Ребенок часто получает ушибы

Обзор книги Лиз Бурбо «Пять травм, которые мешают быть собой»

Содержание:

  • Травма отвергнутого
  • Травма покинутого
  • Травма унижения
  • Травма несправедливости и травма предательства
  • О книге Лиз Бурбо
  • Надо ли маме и папе выступать единым фронтом?
  • Как излечить от пяти психотравм и наконец-то стать собой?

Мы, хорошие современные мамы, читаем в разных психологических статьях: «Главное — не нанести своему ребенку психологическую травму!». И это иногда становится для нас сверхзадачей. Но что такое психотравма? Непонятно. Вот я, такая-сякая, на ребенка накричала — он получил эту травму или нет? Известный канадский психолог Лиз Бурбо приводит свои достаточно интересные примеры очень популярных, с ее точки зрения, психотравм.

Травма отвергнутого

Лиз Бурбо разработала теорию о пяти основных психотравмах, которые получают дети в дошкольном возрасте, а также описала в своих книгах, как полученные травмы выражаются в изменениях тела уже взрослого человека, как их можно таким образом обнаружить и преодолеть.

Из пяти травм две ребенку наносит родитель того же пола, это травмы отвержения и несправедливости. Две наносит родитель противоположного пола — травмы покинутости и предательства. А также одна травма, которую наносит тот родитель, который занимается вопросами опрятности детей — это травма унижения.

Собственно, эти травмы и мешают быть собой — это боль от отвержения, несправедливости, предательства, унижения и ощущения себя покинутым. По мысли Лиз Бурбо, тело практически каждого человека говорит о какой-то из травм, но обычно те, кто читал ее книгу, находят у себя все пять, проявленные в той или иной степени.

Травма отвергнутого

Ее наносит родитель одного с ребенком пола, и это принципиальный момент: отвержение — это нечто противоположное тому, что в современных психологических статьях о материнстве называется принятием. Его еще называют «безусловным принятием» — это очень важная часть философии современного родительства. В целом, это значит любить ребенка таким, какой он есть, принимать с его недостатками, особенностями, а лучше вообще не фокусироваться на категориях плюс-минус, а воспринимать ребенка как цельного человека, без обидных оценок.

Бурбо добавляет важный нюанс — такого отношения ребенок ждет именно от родителя своего пола. То есть девочка ждет принятия от матери. А мальчик — от отца. То есть наиболее болезненны именно те «подначки», который допускает родитель нашего же пола по отношению к нашей реализации как представителя его пола.

Например, мать постоянно пилит дочь, что та недостаточно элегантно одевается, (получается, недостаточно хороша именно как женщина). А отец мучает сына придирками, что тот, мол, не мужик. Жертва чувствует, что ее отвергли, потому что она не такая, как нужно, как от нее ожидали.

Чтобы не бередили снова эту травму, хочется сбежать от общения с «обидчиком», уменьшиться, исчезнуть. Организм реагирует на это подсознательное желание следующим образом — мышцы напряжены, тело в целом достаточно худое, маленькое. Канадский психолог называет такую реакцию тела «маской беглеца».

Травма покинутого

Казалось бы, отвержение, покинутость — практически одно и то же. Но нет, травму покинутого наносит родитель другого пола и в более позднем возрасте. Если первую травму человек может получить, начиная от внутриутробного периода и в течение первого года жизни, то вторую — в возрасте около полутора лет и чуть старше.

Причина этой травмы в том, что родитель противоположного пола покидает ребенка, теряет к нему интерес, переключается на какие-то другие дела, задачи. К примеру, матери предыдущего поколения именно в этом возрасте своих сыновей выходили на работу, а тех отдавали в ясли. Вот мальчик и получал травму покинутого — и поэтому плакал утром перед садом: не хотел, чтобы его бросали, оставляли, как он эту ситуацию воспринимал. Его навязчивое поведение после сада еще больше отталкивало мать, и ей сильнее хотелось отстраниться, сбежать в какую-то другую, интересную, взрослую жизнь после долгих и тяжелых месяцев декрета.

В этом контексте лично для меня открытием было то, что девочка такую травму получает от отца. Вспоминаю, как я в примерно таком возрасте дочери из лучших побуждений уехала на море на два с половиной месяца, а муж остался в Москве зарабатывать на наш отдых. И дочь периодически переживала именно о том, где папа, почему он к нам не едет. Неужели эту травму она получила именно тогда? «Маска покинутого» — сутулые плечи, опущенные руки, пониженный мышечный тонус, нехватка сил.

Травма унижения

Приходится на тот возраст, когда ребенка учат опрятности, приучают к горшку, аккуратному поведению за столом, внимательности к собственной одежде и т.д. Унижение испытывает ребенок в тот момент, когда у него не получается достичь совершенства в вопросах успешного взаимодействия с материальной реальностью, и его за это стыдят. «Маска мазохиста», которая уже во взрослом возрасте напоминает человеку о пережитых на этом этапе детства страданиях — толстое неуклюжее тело, исчезающая талия, покатые плечи. Такое впечатление, что человек взвалил на себя тяжелую ношу и несет ее.

Травма унижения

Травма несправедливости и травма предательства

Две следующие травмы являются продолжением первых двух, но уже в более сознательном возрасте — старшем дошкольном. Можно сказать, они являются результатом борьбы маленькой личности с двумя первыми травмами — отвержения и покинутости — и более-менее сознательными попытками что-то исправить. Это травма несправедливости, которая является продолжение травмы отвержения, и травма предательства, которая часто накладывается на травму покинутого.

Травму несправедливости, как следует из этой логики, наносит родитель того же пола. Представьте себе, что ребенок, который в результате полученной во младенчестве травмы отвержения ощущает себя не таким, как надо, начинает сознательно стараться понравиться родителю своего пола, чтобы его все-таки приняли. Но мы-то знаем, что это по каким-то причинам невозможно — иначе бы не было первой травмы.

Речь идет о маленьком ребенке, дошкольнике, который все еще очень зависит от родителя. Он старается, как может, но — несправедливо — его все равно отвергают опять. Маска, которую носит взрослый человек, на которого переживание несправедливости оказало наибольшее влияние — «маска ригидного». Интересно, что тело такого человека может показаться идеальным — подтянутое и спортивное, но оно кажется жестким, ригидным, и голос у такого человека какой-то механический, лишенный интонаций.

Наконец, последняя травма — предательства. Дети ее получают от родителя другого пола, который их ранее покинул ради чего-то или кого-то другого, а теперь он их предал, оказался слабым или, по мнению ребенка, поступил нечестно, обманул. И такой ребенок в последствии надевает «маску контролирующего» — ему хочется стать властным и сильным, чтобы предотвратить дальнейшие предательства. Голос такого человека громкий и важный, тело значительное, но не толстое, как у униженного, а напротив, величавое.

О книге Лиз Бурбо

Эта оригинальная книга никого из читателей не оставляет равнодушным. Яркое подробное описание травм откликается в каждом из нас, а свою фигуру мы легко узнаем по картинкам. Но, несмотря на ясные схематичные картинки, часто нам проще найти у себя вовсе не ту травму, которую в наибольшей степени показывает наше тело, а какую-то другую, возможно, ту, которая не так сильно болит и поэтому ее существование проще принять.

Но получается, что уберечь ребенка от этих травм практически невозможно, как это ни трагично. Ведь мать способна принять ребенка лишь в той степени, в какой она способна принять саму себя, а мы сами настолько травмированы, что часто рождение ребенка только помогает встать на этот сложный путь самопознания. К тому же очень непросто отказаться от шаблонов жесткого поведения по отношению к детям, доставшихся нам от наших родителей. Таким образом эти травмы передаются по наследству.

Надо ли маме и папе выступать единым фронтом?

Многие психологи пишут, что для ребенка важно, чтобы его родители были едины, чтобы это единство подтверждалось крепкими отношениями родителей между собой. Что это значит в контексте пяти травм?

К примеру, мать неосознанно отвергает свою дочь, потому что она не может принять саму себя, а еще потому, что она сама носит маску ригидной, жесткой. Дочь ищет поддержку у отца, но для него важно поддержать именно жену, и в результате девочка чувствует себя не только отвергнутой матерью, но и покинутой отцом. Затем она чуть-чуть подрастает, начинает как-то по-своему осознавать ситуации, и уже старается быть хорошей, чтоб мама ее все-таки увидела, но тщетно, мама слишком занята своими проблемами.

Или рассмотрим ситуацию с мальчиком. Мать «покидает» его, выходя на работу, к примеру. И тут в дело включается отец, который, возможно, страдал от невнимания своего собственного отца. Но вместо того, чтобы поддерживать своего маленького мальчика, отец считает правильным его именно воспитывать, то есть не прислушиваться к потребностям, а диктовать правила. И мальчик получает травмы отвержения и унижения — так он может воспринять жесткий стиль отцовского воспитания.

Он обращается за поддержкой к матери — но той, быть может, нравится, что муж включен в ребенка, или она тоже хочет «выступать единым фронтом», или ей не хочется, чтобы ее сын стал маменькиным сынком и тряпкой — в общем, ребенок получает травму предательства. Стараясь все-таки понравиться отцу, сын получает травму несправедливости — потому что отец считает правильным не чувствовать другого человека, а воспитывать, и потому что он сам очень травмирован подобным образом.

Как излечить от пяти психотравм и наконец-то стать собой?

По мнению психолога, эти травмы и являются частью человеческой природы. Более того, одна из задач воплощения может быть — не много ни мало — излечиться от какой-то, самой важной из этих травм. Поэтому нет ничего трагичного в том, что мы эту боль уже получили и уже нанесли своим детям, с большой вероятностью. Важно именно осознать эти травмы, что возможно сделать уже во взрослом возрасте, принять их как часть себя, прочувствовать ту боль, которая за ними стоит, — и тогда они уже перестанут влиять.

01.10.2017

Нарышкина Наталья Евгеньевна

Источник

/О детях/Детское здоровье и уход/Первая помощь

Наши детки – непоседы и смельчаки, как только они начинают двигаться, они так и норовят оползти до края дивана, пеленального стола или кроватки. Нет ни одного ребенка, который бы хотя бы раз в жизни не падал, просто падения бывают разными – опасными и не очень, с травмами и без них. родителям важно знать, откуда и как может упасть крошка и уметь оценить состояние ребенка, оказать адекватный объем помощи и знать. куда и в каких случаях нужно обращаться.

Как они падают?

Родители почему-то считают, что раз ребенок не ходит и не ползает, значит, он не может упасть, и беспечно оставляют его на пеленальном столике, диване или крае кровати. Запомните, уважаемые папы и мамы. Малыш может упасть даже в месячном возрасте, за счет хаотичного движения ручек и ножек он может оттолкнуться от опоры и соскользнуть по пеленке или клеенке. Никогда даже на секунду не оставляйте ребенка одного с самого рождения, выработайте у себя условный рефлекс – никуда не отходить от ребенка, лежащего на высокой поверхности!
Статистика падений детишек первых лет жизни разнообразна – они падают из колясок и люлек, с пеленальных столов, кроватей, диванов, ходунков, прыгунков и стульев для кормления. Иногда родители не думают, что кроха может упасть, и просто не успевают среагировать и подхватить ребенка.  
Любые серьезные травмы ребенка раннего возраста, к нашему большому сожалению, связаны с нашей, родительской беспечностью и недосмотром. Всегда стоит помнить, в три месяца малыш может перевернуться на бочок, в 6-7 месяцев поползти, а в 7-9месяцев  встать и перевеситься через край дивана или кровати. Падение малыша непредсказуемо – поэтому, надо очень пристально следить за малышами и не допускать несчастных случаев.

Падения дома и на улице.

В доме лидерами по числу падений являются стульчики для кормления, когда мама посадила кроху и отвернулась готовить ему пюре или кашку. Малышу скучно, он легко выворачивается даже из застегнутых ремней и пытается вылезть из стула.  
На втором месте стоят столы для пеленания, даже если у них есть бортики. Малыши достаточно активны и бортик не является для них серьезной преградой. Столы обычно достаточно высокие, поэтому эти падения очень серьезны.
Третье место за колясками, в основном это сидячие коляски или трансформеры, сидеть в них крошка уже умеет, а вот вылезать с них правильно – еще нет. Если мама чуть отвлеклась, а кроха не был пристегнут ремнями, он может упасть.  
Часто дети падают с кровати или дивана родителей, когда буквально на минуточку родители выходят из комнаты или отворачиваются. Малыш мог ползти или просто активно двигаться и таким образом переместиться на край, а оттуда упасть. В первые 2-3 месяца многие родители опрометчиво оставляют так малышей, надеясь, что они никуда не денутся.
Особенно опасными в плане травматизма являются новомодные прыгунки и ходунки, от них у детей формируются одни из самых тяжелых травм. Дети первого года за счет недоразвития мозжечковых центров еще не умеют удерживать равновесие, в процессе обучения хождению они учатся координировать свое тело правильно. А эти приспособления дают искаженную картину пространства и ощущение устойчивости. Дети перевешиваются через края ходунков, пытаясь вылезти, зацепляются колесами за неровности пола, падают в ходунках с лестниц. В прыгунах дет ударяются головой о косяки дверей, выпадают из креплений или падают, когда срывается или лопается крепление (особенно у дешевых или некачественных изделий).
На улице лидерами падений являются лестницы, где шла мама или папа с малышом на руках, особо опасны походы в гололед, вход и выход из общественного транспорта, а также – состояние опьянения родителей.

Особенности травм детей в разном возрасте.

Малыши грудного возраста чаще всего получают при падении черепно-мозговые травмы. Это обусловлено тем, что головка у них гораздо тяжелее всего тела, при падении она перевешивает и дети падают, прежде всего, ударяясь головой. Конечно, череп малыша имеет роднички и открытые швы, и до определенного момента смягчает удары, защищая мозг, однако, испытывать ребенка на прочность не стоит.
Дети постарше обычно из-за меняющейся пропорциональности тела получают травмы иного рода – к ранениям головы они добавляют травмы конечностей, раны, порезы, переломы, кровотечения.
Примерно до 3-4 месяцев малыш относительно спокоен и его двигательная активность не столь выражена. Однако, это не повод расслабляться —  он тоже требует постоянного присмотра. А вот к 3-5 месяцам, когда большинство малышей уже умеют переворачиваться с боку на бок, они становятся очень активными и быстрыми. Оставлять их на диване или кровати без присмотра просто недопустимо. Для такого малыша опасным является падение с высоты даже 40-50 см, особенно если он ударится головкой. Это может привести к сотрясению, ушибу головного мозга и трещинам костей черепа, все зависит от той поверхности, на которую он будет падать. Повреждения внутренних органов и костей встречаются крайне редко.
Годовалые малыши начинают ходить, что приводит к падениям с высоты собственного роста. В задачу родителей с первыми шагами малыша будет входить подстраховка его от травм, но ни в коем случае не ограничение его свободы и движений. Надо показать ребенку, где может быть опасность и научить его правильно слезать с дивана, стула или из коляски. Первое время оградите малыша от препятствий на его пути, закройте углы и уберите из-под ног все препятствия. Наиболее опасны для детей этого возраста падения назад с высоты 80-100 см, то есть высоты своего роста.
У детей в возрасте от 2-3 лет, которые умеют активно бегать, прыгать и скакать, характер травм меняется. Они обычно падают с горок, качелей и других конструкций на детских площадках. Обычно это высота 1-3 метра, что очень опасно в плане переломов, травм головы, спины и живота. Поэтому, бдительность родителей должна быть удвоена, научите ребенка спускаться и подниматься по лестницам. Правильно лазать по конструкциям и научите их правильно прыгать.

Если он все-таки упал?

Иногда, не смотря на се наши меры предосторожности, дети падают, что же делать родителям? Самое основное – это не паниковать, большинство падений кроме небольшой шишки, громкого плача и испуга ребенка  никаких последствий не вызывают. Если же вам кажется, что травма у ребенка серьезная, не стоит кидаться в истерики, нужно взять себя в руки, чтобы своевременно и правильно оказывать помощь ребенку.
Нужно помнить, что симптомы легких травм появляются в пределах 1-2 часов, тяжелые травмы могут иметь отсроченный во времени период проявлений. Необходимо запомнить, что надо внимательно следить за состоянием ребенка в критические часы – первый и третий часы, а затем 12 и 24 часа после травмы. Если ребенку более 2 лет, ночью после травмы будите его каждые 2-3 часа и задавайте простые вопросы. Это поможет адекватно оценить состояние сознания ребенка.
В первые минуты после падения необходимо отбросить от себя мысли о том, что ребенок смертельно травмирован или, наоборот, что это ерундовое падение. Трезво и объективно оцените состояние ребенка.  Прежде всего, обращаем внимание на то, есть ли отек в мягких тканях (шишка), нет ли у него гематомы (скопление крови под кожей), ссадин, порезов или кровотечения. К месту ушиба можно приложить холод (тряпку, смоченную холодной водой или лед в полотенце). Если из ранки идет кровь, приложите к ней кусок чистой сухой ткани или бинта и прижмите. Если ранка кровоточит, ткань пропитывается кровью или кровотечение не останавливается 10-15 минут – вызывайте врача или отвозите ребенка в травмпункт.
Успокойте плачущего малыша и внимательно оцените, как ведет себя ребенок, нет ли у него заторможенности или возбуждения, адекватен ли он, отвечает ли на вопросы?

Срочно «скорую»!

Есть комплекс очень тревожных симптомов, которые говорят о возможности тяжелой травмы и требуют немедленного вызова скорой помощи и направления в стационар. Прежде всего, надо посмотреть ребенку в глаза, оценить состояние зрачков, если они разного размера, резко расширены или сужены – это очень опасно. Необходимо измерить ребенку пульс – он должен быть для детей до года не мене 110-120 ударов в минуту. Для детей с года  не менее 100 ударов.
До приезда скорой помощи уложите ребенка, обеспечив ему покой, однако, старайтесь, чтоб около 1-2 часов он не спал, чтобы оценить его состояние, иначе можно недооценить тяжесть. Если ребенок потерял сознание или его рвет, положите его аккуратно набок, чтоб рвотные массы не попали в дыхательную систему.
Однако, если есть подозрения на травмы спины и позвоночника (падение с высоты на спину), трогать ребенка нельзя, это может повлечь за собой смещение отломков костей и дополнительное повреждение.
Опасным является потеря сознания, даже на очень короткое время, замедление пульса, вялость, зевота. Резкий плач, отказ от еды, тошнота и рвота, срыгивания, странности поведения, которых не было ранее. Все эти симптомы являются поводом как минимум проконсультироваться с травматологом или неврологом.

Травмы головы.

Это одни из самых опасных травм, наряду с травмами позвоночника. Головной и спинной мозг – это жизнеобеспечивающие органы, от них зависит вся работа организма. Череп малыша устроен особым образом, на нем есть роднички и швы, но он очень хрупок, повреждение мозга при ударе выше, чем у взрослого.  За счет швов кости могут легко смещаться, а непоседливость малыша в комбинации с его нескоординированностью и сниженным чувством страха могут привести к беде. Кроме того, дети не умеют правильно падать и часто не подставляют для страховки руки, ударяются головой.
Черепно-мозговая травма у детей – это один из серьезных диагнозов, который возникает при падении и ударе головой. Не всегда просто выявить момент травмы, особенно если ребенка оставляли с старшими детьми, родными, няней, они могли это скрывать от родителей, боясь наказания или других проблем. Старшие дети зачастую сами умалчивают о травме, кроме того, иногда бывают травмы без наличия удара головой. Одним из примеров является «синдром встряхнутого ребенка», он бывает при грубом обращении с детьми, прыжках с высоты, под действием резких ускорений или торможений.
Итак, разделим все травмы головы по тяжести.
Самым легким считается ушиб мягких тканей или в обывательском понятии «шишка». При этом мозговая ткань никак не страдает, а на месте удара образуется отек тканей и ссадина. Если «шишка» большая, покажите ребенка травматологу – иногда под маской отека могут скрываться трещины костей черепа.
Если травмируется мозг – это называют черепно-мозговой травмой. Если при этом нарушена целостность тканей головы (кожи и кости черепа) это открытая травма, при этом, если повреждена еще и мозговая оболочка – это проникающее ранение головы. Это вызывает угрозу еще и инфекции мозга, что утяжелит прогнозы.
 Закрытая ЧМТ – это травмы с минимальными повреждениями мягких тканей и нет травмы костей. Обычно такие травмы чаще всего бывают у детей. Эти травмы делят по степени тяжести на три группы:
 – легкую степень (сотрясение головного мозга),
— средней тяжести (ушиб головного мозга)
— и тяжелой степени (сдавление мозга, перелом основания черепа, тяжелые ушибы мозга).

Проявления и диагностика.

К большой нашей радости средней тяжести и тяжелые травмы бывают редко, их распознают быстро и обычно уже в скорой помощи. А вот о сотрясениях хочется поговорить особо – они бывают достаточно часто. Сотрясение головного мозга проявляется кратковременной потерей сознания, появляется рвота, у малышей первых месяцев жизни многократно, дети бледнеют, потливы, они вялые. Обычно малыш начинает отказываться от еды, жалуется на головные боли или шум в ушах.
Опасными и требующими немеленого вызова «скорой» являются — носовое кровотечение после травмы головы, отключение сознания на любое время, нарушения дыхания и сердечного ритма, истечение светлой жидкости с уха, появление синяков вокруг глаз.
В стационаре ребенку проведут УЗИ головы (если не закрыт родничок), рентген. Если нужно и томограмму с набором других исследований, вплоть до пункции. Это позволит точно поставить диагноз и провести лечение, которое назначит врач.
 

06.03.2012
Автор:Алена Парецкая, педиатр, консультант
Копирование этой статьи запрещено.

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Полина8211
(27/06/2015)

У меня не ребенок а шило просто. От куда мы только не падали, с дивана, с кроватки, с велика и т. д. На такие случаи у меня только один спасатель — это Бадяга 911. Он хорошо уменьшает отек, быстро снимает воспаление и рассасывает гематомы. А еще он обладает антисептическим и успокаивающим действием.

МаргоРитуль
(15/07/2014)

Спасибо, информация очень полезная. Я сама недавно перетрусила- захожу в комнату, а ребенок пытается подняться с пола из положения сидя, но не может, смеется и не может на мне взгляд сфокусировать. Я его взяла на руки, а у него голова запрокидывается, и продолжает смеяться. Таблетки исключены — их нет в зоне доступа. Стартанула на скорую, думала, может упал, стукнулся (но звуков ударов и падения не слышала). В общем он в себя пришел быстро (ещё до скорой). Анализы на скорой и осмотр были хорошие и мы поехали домой. А дома моё чудо стало кружиться. Закружился, припал на колени и смеется и тут до меня дошло, что с ним было! Слава Богу, что всего лишь закружился. Но из-за этого он периодически падает и может пораниться. Недавно так разодрал коленку. В таких случаях я ранки сульфаргином смазываю — и защита от инфекции и ранка быстрее заживает. Эта же мазь и при ожогах выручает.

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь

Источник