Шинирование при переломе бедра

При переломе бедра больного необходимо в кратчайшие сроки доставить в медицинское учреждение, так как при некорректном оказании первой помощи возможны осложнения. Для транспортировки пострадавшего следует вызвать скорую, пострадавшей конечности необходима корректная иммобилизация. До приезда медиков боли можно купировать анальгетиками.

Шинирование при переломе бедра

Для иммобилизации используют медицинскую шину или подручные материалы, из которых собирается фиксирующая конструкция. Фиксируют 3 сустава – голеностопный, коленный и тазобедренный – тремя изделиями разной длины. Первая шина проходит вдоль туловища, вторая крепится к задней поверхности бедра, третья фиксирует область от паха до стопы. Шины могут использоваться следующих видов: лестничная, пневматическая, конструкция Боллера, шина Дитерихса. Изделие не должно касаться кожи. Лучше накладывать конструкцию поверх одежды.

Оказание первой помощи

Шинирование при переломе бедра

Грамотное оказание первой помощи при повреждении бедренной кости является залогом успеха дальнейшего лечения. Вне зависимости от состояния человека, в первую очередь необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Для предотвращения болевого травматического шока используют наркотические анальгетики. Затем пострадавшего готовят к транспортировке.

Важную роль при транспортировке играет иммобилизация. Она помогает не допустить смещения отломков. Для этого накладывается специальная медицинская шина, либо нижние конечности могут быть зафиксированы с использованием подручных материалов (бинты, полотенца, элементы одежды, доски, ветки). Современные медицинские автомобили оснащаются специальными демпферными носилками – такое приспособление гасит колебания при движении автомобиля, уменьшает толчки и сотрясения.

Иммобилизация

Если повреждена любая из частей бедренной кости, при транспортировке должны быть зафиксированы одновременно три смежных сустава – тазобедренный, коленный и голеностопный.  Достигается такая фиксация при переломе путем наложения трех шин разной длинны: первая, самая длинная, фиксируется к туловищу. Проходит от подмышечной впадины вдоль туловища и ноги, немного выступает за пределы стопы. Вторая проходит по задней поверхности бедра от ягодицы до стопы. Третья – от паха до стопы. Фиксируются шины обязательно в трех точках – на уровне суставов.

При открытом переломе техника наложения средств иммобилизации схожа. Дополнительно потребуется использование жгута для остановки кровотечения, шину накладывают с фиксацией выше и ниже области перелома.

Виды шин

Шинирование при переломе бедра

Специальные медицинские средства иммобилизации отличаются не только особенностями конструкции, но и материалами (металлическая проволока, деревянные рейки, пластик, картон), размерами, принципом действия (различают шины фиксирующие и с функцией вытяжения). В теплое время года применяется гипсовая лангета. Ознакомимся подробнее с некоторыми видами:

  • Лестничная – своим внешним видом напоминает веревочную лестницу, изготовленную из проволоки. Безусловным преимуществом является гибкость, благодаря физическим свойствам материала такая шина может быть отмоделирована по форме пострадавшей конечности. В то же время такая конструкция обладает невысокой прочностью, а так как при переломе бедра необходимо использовать фиксатор большой длины (зафиксировать три сустава, в том числе очень подвижный – колено), такую шину легко сломать.
  • Шина Дитерихса – состоит из деревянных планок, обладает высокой жесткостью и надежностью фиксации, в основном, используется именно при переломе бедра. Недостаток – при длительной транспортировке из-за высокой жесткости провоцирует образование пролежней.
  • Пневматические шины – легко накладывать, эффект фиксации достигается за счет давления воздуха внутри шины. Компактны, мобильны, благодаря особенности конструкции полностью повторяют рельеф фиксируемой конечности.
  • Шины Боллера, Панкова – относятся к вытяжным, конечность полусогнута и немного отведена, но при этом фиксируется к туловищу и здоровой ноге. Такие конструкции позволяют изменять положение конечности, что впоследствии дает возможность проводить лечебную гимнастику. Благодаря особенностям конструкции легко регулируется размер, используют как для взрослых пациентов, так и в педиатрии.

Способы наложения

Главное правило шинирования при переломе бедренной кости – фиксация пострадавшей конечности должна производиться одновременно с двух сторон.

Внутренняя шина обездвиживает два сустава – коленный и голеностопный, наружная обездвиживает три – голеностопный, коленный и тазобедренный. Главная задача такой иммобилизации – не допустить вывих головки тазобедренного сустава. Со стороны паха для предотвращения травмирования и минимизации дискомфортных ощущений подкладывают небольшой мягкий валик.

Шинирование производится в положении лежа на спине после применения обезболивающих средств. Если у пострадавшего присутствуют открытые раны, производят соответственную асептическую и антисептическую обработку, накладывают стерильную повязку. Не следует допускать непосредственного контакта иммобилизационного средства с кожным покровом – можно подложить марлевую повязку либо что-либо из подручных средств. Фиксируется шина поверх одежды и обуви крепко, но сохраняя нормальную интенсивность кровообращения. При видимой деформации средство накладывается с противоположной от нее стороны, категорически запрещено вправлять повреждение своими силами. Некоторые шины (Дитерихса, например) до использования необходимо подогнать под рост пациента либо пользоваться частями шин в случае оказания помощи детям.

Источник

При нарушении целостности бедренной кости важно качественно и быстро зафиксировать нижнюю конечность пострадавшего, чтобы предотвратить смещение отломков и развитие серьезных осложнений. Человеку, оказывающему первую доврачебную помощь, необходимо знать правила наложения шины и протяженность транспортной иммобилизации при переломе бедра подручными средствами либо специальными медицинскими приспособлениями.

Зачем фиксировать поврежденную конечность

Шинирование при переломе бедраБедренная кость — самая длинная в теле человека. При нарушении ее целостности травмируются мышечные ткани, а также высока вероятность повреждения крупных нервных волокон и кровеносных сосудов. Закрытый перелом при несвоевременной или неправильной фиксации ноги может приобрести открытую форму вследствие разрывов кожных покровов отломками кости. При этом возникает угроза развития у пострадавшего шокового состояния и обильного кровотечения.

В любом случае при переломе бедра различной локализации необходимо тщательно зафиксировать нижние конечности и надежно обездвижить пораженные суставы для дальнейшей перевозки больного в хирургическое отделение.

Когда необходимо ограничить подвижность ноги

Травмы бедра бывают самые разнообразные. При огнестрельных ранениях кость раздробляется на множество осколков. Переломы могут быть вколоченными с менее выраженными признаками. Наложение шины является обязательным мероприятием при переломах бедра, независимо от характера их возникновения или места расположения.

Шинирование при переломе бедраК переломам проксимального (верхнего) отдела бедренной кости относятся повреждения целостности шейки бедра, а также малого и большого вертелов. Повреждения верхней части бедра проявляются следующими симптомами:

  • чувство боли в паху или тазобедренном суставе;
  • поврежденная конечность вывернута кнаружи;
  • нога со смещенным переломом становится короче здоровой;
  • невозможность поднятия прямой ноги в положении лежа;
  • при вертельных переломах имеются кровоподтеки, отечность.

Шинирование при переломе бедраПереломы диафиза (тела) бедренной кости проявляются выраженной клинической симптоматикой с развитием болевого шока и сильного кровотечения. При этом наблюдается ряд характерных признаков:

  • резкая боль;
  • под действием прикрепленных к бедру мышц отломанные кости смещаются;
  • неестественное положение, укорочение нижней конечности;
  • патологическая подвижность;
  • кровотечение, гематома, отек.

Мыщелковые переломы, расположенные на дистальном (нижнем) конце бедра, также могут сопровождаться смещением, но основными признаками нарушения их целостности являются:

Шинирование при переломе бедра

Переломы мыщелков бедра

  • резкая боль в нижней трети бедра и коленном суставе;
  • кровоизлияние в сустав, его объем увеличен;
  • отломки смещаются в сторону и вверх;
  • при переломе наружного мыщелка голень отводится кнаружи, внутреннего – отклоняется вовнутрь.

Внутрисуставные переломы отличаются умеренной болезненностью в состоянии покоя, резко усиливающейся во время движений. У пострадавших с вертельными переломами подвижность меньше, чем у пациентов с повреждениями шейки бедра. При вколоченных переломах симптомы менее выражены, зачастую люди с подобной патологией способны опираться на больную конечность.

Какие суставы могут повредиться при переломе бедра

Переломы в зависимости от расположения бывают суставными и внесуставными. Если линия перелома проходит внутри суставной полости, перелом является внутрисуставным; если кость повреждена за пределами сочленения – внесуставной. При переломе бедренной кости могут повредиться суставы, которые она образует.

Кость бедра имеет трубчатое строение, состоит из двух эпифизов (концы) и диафиза (тело). На проксимальном конце находится головка, суставной поверхностью которой оно сочленяется с тазовыми костями и образует тазобедренный сустав. При сочленении мыщелков нижнего отдела с надколенником и большеберцовой костью образуется коленный сустав.

Что применяют для иммобилизации

Для создания неподвижности в области нарушения целостности костей предпочтительно использовать специализированные табельные средства для первой медицинской помощи (пневматические шины, системы Дитерихса, проволочно-лестничные шины Крамера и др.), которые должны быть в арсенале спасательных служб. Если беда застала врасплох, следует соорудить шину из подручных предметов.

При переломах тела бедренной кости на поврежденную конечность накладывают шину Крамера, Дитерихса или самодельные конструкции. Гипсовая повязка при травмах диафиза не сможет надежно фиксировать отломки в анатомически правильном положении. Кокситные гипсовые повязки длиной от паха до лодыжки накладывают при мыщелковых переломах. Если есть смещение, сначала необходимо выполнить сопоставление отломков.

При переломе шейки для фиксации применяют каркасные либо мягкие бандажи. Они эффективно снижают нагрузку на бедро, способствуют скорейшему восстановлению функциональности сустава. Гипсовые конструкции, лангеты или шины применяются реже.

Порядок наложения шины для фиксации травмированной конечности

Шинирование при переломе бедраВо время оказания первой помощи пострадавший должен находиться в положении лежа. Основное правило иммобилизации заключается в том, что при переломе бедра подлежат фиксации суставы всей нижней конечности: голеностопный, коленный, тазобедренный. При наложении шины необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • нельзя переносить больного, не обездвижив поврежденную ногу;
  • запрещается снимать с пострадавшего одежду, при необходимости ее разрезают;
  • нужно остановить кровотечение, если оно есть, обработать раны антисептиком;
  • готовят 3 шины, одна длиннее, две короче (по размерам шины подгоняют индивидуально), обматывают ватой и бинтом;
  • пятку располагают под прямым углом к ноге;
  • для фиксации более эффективным считается спиралевидная повязка бинтом.

Наложенная по всем правилам шина позволяет уменьшить болевой синдром, предотвратить развитие шокового состояния и обезопасить пострадавшего при дальнейшей доставке его в лечебное учреждение.

Техника наложения шин Дитерихса

Шинирование при переломе бедраОсобенность данных конструкций – возможность незначительно вытянуть ногу и сопоставить отломки бедра. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных браншей, пластины для стопы, скоб и винтов для крепления конструкции. Накладывают шину в следующей последовательности:

  • подгоняют бранши по размеру пострадавшего: наружная – от подмышки, внутренняя – от промежности, обе должны выступать за линию стопы на 12 см;
  • поверхности, которые будут прилегать к телу больного, обкладывают ватой и обматывают бинтом;
  • голеностоп покрывают ватой, пластину перебинтовывают со стопой;
  • присоединяют к пластине боковые бранши, кладут ватные валики около колена и тазобедренного сустава, прикладывают длинные части шины к ноге по бокам;
  • закрепляют лямки или ремни, проведенные через специальные отверстия браншей;
  • медленно потягивают стопу до восстановления нормального анатомического состояния ноги, фиксируют закрутками;

На завершающем этапе осуществляют прочное циркулярное наложение бинта начиная с области торса до пальцев, уделяя особое внимание бедру и голени. При отсутствии шин Дитерихса используют лестничные конструкции.

Инструкция по установке лестничных шин Крамера

Шинирование при переломе бедраСистемы Крамера представляют собой гибкие металлические конструкции в виде лестницы. Несмотря на то что данные устройства менее прочно иммобилизуют конечности, чем шины Дитерихса, их преимуществом является возможность придания нужной формы и фиксирования повреждений любой локализации.

Наложение шины Крамера при переломе бедра осуществляется в следующем порядке:

  • можно использовать 2 части, но эффективнее изготовить шину из 3 пластин;
  • нижнюю часть загибают для расположения стопы;
  • изолируют твердые места ватой;
  • прикладывают пластины к ноге.

Лестничные металлические пластины Крамера закрепляют бинтом, как шины Дитерихса.

Особенности транспортной иммобилизации

Шинирование при переломе бедраОбездвиживание конечности при переломе бедра на время транспортировки пострадавшего в учреждение здравоохранения осуществляется для обеспечения покоя травмированной части тела. Главными задачами транспортной иммобилизации являются:

  • уменьшение болевых ощущений, отечности;
  • предотвращение смещения отломков, развития шока, вторичного травмирования мышечных тканей, сосудов, нервов, кожных покровов.

Фиксационная иммобилизация для безопасной перевозки больного выполняется при помощи жестких металлических, деревянных или пластиковых конструкций. Для экстензионного транспортного обездвиживания с элементами вытяжения конечности применяются шины Дитерихса. Кровотечение останавливают наложением жгута, обязательно отмечают время. Если отмечается посинение или онемение ноги, повязку ослабляют.

Обездвиживание ноги при повреждении шейки бедра

Шейка является самой тонкой областью кости бедра, особенно уязвима у пожилых людей с хрупкой костной тканью. Зачастую переломы в данной зоне протекают в скрытой форме и диагностируются на поздних стадиях. Если нет противопоказаний, таким пациентам показано хирургическое протезирование.

Фиксирующую иммобилизацию по общим принципам выполняют при травмах шейки бедра, сопровождающихся выраженным болевым синдромом, а также невозможностью поднятия вверх прямой ноги, лежа на спине. Конечность обездвиживают различными видами жестких шин: Дитерихса, лестничными либо импровизированными.

Шинирование подручными средствами

Шинирование при переломе бедраСамодельные фиксирующие конструкции изготавливают из подручных предметов, которые найдутся на месте происшествия. Подойдут любые палки, рейки, доски, металлические прутья, куски пластика, фанера. Для подложки используют картон, одежду, постельные принадлежности. Если имеются открытые раны, важно предотвратить инфицирование раневой поверхности.

Во избежание появления пролежней места, где наиболее выступают кости, а также суставы нижней конечности обкладывают ватой или мягкими тканями. По бокам поврежденной ноги прикладывают 2 рейки или другие длинные приспособления. Внешняя должна прилегать к телу от подмышки до пятки, внутренняя – от паха. Аккуратно без резких движений перебинтовывают с ногой. В случаях, когда невозможно найти подходящих для сооружения шины предметов, допускается обездвижить конечности в положении «нога к ноге».

Переломы бедренной кости и повреждение образованных ее поверхностями суставов являются тяжелыми травмами, угрожающими жизни пострадавшего. При наличии признаков перелома бедра правильно оказанная первая помощь помогает предотвратить дальнейшее повреждение тканей отломками кости, избежать серьезных осложнений, ускорить процесс лечения и реабилитации.

Источник

Травмы бедра – явление, с которым можно столкнуться даже в повседневной жизни. Не только спортсмены или каскадеры попадают в ситуации, когда ломаются бедренные кости, но и далекие от спорта люди.

Существует три разновидности повреждений:

  • Травматические – при тяжелых нагрузках динамического характера. Они бывают открытыми, закрытыми, внутрисуставными.
  • Патологические — по причине дисфункции костной ткани.
  • Хронические – вследствие длительного физического давления (у людей, занимающихся активным видом спорта).

Любое повреждение может быть усугублено смещением осколков. При открытых есть опасность проникновения бактерий в кровь, а при тяжелых — риск шока.

Суставы, которые могут повредиться при переломе бедра

Причиной нарушения целостности проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедренной кости является падение набок.

  • искаженный вид сустава;
  • болевые ощущения в тазобедренной области;
  • затруднение при попытке быстрой смены положения ноги;
  • уменьшение длины поврежденной конечности.

Транспортная иммобилизация при переломе бедра

Иммобилизацией называют фиксированное обездвиживание сломанной конечности.

Для перемещения пострадавшего закреплению подлежат суставы, примыкающие к поврежденной ноге:

Необходимо иметь шины:

Все фиксаторы должны тесно прилегать к конечности.

После принятия перечисленных мер необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Если повреждена шейка бедра

Иммобилизация при переломе шейки бедра осуществляется по правилам:

  • положить пострадавшего на спину;
  • если есть ярко выраженный болевой синдром – дать анальгетики;
  • провести необходимые действия по фиксации;
  • запрещено лишний раз тревожить больную часть тела, чтобы не нанести повреждение;
  • одежду стоит разрезать, а если на улице низкая температура – утеплить сломанную конечность;
  • передвижение осуществлять в лежачем состоянии на жестком приспособлении (переноске).

Шина Дитерихса при переломе бедра

Наложение проводится методом подгонки шины под рост:

  1. Придать внешней бранше размер от пятки до подмышки, а внутренней – от паха до пятки.
  2. Шины необходимо сместить так, чтобы они выходили за пределы стопы на расстоянии 8-12 см.

Фиксация бранши вокруг конечности достигается при помощи шпеньков, поэтому прорези должны оказаться друг напротив друга. Для исключения возможности смещения шины закрепляются повязкой или бинтом.

Чтобы не допустить травм в точках упора приспособлений, под них и под стопу подкладывают что-нибудь мягкое. Если недостаточно надежно зафиксировать пятку, то иммобилизация не принесет пользы.

Для надежности необходимо наложить несколько слоев ваты в точки соприкосновения бранши с:

  • лодыжкой;
  • областью вокруг большого вертела;
  • коленом.

Обе бранши крепят к проволочным приспособлениям дощечки под подошвой и привязываются к туловищу лямками.

Ногу следует вытянуть до уровня исправления, следя за тем, чтобы планки плотно соприкасались с пахом и подмышечной впадиной. Затем пятка прикрепляется закруткой к нижней поперечной доске.

Заключительно проводят фиксацию бранши к корпусу бинтами по всему телу, уделяя особое внимание областям груди, голени и бедра.

При необходимости перемещения используют кольца из медицинского бинта в 8 слоев.

Дополнительно применяются шины Крамера, чтобы повысить прочности конструкции, облегчить смену позы и перемещение пациента. Они крепятся друг с другом, и полученная деталь накладывается от лопаток до нижней трети голени. Неправильное наложение шины чревато вывихом сустава.

Техника применения лестничных шин

Наложение шины на бедро начинается с подготовки материала. Порядок действий:

  1. Скрепить по длине 2 шины, согнув нижний конец одной на уровне 20 см от конца. Данная деталь предназначена для внешней поверхности ноги и боковой стороны тела до подмышки.
  2. Первая шина подгоняется под внутреннюю часть бедра.
  3. Вторая часть конструкции формируется с выемкой для стопы и при коленном суставе.

Фиксирование ноги лестничными шинами осуществляется по методике Дитерихса.

Шинирование подручным материалом

В экстренных ситуациях может не оказаться специализированных устройств для иммобилизируемой конечности. В таком случае могут быть использованы жесткие средства: доски, палки. Их размер зависит от габаритов пострадавшего. При отсутствии медицинских бинтов допускается также накладывать гибкие мягкие материалы.

Иммобилизация как метод лечения при переломе

Правильная фиксация ноги является неотъемлемой составляющей выздоровления.

При отсутствии знания четкой последовательности действий по оказанию первой медицинской помощи необходимо дать пострадавшему анальгезирующие препараты и успокоить его до приезда квалифицированных специалистов. Любое перемещение пациента запрещено.

Лечение перелома бедра путем иммобилизации проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Место поражения обрабатывают обезболивающими средствами для местного применения. Чаще используется Новокаин или Лидокаин.
  2. Костное натяжение – протяженность не более 10 дней.
  3. Освобождение конечности от удерживающих средств.
  4. Движение пациента с одного бока на другой.
  5. Придание сидячего положения.
  6. Вставать при помощи костылей через 20 суток.
  7. Выписка (при отсутствии необходимости дальнейших действий врача).

Отводящий ортез на тазобедренный сустав

При сохранении болей после перелома бедра назначается курс противовоспалительных и обезболивающих препаратов.

Снижению нагрузки на бедро и скорому выздоровлению способствует ношение фиксирующего бандажа. Основные свойства ортеза:

  1. Крепко фиксирует бедро.
  2. Уменьшает давление на кость.
  3. Возможность фиксация тазобедренного сустава в состоянии отведения.
  4. Способствует уменьшению отеков и болевых ощущений.
  5. Регулируется в зависимости от параметров тела.
  6. Пластиковые части ортеза просты в использовании.

Иммобилизация при переломе бедра сводит к минимуму травмирование прилегающих тканей обломками кости. Благодаря правильно оказанной первой медицинской помощи пострадавшему снижается вероятность осложнений. При отсутствии знаний и навыков необходимо неотложно вызвать специалистов.

Перелом бедра — тяжелая и опасная травма. Ее исход и последствия во многом зависят от правильности оказания первой помощи и своевременности доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Одним из мероприятий первой помощи является иммобилизация поврежденной конечности — в случае перелома бедра она может осуществляться с помощью шины Крамера.

В статье указаны правила иммобилизации сломанного бедра с помощью шины Крамера. Описаны основные симптомы травмы, обозначена необходимость шинирования.

Характеристика травмы

Перелом бедра — одна из сложнейших и опасных травм скелета. Бедренная кость относится к числу самых крупных костей. Вокруг нее расположены магистральные кровеносные сосуды, важные нервы.

Перелом бедра может сопровождаться массивным кровотечением, способным привести к летальному исходу. Повреждение нервов может сделать человека инвалидом.

Сломать бедренную кость не так просто — она прочная и толстая, окружена массивным слоем мышц.

Переломы бедра обычно случаются в не обыденных ситуациях:

  • автомобильная авария;
  • землетрясение;
  • железнодорожная авария;
  • падение с большой высоты;
  • нападение крупного зверя.

Случается так, что у человека есть предрасположенность к патологическим переломам — остеопороз, гормональные нарушения, опухоли костей. Но и в этом случае бедренную кость сломать сложно.

Симптомы

Распознать перелом бедренной кости не сложно, травма имеет ярко выраженные симптомы. Переломы бывают открытыми и закрытыми — в первом случае происходит повреждение мышц и кожи, во втором кожа остается целой.

Главным признаком травмы является болевой синдром. Он настолько интенсивный, что человек даже может потерять сознание — такое состояние называется болевым шоком. Боль обусловлена повреждением огромного количества нервных волокон, находящихся в надкостнице и мышечном слое.

Если перелом закрытый, наружного кровотечения не будет. Определяется деформация конечности, ее патологическое удлинение по сравнению со здоровой ногой. На коже в месте перелома быстро появляется кровоподтек, который увеличивается в размерах (фото). Человек не может наступать на поврежденную ногу.

При открытом переломе видна рана на ноге, в дне которой определяются обрывки мышц и отломки кости. Неизбежно повреждаются крупные сосуды и открывается сильное кровотечение. Если повреждена бедренная артерия или подвздошный ствол, человек может погибнуть в течение нескольких минут.

Оказание первой помощи

Своевременно оказанная первая помощь значительно повышает шансы человека на выздоровление. Алгоритм оказания помощи зависит от вида перелома. Если травма открытая и имеется сильное кровотечение, прежде всего нужно его остановить. Делается это путем наложения жгута на конечность — при артериальном кровотечении выше места травмы, при венозном — ниже.

Когда кровотечение остановлено, человека переносят в более удобное для оказания помощи место. Нужно оценить состояние его сознания, по возможности дать обезболивающий препарат.

Следующим важным этапом оказания первой помощи является иммобилизация конечности. Делают это обычно врачи Скорой помощи, но знать, как наложить шину при переломе бедра, нужно любому.

Необходимость иммобилизации

При любом движении поврежденной ноги осколки кости смещаются и еще больше травмируют мышцы, сосуды и нервы. Также при движениях происходит усиление боли. Чтобы избежать этого, необходимо поврежденную конечность иммобилизировать, то есть обездвижить.

Для иммобилизации могут быть использованы любые подручные средства — доски, толстые ветки, куски картона. Но лучше всего осуществлять эту манипуляцию с помощью специальных транспортных шин.

Существуют общие правила по наложению шин при переломе бедренной кости:

  • манипуляция проводится после обезболивания;
  • человек должен лежать на ровной поверхности;
  • открытые раны обрабатываются антисептиком, накладывается стерильная повязка;
  • имеющееся кровотечение нужно остановить;
  • если наложен жгут, его нельзя закрывать шиной;
  • вправление костей не производится;
  • шину при переломе бедренной кости накладывают от кончиков пальцев до поясницы, закрывая три сустава конечности.

Наиболее распространенными являются шины Крамера и Дитерихса. Ниже представлена инструкция по их применению и описание шин.

Шина Крамера

Одной из разновидностей транспортных шин является шина Крамера, она же лестничная. Шина представляет собой проволочную конструкцию, выполненную в виде веревочной лестницы. Она отличается хорошей гибкостью, что позволяет смоделировать ее по форме тела.

Шина Крамера при переломе бедра применяется нечасто, поскольку она не обладает достаточно жесткой фиксацией. Но если под рукой есть только это средство, его вполне можно использовать. Лестничную шину при переломе бедра накладывают следующим образом.

  1. Для обездвиживания бедра нужно взять три лестничные шины. Первую моделируют по задней поверхности тела — от лопатки до стопы. Вторую моделируют по боковой поверхности — от подмышечной ямки до стопы. Последнюю шину моделируют по внутренней поверхности ноги — от паха до стопы.Проволочные шины необходимо обмотать слоем ваты и марли, чтобы избежать трения.
  2. Затем человека укладывают на первую шину, прикладывают оставшиеся. Все они должны загибаться на стопу и сходиться там. Под коленом и в паховую область нужно положить слой ваты.
  3. Шины прочно прибинтовывают к телу, чтобы они не смещались. Если на ногу наложен жгут, его нужно оставить доступным.

Затем человека на носилках несут в транспортное средство.

Существует несколько ошибок, допускаемых при наложении иммобилизации:

  • неправильное моделирование;
  • отсутствие обработки конечности;
  • недостаточная фиксация шины;
  • отсутствие изолирующего слоя.

Эти ошибки приводят к сползанию шины и отсутствию эффекта от иммобилизации.

Шина Дитерихса

Наложение шины Дитерихса при переломе бедра является более желательным, так как она обладает достаточной жесткостью. Конструкция выполнена из нескольких деревянных реек и закрепляющих ремней.

Техника наложения шины при переломе бедра выглядит следующим образом:

  • регулируются по длине боковые рейки — от поясницы до стопы;
  • восьмиобразной повязкой закрепляется подстопник;
  • соединяют боковые рейки и подстопник;
  • под колено, в паховую область, под поясницу кладут вату;
  • дополнительно шину фиксируют бинтами.

Такая конструкция более жесткая и риск смещения костных отломков минимален. Видео в этой статье наглядно представляет правила наложения шин при переломе бедра.

Помимо классических шин Крамера и Дитерихса существуют пневматические шины. Они представляют собой двустенный мешок. В него укладывают поврежденную ногу, затем с помощью насоса создают в мешке вакуум. Благодаря этому ткань прочно фиксирует конечность, не давая смещаться костям. Цена таких приспособлений достаточно большая, поэтому ими оснащены не все автомобили Скорой помощи.

Как накладывают шину при переломе бедра — полезная информация для каждого. В момент травмы чаще всего доступна только подручная иммобилизация, но знание этой манипуляции позволит человеку помочь врачу и ускорить транспортировку пострадавшего в больницу.

Вопросы врачу

Добрый день. Мы с друзьями собираемся в поход по горам. Понимаю, что во время этого могут случиться различные травмы. Поэтому хотелось бы знать, как наложить шину при переломе костей бедра, да и других участков тела.

Михаил, 25 лет, Тверь

Добрый день, Михаил. Действительно, во время похода по горам может случиться что угодно. При переломе бедра лучше всего подойдут шины Крамера или Дитерихса, но вы вряд ли сможете взять их с собой. Поэтому в случае такой ситуации можно воспользоваться подручными средствами.

Возьмите длинные доски или толстые ветки, приложите их к задней поверхности тела пострадавшего от лопатки до стопы. По бокам также приложите ветки, тщательно зафиксируйте все бинтами. Не забудьте, что обязательно нужно зафиксировать стопу. В таком положении пострадавшего нужно доставить к медикам.

Знание, как наложить шину, выручает, когда пострадавшему необходима первая помощь до приезда медицинской бригады. Шина предотвратит дальнейшее повреждение сломанной кости, усиление боли и возникновение шока. Как правильно проводят манипуляцию? Что используется в качестве подручных средств?

Как сделать шину при переломе: важные правила

Когда сломана кость и требуется экстренная помощь, в качестве шины берут:

  • доску;
  • весло;
  • палку;
  • зонт;
  • веник;
  • кусок картона;
  • газету или журнал;
  • одеяло или подушку.

При отсутствии бинтов в ход идут любые предметы гардероба, с помощью которых можно привязать конечность к шине.

Проводя манипуляцию, нужно придерживаться следующих правил:

  • участок с переломом освобождается от одежды;
  • исключаются попытки поправить сломанные кости;
  • для участков с открытыми ранами потребуются чистые повязки;
  • при наложении шины необходим помощник, поддерживающий поврежденную конечность;
  • суставы, близкие к травме, должны перекрываться при процедуре;
  • наложенная с двух сторон шина лучше фиксирует больную конечность;
  • во избежание сильного давления на кожу следует пользоваться прокладками, которые кладут вокруг травмированного участка;
  • привязанная шина не должна нарушать кровообращения и причинять боль.

Часть тела с участком перелома после всего рекомендуется приподнять для уменьшения отечности.

Как сделать шину при переломе бедра

При травме бедренной кости колено выпрямлять не стоит. Для шины лучше использовать две доски. Алгоритм процедуры сводится к действиям:

  • длинные бинты/полоски ткани (7 шт.) пропускают под щиколотками и поясницей;
  • ткань распределяется под мышками, выше таза, у бедра, выше и ниже колена, возле щиколоток;
  • шины рас