Порезы ушибы ожоги во 2 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

План – конспект внеклассного мероприятия.

2-4 класс.

Провела:_________________

(Дульнева О.Н.)

Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия

I. Вводное слово.

Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах.

II. Вопрос – ответ (беседа).

• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….

И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)

• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.

А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)

– Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)

– Почему так случилось? (забыли об осторожности.)

III. Рассказы учащихся.

1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.

2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.

Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.

IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».

плакат н а  д о с к е.

Запомни!

Внимательный человек, привыкший
обдумывать свои поступки,
редко получает травму.

Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

1. Р а с с м о т р и м  л е г к и е  т р а в м ы (травмы-царапины).

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)

2. У ш и б ы.

1) если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).

2) при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.

3) при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.

4) при ушибах груди – полный покой.

5) при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

3. П е р е л о м ы.

При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

4. С о л н е ч н ы й  у д а р.

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

В ы п о л н е н и е  практических заданий (закрепление).

1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

В о п р о с. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?

2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)

V. Итог.

Воспитатель. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим, уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.

Источник

Тематическое занятие: Скорая помощь: оказание первой медицинской помощи при ожогах и порезах.

Цель: Формирование самостоятельности; развитие навыков поведения при принятии самостоятельных решений; коррекция эмоционально – волевой сферы.

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Нашей жизни и нашему здоровью могут угрожать какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Оказание первой медицинской помощи при ожогах и порезах» Сайд № 1

Цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах. Слайд №2

II. Вопрос – ответ (беседа). Слайд № 3

• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….

И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)

• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай).

III Основная часть

Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи.

В каждом доме должны быть средства первой помощи. Слайд № 4Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.

— Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?

(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)

Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:

стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;

марлевые бинты и лейкопластырь -используют для при крепления перевязочного пакета к ране;

— вата -ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;

бактерицидный лейкопластырь -наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;

небольшой пинцет -им можно вытаскивать занозы;

раствор перекиси водорода -используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;

йод -применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;

мазь, содержащая антибиотик -применяется для снятия воспалений на коже;

палочки с накрученной на них ватой -применяются для смазывания и протирания;

эластичный бинт -накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;

флакон одеколона или спирта — применяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;

пузырь для льда -прикладывается на ушибленное место;

большая клеёнка -используется для различных процедур (например, для приготовления компрессов). Клеёнку подкладывают под больного, чтобы во время процедуры не намочить постель;

термометр -используется для измерения температуры тела;

таблетки фурацилина -применяются для приготовления обеззараживающего раствора, который используется для обработки различных ран;

перманганат калия (марганцовка) -используется для приготовления дезинфицирующего раствора;

— питьевая сода -раствор питьевой соды помогает при изжоге и несварении желудка;

таблетки активированного угля -применяются при пищевых отравлениях;

болеутоляющие лекарства (анальгетики) -используются при головной или зубной боли.

Сначала запомни несколько общих рекомендаций: Слайд № 5

Помни главное: все твои действия должны быть обдуманными, быстрыми и спокойными. Слайд №6
• первым делом обязательно сообщи кому-либо из взрослых о несчастном случае;
• если нужно — кричи, громко зови на помощь;
• как можно скорее вызови скорую медицинскую помощь сам или попроси об этом кого-нибудь;
• если в результате несчастного случая человек потерял сознание — не пытайся перемещать его : это может ухудшить его состояние. Пострадавшему лучше всего лежать на спине так, чтобы ноги были немного выше, чем туловище. Его голова должна оставаться слегка запрокинутой;
• чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегни его воротник, развяжи галстук, ослабь туго затянутый пояс.

1. Р а с с м о т р и м л е г к и е т р а в мы (травмы-порезы,царапины). Слайд № 7, №8

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

2. Глубокие порезы, травмы Слайд № 9,10,11,12

1)Первым делом нужно остановить кровотечение:

2)самый лучший способ остановки кровотечения – это закрыть и слегка прижать рану.

3) Закрыть свежую рану бумажной салфеткой, валиком из носового платка или чем-то подобным; Держать, прижав 10 минут

Обработка загрязненных ран ( требуется обработка антисептиком)

Если не возможно остановить кровотечение в течении 15 минут необходимо Слайд №13, №14

  • срочно обращайтесь к врачу!

  • В случае, если кровь просочилась через повязку, следует сразу наложить вторую.

  • Новые повязки накладывайте именно поверх старых,

потому что, убирая первую повязку, можно повредить образовавшийся сгусток крови.

2. «Первая помощь при ожогах». Слайд №15, 16,17

Классификация ожогов

Ожог – это одно из опасных повреждений кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия более высоких температур.

(Термический ожог – это ожог, который появляется вследствие воздействия на тело, пламени, прямого контакта кожи с предметами или жидкостями, нагретые до высоких температур.

Солнечный ожог – это ожог, вызванный избыточным воздействием искусственного или солнечного УФ-излучения.

Химический ожог – являются результатом воздействия на ткани (кожные покровы, слизистые оболочки) веществ, обладающих выраженным прижигающим свойством (крепкие кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, фосфор).

Электротермический ожог –это ожог, полученный в результате воздействия электрического тока.

Различают четыре степени ожогов:

I степень. Ожоги I степени представляют собой покрасневшие и припухшие участки кожи. Слайд №18

II степень. При ожогах II степени появляются волдыри — пузыри, наполненные прозрачной жидкостью светло-желтого цвета. Поверхность под ними очень болезненна. Слайд №19

III степень. При ожогах III степени кожа поражается на всю глубину. Глубина повреждения кожи при подобных ожогах выявляется в течение 5-7 дней. Сразу после травмы они выглядят как светло-серые или светло-коричневые участки кожи, чуть плотноватые на ощупь. Слайд №20

IV степень. При ожогах IV степени повреждаются подкожная клетчатка, мышцы и кости. Поверхность кожи после травмы коричневого цвета, плотная, безболезненная. Иногда при подобных ожогах кожа обугливается. Слайд №21

Различают ожоги поверхностные, которые заживают самостоятельно, и глубокие, требующие для заживления пересадок собственной кожи, взятой с других участков тела. 
К поверхностным ожогам относят поражения кожи I и II степени. При них погибают поверхностные слои кожи, но сохраняются ростковый слой и так называемые придатки кожи: волосяные луковицы, потовые и сальные железы. Из них идет рост новой кожи, и ожоговая рана заживает. 
Ожоги III и IV степени являются глубокими. Самостоятельно, путем рубцевания, могут зажить глубокие ожоги, занимающие не более 1% поверхности тела. Непосредственно после ожоговой травмы определить глубину поражения бывает трудно даже специалисту.

Что нужно делать: Слайд №22 Убрать поражающий фактор! Охладить место ожога 1 и 2 степень — охлаждать проточной водой 10 — 15 мин 3 и 4 — чистая влажная повязка, потом охладить с повязкой в стоячей воде закрыть влажной повязкой покой и противошоковые меры Снять все вещи с обожженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочие вещи. Прилипшую одежду отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога.

Чего делать нельзя: Слайд №23 Смазывать любым маслом, кремом, мазью, белком и т.п., наносить пену (пантенол) на только что обожженное. Отрывать прилипшую одежду. Прокалывать пузыри. Мочиться (писать) на ожог.

Электротермический ожог: Слайд №24 Самое главное при этом виде ожога вывести пострадавшего из зоны воздействия тока: обесточить источник поражения либо постараться оттащить человека с помощью любого предмета, не проводящего электрический ток. Далее необходимо следовать тем же правилам оказания первой помощи, что и при термических ожогах.
Солнечный ожог. Слайд №25 Принять холодный или прохладный душ. Необходимо пить много жидкости (чай, молоко, морс) для восстановления баланса воды в организме. Смазать кожу борным вазелином или сделать компресс из раствора календулы (в холодной воде в пропорции 1:10). если поднялась температура, необходимо выпить любое жаропонижающее средство.

Химический ожог: Слайд №26 снять пропитанную химическими веществами одежду. обильно промыть обожженные участки тела под струей воды необходимо знать, что в оказание первой помощи при химических ожогах входит нейтрализация действия хим. веществ. необходимо знать, что в оказание первой помощи при химических ожогах входит нейтрализация действия хим. веществ. (Если вы обожглись кислотой – обмойте поврежденный участок кожи мыльной водой или 2-х процентным раствором питьевой соды (это 1 чайная ложка питьевой соды на 2,5 стакана воды), чтобы нейтрализовать кислоту. Если вы обожглись щелочью, то обмойте поврежденный участок кожи раствором лимонной кислоты или уксуса. наложить сухую марлевую повязку и обратиться к врачу.

IVПрактическая часть

— А сейчас мы попробуем практически оказать первую медицинскую помощь друг другу. Вы разделитесь на группы. I ряд – I группа – у вас порез руки. II ряд – II группа – у вас ссадина на коленке. III ряд – III группа – у вас ожог руки. В группе все вы вместе обсуждаете, что необходимо сделать при порезе, ссадине, ожоге. Затем от группы выбираете двух человек. Один пострадавший, а другой – оказывающий помощь. И каждая группа оказывает помощь пострадавшему.

V Итог занятия. Слайд №27, 28

— Понравился ли вам сегодняшнее занятие? Чем?

— Что нового вы узнали?

— Где сможете применить полученные знания?

Подводя итог занятия, мне хочется сказать вам, ребята

Запомни!

Внимательный человек, привыкший
обдумывать свои поступки,
редко получает травму

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности

2 класс

Тема: «Можно ли уберечься от травм?»

Цели: познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: рабочая тетрадь Е. И. Верховской по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4 классы); ребус, бинт, вата, пластырь; бумага, цветные карандаши, листы с тестами.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы урока

На доске:

У. Разгадайте ребус и определите тему сегодняшнего урока.

Д. Здесь зашифровано слово «Травма».

У. Правильно! Сегодня на уроке мы начнём разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.

Знакомство с новым материалом

У. Как вы думаете, что такое травма?

Д. Травма-это любое повреждение организма.

У. Какие травмы вы можете назвать?

Д. Царапины, ушибы, ожоги, переломы…

У. Все получаемые травмы врачи условно делят на 5 групп.

Учитель открывает на доске схему:

                                              бытовой

                                              уличный

            травматизм              школьный

                                              спортивный

                                              прочие виды

Об этих группах травм мы будем говорить сегодня на уроке. Начнём с первой группы — бытового травматизма.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Д. Это травмы, полученные дома, в быту.

У. Бытовой травматизм включает в себя повреждения и несчастные случаи, которые произошли в доме или в детских учреждениях: яслях, детских садах, на детских площадках. Как вы думаете, какие травмы чаще всего случаются в быту?

Д. Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, возможны и переломы, ожоги, электротравмы, отравления.

У. Начнём с самого лёгкого вида травм: с ушибов. Что это такое?

Д. Это когда человек обо что-то ударился.

У. Какой отличительный признак ушиба вы знаете?

Д. Синяк.

У. Правильно. Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь. Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся?

Д. Приложить что-нибудь холодное.

У. Правильно. Лучше всего – лёд, завёрнутый в тряпочку или   в полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную в холодной воде.

Подойдёт ли такой способ, если человек ушибся головой?

Д. Нет, не подойдёт. Это может быть не просто ушиб, а сотрясение головного мозга.

У. Что же делать в таком случае?

Д. Срочно обратиться к врачу.

У. Молодцы! Правильно рассуждаете. Следующие виды бытовых травм ссадины, порезы. Кто из вас может объяснить, что это такое?

Д. Это когда содрана кожа, идёт кровь.

У. Чем ссадина отличается от пореза?

Д. Ссадина –это более лёгкая травма, поверхностная, порез – более глубокая.

У. Что надо делать в этих случаях? Какими средствами пользоваться? Послушаем рассказ.

Рассказывают два подготовленных заранее ученика.

Д. Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать..

Но прежде ранку надо обработать: уничтожить микробов, которые в неё попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода, зелёнки. Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зелёнка вызовут боль, жжение.

Если из ранки течёт кровь, то берут трехпроцентный раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают повреждённое место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьёт инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натёрла ногу. Лейкопластырь накладывается сухими руками на сухую, предварительно обработанную ранку.

В домашней аптечке стоит иметь пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу.

Если сразу удалить занозу не удастся, несколько минут подержите палец в ванночке с горячей водой. После этого распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив её, обработайте ранку зелёнкой или йодом.

Если удалить занозу самостоятельно не получается, обратитесь к врачу.

У. Какими средствами, находящимися в домашней аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Д. Йодом, зелёнкой, ватой, бинтом, перекисью водорода, пластырем.

У. Если вы подезинфицировали ранку, но через некоторое время вокруг неё появляется краснота, значит инфекция уже успела попасть внутрь. В таком случае нужно обратиться к врачу.

Ещё при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?

Выслушиваются ответы детей.

— Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода.

Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Другие виды бытовых травм – вывихи, растяжения.

В каких ситуациях человек  может получить вывих или растяжение?

Д. Человек может споткнуться обо что-то, поскользнуться.

У. У кого из вас было растяжение? Что делали взрослые?

Д. Накладывали тугую повязку и обращались к врачу.

У. Правильно. Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы детей.

-Вывих- более серьёзный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное.

Следующий вид бытовых травм – ожог. Дети читают текст про ожоги. Как дома можно получить ожог?

Д. Если нечаянно дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых.

У. Правильно.

Физминутка

Творческая работа

У. Сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на партах,  и нарисуйте любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подпишите советом, как можно избежать такой травмы.

Дети работают 5 минут.

-Итак, что вы нарисовали? (Проводится анализ работ. Учитель выбирает рисунки для выставки, прикрепляет их на доску под общим заголовком «Чтобы не было ожогов».

Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Сейчас я загадаю вам несколько загадок. Отгадав их, надо будет ответить на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?»

Я вдыхаю много пыли.

Чтобы вы здоровы были.

Д. Пылесос.

У. Влез на стол он из-под лавки,

    Осмотрелся на подставке,

    Гибким хвостиком вильнул,

    Складки с галстука слизнул.

Д. Утюг.

У. Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Д. Телевизор.

У. Что объединяет эти предметы?

Д. Это электроприборы.

У. Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними?

Д. Удар током.

У. Относится ли удар током к бытовым травмам? Почему?.

Д. Относится, так как эти предметы находятся дома

У. Об обращении с электроприборами мы много говорили раньше. Вспомните, в каких случаях электроприбор может быть опасен.

Д. Когда розетки «вылезают» из стены, провода повреждены.

У. Как надо обращаться с электроприборами?

Выслушиваются ответы детей.

— Что делать, если кого-то ударило током?

Д. Отключить неисправный прибор, оттащить пострадавшего.

У. Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается?

Д. Нельзя. Надо взять какой-нибудь предмет, обязательно сухой, который не проводит ток: деревянную палку, книгу, сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».

У. Следующий вид бытового травматизма – отравление. Чем можно отравиться?

Д. Несвежими продуктами, ядовитыми грибами, лекарствами, бытовой химией, газом.

У. Об этом мы говорили ранее, а сегодня узнаем, что надо делать, чтобы не отравиться обычным градусником.

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик 1. Один из самых опасных предметов в аптечке- термометр. О том, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но недооценивают её опасность. Сама по себе металлическая ртуть не так опасна, как её пары, а испаряется она довольно быстро. В лёгких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают дёсны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна, если разбился термометр, и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он равномерно распределит ртутные пары по всему дому, и они осядут на стенах, мебели. А сам пылесос придётся выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть поместить в плотно закрывающуюся баночку и сдать в СЭС или Службу спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра ртуть можно найти в тонометрах (приборах для измерения давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света.

У. Сейчас поговорим о переломах. Оказать помощь при переломе может только врач. В результате чего может произойти перелом?

Д. В результате падения.

У. Упасть человек может случайно или его толкнули не только руками или ногами, но и словами. Прочитаем.

Ученик 2. Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошёл хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник. Всё произошло так быстро, что никто не успел даже вскрикнуть. Открылась входная дверь – бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлёк открытую оконную раму – она вытолкнула мальчика. Через мгновение Кости на подоконнике уже не было…

У. Как вы думаете, чем часто заканчиваются такие истории?

Д. Человек разбивается насмерть или остаётся инвалидом.

У. Смелый ли человек Костя?

Д. Такие поступки говорят не о смелости.

У. Стоит ли повторять «героический» поступок?

Д. Нет.

У. Послушайте один из советов, который даёт Г. Остер:

Если табуретку ты на стол поставишь,

И поставишь сверху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься,

 И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице,

В гипсе руки, ноги, в бинте поясница.

— Как вы думаете, для чего Остер сочинил такой «совет»?

Д. Чтобы предостеречь детей от шалостей, которые могут привести к беде.

Закрепление

У. О каких травмах мы говорили на уроке? Какой вывод надо сделать?

Источник