Методический план первая помощь при вывихах ушибах растяжениях

  УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПЧ по охране

окатыш»

подполковник вн. службы

«___» ____________200  г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по ООТП и ПАСР

с личным составом

Тема: «Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок»

Цель: приобрести навыки оказания первой помощи.

Метод проведения занятия: классно-групповое.

Место проведения занятия: учебный класс Учебное время: 2 часа.

1.Литература:  1. Уч. «Гражданская оборона», «Первая мед. помощь»

2.Развернутый план занятия.

п/п

Учебные вопросы

Время

Содержание учебного вопроса

1.

2.

3.

4.

1.

Вводная часть

10 мин

    Проверяю наличие лс. Провожу опрос по ранее пройденной теме. Довожу тему занятия и цель. Провожу опрос лс на предмет знаний по данной теме.

2.

Основная часть

Переломы

Растяжения

Вывихи

Ушибы

60 мин

ПЕРЕЛОМ — это нарушение целости костей. Различают открытые переломы, когда нарушена целость кожи, и закрытые. Переломы костей являются тяжелым повреждением и требуют немедленного оказания первой помощи.
ПРИЗНАКИ: в месте перелома — боль, форма конечности изменена(искривлена, укорочена) имеется ненормальная подвижность кости в
месте травмы, возможен хруст от трения обломков кости друг о друга (осторожно)!
       Иммобилизация.

Основной мерой оказания первой помощи при повреждениях костей и суставов является создание покоя поврежденного участка тела. Состояние покоя достигается иммобилизацией (фиксацией) служащей мерой борьбы с болью, шоком и защитой от распространения раневой инфекции. Иммобилизация осуществляется наложением шин, которые накладывают так, чтобы суставы выше и ниже места перелома были бы неподвижны. При этом конечность надо фиксировать в том положении, в котором вы ее застали.
       Пострадавшему надо дать обезболивающий препарат — анальгин, амидопирин, а также горячий чай, кофе. С поврежденной конечности снять обувь и одежду (лучше не стягивая, а разрезая).
       Открытые переломы обрабатывают по принципу обработки ран. На рану накладывают повязку. При сильном кровотечении выше места перелома накладывают жгут, а затем осуществляют иммобилизацию конечности.
       ВНИМАНИЕ! Нельзя насильно вправлять конечность, удалять из раны или вправлять в нее костные обломки, удалять из раны инородные предметы. Обращение с поврежденной конечностью должно быть очень бережным, осторожным.
               

При открытых переломах необходимо:

а)  удалить с окружающей кожи и поверхности раны свободнолежащие инородные тела
б)  обработать кожу вокруг раны йодом, «зеленкой»,спиртом;
в)  припудрить рану порошком стрептоцида, пенициллина или стрептомицина;
г)  наложить на рану стерильную повязку;
д)  ввести под кожу 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки;
е)  произвести иммобилизацию с помощью шин или подручных средств.
  РАСТЯЖЕНИЯ  И  РАЗРЫВЫ  СВЯЗОЧНОГО 
               АППАРАТА СУСТАВОВ

       ПРИЧИНЫ. Чрезмерная нагрузка на сустав в функционально невыгодном для него положении.
       ПРИЗНАКИ. Резкая боль в области суставов. Кровоизлияние и отек в области суставов. Усиление болезненности при движении в суставе. В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности. Чаще всего встречаются растяжения связок голеностопного и коленного суставов.
       НЕОБХОДИМЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ.
       1. В первые часы после травмы применять холодом на область сустава и фиксировать сустав эластичными или марлевыми бинтами.
       2. При значительных степенях растяжения наложить шину. Шина накладывается так, чтобы были фиксированы суставы выше и ниже места растяжения. 
       При растяжении связок голеностопного сустава шина накладывается по подошвенной поверхности стопы и задней поверхности голени от концов пальцев до верхней трети голени. Нога должна быть согнута в голеностопном суставе под углом 90 градусов.
       При растяжении связок коленного сустава шина накладывается по задней поверхности ноги от концов пальцев до верхней трети бедра. Стопа должна быть согнута в голеностопном суставе по углом 90 градусов.
       3. Дать внутрь анальгетик.
       4. Транспортировать сидя или лежа.

  ВЫВИХИ

       ПРИЗНАКИ. Резкая боль в области сустава. Усиление болезненности в суставе при попытке движения. Ограничение или полная невозможность движений в суставе. Наиболее часто встречаются вывихи в локтевом, плечевом и тазобедренном суставах
       

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Попытка вправить вывих опасна. Может наступить смещение обломков костей при одновременном сочетании вывиха и перелома. Поэтому все мероприятия должны быть ограничены оказанием первой помощи. Оказание первой помощи, иммобилизация поврежденной конечности, транспортировка осуществляется по тем же принципам, что и при переломах.

УШИБ

может произойти при ударе или падении. Признаками ушиба является боль на  месте травмы, припухлость и появление кровоподтека, который через несколько дней приобретает вид синяка.

Первая помощь заключается в борьбе с болью и нарастающим кровоизлиянием. Для этого надо создать покой, придать пострадавшей части тела возвышенное положение, чтобы уменьшить отек, охладить ушибленное место пузырем со льдом или холодным компрессом. Под действием холода кровеносные сосуды сужаются и кровоизлияние уменьшается

3.

Заключительная часть

10 мин

— Подвожу итоги занятия.

— Даю задание на самоподготовку.

— Заполняю учебный журнал.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:  .

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к

следующему занятию: Изучение данной  темы 

«___»________________200  г.

Руководитель занятия:_________________________________  ______________

Источник

Травма — анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды. Факторы:

— механические (удар, сдавление, растяжение),

— физические (тепло, холод, электричество, радиоактивное излучение),

— химические (действие кислот, щелочей, ядов),

— психические (испуг, страх).

Они могут быть закрытыми и открытыми.

Закрытые: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы.

Открытые: раны, открытые переломы костей.

Виды травматических повреждений:

— одиночные,

— множественные (повреждение одной анатомической области в нескольких местах),

— сочетанные (повреждения различных анатомических областей одним поражающим фактором),

— комбинированные (повреждения двумя и более повреждающими агентами).

Вывод по вопросу: Для изучения первой помощи при различных видах травм важно знать возможные причины.

Вывих — смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Травматические вывихи составляют 80-90% от всех случаев. При этих вывихах наблюдается разрыв капсулы сустава. Вывихи в коленных, локтевых, голеностопных суставов сопровождаются разрывом связочного аппарата. Вывихи могут быть осложненными: при открытом вывихе имеется рана в области сустава.

Основные признаки:

1) Боль в области сустава;

2) Ограничение подвижности в поврежденном суставе;

3) Усиление боли при попытке движения в суставе;

4) Может отмечаться онемение конечности при сдавлении нервных стволов вывихнутым фрагментом сустава;

5) Конечность находится в вынужденном положении;

6) Заметна деформация в области сустава.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03»;

3.Если есть рана, закрыть её стерильной салфеткой, наложить повязку;

4.Фиксировать поврежденную конечность;

5.При вывихах суставов верхней конечности подвесить её косыночной повязкой;

6.При вывихах суставов нижней конечности положить пострадавшего;

7.Обезболить по возможности;

8.Контролировать состояние;

9.Передать пострадавшего «03».

Растяжение – это повреждение тканей с частичным разрывом их при сохранении анатомической непрерывности.

Основные признаки: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Фиксировать поврежденную конечность, наложить давящую повязку;

4.Обезболить по возможности;

5.Обеспечить покой и придать возвышенное положение поврежденной конечности;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Ушиб – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи.

Основные проявления: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Придать возвышенное положение поврежденной конечности и обеспечить покой;

4.Обезболить по возможности;

5.При необходимости фиксировать поврежденную конечность;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Перелом — это нарушение целостности кости. Бывают переломы травматические и патологические (при остеомиелите, опухоли, туберкулезе).

Травматические переломы делятся:

1) закрытые повреждения кости;

2) открытые, при наличии повреждения кожи в зоне перелома. Открытые переломы опаснее закрытых, так как возможно инфицирование и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков. Перелом может быть:

1) полным;

2) неполным.

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные. Часто наблюдаются оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдельные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрельных ранениях.

Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется компрессионным.

Переломы бывают 1) без смещения;

2) со смещением отломков кости. В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы мышц и т.д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по длине и боковые смещения. Встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Особенности переломов у детей и лиц пожилого возраста: у детей переломы бывают по типу “зеленой ветки”; у пожилых людей — чаще оскольчатые переломы.

Признаки переломов:

1) резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке;

2) изменение положения и формы конечности;

3) нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью);

4) появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

5) укорочение конечности и патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При открытом переломе часто в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом.

Осложнения перелома: кровотечение; травматический шок; повреждения внутренних органов; воспаление.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Остановить артериальное кровотечение, если оно есть;

3.Вызвать «03»;

4.Закрыть рану стерильной салфеткой, наложить повязку (при открытых переломах);

5.Провести иммобилизацию конечности (создание неподвижности костей в области перелома);

6.Обезболить по возможности (борьба с шоком);

7.Контролировать состояние пострадавшего;

8.Передать «03».

Правила наложения транспортных шин:

1)В качестве шин могут быть использованы подручные средства (доски, палки, картон…);

2)Шина должна захватывать не менее 2 смежных суставов. При переломах бедренной и плечевой костей захватывают 3 сустава;

3)Шины моделируются по здоровой конечности;

4)Шина должна быть надёжно закреплена;

5)Между шиной и участками тела необходимо проложить мягкий материал.

Вывод по вопросу: Для более быстрого оказания первой помощи нужно знать характеристики травм и их различия.

Вывод по пройденной теме: «Травмы опорно-двигательного аппарата часто встречаются в быту, поэтому нужно знать правила оказания первой помощи».

Источник

5.4. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах

Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает в результате удара тупым предметом или при падении. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница). Особенно страдают при сильном ударе мягкие ткани, придавливаемые в момент травмы к костям. В результате ушиба голени в области передневнутренней ее поверхности, где кожа и подкожная клетчатка прилежат к кости, возможно омертвение кожи и ее последующее отторжение. При ударах по малозащищенным мягкими тканями костям наступают не только очень болезненные ушибы надкостницы с ее отслоением, но и повреждения костей (трещины и переломы).

Первая помощь. При оказании первой помощи пострадавшим с ушибами, если есть хоть малейшее подозрение на более тяжелую травму (перелом, вывих, повреждение внутренних органов и т.п.), ее объем должен соответствовать тяжести предполагаемого повреждения.

При нарушении целости кожи накладывают стерильную повязку. В случаях отслоения кожи, при множественных ушибах, ушибах суставов, внутренних органов проводят транспортную иммобилизацию и доставляют пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. При нарушении функции дыхания и сердечной деятельности безотлагательно на месте происшествия начинают искусственное дыхание и массаж сердца. Одновременно вызывают скорую медицинскую помощь.

Уменьшению боли при небольших ушибах мягких тканей способствует местное применение холода: на поврежденное место направляют струю холодной воды, прикладывают к нему пузырь или грелку со льдом или делают холодные примочки. Рекомендуется сразу после травмы наложить давящую повязку на место ушиба и создать покой, например при ушибе руки ее покой можно обеспечить с помощью косыночной повязки. При ушибах ноги ей придают возвышенное положение, в течение нескольких дней соблюдают щадящий режим нагрузки, а затем, по мере уменьшения боли и отека, постепенно его расширяют. Рассасыванию кровоподтека способствуют тепловые процедуры (грелка с теплой водой, теплые ванны и т.п.), согревающие компрессы, активные движения с нарастающей амплитудой в суставах, расположенных рядом с поврежденным местом, к которым можно приступать только через несколько дней после травмы.

Растяжения и разрывы связок, сухожилий, мышц относятся к часто встречающимся повреждениям опорно-двигательного аппарата. Характерным признаком разрыва или растяжения является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой, или мышцы, если повреждается она сама либо ее сухожилие.

При повреждении связки страдают расположенные рядом с ней питающие кровеносные сосуды. В результате этого образуется большее или меньшее кровоизлияние в окружающие ткани.

Первая помощь. При растяжении, разрыве связок поврежденному суставу прежде всего необходимо обеспечить покой, наложить тугую повязку и для уменьшения боли прикладывать холодный компресс (рис. 4.1.) на протяжении 12-24 часов, затем перейти на тепло и согревающие компрессы.

Рис. 4.1. Полиэтиленовый пакет со льдом, наложенный на голеностопный сустав при растяжении связок

Вывих – стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает нарушение функции сустава.

В большинстве случаев вывих является тяжелой травмой, которая иногда угрожает жизни пострадавшего. Так, при вывихе в шейном отделе позвоночника в результате сдавления спинного мозга возможны паралич мышц рук, ног и туловища, расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.

Первая помощь. Оказывая первую помощь пострадавшему на месте происшествия, нельзя пытаться вправлять вывих, т.к. это часто вызывает дополнительную травму. Необходимо обеспечить покой поврежденному суставу путем его обездвиживания. Необходимо приложить к нему холод (пузырь со льдом или холодной водой). При открытом вывихе на рану предварительно накладывают стерильную повязку. Нельзя применять согревающие компрессы. Вправить вывих должен врач в первые часы после травмы.

 

Рис. 4.2. Иммобилизация верхней конечности при повреждении (вывихе) плечевого сустава с помощью косынки: а, б — этапы иммобилизации.

Переломы – повреждения костей, которые сопровождаются нарушением ее целости. При переломах одновременно с повреждением кости нарушается целость окружающих мягких тканей, могут травмироваться расположенные рядом мышцы, сосуды, нервы и др. При сопутствующем перелому повреждении кожи и наличии раны перелом называют открытым, а если кожа цела – закрытым.

Первая помощь. При оказании первой помощи ни в коем случае не следует пытаться сопоставить отломки кости – устранить изменение формы конечности (искривление) при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом переломе.

Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Осуществить транспортную иммобилизацию с обязательной фиксацией двух соседних суставов. При отсутствии специальных шин можно использовать подручные средства, а при открытом переломе еще и наложить на рану стерильную повязку. В случае сильного кровотечения необходимо принять меры к его остановке, например с помощью жгута кровоостанавливающего.

 

Рис. 4.3. Иммобилизация пострадавшего при ранении в грудь.

Если на период транспортировки нужно утеплить пострадавшего, то желательно поврежденную конечность просто укутать или оставить под наброшенной сверху одеждой (руку под пальто и т.п.). При необходимости раздеть пострадавшего (это можно делать только в тех случаях, когда нет опасности сместить отломки), сначала снимают одежду со здоровой стороны, а затем на стороне повреждения; одевают в обратной последовательности. Переносить пострадавшего с переломом можно только на небольшие расстояния и лучше на носилках.

Источник

Разработка урока биологии в 8 классе

01.12.2016

Предмет: 

Биология

Класс: 

8

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Вид урока:

Урок — практикум

Тема урока

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.

Цель урока

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.

Задачи урока:

  1. образовательные;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.

1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;

2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.

Место урока в системе уроков

Тема 6. Опора и движение. Урок 25

Основные понятия и термины темы

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»

Химия «Кальций и его соединения»

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)

Этап 2. Мотивация учебной деятельности

Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни — Пух». (Слайд 2)

Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?

Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: — ссадины, ушибы, переломы

Этап 3. Целеполагание

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из  рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)

Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты:

-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)

— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?

— рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)

Этап 4. Актуализация знаний

Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?

Опорно – двигательной системой.

— А какая главная часть ОДС?

— Скелет

— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)

  • 1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная

  • 2. Как иначе называется скелет головы? Череп

  • 3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой

  • 4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка

  • 5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки

  • 6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица

  • 7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть

  • 8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом

  • 9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа

  • 10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница

  • 11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом

  • 12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное

  • 13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав

  • 14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские

  • 15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий

  • 16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка

Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.

Этап 5. Изучение нового материала

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

— Перелом, вывих, растяжение.

Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)

Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя.( Слайд 10-23)

Этап 6. Физкультминутка

Наверное, вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку (Слайд 24)

Этап 7. Закрепление изученного материала

Теперь закрепим изученное на практике.

На столе лежит оборудование для оказания первой помощи, необходимо выбрать нужное для решения проблемной ситуации.

Ситуация 1.При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

ВЫВИХ.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. ПЕРЕЛОМ

Учащиеся озвучивают предположительный диагноз, его признаки и показывают решение поставленной перед ними задачи.

(Слайд 25-26)

Этап 8. Итоги урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1.    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника – ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой, вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3.    Пренебрежение правилами техники безопасности,
И запомните, ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Вы можете оказать лишь первую доврачебную помощь.

Справились мы с поставленной задачей? (Слайд 27)

— да.

А теперь подсчитываем баллы на оценочном листе.

Оценки за урок.

Этап 9. Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника, черепа (Слайд 28)

Этап 10. Рефлексия

Составить синквейн по парам.

К слову Перелом и Здоровье

  • 1 строка- существительное

  • 2 строка – два прилагательных.

  • 3 строка – три глагола.

  • 4 строка – одно суждение.

  • 5 строка – эмоциональная точка или вывод (Слайд 29)

Пример:

  1. Перелом.

Открытый, закрытый.

Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.

Не прыгайте в воду бездумно.

Инвалидность.

  1. Здоровье.
    Крепкое, душевное.
    Сохраняется, поддерживается, нарушается.
    Состояние любого живого организма.
    Самочувствие.

Лист самооценки

учащейся 8 класса

(ФИО)

14

Отметка «5» — 14-15 баллов

Отметка «4» — 13-11 баллов

Отметка «3» — 10 – 7 баллов

Отметка «2» — менее 7 баллов

ОТМЕТКА:______________________

Ситуация 1.

При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Источник