После перелома челюсти прошел месяц

Перелом нижней челюсти

Самой распространенной травмой лица является перелом челюсти. Челюстные кости входят в десятку самых часто ломаемых костей организма человека. Также необходимо отметить, что чаще всего ломается нижняя челюсть, а переломы бывают двойными и даже тройными. Обусловлено это подковообразной формой челюсти. Как помочь человеку, если вы подозреваете, что у него перелом челюсти.

Симптомы и диагностика переломов нижней челюсти

Первые жалобы от пациентов поступают на нестерпимую боль и искривление прикуса. Даже небольшое изменение в расположении зубов создаёт ощущение дискомфорта. Прикосновения к челюсти вызывают неприятные ощущения, часто боль отдаёт в уши и голову.

Диагностика происходит путём физического осмотра и рентгенографии. Лёгкий вывих подлежит диагностике в стоматологическом кабинете.

Травматические повреждения

Травма челюстно-лицевой области может быть односторонней или двойной, что вызывает дискомфорт и боль при движении. При серьёзном переломе со смещением лицевая область отекает, иногда наблюдается ушное кровотечение из-за разрывов наружного слухового прохода. Гематома распространяется на ухо и затылок.

Двустороннее повреждение — опасная травма, способная вызвать обструкцию верхних дыхательных путей и западание языка. При травмировании челюстно-лицевой области расколы черепа встречаются крайне редко.

Клиническая диагностика

Для верной постановки диагноза одного физического осмотра недостаточно. Чтобы выявить характер повреждения нижней челюсти и зубов, назначается рентгенография. Диагностика больных с переломом верхней челюсти проводится путём компьютерной томографии (КТ). Часто назначают рентген шейного отдела, чтобы исключить повреждение позвоночника. Если у человека есть симптомы черепно-мозговой травмы, дополнительно делается КТ мозга и обследование глаз.

Трещины

Дополнительные трещины в зубах и челюстных суставах усложняют диагностику и лечение травмы. При серьёзном смещении используют брекеты, чтобы зафиксировать положение зубного ряда.

Повреждение зубов увеличивает риск кровотечения при наложении шины.

Закрытый перелом с двусторонними трещинами сложно поддаётся диагностике и дальнейшей терапии. При ошибочной постановке диагноза пациент рискует потерять часть зубов в период установленного лечения.

Как выглядят основные симптомы

Узнать перелом челюсти можно по следующим симптомам:

  • боль в месте травмы;
  • отек лица;
  • кровотечение изо рта;
  • дискомфорт при жевании и дыхании;
  • затруднения при движении челюстью;
  • онемение лица;
  • боль в зубах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие трёх симптомов после получения травмы служит безотлагательным поводом обратиться к врачу.

Боль, опухоль и кровотечение — самые распространённые признаки сломанной челюсти. Всё лицо постепенно опухает, пережёвывание пищи становится невозможным, речь затрудняется, кровь изо рта блокирует дыхательные пути. Синяки на лице, онемение языка и болезненность дёсен сигнализирует о серьёзном смещении. Травмирование суставов вызывает временную деформацию лица и черепа.

Какие симптомы возникают

Нижний слом лица имеет несколько особенных признаков, характерных только для него. При ударе верхней части лица тоже могут быть несколько отличные от первого вида. Но есть и общие симптомы, на которые следует обратить особенное внимание:

1. Резкая боль в соответствующей области головы;

2. Отломок очень подвижен;

3. Синяки и гематомы в области нижней и верхней части лица. Иногда могут случиться еще и кровоизлияния из глазниц;

4. Существенные нарушения дыхательной, речевой и жевательной функций;

5. Появление ярко выраженного отека в месте удара;

6. Нарушение прикуса;

7. Тошнота, головокружение;

8. Слабость и общее недомогание организма.

Симптомы, обнаруженные у человека, должны стать сигналом к обращению к врачу, тем более что распознать проблему можно даже без рентгеновского снимка. Конечно, это не заменит окончательной диагностики проблемы, но подтверждение необходимо.

Виды

Вид перелома челюстиОписание
ОткрытыйНарушение целостности лицевых кожных покровов
ЗакрытыйТравмированные суставы и кости скрыты под кожным покровом
РаздробленныйЧелюстно-лицевые кости раздроблены на большие и маленькие осколки
ПатологическийТравма, вызванная другим заболеванием
Множественное раздроблениеКость раздроблена в нескольких местах
АтрофическийТравма, вызванная атрофией кости
ВывихСмещение челюстно-лицевых суставов

Классификация

Травматический. Наиболее часто встречающийся тип повреждения, полученный путём воздействия внешней силы. Диагностика и лечение зависят от местоположения повреждения.

Альвеолярный. Тип травмы, при которой травмирован альвеолярный отросток.

Повреждение скуловых костей. Сложный тип травмы, при котором происходит смещение носовых и скуловых костей.

Угловой. Повреждение, характеризующееся расколом в области зубов мудрости. Может быть как односторонним, так и двусторонним.

Перелом тела. Расколы тела нижней челюсти часто диагностируются как открытые, так как слизистая дёсен плотно прилегает к зубам.

Простой. Простой раскол отличается односторонним повреждением без осложнений в виде раздробленных участков и смещений.

Комбинированный. Характеризуется переломом обеих челюстей и раздроблением (расколом) зубов. Нередко травмируются скуловые и носовые кости. Со смещением. Смещение нескольких сегментов. Чем больше сегментов затронуто, тем сложнее процесс восстановления.

Переломы верхней челюсти по Лефор

Лефор 1

  • горизонтальный верхнечелюстной перелом, при котором зубы отделены от дёсен;
  • линия перелома проходит через альвеолярный отросток, носовую кость и нижнюю стенку верхнечелюстной пазухи.

Лефор 2

  • пирамидальный перелом с частичным повреждением зубов;
  • линия перелома проходит через задний альвеолярный отросток, боковые стенки верхнечелюстных пазух, нёбо и носовые кости;
  • линия разлома может проходить через носовой проход или переднюю часть верхней челюсти.

Лефор 3 (Суббазальный тип)

  • линия перелома проходит через назофронтальный шов;
  • форма лица деформируется.

Причины

Статистика свидетельствует о том, что данная патология редкостью не является. Патология может быть сопряжена с различными причинами, к которым можно отнести:

  1. Сила, воздействующая на нижнюю челюсть, несоразмерна с пластичными характеристиками кости. Это может иметь место, когда действуют фронтальные и латеральные удары в нижнюю часть челюсти. Подобная ситуация может наблюдаться, когда тяжелый предмет падает с высоты, при травмах, полученных в результате ДТП. Наиболее уязвимыми местами являются отделы, где находятся мыщелки (перелом мыщелкового отростка), суставные отростки (перелом альвеолярного отростка), венечный отросток (коронарный перелом венечного отростка);
  2. На нижнюю челюсть действует сила, не превышающая физиологические возможности кости. Это может наблюдаться, когда костная ткань подвержена резорбтивным процессам, которые сопровождают остеомиелит либо злокачественное новообразование.

Перелом может наблюдаться не только вследствие прямого, но и отраженного удара. Если имеет место отраженный перелом, то место его возникновения будет зависеть от того, какую площадь и направленность имеет удар.

Если нижняя челюсть будет сживаться с двух сторон в области моляров, то повреждение будет локализоваться по срединной линии. Если имеется прямое воздействие в зоне подбородка, то вероятнее всего, дефект возникнет в области шейки нижней челюсти.

Первая помощь

При первых признаках перелома немедленно обратитесь к специалисту. Если наблюдается кровотечение, необходимо его скорейшее устранение.

Что делать?

Удерживайте челюсть рукой или самодельной повязкой, обвяжите ей травмированное место до приезда медицинских работников. Не пытайтесь разговаривать, есть или двигать челюстью, чтобы не вызвать осложнение травмы в виде разрушения зубов и дополнительных смещений. Если есть возможность, примите обезболивающие средства.

Способы лечения

Разные типы переломов верхней челюсти не имеют принципиальных различий в лечении. Начинаться лечение должно уже на месте происшествия.

Первая помощь

Первое мероприятие, которое нужно провести при подозрении на перелом челюсти – это уложить пострадавшего на бок и повернуть ему голову, чтобы он не захлебнулся кровью. Затем нужно вызвать Скорую помощь, по возможности очистить лицо пострадавшего от крови и грязи. Если есть возможность – наложить нетугую асептическую повязку.

Перед транспортировкой пострадавшего проводится иммобилизация при переломах верхней челюсти. Она осуществляется с помощью бинтовых повязок или подковообразных шин. Затем проводится обезболивание внутримышечным введением анальгетиков. При необходимости в машине Скорой помощи осуществляются мероприятия по поддержанию сердечной и легочной деятельности.

Основное лечение

Основные методы лечения переломов верхней челюсти включают репозицию отломков и меры, направленные на полноценное срастание костей. Лечить такие повреждения нужно только в условиях травматологического стационара.

Хирургические методы иммобилизации переломов верхней челюсти подразумевают сопоставление и соединение костных отломков с помощью титановых винтов и пластин. В некоторых случаях требуется проведение вытяжения костей лицевого черепа. Далее проводится реконструктивное и ортопедическое лечение переломов верхней челюсти.

Оно подразумевает:

  • хирургическую обработку поврежденных мягких тканей;
  • удаление разрушенных зубов;
  • восстановление носовой перегородки.

Для этого используются специальные ортопедические аппараты при переломах верхней челюсти. Человек носит такие конструкции в течение нескольких недель.

Дополнительное лечение переломов верхней челюсти подразумевает устранение повреждений соседних органов. Этим занимаются смежные специалисты.

В лечении переломов используются ортопедические аппараты

Как лечить?

Вывих

Первым делом доктор приводит челюсть в естественное положение. Чаще всего это делается вручную. Чтобы свести боль к минимуму и помочь мышцам расслабиться, рекомендуется использовать анестетики. При сложных вывихах требуется хирургическая операция по вправлению. Более подробная информация о вывихе челюсти предоставлена в нашей статье «Симптомы вывиха нижней челюсти. Как ее вправляют?»

Лечение сломанной челюсти

Варианты лечения варьируются в зависимости от степени тяжести повреждения. Простые переломы не требуют операции и подлежат стандартному лечению посредством накладывания шины на минимальный срок сращения костей. Множественные переломы челюстной кости и смещенные разрывы отдельных сегментов нуждаются в скорейшем хирургическом вмешательстве.

Закрытый перелом

При закрытом переломе часто наблюдаются плотно зажатые челюсти. В этом случае челюсть следует зафиксировать специальной повязкой, чтобы не травмировать зубы и скулы. Для уменьшения боли можно использовать такие противовоспалительные препараты, как Ибупрофен или Нурофен.

Важно! Врачи не рекомендуют лечение перелома челюсти в домашних условиях, так как это чревато последствиями в виде неправильного срастания костей и искривления прикуса.

Реабилитация

После восстановления челюстно-лицевые кости на некоторое время остаются хрупкими и уязвимыми. Это состояние называется расстройством височно-нижнечелюстного сустава. Люди, однажды повредившие челюсть, имеют повышенный риск повторного травмирования.

Обратите внимание. После снятия шины не злоупотребляйте твёрдыми и жёсткими продуктами во избежание смещения уязвимых сегментов.

Сколько заживает?

При надлежащем лечении реабилитация проходит без осложнений. Чтобы понять, сколько времени будет заживать травма и как долго придётся носить шины, необходимо отталкиваться от степени тяжести. Чем серьёзнее повреждение, тем дольше длится период восстановления. Вывихи и смещения заживают в течение 4-8 недель с момента получения травмы. После хирургического вмешательства ходить с наложенной шиной рекомендуется не менее 2 месяцев.

Индивидуальное шинирование

При переломе нижней челюсти осуществляется размещения шин, прикрепленных к зубам на верхней и нижней челюстях. Существует множество альтернатив для фиксации в зависимости от классификации и области травмы, включая арматурные стержни с полимерными связями и ортодонтические ленты и винты, вкручивающиеся в базальную кость. В осложнённых случаях используется шунтирование фрагментов кости, чтобы снизить нагрузку на травмированный участок.

Угловые переломы со смещением подвержены более детальному шинированию. При наличии таких симптомов, как раздробление зубов, фиксаторы ввинчиваются в скулы и дёсны, тем самым возвращая челюсти и прикус в естественное положение.

Фиксация открытых переломов челюсти характеризуется шинированием повреждённых участков при помощи винтов, спиц и пластин, соединённых медицинской проволокой. Существует несколько видов пластин и винтов, включая компрессионные биоразлагаемые пластины и резинки. Не пытайтесь самостоятельно удалить фиксаторы, снимать их должен только лечащий врач. Посоветуйтесь с доктором насчёт того, когда можно избавиться от резинок, обычно срок их ношения не превышает 10 дней.

Методы диагностики

Постановка диагноза перелома челюсти обычно не вызывает трудностей. При осмотре врач выявляет характерные для того или иного типа перелома признаки. Подтверждается диагноз рентгенологическим обследованием.

На снимке обнаруживаются линии переломов, повреждения других костей лицевого черепа. На изображениях ниже представлен перелом нижней челюсти на рентгене в разных вариантах.

Дифференциальная диагностика переломов верхней челюсти также не представляет особого труда. Открытые переломы дифференцировать вообще не нужно. Закрытые же достаточно отличить от трещины в кости, что определяется рентгенологически.

Пациента должны проконсультировать и смежные специалисты – невролог, офтальмолог, оториноларинголог.

Диагноз перелома подтверждается рентгенологически

Питание и диета

На протяжении всего периода восстановления рекомендуется принимать только мягкую пищу, не требующую тщательного пережёвывания. Избегайте твёрдых и вязких продуктов. Такая пища, как мясо, сыры или сухарики могут вызвать излишнее напряжение и боль.

Придерживайтесь определённой диеты, включающей в себя:

  • консервированные мясо и рыбу;
  • макароны;
  • рис;
  • супы;
  • консервированные фрукты.

Закрытый перелом со сжатой челюстью требует более тщательного подхода к выбору пищи. В этом случае подойдут смеси, богатые минералами и витаминами. Идеальный вариант — детское питание. Для принятия пищи используется специальная соломинка. Получение достаточного количества калорий большая проблема для некоторых людей с подобными травмами. Продукты на основе молока или сливок помогут исправить эту ситуацию. Фрукты, овощи и хорошо приготовленное мясо восполнят дефицит белка и других питательных веществ, необходимых для поддержания здоровья. На длительное время придётся забыть о чипсах и жареных блюдах.

До момента выздоровления приём пищи должен осуществляться не менее четырёх раз в день для больших порций или восемь для маленьких. Употребление маленьких порций пищи в течение дня позволит получить необходимое количество калорий. К тому же это разнообразит пищу и не позволит потерять вес в период реабилитации.

После каждого приёма пищи выпивайте по стакану свежего сока или молока. Сократите потребление кофе, чая и газированной воды. Эти напитки не содержат калорий. Они не помогут поддерживать вес, пока вы находитесь на строгой диете. Старайтесь есть тёплые (но не горячие) продукты и блюда. После травмы зубы более чувствительны, чем обычно, и экстремальные перепады температуры могут серьёзно навредить им.

Совет. Если продукты слишком твёрдые, разбавляйте их водой или молоком, чтобы они стали мягче и их можно было употреблять при помощи соломинки.

Источник

Òðàâìà

(êàê ÿ â ïåðâûé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ìíîãèå ðàññêàçû íà÷èíàþòñÿ òàê: ïîäðàëñÿ ñ ìóæèêàìè ïî ïüÿíè, ñëîìàëè ÷åëþñòü.

Ìîé ñëó÷àé ïðîèçîøåë äîìà âî âðåìÿ óáîðêè. Óïàëà ïðÿìî íà ïîäáîðîäîê ñ âûñîòû (íå çíàþ, ãäå íàõîäèëèñü ìîè ðóêè â ýòîò ìîìåíò).

Ñèëüíåéøèé óäàð íèæíåãî çóáíîãî ðÿäà ïî âåðõíåìó. Øîê.

Äóìàëà, êîãäà îòêðîþ ðîò, âûâàëÿòñÿ âñå çóáû. Íî íåò – âñå óöåëåëè.

«Ïåðåëîì» – îáðàäîâàëñÿ äîêòîð ðàéîííîãî òðàâìïóíêòà (âèäèìî ÷åëþñòè ó íèõ áûâàþò ðåäêî).

«Íóæíî ãîñïèòàëèçèðîâàòüñÿ, øèíêó íàëîæàò èëè îñòåîñèíòåç» — çâó÷àëî êàê âî ñíå. «Âîò âàì àäðåñ áîëüíèöû è íàïðàâëåíèå, ñåãîäíÿ â òå÷åíèå äíÿ ïðèåçæàéòå ê íèì».

Íà ðåíòãåíå âñå âûãëÿäåëî íåóáåäèòåëüíî, ñëîè íàêëàäûâàëèñü íà ñëîè, ÷åòêîé ëèíèè ðàçëîìà íå âèäíî. Íå âåðþ!

Ñòàëà èñêàòü, ãäå ñðî÷íî ñäåëàòü òîìîãðàôèþ. ÊÒ íå íàøëà (à íóæíà áûëà èìåííî îíà), ñäåëàëà ÌÐÒ. Ïîäòâåðäèëè, ÷òî ïåðåëîì. Ñîáðàëà âåùè è âñþ ðåøèòåëüíîñòü, ïîåõàëà ñäàâàòüñÿ â áîëüíèöó (ê òîìó âðåìåíè áûëî óæå ÷àñîâ 8 âå÷åðà).

3 ÷àñà â ïðèåìíîì îòäåëåíèè, íîâûå ðåíòãåíû, îæèäàíèå êàêèõ-òî áóìàã, çàïîëíåíèå êàêèõ-òî áóìàã. Îáû÷íàÿ áîëüíèöà, äåëî ê íî÷è, êòî ñ ÷åì ïîñòóïàåò: ìèìî, íàïðèìåð, ïðîâîçÿò îêðîâàâëåííîãî áîìæà, êîòîðûé âñþ äîðîãó ïûòàåòñÿ âñòàòü è ñáåæàòü… Ðîìàíòèêà.

Íåóæåëè íóæíà îïåðàöèÿ? Êàê âûãëÿäÿò ýòè øèíû, êàê ñ íèìè æèòü? Ó ìåíÿ æå ðàáîòà.

«Âîçìîæíî ïðè ïåðåëîìå â ýòîì ìåñòå îáîéäåòñÿ áåç îïåðàöèè, óòî÷íèòå ó ëå÷àùåãî âðà÷à, çàâòðà ñäåëàþò âàì ÊÒ. Øèíû – íîðìàëüíî. Êðåïÿòñÿ íà çóáû. Ãîâîðèòü ñìîæåòå, âñå ãîâîðÿò. Ïèòàíèå ÷åðåç òðóáî÷êó. Âñå åäÿò íîðìàëüíî. ×åðåç 2 äíÿ âñå ïðèâûêàþò îáû÷íî.» – îáúÿñíèë äîêòîð â ïðèåìíîì.

Ãäå-òî â 11 âå÷åðà ÿ ïîïàëà â îòäåëåíèå è çàñåëèëàñü â ïàëàòó. Òàì âñå óæå ñïàëè, òåìíî, ÿ ïåðåîäåëàñü è ïîøëà íà ðàçâåäêó ê ìåäñåñòðàì.

Ñïðîñèëà, áóäóò ëè ìíå ñåãîäíÿ ÷òî-òî äåëàòü èëè ìîæíî ñïàòü. «Áóäóò. Ëó÷øå ïîäîæäèòå â ïàëàòå, çà âàìè çàéäóò».

Ëåæó â òåìíîòå æäó, ïåðåïèñûâàþñü ñ ðîäíûìè. Ïðîøëà öåëàÿ æèçíü, à ïî ôàêòó ÷àñà äâà. Ïîøëà íà ïîñò, ñìîòðþ, à òàì óæå ñâåò âûêëþ÷åí è íå âèäíî íèêîãî. Îíè âñå ñïÿò? È ÷åãî ÿ æäó?

Ëåãëà. Ïðî ñîí êîíå÷íî ìîæíî áûëî çàáûòü. Åùå ÷åðåç ÷àñ â êîðèäîðå íà÷àëàñü êàêàÿ-òî àêòèâíîñòü, äâåðè íà÷àëè îòêðûâàòüñÿ, çàêðûâàòüñÿ, è ìåíÿ ïîçâàëè â êàáèíåò ñ òàáëè÷êîé «Øèíèðîâàíèå».

Ïîòîì êòî-òî ìíå ãîâîðèë, ÷òî ýòè øèíû èçãîòàâëèâàþò ñïåöèàëüíî, ïîýòîìó ïðèøëîñü æäàòü. Ìîæåò è ïðàâäà.

Øèíèðîâàíèå

(êàê ÿ âî âòîðîé ðàç ÷óòü íå ïîïðîùàëàñü ñ çóáàìè)

Ðÿäîì ñ êðåñëîì â ïëåâàòåëüíèöå (èëè êàê òàì åå) çàìåòèëà êóñî÷êè æåëåçíîé ïðîâîëîêè ñ ðîçîâåíüêèìè òàêèìè ìèëûìè êàïëÿìè êðîâè, îäíîâðåìåííî ñ ýòèì óâèäåëà çàíåñåííûé ê ïðîòèâîïîëîæíîé îò ïåðåëîìà ñòîðîíå øïðèö ñ îáåçáîëèâàþùèì (çíà÷èò ÷òî-òî ñòðàøíîå áóäåò).

«Ó ìåíÿ íå çäåñü…» – ïîïûòàëàñü âîçðàçèòü ÿ, ïîêàçûâàÿ íà ìåñòî ïåðåëîìà.

«Àëëåðãèÿ åñòü?» – íå äàëà ìíå äîãîâîðèòü æåëåçíàÿ ëåäè è óêîëîëà ñ îáåèõ ñòîðîí.

ß ñòàðàëàñü íå ñëóøàòü ãðîõîò æåëåçíûõ øòó÷åê ðÿäîì ñ ñîáîé íà ïîäíîñå (èëè êàê òàì åãî) è íå çàäóìûâàòüñÿ îá èõ êîëè÷åñòâå.

Øèíà Òèãåðøòåäòà – ðàçðàáîòàíà â 1915 ãîäó âîåííûì âðà÷îì. Äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øèì ñðåäñòâîì äëÿ ôèêñèðîâàíèÿ ÷åëþñòè. Ýòî ÿ ïîòîì âû÷èòàëà, à â òîò ìîìåíò ó ìåíÿ áûëà ìûñëü «Êóäà ÿ ïîïàëà?».

 ïåðâûå â æèçíè ÿ ïîðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî ó ìåíÿ íå 32 çóáà, à ìåíüøå — èáî êàæäûé çóá îïîÿñûâàëñÿ òîíêîé æåëåçíîé ïðîâîëîêîé, êîòîðóþ î÷åíü ñëîæíî ïðîäåòü ìåæäó çóáàìè, íå ïîðàíèâ äåñíû. Ñîáñòâåííî, ñèãíàëîì òîãî, ÷òî äåñíó çàäåëè, ìîæåò áûòü òîëüêî «îé» èëè «àé» ïàöèåíòà. Èòàê, âñå ïðîâîëîêè ïðîäåòû, ÷òî äàëüøå?

Äàëüøå ïðèêëàäûâàåòñÿ øèíà è ïðèêðåïëÿåòñÿ ïóòåì ñêðó÷èâàíèÿ ïðîâîëîê âîçëå êàæäîãî çóáà. Âî âðåìÿ ñêðó÷èâàíèÿ ÿ ðåàëüíî èñïóãàëàñü çà êàæäûé ñâîé çóá – òÿíóò è ñæèìàþò ðåàëüíî ñèëüíî, à çóáû ó ìåíÿ õèëûå. Ïîñëå, êîãäà âñå ýòî æåëåçî çàêðåïèëîñü âî ðòó, âåðõíèå è íèæíèå øèíû îïÿòü-òàêè «ñòÿãèâàþò» òîíêèìè ðåçèíêàìè ñâåðõó âíèç.  ìîåì ñëó÷àå ìíå â êîìàíäíîì òîíå ñêàçàëè «Çàêðîé ðîò». È ÿ çàõëîïíóëà åãî, äàæå íå ïîäóìàâ, à â ïðàâèëüíîì ëè ïðèêóñå ÿ åãî çàêðûëà. Âèäèìî îò íåîæèäàííîñòè è èñïóãà ÷åëþñòè ìîãóò ñîìêíóòüñÿ òîëüêî ïðàâèëüíî.

– Âñå, ìîæåòå èäòè – ñêàçàëà æåëåçíàÿ ëåäè. ß ïîïðîáîâàëà äâèíóòü çóáàìè, ïðèîòêðûòü ðîò, èñïûòàëà áîëü è çàøåïåëÿâèëà.

– Âû ñëèøêîì ñèëüíî ñòÿíóëè. Ðîò íå îòêðûâàåòñÿ ñîâñåì.

– Îí è íå îòêðîåòñÿ — èñêðåííå óëûáíóëàñü âðà÷.

– À êàê æå ÿ áóäó ïèòü?

– Òàê. Ñêâîçü çóáû – åùå áîëüøå ðàçâåñåëèëàñü îíà – È åñëè áóäåòå õîðîøî óõàæèâàòü çà çóáàìè, ìîæåò áûòü ñ íèìè è áóäåò âñå â ïîðÿäêå – èíòðèãóþùå ïðîèçíåñëà îíà è ïîçâàëà ñëåäóþùåãî.

ß âûøëà ñ ÷óâñòâîì ïîëíîé îïóñòîøåííîñòè. Òî÷íåå íå ñîâñåì – ãîëîâà áûëà çàáèòà âîïðîñàìè, à ðîò áûë ïîëîí ñëþíåé, êðîâè è æåëåçà (ïî êðàéíåé ìåðå ïî îùóùåíèÿì). È âñå âðåìÿ ïðåñëåäîâàëà ìûñëü «×òî æ ÿ çóáû êàê ñëåäóåò äîìà ïåðåä âûõîäîì íå ïî÷èñòèëà». À åùå – íè ðàçó çà âñþ ïðîöåäóðó (íè ïîñëå íåå) ìíå íå ïðîïîëîñêàëè / íå ïîëèëè / íå ïðîìûëè íè÷åì äåçèíôèöèðóþùèì… È äàæå íå ñêàçàëè, íàïðèìåð, «Ïðîïîëîùè ñàìà». ß âçÿëà áóòûëêó âîäû, âûíåñëà åå â êîðèäîð èç ñïÿùåé ïàëàòû è êàêîå-òî âðåìÿ ñèäåëà ñ íåé â îáíèìêó, ïåðèîäè÷åñêè ïðèêëàäûâàÿñü. «Ïðèêëàäûâàÿñü» – ïîòîìó ÷òî ïèòü îñîáî ó ìåíÿ íå ïîëó÷àëîñü, íàïîð ÷åðåç çóáû áûë ìàëåíüêèé, è âñå ëèëîñü ìèìî.

Îñòàâøóþñÿ íî÷ü ÿ ëåæàëà è äóìàëà, êàê òåïåðü åñòü? Îíè âåäü áóäóò ñíèìàòü ýòè ðåçèíêè, ÷òîáû ïðîñóíóòü òðóáî÷êó ñ åäîé ìåæäó ÷åëþñòÿìè? Òî åñòü êàæäûé ïðèåì ïèùè èõ íóæíî ñíèìàòü è îäåâàòü, à êàê ïîòîì ñàìîé ýòî äåëàòü? Çóáû áîëåëè, äåñíû íûëè – ñïàòü êîíå÷íî æå íåâîçìîæíî. Ïðî ïåðåëîì ÿ âîîáùå ñòàðàëàñü íå äóìàòü, âñïîìèíàÿ, êàê ñèëüíî ìíå ïðèøëîñü îòêðûòü ðîò â ïðîöåññå øèíèðîâàíèÿ. ß âñòàâàëà, ïîäõîäèëà íà ïîñò ê ìåäñåñòðàì, ñïðàøèâàëà ïðî òó æåíùèíó-âðà÷à, ïûòàëàñü îáúÿñíèòü, ÷òî ïåðåñòàðàëèñü, ñëèøêîì ñèëüíî ñöåïèëè çóáû — ÷åëþñòü íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè, â íåêîòîðûõ ìåñòàõ øèíà äàâèò íà äåñíó òàê, ÷òî ê óòðó, íàâåðíîå, áóäåò íåêðîç. Ìåäñåñòðû ïðèâûêøèì àâòîìàòîì îòâå÷àëè – âðà÷ íå âåðíåòñÿ, âñå íîðìàëüíî, ó âñåõ äàâèò ñíà÷àëà.

Íàñòóïèëî óòðî, äàëüøå âñå ïîøëî, êàê âåçäå – àíàëèçû, óêîëû è ïð.

ß íàêîíåö-òî ïîäîøëà ê çåðêàëó è íå óçíàëà ñåáÿ. Âûãëÿäåëà áîìæåâàòî: ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, ñâàëÿâøèåñÿ âîëîñû è … êàïëè çàñîõøåé êðîâè âîêðóã ðòà, êàê áóäòî ÿ çàãðûçëà êîãî-òî íî÷üþ))) È â òàêîì âîò âèäå ÿ óæå ïîõîäèëà ïî îòäåëåíèþ è ñõîäèëà íà êàðäèîãðàììó)))

Ìíîãèå òàê æå, êàê è ÿ, ðàçãîâàðèâàëè ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, â îñíîâíîì ìóæ÷èíû. Äåâóøåê ñ øèíàìè ÿ íå âñòðå÷àëà. Î÷åíü ñìåøíî âûãëÿäåëè î÷åðåäè íà óêîë èëè ðåíòãåí – ðÿä ïàðíåé è ÿ ñðåäè íèõ)). Âðîäå ÿ âçðîñëûé ÷åëîâåê è âñå ïîíèìàþ, íî ÷óâñòâî þìîðà ïðè ñòðåññå ñîåäèíÿåò îáðàçû áîëüíè÷íîãî àíòóðàæà, ïèæàì, òðåíèêîâ è íàøåé ñïåöèôè÷åñêîé ðå÷è â îùóùåíèå äóðêè. Ãëàâíûì îáðàçîì æóòêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ñëûøèøü ñîáñòâåííóþ óùåðáíóþ ðå÷ü (ê ñëîâó, ïîëó÷àëîñü ó ìåíÿ ãîðàçäî õóæå, ÷åì ó äðóãèõ), è êîãäà êòî-òî íà÷èíàåò ïåðåñïðàøèâàòü, åñòü òîëüêî îäíî æåëàíèå – ïîñêîðåå ñâåðíóòü ðàçãîâîð. Ïðî ðàáîòó, êîíå÷íî æå, íà ìåñÿö ìîæíî çàáûòü.

Ìíå ñäåëàëè åùå îäèí ðåíòãåí, à ÊÒ ïî÷åìó-òî ðåøèëè íå äåëàòü – ñêàçàëè, ÷òî øèíû óæå ñòîÿò. Õèðóðã ïîñìîòðåëà, âñå ëè â ïîðÿäêå ñî ðòîì, ðàññêàçàëà, ÷òî íóæíî ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, ò.ê. çàòðóäíåíà áóäåò ãèãèåíà çóáîâ. Íîñèòü øèíû 4 íåäåëè. ß ñíîâà ïîïûòàëàñü ðàññêàçàòü, ÷òî çäåñü êàêàÿ-òî îøèáêà, ÷òî ìíå ñëèøêîì ñèëüíî âñå ñòÿíóëè. Íî âèäèìî îíè óæå óñòàëè îò òàêèõ ðàçãîâîðîâ. «Ïî-äðóãîìó íèêàê, ýòî íóæíî äëÿ ðàñïðåäåëåíèÿ íàãðóçêè íà çóáû».

Íà çàâòðàêå, êîãäà âñå øèíèðîâàííûå âçÿëè ñâîè òàðåëêè è ñòàëè åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó, ìåíÿ íàêîíåö-òî ñðàçèëî: «ÐÅÇÈÍÊÈ ÍÅ ÑÍÈÌÓÒ», ÅÑÒÜ – ÒÀÊÆÅ ÊÀÊ ÏÈÒÜ – ×ÅÐÅÇ ÑÒÈÑÍÓÒÛÅ ÇÓÁÛ», «4 ÍÅÄÅËÈ ÐÎÒ ÁÓÄÅÒ ÇÀÊÐÛÒ ÑÎÂÑÅÌ». Ïîçæå ÿ óæå íàøëà âèäîñû, ãäå «ñ÷àñòëèâûå» ëþäè ñ øèíàìè äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè è ðàññêàçûâàþò, êàê è ÷òî. Åñòü ÷åðåç òðóáî÷êó – ýòî çíà÷èò åñòü ÷åðåç ñòèñíóòûå çóáû, à òðóáî÷êà íóæíà äëÿ ïîäãîíà åäû, ÷òîáû íå óäåëàòüñÿ.

Åñòü ÷åðåç çóáû

Âîäà äûðî÷êó âñåãäà íàéäåò, è åñëè òû õî÷åøü åñòü, óìåé âåðòåòüñÿ.

Âðåìÿ ìîåãî ãîëîäàíèÿ ïåðåâàëèâàëî çà ñóòêè, ò.ê. ïðè ïîïûòêàõ ïîåñòü ìíå êàçàëîñü, ÷òî íàäî ìíîé èçäåâàþòñÿ. Êàê ìîæíî òÿíóòü æèäêóþ ïèùó ÷åðåç òðóáî÷êó, êîãäà îò êàæäîãî ýòîãî äâèæåíèÿ çóáû íà÷èíàþò íûòü åùå áîëüøå?

Íåêîòîðàÿ åäà áûëà æèäêîé, íî ñ ìåëêèìè êóñî÷êàìè ãðå÷êè, êîòîðûå íà ðàç-äâà-òðè çàáèâàëè âñå, ÷òî âîçìîæíî. Èòîãî ðàç-äâà-òðè öåäèøü, ðàç-äâà-òðè-÷åòûðå ïðîïîëàñêèâàåøü âîäîé – è òàê ïî êðóãó.

Âðà÷ èç ïðèåìíîãî íå îáìàíóë: ðîâíî ÷åðåç äâà äíÿ (êîòîðûå êàçàëèñü íåäåëåé) áîëü è ñèëüíîå îùóùåíèå ñòÿíóòîñòè óøëè. Ê åäå ïðèíîðîâèëàñü, íî ïðî òî, ÷òîáû íàåñòüñÿ äî ñûòà, ìîæíî áûëî çàáûòü. Ïîïðîáîâàâ ðàçíûå âàðèàíòû, íàøëà ìåñòî â çóáíîì ðÿäó, ãäå çóáû ìåíüøå âñåãî ñìûêàþòñÿ. Òàê è åëà.

Âûïèñàëè ìåíÿ ñ òàëîí÷èêîì ÿâèòüñÿ ÷åðåç 10 äíåé. Âûõîäÿ èç îòäåëåíèÿ, ÿ çàìåòèëà íà ñòåíå ïëàêàò, ðàçúÿñíÿþùèé, êàê óõàæèâàòü çà çóáàìè:

1. íóæíî ÷èñòèòü ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (÷èñòêà ïîëó÷àåòñÿ óñëîâíàÿ, ò.ê. ÷åðåç ðåçèíêè ê çóáàì ïî÷òè íå äîáðàòüñÿ)

2. èððèãàòîð (óæå ìå÷òàëà î íåì)

3. êóïèòü «âîñê äëÿ áðåêåòîâ», ÷òîáû íàíîñèòü íà êðþ÷êè øèí (äåéñòâèòåëüíî, ýòè ñâîëî÷è ïîñòîÿííî óïèðàþòñÿ â ãóáû ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû òàê, ÷òî åùå ìåíüøå õî÷åòñÿ åñòü èëè ðàçãîâàðèâàòü)

4. ïîëîñêàòü àíòèñåïòèêàìè, íî íå óâëåêàòüñÿ, ò.ê. îò õëîðãåêñèäèíà, íàïðèìåð, òåìíåþò çóáû.

×òî??? Âû áû õîòü òêíóëè ïàëüöåì â ýòîò ïëàêàò ðàíüøå! Çà ÷åòûðå äíÿ äåéñòâèòåëüíî êàçàëîñü, ÷òî çóáû ïîòåìíåëè.

Áëåíäåð è èððèãàòîð

Äâà ïðåäìåòà, êîòîðûå îáÿçàòåëüíî íóæíû – ýòî áëåíäåð, ÷òîáû êðîøèòü åäó, è èððèãàòîð, ÷òîáû ïîòîì ýòó åäó âûìûâàòü èç-ïîä ðåçèíîê è øèí. Èíîãäà ìíå äàæå ñíèëñÿ ýòîò ïðîöåññ, ò.ê. èëè îäíî èëè äðóãîå ïðîèñõîäèëî ïîñòîÿííî. Òðóáî÷êè 5 ìì ïðèøëîñü íàéòè îïòîì, áîëüøóþ ïà÷êó. Íó åùå ãèãèåíè÷åñêàÿ ïîìàäà, ò.ê. ÿçûê ãóáû óâèäèò åùå íå ñêîðî.

Äåâî÷êè ïî æèçíè ïðèâûêëè íåäîåäàòü, ïîýòîìó â âåñå ÿ îñîáî íå ïîòåðÿëà (ìóæ÷èíû òåðÿþò îò 5 äî 15 êã). Ê òîìó æå ìîé îðãàíèçì ñèëüíî «óäèâèëñÿ», à çàòåì îáðàäîâàëñÿ òàêîìó êîëè÷åñòâó áûñòðûõ óãëåâîäîâ â âèäå ïåðåðàáîòàííîé â íîëü ïèùè, êîåé ÿ ðàíüøå íå óâëåêàëàñü.

Åëà äåòñêîå ôðóêòîâîå ïþðå, êàøè, îâîùè (äîáàâëÿÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî äëÿ ñûòíîñòè), ñóïû, èíîãäà íåçàæàðåííûé îìëåò (ïðîâåðíóòûé ñ ìîëîêîì).

Îòêðûòèåì è ëþáèìîé îòäóøèíîé äëÿ ìåíÿ ñòàë êîêòåéëü èç áàíàíà è ìîëîêà 1/1 (òåïåðü ëþáîâü íàâåêè ê ýòîìó íàïèòêó).  îáùåé ñëîæíîñòè ïîëó÷àëîñü, ÷òî ÿ âûïèâàëà â äåíü ïîë-ëèòðà ìîëîêà, ò.ê. ìíîãî ÷òî ðàçáàâëÿëà èì.  ìîåì ñëó÷àå âñå ïðèõîäèëîñü ðàçáàâëÿòü äî êîíñèñòåíöèè âîäû, åñëè ãóùå – íå ïðîõîäèëî.

Òùåòíî ïûòàëàñü ðàçíîîáðàçèòü áëþäà, íàïðèìåð, ïîäêèíóòü ïëîâó ñåáå â ïþðå, ÷òî áûëî áåñïîëåçíî, ò.ê. ïëîâèê ïëîõî ðàçìåëü÷àëñÿ è çàñòðåâàë ñðàçó ïðè ïèòüå.

Ïðî çàïàñ âñåãäà ñòîÿëè áóòûëî÷êè ñ ýíòåðîïèòàíèåì (òàêèå ïèùåâûå ñìåñè, ãäå åñòü ìíîãî áåëêîâ è ïðî÷åãî äëÿ òàêèõ êàê ìû) – î÷åíü ñûòíî.

Ïèëà ïðîïèñàííûå ìíå ðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è êàëüöèé, õîòÿ ãîâîðÿò, ÷òî êàëüöèÿ â åäå è òàê äîñòàòî÷íî – íóæåí âèòàìèí Ä, ÷òîáû êàëüöèé óñâàèâàëñÿ.

×òî äî øèí — ñíà÷àëà áûëà íåáîëüøàÿ ôîáèÿ çàêàøëÿòüñÿ èëè ïîïåðõíóòüñÿ. Ïîòîì ÿ ïîíÿëà, ÷òî ïðè ïèòàíèè ÷åðåç òðóáî÷êó åäà â ëþáîì ñëó÷àå äîñòàâëÿåòñÿ ìåäëåííî è â ìàëûõ êîëè÷åñòâàõ. Äà è ðåçèíêè, åñëè ÷òî, ìîæíî ðàçðåçàòü. ×èõíóëà ÿ âîîáùå òîëüêî íåäåëè ÷åðåç äâå – íè÷åãî ñòðàøíîãî íå ïðîèçîøëî.

Ñìåøíî è ìó÷èòåëüíî ó ìåíÿ ïîëó÷àëîñü ñ çåâàíèåì. Ïîäàâëÿÿ çåâîê, çóáû è ÷åëþñòü î÷åíü íàïðÿãàþòñÿ, è ñíîâà âñå íà÷èíàåò íûòü. Çàòî èç-çà ýòîãî «ïîäàâëåíèÿ» ïðîáëåì ñî ñíîì íå áûëî. Êàê òîëüêî âîò òàê «çåâíóëà» — ìèãîì ñïàòü. Âî ñíå, ê ñîæàëåíèþ, ÷åëþñòü íå ïîìíèò, ÷òî îíà â øèíàõ, ïîýòîìó èçðåäêà äåðãàåòñÿ, äîñòàâëÿÿ áîëü. Íî âñå òåðïèìî.

Ëþäè ðàññêàçûâàþò, ÷òî áîëüøå âñåãî â ýòî ïåðèîä èõ çàíèìàþò ìûñëè î åäå. Ìåíÿ ñèëüíåå âñåõ äðóãèõ ìîìåíòîâ óáèâàë íàëåò ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû çóáîâ, ê êîòîðûì íèêàê íå ïîäîáðàòüñÿ. Àíòèñåïòèêè áåçóñëîâíî äàþò îùóùåíèå ÷èñòîòû. Íî ÿçûê-òî ïîñòîÿííî íàùóïûâàåò çóáû — è âîò îá ýòîì ÿ äóìàëà ïîñòîÿííî, è äàæå âñÿ÷åñêè ïûòàëàñü ðàñòâîðèòü ýòîò íàëåò, ïîëîùà ñîäîé èëè ëèìîííûì ñîêîì – áåñïîëåçíî. Ãîâîðÿò, ìåæçóáíîé åðøèê ïîìîãàåò, íî ÿ îá ýòîì ñëèøêîì ïîçäíî óçíàëà.

Ñíÿòèå øèí

(çóáû öåëû)

Äâà ðàçà ÿ åçäèëà â áîëüíèöó, ÷òîáû ìíå ïîìåíÿëè ðåçèíêè, è îäèí ðàç, êîãäà îäíà èç ðåçèíîê ïîðâàëàñü. Çàáàâíî, ÷òî ñ êàæäûì ðàçîì, êàê ìíå èõ ìåíÿëè, ÿ íà÷èíàëà âñå õóæå è õóæå ãîâîðèòü. Íå ïîëó÷àåòñÿ ó ìåíÿ òàê õîðîøî, êàê ó âñåõ. Âñå äåëî â òîì, ÷òî ðå÷ü â íàøåì ñëó÷àå – ýòî âûõîä âîçäóõà ÷åðåç ìåæçóáíûå ùåëè, è âèäèìî ìíå ïåðåêðûâàëè ñàìûå âàæíûå èç íèõ. Ïîä êîíåö ðîäíûå ïåðåñòàëè ïûòàòüñÿ ìåíÿ ïîíèìàòü.

Ïî îòçûâàì çíàëà, ÷òî ïðîöåññ ñíÿòèÿ øèí ñëîæíûé. Ó ëþäåé ïîñëå ñíÿòèÿ ãëàçà åùå áîëåå ïîòóõøèå, ÷åì ïîñëå óñòàíîâêè.

Âåñü ïðîöåññ ó ìåíÿ çàíÿë ìèíóò äåñÿòü. Òåðïèìî, ñêîðåå 99% – ýòî ñòðàõ çà çóáû, ÷òî îíè ðàñêîëþòñÿ îò íàïðÿæåíèÿ, íåæåëè áîëü.

Òåïåðü ãëàâíîå ñëîâî ïðåäñòîÿùåãî ìåñÿöà – «îñòîðîæíîñòü».

×åëþñòü áåç øèí íå çàôèêñèðîâàíà, ïîáàëèâàåò ïðè äâèæåíèè, íóæíî àêêóðàòíî ðàçðàáàòûâàòü.

Çóáû íå øàòàþòñÿ, íî îñëàáëè èç-çà äîëãîãî áåçäåéñòâèÿ, íàæèìàòü íà íèõ ïîêà íåïðèÿòíî. Íóæíî ïîòèõîíüêó ïðîáîâàòü æåâàòü (íî íå êóñàòü).

Åñòü îùóùåíèå íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà – ìîëþñü, ÷òîáû ïðîøëî…

Ñêàçàëè, ÷òî çà ìåñÿö äîëæíî âñå ïðèéòè â íîðìó.

Î ìåäèöèíå

Íå ïîíÿòíî, ïî÷åìó ïàöèåíòû èíôîðìàöèþ óçíàþò íå îò âðà÷åé, à äðóã îò äðóãà, øèïÿ ñâîèìè øèíàìè â êîðèäîðàõ. Âåäü ÷åëîâåê â ñëîæíîé ñèòóàöèè ÷àñòî çàìûêàåòñÿ â ñåáå, íå ãîòîâ ñôîðìóëèðîâàòü ïðàâèëüíûå âàæíûå âîïðîñû. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îí îñòàåòñÿ ñ íèìè îäèí íà îäèí. Õîòü áû ïàìÿòêó ñî âñåì íåîáõîäèìûì âûäàâàëè ïðè ïîñòóïëåíèè, ðàç îáùàòüñÿ íåîõîòà. Èíòåðíåò – âîò ëó÷øèé èñòî÷íèê èíôîðìàöèè íà ñåãîäíÿ.

Ñäàåòñÿ ìíå, ÷òî îòñóòñòâèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè ïðèñóùå íå ÷åëþñòíûì ïàöèåíòàì, à ìíîãèì ìåäèöèíñêèì ñïåöèàëèñòàì â íàøåé ñòðàíå. Óâåðåíà, ÷òî ëþäè çíàþò ñâîå äåëî è êàæäûé äåíü ñïàñàþò ïî íåñêîëüêî òàêèõ ÷åëþñòåé, íî âîò ýòîé, ïðèíÿòîé âî âñåì ìèðå, òàêòèêå: «Ïðåäóïðåæäàé, ðàçúÿñíÿé, à ïîòîì óæå äåëàé» — õîðîøî áû íàó÷èòüñÿ.

Íàïèñàëà ýòó êó÷ó òåêñòà, ò.ê. ñàìà æèâó â ìñê, à ìíîãèå – â 100-òûñÿ÷íûõ ãîðîäàõ, ãäå îäíà áîëüíèöà íà âñþ îêðóãó, à ñïåöèàëèçèðîâàíûå âîîáùå â ñîñåäíåì ãîðîäå, è ÊÒ ñäåëàòü – ýòî ïîëçàðïëàòû. Êîãäà ÷èòàëà, êàê îíè ìûêàþòñÿ ñ âîïðîñàìè, íå ïî ñåáå ñòàëî.

Åñëè âû äî÷èòàëè ýòî äî êîíöà – âû ãåðîé, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî íàøëè âðåìÿ, à ïîòîìó ÷òî ñêîðåå âñåãî âû íîñèëè èëè íîñèòå ñåé÷àñ øèíû.

Êàê ñêàçàëà îäíà äåâî÷êà ñ ïåðåëîìîì: Âñå ÷òî íàñ íå óáèâàåò, ïóñòü áîëüøå íå ïûòàåòñÿ.

Источник