Лечебная физическая культура при переломе костей

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.

I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.

Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.

Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.

Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.

Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).

3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).

4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).

5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.

6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.

7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.

II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.

Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.

К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

Специальные упражнения II периода:

1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).

2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).

3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.

4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).

5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).

6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.

III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.

Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).

Средства ЛФК третьего периода:

1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.

2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.

Источник

Перелом — нарушение целости кости под влиянием одномоментного действия травмирующей силы.

Переломы бедра.. Лечат переломы наложением скелетного вытяжения, гипсовой повязкой, путем остеосинтеза .Медиальные переломы шейки бедра плохо срастаются вследствие плохого кровоснабжения области шейки и головки бедра, отсутствия на шейке бедра надкостницы. Основным методом лечения при медиальных переломах шейки бедра является оперативный: в область перелома вводят трехлопастный металлический гвоздь.

Период иммобилизации. Занятия лечебной гимнастикой назначают на 2-3-й день после операции. В течение первых 5-7 дней после операции конечность находится на стандартной шине. Упражнения выполняются лежа на спине. В занятия включают общеразвивающие и дыхательные упражнения: движения во всех суставах верхних конечностей, повороты, наклоны головы, приподнимание туловища и таза. Для создания опороспособности неповрежденной ноги в занятиях необходимо использовать: активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение конечности, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности (с экспозицией 5-7 с), захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов и др. Из специальных упражнений для оперированной конечности показаны упражнения для пальцев стопы (сгибание и разгибание), тыльное и подошвенное сгибание стопы и ротационные движения в голеностопном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени. С 4-5-го дня после операции рекомендуют активные движения в коленном суставе (при разгрузке конечности): сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели; разрешается сидеть и опускать ноги. В этот период еще противопоказаны изолированные движения для тазобедренного сустава. При переходе больного в вертикальное положение необходимо соблюдать определенную последовательность действий с тем, чтобы не вызвать у него ортостатической реакции (головокружение, обморок.

С 6-7-го дня после операции занятия лечебной гимнастикой проводятся с целью восстановления движения в суставах и укрепления мышц оперированной ноги, обучения больных навыкам передвижения с помощью костылей. В занятия включают те же упражнения, что и в первые дни после операции, но каждое упражнения повторяют большее число раз. Стандартную шину удаляют, и конечность переводят на плоскость постели, но еще несколько дней рекомендуется выполнять специальные движения из облегченных исходных положений (с целью разгрузки области тазобедренного сустава): лежа на спине, на животе, на боку, сидя.

На 10-12-й день после операции при удовлетворительном состоянии больного можно разрешить ему вставать с помощью костылей и пользоваться ими при ходьбе.

Во втором периоде на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений выполняются упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях, в разных исходных положения. Значительное место в занятиях отводится обучению больного ходьбе на костылях: по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой. Необходимо следить за осанкой, включать в занятия специальные упражнения на формирование правильной осанки

Читайте также:  Открытый перелом плечевой кости у птицы

В третьем периоде увеличивается нагрузка на оперированную конечность за счет включения дозированного отягощения, упражнений с сопротивлением, с гимнастическими предметами и на снарядах. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (в среднем к концу 4-6-го месяца). Трехлопастный гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренной кости пожизненно.

Переломы костей голени. Повреждения костей голени делят на переломы большеберцовой кости, переломы малоберцовой кости, переломы обеих костей голени и переломы лодыжек. При диафизарных переломах костей голени без смещения или с незначительным расхождением отломков, не требующих репозици, лечение осуществляется гипсовой повязкой от кончиков пальцев до середины бедра. Переломы со смещением отломков лечат одновременным вправлением и фиксацией гипсовой повязкой без вытяжения или со скелетным вытяжением за пяточную кость. Если не удается сопоставить отломки одномоментно или путем скелетного вытяжения, прибегают к оперативному вмешательству – отломки фиксируют с помощью компрессионного аппарата Илизарова, металлосинтеза гвоздем, стержнем, винтами, пластиной. ЛФК проводится по той же методике, что и при переломах бедра, в зависимости от выбранного метода лечения.

В первом периоде в занятия лечебной гимнастикой включают общеразвивающие и дыхательные упражнения (статического и динамического характера), упражнения, способствующие тренировке вестибулярного аппарата, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и верхних конечностей, упражнения для сохранения опороспособности здоровой нижней конечности, которые чередуют со специальными. Для поврежденной конечности рекомендуются активные движения пальцами стопы, изометрические напряжения мышц бедра и голени, активные движения в тазобедренном суставе, идеомоторные упражнения для голеностопного сустава. Для улучшения кровообращения и уменьшения отека необходимо периодически опускать поврежденную ногу с кровати, придавая ей затем возвышенное положение. Через 3-5 дней после травмы разрешается передвигаться в пределах палаты, а затем и в отделении с помощью костылей.

Во втором периоде физические упражнения применяются с целью восстановления движения в голеностопном суставе, рессорной функции стопы, борьбы с отечностью поврежденной конечности, профилактики травматического плоскостопия и искривления пальцев, овладения навыками самостоятельного передвижения. В занятия наряду с дыхательными и общеразвивающими упражнениями, охватывающими все группы мышц, включают специальные. В первые дни все специальные упражнения выполняют в облегченных условиях (под ногу подводят скользящую плоскость, используют роликовые тележки, блочные установки, специальные качалки, лямки). Рекомендуются активные движения пальцами стопы и в голеностопном и коленном суставах (захватывание мелких предметов, их удержание, движение стопой, тыльное и подошвенное сгибание, супинация и пронация, перекатывание ногой теннисного мяча и др.). Постепенно амплитуда движений увеличивается. Упражнения, связанные с мышечным напряжением, чередуют с расслаблением мышц. Упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, сидя. Желательно выполнение упражнений в теплой воде.

В дальнейшем включают в процедуру лечебной гимнастики маховые движения конечностью, упражнения с отягощением и сопротивлением, у гимнастической стенки, с гимнастическими предметами. Значительное место в восстановительном периоде уделяется упражнениям в различных вариантах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном своде стопы, вперед, спиной, боком, скрестным шагом, в полуприседе; упражнения с опорой стопы на рейку гимнастической стенки, на велотренажере и др.

Переломы костей стопы. Одним из повреждений в области стопы являются переломы ее костей: предплюсны (таранной и пяточной), плюсны и пальцев. Лечение переломов костей стопы без смещения отломков осуществляется наложением гипсовой повязки до коленного сустава сроков в среднем от 4 до 8 недель. Стопа в анатомическом и функциональном отношении представляет собой сложный орган, образованный множеством костей и суставов, соединенных между собой большим числом связок и мышц. Выполняя функцию опоры и движения, стопа играет исключительно важную роль в статико-динамическом равновесии тела человека. Одновременно она осуществляет функцию рессорного аппарата, способствующего мягкому отталкиванию во время ходьбы, бега, прыжков, оберегающего от резких толчков и сотрясений внутренние органы, костно-суставные образования нижних конечностей, таза, позвоночного столба и т.д. В связи с этим при лечении переломов в области стопы чрезвычайно важное значение имеют не только восстановление анатомической целостности и формы поврежденных тканей, но и нормализации рессорной функции и функции опоры стопы и всей конечности в целом, которая не всегда восстанавливается с достаточной полнотой. Это требует при лечении травм стопы обязательного выполнения комплекса лечебных мероприятий, среди которых значительное место на всех этапах лечения занимает ЛФК.

В первом периоде занятий лечебной гимнастикой большинство упражнений направлено на улучшение кровоснабжение стопы и регенеративных процессов. Необходимо систематически выполнять движения пальцами, упражнения с давлением на подошвенную поверхность, а также движения в коленном и тазобедренном суставах. Для сохранения тонуса мышц сводов стопы постоянно следует проводить под гипсовой повязкой сокращения коротких мышц подошвенной поверхности. Во время ходьбы с костылем большое значение имеют правильная постановка стопы и выполнение всех компонентов нормального шага.

Во втором периоде основное внимание должно быть уделено восстановлению опорно-рессорной функции стопы. При этом очень важным является нормализация подвижности во всех суставах стопы и укрепление мышц, поддерживающих ее своды. Учитывая, что составляющие стопу элементы в биомеханическом отношении являются единым целым и в различных видах движений принимают участие все ее суставы и мышцы, следует широко использовать упражнения, вовлекающие в движения межфаланговые, плюснефаланговые, подтаранные и голеностопные суставы. Особый смысл это приобретает при повреждении того или иного сустава или в том случае, когда травма произошла в непосредственной близости от него. Если восстановить подвижность в отдельном суставе не удается, следует формировать компенсации за счет дистальных или проксимальных суставов стопы и конечности в целом. Во втором периоде необходимо постоянно акцентировать внимание больного на восстановление правильного механизма ходьбы.

К третьему периоду можно переходить после того, как больной стал хорошо и самостоятельно передвигаться. Основными задачами ЛФК в это время являются: отработка правильного шага, тренировка в беге, прыжках, выработка выносливости и возвращение пострадавшего к его основному виду деятельности. Из показанных упражнений составляют индивидуальные комплексы с учетом характера и локализации повреждения, течения регенеративных процессов, состояния функции суставов и мышц поврежденной стопы, а также профессиональной занятости больного.

В целях нормализации функции нервно-мышечного аппарата поврежденной стопы необходимо, начиная со второго периода, обеспечить систематическую и длительную тренировку ее мышц. К активным фиксаторам стопы относятся подошвенные мышцы, обладающие большой сократительной силой и выносливостью к нагрузкам. Эти мышцы участвуют в удержании сводов стопы и придают ей рессорность. Из мышц голени большое значение для опорно-двигательной функции стопы имеют задняя большеберцовая, длинный сгибатель первого пальца и длинный сгибатель пальцев, которые осуществляют сгибание стопы и фаланг пальцев. В комплекс упражнений включают разнообразные упражнения в супинации и пронации стопы, удержание пальцами различных мелких предметов. Захваты стопами набивных мячей, цилиндров, разновидности ходьбы и др.

Читайте также:  Если не лечить перелом таранной кости

Источник

Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè, èõ äèàãíîñòèêà. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ òàêîãî ðîäà. Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà è ãîëåíè. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè

Èñïîëíèòåëü

Äûáîâ Ñâåòîñëàâ Ïåòðîâè÷

Ââåäåíèå. Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû

ïåðåëîì ãîëåíü ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà

Íåñìîòðÿ íà çíà÷èòåëüíûå óñïåõè, äîñòèãíóòûå òðàâìàòîëîãèåé â âîïðîñàõ ðåïîçèöèè è ôèêñàöèè îòëîìêîâ (ìåòàëëî-îñòåîñèíòåç, óëüòðàçâóêîâàÿ ñâàðêà, îìïðåññèîííûéìåòàëëî-îñòåîñèíòåç) èíâàëèäíîñòü è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, à òàêæå ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïîñëå òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îñòàþòñÿ âûñîêèìè (4; 7;

Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî âñå ïàöèåíòû ñ ïîâðåæäåíèåì ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, íåçàâèñèìî îò òîãî ÿâëÿþòñÿ ëè îíè íå îñëîæíåííûìè èëè îñëîæí¸ííûìè, à òåì áîëåå, ïàöèåíòû ñ ïåðåëîìàìè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, íóæäàþòñÿ â ðåàáèëèòàöèè.

13). Ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò íàèáîëüøèé ïðîöåíò èíâàëèäíîñòè, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íåðàöèîíàëüíûì íàçíà÷åíèåì ôóíêöèîíàëüíîé íàãðóçêè. Ïî äàííûì Áåëÿêîâà À.À. 2003 ãîä, ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò 69 ñëó÷àåâ èíâàëèäíîñòè èç 506. Èç íèõ 23 ïðèõîäèòñÿ íà ðàííþþ íàãðóçêó è 46 íà ïîçäíþþ.

 ýòîé ñâÿçè äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ àêòóàëüíûì è ïðåäñòàâëÿåò áîëüøóþ ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Íàèáîëåå ñëàáûì çâåíîì â ðåøåíèè ýòîé ïðîáëåìû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå âîïðîñîâ, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé, ëå÷åíèåì ïîñòòðàâìàòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé è èçó÷åíèåì ïðè÷èí, ïðåïÿòñòâóþùèõ íîðìàëüíî — òåêóùåìó ïðîöåññó ðåãåíåðàöèè (Àòàåâ Ç.Ì. 1973ã., Áåðêóòîâ À.Í., Ñìèðíîâ Þ.Ã. 1996ã.)

Ñîâðåìåííûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ñ øèðîêèìè ïîêàçàíèÿìè ê îïåðàòèâíîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ è âûñîêèìè òðåáîâàíèÿìè ê êà÷åñòâó òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè äåëàþò î÷åâèäíîé àêòóàëüíîñòü ðàçðàáîòîê íîâûõ áîëåå ñîâåðøåííûõ ìåòîäèê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè ñðåäñòâàìè âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè.  îòëè÷èå îò áàçîâîé äèñöèïëèíû îáúåêò ïîçíàíèÿ è ïðåîáðàçîâàíèÿ â àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå — íå çäîðîâûå, à áîëüíûå ëþäè, â òîì ÷èñëå è èíâàëèäû, èìåííî ñâîåé îðèåíòàöèåé íà õðîíè÷åñêèõ áîëüíûõ è èíâàëèäîâ àäàïòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è îòëè÷àåòñÿ îò îäíîãî èç ðàçäåëîâ (âèäîâ) îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ «îçäîðîâèòåëüíî-ðåàáèëèòàöèîííàÿ, èëè ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» èëè «äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ». Òàêèì îáðàçîì àêòóàëüíîñòü èçó÷åíèÿ çíà÷åíèÿ è ðîëè àäàïòèâíî — ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê ïðè ðåàáèëèòàöèè ïîñëå ðàçëè÷íûõ òðàâì è ïîâðåæäåíèé íå âûçûâàåò ñîìíåíèé è ÿâëÿåòñÿ î÷åâèäíîé.

Òåîðåòè÷åñêóþ áàçó äàííîé ðàáîòû ñîñòàâèëè ðàçëè÷íûå òðóäû (ñòàòüè, ìîíîãðàôèè, ó÷åáíèêè è ó÷åáíûå ïîñîáèÿ) ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, òàêèõ êàê: Áàõðàõ È.È., Ãðåö Ã.Í., Áåëàÿ Í.À., Åïèôàíîâ Â.À., Ïîïîâ Ñ.Í., Þìàøåâ Ã.Ñ., Þðüåâ Â.Ï. è äðóãèå.

1. Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè. Äèàãíîñòèêà

 ìåõàíèçìå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò íåïðÿìàÿ òðàâìà, êîòîðàÿ îáû÷íî ñâÿçàíà ñ ïàäåíèåì è îáóñëîâëåíà ïåðåãèáîì èëè âðàùåíèåì ãîëåíè ïðè ôèêñèðîâàííîé ñòîïå. Ïîäîáíûé ìåõàíèçì äåéñòâèÿ âûçûâàåò âèíòîîáðàçíûå èëè êîñûå ïåðåëîìû îäíîé áîëüøîé áåðöîâîé êîñòè èëè äâóõ êîñòåé. Ïðÿìîå äåéñòâèå òðàâìèðóþùåé ñèëû ïðèâîäèò ê ïîïåðå÷íûì ïåðåëîìàì. Îáû÷íî ïðè óäàðå áàìïåðîì ìàøèíû. Äëÿ êîñûõ è âèíòîîáðàçíûõ ïåðåëîìîâ íàèáîëåå õàðàêòåðíû ñìåùåíèå ïî äëèíå, ïðîãèá ñ óãëîì, îòêðûòûì êíóòðè, è ðîòàöèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî îòëîìêà êíàðóæè.

2. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà ãîëåíè

Êëèíèêà ïåðåëîìà êîñòåé ãîëåíè ÷åòêàÿ. Õàðàêòåðíû ñèìïòîìû äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ ëþáîé ëîêàëèçàöèè (áîëü, îòå÷íîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, êðåïèòàöèÿ, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü, àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå ãîëåíè). Êðîìå òîãî, âîçìîæíî âîðîíêîîáðàçíîå âòÿæåíèå (óìáèëèêàöèÿ) êîæè íàä ìåñòîì ïåðåëîìà, ÷òî ãîâîðèò îá èíòåðïîçèöèè ìÿãêèõ òêàíåé. Ðåíòãåíîãðàììà â äâóõ ïðîåêöèÿõ óòî÷íÿåò äèàãíîç. Äâóõìîìåíòíîñòü òðàâìèðóþùåé ñèëû ìîæåò âûçâàòü äâîéíîé ïåðåëîì. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü êàê áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòåé îòäåëüíî, òàê è îáåèõ êîñòåé. ×àùå ïîâðåæäàþòñÿ îáå êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî è äèñòàëüíîãî êîíöîâ (à è á), äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû .

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû ïåðåëîìîâ äèàôèçà ãîëåíè:

Ðèñ 1.

— âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

— êîñûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé áîëüøå 30°);

— ïîïåðå÷íûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé ìåíüøå 30°);

-ïåðåëîì ñ íàëè÷èåì êëèíîâèäíîãî îòëîìêà;

— ñãèáàëüíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ìíîãîôðàãìåíòàðíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñïèðàëüíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñåãìåíòàðíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ïåðåëîì íåïðàâèëüíîé ôîðìû âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

Ëå÷åíèå:

 çàâèñèìîñòè îò ñëîæíîñòè ïåðåëîìà íàçíà÷àþò ëå÷åíèå.

Ïðè çíà÷èòåëüíîì ñìåøåíèè êîñòåé äåëàþò âûòÿæêó ãðóçîì ÷åðåç áëîê.

Ïðè ëåãêîé ôîðìå ïåðåëîìîâ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó. Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ íà 3 ìåñÿöà; ïîñëå åå ñíÿòèÿ ïðîèçâîäèòñÿ êîíòðîëüíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ â äâóõ ïðîåêöèÿõ.  ïåðâûå 10—12 äíåé áîëüíîìó ïðåäïèñûâàþò ïîñòåëüíûé ðåæèì, ïðè÷åì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òîíóñà ñîñóäîâ ðåêîìåíäóþò ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü íîãó. Áûñòðîå óìåíüøåíèå îòåêà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü âòîðè÷íîìó ñìåùåíèþ îòëîìêîâ. ×åðåç 10—12 äíåé ïðîèçâîäÿò êîíòðîëüíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ. Ïðè õîðîøåì ñòîÿíèè îòëîìêîâ è öåëîñòè ãèïñîâîé ïîâÿçêè áîëüíîìó ðàçðåøàþò õîäèòü íà êîñòûëÿõ. çàêàí÷èâàåòñÿ ëå÷åíèå íàçíà÷åíèåì ËÔÊ, ìàññàæà, ìåõàíîòåðàïèè è ïîñòåïåííîé äîçèðîâàííîé íàãðóçêè íà áîëüíóþ êîíå÷íîñòü.

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè — ìàêñèìàëüíî ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé, èñõîäÿ èç ñëîæèâøåéñÿ ïîñëå òðàâìû àíàòîìè÷åñêîé ñèòóàöèè. Ýòî îãðîìíàÿ, òÿæ¸ëàÿ ðàáîòà, òðåáóþùàÿ îò ïàöèåíòà òåðïåíèÿ è óïîðñòâà, à îò âðà÷à, êóðèðóþùåãî ïðîöåññ, ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íàâûêîâ, íàëè÷èÿ â àðñåíàëå íåîáõîäèìîãî ðåàáèëèòàöèîííîãî îáîðóäîâàíèÿ, òðåíàæåðîâ, ïðèñïîñîáëåíèé.

Êàê ïðàâèëî, ÷åëîâåê ïîñëå òðàâìû íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ: íåò äîñòàòî÷íîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, áîëüíî, àòðîôèðîâàíû è íå ðàáîòàþò ìûøöû è ò.ä.  çàâèñèìîñòè îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà áîëüíîãî ñòðîèòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïðîãðàììà çàíÿòèé ËÔÊ. Ïîýòîìó, ñ êàæäûì áîëüíûì íåîáõîäèìî ïàöèåíòîì ó íàñ ðàáîòàåò ïåðñîíàëüíûé èíñòðóêòîð. Åãî çàäà÷à — ïîìîùü áîëüíîìó ïðè âûïîëíåíèè èìïåðàòèâíî — êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé, èç êîòîðûõ è ñêëàäûâàåòñÿ åãî ïåðñîíàëüíàÿ ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè

3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè ñîîòâåòñòâåííî ïåðèîäó ËÔÊ

Ïåðâûé ïåðèîä

Çàäà÷è 1-ãî ïåðèîäà

1.Óëó÷øèòü ôóíêöèþ âåãåòàòèâíûõ ñèñòåì (êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ è äð.).

2.Àêòèâèçèðîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû.

3.Óëó÷øèòü òðîôèêó èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè çà ñ÷åò èíòåíñèôèêàöèè ëîêàëüíîãî êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ.

4.Ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññû ðåãåíåðàöèè â ìåñòå ïåðåëîìà.

5.Ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö è òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè.

6.Ðàçâèòü íåîáõîäèìûå æèçíåííûå íàâûêè.

7.Ïîâûñèòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûé òîíóñ áîëüíîãî

8. Ñïåöèàëüíûå çàäà÷è ËÔÊ: óëó÷øèòü òðîôèêó â îáëàñòè òðàâìû, óñêîðèòü êîíñîëèäàöèþ ïåðåëîìà, ñïîñîáñòâîâàòü ïðîôèëàêòèêå àòðîôèè ìûøö, òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, âûðàáîòêå íåîáõîäèìûõ âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé.

Ïåðâûé ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè äëèòåëüíîñòüþ 2 íåäåëè ñîîòâåòñòâóþò âòîðîé ñòàäèè ðåãåíåðàöèè êîñòíîé òêàíè — îáðàçîâàíèþ ïåðâè÷íîé êîñòíîé ìîçîëè.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðîñò ìîëîäûõ êëåòîê ïîâðåæäåííîé òêàíè. (28)

Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ íà ïåðâîì ýòàïå ðåêîìåíäîâàíû äûõàòåëüíûå (ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà) è îáùåòîíèçèðóþùèå ýëåìåíòàðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïëå÷åâîãî ïîÿñà, âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà.

Ïðè îáåçäâèæåííîñòè áîëüíîãî íàçíà÷àþò ìûñëåííî âîîáðàæàåìûå (ôàíòîìíûå), èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ èëè óïðàæíåíèÿ «â ïîñûëêå èìïóëüñîâ ê ñîêðàùåíèþ» âûïîëíÿþò ìûñëåííî, ïðèìåíÿþò ïðè òðàâìàõ â ïåðèîä èììîáèëèçàöèè, ïåðèôåðè÷åñêèõ ïàðàëè÷àõ, ïàðåçàõ. Ðåôëåêòîðíûå óïðàæíåíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû, îòäàëåííûå îò òðåíèðóåìûõ. Íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö òàçîâîãî ïîÿñà è áåäðà ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïàññèâíûìè íàçûâàþò óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà, áåç âîëåâîãî óñèëèÿ áîëüíîãî, ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøöû. Ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò, êîãäà áîëüíîé íå ìîæåò âûïîëíèòü àêòèâíîå äâèæåíèå, äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, äëÿ âîññîçäàíèÿ ïðàâèëüíîãî äâèãàòåëüíîãî àêòà (ïðè ïàðåçàõ èëè ïàðàëè÷àõ êîíå÷íîñòåé). Óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ñíèæàþò òîíóñ ìûøö, ñîçäàþò óñëîâèÿ îòäûõà. Áîëüíûõ îáó÷àþò «âîëåâîìó» ðàññëàáëåíèþ ìûøö ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàõîâûõ äâèæåíèé, âñòðÿõèâàíèé. Ðàññëàáëåíèå ÷åðåäóþò ñ äèíàìè÷åñêèìè è ñòàòèñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

Читайте также:  Лечебная физкультура при переломе пяточной кости

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ è ïàñòåëüíîì ðåæèìå óïðàæíåíèÿ ïîäáèðàþò ñ ó÷åòîì ñòåïåíè çàæèâëåíèÿ ðàíû.  ïåðâûå äíè ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ñî÷èòàÿ è ñ ïðîñòåéøèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâû, ðóê, è íåèììîáèëèçèðîâàíîé íîãè. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ãîëåíè ïðè ëå÷åíèè âûòÿæåíèåì â I ïåðèîäå ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ñòîïû. Î÷åíü îñòîðîæíî ñëåäóåò âêëþ÷àòü óïðàæíåíèÿ äëÿ êîëåííîãî ñóñòàâà. Ýòî ìîæíî îñóùåñòâèòü çà ñ÷åò äâèæåíèé áåäðà ïðè ïîäíèìàíèè è îïóñêàíèè òàçà. Ó áîëüíûõ ïîñëå ìåòàëëî-îñòåîñèíòåçà ðàíî ðàçðåøàþò õîäüáó ñ êîñòûëÿìè ñ ïðèñòóïàíèåì íà áîëüíóþ íîãó è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò íàãðóçêó íà íåå (îñåâóþ íàãðóçêó) íî ñòðîãî äîçèðóþò ñòåïåíü îïîðû.

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ îïîðîñïîñîáíîñòè íåïîâðåæäåííîé íîãè áîëüíîìó ðåêîìåíäîâàëè àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ (ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ò.ä.), èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (â òå÷åíèè 5 — 7 ñåêóíä). Ðàííåå è ÷àñòîå èçìåíåíèå ïîëîæåíèå òåëà â ïîñòåëè, ïîäòÿãèâàíèå çà áàëêàíñêóþ ðàìó, äâèæåíèÿ ãîëîâîé (íàêëîíû, ïîâîðîòû) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå îðòîñòàòè÷åñêîãî êîëëàïñà Äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî è òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâîâ èñïîëüçóþò àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, ïîääåðæèâàÿ ðóêàìè áåäðî.

Ïðè ëå÷åíèè â àïïàðàòàõ Èëèçàðîâà è äðóãèõ â ïåðâûå äíè ïðèìåíÿþò èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëàñòè îïåðèðîâàííîãî ñåãìåíòà è óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ íåèììîáèëèçèðàâàííûõ ñóñòàâîâ. Èñïîëüçóþò âíà÷àëå îáëåã÷åííûå, óïðàæíåíèÿ íà ñêîëüçÿùèõ ïëîñêîñòÿõ.

Îïàñíîñòü ñìåùåíèÿ ìåíüøå ïðè ñîåäèíåíèè îòëîìêîâ ìåòàëëè÷åñêèìè êîíñòðóêöèÿìè, êîñòíûìè øòèôòàìè, ïëàñòèíàìè; ïîýòîìó ìîæíî â áîëåå ðàííèå ñðîêè âêëþ÷àòü àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö è äâèæåíèÿ â ñìåæíûõ ñóñòàâàõ.

Ìàññàæ ïðè äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìàõ ó áîëüíûõ ñ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íàçíà÷àþò ñî 2-é íåäåëè. Íà÷èíàþò ñî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè, à çàòåì âîçäåéñòâóþò íà ñåãìåíòû ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûå îò èììîáèëèçàöèè, íà÷èíàÿ âîçäåéñòâèå âûøå ìåñòà òðàâìû. Ó áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ íà ñêåëåòíîì âûòÿæåíèè, ìàññàæ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè è âíåî÷àãîâûé íà ïîâðåæäåííîé íà÷èíàþò ñî 2-3-ãî äíÿ. Ïðèìåíÿþò âñå ïðèåìû ìàññàæà è îñîáåííî — ñïîñîáñòâóþùèå ðàññëàáëåíèþ ìûøö íà ïîðàæåííîé ñòîðîíå.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ãíîéíûå ïðîöåññû, òðîìáîôëåáèò.

II ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé).

II ïåðèîä íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïðèâû÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ.

Çàäà÷è âòîðîãî ïåðèîäà:

Óëó÷øèòü êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Óñêîðåíèå ñðîêîâ ðåãåíåðàöèè êîñòíîé ìîçîëè.

Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííî-òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Îáó÷åíèå õîäüáå íà êîñòûëÿõ.

Ïîâûøàòü îïîðîñïîñîáíîñòü òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.

Óêðåïèòü ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íûé àïïàðàò.

Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ñîãëàñíî ïåðèîäîâ

 ýòîì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà äàëüíåéøóþ íîðìàëèçàöèþ òðîôèêè â îáëàñòè òðàâìû äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè, ëèêâèäàöèè àòðîôèè ìûøö è äîñòèæåíèÿ íîðìàëüíîãî îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ëèêâèäàöèè âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé, âîññòàíîâëåíèÿ îñàíêè.

Ïðè ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü åùå íåäîñòàòî÷íî ïðî÷íà.  ýòîì ïåðèîäå óâåëè÷èâàþò äîçèðîâêó îáùåóêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿþò ðàçíîîáðàçíûå ÈÏ; ïîäãîòàâëèâàþò ê âñòàâàíèþ (äëÿ íàõîäèâøèõñÿ íà ïîñòåëüíîì ðåæèìå), òðåíèðóþò âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò, îáó÷àþò ïåðåäâèæåíèþ íà: êîñòûëÿõ, òðåíèðóþò ñïîðòèâíóþ ôóíêöèþ çäîðîâîé íîãè (ïðè òðàâìå íîãè), âîññòàíàâëèâàþò íîðìàëüíóþ îñàíêó.

Äëÿ ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè ïðèìåíÿþò àêòèâíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëåã÷åííûõ, ÈÏ, êîòîðûå ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå äëÿ ìûøö ñ ïîâûøåííûì òîíóñîì. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû ìûøö èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ïðåäìåòàìè, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè.

Ìàññàæ íàçíà÷àþò ïðè ñëàáîñòè ìûøö, èõ ãèïåðòîíóñå è ïðîâîäÿò ïî îòñàñûâàþùåé ìåòîäèêå, íà÷èíàÿ âûøå ìåñòà òðàâìû. Ïðèåìû ìàññàæà ÷åðåäóþò ñ ýëåìåíòàðíûìè ãèìíàñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

III ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé).

Äëèòåëüíîñòü ÷åòâåðòîé íåäåëè ñîîòâåòñòâóåò òðåòüåé ñòàäèè ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè — ôîðìèðîâàíèþ êîñòíîé ìîçîëè.

Çàäà÷è: òðåòüåãî ïåðèîäà: Ïðèâåäåíèå â íîðìó âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå âñåõ äâèãàòåëüíûõ.  III ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ, äàëüíåéøåå óêðåïëåíèå ìûøö. Îáùåðàçâèâàþùèå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ áîëüøåé íàãðóçêîé, äîïîëíÿþò èõ õîäüáîé, ïëàâàíèåì, ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â âîäå, ìåõàíîòåðàïèåé.

Óïðàæíåíèÿ III ïåðèîäà

Îíè íàïðàâëåíû íà âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, óêðåïëåíèå ñèëû ìûøö, óñòðàíåíèå êîíòðàêòóð, ïðåäóïðåæäåíèå óïëîùåíèÿ ñâîäîâ ñòîïû. â âîäå, ìàññàæ, ôèçèîáàëüíåîòåðàïèþ. Óïðàæíåíèÿ íàïðàâëåííûå áûòîâóþ è ïðîôåññèîíàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ.  äàííîì ýòàïå íàçíà÷àþòñÿ òàêèå óïðàæíåíèÿ êàê áåã è õîäüáà ñ ïðåïÿòñòâèÿìè, ñîñêîêè, òàíöåâàëüíûå øàãè. Ïðè ýòîì íóæíî ôèêñèðîâàòü ñóñòàâ ïðè ïîìîùè ýëàñòè÷íîãî áèíòà.

Ðåêîìåíäóþòñÿ óïðàæíåíèÿ òðåáóþùèå ñëîæíûõ è òî÷íûõ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ, òàíöåâàëüíûå ïðèåìû ðàçìèíêè èç áàëåòà. Ëå÷åáíûå ãèìíàñòèêè â áàññåéíå.

4.Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè

ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, ñòîïà áîëüíîé íîãè íà íàáèâíîì ìÿ÷å. Ïåðåêàòûâàíèå ìÿ÷à ê òóëîâèùó è â ÈÏ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç). ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, âçÿâøèñü ðóêàìè çà êðàÿ êðîâàòè. «Âåëîñèïåä». Òåìï ñðåäíèé äîáûñòðîãî (30-40 ðàç).

ÈÏ -ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâîé «Íîæíèöû» ñêðåñòíûå äâèæåíèÿ ïðÿìûìè íîãàìè.

ÈÏ -îïîðà íà ÿãîäèöû, ðóêè ïðÿìûå ïåðåä ñîáîé, íîãè ïîä óãëîì 45 ãðàäóñîâ âûòÿíóòû âïåðåä. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé è êèñòÿìè ðóê â ëåâî 8ðàç è â ïðàâî 8 ðàç. Òåìï áûñòðûé.

ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ñïèíêå êðîâàòè ñ îïîðîé ðóêàìè: à) ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã âïåðåä, ñãèáàÿ èõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); á) ïîëóïðèñåäàíèå. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); â. ÈÏ — ñòîÿ, áîëüíàÿ íîãà íà øàã âïåðåä. Ñãèáàíèå áîëüíîé íîãè â êîëåíå è íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä äî ïîëîæåíèÿ «âûïàä». Òåìï ìåäëåííûé (10-25 ðàç). ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ëàçàíèå ïî ñòåíêå íà íîñêàõ ñ äîïîëíèòåëüíûìè ïðóæèíÿùèìè ïðèñåäàíèÿìè íà íîñêå áîëüíîé íîãè. Òåìï ìåäëåííûé (2-3 ðàçà). ÈÏ — âèñ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: à) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ; á) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã. Òåìï ìåäëåííûé (6-8 ðàç). Âñå óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ áåç ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ â ñïîêîéíîì ðàçìåðåííîì ðèòìå. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 7-8 ðàç. Äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðîèçâîëüíûì.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. / Ïîä ðåä. Á.Â. Ïåòðîâñêîãî — Ì.: «Ñîâ. Ýíöèêëîïåäèÿ», 1980 -ò. 13.

2. Â.À. Åïèôàíîâà «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ñïðàâî÷íèê». — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1988.

3. Âûäðèí Â.Ì., Çûêîâ Á.Ê., Ëîòîíåíêî À.Â. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ñòóäåíòîâ âóçîâ. — Ì.: 1996.

4. ĸìèí Ä.Ô. Âðà÷åáíûé êîíòðîëü ïðè çàíÿòèÿõ ÔÊ. — ÑÏá.: 1999.

5. Êîö ß.Ì., Ñïîðòèâíàÿ ôèçèîëîãèÿ. — Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1986.

6. È.Ë. Êðóïêî. Ðóêîâîäñòâî ïî òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè — Ëåíèíãðàä: «Ìåäèöèíà», 1976.

7. Ã.Ñ. Þìàøåâ. Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ. — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1977.

8. À.Í. Áàêóëåâ, Ô.Ô. Ïåòðîâ «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — ÑÏá.: 1998.

9. Ïåòðîâñêèé Á.Â. «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — Òàøêåíò, 1993.

10. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. / Ïîä ðåä. Â.È. Áåëîâà. — Ì.: 1993.

11. Í.Ì. Àìîñîâ, ß.À. Áåíäåò. Çäîðîâüå ÷åëîâåêà — Ì.: 1984.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник