Оказание первой помощи при ушибах ссадинах урок обж 5 класс

Класс 5

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Цели и задачи:

образовательные:

• систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;

•     повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

•     позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

•  создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, аптечки (4 шт), презентация, учебники, ТПО.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.

Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

ХОД УРОКА

Ребята, посмотрите на доску. Какое грозное явление природы изображено на картинке? (цунами, ураган, извержение вулкана, гроза, наводнение, песчаная буря, лавина, землетрясение, лесной пожар)

-что такое цунами?

-что такое ураган?

-чем сопровождается извержение вулкана?

— опишите грозу

-что такое песчаная буря?

— как возникает лавина?

-что такое землетрясение?

-какие причины возникновения лесного пожара?

Ребята, что у нас получилось? (на слайде появляется красный крест)

А что он означает? (первую медицинскую помощь)

Какая тема сегодняшнего урока? (оказание первой помощи…)

А в каких случаях мы оказываем ПМП? (при различных травмах)(на слайде – тема урока)

А как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? (научимся оказывать первую помощь при различных видах травм)

Включение в работу. Отвечают на вопросы. Называют тему и цель урока.

7

3

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности. А какие травмы мы можем получить в горах? (переломы, растяжения, ушибы, солнечный удар, отравление, ожоги и др.) Сегодня мы с вами поговорим о четырех видах травм – это раны, ушибы, ожоги, солнечный удар.

Ребята, а собираясь в поход, что необходимо взять в первую очередь?

А что должно быть в каждой аптечке?

Да, правильно. А сейчас попробуйте собрать походную аптечку, работая в парах. На краю стола у вас лежат листочку, с перечисленными предметами, из которых вы должны собрать походную аптечку. Берите только самое необходимое!

Молодцы! А сейчас я вас научу, как правильно пользоваться походной аптечкой в походных условиях. Самым распространенным видом травм, которые могут случиться в походе, являются раны. Как правило, это небольшие раны — кто-то порезал руку, когда резал хлеб, у кого-то сорвался консервный нож, когда открывал консервы, и т. п. Помощь в этом случае очень проста. Надо дать немного стечь крови, чтобы вместе с ней удалить грязь, которая могла попасть в рану. Затем края раны обработать йодом или спиртом. Совсем небольшие раны можно смазать по всей поверхности. Затем заклеить лейкопластырем или забинтовать узким стерильным бинтом.

Небольшие ушибы — довольно часто встречающаяся в походе травма. Видя, что кожа не повреждена, юный турист склонен не придавать случившемуся значения, и скоро на месте ушиба появляются припухлость и кровоподтек. Ничего страшного тут нет, но радость от похода может быть испорчена. Поэтому надо помнить, что даже при небольшом ушибе нужно сразу же приложить к месту ушиба холод (носовой платок, смоченный в воде, какой-нибудь металлический предмет: нож, топор, кружку и т. д.). Холод способствует прекращению кровоизлияния в мягких тканях и предотвращает появление болезненных синяков и припухлостей. В случае сильного ушиба принимаются дополнительные меры — нужно создать покой травмированному органу (особенно это важно при ушибах суставов) и наложить давящую повязку. Ожоги возникают обычно в результате неосторожного обращения с костром либо общего беспорядка вокруг очага. Чаще всего это небольшие и неопасные ожоги: кто-нибудь взялся за горячую дужку ведра или, поправляя дрова, прикоснулся рукой к углям или пламени. При небольших ожогах рекомендуется побыстрее поместить место ожога в холодную воду минут на 15. Затем наложить компресс из марлевых салфеток, пропитанных раствором пищевой соды. Желательно, плюс к этому  на обожженное место накладывают минут на 15 тугую повязку, это в значительной мере предотвращает образование пузырей. А чтобы вы быстро смогли сориентироваться при получении какой либо травмы, составьте алгоритм ваших действий самостоятельно.

Мистер Гид предлагает нам передохнуть и полюбоваться природой. Но для этого нужно встать и повторять за мной.

Вправо-влево посмотри

И до речки добеги

Прыгай в речку и ныряй

Глубину ты всю узнай.

А теперь наверх бежим,

Быстрее ветра быть хотим.

Бабочка летит вдали

Мы поймать её хотим.

И за ней мы прыгаем, и руками дрыгаем.

Силы кончились, устали

А теперь мы посидим

Во время отдыха некоторые члены нашей группы получили травмы. Я предлагаю вам разделиться по 4 человека и оказать им первую помощь.

Отвечают на вопрос.

Аптечка

Йод, зеленка, бинты и др.

Один ученик зачитывает ответ, остальные либо соглашаются, либо нет, используя таблички красного и зеленого цвета.

Слушают рассказ учителя.

Составляют алгоритм действий при определённой травме.

Оказывают ПМП пострадавшим.

7

5

10

3

4

Подведение итогов, рефлексия

Учитель спрашивает, понравилось ли путешествие учащимся, трудно ли было им справляться с возникнувшими трудностями. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

5

5

Дом.зад.

Все вы, наверное, смотрели мультик «Аркадий Паровозов». Я предлагаю вам составить небольшой рассказ, в котором был бы пострадавший и вы оказывали ему первую помощь. Рассказ записать в рабочую тетрадь

Запись домашнего задания в дневник

1

Источник

1

Конспект урока на тему:

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и

различных отравлениях.

Тип урока: урок изучения и закрепления, комбинированный.

Цель урока. Изучить правила оказания первой медицинской помощи при

ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, травме глаз и отравлении.

Сформировать умение оказания первой медицинской помощи.

Задачи урока:

1. Научить оказывать первую медицинскую помощь при различных видах

повреждений. Основные понятия: ушиб, ссадина, травма глаз, отравление.

2.Воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие, умение слушать

и вступать в диалог.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, давать

оценку своим действиям и действиям других, выбирать способы решения

задач в зависимости от конкретных условий.

Методы: словесные — рассказ с элементами беседы, практический.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ответы детей: Первая медицинская помощь при различных видах

повреждений. Сегодня мы продолжим с вами изучение этой темы, а именно

«Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и различных

отравлениях».

СЛАЙД 1. Ушиб — закрытое повреждение тканей и органов без

существенного нарушения их структуры

При ушибе могут быть повреждены мелкие кровеносные сосуды, что

приводит к образованию синяка. Наиболее часто встречаются ушибы мягких

тканей конечностей или туловища. Основным признаком ушиба являются боль

и отек, возникающие в месте ушиба.

2

Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, ягодица, мышцы ног), для

уменьшения боли и кровоизлияния к ушибленному месту необходимо

приложить холод: полотенце, смоченное холодной водой, или пузырь со льдом.

Полотенце необходимо через 1 —2 мин менять, смачивая его снова

холодной водой.

СЛАЙД 2-5

 Первая помощь при ушибах конечностей, как и при ушибе колена,

должна проводиться следующим образом:

1. для уменьшения припухлости прикладывают холод

2. накладывают давящую повязку

3. конечность должна находиться в приподнятом положении.

СЛАЙД 6

 При ушибе головы необходимо:

1. приложить холод в место ушиба, что вызовет спазм сосудов, тем

самым уменьшит припухлость

2. необходимо срочно показаться к врачу, так как есть риск того, что

открылось внутренне кровоизлияние сосудов.

 Ушиб глаза имеет несколько иную практику оказания первой помощи:

1. необходимо обеспечить полный покой глазу,

2. наложить стерильную марлевую повязку

3. отправиться к врачу

СЛАЙД 7. Если на коже в месте ушиба образовались ссадины,

то ушибленное место не следует мочить водой. Его необходимо перевязать

стерильным бинтом, после чего положить на него грелку с холодной водой или

пузырь со льдом. После снятия боли на ушиб накладывают тугую повязку,

затем обеспечивают ушибленной конечности полный покой: руку

подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение.

2. Разъяснить учащимися правила оказания первой медицинской помощи

при ссадинах.

3

Ссадина — более значительный по площади дефект поверхностных

слоев кожи.

ПМП при ссадинах:

• Промыть рану водой с мылом.

• Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку,

промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

• Смазать кожу вокруг раны спиртом.

• Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану необходимо вызвать

врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут возникнуть через два

дня после травмы (появления ссадины): область вокруг раны припухает,

краснеет и становится более теплой на ощупь. В этом месте пострадавший

может испытывать пульсирующую боль.

СЛАЙД 8 3. Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе

носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а

также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину

туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и

подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу

положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не

сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить

кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.

СЛАЙД 9 4.Травма глаз – это повреждение органа зрения как

следствие влияния на него механических, термических или химических

факторов.

К механическим факторам можно отнести: песчинки, насекомые,

соринки или другие острые, тупые предметы. К химическим факторам

4

относятся: химические вещества, которые несут раздражительное действие

(кислоты, аэрозоли и др.). К термическим факторам отнесем:

ожоги (вызванные пламенем, водным паром, горячим маслом или водой,

расплавленным металлом).

Симптомы:

· сильная боль;

·светобоязнь;

·слезоточивость;

·непроизвольное смыкание век;

·покраснение век и самого глазного яблока;

·нарушение зрения, его резкое ухудшение или отсутствие зрения;

·отечность век;

·чувство жжения в глазу;

·кровотечение.

Ребят, а как вы думаете, что нельзя делать при повреждении глаз?

Ответы детей: не трогать руками, показать врачу и т.д.

Нельзя делать при повреждении глаз:

·тереть глаза;

·накладывать слишком объемную повязку;

·извлекать из глазного яблока внедрившееся инородное тело — это

должен сделать специалист!

Что нужно делать при травме глаза:

1 Нужно быстрее прекратить воздействие повреждающего фактора.

2. Выясните, что попало в глаз (инородное тело или химическое

вещество).

3. Осмотреть слизистую нижнего и верхнего века

При механическом повреждении нужно промыть глаз или извлечь

инородное тело уголком чистого носового платка или плотным ватным

тампоном. Нельзя использовать вату и острые инструменты. Какие

медикаменты, можно использовать в домашних условиях: глазные капли

5

(противовоспалительные, противоаллергические и противобактериальные)

или сульфацил натрий 30 % раствор в пораженный глаз 1-2 капли, мазь

сульфацил-натриевая 30 %.

При попадании химического вещества необходимо пострадавшему

промыть глаз чистой водой в течение 15-30 минут. Для этого эму необходимо

наклониться над сосудом с водой и промывать глаз, открывая и закрывая его.

Во время промывания, нужно двигать глазным яблоком в разные

направления. Если есть в наличии твердые частички химического вещества,

их необходимо убрать плотным влажным тампоном.

При термическом поражении или поражении ультрафиолетовым

излучением, излучением при электросварке, при использовании кварцевых

ламп требуется прикладывать холодный компресс и ношение очков с

затемнением, что бы уменьшить влияние раздражающего фактора на

поврежденный глаз.

СЛАЙД 10. 6. Отравление никотином, как правило, наблюдается при

первой попытке курения, когда развивается острое отравление. Острое

отравление может развиваться у начинающих курильщиков при большом

количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной

комнате. При остром отравлении появляются тошнота, рвота, общая слабость,

сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

• вывести пострадавшего на свежий воздух;

• дать обильное питье.

Отравление угарным газом. Угарный газ, или окись углерода, образуется

при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении

масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при

пожарах.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ,

часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание

6

воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение

1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого

нарушается процесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту-

пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели

человека. Отравление угарным газом обычно развивается

постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей

слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове,

ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная

слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем

раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более

вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь при отравлении:

• вывести пострадавшего на свежий воздух.

• освободить пострадавшего от стягивающей одежды.

• быстро начать делать искусственное дыхание и вызвать скорую

медицинскую помощь.

Отравляющие вещества могут попасть в организм несколькими путями:

1. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды,

слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной.

2. Из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств.

Перед рефлекторным вызыванием рвоты выпить несколько

стаканов воды, или раствора питьевой или раствора марганцовки. Рвоту

нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии

судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают

активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно

отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах,

при преждевременном закрытии печных заслонок.

7

Итак, ребят мы узнали сегодня много новой информации, так давай же

повторим её:

1. С какими видами травм мы познакомились?

2. Проверка домашнего задания.

Ну что же ребята, а теперь проверим, как вы выполнили домашнее

задание.

Кто мне сможет назвать состав аптечки первой помощи, который мы

проходили на прошлом уроке?

Ответы детей:

1. Бинты (широкий, узкий);

2. лейкопластырь бактерицидный для порезов и царапин;

3. рулончик лейкопластыря;

4. 5%-ный раствор йода;

5. ножницы;

6. градусник;

7. зелёнка;

8. нашатырный спирт;

9. вата;

10. обезболивающее (анальгин);

11. аспирин (от температуры);

12. жгут;

13. карандаш, блокнот;

14. перекись водорода,

15. активированный уголь.

Молодцы, ну что же настало время оценить вашу работу на уроке.

Сегодняшний урок прошёл плодотворно и познавательно, а теперь откройте

дневники и запишите д/з.

Источник

Технологическая карта урока по ОБЖ в 5 классе.

Учитель ОБЖ: Юрьев А.В.

Задачи урока

1. Актуализировать и обобщить знания, полученные на прошлых уроках по теме «Оказание первой помощи».

2. Вызвать у учеников устойчивый интерес к данной теме, побудить к активной работе на уроке.

3. Систематизировать новое знание в процессе решения задач, поставленных на стадии вызова.

4. Подвести итог занятия и провести рефлексию учеников.

Предметные умения

УУД

Оценивать обстановку в ситуациях необходимости оказания первой помощи.

Определять необходимость вызова скорой помощи.

Оказывать первую помощь при некоторых видах повреждений.

Познавательные УУД: Анализировать необходимость применения полученных знаний.

Сопоставлять свои практические действия со знанием алгоритма.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Фронтальная, групповая.

Аптечка (бинт, жгут, стерильные салфетки, перекись водорода, йод, зеленка), подручные материалы для изготовления перевязи для иммобилизации конечностей и изготовления шины..

1. Вызов

— Что такое первая помощь?

— Кто может оказывать первую помощь?

— Какой порядок действий при оказании первой помощи?

— Какова последовательность (первоочередность) действий при непосредственном оказании первой помощи?

— Что такое ушиб и какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при ушибе?

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, литературы и др. источников о различных видах повреждений и формулируют вывод о необходимости изучения, отработки на практике приемов и способов оказания первой помощи.

2. Осмысление

Предлагает на основе имеющихся знаний попробовать сформулировать определение ушиба.
В ходе поиска определения ушиба задает вопросы для уточнения информации и выводит учеников на правильные ответы:

— Что такое мягкие ткани?

— Чем может быть вызвано появление боли, отека, синяка на месте повреждения?

— Какова первая реакция пострадавшего на ушиб? Что он делает и почему?

— Что можно использовать для длительного перетягивания места ушиба?

— Как действует на нервную систему холод?

— Где можно взять холод для снятия боли при ушибе?

— Итак, какая первая помощь может быть оказана при ушибах?

— Что надо учитывать, если на месте ушиба имеются ссадины?

— Какие способы остановки носового кровотечения вы знаете?

Ученики предлагают различные варианты определений, записывают новую информацию:

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей, вызванное ударом тупым предметом или падением с небольшой высоты.

— Кожные покровы, жировая прослойка, внутренние органы

— Сигнал нервной системы на повреждение кровеносных сосудов, истечение крови и появление гематомы и работа лимфосистемы.

— За место ушиба пострадавший хватается и прижимает — пережимает поврежденные кровеносные сосуды.

— Наложение тугой повязки на место ушиба.

— Заморозка служит обезболивающим средством.

— Лед, снег, продукты из холодильника, смоченное в холодной воде полотенце.

— При ушибах необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

— Необходимость продезинфицировать рану во избежание риска начала воспалительных процессов. Далее – тугая повязка и холод.

— Посадить пострадавшего, попросить его зажать ноздри и подержать их 10-15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

3. Рефлексия

Подводит итог занятия. Предлагает составить общий СИНКВЕЙН по теме урока.

Ученики работают над общим синквейном, предлагая свои варианты.

Источник