Мортал комбат перелом костей

«Погоди, я кое-что попробую!» — слова, знакомые почти каждому геймеру с детства. Вот уже 27 лет с нами легендарный Mortal Kombat и, разумеется, знаменитые фаталити, без которых невозможно представить кровавый сериал. Любимые, яркие, жестокие добивания — но правдоподобные ли? Выясняем вместе с врачами-травматологами.

Наши эксперты:

  • Дмитрий Гаркави — заведующий отделением амбулаторной реабилитации Сеченовского университета
  • Андрей Абрамов — руководитель группы физической реабилитации центра спортивной травматологии и реабилитации ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, спортивный врач, травматолог-ортопед

ВНИМАНИЕ!

Материал содержит сцены, кадры, и текстовые описания, не предназначенные для несовершеннолетних и впечатлительных лиц.

Слышали ли вы о серии Mortal Kombat? Доводилось ли вам в неё играть?

Дмитрий Гаркави: Да, конечно! Культовый цикл, миллионы фанатов и я — один из них! Очень жду выхода одиннадцатой части.

Андрей Абрамов: Конечно, слышал [улыбается]! Один из любимейших файтингов на все времена. Рубился в MK1 ещё на стареньком «Пентиуме». Потом были MKII на Game Boy, MK3 на SNES, затем MK4 на уже новеньком «Пентиуме 4». Это, по-моему, первая трёхмерная «Смертельная битва», там ещё дебютировал Фуджин. Помните такого?

Последней частью для меня стала Deadly Alliance на PS2. Я был неотразим, играя за Фрост и Бо Рай Чо. Естественно, видел все фильмы, мультики и веб-сериал. Он был крут! Там у Рейдена синяя кровь. Мы в медицинском университете решили, что она такая из-за меди — мощнейшего электропроводника. Жду перезапуска. MKX и MK11 смотрю на турнирах и через стримы.

Наши спикеры: Дмитрий Гаркави (слева), Андрей Абрамов (справа)

Как вам фаталити в целом? Жуть, баловство или всё вместе? Можете не стесняться в выражениях.

Дмитрий: Я по специальности травматолог-ортопед, повидал немало фарша, работая в отделении ургентной травмы. Реалистичность прорисовки анатомических структур довольно хорошая, выглядит очень красиво.

Фаталити в целом — неотъемлемая черта серии МК, её фишка, уникальная подпись, если хотите. Без фаталити не будет «Смертельной битвы».

Что касается жути или баловства… Тут, конечно, баловство. Я считаю, что в современном быстром мире через подобные произведения выходит агрессия. Так что да, баловство.

Андрей: Fatality — это апофеоз, файтинговый оргазм и лучшее, что случалось с Mortal Kombat вообще. Вы не представляете, насколько было круто сделать фаталити в MK1 и рассказать друзьям в школе! Чем жёстче добивание, тем громче «ВАУ!»[улыбается].

Обсудим конкретные моменты. Вот Кано лбомдубасит жертву до состояния кровавого месива— он сам-то выживет после такого? По идее, у него должны быть те ещё травмы.

Дмитрий: Ну, во-первых, он киборг! У него в лицо встроена металлическая панель с лазером (с лазером, Карл!). А если долго лупить железкой по лицу — лицо превратится в нечто похожее на то, что в ролике. Хотя так эпично череп не разлетится, конечно. Но иначе это было бы не фаталити, а какой-то хоррор с гиперреализмом.

Андрей: Жить будет, если бить именно лобной костью. Желательно в область носа и лицевого скелета, туда, где орбиты и верхние челюсти с гайморовыми пазухами. Их можно сломать лбом. А вот если бахнуть лоб в лоб — будет тяжко, тут и до черепно-мозговой травмы недалеко. В такую кашу разбить голову вряд ли получится. Вопрос в другом — вдруг Кано помогает лицевой имплант?

А вот X-Ray Кэсси из MKX, где она буквальновзрывает мужским персонажам, простите, яйца. Это вообще реально? Какие последствия для жертвы?

Дмитрий: Такого быть не может. Но при тупой травме случаются разрывы яичка, необходимо хирургическое вмешательство вплоть до удаления повреждённого органа. Удар такой силы сопровождается тошнотой, рвотой и, возможно, потерей сознания пострадавшего. Отдалённые последствия: бесплодие и импотенция. Иногда с подобными травмами связывают возникновение рака репродуктивных органов.

Короче говоря, после такого вряд ли разорвутся сразу оба яичка. Но даже разрыв одного приведёт к полной потере боеспособности противника.

К слову, меня всегда интересовал вопрос: по какому органу в MKX дубасят Чужого [смеётся]? Женщины, кстати, испытывают ту же боль, что и мужчины при атаке в пах. Удар по клитору с такой силой — не самое приятное ощущение. Да и последствия тоже довольно серьёзные.

Андрей: Взорвать яйца кулаком — это, конечно, преувеличение. Но крик вполне реален, это очень больно. Последствия будут разными: от потери фертильности из-за внутренних гематом яичек и разрыва семявыводящих протоков до смерти из-за разрыва сосудов и кровотечения. Яички вообще крайне подвижны, и когда будешь бить, как Кэсси, скорее всего сломаешь руку о кости таза.

Джонни Кейджапперкотом отрывает головы. Правдоподобно ли это? Какой должна быть сила удара? Случалось ли вам лицезреть нечто такое? Например, после строительного инцидента либо ДТП.

Дмитрий: Нет, никто не обладает такой силой. Ни в оригинале, ни в МК11, где Джонни сносит голову после нескольких дублей. Это нереалистично. Даже оторвать челюсть с одной стороны первым же ударом кулака — нереально абсолютно. Не скажу, какая для отрыва головы человеку нужна сила, но на производстве, строительстве или при ДТП такое возможно гипотетически. Однако тут речь скорее про отрезание, а не отрыв в полном смысле слова. Минно-взрывная травма при попадании осколка в лицо способна вызвать отрыв челюсти, но опять же это, вероятнее всего, отрезание.

Андрей: Вариант из МК11, конечно, реалистичнее классики, но всё равно фантастичен. Загвоздка не в том, чтобы сломать челюсть, — это не проблема. А вот содрать столько мягких тканей не получится. Кулак — не пила, максимум можно рассчитывать на ушибленные раны. Чтобы оторвать голову, нужна крайне высокая энергетика. Видел такой случай: мотоциклист на скорости больше 100 км/ч попадает в ДТП. Лобовое столкновение, водитель байка без шлема и голову отрывает от удара об асфальт. Следовательно, добавь разработчики зелёный след к фаталити — было бы правдоподобнее.

А просто убить одной зуботычиной, без расчленёнки? В оригинале 1992 года имелись и довольно приземлённые трюки: Лю Канделал акробатический приём, а потом добивал оппонента апперкотом. Может ли тело от такого удара буквально взлететь? Ведь в истории файтингов MK хватает фаталити, гдечеловека сбрасывают в пропасть с помощью апперкотов.

Дмитрий: Угробить человека одним ударом, к сожалению, можно. Врачи знают достаточно примеров, да и в СМИ не раз обсуждались эти случаи. Один мощный хук по голове способен вызвать фатальные последствия: либо гибель, либо инвалидность. Это надо понимать, когда ввязываешься в драку. Но не будем о грустном.

Что касается сбрасываний в пропасть: человек не способен улететь от апперкота. Упасть навзничь может, а отлететь или взлететь — нет. Но без этих мелких допущений играть не столь интересно [улыбается].

Андрей: Одним ударом убить нетрудно: достаточно попасть в область, которая обладает наличием важного центра регуляции. Ударить в область шеи и повредить шейный позвонок, спинной мозг. Или попасть в продолговатый мозг и получить кровоизлияние в него. Это неминуемо приведёт к смерти, ведь там центры дыхания и сердечной деятельности. То, что показано в МК1, — бред, а вот некоторые X-Ray смертельны. Однако после них персонаж поднимается и готов опять драться.

Можно ли пробить кулаком грудную клетку,как это делает Кано? А если ногой и с разбега, подобно Кэсси в MK11? Доводилось ли вам встречать похожие травмы?

Дмитрий: Нет, человеку такое не под силу. Ни рукой, ни ногой, ни головой. С разбега тоже не выйдет. Сломать рёбра — да, конечно. При сильном ударе в грудину можно теоретически вызвать остановку сердца. Но пробить — нет.

Попробуйте дома взять рёбра свиные, зафиксируйте их как-нибудь и постарайтесь пробить их насквозь рукой или ногой. Уверяю, ничего не выйдет.

Травмы грудной клетки встречаются часто. Например, непристёгнутый водитель при ДТП получает сильнейший удар грудью о рулевое колесо. Может получить переломы рёбер, грудины, ушиб сердца, разрыв лёгкого и прочее, но через тело руль не пройдёт.

Андрей: Теоретически нет, рукой не выйдет — динамическая прочность кулака и конечности ниже, чем площадь грудной клетки. Это значит, что Кано должен сломать свою кисть. Причём от силы зависела бы область перелома. С Кэсси другая история: она принимает интересную геометрическую позу и у неё появляется доставшееся от отца зелёное ускорение — тут теоретически есть нечто правдоподобное [улыбается].

Убить ударом головы о землю реально. Носпособна ли кожа так слезать? А вот ещё один эпизод с Джонни Кейджем…Разве можно столь ровно разорвать или разрезать грудину?

Дмитрий: Попробуйте порвать тушу свиньи на рынке — вряд ли удастся. Так ровно разорвать нельзя, даже если сил хватит. А разрезать получится разве что циркулярной пилой.

На втором видео кожа буквально отклеивается от лица — такого быть не может, конечно [улыбается]. Если же возить человека лицом об асфальт достаточно долго, то кожа протрётся. Правда, только в местах контакта. О землю тереть придётся значительно дольше, ведь она мягче.

Андрей: Нет, такое под силу лишь Джонни. А что до слезания кожи… Да, может, и слезет. Но не так идеально: сила высокая, мягкие ткани размозжены, а кости остались целы — бредятина. Лицо превратилось бы в кровавую кашу.

Глядя на многие добивания, хочется спросить: а насколько человеческое тело прочное? Оно будто сделано из желе, судя по фаталити. Или как мясо без костей. Убийцы пальцы себе не сломают?

Дмитрий: Наше тело достаточно прочное. Организм умеет восстанавливать огромное количество повреждений, но, к сожалению, не все. А вот сломанные пальцы и кисти рук в драке при ударе о чью-то голову — частая история в травмпунктах. Видел один раз пациента, который сломал себе большеберцовую кость о лоб соперника. Тот получил сотрясение мозга, но без серьёзных последствий. Повезло.

Андрей: О желе задумываешься, когда персонажи используют сверхспособности или оружие. В остальном реализма хватает, хотя иногда кажется, что надо бы чуть-чуть доработать [улыбается].

Много в серии и смертельных атак,связанных с холодным оружием. Судя по логике авторов, достаточно одного взмаха клинком, чтобы отсечь руку, голову, ногу, да что угодно. Насколько это реалистично? Попадались ли вам реальные случаи подобных ампутаций?

Дмитрий: Я видел отрубленные топором пальцы, кисти рук, иногда даже стопы. И да, порой достаточно единственного удара. Голову тоже можно отсечь одним махом. А вот разрезать череп вместе с содержимым, как апельсинку, не выйдет. Кость сломается, она не режется. Отсечь получится по линии суставов — вспомните как курицу или индейку разделывают. А трубчатые кости слишком прочные.

Андрей: Возможно. Гильотину помните? Отлично отсекала головы! Ну и катаны Хаттори Ханзо — спросите у Тарантино — режут отлично. Другой вопрос: почему Скорпион бьёт мечом и хит-поинтов отнимают меньше, чем от удара по яйцам, а Кенши разрубает в фаталити своим клинком на ура? Ох уж эти игровые условности [улыбается].

В одном из добиваний Кэссивзмахом железной дубины сносит челюсть противнику. Возможно ли подобное, причём именно с таким исходом?

Дмитрий: Никогда не встречал провисания челюсти в результате удара. Надо понимать, что для такого эффекта нужно разорвать кожу, несколько мышц и капсулу височно-нижнечелюстного сустава. Звучит не очень правдоподобно, хотя я не исключаю такой вероятности на 100%.

Андрей: Более-менее реально, однако важен объём мягких тканей — Кэсси сносит их все до кости. Это фантастика. Если бы оставались куски, было бы ужасающе.

Насколько повреждения из Mortal Kombat в целом похожи на то, с чем вам приходится сталкиваться после массовых драк, стычек футбольных фанатов, просто избиений? Или люди такие увечья нанести не способны?

Дмитрий: Чтобы всё сразу — не встречал. Это больше на результат ДТП похоже. А по отдельности — видел. Люди бывают очень жестоки, однако невозможно случайно наградить соперника открытым переломом нижней конечности. Это надо целенаправленно ломать, с предельной жестокостью. Оторванные уши, лоскуты кожи на лице — вполне правдоподобно. Про ссадины и говорить нечего.

Андрей:[Разглядывает этот концепт-арт.] Рвано-ушибленные раны. Да, их можно нанести в драке, особенно когда правила боя отсутствуют совершенно.

Как вам картинка самих «рентгенов»? Насколько достоверно показаны мышцы, кости, органы? Похоже на то, что видите на операциях или при вскрытиях? И как насчёт использования кадров с X-Ray, скажем, в обучающих целях?

Дмитрий: Если не говорить о реалистичности нанесения травм, а просто о детализации анатомических структур, то для игры она выше всяких похвал. Придраться можно, но очень сложно и не особо хочется [улыбается]. Отлетающие в сторону костные обломки выглядят красиво, но в реальности этого не будет: кости скреплены мышцами и связками, да и кожу никто не отменял.

Это, естественно, не похоже на то, что мы видим в операционной. Мы не снимаем с людей кожу целиком, чтобы посмотреть «как оно там».

Использовать такое для своих студентов я бы не стал. Есть чудесное ПО от компании 3D4Medical, где детализация анатомии на несколько порядков выше. По нему учатся в США и Европе, и на нашей кафедре мы внедрили его в учебный процесс в прошлом году.

Андрей: Очень реалистично прорисованы — факт. И идея крутая. Реализм хромает в энергетике. То, что показано, должно было произойти из-за более высокой энергетики травмы. Плюс практически все X-Ray — смертельные. После такого не встают.

А теперь слегка шовинистический вопрос. Мужские и женские бойцы наносят удары, одинаковые по степени урона. В файтинге это смотрится естественно. Но в жизни-то, по идее, не так. Могут ли физически тренированные женщины наносить такой урон, как в игре?

Дмитрий: В медицине нет такого разделения. Нам не важно, кто нанёс повреждения, нам надо вылечить пациента. Мы не заостряем внимание на том, мужчина или женщина избили подопечного. Девушки по природе своей слабее физически, но последствия того или иного удара зависят не столько от силы, сколько от точки приложения и скорости. Я пару раз видел парней-бодибилдеров, которых сильно избили тощие пацаны. Гора мышц не гарантирует победу в поединке.

Андрей: Женщина априори создана чуть слабее мужчины. Но может спокойно быть такой же или сильнее — вопрос тренировки. Видел ли я, как нос ломала мужику девушка? Видел. Она ещё потом стала чемпионкой мира по муай-тай.

Mortal Kombat любили в девяностые, любят и сейчас. В том числе подростки, которые — как минимум в нашем детстве — регулярно отрабатывали приёмы из файтинга в жизни. Скажите, сталкивались ли вы с последствиями таких юношеских тренировок? И если сталкивались, насколько всё было плохо по части травм?

Дмитрий: Уже давно общественность разделилась: одни считают жестокость в играх мерзостью, которая толкает людей на чудовищные преступления, — и требуют запрета. Другие уверены, что маньяки были и до появления файтингов. Я больше склоняюсь к последним, хотя и считаю возрастной рейтинг необходимой мерой.

Но не стоит забывать, что все боевики построены на насилии. Я вырос на фильмах с Арнольдом Шварценеггером, Дольфом Лундгреном, Сильвестром Сталлоне. И не считаю, что это повлияло на меня плохо.

Профессия моя жестокости не подразумевает, хотя и воспитывает определённый цинизм со щепоткой чёрного юмора.

Дети всегда подражают взрослым. Если мы, взрослые, не можем дать юношам пример для подражания, не занимаемся с ними, не увлекаем их, то они идут по пути наименьшего сопротивления — начинают подражать героям боевиков и видеоигр. Конечно, тут не обходится без травм, но чаще всего они несерьёзные. Хотя история знает массу печальных примеров такого подражания, в том числе со смертельным исходом.

Андрей: Никогда такого не видел и сам не повторял, когда рубился в Mortal Kombat в детстве. Мы только имитировали, воображение включали. Счастливое детство!

Редакция оставила за кадром совсем уж фантастические вариации Fatality. Экспертов мы спрашивали про то, с чем можно столкнуться в реальной жизни (черепно-мозговые травмы, повреждения мышц, тканей, органов). Если хочется узнать о кинжалах из крови и наилучшем способе применения гарпуна Скорпиона — советуем ознакомиться с YouTube-каналом Because Science и их любопытной серией The Science of Mortal Kombat. У «Разрушителей легенд» появился достойный и весьма кровавый конкурент.

Источник

«Погоди, я кое-что попробую!» — слова, знакомые почти каждому геймеру с детства. Вот уже 27 лет с нами легендарный Mortal Kombat и, разумеется, знаменитые фаталити, без которых невозможно представить кровавый сериал. Любимые, яркие, жестокие добивания — но правдоподобные ли? Выясняем вместе с врачами-травматологами.

Наши эксперты:

  • Дмитрий Гаркави — заведующий отделением амбулаторной реабилитации Сеченовского университета

  • Андрей Абрамов — руководитель группы физической реабилитации центра спортивной травматологии и реабилитации ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, спортивный врач, травматолог-ортопед

ВНИМАНИЕ!

Материал содержит сцены, кадры, и текстовые описания, не предназначенные для несовершеннолетних и впечатлительных лиц.

Слышали ли вы о серии Mortal Kombat? Доводилось ли вам в неё играть?

Дмитрий Гаркави: Да, конечно! Культовый цикл, миллионы фанатов и я — один из них! Очень жду выхода одиннадцатой части.

Андрей Абрамов: Конечно, слышал [улыбается]! Один из любимейших файтингов на все времена. Рубился в MK1 ещё на стареньком «Пентиуме». Потом были MKII на Game Boy, MK3 на SNES, затем MK4 на уже новеньком «Пентиуме 4». Это, по-моему, первая трёхмерная «Смертельная битва», там ещё дебютировал Фуджин. Помните такого?

Последней частью для меня стала Deadly Alliance на PS2. Я был неотразим, играя за Фрост и Бо Рай Чо. Естественно, видел все фильмы, мультики и веб-сериал. Он был крут! Там у Рейдена синяя кровь. Мы в медицинском университете решили, что она такая из-за меди — мощнейшего электропроводника. Жду перезапуска. MKX и MK11 смотрю на турнирах и через стримы.

Наши спикеры: Дмитрий Гаркави (слева), Андрей Абрамов (справа)

Как вам фаталити в целом? Жуть, баловство или всё вместе? Можете не стесняться в выражениях.

Дмитрий: Я по специальности травматолог-ортопед, повидал немало фарша, работая в отделении ургентной травмы. Реалистичность прорисовки анатомических структур довольно хорошая, выглядит очень красиво.

Фаталити в целом — неотъемлемая черта серии МК, её фишка, уникальная подпись, если хотите. Без фаталити не будет «Смертельной битвы».

Что касается жути или баловства… Тут, конечно, баловство. Я считаю, что в современном быстром мире через подобные произведения выходит агрессия. Так что да, баловство.

Андрей: Fatality — это апофеоз, файтинговый оргазм и лучшее, что случалось с Mortal Kombat вообще. Вы не представляете, насколько было круто сделать фаталити в MK1 и рассказать друзьям в школе! Чем жёстче добивание, тем громче «ВАУ!» [улыбается].

Обсудим конкретные моменты. Вот Кано лбом дубасит жертву до состояния кровавого месива — он сам-то выживет после такого? По идее, у него должны быть те ещё травмы.

Дмитрий: Ну, во-первых, он киборг! У него в лицо встроена металлическая панель с лазером (с лазером, Карл!). А если долго лупить железкой по лицу — лицо превратится в нечто похожее на то, что в ролике. Хотя так эпично череп не разлетится, конечно. Но иначе это было бы не фаталити, а какой-то хоррор с гиперреализмом.

Андрей: Жить будет, если бить именно лобной костью. Желательно в область носа и лицевого скелета, туда, где орбиты и верхние челюсти с гайморовыми пазухами. Их можно сломать лбом. А вот если бахнуть лоб в лоб — будет тяжко, тут и до черепно-мозговой травмы недалеко. В такую кашу разбить голову вряд ли получится. Вопрос в другом — вдруг Кано помогает лицевой имплант?

А вот X-Ray Кэсси из MKX, где она буквально взрывает мужским персонажам, простите, яйца. Это вообще реально? Какие последствия для жертвы?

Дмитрий: Такого быть не может. Но при тупой травме случаются разрывы яичка, необходимо хирургическое вмешательство вплоть до удаления повреждённого органа. Удар такой силы сопровождается тошнотой, рвотой и, возможно, потерей сознания пострадавшего. Отдалённые последствия: бесплодие и импотенция. Иногда с подобными травмами связывают возникновение рака репродуктивных органов.

Короче говоря, после такого вряд ли разорвутся сразу оба яичка. Но даже разрыв одного приведёт к полной потере боеспособности противника.

К слову, меня всегда интересовал вопрос: по какому органу в MKX дубасят Чужого [смеётся]? Женщины, кстати, испытывают ту же боль, что и мужчины при атаке в пах. Удар по клитору с такой силой — не самое приятное ощущение. Да и последствия тоже довольно серьёзные.

Андрей: Взорвать яйца кулаком — это, конечно, преувеличение. Но крик вполне реален, это очень больно. Последствия будут разными: от потери фертильности из-за внутренних гематом яичек и разрыва семявыводящих протоков до смерти из-за разрыва сосудов и кровотечения. Яички вообще крайне подвижны, и когда будешь бить, как Кэсси, скорее всего сломаешь руку о кости таза.

Джонни Кейдж апперкотом отрывает головы. Правдоподобно ли это? Какой должна быть сила удара? Случалось ли вам лицезреть нечто такое? Например, после строительного инцидента либо ДТП.

Дмитрий: Нет, никто не обладает такой силой. Ни в оригинале, ни в МК11, где Джонни сносит голову после нескольких дублей. Это нереалистично. Даже оторвать челюсть с одной стороны первым же ударом кулака — нереально абсолютно. Не скажу, какая для отрыва головы человеку нужна сила, но на производстве, строительстве или при ДТП такое возможно гипотетически. Однако тут речь скорее про отрезание, а не отрыв в полном смысле слова. Минно-взрывная травма при попадании осколка в лицо способна вызвать отрыв челюсти, но опять же это, вероятнее всего, отрезание.

Андрей: Вариант из МК11, конечно, реалистичнее классики, но всё равно фантастичен. Загвоздка не в том, чтобы сломать челюсть, — это не проблема. А вот содрать столько мягких тканей не получится. Кулак — не пила, максимум можно рассчитывать на ушибленные раны. Чтобы оторвать голову, нужна крайне высокая энергетика. Видел такой случай: мотоциклист на скорости больше 100 км/ч попадает в ДТП. Лобовое столкновение, водитель байка без шлема и голову отрывает от удара об асфальт. Следовательно, добавь разработчики зелёный след к фаталити — было бы правдоподобнее.

А просто убить одной зуботычиной, без расчленёнки? В оригинале 1992 года имелись и довольно приземлённые трюки: Лю Кан делал акробатический приём, а потом добивал оппонента апперкотом. Может ли тело от такого удара буквально взлететь? Ведь в истории файтингов MK хватает фаталити, где человека сбрасывают в пропасть с помощью апперкотов.

Дмитрий: Угробить человека одним ударом, к сожалению, можно. Врачи знают достаточно примеров, да и в СМИ не раз обсуждались эти случаи. Один мощный хук по голове способен вызвать фатальные последствия: либо гибель, либо инвалидность. Это надо понимать, когда ввязываешься в драку. Но не будем о грустном.

Что касается сбрасываний в пропасть: человек не способен улететь от апперкота. Упасть навзничь может, а отлететь или взлететь — нет. Но без этих мелких допущений играть не столь интересно [улыбается].

Андрей: Одним ударом убить нетрудно: достаточно попасть в область, которая обладает наличием важного центра регуляции. Ударить в область шеи и повредить шейный позвонок, спинной мозг. Или попасть в продолговатый мозг и получить кровоизлияние в него. Это неминуемо приведёт к смерти, ведь там центры дыхания и сердечной деятельности. То, что показано в МК1, — бред, а вот некоторые X-Ray смертельны. Однако после них персонаж поднимается и готов опять драться.

Можно ли пробить кулаком грудную клетку, как это делает Кано? А если ногой и с разбега, подобно Кэсси в MK11? Доводилось ли вам встречать похожие травмы?

Дмитрий: Нет, человеку такое не под силу. Ни рукой, ни ногой, ни головой. С разбега тоже не выйдет. Сломать рёбра — да, конечно. При сильном ударе в грудину можно теоретически вызвать остановку сердца. Но пробить — нет.

Попробуйте дома взять рёбра свиные, зафиксируйте их как-нибудь и постарайтесь пробить их насквозь рукой или ногой. Уверяю, ничего не выйдет.

Травмы грудной клетки встречаются часто. Например, непристёгнутый водитель при ДТП получает сильнейший удар грудью о рулевое колесо. Может получить переломы рёбер, грудины, ушиб сердца, разрыв лёгкого и прочее, но через тело руль не пройдёт.

Андрей: Теоретически нет, рукой не выйдет — динамическая прочность кулака и конечности ниже, чем площадь грудной клетки. Это значит, что Кано должен сломать свою кисть. Причём от силы зависела бы область перелома. С Кэсси другая история: она принимает интересную геометрическую позу и у неё появляется доставшееся от отца зелёное ускорение — тут теоретически есть нечто правдоподобное [улыбается].

Убить ударом головы о землю реально. Но способна ли кожа так слезать? А вот ещё один эпизод с Джонни Кейджем… Разве можно столь ровно разорвать или разрезать грудину?

Дмитрий: Попробуйте порвать тушу свиньи на рынке — вряд ли удастся. Так ровно разорвать нельзя, даже если сил хватит. А разрезать получится разве что циркулярной пилой.

На втором видео кожа буквально отклеивается от лица — такого быть не может, конечно [улыбается]. Если же возить человека лицом об асфальт достаточно долго, то кожа протрётся. Правда, только в местах контакта. О землю тереть придётся значительно дольше, ведь она мягче.

Андрей: Нет, такое под силу лишь Джонни. А что до слезания кожи… Да, может, и слезет. Но не так идеально: сила высокая, мягкие ткани размозжены, а кости остались целы — бредятина. Лицо превратилось бы в кровавую кашу.

Глядя на многие добивания, хочется спросить: а насколько человеческое тело прочное? Оно будто сделано из желе, судя по фаталити. Или как мясо без костей. Убийцы пальцы себе не сломают?

Дмитрий: Наше тело достаточно прочное. Организм умеет восстанавливать огромное количество повреждений, но, к сожалению, не все. А вот сломанные пальцы и кисти рук в драке при ударе о чью-то голову — частая история в травмпунктах. Видел один раз пациента, который сломал себе большеберцовую кость о лоб соперника. Тот получил сотрясение мозга, но без серьёзных последствий. Повезло.

Андрей: О желе задумываешься, когда персонажи используют сверхспособности или оружие. В остальном реализма хватает, хотя иногда кажется, что надо бы чуть-чуть доработать [улыбается].

Много в серии и смертельных атак, связанных с холодным оружием. Судя по логике авторов, достаточно одного взмаха клинком, чтобы отсечь руку, голову, ногу, да что угодно. Насколько это реалистично? Попадались ли вам реальные случаи подобных ампутаций?

Дмитрий: Я видел отрубленные топором пальцы, кисти рук, иногда даже стопы. И да, порой достаточно единственного удара. Голову тоже можно отсечь одним махом. А вот разрезать череп вместе с содержимым, как апельсинку, не выйдет. Кость сломается, она не режется. Отсечь получится по линии суставов — вспомните как курицу или индейку разделывают. А трубчатые кости слишком прочные.

Андрей: Возможно. Гильотину помните? Отлично отсекала головы! Ну и катаны Хаттори Ханзо — спросите у Тарантино — режут отлично. Другой вопрос: почему Скорпион бьёт мечом и хит-поинтов отнимают меньше, чем от удара по яйцам, а Кенши разрубает в фаталити своим клинком на ура? Ох уж эти игровые условности [улыбается].

В одном из добиваний Кэсси взмахом железной дубины сносит челюсть противнику. Возможно ли подобное, причём именно с таким исходом?

Дмитрий: Никогда не встречал провисания челюсти в результате удара. Надо понимать, что для такого эффекта нужно разорвать кожу, несколько мышц и капсулу височно-нижнечелюстного сустава. Звучит не очень правдоподобно, хотя я не исключаю такой вероятности на 100%.

Андрей: Более-менее реально, однако важен объём мягких тканей — Кэсси сносит их все до кости. Это фантастика. Если бы оставались куски, было бы ужасающе.

Насколько повреждения из Mortal Kombat в целом похожи на то, с чем вам приходится сталкиваться после массовых драк, стычек футбольных фанатов, просто избиений? Или люди такие увечья нанести не способны?

Дмитрий: Чтобы всё сразу — не встречал. Это больше на результат ДТП похоже. А по отдельности — видел. Люди бывают очень жестоки, однако невозможно случайно наградить соперника открытым переломом нижней конечности. Это надо целенаправленно ломать, с предельной жестокостью. Оторванные уши, лоскуты кожи на лице — вполне правдоподобно. Про ссадины и говорить нечего.

Андрей:[Разглядывает этот концепт-арт.] Рвано-ушибленные раны. Да, их можно нанести в драке, особенно когда правила боя отсутствуют совершенно.

Как вам картинка самих «рентгенов»? Насколько достоверно показаны мышцы, кости, органы? Похоже на то, что видите на операциях или при вскрытиях? И как насчёт использования кадров с X-Ray, скажем, в обучающих целях?

Дмитрий: Если не говорить о реалистичности нанесения травм, а просто о детализации анатомических структур, то для игры она выше всяких похвал. Придраться можно, но очень сложно и не особо хочется [улыбается]. Отлетающие в сторону костные обломки выглядят красиво, но в реальности этого не будет: кости скреплены мышцами и связками, да и кожу никто не отменял.

Это, естественно, не похоже на то, что мы видим в операционной. Мы не снимаем с людей кожу целиком, чтобы посмотреть «как оно там».

Использовать такое для своих студентов я бы не стал. Есть чудесное ПО от компании 3D4Medical, где детализация анатомии на несколько порядков выше. По нему учатся в США и Европе, и на нашей кафедре мы внедрили его в учебный процесс в прошлом году.

Андрей: Очень реалистично прорисованы — факт. И идея крутая. Реализм хромает в энергетике. То, что показано, должно было произойти из-за более высокой энергетики травмы. Плюс практически все X-Ray — смертельные. После такого не встают.

А теперь слегка шовинистический вопрос. Мужские и женские бойцы наносят удары, одинаковые по степени урона. В файтинге это смотрится естественно. Но в жизни-то, по идее, не так. Могут ли физически тренированные женщины наносить такой урон, как в игре?

Дмитрий: В медицине нет такого разделения. Нам не важно, кто нанёс повреждения, нам надо вылечить пациента. Мы не заостряем внимание на том, мужчина или женщина избили подопечного. Девушки по природе своей слабее физически, но последствия того или иного удара зависят не столько от силы, сколько от точки приложения и скорости. Я пару раз видел парней-бодибилдеров, которых сильно избили тощие пацаны. Гора мышц не гарантирует победу в поединке.

Андрей: Женщина априори создана чуть слабее мужчины. Но может спокойно быть такой же или сильнее — вопрос тренировки. Видел ли я, как нос ломала мужику девушка? Видел. Она ещё потом стала чемпионкой мира по муай-тай.

Mortal Kombat любили в девяностые, любят и сейчас. В том числе подростки, которые — как минимум в нашем детстве — регулярно отрабатывали приёмы из файтинга в жизни. Скажите, сталкивались ли вы с последствиями таких юношеских тренировок? И если сталкивались, насколько всё было плохо по части травм?

Дмитрий: Уже давно общественность разделилась: одни считают жестокость в играх мерзостью, которая толкает людей на чудовищные преступления, — и требуют запрета. Другие уверены, что маньяки были и до появления файтингов. Я больше склоняюсь к последним, хотя и считаю возрастной рейтинг необходимой мерой.

Но не стоит забывать, что все боевики построены на насилии. Я вырос на фильмах с Арнольдом Шварценеггером, Дольфом Лундгреном, Сильвестром Сталлоне. И не считаю, что это повлияло на меня плохо.

Профессия моя жестокости не подразумевает, хотя и воспитывает определённый цинизм со щепоткой чёрного юмора.

Дети всегда подражают взрослым. Если мы, взрослые, не можем дать юношам пример для подражания, не занимаемся с ними, не увлекаем их, то они идут по пути наименьшего сопротивления — начинают подражать героям боевиков и видеоигр. Конечно, тут не обходится без травм, но чаще всего они несерьёзные. Хотя история знает массу печальных примеров такого подражания, в том числе со смертельным исходом.

Андрей: Никогда такого не видел и сам не повторял, когда рубился в Mortal Kombat в детстве. Мы только имитировали, воображение включали. Счастливое детство!

Для справки:

Редакция 4PDA оставила за кадром совсем уж фантастические вариации Fatality. Экспертов мы спрашивали про то, с чем можно столкнуться в реальной жизни (черепно-мозговые травмы, повреждения мышц, тканей, органов). Если хочется узнать о кинжалах из крови и наилучшем способе применения гарпуна Скорпиона — советуем ознакомиться с YouTube-каналом Because Science и их любопытной серией The Science of Mortal Kombat. У «Разрушителей легенд» появился достойный и весьма кровавый конкурент.

Беседовал Игорь Ерышев

Источник