Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Инфоурок

ОБЖ
›Презентации›Презентация к уроку ОБЖ на тему: «Первая медицинская помощь при травмах и переломах» (8 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 МБОУ «Ерзовская СОШ» Учитель ОБЖ - Монастырев А.В.

Описание слайда:

МБОУ «Ерзовская СОШ» Учитель ОБЖ — Монастырев А.В.

2 слайд

РАСТЯЖЕНИЯ ВЫВИХИ ПЕРЕЛОМЫ

Описание слайда:

РАСТЯЖЕНИЯ ВЫВИХИ ПЕРЕЛОМЫ

3 слайд

чрезмерное перенапряжение мышечных тканей. Голеностопный сустав РАСТЯЖЕНИЕ

Описание слайда:

чрезмерное перенапряжение мышечных тканей. Голеностопный сустав РАСТЯЖЕНИЕ

4 слайд

СИМПТОМЫ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ Боль Припухлость Синюшность Движение ограничено и бол

Описание слайда:

СИМПТОМЫ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ Боль Припухлость Синюшность Движение ограничено и болезненно

5 слайд

ПМП при растяжении Холод Повязка Возвышение Покой

Описание слайда:

ПМП при растяжении Холод Повязка Возвышение Покой

6 слайд

смещение суставных концов костей относительно друг друга. Локтевой сустав ВЫВ

Описание слайда:

смещение суставных концов костей относительно друг друга. Локтевой сустав ВЫВИХ Плечевой сустав

7 слайд

СИМПТОМЫ ПРИ ВЫВИХАХ Боль Деформация Укорочение конечности

Описание слайда:

СИМПТОМЫ ПРИ ВЫВИХАХ Боль Деформация Укорочение конечности

8 слайд

ПМП при вывихах Покой Повязка Холод Главное – быстро, не причиняя боли достав

Описание слайда:

ПМП при вывихах Покой Повязка Холод Главное – быстро, не причиняя боли доставить в больницу! Вправлять вывихи – врачебная процедура!

9 слайд

полное или частичное нарушение целостности кости. Рука ПЕРЕЛОМ Нога Открытый

Описание слайда:

полное или частичное нарушение целостности кости. Рука ПЕРЕЛОМ Нога Открытый (кожа повреждена) Закрытый (кожа не повреждена)

10 слайд

СИМПТОМЫ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ Сильная боль Деформация Кровоизлияние Нет опоры

Описание слайда:

СИМПТОМЫ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ Сильная боль Деформация Кровоизлияние Нет опоры

11 слайд

ПМП при переломах Главное – обеспечить неподвижность повреждённой части тела!

Описание слайда:

ПМП при переломах Главное – обеспечить неподвижность повреждённой части тела! При закрытых: обездвижить обезболить При открытых: остановить кровотечение стерильная повязка обезболить обездвижить Направить в лечебное учреждение!

Выберите книгу со скидкой:

Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Курс повышения квалификации

Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДA-033803

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Разработал: Малюгин Александр Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ №44»

Этапы урока

Действия учителя

Средства обучения

Действия учащихся

Организационный момент

 (1-2 мин.)

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Целеполагание

(2-3 мин.)

  • Ребята. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
  • Представим, что вы с друзьями катаетесь на велосипеде. Один из ваших друзей падает с велосипеда и лежит. Ваши действия?
  • (После ответов, учитель продолжает историю) Мальчик встать не может, кричит, что у него болит нога. Какой вывод мы можем сделать?
  • Можем ли мы сделать вывод какую?
  • При осмотре ноги, внешних повреждений на коже не видно, при надавливании на одно место в области голени резкая боль. При постукивании о пятку – тоже резкая боль в голени.
  • Исходя из услышанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
  • Правильно. А чему мы должны научиться на уроке? Зачем необходимо знать правила первой помощи? Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока

Презентация

Ответы учащихся

-Он получил травму.

-Нет, нужно осмотреть больное место.

-Оказание первой помощи при травмах

  • Рассмотреть различные виды травм; научиться отличать ушиб от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах чтобы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь своему ближнему, отработать на практике наложение шины на травмированную конечность.

Актуализация знаний. (5 мин.)

-Вспомним, какие виды травм бывают?

-Как вы думаете, какую травму мог получить мальчик в нашей истории?

— Рассмотрим все травмы более подробно. Для этого заполните таблички с помощью гаджетов (работа в парах)

Карточки Использование смартфонов, планшетов, ПК

Дети перечисляют виды травм

-Ушиб, перелом, растяжение, вывих.

Заполняют таблички

Изучение нового материала

(10-12 мин)

1. Ушиб – повреждение мягких тканей с внутренним кровоизлиянием.  

Признаки ушиба – боль в месте ушиба, припухлость, кровоподтёк, который появляется не сразу.

Первая помощь – наложить тугую давящую повязку на место ушиба; положить холод поверх повязки; при сильном ушибе грудной клетки, живота, головы доставить пострадавшего в медицинское учреждение для квалифицированного обследования.

2. Растяжение – повреждение суставной сумки, которые возникли при движениях, превышающих физические возможности. В последствии может привести к разрыву мышц.

Признаки – резкая выраженная боль, болезненность движений в суставе, нарушение функции сустава, отёк, затем кровоизлияние.

Первая помощь – покой, тугое бинтование эластичным бинтом (если наблюдается внутренне кровоизлияние, то сразу плотно бинтовать не надо), холодный компресс, приподнятое положение конечности.

3. Вывих – выход суставной головки из суставной впадины.

Признаки – резкая боль, деформация сустава, нарушение функции сустава.

Первая помощь – зафиксировать конечность бинтом. Верхнюю конечность можно подвесить на косынку, нижнюю прибинтовать к здоровой конечности или зафиксировать подручными средства. Положить холод на место вывиха, транспортировать пострадавшего в больницу на носилках.

4. Перелом – это нарушение целостности кости.

Трещина кости – её можно спутать с сильным ушибом. Но боль при трещине сильнее, чем при ушибе. При сильной боли нужно подозревать трещину кости и принимать меры как при переломе.

Читайте также:  Перелом пальца руки оказание помощи

Закрытый перелом – переломы кости без нарушения целостности кожи.

Признаки – резкая боль, припухлость, нарушение функции конечности (не сгибается колено, пальцы), при постукивании по кости ощущается резкая боль в месте перелома.

Открытый перелом —  это переломы кости с нарушением целостности кожи. Видна рана, идёт кровь.

Первая помощь – остановить кровотечение, если оно есть. Нельзя вправлять самостоятельно костные отломки в рану. Дать обезболивающее средство, наложить шину, обеспечив неподвижность места перелома или сделать перевязку. Доставить в медицинское учреждение.

заполненные учениками таблички. Презентация

Записывают определения, проверяют записи по эталону презентации

Составление алгоритма действий

(2 мин)

-Вернемся к нашей истории. Какие действия ребят должны быть, чтобы помочь мальчику. Составим алгоритм действий

Составляют алгоритм действий

Практическая часть. Работа в больших группах (10 мин)

Практическое задание по оказанию первой помощи. Наложение шины на поврежденную конечность. Наложение жгута

шина, бинт марлевый, бинт эластичный

Оказывают первую помощь

Закрепление и контроль полученных знаний

(10 мин)

Работа в малых группах. Каждая группа получает листочек с заданием. В нем описана ситуация.  Необходимо определить травму, подробно рассказать о своих действиях. Наложить шину одному из учеников своей группы

Работа в группах

 Рефлексия.(2-3 мин).

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог.

 Методика «Незаконченное предложение»

На уроке я работал…

Я узнал…

Я хотел бы узнать…

Мне удалось…

У меня вызвало затруднение…

Мое настроение…

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

 Домашнее задание. (1 мин).

§8.1 читать, отвечать на вопросы

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Источник

Тема урока «Первая медицинская помощь при ранениях и травмах»

Дата проведения: 12 мая 2016г.

Место проведения: СОШ №1

Класс: 8 а, б, в

Учитель: Еременко Марина Григорьевна

Цели урока. Изучить правила первой помощи при ранениях, растяже­ниях связок, переломах и вывихах. Получить первичные навыки оказания первой помощи при ранениях, растяжениях связок, пе­реломах и вывихах.

Проверка домашнего задания.

1. Определите, приступ, какого заболевания случился с больным, если наблюдается следующая картина: потеря способности двигать правой рукой, потеря зрения на правый глаз, затруднения с речью, сильная головная боль, потеря рав­новесия. Какую первую помощь в этом случае необходимо оказать больному?

Ответ: по симптомам — это инсульт. Первая помощь — вызвать «ско­рую помощь», обеспечить покой, свежий воздух, уложить больного на высо­кие подушки, так чтобы верхняя часть туловища была поднята под углом в 30°, теплая ножная ванна.

2. Ситуационная задача. Ваш сосед позвонил к вам в квартиру и пожаловался на острую загрудинную боль, общую слабость и сильное чувство страха. Пульс у него неровный, слабой наполняемости. Вы предложили со­седу пойти прилечь и принять валидол. Все ли вы сделали правильно?

Ответ: нет. У вашего соседа, вероятнее всего, инфаркт миокарда. Вам необходимо срочно вызвать скорую помощь, уложить больного, обеспечить покой, постараться его успокоить.

3. Просмотрите вместе с кем-нибудь из родителей домашнюю ап­течку и выпишите названия препаратов, которые можно использо­вать при первой помощи при острой сердечной недостаточности или инсульте.

4.   Ответьте на вопросы:

1.  Что такое острая сердечная недостаточность и в чем ее опас­ность для больного?

2.  Какие основные виды острой сердечной недостаточности вы знаете?

3.  В чем состоит первая помощь при инфаркте миокарда?

4.  В чем состоит первая помощь при расстройствах сердечной де­ятельности?

5.  Какие лекарства ни в коем случае нельзя применять при мер­цательной аритмии?

6.  Что такое инсульт?

7.  Назовите первые признаки (симптомы) инсульта.

8.  Какой инсульт наиболее опасен и почему?

9.  В чем состоит первая помощь при инсульте?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Наиболее  часто встречающиеся  травмы  —  это раны, ушибы, растяжения связок, вывихи и переломы. С ними мы сталкиваемся практически ежедневно, привыкли относиться (может быть, кроме переломов) спокойно, под девизом «само прой­дет». Однако такое отношение ошибочно. При неблагоприятных ус­ловиях и пустяковая ранка может обернуться болезнью, требующей больших затрат времени, денег и нервов. Да много у нас существует укоренившихся в народном сознании неправильных, а порой и вар­варских способов оказания помощи при травмах. Одна традиция за­ливать раны, в том числе скальпированные, йодом чего стоит. Сегод­ня мы с вами ознакомимся теоретически, а потом и отработаем прак­тически приемы оказания первой помощи при ранах, растяжениях связок, вывихах и переломах.

Вопросы для активизации знаний.

1. Что такое рана и чем она отличается от ушиба?

2.  Какие раны наиболее опасны?

3.  Что такое кровопотеря? Чем она опасна?

4.  Как вы обычно обрабатываете раны? Расскажите алгоритм дей­ствий.

5.  Какие растения можно использовать при обработке ран и ка­ким образом?

6.  Что такое растяжение связок? Вывих? Перелом?

7.  Что такое давящая повязка и чем она отличается от обычной?

Читайте также:  Помощь при переломе плюсневой

Беседа. Раны — это поверхностные повреждения, которые связа­ны с нарушением целости кожных покровов или слизистой оболоч­ки. По глубине проникновения раны подразделяют на кожные, мы­шечные, костные (проникающие раны — вскрывающие какую-ни­будь полость или сустав; ссадины — поверхностные кожные).

Все раны характеризуются небольшим кровотечением и болью. Заживление раны происходит или первичным натяжением (при условии непосредственного соприкосновения гладких, ровных и ост­рых краев раны), или путем нагноения с образованием вначале гра­нуляции, а затем уже рубцовой ткани, или же под сухим или влаж­ным струпом, вслед за выпадением которого замечается уже развив­шийся рубец.

При лечении раны необходимо без гнилостное (асептическое) содер­жание в чистоте раны, перевязочного материала, инструментов и пр.

Для нормального заживления раны необходимо всего несколько условий:

— стерильность поверхности самой раны;

— близость здоровых кожных краев раны друг к другу;

— хорошая способность кожи к регенерации.

При отсутствии этих условий процесс заживления затягивается и ухудшается. Небольшие ранки обычно заживают без образования кожного рубца. Большие по размерам раны требуют значительных усилий ор­ганизма по «выращиванию» новой ткани для замещения существую­щего дефекта, поэтому и образуются рубцы. Рубцы, кстати, тем бо­лее выражены, чем более интенсивно идет процесс заживления. Так что, все хорошо в меру.

Воспаление раны, вызванное инфекцией, препятствует синтезу новых клеток кожи, поэтому пока оно не будет удалено; рана будет оставаться открытой. Поэтому так важно изначально обработать лю­бую рану раствором антисептика и если дефект значительный по раз­мерам (более 1 см), то его необходимо в первые дни закрывать сте­рильной повязкой. Долго держать рану под повязкой не стоит, т.к. повышенная влажность не способствует быстрому заживанию.

Виды ран:

Резаные раны — наносятся острыми предметами (режущими ору­диями, осколками стекла и т. п.).

Рубленые раны — наносятся рубящими предметами (топором, тя­желым рубящим орудием — саблей, тесаком и т. п.).

Колотые раны — наносятся всевозможными колющими орудия­ми (рапирой, вилами, шилом и т. п.).

Огнестрельные раны — наносятся пулей из огнестрельного ору­жия.

По внешнему виду раны бывают:

Скальпированные — происходит отслаивание участков кожи, подкожной клетчатки.

Рваные — кожа, подкожная клетчатка и мышца имеют дефекты неправильной формы со множеством углов, рана на своем протяже­нии имеет разную глубину.

Действия по оказанию первой помощи:

1.  Освободите раненый участок тела от одежды.

2.  Остановите кровотечение (артериальное или венозное).

3.  Смажьте кожные края раны дезинфицирующим раствором.

4.  Наложите стерильную повязку.

5.  При обширных ранах зафиксируйте конечность.

6.  Дайте пострадавшему обезболивающее — анальгин.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1.     Промывать раны водой.

2.  Вливать в рану спиртовые или любые другие растворы.

3.  Извлекать из раны инородные предметы на месте происшествия.

Дальнейшие действия:

При тяжелых ранениях вызовите скорую медицинскую помощь (тел. 03) для госпитализации пострадавшего в хирургический или травматологический стационар.

При мелких ранениях обратитесь в -травматологический пункт или в поликлинику к хирургу.

Каждый взрослый человек должен хорошо знать признаки арте­риального и венозного кровотечения и уметь его остановить.

Признаки артериального кровотечения.

При этом виде кровотечения кровь алого цвета, вытекает пульси­рующей струей. Такое кровотечение быстро приводит к развитию острой анемии. Для этого состояния характерно: нарастающая блед­ность, частый и слабый пульс, падение артериального давления, го­ловокружение, потемнение в глазах, обморок. Артериальное крово­течение может быстро привести больного к смерти.

Для выраженного венозного кровотечения характерно медленное вытекание темной крови. При ранении крупных вен кровь может вытекать струей, но, как правило, не пульсирует. Особенно опасно ранение крупных вен шеи.

Способы остановки кровотечения:

1.  Прижатие артерии пальцем к кости выше места ранения. Этот прием требует знания определенных мест прижатия и трени­ровки.

2.  Наложение давящей повязки на рану. Достаточно надежный прием для остановки кровотечения из некрупных артерий (артерии предплечья, кисти, стопы) и при венозном кровотечении. Для этого надо наложить на рану в несколько раз сложенный кусочек бинта (чтобы получился плотный комок) и туго прибинтовать его другим бинтом.

3.  Форсированное сгибание конечности. Этот прием используется при кровотечении из паха, верхней части бедра, из локтевого сгиба, из подмышечной впадины, из подколенной ямки. Обязательное ус­ловие — отсутствие перелома конечности.

4.  Высокое поднятие конечности. При кровотечении из кисти или стопы можно воспользоваться таким простым приемом: в положе­нии лежа надо высоко поднять руку или ногу.

5.  Наложение кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении. Кровоостанавливающий резиновый жгут есть в лю­бой укладке первой помощи, автомобильной аптечке.

Жгут накладывается только при артериальном кровотечении. Основные правила наложения жгута.

1.  На конечность жгут всегда накладывается выше раны, но как можно ближе к ней.

2.  Жгут накладывается только на одежду или подложенную ткань, но никогда не накладывается непосредственно на кожу.

3.  Каждый последующий тур жгута должен перекрывать часть предыдущего, чтобы не защемить кожу.

4.  Жгут должен быть затянут ровно настолько, чтобы передавить артерию, сильнее затягивать не надо.

5.  К жгуту обязательно прикрепляется бумага, где написаны дата и время наложения жгута. Вторая записка с этими же данными кла­дется в карман пострадавшего.

Читайте также:  Оказание первой помощи если перелом нижней конечности

6.  Время нахождения жгута на конечности в летнее время не бо­лее 1,5—2 часа, зимой 1—1,5.

7.  Наложенный жгут должен быть всегда хорошо виден на рас­стоянии, поэтому он не должен прикрываться одеждой. В зимнее время конечность ниже жгута утепляется.

Первый тур жгута желательно накладывать в 3 этапа: сначала очень сильно затянуть до остановки кровотечения, потом ослабить до появления кровотечения, а потом опять повторно затянуть ровно на столько, чтобы кровотечение прекратилось.

Помните, что жгут является самым надежным, но и самым опас­ным методом.

Растяжение связок.

Растяжение связок, соединяющих кости в суставе, вызывает рез­кую боль, припухлость сустава, часто из-за подкожного кровоизлия­ния кожа приобретает синеватый цвет. При растяжении связок на ноге пострадавшего следует уложить в постель и под ногу подложить подушку. Если произошло растяжение связок руки, подвесить руку на перевязи. На больной сустав на несколько часов накладывается ту­гая повязка и пузырь со льдом или холодной водой. Через 2—3 дня для рассасывания кровоизлияния полезно делать согревающие ком­прессы и теплые ванны.

Нужно иметь в виду, что боль в суставе через некоторое время после повреждения может усилиться в связи с увеличением кровоиз­лияния. После оказания первой помощи больного лучше показать врачу для дальнейшего лечения.

Вывих.

Иногда при травмах из-за разрыва или растяжения суставной сумки конечность может выйти из сустава, т.е. произойдет вывих кости. При этом появляются резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль.

При вывихе конечности необходим полный покой. Для этого по­врежденную конечность укладывают на шину или подвешивают на повязке. Соблюдая большую осторожность, к месту вывиха можно прикладывать холод.

Категорически запрещается без врача вправлять вывих. Вывих легче всего вправляется в первые часы после повреждения, поэтому пострадавшего надо, не теряя времени, направить в лечебное учреж­дение или вызвать врача.

Перелом.

Переломы — это нарушение целости кости. Различают переломы закрытые, когда кожа над местом перелома остается целой, и откры­тые, при которых кожа разорвана и видны отломки поврежденной кости. Переломы вызывают резкую боль, усиливающуюся при ма­лейшем движении (иногда при движении в области перелома слы­шен хруст от трения отломков), отечность и кровоподтек. Если пере­лом открытый, нужно срочно остановить кровотечение и очень осто­рожно, чтобы не вызвать дополнительного смещения отломков кости, наложить на рану повязку. Одежду в таких случаях снимают так: сначала освобождают здоровую конечность, а потом пострадав­шую. При одевании поступают наоборот. Поврежденной конечности необходимо создать полный покой; для этого применяют специаль­ные шины, а если их нет, используют палку, доску, скрученный жгут соломы. Шина должна обязательно захватывать два соседних сустава (по обе стороны повреждения). Если шину сделать не из чего, то сломанную руку надо плотно прибинтовать к грудной клетке, а сломанную ногу — к здоровой.

Если повреждена кость руки, после наложения шины руку нужно подвесить на косынке или на поле одежды и пострадавшего напра­вить в медицинское учреждение.

Когда есть подозрение на перелом ребер, пострадавший должен постараться выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать неглубоко. При таком положении грудной клетки ее туго забинтовывают и направляют пострадавшего в лечебное учреж­дение.

В случае перелома позвоночника нельзя самим оказывать по­мощь пострадавшему. Необходимо сразу же вызвать «скорую по­мощь», если это возможно. Если же это невозможно, надо очень ос­торожно уложить пострадавшего вниз животом на ровную твердую поверхность, например на длинную широкую доску, под голову и плечи подложить валик, а затем доставить больного в медицинское учреждение.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что такое раны и как они классифицируются?

2. В чем состоит опасность ран для здоровья человека?

3. Какие бывают кровотечения, как можно их определить визу­ально?

4. Что обязательно нужно сделать после наложения жгута?

5. При каких условиях на рану следует наложить давящую повязку?

6. Что такое растяжение связок и какова первая помощь при этой травме?

7. Что такое вывих и какова первая помощь при этой травме?

8. Что такое перелом и какова первая помощь при этой травме?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Вы работали на даче и при корчева­нии старой яблони сильно повредили предплечье измазанным в земле топором. Рана глубокая и длинная, открылось обильное кровотечение. На даче только больная бабушка. Ваши действия?

2. Ситуационная задача. Вы оказались на месте аварии и увидели сле­дующую картину: у одного из пострадавших из раны на внутренней стороне бедра толчками вытекает кровь. Что с пострадавшим и что нужно делать?

3. Ситуационная задача. Во время прогулки в пригородном лесу ваш товарищ вывихнул запястье. Как вы это определили, и что нужно делать?

4. Практически наложите дома себе или кому-то из близких на­сколько повязок, например 2—3 на кисть, 1—2 на предплечье, 1—2 на голень, 1—2 на голову.

Источник