Первая медицинская помощь при переломах вывихах ушибах и растяжении связок конспект

Разработка урока биологии в 8 классе

01.12.2016

Предмет: 

Биология

Класс: 

8

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Вид урока:

Урок — практикум

Тема урока

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.

Цель урока

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.

Задачи урока:

  1. образовательные;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.

1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;

2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.

Место урока в системе уроков

Тема 6. Опора и движение. Урок 25

Основные понятия и термины темы

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»

Химия «Кальций и его соединения»

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)

Этап 2. Мотивация учебной деятельности

Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни — Пух». (Слайд 2)

Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?

Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: — ссадины, ушибы, переломы

Этап 3. Целеполагание

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из  рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)

Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты:

-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)

— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?

— рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)

Этап 4. Актуализация знаний

Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?

Опорно – двигательной системой.

— А какая главная часть ОДС?

— Скелет

— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)

  • 1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная

  • 2. Как иначе называется скелет головы? Череп

  • 3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой

  • 4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка

  • 5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки

  • 6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица

  • 7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть

  • 8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом

  • 9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа

  • 10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница

  • 11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом

  • 12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное

  • 13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав

  • 14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские

  • 15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий

  • 16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка

Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.

Этап 5. Изучение нового материала

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

— Перелом, вывих, растяжение.

Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)

Читайте также:  Характеристика первой помощи при переломах

Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя.( Слайд 10-23)

Этап 6. Физкультминутка

Наверное, вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку (Слайд 24)

Этап 7. Закрепление изученного материала

Теперь закрепим изученное на практике.

На столе лежит оборудование для оказания первой помощи, необходимо выбрать нужное для решения проблемной ситуации.

Ситуация 1.При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

ВЫВИХ.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. ПЕРЕЛОМ

Учащиеся озвучивают предположительный диагноз, его признаки и показывают решение поставленной перед ними задачи.

(Слайд 25-26)

Этап 8. Итоги урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1.    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника – ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой, вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3.    Пренебрежение правилами техники безопасности,
И запомните, ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Вы можете оказать лишь первую доврачебную помощь.

Справились мы с поставленной задачей? (Слайд 27)

— да.

А теперь подсчитываем баллы на оценочном листе.

Оценки за урок.

Этап 9. Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника, черепа (Слайд 28)

Этап 10. Рефлексия

Составить синквейн по парам.

К слову Перелом и Здоровье

  • 1 строка- существительное

  • 2 строка – два прилагательных.

  • 3 строка – три глагола.

  • 4 строка – одно суждение.

  • 5 строка – эмоциональная точка или вывод (Слайд 29)

Пример:

  1. Перелом.

Открытый, закрытый.

Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.

Не прыгайте в воду бездумно.

Инвалидность.

  1. Здоровье.
    Крепкое, душевное.
    Сохраняется, поддерживается, нарушается.
    Состояние любого живого организма.
    Самочувствие.

Лист самооценки

учащейся 8 класса

(ФИО)

14

Отметка «5» — 14-15 баллов

Отметка «4» — 13-11 баллов

Отметка «3» — 10 – 7 баллов

Отметка «2» — менее 7 баллов

ОТМЕТКА:______________________

Ситуация 1.

При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек.

Читайте также:  Первая помощь при закрытом переломе костей стопы

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Источник

Ïåðåëîìû êîñòåé ìîãóò ïðîèçîéòè â ðåçóëüòàòå ñèëüíîãî óäàðà, ïàäåíèÿ è ò.ä.

Ðàçëè÷àþò çàêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà êîñòü ñëîìàíà, íî öåëîñòü êîæè íà ìåñòå ïåðåëîìà íå íàðóøåíà, è îòêðûòûå ïåðåëîìû, êîãäà â îáëàñòè ïåðåëîìà èìååòñÿ ðàíà. Îêàçûâàÿ ïåðâóþ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå, íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü ìåñòà ïåðåëîìà, ÷åì óìåíüøàåòñÿ áîëü è ïðåäîòâðàùàåòñÿ äàëüíåéøåå ñìåùåíèå êîñòíûõ îáëîìêîâ. Ýòî äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì íà ïîâðåæäåííóþ ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþùåé, òî åñòü ñîçäàþùåé íåïîäâèæíîñòü ïîâÿçêè.

Äëÿ èììîáèëèçàöèè èñïîëüçóþò ãîòîâûå, ñòàíäàðòíûå øèíû. Îäíàêî â ðÿäå ñëó÷àåâ èõ â ðàéîíå ïîðàæåíèÿ ìîæåò íå áûòü. Ïîýòîìó îêàçûâàþùèå ïîìîùü äîëæíû óìåòü èñïîëüçîâàòü äëÿ øèíèðîâàíèÿ ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë (ïàëêè, òðîñòè, ëûæè, çîíòû, ïîäõîäÿùåãî ðàçìåðà äîñêè, êóñêè ôàíåðû, ëèíåéêè, ïó÷êè ïðóòüåâ êàìûøà è ò.ï.) .

Ïðè íàëîæåíèè øèíû ñëåäóåò îáÿçàòåëüíî îáåñïå÷èòü íåïîäâèæíîñòü, ïî êðàéíåé ìåðå äâóõ ñóñòàâîâ — îäíîãî âûøå ìåñòà ïåðåëîìà, äðóãîãî — íèæå ìåñòà ïåðåëîìà, à ïðè ïåðåëîìå êðóïíûõ êîñòåé äàæå òðåõ.

Íàêëàäûâàÿ øèíû, íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ñëåäóþùèå ïðàâèëà: — ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü íåëüçÿ âûòÿãèâàòü; — åñëè â ìåñòå ïåðåëîìà èìååòñÿ îòêðûòàÿ ðàíà è íàáëþäàåòñÿ ñèëüíîå êðîâîòå÷åíèå, òî ñíà÷àëà íàêëàäûâàþò æãóò âûøå ðàíû è ïåðåëîìà, çàòåì ïîâÿçêó íà ðàíó, à ïîñëå ýòîãî — øèíû ñ äâóõ ñòîðîí êîíå÷íîñòåé; — îáå øèíû äîëæíû çàõâàòûâàòü ñóñòàâû, ðàñïîëîæåííûå âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà; — øèíà ïåðåä íàëîæåíèåì äîëæíà áûòü îáåðíóòà âàòîé èëè ìÿãêîé òêàíüþ.

 ñëó÷àå çàêðûòîãî ïåðåëîìà ïåðâóþ ïîìîùü íóæíî îêàçûâàòü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü äîïîëíèòåëüíûõ ïîâðåæäåíèé â ðåçóëüòàòå ñìåùåíèÿ îáëîìêîâ êîñòåé.

Øèíà äîëæíà ïðèëåãàòü ê ñëîìàííîé êîíå÷íîñòè. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ðóêó ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä ïðÿìûì óãëîì òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ëàäîíü áûëà ïîâåðíóòà ê ãðóäíîé êëåòêå, çàòåì íàêëàäûâàþò øèíó òàê, ÷òîáû ïàëüöû ðóê îõâàòûâàëè îäèí åå êîíåö, à âòîðîé çàõîäèë çà ëîêòåâîé ñóñòàâ.  òàêîì ïîëîæåíèè øèíó çàêðåïëÿþò áèíòîì èëè äðóãèì ìàòåðèàëîì, à ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè ïðåäïëå÷üå íóæíî ñîãíóòü ïîä ïðÿìûì óãëîì â ëîêòåâîì ñóñòàâå, à íà ñëîìàííóþ êîñòü ïëå÷à íàëîæèòü ïî âîçìîæíîñòè äâå øèíû: îäíó — ñ íàðóæíîé ñòîðîíû ïëå÷à òàê, ÷òîáû îäèí åå êîíåö áûë âûøå ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, âòîðîé ÷óòü íèæå ëîêòåâîãî ñóñòàâà, à äðóãóþ — îò ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Çàòåì îáå øèíû ïðèáèíòîâûâàþò ê ïëå÷ó è ñîãíóòîå ïðåäïëå÷üå ïîäâåøèâàþò íà ðåìåíü, êîñûíêó è ò.ï.

Äëÿ íàëîæåíèÿ øèííîé ïîâÿçêè ïðè ïåðåëîìå áåäðà íåîáõîäèìî èìåòü, ïî êðàéíåé ìåðå, äâå áîëüøèå øèíû. Îäíó øèíó íàëîæèòü ïî íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ïðè ýòîì øèíà äîëæíà áûòü òàêîé äëèíû, ÷òîáû îäèí åå êîíåö íàõîäèëñÿ ïîäìûøêîé, à äðóãîé íåìíîãî âûñòóïàë çà ñòîïó.

Âòîðóþ øèíó íàëîæèòü ïî âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè íîãè ñ òàêèì ðàñ÷åòîì, ÷òîáû îäèí êîíåö åå äîñòèãàë îáëàñòè ïðîìåæíîñòè, à äðóãîé — íåñêîëüêî âûñòóïàë çà êðàé ñòîïû (ïîäîøâû) .  òàêîì ïîëîæåíèè øèíû ïðèáèíòîâûâàþòñÿ. Ïðè ýòîì øèðîêèì áèíòîì, ïîÿñíûì ðåìíåì èëè ïîëîòåíöåì âåðõíþþ ÷àñòü íàðóæíîé øèíû ïðèêðåïèòü ê òóëîâèùó.

Ïðè ïåðåëîìå ãîëåíè ïåðâàÿ ïîìîùü îêàçûâàåòñÿ òàê æå, êàê è ïðè ïåðåëîìå áåäðà.

Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìå êëþ÷èöû íåîáõîäèìî ïðåæäå âñåãî ïîäâåñèòü ðóêó íà êîñûíêó, çàòåì ñøèòü äâà âàòíî-ìàðëåâûõ êîëüöà, íàäåòü èõ ïîñòðàäàâøåìó íà ðóêè è ïîäâèíóòü äî ïëå÷åâûõ ñóñòàâîâ, ïëå÷è ïîñòðàäàâøåãî ìàêñèìàëüíî îòâåñòè íàçàä, à êîëüöà ñçàäè, íàä ëîïàòêàìè, ñâÿçàòü.

Ïðè ïåðåëîìå òàçà ðàíåíîãî íóæíî óëîæèòü íà ñïèíó, ñîãíóòü íîãè â êîëåíÿõ è ïîëîæèòü ïîä îáëàñòü êîëåííûõ ñóñòàâîâ ñâåðíóòîå ïàëüòî, ïîäóøêó è ò.ï., ñ òåì ÷òîáû óìåíüøèòü íàïðÿæåííîñòü ìûøö æèâîòà.

Ïðè ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íèêà ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ïîëîæèòü íà òâåðäóþ ïîäñòèëêó (äîñêó, ôàíåðó, äâåðü è ò.ä.) — íà ñïèíó èë æèâîò, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîì ïîëîæåíèè îí íàõîäèòñÿ. Ïîäíèìàòü ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò î÷åíü îñòîðîæíî, ïðèâëåêàÿ äëÿ ýòîãî òðåõ-÷åòûðåõ ÷åëîâåê, èçáåãàòü ïðè ïîäúåìå ëþáûõ ñîòðÿñåíèé è ñãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà.

Ïðè ïåðåëîìàõ ðåáåð íà ãðóäíóþ êëåòêó íóæíî íàëîæèòü òóãóþ êðóãîâóþ ïîâÿçêó.

Ïðè ïåðåëîìàõ ÷åëþñòè íàäî ïðèêðûòü ðîò, ïîòîì ôèêñèðîâàòü ÷åëþñòü ïðàùåâèäíîé ïîâÿçêîé

Ðàñòÿæåíèå ñâÿçîê ïîëó÷àþò, íåëîâêî ñòóïèâ èëè ñïîòêíóâøèñü. Ïðè ýòîì â ñóñòàâå ïðîèñõîäèò íàäðûâ ñâÿçîê, îáëàñòü ñóñòàâà ïðèïóõàåò.

Ïðèçíàêè: áîëü, â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâîïîäòåê.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé è ñóñòàâîâ íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé ïîâðåæäåííîìó ó÷àñòêó òåëà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ èììîáèëèçàöèåé (ôèêñàöèåé), êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ìåðîé áîðüáû ñ áîëüþ, ïðîòèâîøîêîâûì ìåðîïðèÿòèåì è ñðåäñòâîì çàùèòû îò ðàñïðîñòðàíåíèÿ ðàíåíîé èíôåêöèè. Ê îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ ïðèêëàäûâàþò õîëîä—ëåä èëè õîëîäíóþ âîäó â ïî ëèýòèëåíîâîì ïàêåòå. Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Ïðè ëþáîì ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê íàäî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, òàê êàê íåëüçÿ èñêëþ÷èòü òðåùèíó êîñòè.

Âûâèõ — ýòî ïîâðåæäåíèå ñóñòàâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñìåùåíèåì ïîâåðõíîñòåé ñî÷ëåíÿþùèõñÿ êîñòåé.

Ïðèçíàêè: áîëü â ñóñòàâå, äåôîðìàöèÿ ñóñòàâà, íåâîçìîæíîñòü äâèæåíèé â ñóñòàâå.

Âíèìàíèå! Íåëüçÿ ïûòàòüñÿ âïðàâèòü âûâèõ. Ýòî äîëæåí ñäåëàòü òîëüêî âðà÷.

Читайте также:  Неотложная помощь при переломе позвоночника алгоритм действий

Ïåðâàÿ ïîìîùü.

Ïîñòðàäàâøåìó äàþò îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû — àíàëüãèí, àìèäîïèðèí. Íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà êëàäóò ëåä èëè õîëîäíûé êîìïðåññ. Êîíå÷íîñòü ôèêñèðóþò â òîì ïîëîæåíèè, êîòîðîå îíà ïðèíÿëà ïîñëå òðàâìû. Âåðõíþþ êîíå÷íîñòü èììîáèëèçóþò, ïîäâåøèâàÿ íà êîñûÿêå èëè áèíòå íà øåþ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè íèæíåé êîïå÷íîñòè ïðèáèíòîâûâàþò äëèííóþ äîñêó (ïàëêó) èëè ñâÿçûâàþò âìåñòå çäîðîâóþ è ðàíåíóþ êîíå÷íîñòè. Ïîñòðàäàâøåãî äîñòàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Источник

Травма — анатомические и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды. Факторы:

— механические (удар, сдавление, растяжение),

— физические (тепло, холод, электричество, радиоактивное излучение),

— химические (действие кислот, щелочей, ядов),

— психические (испуг, страх).

Они могут быть закрытыми и открытыми.

Закрытые: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы.

Открытые: раны, открытые переломы костей.

Виды травматических повреждений:

— одиночные,

— множественные (повреждение одной анатомической области в нескольких местах),

— сочетанные (повреждения различных анатомических областей одним поражающим фактором),

— комбинированные (повреждения двумя и более повреждающими агентами).

Вывод по вопросу: Для изучения первой помощи при различных видах травм важно знать возможные причины.

Вывих — смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Травматические вывихи составляют 80-90% от всех случаев. При этих вывихах наблюдается разрыв капсулы сустава. Вывихи в коленных, локтевых, голеностопных суставов сопровождаются разрывом связочного аппарата. Вывихи могут быть осложненными: при открытом вывихе имеется рана в области сустава.

Основные признаки:

1) Боль в области сустава;

2) Ограничение подвижности в поврежденном суставе;

3) Усиление боли при попытке движения в суставе;

4) Может отмечаться онемение конечности при сдавлении нервных стволов вывихнутым фрагментом сустава;

5) Конечность находится в вынужденном положении;

6) Заметна деформация в области сустава.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03»;

3.Если есть рана, закрыть её стерильной салфеткой, наложить повязку;

4.Фиксировать поврежденную конечность;

5.При вывихах суставов верхней конечности подвесить её косыночной повязкой;

6.При вывихах суставов нижней конечности положить пострадавшего;

7.Обезболить по возможности;

8.Контролировать состояние;

9.Передать пострадавшего «03».

Растяжение – это повреждение тканей с частичным разрывом их при сохранении анатомической непрерывности.

Основные признаки: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Фиксировать поврежденную конечность, наложить давящую повязку;

4.Обезболить по возможности;

5.Обеспечить покой и придать возвышенное положение поврежденной конечности;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Ушиб – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи.

Основные проявления: боль, кровоподтек, припухлость и нарушение функции поврежденного органа или области.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Вызвать «03» при необходимости;

3.Придать возвышенное положение поврежденной конечности и обеспечить покой;

4.Обезболить по возможности;

5.При необходимости фиксировать поврежденную конечность;

6.Контролировать состояние;

7.Передать пострадавшего «03».

Перелом — это нарушение целостности кости. Бывают переломы травматические и патологические (при остеомиелите, опухоли, туберкулезе).

Травматические переломы делятся:

1) закрытые повреждения кости;

2) открытые, при наличии повреждения кожи в зоне перелома. Открытые переломы опаснее закрытых, так как возможно инфицирование и развития остеомиелита, что значительно затрудняет срастание костных отломков. Перелом может быть:

1) полным;

2) неполным.

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные. Часто наблюдаются оскольчатые переломы, когда кость разбита на отдельные осколки. Этот вид чаще встречается при огнестрельных ранениях.

Перелом, возникающий от сжатия или сплющивания, называется компрессионным.

Переломы бывают 1) без смещения;

2) со смещением отломков кости. В зависимости от характера травмы, локализации перелома, силы мышц и т.д. смещения костных отломков могут быть различных видов: смещения под углом, смещения по длине и боковые смещения. Встречаются вколоченные переломы, когда один из отломков внедряется в другой.

Особенности переломов у детей и лиц пожилого возраста: у детей переломы бывают по типу “зеленой ветки”; у пожилых людей — чаще оскольчатые переломы.

Признаки переломов:

1) резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке;

2) изменение положения и формы конечности;

3) нарушение ее функции (невозможность пользоваться конечностью);

4) появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

5) укорочение конечности и патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При открытом переломе часто в рану выступает отломок кости, что прямо указывает на перелом.

Осложнения перелома: кровотечение; травматический шок; повреждения внутренних органов; воспаление.

Первая помощь:

1.Оценить обстановку (безопасность оказания первой помощи);

2.Остановить артериальное кровотечение, если оно есть;

3.Вызвать «03»;

4.Закрыть рану стерильной салфеткой, наложить повязку (при открытых переломах);

5.Провести иммобилизацию конечности (создание неподвижности костей в области перелома);

6.Обезболить по возможности (борьба с шоком);

7.Контролировать состояние пострадавшего;

8.Передать «03».

Правила наложения транспортных шин:

1)В качестве шин могут быть использованы подручные средства (доски, палки, картон…);

2)Шина должна захватывать не менее 2 смежных суставов. При переломах бедренной и плечевой костей захватывают 3 сустава;

3)Шины моделируются по здоровой конечности;

4)Шина должна быть надёжно закреплена;

5)Между шиной и участками тела необходимо проложить мягкий материал.

Вывод по вопросу: Для более быстрого оказания первой помощи нужно знать характеристики травм и их различия.

Вывод по пройденной теме: «Травмы опорно-двигательного аппарата часто встречаются в быту, поэтому нужно знать правила оказания первой помощи».

Источник