных шин, то иммобилизацию следует проводить при помощи импровизированных шин из любых подручных материалов.
При проведении транспортной иммобилизации надо соблюдать следующие правила: шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома; шину нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома в положении,  удобном для больного и для транспортировки;
при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный, тазобедренный). Профилактика шока и других общих явлений во многом обеспечивается правильно произведённой фиксацией повреждённых костей.

4. Практическое занятие:

а) наложение повязки на голеностопный сустав;

б) иммобилизация нижней (верхней)  конечности;

в) остановка артериального кровотечения;

                                                                 

г) наложение повязки «чепец».

5. Закрепление. Подведение итогов занятия.

Мы рассмотрели эти виды травм, т.к. они наиболее часто встречаются.  

 «Пострадавшим» была оказана первая помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства.

Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств  по  оказанию первой помощи  в случае необходимости.

Источник