Лфк при ушибах головного мозга

В связи с разнообразием проявлений и особенностей течения лечебную физкультуру после травмы головного мозга подбирают сугубо индивидуально. Если при сотрясении головного мозга неврологическая симптоматика минимальная и нестойкая, то при ушибах, сдавлении, размозжении мозга наблюдаются серьезные инвалидизирующие расстройства в виде параличей и парезов, дискоординации, нарушений стояния и ходьбы. Однако ЛФК при любом варианте черепно-мозговой травмы (ЧМТ) имеет некоторые общие направления и способы лечебного воздействия.

врач поддерживает руками голову пациента

Система ЛФК при ЧМТ и когда начинать

При мозговом ушибе, независимо от области повреждения, ЛФК начинают максимально рано, отдельные виды лечебной физической культуры назначают уже со вторых суток после травмы. Для каждой стадии травмы головного мозга подбирают свой комплекс физической реабилитации, выбор которого во многом зависит от общего состояния здоровья пациента.

Начальный и ранний период

В начальной стадии ЧМТ, то есть в течение первых суток, лечебная гимнастика не показана. Со вторых суток (начало раннего периода) допустимо выполнение элементарных пассивных или полупассивных упражнений и дыхательной гимнастики. Пристальное внимание уделяется лечению положением (специальным позиционным укладкам) и постепенному восстановлению нормальной психической работы головного мозга.

Реабилитацию начинают даже в случае тяжелого состояния пациента, при его пребывании в реанимационном отделении. На данном этапе восстановления здоровья решается задача профилактики застойной пневмонии и тромбообразования в венозной системе обездвиженных конечностей, которые также могут стать причиной целого комплекса проблем. В гимнастический комплекс включают от 5 до 10 упражнений однократно за сутки, проводят не более 4 повторений. К концу раннего периода (на 5-е сутки) длительность одного занятия с инструктором ЛФК составляет 15-20 минут.

Важно!

В первые пять суток после ЧМТ строго противопоказаны упражнения для головы и шейного отдела позвоночника в связи с высоким риском ухудшения состояния: появления головокружения, подташнивания, рвоты, головной боли.

врач поднял руки лежачего больного

Промежуточный период

На данной стадии (5-30 день от травмы) постепенно регрессирует общемозговая симптоматика (головокружение, тошнота, общая слабость, головная боль), обусловленная отеком мозговой ткани, а на первый план выходят специфические проявления нарушенной работы определенного участка мозга. Это могут быть парезы и параличи (снижение силы в мышцах), изменения чувствительности, координации движений, повреждение черепно-мозговых нервов, а также различные виды расстройств высших мозговых функций: речи, запоминания, мышления.

В связи с этими патологиями лечебная физкультура несколько видоизменяется. Дыхательная гимнастика переходит из статического в динамический режим: пациент активно принимает необходимые исходные положения, практикует диафрагмальное, грудное, сочетанное дыхание. Продолжают терапию позиционированием с целью профилактики формирования контрактур (стойкого вынужденного положения) в парализованных руках и ногах и общеукрепляющий массаж.

Гимнастика сначала осуществляется в лежачем положении. Пациент выполняет одновременные повороты и круговые движения головы и туловища, без движений в шейном отделе позвоночника. При удовлетворительной переносимости через некоторое время разрешают выполнять плавные движения головой. Повторяют каждое упражнение не более двух раз. Если при выполнении поворотов или наклонов головы, возникают неприятные ощущения в виде головокружения и дурноты, то нужно увеличить паузы между повторами или отложить подобные тренировки.

По мере восстановления сил больному разрешают садиться в кровати, а через некоторое время спускать вниз ноги. При этом нужно соблюдать осторожность: вертикальные физические нагрузки приводят к сужению сосудов головного мозга, комплекс упражнений в сидячем положении должен вводиться постепенно, поначалу с поддержкой.

Важное значение имеют также специальные активные упражнения, направленные на поддержание равновесия, на тренировку координации движений. Развивают сноровку, точность, память и мышление: пациентам предлагают запоминать последовательность и технику выполнения отдельных элементов ЛФК. В промежуточном периоде одно занятие длится около 40 минут, а за сутки их повторяют не более 4-х раз.

Лфк при ушибах головного мозга

Поздний восстановительный период

Данный период длится с 1 по 4 месяцы с момента получения травмы. В это время продолжают упражнения на дыхание, позиционирование и общий массаж.

Обратите внимание!

При выполнении больным упражнений дыхательной гимнастики нужно избегать чрезмерной вентиляции, это может спровоцировать судорожный приступ.

При позиционировании особое внимание уделяют активной борьбе с патологическими содружественными движениями. С этой целью парализованную конечность фиксируют. Кроме того, пациента учат направленным противосодружественным действиям, волевому противодействию и восстанавливают нормальные физиологические сочетания двигательных актов.

Продолжается работа, направленная на вертикализацию больных, если этого не удалось добиться раньше. Например, при сотрясении мозга осторожная ортостатическая нагрузка возможна уже в первые дни после травматизации. В более тяжелых случаях используют специальный прибор – вертикализатор, позволяющий приподнимать больного под разным углом. Угол наклона постепенно увеличивается, и сердце с сосудами успевают адаптироваться к новому состоянию.

Обучение стоянию и ходьбе – еще одно важное направление реабилитации. Сначала многократно повторяют процесс вставания, чтобы костно-мышечная система «вспомнила» правильную последовательность действий: небольшой наклон туловища вперед, напряжение передней группы мышц бедер, разгибание тазобедренных и коленных суставов и т.д. В положении стоя важно научить пациента равномерно распределять нагрузку, а при ходьбе последовательно переносить центр тяжести с одной ноги на другую.

Продолжают восстанавливать правильную координацию движений и поддержание равновесия, обучают целенаправленной активности пораженные конечности. Сначала упражнение показывают, а больной повторяет его здоровыми рукой и ногой, затем пробует выполнить одновременно здоровыми и паретичными конечностями, а затем только паретичными. Вестибулярная гимнастика включает целенаправленные движения глазных яблок, повороты и наклоны головы и туловища.

Резидуальный период

Отличительной особенностью данного периода (с 4-го месяца после травмы) является присоединение к основным комплексам ЛФК специальных тренировок, направленных на бытовую и социальную адаптацию больных.

Пациентам предлагают специальные упражнения, моделирующие различные бытовые действия и профессиональные навыки. Если выполнение определенной манипуляции технически невозможно, то предлагают достичь необходимого результата с помощью других вариантов движений.

В этот период при обучении стоянию применяют методики, которые одновременно должны компенсировать парезы, координаторные расстройства, непроизвольные движения. В период восстановления навыков ходьбы проведение лечебно тренировочных занятий должно быть регулярным и целенаправленным. Нужно комбинировать сразу несколько элементарных упражнений, которые пациент освоил на предыдущих стадиях.

Таблица. Особенности лечебной гимнастики на разных стадиях тяжелой и среднетяжелой черепно-мозговой травмы

таблица видов чмт и видов лфк

Особенности ЛФК в восстановительный период

Во время восстановительного лечения следует учитывать:

  • Общую тяжесть состояния больного;
  • Имеющиеся симптомы поражения центральной нервной системы;
  • Наличие сопутствующих заболеваний;
  • Исходное физическое состояние пациента.

Важно наращивать продолжительность и интенсивность занятий постепенно, однако проводить их нужно регулярно. Если на более ранних этапах пассивные тренировки, дыхательная гимнастика, массаж при разных заболеваниях и травмах мало чем отличаются друг от друга, то в поздние стадии методика лечебной физкультуры определяется главенствующим синдромом повреждения центральной нервной системы и план реабилитационных мероприятий строится исходя из этого.

Реабилитационное занятие лучше строить по следующей схеме:

  1. Первый период, вводный, включает наиболее легкие элементы, готовящие организм к наращиванию нагрузок. Длится он около 10-20% времени всей тренировки.
  2. Основной период максимальной нагрузки (60–80% времени) состоит из индивидуального комплекса упражнений, направленных на решение конкретных проблем.
  3. Заключительный период должен расслабить организм с помощью несложных упражнений и дыхательной гимнастики. Его продолжительность тоже составляет 10-20% всего занятия.

Перед пациентом желательно ставить конкретные задания и предлагать варианты достижения цели. Важно настраивать его на позитивный лад и уверенность в собственных силах. Нередко психологические проблемы являются основным препятствием к эффективному проведению восстановительного лечения. В этом случае может понадобиться помощь психолога. Некоторые больные более охотно занимаются в группах и достигают таким образом лучших результатов.

Полезное видео — Реабилитация после черепно-мозговой травмы

Комплекс лечебной гимнастики

Предлагаем вам ознакомиться с комплексом упражнений для промежуточного периода ЧМТ, которые можно выполнять всем пациентам, независимо от сопутствующей неврологической симптоматики. Если в конечностях снижена сила и повышен тонус мышц, то в здоровых руке и ноге упражнения выполняются активно, в пораженных – пассивно. Гимнастика предваряется массажем мышц.

  • ЛФК в положении лежа
  1. Руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе достать плечевые суставы кистями рук, не отрывая локти от горизонтальной поверхности, пальцы ног максимально потянуть вниз. На выдохе расслабиться и вытянуть руки.
  2. Лежа в прежней позиции, на вдохе поднять предплечья и кисти вверх (руки должны быть выпрямлены в лучезапястном суставе), стопу максимально потянуть на себя. На выдохе занять прежнее положение.
  3. Во время вдоха сложить руки на груди, а ноги согнуть в коленях. На выдохе снова выпрямить конечности.
  4. Попеременно поднимать руки перпендикулярно туловищу.
  5. Вдох: согнутую в коленном и тазобедренном суставе ногу подтянуть к груди, обхватив ее руками. Выдох: вернуться в расслабленное состояние. Аналогично повторить движение другой ногой.
  6. Попеременно отводить в сторону выпрямленные ноги.
  7. Аналогичным образом отводить руки в стороны. Начинать упражнения следует с небольшого угла отведения и постепенно увеличивать амплитуду.
  8. Одну руку вытянуть в сторону. Повернувшись всем корпусом, второй вытянутой рукой хлопнуть в ладоши. Затем аналогично выполняется поворот в другую сторону.
  • ЛФК в положении сидя со спущенными ногами

Важно!

Начинать этот комплекс упражнений необходимо, держась одной рукой за край или спинку кровати. Отпустить их можно только после уверенного удержания равновесия и прекращения ортостатических реакций.

  1. Одну руку отвести в сторону, повернуть за ней голову. На выдохе руку опустить. Затем повторить аналогичные движения другой рукой.
  2. Развести руки в стороны. Держа голову прямо, некоторое время сидеть ровно, удерживая равновесие.
  3. Держась руками за край кровати, вытянуть на вдохе одну ногу параллельно полу, на выдохе опустить вниз. Затем повторить с другой ноги.
  4. Кисти рук поставить на надплечья, делать вращающие движения в плечевых суставах одновременно с 2-х сторон.

Все упражнения повторить 6-8 раз.

Любая система упражнений лечебной физкультуры рассчитана на регулярные и систематичные занятия. Для этого необходимо мотивировать больного, нацеливать на позитивный конечный результат. Активная физическая и трудовая реабилитация значительно улучшают прогноз восстановления даже при выраженных парезах и расстройствах равновесия.

Видео — Восстановление после ЧМТ

Источник

медицинские науки

  • Мифтахов Алмаз Фаридович, магистр, старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
  • ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА
  • ТРАВМА
  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • УШИБ
  • ПОВРЕЖДЕНИЕ

В данной статье рассмотрена черепно-мозговая травма (ЧМТ). Описано виды, признаки и симптомы.Ключевым моментов статьи является комплекс упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговой травме.

Похожие материалы

  • Лечебная физическая культура при избыточной массе тела
  • Лечебная физическая культура при остеохондрозе позвоночника
  • Хроническая микротравма как причина длительных нарушений структуры и функций опорно-двигательного аппарата спортсмена
  • Лечебная физическая культура при плоскостопии
  • Лечебная физическая культура при неврите лицевого нерва

Наша жизнь непредсказуема. Мы не может знать, что произойдёт завтра, сегодня и даже через час. Если у нас хорошо сейчас, то это не означает, что через минуту всё будет совершенно так же, мы можем в любой момент упасть, ушибиться, одним словом травмироваться. Последствия не самые лучшие, как вы знаете — это травма. Травмы бывают разные (вывихи, ушибы, раны, переломы, растяжения и так далее), но в этой статье мне бы хотелось больше рассказать вам о черепно-мозговых травмах. Почему именно черепно-мозговая травма? Потому что по статистике это самый распространённый вид травм и одна из важных причин инвалидизации во всём мире. Лечебная физическая культура помогает человеку после черепно-мозговых травм быстрее адаптироваться.

Черепно-мозговая травма — это травмированы кости черепа и мозговая оболочки, нервы, головной мозг, сосуды. Они могут быть травмированы разом или отдельно друг от друга.

Причины

  1. ДТП (дорожно-транспортное происшествие): водители, пассажиры общественного транспорта, сбитые автотранспортом пешеходы;
  2. Бытовые травмы — несчастные случаи, возникающие вне работы (в доме, квартире, во дворе и т.д.). В основном это случайные падения, удары, побои, драки;
  3. Производственные травмы — несчастный случай, возникающий на рабочем месте. На производстве получают такие травмы: телесные раны, тепловые удары, воздействии электрического тока и так далее;
  4. Спортивные травмы — это повреждения тканей, возникающие при занятиях физическими упражнениями. Часто они возникают при занятиях боксом, хоккеем, борьбой, футболом.

Классификации черепно-мозговых травм

Классификации черепно-мозговых травм различают:

  1. По степени тяжести выделяют несколько видов: легкая степень — сотрясение головного мозга, незначительные повреждения; средняя степень — серьезный повреждения; тяжелая степень — повреждение головного мозга тяжелой степени, острое сдавление головного мозга.
  2. По характеру травмы бывают: открытыми — это когда сухожильный шлем, кости, мягкие ткани были повреждены; закрытыми это когда нет повреждений, но иногда бывает повреждение кожи.
  3. По виду повреждения выделяют: изолированную (когда отсутствуют какие-либо внечерепные повреждения), сочетанную (одновременное наличие ЧМТ и повреждений других органов и систем) и комбинированную черепно-мозговую травму (если одновременно воздействует несколько видов энергии — механическая, лучевая, химическая и т.д.).

Симптомы ЧМТ

  1. Потеря памяти;
  2. Головокружение и различные головные боли;
  3. Рвота, тошнота;
  4. Нарушение речи;
  5. Шум или звон в ушах;
  6. Гематомы;
  7. Искривление лица;
  8. Галлюцинация;
  9. Неадекватное поведение.

Обращайтесь к травматологу или вызывайте скорую помощь, если вы заметили вышеуказанные симптомы черепно-мозговой травмы после недавнего повреждения головы. Также обратитесь к врачу в течение нескольких часов, если даже вы не чувствуете никаких симптомов из вышеперечисленного списка и чувствуете себя хорошо, то помните, что отек мозга и различные гематомы могут проявиться через день или больше.

Последствия черепно-мозговых травм

В зависимости от тяжести травмы у пациента могут наблюдаться:

  • ухудшение памяти и концентрации внимания
  • депрессия
  • приступы беспричинной тревоги
  • снижение работоспособности, физических способностей
  • быстрая утомляемость
  • частичная или полная потеря зрения
  • проблемы со сном
  • нарушение дыхания, кровообращения, речи, двигательной активности
  • ухудшение моторики и функции опорно-двигательного аппарата
  • эпилепсия и др.

Все последствия плохо сказываются, ведь все это может беспокоить пациента много лет или даже всю жизнь, и не важно, что травма была не такой уж и тяжёлой

Задачи лечебной физической культуры (ЛФК)

ЛФК при ЧМТ ставит перед собой определенные задачи. Сейчас мы рассмотрим основные:

  1. Приспособить человека к размеренной жизни;
  2. Вернуть человека к жизни до травмы;
  3. Обеспечить в нервной системе устойчивость;
  4. Привыкание организма к физическим нагрузкам;
  5. Нормализация двигательной сферы больного.

Стоит сказать о том, что есть некоторые моменты, которые необходимо помнить всегда, прежде чем переходить к комплексу упражнений:

  • Не прекращайте заниматься, ведь непрерывное занятие лечебной физической культуры даёт желательный результат даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и благоприятствует возвращению пострадавшего человека к деятельной жизни.
  • Вначале выполняй простые, лёгкие упражнения, а по мере прогрессирования состояния переходите к тяжелым тренировочным упражнениям.
  • Старайтесь добросовестно выполнять упражнения. Это позволит вам получить от выполняемого лечебного комплекса максимальную пользу.
  • При выполнении упражнений, если вы почувствовали боль, то немедленно нужно прекратить. Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений.
  • Следите за нормальным ритмом повторений физических упражнений, ведь это способствует длительному сохранению работоспособности.
  • Следите за актом дыхания.

Комплекс упражнений

В разных периодах выполняется разного характера упражнения. В данный момент мы все их рассмотрим:

  1. Начальный период — это первый чутки после травмы. В данный период лечебная физическая культура не используется.
  2. Ранний период — это 2-5-е сутки после ЧМТ. Именно в конце раннего периода начинайте выполнять специальные дыхательные упражнения. Включает в себя 5-7 упражнений, чистота выполнения минимальный 2-3 раза, темп медленный. Вначале упражнения выполняйте 1 раз в день, но по мере улучшения время занятий увеличивайте. Исключите упражнения для головы, так как оно может вызвать тошноту, рвоту, головокружение и так далее.
  3. Промежуточный период — это 5-30-е сутки. Расширьте программу дыхательного упражнения. Начните выполнять упражнения общеукрепляющего характера и лечение положением. Самые главные упражнения в данном периоде это упражнения для головы: опускание, поднимание, повороты, круговые движения. Исходное положение может быть лёжа или сидя. Выполняйте всего лишь 1-2 раза. Дозировку повышайте после освоения и улучшения.
  4. Поздний период — это 1-4-й месяц после тяжёлой травмы. Включите в свою тренировку: ортостатическую гимнастику, общий и специальный массаж. В данный период упражнения выполняются в разных исходных положениях (стоя, сидя), темп значительно увеличьте. 5-15 минут начните уделять трудотерапии.
  5. Резидуальный период — длится до 2-х лет. Также выполняйте общеукрепляющую и специальную гимнастику значительно дольше. Начните восстанавливать или компенсировать утраченные бытовые и трудовые навыки. Увеличивайте время трудотерапии.

Вот мы и подошли к концу, мы рассмотрели самую маленькую часть ЛФК при ЧМТ. В заключении, мне хочется вам напомнить, что лечебная физическая культура самая главная помощь при реабилитации больного в домашних условиях. Напрямую лечение зависит от тяжести повреждения и может заключаться в приеме медикаментов, хирургическом вмешательстве, лечебной физической культуре. Оздоровление проходит индивидуально: некоторым пациентам надо возобновить двигательные навыки, а иным избавиться от головной боли, наладить сон, поэтому не нужно заниматься самолечением, а нужно сходить и проконсультироваться с врачом. Он подберет вам индивидуальное лечение. Ведь описанные в данной статье упражнения могут не всем подойти. Будьте осторожны, берегите себя!

Список литературы

  1. Большая медицинская энциклопедия. М., 1989.
  2. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура. — М., 2006.
  3. Доброхотова Т. А. Исходы черепно-мозговой травмы// Нейротравматология / Под ред. А. Н. Коновалова, Л. Б. Лихтермана, А. А. Потапова. — М., 1994.
  4. Крупин Е. Н. Организационная проблема лечения больных с легкой черепно-мозговой травмой//1 съезд нейрохир. РФ.: Тез. докл. — Екатеринбург, 1995.

Источник