Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Меры оказания первой медицинской помощи при переломах

Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей

Читать далее »

Пошаговый алгоритм оказания первой помощи при переломах:

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  1. Вызов скорой помощи. Острый отломок кости может повредить артерию. Это приведет к кровотечению и вызовет травматический шок у пострадавшего.
  2. Обезболивание. Дайте человеку 1–2 таблетки Диклофенака, Кетотифена, Кеторолака или Индометацина.
  3. Остановка кровотечения и обработка раны.
  4. Обездвиживание. Полностью разгрузите место повреждения и оставьте его в покое. Любое лишнее движение усилит боль или усугубит перелом.
  5. Фиксация. Необходимо иммобилизовать конечность в том виде, в котором она осталась после перелома. Это предотвратит повреждение мягких тканей.

Тяжелый подвид – внутрисуставной перелом. О нем читайте в этой статье.

Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Обработка раны

В открытую рану может попасть грязь или инфекция, поэтому ее следует дезинфицировать и обработать. Что нужно делать:

  1. Растяжение связок вывих суставов перелом костейВымойте руки мылом или обработайте их антисептиком (Хлоргексидин).
  2. Под проточной водой очистите кожу в месте перелома от грязи с помощью ваты или мягкой ткани. Не давите на рану и очищайте ее плавными движениями.
  3. Нанесите на поврежденное место Перекись водорода или антибактериальное средство.
  4. Возьмите марлевую повязку и несколькими слоями оберните конечность. Закрепите бинт узлом.

Во время перелома часть кости дробится на мелкие отломки. Поэтому открытый перелом часто сопровождается кровотечением.

Необходимо определить тип кровотечения и остановить его.

Артериальное кровотечение. Кровь алая, пульсирует фонтанчиком, иногда струями, которые совпадают с ударами сердца. Что делать:

  1. Постарайтесь прощупать сосуд выше уровня повреждения (он будет ритмично пульсировать).
  2. Возьмите резиновый жгут и перевяжите им артерию. Если жгута нет – можете использовать любой материал: ремень, веревки, провода.
  3. Возьмите кусочек бумаги и запишите точное (до минуты) время перевязки – эта информация понадобится бригаде скорой помощи и врачам. Если в течение 90 минут скорая помощь не приехала – ослабьте или временно снимите жгут.
  4. Место, откуда вытекала кровь, обработайте антисептиком.

ВАЖНО! Если жгут передержать дольше полутора часов, ткани начнут постепенно отмирать и некротизоваться!

Венозное кровотечение. Кровь темно‐вишневого цвета, почти черная. Что делать:

  1. приподнимите часть тела так, чтобы она была выше уровня сердца;
  2. обработайте перекисью или антибактериальным средством место кровотечения;
  3. на эту же область наложите давящую повязку (марлевый или эластичный бинт).

Капиллярное кровотечение. Цвет крови – между артериальной и венозной. Обычно такое кровотечение останавливается самостоятельно спустя 3–7 минут. Если этого не произошло – очистите и обработайте рану, после чего наложите на нее повязку.Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Методы иммобилизации конечности

Иммобилизация предплечья:

  1. Растяжение связок вывих суставов перелом костейСоорудите шину из подручных средств. Продолговатый предмет должен соответствовать расстоянию от ладони до локтя. Приложите его к тыльной стороне предплечья и ладошке. Закрепите предмет повязкой (эластичным бинтом или куском ткани).
  2. Согните руку в локтевом суставе на 900 и подвесьте ее в таком положении на шею с помощью шарфа или бинта. Не опускайте руку, так как может увеличиться отек.

Иммобилизация плеча:

  1. Растяжение связок вывих суставов перелом костейИспользуется шина, которая подгоняется по размеру плеча и предплечья. Выпрямите руку, а затем согните ее в локте. По касательной к руке согните шину в локтевом суставе так, чтобы она повторяла схему верхней конечности. Предплечье должно находиться к плечу под прямым углом.
  2. Приложите иммобилизатор к поврежденной руке и прикрепите его бинтом. Предплечье закрепите к шее.
  3. В подмышечную впадину поместите комок мягкой ткани: вату или кусок футболки.

Иммобилизация голени и бедра:

  1. Шина должна фиксировать минимум два сустава, в идеальном варианте – три: голеностопный, коленный и бедренный.
  2. Найдите 1–2 прямых и длинных предмета (по длине должны соответствовать ноге) и приложите их к нижней конечности. В месте, где шина соприкасается с кожей (колено, лодыжка), должна находиться мягкая ткань – это предотвратит легкие ушибы и повреждения кожи.
  3. Закрепите шины с наружной или внутренней стороны бинтами. Если вам удалось найти только одну палку – прикрепите ее к задней стороне ноги (от ягодицы до пятки).Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Транспортировка

При самостоятельной транспортировке пострадавших нужно помнить о таких пунктах:

  1. При переломах плеча и предплечья пациентов можно перевозить сидя.
  2. При переломах в нижней конечности пациент транспортируется в положении лежа на носилках. При этом нога должна быть в приподнятом над уровнем сердца положении.
  3. Пациентов с переломом ноги перекладывайте с поверхности на поверхность в горизонтальном положении тела.
  4. При повреждении черепа пострадавший перевозится в лежачем положении.
  5. При переломах костей таза больной транспортируется в горизонтальном положении на спине. Поверхность, на которой лежит человек, должна быть твердой и ровной. Ноги должны быть согнуты в коленных суставах, а сами нижние конечности немного разведены, создавая треугольник.
  6. С переломом ребер пострадавший транспортируется в положении сидя. Если больной не может сидеть – в положении лежа или полусидя.

Пмп при травмах костей черепа, ключиц, ребер, костей таза, пальцев

Особенности первой медицинской помощи при переломах костей черепа:

  1. Уложите пострадавшего. Он должен занять горизонтальное положение. Не используйте подушки и валики. На лоб приложите холод. Если используете лед – заверните его в ткань.
  2. Обработайте рану, если она есть, дайте пострадавшему обезболивающее.

Растяжение связок вывих суставов перелом костей

При переломах костей черепа человек может потерять сознание. В таком случае уложите больного на бок, голова так же должна быть на боку – это предотвратит аспирацию рвотными массами. Снимите верхнюю одежду (если позволяет погода).

При переломе костей черепа может повредиться продолговатый мозг. Из‐за этого расстраиваются витальные функции (дыхание, сердцебиение). Наблюдайте за пострадавшим: следите за движениями грудной клетки и дыханием, проверяйте пульс и оценивайте цвет лица.

Если вы обнаружили, что грудная клетка остановилась, человек не дышит – немедленно переходите к искусственному дыханию.

Правила:

  1. Запрокиньте голову пострадавшего назад и держите одной рукой его челюсть.
  2. Зажмите нос, сделайте глубокий вдох и высвободите весь воздух в рот пострадавшего. Нужно сделать два таких выдоха. Если вы не доверяете человеку (помогаете незнакомцу с улицы) – приложите ко рту больного ткань, через которую будете дышать. Помните, что по современным протоколам вы не обязаны проводить искусственную вентиляцию легких, если этого не хотите.
  3. После двух вдохов ваш ассистент переходит к внешнему массажу сердца. Если помощника нет – приступайте к мероприятию самостоятельно. Пострадавший должен находиться на твердой и ровной поверхности.
  4. Станьте на колени сбоку от человека. Снимите одежду так, чтобы вы видели оголенную грудь. Найдите точку между сосками (примерно основание грудины) и приложите к ней ладонь, вторую ладонь сверху приложите к первой. Выпрямите руки в локтях и сделайте 30 ритмичных надавливаний (1 нажатие на сердце в секунду). Глубина движений должна составлять примерно 4–5 см. Если это пожилой человек – 2–4 см. При непрямом массаже сердца двигайтесь корпусом. Руки выполняют исключительно опорную функцию.
  5. После 30 надавливаний повторите 2 дыхания. Каждые несколько минут меняйтесь с напарником местами. Так вы сэкономите силы и сможете дольше реанимировать пострадавшего.
  6. Повторяйте цикл процедуры до приезда скорой помощи.

Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Первая помощь при переломе нижней и верхней челюсти. Задача – обездвижить и зафиксировать кость. Как это делать:

  1. Марлевым или эластичным бинтом сделайте несколько туров между нижним подбородком и макушкой.
  2. Приложите к поврежденному месту холод.
  3. При переломе верхней челюсти между верхней и нижней линией зубов подложите тонкую пластинку или ткань. Фиксация бинтом такая же.

Растяжение связок вывих суставов перелом костей

Первая помощь при переломе ключицы:

  1. Подложите в подмышечную ямку комок ткани или ваты.
  2. Согните руку в локтевом суставе так, чтобы предплечье располагалось к плечу на 900.
  3. Подвесьте предплечье на косынку или повязку, или поместите руку в завернутый нижний край футболки, прикрепите его булавкой к воротнику.

Первая помощь при переломе ребра:

  1. Растяжение связок вывих суставов перелом костейУсадите пострадавшего на стул или кресло.
  2. Если позволяет температура в комнате – снимите верхнюю одежду и футболку с человека.
  3. Попросите больного выдохнуть и задержать дыхание. В это время марлевым или эластичным бинтом в несколько слоев обмотайте грудную клетку.

При открытом переломе ребер:

  1. Усадите и наклоните туловище пострадавшего.
  2. Обработайте рану.
  3. Наложите на место повреждения полиэтиленовый материал. После этого воздух не должен проходить через рану.
  4. Предплечье подвесьте на шею на стороне перелома ребра. Теперь привяжите его к грудной клетке.

Первая помощь при переломах костей таза:

  1. Растяжение связок вывих суставов перелом костейУложите пострадавшего на спину. Положите под голову подушку.
  2. Приподнимите ноги в коленях и подложите под них большую подушку или одеяло.
  3. Перевяжите таз простыней. Для этого подложите ее под поясницу и ягодицы пострадавшего, оба конца сведите над нижней частью живота. Завяжите их в узел. Это временно зафиксирует кости таза.
  4. При самостоятельной транспортировке зафиксируйте стопы между собой. Для этого перевяжите их бинтом вместе.

Первая помощь при переломе пальцев:

  1. Используйте шину (карандаш). Приложите ее к пальцу снизу.
  2. Прикрепите шину марлей или эластичным бинтом.

Методы устранения травматического шока

Травматический шок приводит к смерти пострадавшего из‐за больших потерь крови и сильнейшего болевого синдрома. Острое состояние обычно появляется после массивных переломов костей таза и черепно‐мозговой травмы.

Помните, в лечении травматического шока первую роль играет время: чем раньше вы окажете помощь, тем больше шансов на благоприятный исход (правило золотого часа).

Растяжение связок вывих суставов перелом костейКак устранить травматический шок:

  1. Остановите кровотечение (описано выше).
  2. Постарайтесь снять одежду: снимите галстук и расстегните воротник. Это облегчит больному дыхание.
  3. Дайте пострадавшему анальгетик: Кеторолак, Кетопрофен или Анальгин.
  4. Иммобилизуйте конечность.
  5. Согрейте пострадавшего. Перенесите его в теплое помещение, предложите теплый чай или воду. Помните, что пациента следует переносить так, чтобы его суставы и конечности не двигались (в том положении, в котором произошла травма). Укройте человека пледом или одеялом.
  6. Следите за пульсом. Приложите указательный и средний пальцы к лучевой артерии (предплечье, на стороне большого пальца).
  7. Следите за дыханием. Посматривайте на движения грудной клетки и каждую минуту прикладывайте ухо ко рту. Если дыхание и пульс остановились – начинайте сердечно‐легочную реанимацию.
  8. Ждите скорую помощь и наблюдайте за пострадавшим. Если возможности вызвать бригаду нет – транспортируйте самостоятельно.

Медикаментозная терапия

Медикаменты на стадии первой доврачебной помощи при переломе помогут стабилизировать состояние пострадавшего. Болевой синдром снимается анальгетиками: Анальгин, Диклофенак, Кеторолак, Кетотифен. Кровотечение можно остановить внутримышечным введением 1–2 ампул Этамзилата натрия. Переломы костей черепа могут вызвать судороги или гипертонус мышц. Введите 1–2 ампулы 5% Сибазона (Диазепам) глубоко в ягодичную мышцу. Детям – максимум ½ ампулы. Если у человека развилась паника, он встревожен и возбужден – введите 1 ампулу Сибазона (Диазепам).

Что делать нельзя

При переломах нельзя:

  1. Транспортировать пострадавшего без зафиксированного поврежденного участка.
  2. Вправлять кости, глубоко и сильно пальпировать место повреждения.
  3. Наносить мази, гели и крема на место открытого перелома.
  4. Нагружать сломанную конечность.

При переломах ребер нельзя:

  • глубоко дышать и сильно кашлять (старайтесь сдерживать кашлевые позывы);
  • нажимать на ребра;
  • говорить, курить, спать.

Полезное видео

В видео рассказывается о классификации переломов, первой помощи при травмах черепа и конечностей.

Симптомы вывиха плечевого сустава

В большинстве случаев травма возникает вследствие непрямого удара, то есть направленного не на само плечо, например, при падении, когда рука была отведена в сторону или поднята.

Растяжение связок вывих суставов перелом костейВ момент вывиха происходит и разрыв суставной капсулы плеча, в результате чего и происходит смещение головки сустава в определенную сторону (сторону разрыва). В некоторых случаях вывих возникает и по причине прямого удара со стороны спины или спереди.

Основными симптомами вывиха травматического характера можно назвать резкую сильную боль в области плеча, а также видимую деформацию сустава, появление угловатости, а также мест, где будут наблюдаться пустоты и вогнутости.

Движения в суставе при получении травмы становятся невозможными, при попытке совершения пассивных движений, можно ощутить сопротивление пружинящего характера, что является нормальным для такого типа травм.

Передний тип вывиха плеча характеризуется смещением суставной головки вниз и вперед, при этом рука часто принимает вынужденное положение, в результате которого может оказаться не только согнутой, но и вывернутой кнаружи, а также отведенной от тела. При проведении пальпации, обнаружить головку сустава на ее естественном мете не удается, вместо нее прощупывается пустая ямка.

При переднем вывихе обнаружить головку сустава можно в районе подмышечной впадины. В некоторых случаях такая травма может сопровождаться и переломами акромиального и клювовидного отростка лопатки, а также повреждение плечевой кости, отрывом ее большого бугорка.

При получении вывиха нижнего типа суставная головка обычно смещается в область подмышки ближе к лопатке, из-за чего могут пострадать нервы и многие сосуды, проходящие в этой зоне. Если при травмировании происходит сдавление нервно-сосудистого пучка, то у пациента может наблюдаться паралич мышц в определенной области, а также чувство онемения кожи.

Различают три степени растяжения

Растяжение связок вывих суставов перелом костейРастяжение связок можно получить во время занятий спортом, особенно если пренебречь разминкой.

  • I степень – разрыв небольшого количества волокон, сопровождающийся небольшой болью без ограничения активности действий;
  • II степень – характеризуется частичным разрывом связки, сильной болью, отеком, синяками, затрудненной подвижностью;
  • III степень – связка разорвана полностью. Наблюдается острая боль, выраженный отек, ограничение движений, обширные гематомы.

Источник

Тема: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для изучения и закрепления знаний учащихся об основных видах травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП), для развития способности анализировать, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;

— ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

— сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

— обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.

Коррекционно – развивающие:

корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;

— корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объёма внимания путём выполнения различных заданий;

— корректировать и развивать связную устную речь учащихся через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями;

— активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;

— коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и работе в парах;

— способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно – светового режима.

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других;

учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карты, карточки-задания, простейшие шины, бинты, косынка, учебник.

Ход урока

Формируемые

УУД

I.

Оргмомент

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места. Определяют готовность к уроку.

II.

Актуализация ранее изученного материала.

(прием «Горячий стул»)

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания.

вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей. Отвечают на вопросы, выслушивают ответы одноклассников, если нужно дополняют ответы

III.

Целепологание мотивация

Предлагаю учащимся задание, с помощью которого дети сами определяют тему и задачи урока. Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:

1. Знать:

2. Уметь:

Научиться:

Проговариваю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные.

Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую работу.

Приложение2

Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели.

Это настраивает на работу, повышает активность учащихся.

Выполняют предложенное задание, выводят тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетради.

Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки.

Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • моделирование

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание

IV

Изучение нового материала. Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление.

Предлагаю работу в группах по инструктивным картам.

Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу.

Приложение 3

Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать).

Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других.

Работают в группах по инструктивным картам.

Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу.

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • подведение под понятия

  • установление причинно-следственных связей

  • доказательство

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

V.

Физминутка

Провожу динамическую паузу

Учащиеся вместе со мной выполняют упражнения

VI.

Закрепление изученного материала

Предлагаю выполнить практическую работу:

задания-задачи с последующей защитой ответов;

Работа в группах.

Предлагаю группам защитить свои ответы.

Предлагаю учащимся выполнить тест «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах”

Приложение 4

Приложение 5

Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти.

Закрепление знаний.

Выполняют:

-задания-задачи для последующей защиты ответов; Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Учатся накладывать шину, тугую давящую повязку, фиксирующую повязку

Выполняют тест, проводят взаимопроверку и оценивают знания друг друга

Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

VI.

Задание на дом.

Предлагаю выбрать один из вариантов:

подготовить устный ответ;

практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи.

Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке.

Выбирают один из вариантов и записывают в дневник.

VII

Рефлексия.

Предлагаю вопросы:

— С каким настроением вы пришли на урок?

— С каким уходите?

— Что полезного вы узнали на уроке?

— Достигли ли вы своей цели?

— Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз?

— Что изменить?

— Что бы вы пожелали друг другу?

Развивает самооценку, умение делать анализ.

Отвечают на вопросы.

Приложение 1

Вопросы к Экспресс – опросу:

  1. Найдите кости верхней конечностей и расположите их по порядку сверху вниз: локтевая кость, лобная кость, грудная клетка, предплюсна, пястье, бедренная кость, плечевая кость, позвоночник, плюсна, большая берцовая кость, фаланги пальцев кисти, запястье, малая берцовая, лучевая кость.

  2. Что общего между этими костями: бедренная кость, большая берцовая, малая берцовая, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев стопы.

  3. Исключи лишнее и объясни своё решение: лобная кость, грудная клетка, теменная кость, плечевая кость, затылочная кость, височная кость, клиновидная кость,

  4. К какому отделу относятся следующие кости:

Затылочная

Лопатка

Плечевая

  1. Найдите в тексте ошибки: кости растут в длину за счёт надкостницы, органические вещества придают костят упругость и эластичность.

  2. Какой тип соединения костей мы увидели в видеофрагменте? Какие ещё типы соединения костей вам известны?

  3. Найдите в тексте ошибки: позвоночник человека образован 40 позвонками, шейный отдел 12 позвонков, грудной отдел 7 позвонков, поясничный отдел – 5 позвонков, крестцовый отдел – 5 сросшихся позвонков, копчиковый отдел 4-5 позвонков.

Приложение 2

Предложенные слова распределите на две группы по смыслу: неподвижное соединение, надкостница, губчатое вещество, костный мозг, полуподвижное соединение, шина, тугая давящая повязка, подвижное соединение, бинт, йод.

Что у нас лишнее? Подумайте о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Какая тема урока? Какие задачи должны решить сегодня на уроке?

Приложение 3

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Переломы.

Полное или частичное нарушение целостности кости называют переломом. Если кожные покровы и мышцы при этом не нарушены, переломы относят к закрытым, а если нарушены — к открытым. Отличить перелом от ушиба бывает достаточно сложно. Признаки, указывающие на наличие перелома, следующие: острая боль при попытках изменить положение поврежденной части тела, появление подвижности в тех местах, где ее не должно быть.
При открытых переломах вначале надо остановить кровотечение и обработать рану, наложить повязку. Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, так как отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. Пострадавшей части тела надо придать неподвижность, то есть зафиксировать ее.

Если повреждена рука или нога, на нее накладывают шину . Для этого используют либо специальные медицинские шины, либо подручные средства — дощечки, картон. Шина должна захватывать не менее двух соседних суставов. Шину накладывают со стороны нетравмированных участков тканей. Под шиной должна быть мягкая ткань — вата или одежда. Накладывать шину на голое тело нельзя. Прибинтовывается шина не очень плотно: она не должна давить на поврежденную поверхность.

При переломе костей плеча, предплечья и кисти целесообразно руку согнуть в локте и помимо шины зафиксировать руку косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку с шиной. Если нет косынки, можно полу пиджака со стороны пораженной руки прикрепить булавкой к лацкану пиджака и в образовавшуюся складку положить руку.

Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.

В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.

Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.

Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.

hello_html_44f08e1.jpg

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Первая помощь при растяжении связок.

При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.

hello_html_m639ee42d.jpg hello_html_m50d9f7c2.jpg

hello_html_m10c37d5d.jpg

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Первая помощь при вывихах суставов.

При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.

hello_html_700f4e39.jpg

hello_html_77d15857.jpg

Приложение 4

Практическая работа. Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.

Оборудование: на столах перевязочный материал, шины из различного материала.

 Задания группам.

1 –я группа — Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе.

2- я группа — Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торчат осколки кости. Больной периодически теряет сознание. Определить тип повреждения. Оказать помощь. 

3 – я группа — На перемене, сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.

Приложение 5

Тест

Выберите верные утверждения.

Если вы согласны с утверждением – ставите цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины. (0.)
2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи. (0.)
3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений, деформация конечности – признаки перелома. (1.)
4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок. (1.)
5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу. (0).

Оценки:

– 5 правильных ответов – «5»;
– 4 правильных ответа – «4»;
– 3 правильных ответа – «3».

1. КРОССВОРД

1. Осевой скелет туловища.

2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.

3. Подвижное соединение костей в скелете.

4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.

5. Элемент скелета.

6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.

7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.

8. Кости, образующие позвоночник.

9. Часть грудной клетки.

  1. Опорная структура организма.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Самоанализ урока

Тема урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей”. 4 урок в теме «Опора и движение”. Тип урока – комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;

— ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

— сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

— обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе;

— на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.

(для достижения образовательных задач было организовано повторение пройденного, самостоятельная работа в группах, практическая работа).

Коррекционно – развивающие:

корректироват