Первая помощь при ушибах вывихах переломах обморожениях

первая помощь

Задуматься над вопросом «Как правильно оказывать первую медицинскую помощь?» меня заставил случай, произошедший с моим старшим сыном. Он получил травму. Бежал, поскользнулся и, как сынок это сам объясняет, врезался в трубу. Итогом сего столкновения стало глубокое рассечение кожи на переносице и немного под глазом.

Кровь капала, сын рыдал я, ели сдерживая слезы, трясущимися руками заволокла его в дом. И все.. я просто на просто потерялась. Где что лежит, да и что вообще нужно делать? Пометавшись по углам дома, я выбежала на улицу попросила соседа отвезти нас в травм пункт.  Вернулась, домой, схватила из шкафа полотенце, приложила его к ране ребенка и повела моего пострадавшего обратно на улицу, к машине соседа.

В травм пункте сына «подремонтировали», сделали рентген (к счастью, нос не сломан) и отправили домой. Через пять дней перевязок сыну выдали справочку в детсад.

Немного успокоившись, и поняв, что, скорее всего это не последняя травма, я четко для себя решила:

  1. Изучить приемы первой медицинской помощи
  2. Собрать отдельную аптечку для подобных случаев и держать ее в быстро досягаемом месте (Что положить в аптечку читайте здесь: Собираем аптечку первой медицинской помощи )

Предлагаю вам вместе со мной освежить, когда то, полученные на уроках ОБЖ знания по оказанию первой медицинской помощи.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Первая медицинская помощь при:

  • Обширных и незначительных ранах
  • Внутренних кровотечениях
  • Переломах
  • Ушибах
  • Вывихах и растяжениях
  • Ожогах и обморожениях

Первая помощь при обширных и незначительных ранах

Раны бывают: колотые, резанные, рубленные, рваные, ушибленные, укушенные, огнестрельные и т.д..

Оказание первой помощи при обширной ране

При артериальном кровотечении (кровь ярко-алого цвета, бьет фонтаном или пульсирует в такт сердечным сокращениям):

  1. Прижать артерию выше места повреждения к кости где хорошо прощупывается пульс, чтобы прекратить поступление крови к ране
  2. Наложить жгут на 3-5 см. выше раны, обязательно на расправленную от складок одежду, либо на тканевую прокладку
  3. Написать дату и время наложения жгута на записке (либо на коже пострадавшего) и прикрепить ее к жгуту
  4. Жгут не прикрывать, он должен сразу бросаться в глаза
  5. Летом жгут накладывается на 1 час, зимой на 30 минут. Если жгут приходится держать дольше, то его необходимо ослаблять каждые 15 минут для восстановления кровообращения в конечности. После чего жгут необходимо перенести чуть выше прежнего места наложения
  6. Накладывать жгут необходимо быстро а снимать медленно
  7. При правильном наложении жгута у пострадавшего: будет отсутствовать пульс на конечности; остановится кровотечение; побледнеет кожа ниже места наложения жгута.
  8. Пострадавшего обездвижить
  9. Обработать края раны йодом
  10. При наличии инородного предмета в ране, ни в коем случае его не удалять!!! Если предмет крупный, то его нужно зафиксировать
  11. Загрязненную рану промыть перекисью водорода, либо слабым раствором марганцовки. Нельзя для промывки раны использовать растворы содержащие спирт
  12. Наложить на рану стерильную салфетку
  13. Наложить поверх стерильной салфетки давящую повязку и забинтовать ее. Если повязка пропитывается кровью наложить поверх ее салфетки и закрепить их
  14. Разместить поврежденную конечность выше уровня сердца
  15. Дать пострадавшему обезболивающее («Кетанов», «Найз», «Ибупрофен» и др.), предварительно выяснив нет ли у него аллергии на тот или иной препарат
  16. Доставить пострадавшего в больницу

Смотрите видео: «Наложение жгута»

Источник

Первая помощь при раненияхПри венозном кровотечении (кровь из раны течет темная, слабо пульсирующей, либо вовсе не пульсирующей струйкой, падает артериальное давление, учащается пульс):

Из поверхностных вен:

  1. Промыть рану перекисью водорода
  2. Наложить на рану стерильную салфетку
  3. На стерильную салфетку положить комок ваты и туго забинтовать
  4. Доставить пострадавшего в больницу
  5. Если кровь не останавливается возможно повреждены глубокие вены.

Из глубоких вен:

  1. Придать конечности возвышенное положение
  2. Наложить жгут ниже раны и как можно ближе к ней. Жгут необходимо накладывать на расправленную от складок одежду, либо на тканевую прокладку
  3. Написать дату и время наложения жгута на записке и прикрепить ее к жгуту
  4. Жгут не прикрывать, он должен сразу бросаться в глаза
  5. Летом жгут накладывается на 1 час, зимой на 30 минут. Если жгут приходится держать дольше, то его необходимо ослаблять каждые 15 минут для восстановления кровообращения в конечности. После чего жгут необходимо перенести чуть ниже прежнего места наложения
  6. При правильном наложении жгута у пострадавшего будет прощупываться пульс ниже места наложения жгута
  7. Доставить пострадавшего в больницу

При капиллярном кровотечении (кровь из раны течет насыщенно-красного цвета равномерно по всей площади ранения)

  1. Обработать края раны перекисью водорода, или слабым раствором марганцовки (можно использовать и другой антисептический раствор)
  2. Положить на рану стерильную салфетку
  3. Поверх стерильной салфетки положить сложенный в несколько слоев бинт или комок ваты и туго забинтовать (давящая повязка)
  4. Разместить поврежденную конечность выше уровня сердца

Оказание первой помощи при незначительной ране

  1. Промыть рану перекисью водорода, либо слабым раствором марганцовки
  2. Края раны обработать йодом
  3. Наложить на рану стерильную повязку, либо заклеить ее бактерицидным пластырем

Первая помощь при внутренних кровотечениях

Как распознать внутреннее кровотечение?

У пострадавшего:

  • Слабый учащенный пульс
  • Тревожное состояние
  • Синяк в области повреждения
  • Мягкие ткани опухшие либо твердые, болезненные
  • Кожа бледная, прохладная, влажная
  • Тошнота, рвота
  • Частое дыхание
  • Чувство неутолимой жажды
  • Кашель с кровью
  • Падает артериальное давление

Оказание первой помощи при внутреннем кровотечении

  1. Обеспечить полный покой
  2. Прижать область кровотечения. Это может остановить кровотечение
  3. Приложить лед к месту повреждения. Держать 15 минут, затем убрать воду и снова приложить
  4. Доставить пострадавшего в больницу

Первая помощь при переломах

Как распознать перелом?

У пострадавшего:

  • Интенсивная сильная боль
  • Отек и патологическая подвижность в травмированном месте
  • Невозможность пользоваться поврежденной конечностью
  • При открытом переломе из раны можно увидеть концы отломков кости

Оказание первой помощи при переломах

  1. Иммобилизовать (обездвижить) поврежденную кость в области перелома. Делать это нужно именно в том положении в котором находится травмированная часть тела на момент оказания первой помощи. Не нужно ни чего поправлять!
  2. Дать обезболивающее, например «Парацетомол»
  3. Снять шок, дав пострадавшему успокоительные капли и напоив его горячим питьем
  4. Если перелом открытый (разорвана кожа и мышцы), то перед иммобилизацией необходимо обработать края раны йодом и наложить на нее стерильную салфетку
  5. При сильном кровотечении необходимо наложить жгут
  6. При множественных переломах, переломах позвоночника и таза, пострадавшего в больницу должна доставлять только скорая помощь

Как наложить шину при переломе конечности

  1. Перед наложением шины не нужно снимать одежду и обувь дабы не сместить сломанные кости, при необходимости одежду можно просто разрезать
  2. Шину необходимо накладывать прочно и надежно, не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома)
  3. Под шину обязательно нужно подложить одежду либо какую другую мягкую прокладку
  4. При открытом переломе нельзя накладывать шину на то место где выступают обломки кости
  5. При переломе бедра необходимо обездвижить всю ногупервая помощь при переломе бедра голени плеча предплечья, наложение шины

Что можно использовать в качестве шины

  • Неповрежденную часть тела, например сломанную ногу к здоровой
  • Ветки, палки, куски пластика и т.п. при переломах конечностей
  • Шарф, платок, галстук для поддержания травмированной конечности (например при переломе плеча)

Первая помощь при ушибах

  1. Приложить к месту ушиба холод
  2. При наличии ссадины в месте ушиба ее необходимо обработать перекисью водорода, смазать йодом, после чего наложить давящую повязку и затем уже холод
  3. Доставить пострадавшего в больницу при:
    — сильной боли в месте ушиба
    — снижении подвижности ушибленной конечности
    — ушибе головы, груди, брюшины и промежности (необходимо проверить внутренние органы на повреждения)
    — появлении большой гематомы в месте ушиба
  4. Через 2-3 дня после ушиба можно сделать согревающий компресс для прекращения кровоизлияния

Первая помощь при вывихах и растяжениях

Как распознать вывих?

У пострадавшего:

  • Отсутствует либо ограничена двигательная способность в поврежденном суставе
  • Неестественное положение поврежденной конечности
  • Припухлость в области поврежденного сустава, кровоизлияние в него
  • Сильная боль
    первая помощь при вывихе плечевого сустава

Оказание первой помощи при вывихе

  1. Наложить шину (в наиболее удобном для пострадавшего положении)
  2. Приложить к пострадавшему суставу холод
  3. Дать обезболивающее
  4. Доставить пострадавшего в больницу

Перед вправлением вывиха необходимо исключить наличие трещин и переломов костей пострадавшей конечности. Поэтому не пытайтесь вправлять вывих самостоятельно, оставьте эту работу специалисту.

Как распознать растяжение?

У пострадавшего:

  1. Ограничена двигательная способность в поврежденном суставе
  2. Отек в месте растяжения
  3. Резкая боль

Оказание первой помощи при растяжениях

  1. Наложить тугую повязку, зафиксировав тем самым сустав
  2. Приложить к месту раястяжения холод
  3. Дать обезболивающее
  4. Доставить пострадавшего в больницу

Первая помощь при ожогах и обморожениях

Ожоги бывают:

  • Термические: полученные в результате контакта с огнем, паром, горячими предметами и жидкостями
  • Электрические
  • Химические: полученные в результате контакта в кислотами и щелочами

Ожоги делятся на четыре степени:

  • Первая — покраснение и отек кожи
  • Вторая — водяные пузыри
  • Третья — омертвение кожи
  • Четвертая — обугливание кожи, поражение мышц, сухожилий и костей

Оказание первой помощи при термических ожогах

  1. Охладить обожженную часть тела поместив ее под струю холодной воды
  2. На пострадавший участок тела наложить стерильную повязку. При обширном ожоге тела пострадавшего необходимо завернуть в, проглаженную утюгом, простынь. Нужно следить за тем, чтобы обожженные участки кожи не соприкасались друг с другом
  3. Вызвать скорую помощь

Нельзя прокалывать пузыри, смазывать ожоги жиром, мазями, присыпать порошком.

Оказание первой помощи при электрических ожогах

  1. Прекратить контакт пострадавшего с источником тока. Для этого нужно найти сухую деревянную палку и с помощью нее убрать руку пострадавшего от источника тока (в помещении можно воспользоваться деревянным стулом)
  2. При необходимости выполнить искусственное дыхание и массаж сердца
  3. Охладить обожженную часть тела поместив ее под струю холодной воды
  4. На пострадавший участок тела наложить стерильную повязку и забинтовать
  5. Вызвать скорую помощь

Оказание первой помощи при химических ожогах

  1. Промыть обожженный участок кожи под проточной водой, в течени 15 минут
  2. Обработать рану (сделать примочки):
    — раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды) при ожоге кислотой
    — раствором борной кислоты (одна чайная ложка кислоты на стакан воды), либо раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка кислоты на стакан воды) при ожоге щелочью
  3. Вызвать скорую помощь

Существует четыре степени обморожения:

  • Первая — кожа синюшная, иногда мраморная, болезненный зуд
  • Вторая — кожа синюшная, иногда мраморная, болезненный зуд, пузыри, наполненные прозрачной желтоватой жидкостью или кровянистым содержимым
  • Третья — омертвение всех слоев кожи, и глубже расположенных слоев мягких тканей
  • Четвертая — омертвение мягких тканей и костей

Оказание первой помощи при обморожениях

  1. Согреть пострадавшего, для этого его нужно завести в теплое помещение
  2. Восстановить в пострадавшей части тела кровообращение, для этого обмороженную часть тела поместить в теплую ванну с температурой 20 С и постепенно увеличить температуру до 40 С. Также возобновить кровообращение можно с помощью теплых рук, легкого массажа, дыхания
  3. Нельзя использовать быстрое отогревание!!! Не рекомендуется растирать обмороженный участок тела снегом.
  4. Поврежденные участки высушить, накрыть стерильной повязкой и тепло укутать
  5. Дать горячий сладкий чай
  6. Вызвать скорую помощь

Будьте здоровы!

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ñèìïòîìîâ è âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé ïðè òðàâìàõ, óøèáàõ, ïåðåëîìàõ. Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû îæîãîâ è îáìîðîæåíèÿ, ôîðì èõ ñëîæíîñòè. Èçó÷åíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Îñîáåííîñòè ðàäèîàêòèâíîãî îáëó÷åíèÿ è ýòàïû ôèçèêî-õèìè÷åñêîé äåçàêòèâàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ, îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ. Ðàäèàöèîííîå çàðàæåíèå. Äåçàêòèâàöèÿ

ÏËÀÍ

1. ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

2. ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

3. ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1.ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀßÏÎÌÎÙÜ

Òðàâìà ýòî âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà âíåøíåãî ôàêòîðà (ìåõàíè÷åñêîãî, ôèçè÷åñêîãî, õèìè÷åñêîãî, ðàäèîàêòèâíîãî, ðåíòãåíîâñêèõ ëó÷åé, ýëåêòðè÷åñòâà è äð.), íàðóøàþùåãî ñòðîåíèå è öåëîñòíîñòü òêàíåé, è íîðìàëüíîå òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Óøèá— ýòî ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà. Íåðåäêî îíè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è ðàçâèòèåì ïîäêîæíûõ êðîâîèçëèÿíèé (ãåìàòîì).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Íà ìåñòå óøèáà âîçíèêàåò áîëü, ïðèïóõëîñòü, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè â ðåçóëüòàòå êðîâîèçëèÿíèÿ, íàðóøàþòñÿ ôóíêöèè â îáëàñòè ñóñòàâîâ è êîíå÷íîñòåé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé. Åñëè íà ìåñòå óøèáà èìåþòñÿ ññàäèíû, èõ ñìàçûâàþò ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà èëè áðèëëèàíòîâîé çåëåíüþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ ãåìàòîìû è óìåíüøåíèÿ áîëè ìåñòî óøèáà îðîøàþò õëîðýòèëîì, êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì, õîëîäíîé âîäîé èëè êóñî÷êè ëüäà, îáåðíóòûé ïîëèýòèëåíîâîé ïëåíêîé, ïîëîòåíöå (ñàëôåòêó), ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå è ñëåãêà îòæàòîå, ïîñëå ÷åãî íàêëàäûâàþò äàâÿùèå ïîâÿçêè. Åñëè ãåìàòîìà îáðàçîâàëàñü, òî äëÿ åå áûñòðîãî ðàññàñûâàíèÿ íà òðåòüè ñóòêè ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò ñóõîå òåïëî: ãðåëêó ñ ãîðÿ÷åé âîäîé ëèáî ìåøî÷åê ñ ïîäîãðåòûì ïåñêîì.

Ïðè óøèáàõ êîíå÷íîñòåé îáåñïå÷èâàþò íåïîäâèæíîñòü óøèáëåííîé îáëàñòè íàëîæåíèåì òóãîé ïîâÿçêè.

Âûâèõ ïîëíîå ñìåùåíèå ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé êîñòåé, âûçûâàþùåå íàðóøåíèå ôóíêöèè ñóñòàâà. Âûâèõè âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ êîíå÷íîñòü, ïðè ðåçêîì ïîâîðîòå ïëå÷à, ðàçðûâå ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñîîòâåòñòâóþùèå ñóñòàâû.

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè âûâèõå êîíå÷íîñòü ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, äåôîðìèðóåòñÿ ñóñòàâ, îùóùàåòñÿ áîëåçíåííîñòü è îãðàíè÷åíèå àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïóòåì íàëîæåíèÿ ôèêñèðóþùåé ïîâÿçêè. Ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêó, ïåðåêèíóòóþ ÷åðåç øåþ, íà íîãó íàêëàäûâàþò èìïðîâèçèðîâàííóþ øèíó. Ïîñëå ÷åãî ïîñòðàäàâøåãî íàïðàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Íå ñëåäóåò ñàìîñòîÿòåëüíî âïðàâëÿòü âûâèõ. Ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì ïîñëåäñòâèÿì, íàäîëãî çàòÿíóòü ëå÷åíèå è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàçèòñÿ íà âîññòàíîâëåíèè íîðìàëüíîé ôóíêöèè ñóñòàâà.

Ïåðåëîì— ýòî ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè.

Ïåðåëîìû áûâàþò çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê), îòêðûòûå (ñ ïîâðåæäåíèåì öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà), áåç ñìåùåíèÿ (îòëîìêè êîñòè îñòàþòñÿ íà ìåñòå), ñî ñìåùåíèåì (îòëîìêè ñìåùàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò íàïðàâëåíèÿ äåéñòâóþùåé ñèëû è ñîêðàùåíèÿ ìûøö).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè òðàâìå îùóùàåòñÿ ðåçêàÿ áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïîïûòêå äâèæåíèÿ; âîçíèêàþò ïðèïóõëîñòü, êðîâîèçëèÿíèå, ðåçêîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ — óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè, íåîáû÷íîå åå ïîëîæåíèå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîâðåæäåí îáùèé ïîêðîâ, èíîãäà â ðàíå âèäíû êîñòíûå îòëîìêè.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé è íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå ñòàíäàðòíûå, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû èç ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà: ôàíåðû, äîñîê, ïàëîê, ëèíååê, ëûæ, çîíòèêîâ, êîòîðûå íàêëàäûâàþò ïîâåðõ îäåæäû.

Äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëíîé íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ — âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Øèíà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû ñåðåäèíà åå íàõîäèëàñü íà óðîâíå ïåðåëîìà, à êîíöû çàõâàòûâàëè ñîñåäíèå ñóñòàâû ïî îáå ñòîðîíû ïåðåëîìà.

Ïðåæäå ÷åì íàëîæèòü ñòàíäàðòíóþ èëè ïðèñïîñîáëåííóþ øèíó, íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü.  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà íà ðàíó íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Çàïðåùàåòñÿ âïðàâëåíèå â ðàíó òîð÷àùèõ îñòðûõ îòëîìêîâ èëè èõ óäàëåíèå.

Ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà øèíà íàêëàäûâàåòñÿ òàê, ÷òîáû îíà ôèêñèðîâàëà íåïîäâèæíîñòü â òàçîáåäðåííîì, êîëåííîì è ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâàõ.

Ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè øèíîé ôèêñèðóþò êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à øèíîé ôèêñèðóþò íåïîäâèæíîñòü ïëå÷åâîãî è ëîêòåâîãî ñóñòàâîâ, à ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêà ïîäâåøèâàåòñÿ íà êîñûíêå, áèíòå, øàðôå.

Ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ ôèêñèðóþò ëîêòåâîé è ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâû.

Åñëè ïîä ðóêîé íåò íè÷åãî, ÷òî áû ãîäèëîñü äëÿ èìïðîâèçèðîâàííîé øèíû, òî ñëîìàííóþ âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, íèæíþþ — ê çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.

2.ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

Îæîãýòî ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âûçâàííîå âîçäåéñòâèåì òåðìè÷åñêîé, õèìè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé, ëó÷åâîé ýíåðãèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè.

 î÷àãàõ ñïëîøíûõ ïîæàðîâ âîçìîæíû îæîãè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ðàñêàëåííûì âîçäóõîì, à òàêæå îòðàâëåíèåì ëþäåé óãàðíûì ãàçîì. Ñâåòîâîå èçëó÷åíèå ÿäåðíîãî âçðûâà âûçûâàåò ó íåçàùèùåííûõ ëþäåé «ïðîôèëüíûå» îæîãè, ò.å. îæîãè íà òîé ÷àñòè è ïîâåðõíîñòè òåëà, êîòîðàÿ îáðàùåíà ê ìåñòó âçðûâà, è íà áîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàññòîÿíèÿõ — ïîðàæåíèå ñåò÷àòêè ãëàçà èëè âðåìåííîå îñëåïëåíèå. Íåðåäêè îæîãè è ïðè ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ, êðóïíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ àâàðèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîæàðàìè, à òàêæå â áûòó. Òÿæåñòü òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ çàâèñèò îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé, ïëîùàäè îæîãà è åãî ëîêàëèçàöèè.

 áûòó íàáëþäàþòñÿ îæîãè êèïÿòêîì, ïàðîì, ñîëíå÷íîé ðàäèàöèåé. Ïðè àâàðèÿõ, ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ (íàïðèìåð, ïðè çåìëåòðÿñåíèè) ìîãóò áûòü òÿæåëûå îæîãè ïëàìåíåì â ðåçóëüòàòå âçðûâà íà ãàçîâîé ñåòè, ýëåêòðîòîêîì ïðè çàìûêàíèè â ýëåêòðè÷åñêèõ ñåòÿõ, ãîðÿ÷èì ïàðîì ïðè ðàçðóøåíèè îòîïèòåëüíûõ ñèñòåì.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé îæîãè äåëÿòñÿ íà 4-å ñòåïåíè: ëåãêóþ (1-àÿ), ñðåäíåé òÿæåñòè (2-ÿ), òÿæåëóþ (3-ÿ) è êðàéíå òÿæåëóþ (4-þ).

Îæîã 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì êîæè, îòå÷íîñòüþ, áîëüþ. Ýòè ÿâëåíèÿ ÷åðåç 2-5 äíåé ïðîõîäÿò, íà ìåñòå îæîãà îòìå÷àåòñÿ øåëóøåíèå êîæè.

Îæîã 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîêðàñíåíèåì êîæè, îáðàçîâàíèåì âîäÿíèñòî-ñåðîçíûõ ïóçûðåé, æãó÷åé áîëüþ. Åñëè ïóçûðè íå ïðîðûâàþòñÿ (íå íàðóøàåòñÿ öåëîñòíîñòü ïîâåðõíîñòè îæîãà) è íå ïðîèñõîäèò èíôèöèðîâàíèÿ, òî ÷åðåç 10-15 äíåé ïîðàæåííûå òêàíè âîññòàíàâëèâàþòñÿ áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ, åñëè ïóçûðè ñðûâàþòñÿ, îæîãîâàÿ ïîâåðõíîñòü êîæè çàãðÿçíÿåòñÿ, çàæèâëåíèå çàòÿãèâàåòñÿ íà áîëåå äëèòåëüíîå âðåìÿ è íà ìåñòå îæîãà ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ðóáöû.

Îæîã 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ îìåðòâëåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè. Ïîâåðõíîñòü îæîãà ïîêðûâàåòñÿ ïëîòíîé ñåðî-êîðè÷íåâîé ïëåíêîé (ñòðóïîì), îìåðòâåâøèå òêàíè íàãíàèâàþòñÿ è îòòîðãàþòñÿ, à íà ìåñòå ðàçâèâàåòñÿ ðóáöåâàíèå òêàíåé, íà ÷òî óõîäèò çíà÷èòåëüíîå âðåìÿ.

Îæîã 4-îé ñòåïåíè âîçíèêàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà òêàíè î÷åíü âûñîêèõ òåìïåðàòóð. Ïðîèñõîäèò îáóãëèâàíèå êîæè, ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äàæå êîñòåé. Õàðàêòåðíî, ÷òî ïðè îæîãàõ 3-4 ñòåïåíè áîëü ìåíåå âûðàæåíà, ÷åì ïðè îæîãàõ 1-2 ñòåïåíè, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ ïîðàæåíèåì ïðè ãëóáîêèõ îæîãàõ íåðâíûõ îêîí÷àíèé, âîñïðèíèìàþùèõ áîëåâûå îùóùåíèÿ. Îæîãè âûçûâàþò îáùåå ïîðàæåíèå îðãàíèçìà: íàðóøåíèå ôóíêöèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, èçìåíåíèÿ ñîñòàâà êðîâè, îòêëîíåíèÿ â ðàáîòå âíóòðåííèõ îðãàíîâ. ×åì ãëóáæå ïîðàæåíèå êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé è áîëüøå ïëîùàäü îæîãà, òåì òÿæåëåå îáùåå ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî.

Îæîãîâàÿ áîëåçíü ðàçâèâàåòñÿ íå ñðàçó, íå â ìîìåíò ïîëó÷åíèÿ îæîãà, à â ïîñëåäóþùåì, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà, åãî èñòîùåíèå â ñâÿçè ñ ïîòåðåé ÷åðåç îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü æèäêîñòè, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ òêàíåé è äðóãèå ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ðàííèì îñëîæíåíèåì îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ øîê, êîòîðûé ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 2-3 ñóòîê. Îðèåíòèðîâî÷íîå îïðåäåëåíèå ïîâåðõíîñòè îæîãà â ñî÷åòàíèè ñ îöåíêîé ñòåïåíè åãî òÿæåñòè ïîçâîëÿþò óæå ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îïðåäåëèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ÷åëîâåêó â ãîðÿùåé îäåæäå äîëæíà áûòü îêàçàíà áåç ïðîìåäëåíèÿ. Íåëüçÿ òóøèòü ïëàìÿ ðóêàìè, ñáèâàòü åãî êàêèì-ëèáî ïðåäìåòîì. Ïîñòðàäàâøåãî íàäî îáëèòü âîäîé, à ïðè îòñóòñòâèè âîäû ïîëîæèòü åãî è íàêðûòü îäåÿëîì, îäåæäîé, ïëîòíîé òêàíüþ, ÷òîáû ïðåêðàòèòü äîñòóï êèñëîðîäà ê ãîðÿùåé îäåæäå. Òëåþùóþ îäåæäó íàäî ñíÿòü èëè îáñòðè÷ü, ïðè ýòîì ñòàðàòüñÿ íå äîïóñòèòü íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîâñåì ðàçäåâàòü ïîðàæåííîãî, îñîáåííî â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèëèïøóþ ê îæîãó îäåæäó îáðåçàþò. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü ïóçûðè, ñìàçûâàòü ïîâåðõíîñòü îæîãà æèðîì, ðàçëè÷íûìè ìàçÿìè, ïðèñûïàòü ïîðîøêîì, ïðèêàñàòüñÿ ê îæîãó ðóêàìè. Íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïîðàæåííîìó ïðèäàþò óäîáíîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì åãî ìåíüøå áåñïîêîÿò áîëè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ñðåäíåé, òÿæåëîé è êðàéíå òÿæåëîé ñòåïåíè, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ñëåäóåò ââåñòè ïîñòðàäàâøåìó ïðîòèâîáîëåâîå ñðåäñòâî øïðèö — òþáèêîì, íàïîèòü åãî ãîðÿ÷èì ÷àåì, òåïëî óêðûòü.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïîðàæåííîãî ñ îáøèðíûìè îæîãàìè òóëîâèùà èëè êîíå÷íîñòåé íóæíî çàâåðíóòü â ïðîãëàæåííóþ óòþãîì ïðîñòûíþ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïðîñëåäèòü, ÷òîáû îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè íà ñãèáàõ ñóñòàâîâ è â äðóãèõ ìåñòàõ íå ñîïðèêàñàëèñü. Ïîðàæ¸ííûé íóæäàåòñÿ â áåðåæíîé òðàíñïîðòèðîâêå.

Îáìîðîæåíèå — ýòî ìåñòíîå ïîðàæåíèå õîëîäîì êîæè è ãëóáæå — ëåæàùèõ òêàíåé.

Ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îáìîðîæåíèé ÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå íèçêèõ òåìïåðàòóð, à ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ (ìîêðàÿ è òåñíàÿ îáóâü, íåïîäâèæíîå ïîëîæåíèå íà õîëîäíîì âîçäóõå, àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, è êðîâîïîòåðÿ) îáìîðîæåíèå ìîæåò áûòü è ïðè òåìïåðàòóðå âûøå 0Ñ. ×àùå ïîäâåðãàþòñÿ îáìîðîæåíèþ óøè, íîñ, êèñòè (ïàëüöû) ðóê, ñòîïû íîã. Ïðè îòìîðîæåíèè âíà÷àëå îùóùàþòñÿ ÷óâñòâî õîëîäà è ææåíèÿ, çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ îíåìåíèå. Êîæà ñòàíîâèòñÿ áëåäíîé, ÷óâñòâèòåëüíîñòü óòðà÷èâàåòñÿ.  äàëüíåéøåì äåéñòâèå õîëîäà íå îùóùàåòñÿ. Óñòàíîâèòü ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ ìîæíî òîëüêî ïîñëå îòîãðåâàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíîãäà ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé. Ðàçëè÷àþò 4 ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ.

Îáìîðîæåíèå 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîáëåäíåíèåì êîæè, íåçíà÷èòåëüíîé îòå÷íîñòüþ è ïîíèæåíèåì åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ò.å. íåáîëüøèìè îáðàòèìûìè ðàññòðîéñòâàìè êðîâîîáðàùåíèÿ. Ïðè ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî êðîâîñíàáæåíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, êîæà ïðèîáðåòàåò ïåðâîíà÷àëüíûé öâåò, îòå÷íîñòü ïîñòåïåííî èñ÷åçàåò. Ïîçæå ìîæåò âîçíèêíóòü øåëóøåíèå è çóä êîæè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿòüñÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè ê õîëîäó.

Îáìîðîæåíèå 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëåå ãëóáîêèì ïîðàæåíèåì êîæè. Ïðè ñîãðåâàíèè áëåäíûå êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áàãðîâî-ñèíèìè, áûñòðî ðàçâèâàþùèéñÿ îòåê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ çà ïðåäåëû îòìîðîæåíèÿ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ, ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå áîëè. Ó ïîñòðàäàâøåãî îòìå÷àåòñÿ îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøàþòñÿ ñîí è àïïåòèò. Ïîâðåæäåííûå ïîâåðõíîñòíûå ñëîè êîæè îòòîðãàþòñÿ. Çàæèâëåíèå ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé (íàãíîåíèÿ) ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå 15-30 äíåé. Êîæà ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îñòàåòñÿ ñèíþøíåé, åå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñíèæåíà.

Îáìîðîæåíèå 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè è ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé íà ðàçëè÷íóþ ãëóáèíó.  ïåðâûå äíè íà êîæå ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå òåìíî-áóðîé æèäêîñòüþ, âîêðóã êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, îáðàçóåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûé îòå÷íûé âàë. Ïîñëå 3-5 äíåé âûÿâëÿåòñÿ ãëóáîêîå ïîâðåæäåíèå òêàíè (âëàæíàÿ ãàíãðåíà).Ïîñòðàäàâøåãî áåñïîêîÿò ñèëüíûå áîëè, òåìïåðàòóðà ïîâûøàåòñÿ äî 38-390 Ñ, ïîòðÿñàþùèé îçíîá ñìåíÿåòñÿ ïîòîì, îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óõóäøàåòñÿ.

Îáìîðîæåíèå 4-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì êîæè, ìÿãêèõ òêàíåé è êîñòåé. Ïðè ýòîì ðàçâèâàþòñÿ íåîáðàòèìûå ÿâëåíèÿ. Êîæà ïîêðûâàåòñÿ ïóçûðÿìè ñ æèäêîñòüþ ÷åðíîãî öâåòà. ×åðåç 10-17 äíåé âîêðóã ïîâðåæäåííîé çîíû îïðåäåëÿåòñÿ ëèíèÿ îòìîðîæåíèÿ, êîòîðàÿ ÷åðíååò, âûñûõàåò è ÷åðåç 1,5-2 ìåñÿöà îòòîðãàåòñÿ. Ðàíà çàæèâàåò î÷åíü ìåäëåííî. Îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî òÿæåëîå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ÷åðåäóåòñÿ ñ îçíîáîì, îòìå÷àþòñÿ èçìåíåíèÿ âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ, êîòîðûå íàðóøàþò èõ íîðìàëüíóþ ðàáîòó.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèè çàêëþ÷àåòñÿ â çàùèòå îò âîçäåéñòâèÿ íèçêèõ òåìïåðàòóð, íåìåäëåííîì ïîñòåïåííîì ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî. Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå â îáìîðîæåííîé ÷àñòè òåëà. Íåëüçÿ äîïóñêàòü áûñòðîãî ñîãðåâàíèÿ ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ êîæè íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, òàê êàê ïðîãðåâàíèå ãëóáîêèõ ñëîåâ ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, â íèõ ñëàáî âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîòîê, à, ñëåäîâàòåëüíî, íå íîðìàëèçóåòñÿ ïèòàíèå âåðõíèõ ñëîåâ êîæè è îíè ïîãèáàþò. Ïîýòîìó ïðîòèâîïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ïðè îòìîðîæåíèè ãîðÿ÷èõ âàíí, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà. Ïåðåîõëàæäåííûå ó÷àñòêè òåëà íóæíî îãðàäèòü îò âîçäåéñòâèÿ òåïëà, íàëîæèâ íà íèõ òåïëîèçîëèðóþùèå ïîâÿçêè (øåðñòÿíûå, âàòíî-ìàðëåâûå ìàòåðèàëû). Ïîâÿçêà äîëæíà çàêðûâàòü òîëüêî èçìåíåííûå ó÷àñòêè êîæè è äî òåõ ïîð, ïîêà ïîÿâèòñÿ â ïîâðåæäåííîé ÷àñòè ÷óâñòâî îùóòèìîãî òåïëà.  öåëÿõ âîñïîëíåíèÿ òåïëà â îðãàíèçìå è óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò ãîðÿ÷èé ñëàäêèé ÷àé. Ïîâðåæäåííûì ó÷àñòêàì òåëà íåîáõîäèì ïîêîé. Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íèçêèõ òåìïåðàòóð íà âåñü îðãàíèçì âîçìîæíû çàìåðçàíèå è ñìåðòü. Îñîáåííî ñïîñîáñòâóåò çàìåðçàíèþ àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå. Ïðè çàìåðçàíèè ÷åëîâåê îùóùàåò ñíà÷àëà óñòàëîñòü, ñîíëèâîñòü, áåçðàçëè÷èå, à ïðè äàëüíåéøåì îõëàæäåíèè îðãàíèçìà âîçíèêàåò îáìîðî÷íîå ñîñòîÿíèå (ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ).

3.ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

Ðàäèàöèîííàÿ àâàðèÿ — ýòî àâàðèÿ íà ðàäèàöèîííî-îïàñíîì îáúåêòå, ïðèâîäÿùàÿ ê âûõîäó èëè âûáðîñó ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ è èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé çà ïðåäóñìîòðåííûå ãðàíèöû â êîëè÷åñòâàõ, ïðåâûøàþùèõ óñòàíîâëåííûå ïðåäåëû áåçîïàñíîñòè åãî ýêñïëóàòàöèè.

Ïîä âëèÿíèåì èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âîçíèêàþò áèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðèâîäÿùèå ê íàðóøåíèþ æèçíåííûõ ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ãëàâíûì îáðàçîì, îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ, íåðâíîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äð.).

×åëîâåê, íàõîäÿùèéñÿ íà çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè, ïîäâåðãàåòñÿ: âíåøíåìó îáëó÷åíèþ îò âîçäåéñòâèÿ ðàäèîàêòèâíîãî îáëàêà è ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ, îñåâøèõ íà ìåñòíîñòè; êîíòàêòíîìó îáëó÷åíèþ êîæíûõ ïîêðîâîâ ïðè ïîïàäàíèè íà íèõ ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ; âíóòðåííåìó îáëó÷åíèþ ïðè âäûõàíèè çàãðÿçíåííîãî âîçäóõà è óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû.

Ìåðû ïðåäóïðåæäåíèÿ è çàùèòû ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè. Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ñíèæåíèþ äåéñòâèÿ ïîðàæàþùèõ ôàêòîðîâ ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè, ÿâëÿþòñÿ: îïîâåùåíèå íàñåëåíèÿ îá àâàðèè è èíôîðìèðîâàíèå åãî î ïîðÿäêå äåéñòâèé â ñîçäàâøèõñÿ óñëîâèÿõ; óêðûòèå; èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; ïðåäîòâðàùåíèå ïîòðåáëåíèÿ çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû; ýâàêóàöèÿ íàñåëåíèÿ; îãðàíè÷åíèå äîñòóïà íà çàãðÿçíåííóþ òåððèòîðèþ.

Ìåðû çàùèòû: ïðåäîõðàíèòü îðãàíû äûõàíèÿ ñðåäñòâàìè çàùèòû — ïðîòèâîãàçîì, ðåñïèðàòîðîì, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — âàòíî — ìàðëåâîé ïîâÿçêîé, øàðôîì, ïîëîòåíöåì, ñìî÷åííûìè âîäîé; çàêðûòü îêíà è äâåðè, îòêëþ÷èòü âåíòèëÿöèþ, âêëþ÷èòü ðàäèî, ðàäèîòî÷êó, òåëåâèçîð è æäàòü äàëüíåéøèõ óêàçàíèé; óêðûòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ â ïîëèýòèëåíîâûõ ìåøêàõ. Ñäåëàòü çàïàñ âîäû â åìêîñòÿõ ñ ïëîòíî ïðèëåãàþùèìè êðûøêàìè. Ïðîäóêòû è âîäó ïîìåñòèòü â õîëîäèëüíèê, øêàôû, êëàäîâêè; íå óïîòðåáëÿòü â ïèùó îâîùè, ôðóêòû, âîäó, çàãîòîâëåííûå ïîñëå àâàðèè; ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû; ïðèãîòîâèòüñÿ ê âîçìîæíîé ýâàêóàöèè. Ñîáðàòü äîêóìåíòû, äåíüãè, ïðîäóêòû, ëåêàðñòâà, ñðåäñòâà èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; óêðûòüñÿ ïðè ïîñòóïëåíèè êîìàíäû â áëèæàéøåì çàùèòíîì ñîîðóæåíèè.

Ïîëíàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî îáåççàðàæèâàíèå âñåãî òåëà ÷åëîâåêà äåçèíôèöèðóþùèìè âåùåñòâàìè, îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, îáìûâêà, ñìåíà áåëüÿ è îäåæäû. Îíà îáÿçàòåëüíà äëÿ âñåõ ïîñëå âûõîäà èç çîíû çàðàæåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ íà ðàçâîðà÷èâàåìûõ äëÿ ýòîé öåëè ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ (ÑÎÏ) è ñïåöèàëüíûõ ïëîùàäêàõ. Äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðîì ñìà÷èâàþòñÿ ÷àñòè òåëà, ãî ëîâà è ïðîòèðàþòñÿ êîæíûå ïîêðîâû òåëà. Ïîñëå ïðîìûâêè ëþäè ïðîõîäÿò â îäåâàëüíîå îòäåëåíèå, ãäå ïðîâîäèòñÿ îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, íîñà è ïîëîñòè ðòà. Çäåñü æå âûäàþòñÿ îäåæäà è îáóâü ïîñëå îáåççàðàæèâàíèÿ èëè èç îáìåííîãî ôîíäà, à òàêæå ñðåäñòâà çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ.

×àñòè÷íàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ î÷èñòêà è îáðàáîòêà îòêðûòûõ ó÷àñòêîâ êîæè, íàðóæíûõ ïîâåðõíîñòåé îäåæäû, îáóâè, ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû. Îíà ïðîâîäèòñÿ â çîíå çàðàæåíèÿ, íîñèò õàðàêòåð âðåìåííîé ìåðû è íàïðàâëåíà íà ïðåäîòâðàùåíèå îïàñíîñòè âòîðè÷íîãî ïîðàæåíèÿ ëþäåé.

Äåçàêòèâàöèÿ — ýòî óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ìåñòíîñòè, ñîîðóæåíèé, òðàíñïîðòà, îäåæäû, ïðîäîâîëüñòâèÿ, âîäû, ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è èíûõ ïðåäìåòîâ äî äîïóñòèìûõ íîðì çàãðÿçíåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ îíà ìåõàíè÷åñêèì è ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ìåòîäàìè.

Ìåõàíè÷åñêèé ìåòîä îáðàáîòêè — óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ ïîâåðõíîñòè (ñìåòàíèå ñ çàðàæåííûõ îáúåêòîâ ùåòêàìè è äðóãèìè ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè, âûòðÿõèâàíèå, âûêîëà÷èâàíèå îäåæäû, îòìûâàíèå ñòðóåé âîäû è ò.ä.). Ýòîò ìåòîä íàèáîëåå äîñòóïåí è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí ñðàçó ïîñëå âûõîäà ñ çàðàæåííîé òåððèòîðèè.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè.

×àñòè÷íàÿ äåçàêòèâàöèÿ îðãàíèçóåòñÿ ñàìèì íàñåëåíèåì ïîñëå âûõîäà ñ çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè è ïðîâîäèòñÿ ñàìûìè ïðîñòåéøèìè ìåõàíè÷åñêèìè ñïîñîáàìè — âûòðÿõèâàíèåì, âûêîëà÷èâàíèåì ñ èñïîëüçîâàíèåì ùåòîê, âåíèêîâ è ïàëîê.  ðåçóëüòàòå äâóêðàòíîé îáðàáîòêè çàãðÿçíåííîñòü ñíèæàåòñÿ íà 90 — 95%.

Ïîñëå äåçàêòèâàöèè êàæäóþ âåùü ïîäâåðãàþò ïîâòîðíîìó äîçèìåòðè÷åñêîìó êîíòðîëþ, è åñëè óðîâåíü çàãðÿçíåííîñòè îêàæåòñÿ âûøå äîïóñòèìûõ íîðì, òî ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ âòîðè÷íî.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ â íàäåæíûõ ñðåäñòâàõ çàùèòû (ïðîòèâîãàçàõ, ðåñïèðàòîðàõ, âàòíî-ìàðëåâûõ ïîâÿçêàõ, çàùèòíûõ êîñòþìàõ).

Ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûå ÷àñòè÷íûå äåçàêòèâàöèÿ è ñàíèòàðíàÿ îáðàáîòêà ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåäîòâðàòèòü èëè çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ ëþäåé ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè.

Ïîëíàÿ äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè ïðîâîäèòñÿ íà ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ, îñíàùåííûõ ñîîòâåòñòâóþùèìè óñòàíîâêàìè è ïðèáîðàìè.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Â.Ê. Âåëèò÷åíêî «Ôèçêóëüòóðà áåç òðàâì».

2.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà” / Ïîä ðåäàêöèåé ãåíåðàëà àðìèè À. Ò. Àëòóíèíà -Ì.: Âîåíèçäàò, 1982.

3.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà /ïîä ðåä. Â. È. Çàâüÿëîâà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1989.

4.Â.Â. Êóçüìåíêî, Ñ.Ì. Æóðàâëåâ «Òðàâìàòîëîãè÷åñêàÿ è îðòîïåäè÷åñêàÿ ïîìîùü».

5.Ðóêîâîäñòâî ïî ìåäèöèíñêîé ñëóæáå ãðàæäàíñêîé îáîðîíû /ïîä ðåä. À. È. Áóðíàçÿíà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1983.

6.Õèðóðãèÿ Â.Ì.Áóÿíîâ, Þ.À.Íåñòåðåíêî.

Источник