Сестринский уход при ушибах головы

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — механическое повреждение черепа и головного мозга, сосудов, черепных нервов, мозговых оболочек.

Различают черепно-мозговые травмы закрытую(сотрясение, ушиб, сдавление), при которой отсутствуют условия для инфицирования мозга и его оболочек, и открытую, сопровождающуюся почти неизбежным микробным загрязнением и всегда таящую опасность инфекционных осложнений со стороны мозговых оболочек (менингиты) и мозга (абсцессы, энцефалиты). Если она сопровождается нарушением целости твердой мозговой оболочки, ее называют проникающей.

Этиология: наиболее частые причины — дорожно-транспортные происшествия, падения, удар, производственные, спортивные и бытовые травмы.

Сотрясение головного мозга развивается чаще при закрытой черепно-мозговой травме.

Сотрясение головного мозга обычно проявляется потерей сознания различной продолжительности, от нескольких мгновений до нескольких часов в зависимости от тяжести сотрясения. После выхода из бессознательного состояния отмечается головная боль, тошнота, иногда рвота, головокружение, пострадавший почти всегда не помнит обстоятельств, предшествовавших травме, и самого момента ее (ретроградная амнезия). Побледнение или покраснение лица, учащение пульса, общая слабость, повышенная потливость. Все эти симптомы постепенно исчезают, обычно за 1—2 недели.

Первая доврачебную помощь пациенту с сотрясением: уложить пострадавшего с повернутой и приподнятой головой, приложить холод к голове, вызвать бригаду «скорой помощи», контролировать состояние пациента (АД, пульс, реакцию зрачков, сознание).

Ушибомголовного мозга называют местное повреждение мозгового вещества — от незначительного, вызывающего в пострадавшем участке мозга только мелкие кровоизлияния и отек, до самого тяжелого, с разрывом и размозжением мозговой ткани.

Ушиб головного мозга возможен при открытой черепно-мозговой травме, когда мозг повреждается отломками костей черепа. Ушиб головного мозга, как и сотрясение, проявляется немедленной, но длительной — до нескольких часов, дней и даже недель потерей сознания. При легких ушибах мозга двигательные, чувствительные и другие расстройства обычно полностью исчезают в течение 2—3 нед. При более тяжелых ушибах, остаются стойкие последствия: парезы и параличи, чувствительные нарушения, расстройства речи, эпилептические припадки.

Оказывая первую доврачебную помощь нужно, пострадавшего уложить на бок, очистить полость рта от остатков рвотных масс, приложить холод к голове, вызвать бригаду «скорой помощи», транспортировать в нейрохирургическое или травмотделение, контролируя все жизненные показатели.

Сдавление головного мозга может быть вызвано внутричерепным кровоизлиянием, вдавлением кости при переломе черепа, отеком мозга. Признаками сдавления мозга при ЧМТ служат усиление головных болей, беспокойство больного или, наоборот, сонливость, появляются и постепенно нарастают очаговые расстройства, такие же, как при ушибе мозга. Затем наступает потеря сознания, возникают угрожающие жизни нарушения сердечной деятельности и дыхания.

Диагностика травмы основана на осмотре, оценке симптомов, рентгенографии в двух проекциях, КТГ,МРТ, спинномозговой пункции, оценке неврологического статутса.

Пациентов с легкой травмой следует госпитализировать для наблюдения на 3-7 сут. Основная цель госпитализации — не пропустить более серьезную травму. В последующем вероятность осложнений (внутричерепной гематомы) существенно уменьшается, и больной может наблюдаться амбулаторно, но при ухудшении состояния он будет быстро доставлен в больницу.

Лечение сводится лишь к симптоматической помощи. При боли назначают анальгетики, при выраженной вегетативной дисфункции — бета-блокаторы и беллатаминал, при нарушении сна — бензодиазепины. Пациентам, перенесшим легкую ЧМТ, часто назначают ноотропные средства — пирацетам по 1,6 — 3,6 г/сут, пиритинол (энцефабол) по 300—600 мг/сут, церебролизин 5—10 мл внутривенно, глицин 300 мг/сут под язык. При наличии раны, проводится ее ревизия, обработка, назначаются антибактериальные средства и проводится профилактика столбняка.

Лечение тяжелой ЧМТ сводится главным образом к предупреждению вторичного повреждения мозга и включает следующие меры:

1) поддержание проходимости дыхательных путей (очищение от слизи полости рта и верхних дыхательных путей, введение воздуховода, наложение трахеостомы). При умеренном оглушении в отсутствие нарушений дыхания назначают кислород через маску или назальный катетер.

2) стабилизация гемодинамики, при значительном повышении АД назначают гипотензивные средства.

3) при подозрении на гематому показана незамедлительная консультация нейрохирурга;

4) предупреждение и лечение внутричерепной гипертензии — введение маннитола и других осмотических диуретиков (лазикс);

5) при выраженном возбуждении вводят оксибутират натрия, галоперидод;

6) при эпилептических припадках внутривенно вводят реланиум (2 мл 0,5% раствора внутривенно), после чего сразу же назначают противоэпилептические препараты внутрь (карбамазепин, 600 мг/сут);

7) питание больного (через назогастральный зонд) обычно начинают на 2-й день;

8) антибиотики назначают при развитии менингита или профилактически при открытой черепно-мозговой травме (особенно при ликворной фистуле);

9) хирургическое вмешательство заключается в трепанации черепа, люмбальной пункции.

Источник

Алгоритм оказания неотложной помощи:

Оценить состояние пострадавшего:

Если он в сознании: переложить по команде на носилки на спину, подложить под голову ватно-марлевый круг или подушку (приподнять голову на 10°) или использовать транспортную шину для головы.

Если без сознания: проверить проходимость верхних дыхательных путей, а при необходимости восстановить, уложить в устойчивое боковое положение.

Приложить холод к голове.

Во время транспортировки контролировать состояние пациента (АД, пульс, ЧДД) каждые 10 мин.Госпитализировать в нейрохирургическое отделение.

Все пациенты с ЧМТ, за исключением повреждений мягких тканей, госпитализируются в нейрохирургическое отделение, так как нуждаются в специализированном лечении. Большая роль отводится консервативному лечению, в котором сестринский уход имеет первостепенное значение.

Медицинская сестра обеспечивает:

Соблюдение пациентом строгого, постельного режима от 10—14 дней до нескольких недель, месяцев (в зависимости от тяжести повреждения); удлинение физиологического сна, введение аминазина, димедрола по назначению врача.

Проведение дегидратационной терапии: введение гипертонических растворов (40 %-ной глюкозы, 10 %-ного натрия хлорида, 25 %-ного магния сульфата) и мочегонных препаратов (лазекс, манитол) под контролем диуреза. В последние годы для дегидратационной терапии используются гормоны и ганглиоблокаторы.

Подготовку пациента к люмбальной пункции: медсестра проводит индивидуальную беседу для снятия психоэмоционального напряжения; готовит операционное поле в поясничной области; накануне ставит очистительную клизму, а перед пункцией напоминает пациенту о необходимости опорожнить мочевой пузырь для профилактики пареза сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря. За 10—15 мин до процедуры вводит 5 % раствор эфедрина или 20 % раствор кофеина для профилактики гипотензии.

Профилактику вторичного инфицирования при открытых ЧМТ: введением антибиотиков, а при переломах основания черепа дополнительно ежедневной сменой турунд в наружных слуховых проходах или передних носовых ходах. Запрещается промывать полость носа и уха! Турунды вводятся путем легкой тампонады.

Симптоматическое лечение: введением анальгетиков при головной боли; амидопирина с анальгином при высокой температуре по назначению врача.

Инфузионную терапию: внутривенным введением комбинированных литических смесей, 20 % раствора оксибутирата натрия при тяжелых формах ЧМТ (ушиб головного мозга).

Уход за тяжелобольным: подача пузыря со льдом к голове в первые дни; кормление пациента (бессолевая диета с ограничением жидкости); гигиенические процедуры; уход за катетерами (подключичный, мочевой) и трахеостомой; профилактика пневмоний.

Постоянный контроль над состоянием пациента: измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела, водного баланса.

Сестринский уход за больными с ЧМТ в послеоперационном периоде.

После трепанации черепа транспортировку из операционной, перемещение пациента на каталку, а затем в постель следует проводить осторожно. Один человек должен придерживать голову двумя руками.

Медицинская сестра по рекомендации врача обеспечивает положение в постели с учетом локализации проведенной операции. Если больной оперировался сидя (задняя черепная ямка), то полусидящее положение в течение 4—6 ч, затем — на боку, слегка повернув пациента на живот. После трепанации свода черепа — положение на спине или на боку, противоположном стороне операции.

Читайте также:  После ушиба шатается зуб

Медицинская сестра постоянно ведет наблюдение за показаниями монитора, чтобы не пропустить остановку дыхания и сердца. Следит за состоянием зрачков и об изменениях докладывает врачу. После экстубации пациенту нужно дать глоток воды для определения возможности глотания. При одностороннем парезе глоточного нерва попросить пациента улыбнуться или оскалить зубы для определения стороны поражения, а проверку акта глотания проводить в положении на здоровом боку. До восстановления глотательного рефлекса сбалансированное питание проводится через назогастральный зонд. При нарушении кашлевого рефлекса проводить санацию трахеобронхиального дерева с соблюдением правил асептики (раздельная санация одноразовым катетером). После трепанации черепа накладываются многослойные асептические повязки, которые закрепляются бинтовой повязкой — «чепец». Медсестра постоянно наблюдает за повязкой, предупреждает ее намокание, своевременно обеспечивает инструментальную перевязку для профилактики вторичного инфицирования. Помните! Во время перевязки один помощник должен фиксировать голову пациента.

Медицинская сестра контролирует мочеиспускание, дефекацию, обеспечивает профилактику трофических расстройств, пневмонии и осуществляет гигиенические процедуры.

Источник

Сестринский процесс

На 1-м этапе сестринского процесса медсестра собирает анамнез, выясняет обстоятельства травмы, если пациент в сознании. Если же он в бессознательном состоянии, то сведения о травме можно получить от очевидцев травмы. При сборе анамнеза в приемном отделении сведения о травме могут дать лица, доставившие больного в стационар.

При осмотре головы и лица медсестра может обнаружить наличие ссадин, ран, дефектов кости, гематом, истечение спинномозговой жидкости (ликвора) из носа, ушей. Изменение формы лица может быть следствием вывиха нижней челюсти, переломов челюстей, об этом свидетельствует также нарушение смыкания зубов. При обследовании у пострадавшего следует определить наличие сознания, зрачковых и роговичных рефлексов, характер дыхания, пульса, измерить АД. Пальпация костей свода черепа, лица проводится очень осторожно. Вдавления, западения, крепитация, ненормальная подвижность свидетельствуют о переломе.

Это позволяет сформулировать сестринский диагноз (2-й этап сестринского процесса).

Физиологические проблемы пациента:

  • · головная боль;
  • · потеря сознания;
  • · амнезия;
  • · расстройство рефлексов (зрачковых, роговичных);
  • · расстройство слуха;
  • · расстройство зрения;
  • · расстройство речи;
  • · нарушение прикуса;
  • · деформация костей головы;
  • · крепитация;
  • · парезы, параличи;
  • · изменение частоты пульса (брадикардия или тахикардия);
  • · изменение величины АД;
  • · расстройство дыхания.

Психологические проблемы пациента:

  • · раздражительность или депрессия;
  • · дефицит общения;
  • · дефицит знаний о последствиях травмы;
  • · страх смерти.

На 3-м этапе сестринского процесса ставится цель и составляется план сестринских вмешательств.

  • 4-й этап сестринского процесса посвящен выполнению плана сестринского ухода с учетом места нахождения пациента. Так, на месте происшествия медсестра планирует оказание доврачебной помощи и осуществляет ее в соответствии с алгоритмами действий. В нейрохирургическом отделении ЛПУ готовит пациентов к специальным методам исследования:
  • 1) Спинномозговой пункции.
  • 2) Краниография.
  • 3) Компьютерной томографии.
  • 4) ЭЭГ.
  • 5) Ультразвуковой эхоэнцефалографии.

Все пациенты с ЧМТ должны осматриваться невропатологом и окулистом. Пациенты с челюстно-лицевой травмой госпитализируются в отделение челюстно-лицевой хирургии. Медсестра составляет план предоперационной подготовки, послеоперационного ухода за пациентами, которые нуждаются в оперативном вмешательстве, и выполняет запланированные сестринские вмешательства.

После этого медсестра оценивает результат своих действий (5-й этап сестринского процесса).

Ранение мягких тканей отличает сильное кровотечение из-за хорошего кровоснабжения. При этом повреждаются: кожа, апоневроз, мышцы и надкостница. Могут возникнуть скальпированные раны.

Приоритетные проблемы пациента: кровотечение, особенно обильное при резаных и рубленых ранах; зияние; боль.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • · Остановить кровотечение.
  • · Наложить асептическую повязку.
  • · Приложить холод к месту ранения.
  • · Обезболить при обширных ранах.
  • · Транспортировать в ЛПУ (положение — лежа на спине с приподнятой на 10° головой).

Транспортная иммобилизация головы. В ЛПУ медсестра обеспечивает проведение ПХО с наложением швов и профилактику столбняка.

Экстрадуральное ранение — это более глубокая травма, так как повреждаются еще и кости черепа. Часто сопровождается контузией мозга, кровоизлияниями. Это ранение не является проникающим, так как не нарушается целостность твердой мозговой оболочки — границы полости черепа.

Интрадуральная травма — это проникающее в полость черепа ранение, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки. В связи с обширными разрушениями вещества мозга и повреждением жизненно важных центров продолговатого мозга эти ранения часто являются смертельными. Тяжесть ранения объясняется повышением внутричерепного давления и поражением ядер черепно-мозговых нервов.

Сестринский диагноз ставится на основании осмотра и обследования. Медсестра выявляет местные повреждения, общемозговые и очаговые симптомы и формулирует проблемы пациента.

Приоритетные проблемы пациента на месте повреждения обильное кровотечение; вытекание ликвора и разрушенного вещества мозга (детрита); наличие пулевых отверстий.

Приоритетные проблемы пациента, обусловленные повышенным внутричерепным давлением: потеря сознания; психомоторное возбуждение; брадикардия; рвота; ригидность затылочных мышц и мышц конечностей; непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

Позднее присоединяются проблемы, обусловленные поражением черепно-мозговых нервов: асимметрия лица; нарушение речи; слуха; вкуса; обоняния; глазодвигательных функций; парезы; параличи. По яркости общемозговых симптомов составляется прогноз жизни, а по очаговым симптомам — прогноз инвалидности.

Потенциальные проблемы пациента связаны с проникновением инфекции в полость черепа и головной мозг: риск возникновения менингита, абсцесса.

Алгоритм доврачебной помощи:

  • · Временная остановка кровотечения.
  • · Освободить шею пострадавшего от давления воротником.
  • · Наложить асептическую повязку (при выбухании мозгового вещества — с «бубликом»),
  • · Оценить состояние пострадавшего:
  • · если он в сознании: переложить на носилки на спину, подложить под голову ватно-марлевый круг или подушку (приподнять голову на 10°);
  • · если без сознания: проверить проходимость верхних дыхательных путей, при необходимости восстановить; уложить в устойчивое боковое положение.
  • · Приложить холод к месту ранения.
  • · Провести обезболивание и простейшие противошоковые мероприятия при обширных ранах.
  • · Транспортировать в ЛПУ.
  • · Во время транспортировки:
  • · обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;
  • · регистрировать состояние пациента (пульс, АД, ЧДД) каждые 10 мин.

Сестринская помощь при переломах костей черепа.

Переломы костей черепа делятся на переломы свода и основания.

Сестринский уход при ушибах головыСестринский уход при ушибах головыСестринский уход при ушибах головыСестринский уход при ушибах головыСестринский уход при ушибах головы

Переломы свода черепа — возникают от прямой травмы, они могут быть закрытые и открытые (при наличии раны). Проблемы пациента при закрытых переломах: потеря сознания; локальная болезненность; гематома; деформация. Проблемы пациента при открытых переломах: дефект кожи; зияние; кровотечение; вдавление или подвижность кости.

Переломы основания черепа — возникают от непрямой травмы: удар головой о дно водоема, приземление на ноги при падении с высоты. Это тяжелая открытая травма черепа, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки, и инфекция может проникнуть в полость черепа из носа, придаточных пазух, слуховых проходов. Приоритетные проблемы пациента: истечение ликвора вначале с примесью крови, затем прозрачного; появление кровоподтеков через 1—2 дня после травмы. Место истечения спинномозговой жидкости и появление кровоподтеков зависит от локализации перелома. Признаки перелома основания черепа по локализации (см. приложение 9)

Потенциальные проблемы пациента: риск инфицирования головного мозга и его оболочек, утрата трудоспособности и инвалидизация, смерть из-за асфиксии.

Особенности оказания неотложной помощи при переломах основания черепа: выполнить легкую тампонаду наружного слухового прохода или передних носовых ходов в зависимости от локализации повреждения.

Читайте также:  Ушиб головы и мумие

Сестринская помощь при закрытых травмах черепа

Закрытые виды ЧМТ — это сотрясение головного мозга, причина — удар или падение, вызывающие точечные кровоизлияния в мозговое вещество; ушиб головного мозга, причина — удар мозговой ткани о черепную коробку, при этом разрушаются участки мозговой ткани (разрыв, размягчение, кровоизлияние); сдавление головного мозга происходит за счет внутричерепного кровоизлияния, отека мозга или давления отломками кости.

Диагностика повреждений головного мозга порой затруднительна даже для врачей. При закрытой ЧМТ проблемы пациента формулируются медсестрой на основании общемозговых и очаговых симптомов.

Источник

Îáùèå ñâåäåíèÿ î ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå è êëàññèôèêàöèÿ òðàâì ãîëîâû. Ñèìïòîìû çàêðûòîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû. Îñîáåííîñòè óõîäà çà áîëüíûìè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè íà ïðèìåðå ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòàìè òðàâìàòîëîãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Íàçíà÷åíèÿ:

1. ñòîë ¹ 10.

2. Sol. Proserini 0,05% 1,0 ml 2 ðàçà âäåíü â/ì

3. Sol. Oxacillini 2,0 õ 4 ðàçà â äåíü â/â

4. Sol. Analgini 50% — 2,0

Sol. Dimedroli 1% — 1,0 â îäíîì øïðèöå 3 ðàçà â äåíü â/â

5. Sol. Thiaminichloride 2,5% — 1 ml ðàç â äåíü â/ì

6. Sol. Calciichloridi 10% 10 ml â/â

7. ïåðåâÿçêà.

8. Ïðîâåñòè ÝÊÃ

16.04.15ã.

Ñàìî÷óâñòâèå íà ôîíå ïðîâîäèìîé òåðàïèè õîðîøåå.

Áåñïîêîÿò óìåðåííûå áîëè â îáëàñòè ïîñëåîïåðàöèîííîé ðàíû, îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, t — 36,9Ñ.

Îáúåêòèâíî: îáùåå ñîñòîÿíèå ñòàáèëüíîå. Ïîëîæåíèå àêòèâíîå. Êîæíûå ïîêðîâû è âèäèìûå ñëèçèñòûå ÷èñòûå. Äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, ñèììåòðè÷íîå, ïðîâîäèòñÿ âî âñå îòäåëû ëåãêèõ. Äîïîëíèòåëüíûõ äûõàòåëüíûõ øóìîâ íå âûÿâëåíî.

×Ä = 19 â ìèíóòó. Òîíû ñåðäöà ÿñíûå, ðèòìè÷íûå. ÀÄ = 125/85 ìì ðò. ñò. ×ÑÑ = 80 â ìèíóòó.

Æèâîò ïðè ïàëüïàöèè ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Àïïåòèò ñîõðàíåí.

Îïåðàöèîííàÿ ðàíà äëèííîé 15ñì. Íàëîæåíî 14 øâîâ. Êðàÿ ðàíû ãèïåðåìèðîâàíû, ïëîòíî ñîïîñòàâëåíû. Íàëè÷èå âîñïîëåíèÿ è íàãíîåíèÿ íå íàáëþäàåòñÿ. Êðàÿ ðàíû îáðàáîòàíû.

Ñòóë îôîðìëåííûé. Äèóðåç áåç îñîáåííîñòåé.

Íàçíà÷åíèÿ

1.ñòîë ¹ 10.

2. Sol. Proserini 0,05% 1,0 ml 2 ðàçà âäåíü â/ì

3.Sol. Thiaminichloride 2,5% — 1 ml ðàç â äåíü â/ì

4 Sol. Calciichloridi 10% 10 ml â/â

5.ïåðåâÿçêà.

6.îòìåíèòü àíòèáèîòèêè è àíàëüãèí ñ äèìåäðîëîì.

22.04.14ã.

Ñàìî÷óâñòâèå íà ôîíå ïðîâîäèìîé òåðàïèè õîðîøåå.

Æàëîá íåò, îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, t — 36,6Ñ.

Îáúåêòèâíî: îáùåå ñîñòîÿíèå ñòàáèëüíîå. Ïîëîæåíèå àêòèâíîå. Êîæíûå ïîêðîâû è âèäèìûå ñëèçèñòûå ÷èñòûå. Äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, ñèììåòðè÷íîå, ïðîâîäèòñÿ âî âñå îòäåëû ëåãêèõ. Äîïîëíèòåëüíûõ äûõàòåëüíûõ øóìîâ íå âûÿâëåíî.

×Ä = 18 â ìèíóòó. Òîíû ñåðäöà ÿñíûå, ðèòìè÷íûå. ÀÄ = 120/80 ìì ðò. ñò. ×ÑÑ = 78 â ìèíóòó.

Æèâîò ïðè ïàëüïàöèè ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé. Àïïåòèò ñîõðàíåí.

Îïåðàöèîííàÿ ðàíà äëèííîé15 ñì. Øâû ñíÿòû. Çàæèâëåíèå ïåðâè÷íûì íàòÿæåíèåì. Øîâ áåç îñîáåííîñòåé, îáðàáîòàí.

Ñòóë îôîðìëåííûé. Äèóðåç áåç îñîáåííîñòåé.

Íàçíà÷åíèÿ:

1.ñòîë ¹ 10

2. Sol. Thiaminichloride 2,5% — 1 ml ðàç â äåíü â/ì

3. ïåðåâÿçêà.

Ãîòîâèòñÿ ê âûïèñêå.

Ïàöèåíò¹3.

1. Ô. È. Î.

2. Âîçðàñò

3. Îáðàçîâàíèå

4. Ìåñòî ðàáîòû

5.Àäðåñ ìåñòà æèòåëüñòâà

6. Äàòà ïîñòóïëåíèÿ áîëüíîãî â îòäåëåíèå: 21.04.2014ã. 9.30

7. Äèàãíîç ïðè ïîñòóïëåíèè Îòêðûòàÿ òÿæåëàÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà òÿæåëîé ñòåïåíè.

8. Äèàãíîç êëèíè÷åñêèé Îòêðûòàÿ òÿæåëàÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà òÿæåëîé ñòåïåíè. Ñî ñäàâëåíèåì îñòðîé âíóòðèìîçãîâîé ãåìàòîìîé ñëåâà. Ïåðåëîì îñíîâàíèÿ ÷åðåïà ñëåâà. Îòîãåìàëèêâîðåÿ ñëåâà. Àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå.

9. Îïåðàöèÿ: Ðåçåêöèîííàÿ òðåïàíàöèÿ ÷åðåïà ñëåâà. Ðåçåêöèÿ ìåæîáîëî÷åííûõ ïðîñòðàíñòâ ñëåâà, óäàëåíèå ãåìàòîìû.

10.Îñëîæíåíèÿ: ìîçãîâàÿ êîìà II ñòåïåíè.

11. Ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ íåò

Îáîñíîâàíèåäèàãíîçà.

Äèàãíîç âûñòàâëåí íà îñíîâàíèè æàëîá, ñî ñëîâ âðà÷à ñêîðîé ïîìîùè íà îòñóòñòâèå ñîçíàíèÿ, íàëè÷èå ïîäêîæíîé ãåìàòîìû â òåìåííîé îáëàñòè ñëåâà; àíàìíåçà: ñî ñëîâ âðà÷à ñêîðîé ïîìîùè íàéäåí íà óëèöå â êàíàâå âîçëå êàôå 21.04.14ã îêîëî 10÷àñîâ, â ìîçãîâîé êîìå ñî ñëåäàìè ×ÈÒ íà ãîëîâå. Äîñòàâëåí ñêîðîé ïîìîùüþ â ïðèåìíîå îòäåëåíèå ÃÓÇ «Äóëüäóðãèíñêàÿ ÖÐÁ». Ïðè ÝõîÝã ñìåùåíèåì ñðåäèííûõ ñòðóêòóð ñëåâà íàïðàâî íà 3ìì. Îáúåêòèâíûõ äàííûõ ( ñîñòîÿíèå òÿæåëîå, ñîçíàíèå êîìà, OD<OS, íà ãîëîâå èìååòñÿ ïîäêîæíàÿ ãåàìàòîìà, êðîâîïîäòåê â òåìåííîé îáëàñòè ñëåâà, áðàäèêàðäèÿ). Ïîêàçàíî ýêñòðåííîå îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî: Ðåçåêöèîííàÿ òðåïàíàöèÿ ÷åðåïà ñëåâà. Ðåçåêöèÿ ìåæîáîëî÷åííûõ ïðîñòðàíñòâ ñëåâà, óäàëåíèå ãåìàòîìû.

Ñîãëàñèå áðàòà áîëüíîãî íà îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî ïîëó÷åíî.

ËÅ×ÅÍÈÅ

Ýêñòðåííàÿ îïåðàöèÿ: Ðåçåêöèîííàÿ òðåïàíàöèÿ ÷åðåïà ñëåâà. Ðåçåêöèÿ ìåæîáîëî÷åííûõ ïðîñòðàíñòâ ñëåâà, óäàëåíèå ãåìàòîìû.

Ïîñëåîïåðàöèîííûåíàçíà÷åíèÿ

1. ñòîë 0.

2. ðåæèì ïîñòåëüíûé.

3. Sol. Proserini 0,05% 1,0 ml 2 ðàçà âäåíü â/ì ¹10

4. Sol.Oxacillini2,0 õ 4ðàçà â äåíü â/â

5. Sol.Analgini 50% — 2,0

Sol. Dimedroli 1% — 1,0 â îäíîì øïðèöå 3 ðàçà â äåíü â/â

6. Sol. Calciichloridi 10% 10 ml â/â ¹5

7. Sol. Promedoli 2% 1,0 ìë

8. Sol. Thiaminichloride 2,5% — 1 ml ðàç â äåíü â/ì

22.04.15ã.

Ñîñòîÿíèå òÿæåëîå. Êîìà. Êîæà ÷èñòàÿ. Äûõàíèå ÈÂË Sp02- 96%. ñåðäå÷íûå òîíû ðèòìè÷íûå ×ÑÑ 97. ÀÄ 140/80. Æèâîò íå âçäóò. Ìî÷à ÷åðåç êàòåòåð ñâåòëàÿ, äèóðåç ñîõðàíåí.

Íàçíà÷åíèÿ:

1. ñòîë ¹1

2. Ðåæèì ïîñòåëüíûé

3. Âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé.

4. Êàæäûå 2 ÷àñà ìåíÿòü ïîëîæåíèå áîëüíîãî Ñèìñà.

5.Ïðè íàëè÷èè ëèêâîðåè â íîñîâûå õîäû âäóâàþò 2-3 ðàçà â ñóòêè àíòèáèîòèêè èëè ñìåñü ñóëüôàíèëàìèäîâ.

6. Ïîëîñòü ðòà ñàíèðóþò êàòåòåðîì, ò.å. èäåò ðàçäåëüíàÿ ñàíàöèÿ.

7. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ âèáðàöèîííûé ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà (àêòèâíàÿ è ïàññèâíàÿ). Èñïîëüçóþò êèñëîðîäíóþ òåðàïèþ. Óâëàæíåííûé êèñëîðîä ïîäàåòñÿ ÷åðåç êàòåòåð â òðàõåîñòîìè÷åñêóþ èëè èíòóáàöèîííóþ òðóáêó.

8. Ïðîôèëàêòèêà ïíåâìîíèè íà÷èíàåòñÿ ñ ïåðâûõ æå ÷àñîâ. Îíà âêëþ÷àåò: ïðåäóïðåæäåíèå àñïèðàöèè æèäêèõ ñðåä, ïîïàäàþùèõ â ðîò, è ïîääåðæàíèå äðåíàæíîé ôóíêöèè òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà.

9. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âòîðè÷íîãî èíôèöèðîâàíèÿ ëåãêèõ ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà îáÿçàíà ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà àñåïòèêè ïðè ðàáîòå ñ êàòåòåðàìè, èíñòðóìåíòàìè, ðàñòâîðàìè, ââîäèìûìè â òðàõåþ. Âñå îíè äîëæíû áûòü ñòåðèëüíûìè è èíäèâèäóàëüíûìè.

10. Ïðîôèëàêòèêà ïàðîòèòà âêëþ÷àåò òùàòåëüíûé òóàëåò çà ïîëîñòüþ ðòà, íîñîãëîòêè, êîòîðûé ïðîâîäèòñÿ íåñêîëüêî ðàç â äåíü.

11. Êîðìëåíèå ïàöèåíòà: ïàðåíòåðàëüíîå — ÷åðåç íàçîãàñòðàëüíûé çîíä äî âîññòàíîâëåíèÿ ãëîòàòåëüíîãî ðåôëåêñà.

12. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïðîëåæíåé èñïîëüçóþòñÿ ïðîòèâî-ïðîëåæíåâûå ìàòðàöû, ðåçèíîâûå êðóãè, «áóáëèêè»; îñóùåñòâëÿåòñÿ óõîä çà êîæåé.

13. Êîíòðîëü çà ìî÷åèñïóñêàíèåì è ñâîåâðåìåííûì îïîðîæíåíèåì êèøå÷íèêà. Îñîáîé îñòîðîæíîñòè òðåáóåò ñìåíà áåëüÿ, âûïîëíåíèå ïðîöåäóð, ò. ê. íàðóøåíèå ïîêîÿ äëÿ ýòèõ áîëüíûõ ÷ðåâàòî âîçìîæíûìè îñëîæíåíèÿìè.

14. Âûïîëíåíèå ïåðåâÿçêè.

15. Êàæäûé ÷àñ ñëåäèòü çà ãåìîäèíàìèêîé.

16. Íàáëþäåíèå çà ñîñòîÿíèåì êàòåòåðîâ (ïîäêëþ÷è÷íûõ, âíóòðèâåííûõ, ìî÷åâîé).

25.04.15ã.

Ñîñòîÿíèå òÿæåëîå. Ñîçíàíèå — ìåäèêàìåíòîçíàÿ ïëåãèÿ. Êîæà ÷èñòàÿ. Òåìïåðàòóðà òåëà 37.8 Ñ.

Ïàöèåíò ïåðåâåäåí â ñïåöèàëèçèðîâàííîå íåéðîõèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå â ã. ×èòà.

Çàêëþ÷åíèå

×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ òÿæ¸ëûõ òðàâì, ïîýòîìó íåîáõîäèìû çíàíèÿ î å¸ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ, îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè è óõîäå çà ïàöèåíòîì â òå÷åíèå âñåãî åãî íàõîæäåíèÿ â ñòàöèîíàðå.

Âî èçáåæàíèå äàííîé òðàâìû ñëåäóåò ó÷èòûâàòü: Ïðè ÄÒÏ ñîáëþäåíèå ïðàâèë äîðîæíîãî äâèæåíèÿ è áåçîïàñíîñòè.

Ïðè ñïîðòèâíîé òðàâìå ýòî îáó÷åíèå ñïîðòñìåíîâ ïàäåíèþ, íîøåíèå çàùèòíûõ ñðåäñòâ, îáó÷åíèå (â áîêñå è ðóêîïàøíîì áîå) ìåòîäàì ïàññèâíîé è àêòèâíîé çàøèòû îò óäàðîâ.

Ïðè ïðîèçâîäñòâåííîé òðàâìå ýòî ñîáëþäåíèå ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè.

Читайте также:  Как долго болит ушиб ногтя

Öåëüþ èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ àíàëèç ñîñòàâëÿþùèõ ñåñòðèíñêîé äåÿòåëüíîñòè è îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïî óõîäó çà áîëüíûìè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà. Ïðè ýòîì áûëè ðåøåíû âñå ïîñòàâëåííûå çàäà÷è: ïðîàíàëèçèðîâàíà íàó÷íàÿ ëèòåðàòóðà ïî òåìå ðàáîòû è èçó÷èëà èñòîðèè áîëåçíè ïàöèåíòîâ òðàâìàòîëîãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ; ïðîâåëè àíàëèç ñòàòèñòè÷åñêèõ äàííûõ ïî òðàâìàòèçìó íà áàçå Àãèíñêîé îêðóæíîé áîëüíèöû; èçó÷èëè îñîáåííîñòü óõîäà çà áîëüíûìè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè íà ïðèìåðå ñåñòðèíñêîãî óõîäà çà ïàöèåíòàìè òðàâìàòîëîãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.

Ñâîåâðåìåííî è ïðàâèëüíî îêàçàííûé ñåñòðèíñêèé óõîä ïðè ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå ïîçâîëèò óëó÷øèòü âûçäîðîâëåíèå, ðåàáèëèòàöèþ è óìåíüøèòü èíâàëèäèçàöèþ áîëüíûõ.

 êà÷åñòâå âûâîäà íåîáõîäèìî ñêàçàòü î ïðîãíîçå è ïîñëåäñòâèÿõ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû. Ïðîãíîç ïðè ëåãêîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå (ñîòðÿñåíèå, óøèá ìîçãà ëåãêîé ñòåïåíè) îáû÷íî áëàãîïðèÿòíûé è ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî áîëüíûõ ïîëíîñòüþ âûçäîðàâëèâàþò, åñëè ïîñòðàäàâøèé ñîáëþäàåò ðåêîìåíäîâàííûé åìó ðåæèì ëå÷åíèÿ è ïîâåäåíèÿ.

Ïðè ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå ñðåäíåé òÿæåñòè (óøèá ìîçãà ñðåäíåé ñòåïåíè) ÷àñòî óäàåòñÿ äîáèòüñÿ âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîâîé è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ïàöèåíòîâ. Ïðè òÿæåëîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå (óøèá ìîçãà òÿæåëîé ñòåïåíè, ñäàâëåíèå ìîçãà, îòêðûòûõ ïîâðåæäåíèé ÷åðåïà) ëåòàëüíîñòü äîñòèãàåò 45-60%. Ñâîåâðåìåííîå óäàëåíèå ãåìàòîìû ñïàñàåò áîëüíûì æèçíü, íî âûæèâøèå ÷àñòî îñòàþòñÿ èíâàëèäàìè. Ó íèõ íàáëþäàþòñÿ ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ýïèëåïòè÷åñêèå ïðèïàäêè, ãðóáûå äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ.

Óõîä çà áîëüíûìè ñ òÿæ¸ëîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäóïðåæäåíèè ïðîëåæíåé è ãèïîñòàòè÷åñêîé ïíåâìîíèè (ïîâîðà÷èâàíèå áîëüíîãî â ïîñòåëè, ìàññàæ, òóàëåò êîæè, áàíêè, ãîð÷è÷íèêè, îòñàñûâàíèå ñëþíû è ñëèçè èç ïîëîñòè ðòà, ñàíàöèÿ òðàõåè).Äàæå ïðè ë¸ãêîé è ñðåäíåé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå ïîñëåäñòâèÿ äàþò çíàòü î ñåáå â òå÷åíèå ìåñÿöåâ èëè ëåò. Òàê íàçûâàåìûé «ïîñòòðàâìàòè÷åñêèé ñèíäðîì» õàðàêòåðèçóåòñÿ ãîëîâíîé áîëüþ, ãîëîâîêðóæåíèåì, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, íàðóøåíèÿìè ïàìÿòè. Îá èñõîäàõ ìîæíî ãîâîðèòü ÷åðåç 1 ãîä ïîñëå ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû, òàê êàê â äàëüíåéøåì êàêèõ-ëèáî ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé â ñîñòîÿíèè áîëüíîãî íå ïðîèñõîäèò. Ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ âêëþ÷àþò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó, ôèçèîòåðàïèþ, ïðè¸ì íîîòðîïíûõ, ñîñóäèñòûõ è ïðîòèâîñóäîðîæíûõ ïðåïàðàòîâ, âèòàìèíîòåðàïèþ.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1.Áàðàíîâ Î.Ï. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ òðàâìàòèçìà íàñåëåíèÿ êðóïíîãî àãðîïðîìûøëåííîãî ðåãèîíà // Çäðàâîîõðàíåíèå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. 2004. ¹ 6. Ñ. 41-43.

2.Áàðûêèíà Í.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî â õèðóðãèè: ó÷åá.ïîñîáèå / Í.Â. Áàðûêèíà, Â.Ã. Çàðÿíñêàÿ. èçä. 10-å.- Ðîñòîâ í/ Ä: Ôåíèêñ, 2010. 447 ñ.: èë.-(Ñðåäíåå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàíèå).

3. Áàðûêèíà Í.Â. Òðàìàòîëîãèÿ äëÿ ìåäèöèíñêèõ êîëëåäæåé / Í.Â.Áàðûêèíà; ïîä ðåä. Á.Â. Êàáàðóõèíà. Èçä. 2-å, ïåðåðàá. È äîï. Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2007. 318,[1] ñ.: èë. (Ìåäèöèíà).

4. Äðàëþê Ì.Ã. ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ì.Ã. Äðàëþê, Í.Ñ. Äðàëþê, Í.Â.Èñàåâà. Ðîñòîâ-íà-äîíó: Ôåíèêñ, 2006. 192 ñ.

5. Êëèíè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ïî ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå. Òîì 1 / Ïîä ðåä. À.Í.Êîíîâàëîâà, Ë.Á. Ëèõòåðìàíà, À.À.Ïîòàïîâà. Ì.: Àíòèäîð, 1998.

6. Êîíäàêîâ Å.Í. ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé íåñïåöèàëèçèðîâàííûõ ñòàöèîíàðîâ / Å.Í.Êîíäàêîâ, Â.Â.Êðèâåöêèé. Ì.: Ìåäèöèíà, 2002.

7.Èâàíîâà, Â.È. Ê âîïðîñó î êà÷åñòâå æèçíè ñåñòåð-ðóêîâîäèòåëåé / Â.È. Èâàíîâà, Ò.Â. Ìàòâåé÷èê // Àêòóàëüíûå âîïðîñû àíòðîïîëîãèè: Ñáîðíèê íàó÷íûõ òðóäîâ. Âûï.4. Ìèíñê, Áåëàðóñêàÿ íàâóêà. 2009. Ñ. 326-331.

8. Ëàòûøåâà Â.ß. ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà: êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå. Ó÷åá.ïîñîáèå / Â.ß.Ëàòûøåâà, Ì.Â.Îëèçàðîâè÷, Â.Ë.Ñà÷êîâñêèé. Ìèíñê: Âûøýéøàÿ øêîëà, 2005.

. Ëèõòåðìàí Ë.Á., Ïîòàïîâ À.À. ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà. Êðàòêàÿ Ìåäèöèíñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ / Ë.Á.Ëèõòåðìàí, À.À.Ïîòàïîâ. Ì.: Èçä-âî Ñîâåòñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ, 1995.

10. Ìåðêóëîâ Ñ.Å. Ñîöèàëüíî-ãèãèåíè÷åñêèå àñïåêòû òðàâìàòèçìà ãîðîäñêîãî íàñåëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîãî âîçðàñòà: Àâòîðåô. äèññ. êàíä. ìåä.íàóê. Ì., 2008. 29 ñ.

11.Ìàòâåé÷èê. Ò.Â. Óïðàâëåíèå ñåñòðèíñêèì ïðîöåññîì â ñòàöèîíàðå: ìîíîãðàôèÿ / Ò.Â. Ìàòâåé÷èê, Ý.Ý. Âàëü÷óê, Ñ.À.Êóíèöêàÿ (ñîàâò.1 ãë.) (ïîä ðóêîâîäñòâîì ä.ì.í., ïðîô. Ý.À. Âàëü÷óêà)- Ìèíñê, 2009. 216 ñ.

12. «Îðãàíèçàöèÿ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ó áîëüíûõ ñ õèðóðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè» Ìåä. Ïîìîùü 1996 ¹3 Ñ. 17-19.

13. Ï. Áåéåð, Þ. Ìàéåðå, Ï. Ñâåðèíãåí, Ä. Ðîññ, Ñ. Ñìåëüòöåð, Á. Áýð, ß. Ýëëèñ, Ñ. Õàðòëèí, Ñ. Ðàíêèí, Ê. Ñòàëëèíãñ, Ô. Ëîäîí. Òåîðèÿ è ïðàêòèêà ñåñòðèíñêîãî äåëà â äâóõ òîìàõ (Ò.I): Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ïåð. ñ àíãë./ Ïîä ðåä. Ñ.Â. Ñòóïèíà, Â.À. Ñàðêèñîâîé. Ì.: ÔÃÎÓ «ÂÓÍÖÌ Ðîñçäðàâà», 2008. 800 ñ.

14. Ðåäüêî È.À. Ñîâðåìåííûå ñîöèàëüíî-ãèãèåíè÷åñêèå è êëèíè÷åñêèå îñîáåííîñòè áûòîâîãî òðàâìàòèçìà: Àâòîðåô. äèññ. äîêòîðà ìåä.íàóê. Ì., 2007. 50 ñ.

15. Ñòàíäàðòû ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåäñåñòðû Ðîññèè òîì I — II.

16. Ñïðàâî÷íèê ïî íåîòëîæíîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè Ñîñò. Â.È. Áîðîäóëèí.- Ì.: ÎÎÎ «Èçäàòåëüñòâî Îíèêñ»: ÎÎÎ Èçäàòåëüñòâî «Ìèð è Îáðàçîâàíèå», 2007. 560ñ.: èë. ( Ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà).

17. Ìåðêóëîâ Ñ.Å. Ñîöèàëüíî-ãèãèåíè÷åñêèå àñïåêòû òðàâìàòèçìà ãîðîäñêîãî íàñåëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîãî âîçðàñòà: Àâòîðåô. äèññ. êàíä. ìåä.íàóê. Ì., 2008. 29 ñ.

18.Öàðåíêî Ñ.Â. Íåéðîðåàíèìàòîëîãèÿ. Èíòåíñèâíàÿ òåðàïèÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû. Ãîä âûïóñêà: 2007.

Ïðèëîæåíèå 1

Ñâîäíûå äàííûå ïî íåéðîòðàâìàòèçìó ïî Äóëüäóðãèíñêîé öåíòðàëüíîé ðàéîííîé áîëüíèöå çà ïîñëåäíèå 4 ãîäà (2011-2014ãã.)

¹

Íîçîëîãè÷åñêàÿ ôîðìà

2010ã.

2011ã.

2012ã.

2013ã.

1.

Ñîòðÿñåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà

46

37

32

40

2. 2

Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà ëåãêîé ñòåïåíè

11

11

6

7

3. 3

Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà ñðåäíåé ñòåïåíè

2

5

9

11

4. 4

Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà òÿæ.ñò.(áåç ñäàâëèâàíèÿ)

1

4

10

14

5. 5

Óøèá ãîëîâíîãî ìîçãà òÿæ.ñò.(ñî ñäàâëèâàíèåì)

8

6

13

4

6. 7

Ïåðâè÷íàÿ õèðóðãè÷åñêàÿ îáðàáîòêà

17

16

16

16

7. 8

Óäàëåíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ

1

1

4

1

8. 9

Óäàëåíèå âíóòðè ÷åðåïíûõ ãåìàòîì

10

6

9

3

9. 1

÷èñëî áîëüíûõ â àëêîãîëüíîì îïüÿíåíèè

19

20

17

16

Ïðèëîæåíèå 2

Ñâîäíûå äàííûå ïî íåéðîòðàâìàòèçìó ïî Äóëüäóðãèíñêîé öåíòðàëüíîé ðàéîííîé áîëüíèöå çà ïîñëåäíèå 4 ãîäà (2011-2014ãã.)

Ïðèëîæåíèå 3

Ñâîäíûå äàííûå ïî íåéðîòðàâìàòèçìó ïî Äóëüäóðãèíñêîé öåíòðàëüíîé ðàéîííîé áîëüíèöå çà ïîñëåäíèå 4 ãîäà (2011-2014ãã.)

Ïðèëîæåíèå 4

Ñâîäíûå äàííûå ïî íåéðîòðàâìàòèçìó ïî Äóëäóðãèíêîé öåíòðàëüíîé ðàéîííîé áîëüíèöå çà ïîñëåäíèå 4 ãîäà (2011-2014ãã.)

Ïðèëîæåíèå 5

Ðèñ. 1 Êîìïüþòåðíûå òîìîãðàììû ïðè ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå, ñîïðîâîæäàþùåéñÿ êîìïðåññèåé ãîëîâíîãî ìîçãà: à — ýïèäóðàëüíàÿ ãåìàòîìà (óêàçàíà ñòðåëêîé); á — ñóáäóðàëüíàÿ ãåìàòîìà (óêàçàíà ñòðåëêîé); â — âíóòðèìîçãîâàÿ ãåìàòîìà ñ ïðîðûâîì â áîêîâûå æåëóäî÷êè (óêàçàíà ñòðåëêîé); ã — âíóòðèæåëóäî÷êîâàÿ ãåìàòîìà (IV æåëóäî÷åê, óêàçàíà ñòðåëêîé)

Ïðèëîæåíèå 6

Ðèñ. 2 Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíûå òîìîãðàììû ïðè ýïèäóðàëüíîé ãåìàòîìå: à — â ëîáíîé äîëå (àêñèàëüíûé ñðåç); á — â îáëàñòè ïîëþñà çàòûëî÷íîé äîëè (ñàãèòòàëüíàÿ ïðîåêöèÿ)

Ïðèëîæåíèå 7

Ðèñ. 3 Êîìïüþòåðíûå òîìîãðàììû ïðè òÿæåëîì óøèáå ëåâîé ëîáíîé äîëè (à, á) è äèôôóçíîì àêñîíàëüíîì ïîâðåæäåíèè ìîçãà (â): à — î÷àãîâîå ïîðàæåíèå ìîçãà, ïðîÿâëÿþùååñÿ íåîäíîðîäíûì ïîâûøåíèåì ïëîòíîñòè ìîçãà (óêàçàíî ñòðåëêîé); á — î÷àãè èíòåíñèâíîãî ãîìîãåííîãî ïîâûøåíèÿ ïëîòíîñòè â ìåñòàõ êðîâîèçëèÿíèé â âåùåñòâî ìîçãà (êðóïíûé î÷àã óêàçàí ñòðåëêîé); â — îòåê è íàáóõàíèå ìîçãà ñî ñäàâëåíèåì ëèêâîðíûõ âìåñòèëèù è ïóòåé

Ïðèëîæåíèå 8

Êëàññèôèêàöèÿ òðàâì ãîëîâû

Ïðèëîæåíèå 9

Ïðèçíàêè ïåðåëîìà îñíîâàíèÿ ÷åðåïà ïî ëîêàëèçàöèè

Íàçâàíèå ÷åðåïíî-ìîçãîâîé ÿìêè

Ìåñòî êðîâîèçëèÿíèÿ

Ìåñòî èñòå÷åíèÿ ñïèííî-ìîçãîâîé æèäêîñòè

Ïåðåäíÿÿ

Âåêè, êîíúþíêòèâà

Íîñ, ãëàçà («ñèìïòîì î÷êîâ»)

Ñðåäíÿÿ

͸áíûå äóãè

óõî

Çàäíÿÿ

Ñîñöåâèäíûé îòðîñòîê

óõî

Ïðèëîæåíèå 10

Ïîêàçàòåëü

Âèä ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà

Ñîòðÿñåíèå

Óøèá

Ñäàâëåíèå

Ñîçíàíèå

Êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ â ìîìåíò òðàâìû (ìèíóòû)

Äëèòåëüíàÿ ïîòåðÿ â ìîìåíò òðàâìû (÷àñû)

Çàòîðìîæåíî, çàòåì, ïîñëå «ñâåòëîãî ïðîìåæóòêà», äëèòåëüíàÿ ïîòåðÿ (÷àñû, ñóòêè)

Ãîëîâíàÿ áîëü

Ðàçëèòàÿ

Ðàçëèòàÿ

Ëîêàëüíàÿ

Çðà÷êè

Ðàâíîìåðíî ñóæåíû èëè ðàñøèðåíû â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ñîòðÿñåíèÿ

Ðàâíîìåðíî ñóæåíû èëè ðàñøèðåíû â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè óøèáà

Àíèçîêîðèÿ (ðàñøèðåíèå íà ñòîðîíå ñäàâëåíèÿ)

Ïóëüñ

Áðàäèêàðäèÿ,çàòåì òàõèêàðäèÿ

Áðàäèêàðäèÿ.çàòåì òàõèêàðäèÿ

Áðàäèêàðäèÿ

Íàðóøåíèå ðå÷è

Íåò

Ñðàçó ïîñëå òðàâìû

×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ,ñóòîê ïîñëå òðàâìû

Ïàðåçû, ïàðàëè÷è

Íåò

Ñðàçó ïîñëå òðàâìû

Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ, ñóòîê ïîñëå òðàâìû

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru