Первая помощь при ушибах ссадинах урок обж 5 класс

Класс 5

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Цели и задачи:

образовательные:

• систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;

•     повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

•     позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

•  создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, аптечки (4 шт), презентация, учебники, ТПО.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.

Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

ХОД УРОКА

Ребята, посмотрите на доску. Какое грозное явление природы изображено на картинке? (цунами, ураган, извержение вулкана, гроза, наводнение, песчаная буря, лавина, землетрясение, лесной пожар)

-что такое цунами?

-что такое ураган?

-чем сопровождается извержение вулкана?

— опишите грозу

-что такое песчаная буря?

— как возникает лавина?

-что такое землетрясение?

-какие причины возникновения лесного пожара?

Ребята, что у нас получилось? (на слайде появляется красный крест)

А что он означает? (первую медицинскую помощь)

Какая тема сегодняшнего урока? (оказание первой помощи…)

А в каких случаях мы оказываем ПМП? (при различных травмах)(на слайде – тема урока)

А как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? (научимся оказывать первую помощь при различных видах травм)

Включение в работу. Отвечают на вопросы. Называют тему и цель урока.

7

3

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности. А какие травмы мы можем получить в горах? (переломы, растяжения, ушибы, солнечный удар, отравление, ожоги и др.) Сегодня мы с вами поговорим о четырех видах травм – это раны, ушибы, ожоги, солнечный удар.

Ребята, а собираясь в поход, что необходимо взять в первую очередь?

А что должно быть в каждой аптечке?

Да, правильно. А сейчас попробуйте собрать походную аптечку, работая в парах. На краю стола у вас лежат листочку, с перечисленными предметами, из которых вы должны собрать походную аптечку. Берите только самое необходимое!

Молодцы! А сейчас я вас научу, как правильно пользоваться походной аптечкой в походных условиях. Самым распространенным видом травм, которые могут случиться в походе, являются раны. Как правило, это небольшие раны — кто-то порезал руку, когда резал хлеб, у кого-то сорвался консервный нож, когда открывал консервы, и т. п. Помощь в этом случае очень проста. Надо дать немного стечь крови, чтобы вместе с ней удалить грязь, которая могла попасть в рану. Затем края раны обработать йодом или спиртом. Совсем небольшие раны можно смазать по всей поверхности. Затем заклеить лейкопластырем или забинтовать узким стерильным бинтом.

Небольшие ушибы — довольно часто встречающаяся в походе травма. Видя, что кожа не повреждена, юный турист склонен не придавать случившемуся значения, и скоро на месте ушиба появляются припухлость и кровоподтек. Ничего страшного тут нет, но радость от похода может быть испорчена. Поэтому надо помнить, что даже при небольшом ушибе нужно сразу же приложить к месту ушиба холод (носовой платок, смоченный в воде, какой-нибудь металлический предмет: нож, топор, кружку и т. д.). Холод способствует прекращению кровоизлияния в мягких тканях и предотвращает появление болезненных синяков и припухлостей. В случае сильного ушиба принимаются дополнительные меры — нужно создать покой травмированному органу (особенно это важно при ушибах суставов) и наложить давящую повязку. Ожоги возникают обычно в результате неосторожного обращения с костром либо общего беспорядка вокруг очага. Чаще всего это небольшие и неопасные ожоги: кто-нибудь взялся за горячую дужку ведра или, поправляя дрова, прикоснулся рукой к углям или пламени. При небольших ожогах рекомендуется побыстрее поместить место ожога в холодную воду минут на 15. Затем наложить компресс из марлевых салфеток, пропитанных раствором пищевой соды. Желательно, плюс к этому  на обожженное место накладывают минут на 15 тугую повязку, это в значительной мере предотвращает образование пузырей. А чтобы вы быстро смогли сориентироваться при получении какой либо травмы, составьте алгоритм ваших действий самостоятельно.

Читайте также:  Гематома бедра после ушиба

Мистер Гид предлагает нам передохнуть и полюбоваться природой. Но для этого нужно встать и повторять за мной.

Вправо-влево посмотри

И до речки добеги

Прыгай в речку и ныряй

Глубину ты всю узнай.

А теперь наверх бежим,

Быстрее ветра быть хотим.

Бабочка летит вдали

Мы поймать её хотим.

И за ней мы прыгаем, и руками дрыгаем.

Силы кончились, устали

А теперь мы посидим

Во время отдыха некоторые члены нашей группы получили травмы. Я предлагаю вам разделиться по 4 человека и оказать им первую помощь.

Отвечают на вопрос.

Аптечка

Йод, зеленка, бинты и др.

Один ученик зачитывает ответ, остальные либо соглашаются, либо нет, используя таблички красного и зеленого цвета.

Слушают рассказ учителя.

Составляют алгоритм действий при определённой травме.

Оказывают ПМП пострадавшим.

7

5

10

3

4

Подведение итогов, рефлексия

Учитель спрашивает, понравилось ли путешествие учащимся, трудно ли было им справляться с возникнувшими трудностями. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

5

5

Дом.зад.

Все вы, наверное, смотрели мультик «Аркадий Паровозов». Я предлагаю вам составить небольшой рассказ, в котором был бы пострадавший и вы оказывали ему первую помощь. Рассказ записать в рабочую тетрадь

Запись домашнего задания в дневник

1

Источник

Технологическая карта урока по ОБЖ в 5 классе.

Учитель ОБЖ: Юрьев А.В.

Задачи урока

1. Актуализировать и обобщить знания, полученные на прошлых уроках по теме «Оказание первой помощи».

2. Вызвать у учеников устойчивый интерес к данной теме, побудить к активной работе на уроке.

3. Систематизировать новое знание в процессе решения задач, поставленных на стадии вызова.

4. Подвести итог занятия и провести рефлексию учеников.

Предметные умения

УУД

Оценивать обстановку в ситуациях необходимости оказания первой помощи.

Определять необходимость вызова скорой помощи.

Оказывать первую помощь при некоторых видах повреждений.

Познавательные УУД: Анализировать необходимость применения полученных знаний.

Сопоставлять свои практические действия со знанием алгоритма.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Фронтальная, групповая.

Аптечка (бинт, жгут, стерильные салфетки, перекись водорода, йод, зеленка), подручные материалы для изготовления перевязи для иммобилизации конечностей и изготовления шины..

1. Вызов

— Что такое первая помощь?

— Кто может оказывать первую помощь?

— Какой порядок действий при оказании первой помощи?

— Какова последовательность (первоочередность) действий при непосредственном оказании первой помощи?

— Что такое ушиб и какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при ушибе?

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, литературы и др. источников о различных видах повреждений и формулируют вывод о необходимости изучения, отработки на практике приемов и способов оказания первой помощи.

2. Осмысление

Предлагает на основе имеющихся знаний попробовать сформулировать определение ушиба.
В ходе поиска определения ушиба задает вопросы для уточнения информации и выводит учеников на правильные ответы:

— Что такое мягкие ткани?

— Чем может быть вызвано появление боли, отека, синяка на месте повреждения?

— Какова первая реакция пострадавшего на ушиб? Что он делает и почему?

— Что можно использовать для длительного перетягивания места ушиба?

— Как действует на нервную систему холод?

— Где можно взять холод для снятия боли при ушибе?

— Итак, какая первая помощь может быть оказана при ушибах?

— Что надо учитывать, если на месте ушиба имеются ссадины?

— Какие способы остановки носового кровотечения вы знаете?

Ученики предлагают различные варианты определений, записывают новую информацию:

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей, вызванное ударом тупым предметом или падением с небольшой высоты.

— Кожные покровы, жировая прослойка, внутренние органы

— Сигнал нервной системы на повреждение кровеносных сосудов, истечение крови и появление гематомы и работа лимфосистемы.

— За место ушиба пострадавший хватается и прижимает — пережимает поврежденные кровеносные сосуды.

— Наложение тугой повязки на место ушиба.

— Заморозка служит обезболивающим средством.

— Лед, снег, продукты из холодильника, смоченное в холодной воде полотенце.

— При ушибах необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

— Необходимость продезинфицировать рану во избежание риска начала воспалительных процессов. Далее – тугая повязка и холод.

— Посадить пострадавшего, попросить его зажать ноздри и подержать их 10-15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

3. Рефлексия

Подводит итог занятия. Предлагает составить общий СИНКВЕЙН по теме урока.

Читайте также:  Как снять боль ушиба пальца

Ученики работают над общим синквейном, предлагая свои варианты.

Источник

1

Конспект урока на тему:

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и

различных отравлениях.

Тип урока: урок изучения и закрепления, комбинированный.

Цель урока. Изучить правила оказания первой медицинской помощи при

ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, травме глаз и отравлении.

Сформировать умение оказания первой медицинской помощи.

Задачи урока:

1. Научить оказывать первую медицинскую помощь при различных видах

повреждений. Основные понятия: ушиб, ссадина, травма глаз, отравление.

2.Воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие, умение слушать

и вступать в диалог.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, давать

оценку своим действиям и действиям других, выбирать способы решения

задач в зависимости от конкретных условий.

Методы: словесные — рассказ с элементами беседы, практический.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ответы детей: Первая медицинская помощь при различных видах

повреждений. Сегодня мы продолжим с вами изучение этой темы, а именно

«Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и различных

отравлениях».

СЛАЙД 1. Ушиб — закрытое повреждение тканей и органов без

существенного нарушения их структуры

При ушибе могут быть повреждены мелкие кровеносные сосуды, что

приводит к образованию синяка. Наиболее часто встречаются ушибы мягких

тканей конечностей или туловища. Основным признаком ушиба являются боль

и отек, возникающие в месте ушиба.

2

Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, ягодица, мышцы ног), для

уменьшения боли и кровоизлияния к ушибленному месту необходимо

приложить холод: полотенце, смоченное холодной водой, или пузырь со льдом.

Полотенце необходимо через 1 —2 мин менять, смачивая его снова

холодной водой.

СЛАЙД 2-5

 Первая помощь при ушибах конечностей, как и при ушибе колена,

должна проводиться следующим образом:

1. для уменьшения припухлости прикладывают холод

2. накладывают давящую повязку

3. конечность должна находиться в приподнятом положении.

СЛАЙД 6

 При ушибе головы необходимо:

1. приложить холод в место ушиба, что вызовет спазм сосудов, тем

самым уменьшит припухлость

2. необходимо срочно показаться к врачу, так как есть риск того, что

открылось внутренне кровоизлияние сосудов.

 Ушиб глаза имеет несколько иную практику оказания первой помощи:

1. необходимо обеспечить полный покой глазу,

2. наложить стерильную марлевую повязку

3. отправиться к врачу

СЛАЙД 7. Если на коже в месте ушиба образовались ссадины,

то ушибленное место не следует мочить водой. Его необходимо перевязать

стерильным бинтом, после чего положить на него грелку с холодной водой или

пузырь со льдом. После снятия боли на ушиб накладывают тугую повязку,

затем обеспечивают ушибленной конечности полный покой: руку

подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение.

2. Разъяснить учащимися правила оказания первой медицинской помощи

при ссадинах.

3

Ссадина — более значительный по площади дефект поверхностных

слоев кожи.

ПМП при ссадинах:

• Промыть рану водой с мылом.

• Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку,

промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

• Смазать кожу вокруг раны спиртом.

• Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану необходимо вызвать

врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут возникнуть через два

дня после травмы (появления ссадины): область вокруг раны припухает,

краснеет и становится более теплой на ощупь. В этом месте пострадавший

может испытывать пульсирующую боль.

СЛАЙД 8 3. Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе

носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а

также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину

туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и

подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу

положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не

сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить

кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.

СЛАЙД 9 4.Травма глаз – это повреждение органа зрения как

следствие влияния на него механических, термических или химических

факторов.

К механическим факторам можно отнести: песчинки, насекомые,

соринки или другие острые, тупые предметы. К химическим факторам

4

относятся: химические вещества, которые несут раздражительное действие

(кислоты, аэрозоли и др.). К термическим факторам отнесем:

ожоги (вызванные пламенем, водным паром, горячим маслом или водой,

расплавленным металлом).

Симптомы:

· сильная боль;

·светобоязнь;

·слезоточивость;

·непроизвольное смыкание век;

·покраснение век и самого глазного яблока;

·нарушение зрения, его резкое ухудшение или отсутствие зрения;

Читайте также:  Ушибла палец на ноге болит уже месяц

·отечность век;

·чувство жжения в глазу;

·кровотечение.

Ребят, а как вы думаете, что нельзя делать при повреждении глаз?

Ответы детей: не трогать руками, показать врачу и т.д.

Нельзя делать при повреждении глаз:

·тереть глаза;

·накладывать слишком объемную повязку;

·извлекать из глазного яблока внедрившееся инородное тело — это

должен сделать специалист!

Что нужно делать при травме глаза:

1 Нужно быстрее прекратить воздействие повреждающего фактора.

2. Выясните, что попало в глаз (инородное тело или химическое

вещество).

3. Осмотреть слизистую нижнего и верхнего века

При механическом повреждении нужно промыть глаз или извлечь

инородное тело уголком чистого носового платка или плотным ватным

тампоном. Нельзя использовать вату и острые инструменты. Какие

медикаменты, можно использовать в домашних условиях: глазные капли

5

(противовоспалительные, противоаллергические и противобактериальные)

или сульфацил натрий 30 % раствор в пораженный глаз 1-2 капли, мазь

сульфацил-натриевая 30 %.

При попадании химического вещества необходимо пострадавшему

промыть глаз чистой водой в течение 15-30 минут. Для этого эму необходимо

наклониться над сосудом с водой и промывать глаз, открывая и закрывая его.

Во время промывания, нужно двигать глазным яблоком в разные

направления. Если есть в наличии твердые частички химического вещества,

их необходимо убрать плотным влажным тампоном.

При термическом поражении или поражении ультрафиолетовым

излучением, излучением при электросварке, при использовании кварцевых

ламп требуется прикладывать холодный компресс и ношение очков с

затемнением, что бы уменьшить влияние раздражающего фактора на

поврежденный глаз.

СЛАЙД 10. 6. Отравление никотином, как правило, наблюдается при

первой попытке курения, когда развивается острое отравление. Острое

отравление может развиваться у начинающих курильщиков при большом

количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной

комнате. При остром отравлении появляются тошнота, рвота, общая слабость,

сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

• вывести пострадавшего на свежий воздух;

• дать обильное питье.

Отравление угарным газом. Угарный газ, или окись углерода, образуется

при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении

масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при

пожарах.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ,

часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание

6

воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение

1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого

нарушается процесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту-

пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели

человека. Отравление угарным газом обычно развивается

постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей

слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове,

ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная

слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем

раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более

вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь при отравлении:

• вывести пострадавшего на свежий воздух.

• освободить пострадавшего от стягивающей одежды.

• быстро начать делать искусственное дыхание и вызвать скорую

медицинскую помощь.

Отравляющие вещества могут попасть в организм несколькими путями:

1. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды,

слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной.

2. Из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств.

Перед рефлекторным вызыванием рвоты выпить несколько

стаканов воды, или раствора питьевой или раствора марганцовки. Рвоту

нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии

судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают

активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно

отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах,

при преждевременном закрытии печных заслонок.

7

Итак, ребят мы узнали сегодня много новой информации, так давай же

повторим её:

1. С какими видами травм мы познакомились?

2. Проверка домашнего задания.

Ну что же ребята, а теперь проверим, как вы выполнили домашнее

задание.

Кто мне сможет назвать состав аптечки первой помощи, который мы

проходили на прошлом уроке?

Ответы детей:

1. Бинты (широкий, узкий);

2. лейкопластырь бактерицидный для порезов и царапин;

3. рулончик лейкопластыря;

4. 5%-ный раствор йода;

5. ножницы;

6. градусник;

7. зелёнка;

8. нашатырный спирт;

9. вата;

10. обезболивающее (анальгин);

11. аспирин (от температуры);

12. жгут;

13. карандаш, блокнот;

14. перекись водорода,

15. активированный уголь.

Молодцы, ну что же настало время оценить вашу работу на уроке.

Сегодняшний урок прошёл плодотворно и познавательно, а теперь откройте

дневники и запишите д/з.

Источник