Таблица ушибов 8 класс

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.

Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.

На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Источник

Урок биологии в 8 классе по теме  

«Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата».

Михайлова Елена Алексеевна,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 10» Великого Новгорода

Цели:

Обучающие умеют:

1. называть основные виды и признаки травм опорно-двигательного аппарата: ушиба, открытого и закрытого переломов, растяжения, вывиха;

2. применить  приемы оказания первой доврачебной  помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата в учебной ситуации;

3. дать определение понятию.

Содержание: типы и  виды травм, признаки ушиба, открытого и закрытого переломов, растяжения, вывиха;  основные приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Демонстрационный материал:  

  1. Презентация:

Приложение №1 к уроку

Раздаточный материал:  

  1. Карточки с ситуационными задачами.

Ситуационная задача № 1.

При автомобильной катастрофе пострадавший извлечен из автомобиля, но подняться на ноги не может. Состояние тяжелое, бледен, жалуется на сильную боль в области правого бедра. Раны нет. Имеется деформация бедра, укорочение правой ноги.

Задание. Какой вид травмы у пострадавшего? Какую помощь требуется оказать пострадавшему?

Ситуационная задача №2.

Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна.

Задание. Какое повреждение можно предположить? Какую помощь требуется оказать пострадавшей, какие средства оказания помощи вы будете использовать из представленных на демонстрационном столе.

Ситуационная задача №3.

Спортсмен-лыжник упал, спускаясь по горной трассе. Встать не может. Жалуется на боль в левой ноге в области голени, в ране видны отломки костей, кровотечение умеренное.

Задание. Каков вид травмы у лыжника? Какова последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи.

Ситуационная задача №4.

Задание. Какое повреждение можно предположить? Перечислите очередность оказания первой доврачебной помощи.

  1. Карточка с заданиями.

Задание  1.

Читайте также:  Симптомы ушиба копчика у мужчины

Определите по картинкам на слайдах виды травм опорно-двигательного аппарата (Слайд №20,21)

Задание 2. (Слайд №24)

1. Допишите предложение:
А – Перелом — это
Б —  Вывих – это

В – Растяжение – это

Г – Ушиб — это

Задание 3.  Напишите цифры по порядку действий оказания первой помощи при:

—  открытом переломе бедренной кости

1. Наложить жгут. 2. Обработать рану. 3. Остановить кровотечение.

 4. Наложить шину, зафиксировав соседние суставы. 5. Наложить стерильную повязку. 6. Дать обезболивающий препарат. 7.Вызвать скорую помощь

— при вывихе плечевого сустава

1. Приложить холод. 2. Транспортировать в мед. учреждение 3. Зафиксировать конечность. 4. Дать обезболивающий препарат. 5. Согнуть руку.

Оборудование: мультимедийное оборудование, перевязочный материал, жгуты, импровизированные шины, скелет человека, муляжи конечностей, учебник «Биология»  авторы: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев, «Дрофа» 2016,  8 класс.

Технология:  Деятельностный метод Л.Г.Петерсон.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

— Ребята, а что такое доврачебная помощь? (это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего). 

— Может ли пострадавшему помочь любой человек? (нет, может помочь только тот, кто знает, как это можно сделать)

— А что должен знать человек, оказывающий первую доврачебную помощь? (уметь освободить пострадавшего от действия опасных и вредных факторов, оценить состояние пострадавшего, определить последовательность применяемых приемов первой доврачебной помощи, при необходимости использовать подручные средства при оказании помощи и транспортировке пострадавшего)

— А какой главный принцип должен знать соблюдать человек, оказывающий помощь? (не навреди пострадавшему)

Я предлагаю вам побывать в роли экспертов,  которые знают, как оказать первую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.  Перед вами ситуационные задачи, которые нужно решить. Работать вы будете в парах.

 Обучающие выполняют задание.

— Ребята, вы можете сказать, что 100% справились с заданием? (нет)

— Обсудите в парах, а в чем было затруднение при выполнении данного задания? В части определения вида травм или в части оказания первой доврачебной помощи? (и травмы не все понятны по описанию и правила оказания помощи)

— Каких знаний, а может быть умений, вам не хватает? (мы не знаем характеристик травм и их различий, не знаем правил оказания первой доврачебной помощи при различных травмах)

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата»). Слайд №1..

— С темой урока мы определились, а что мы еще должны сделать, чтобы продолжить урок? (определить цель урока).

— Обсудите в парах «Чему мы сегодня научимся на уроке?» Предложите формулировку. (Научиться определять типы травм и оказывать первую доврачебную помощь при разных травмах опорно-двигательного аппарата.)

— Что мы должны сегодня изучить на уроке, чтобы научиться оказывать первую доврачебную помощь? (спланировать работу на уроке)

— Предлагаю составить план  вашей дальнейшей работы. Вы определили цель урока, какие задачи согласно поставленной цели вы будем решать на уроке? (Обсуждение задач по достижению цели урока). Слайд№2.

Цель: Научиться определять виды травм и оказывать первую доврачебную помощь при разных видах травмах опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

1. Узнать основные типы и виды  травм опорно-двигательного аппарата и их отличительные признаки.

2. Узнать алгоритм оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм.

3. Узнать приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

II.        «Открытие» детьми нового знания.

— Какую первую задачу решаем? (Узнать основные типы травм опорно-двигательного аппарата.) Слайд №3,4

Для решения этой задачи предлагаю выполнить задание, используя учебник.

Задание. Используя текст учебника (стр. 76-79), определите основные типы травм опорно-двигательного аппарата и их отличительные признаки.

Результаты оформите в первом, втором и третьем столбце таблицы № 1. Слайд №5

Таблица 1.

Типы травм

Характер повреждения,

симптомы

Первая доврачебная помощь

— Вы определили виды травм, предложенные в тексте учебника, записали данные в таблицу, а теперь сформулируйте общее определение понятию, что представляет собой травма.

Травма – это …

— Все верно Слайд №6 (травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникающее в результате внешнего воздействия).

 — Давайте проверим, удалось ли вам правильно определить признаки основных травм опорно-двигательного аппарата. Сверьте записи в своих таблицах с представленным эталоном на слайде. Слайд№7

— Все верно, молодцы. 

— Вы дали определение понятию травма и определили виды травм. Для того чтобы различать травмы, что нужно знать? (знать их существенные признаки.)

— Вы знаете виды травм их признаки, предлагаю вернуться к вашим ситуационным задачам и определить виды представленных в них травм (растяжение, открытый и закрытый переломы, вывих)  Сопоставьте текст с представленными рисунками. Выполнят задания (сверяют с эталоном Слайд №8-11)

— Какую первую задачу мы выполнили.  (Узнали типы травм и их признаки.)

— Какую задачу будем решать дальше? (Узнаем  алгоритм оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм.)

— Для решения этой задачи предлагаю, следующее задание, которое перед вами на слайде №12. Сопоставьте виды травм с приемами оказания первой помощи. Можете ли вы составить правильный алгоритм оказания первой помощи при травмах?

Читайте также:  Димексид при ушибе сустава

— Обсудите в парах – в чем затруднение? Каких знаний, умений не хватает? (Мы не знаем, как правильно наложить шины и жгут при кровотечении.  Мы не знаем правильный  алгоритм оказания помощи).

— Для решения этой задачи предлагаю выполнить следующее задание. Задание: Прочитайте текст учебника (стр. 76-79), определите алгоритм оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Результаты оформите в третьем столбце таблицы.

— Сверьте записи в своих таблицах с представленным эталоном на слайде №13

 — Ребята, у вас все получилось? Вы можете с уверенностью приступить к оказанию первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата? Слайд №14 (Нет, потому что, мы узнали и записали общий алгоритм оказания первой помощи).

— В таком случае, каких знаний, умений вам не хватает? В парах обсудите, в чем затруднение? (Переломы, вывихи могут быть в разных местах скелета, Мы не знаем какую помощь нужно оказывать при разных видах травм опорно-двигательного аппарата).

— Для решения этой задачи выполните следующее задание.

Задание: Прочитайте текст учебника (стр.76-79) и заполните таблицу №2 Слайд 15

Вид травмы

Алгоритм оказания первой  помощи

— Давайте проверим, удалось ли вам правильно выполнить задание. Сверим с эталоном – Слайд №15.

— Теперь вернёмся к заданию, которое вы не смогли выполнить (слайд № 13 и определим, каков алгоритм оказания первой помощи при переломе позвоночника, ребер  и вывихе тазобедренного сустава? (Учащиеся проговаривают алгоритм).

— Почему Вы считаете, что правильно выполнили задание? (Перечислили существенные признаки травм и назвали правильный алгоритм оказания первой помощи.) Слайд №17

Физкультминутка для глаз Слайд № 18

— Какую вторую задачу мы выполнили.  (Узнали алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.)

— Грамотно оказанная первая помощь при травмах  – залог сохранения жизни и здоровья человека. Ребята, а может случиться так, что пострадавшему оказали первую доврачебную помощь, но он остался при этом инвалидом и врачи уже не смогут ему помочь? Или, что еще страшнее, случился летальный исход.  (Да, конечно, может)

— Подумайте, а что может быть причиной? (Причин может быть много, например, неправильно транспортировали, вправили вывих, наложили жгут и тд.)

Предлагаю выполнить следующее задание: используя текст учебника, напишите в памятку по оказанию первой доврачебной помощи, что НЕДОПУСТИМО  делать, оказывая помощь?

— Давайте проверим ваши результаты, сравнивая с эталоном. Слайд 19. 

— Какую задачу выполнили на этом этапе урока? (Изучили, что недопустимо  делать при оказании первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата).

Памятки по оказанию первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата,  раздаются каждому учащемуся класса.

III.Первичное закрепление (с комментированием).

— Для того чтобы оказать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, что нужно знать?  (Характер травмы и приёмы оказания первой доврачебной помощи)

— Этого достаточно?  (Нет, надо ещё уметь правильно её оказать).

— Какую следующую  задачу нужно выполнить? (Потренироваться применять приемы оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм на практике.)

— Для этого, я вам предлагаю закрепить полученные знания на практике в парах.

Задание: пользуясь раздаточным материалом, окажите первую доврачебную помощь друг другу при ушибе пальца, растяжении связок лучезапястного сустава, при закрытом переломе локтевой кости и открытом переломе плечевой кости, проговаривая вслух свои действия, сверяя их с эталоном. (Учащиеся по очереди оказывают друг другу помощь, комментируя выполняемые действия, сверяя их с эталоном)

IV.        Самостоятельная работа с проверкой в классе.

— Вы учились применять приемы оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата в парах, а сейчас, чтобы проверить и оценить насколько, вы научились это делать,  выполните  задания самостоятельно.

Задание: На муляжах конечностей окажите первую доврачебную помощь при ушибе предплечья, растяжении связок лучезапястного сустава, при закрытом переломе локтевой кости и открытом переломе плечевой кости.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

— А сейчас проверьте и оцените,  научились ли вы применять приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

К доске вызываются 4 учащихся, для демонстрации приемов оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Каждая демонстрация сопровождается комментариями учащихся (объяснение последовательности действий, сверка с эталоном)

Остальные проверяют и оценивают свои действия, сравнивая с тем, что демонстрируется и эталоном, делают вывод, совпали ваши действия с эталоном или нет.

— Кому удалось выполнить действия в соответствии с правилами? (….) .

— У кого были затруднения, какие?  (……) .

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какая была цель урока? (Научиться оказывать первую доврачебную помощь при разных травмах опорно-двигательного аппарата)

— Почему вы считаете, что мы достигли цели урока?  (Мы без ошибок выполнили задания, работая в парах и индивидуально. Мы научились, работая в парах и самостоятельно оказывать первую доврачебную помощь при разных видах травм).

— Какие задачи мы ставили перед собой? (Узнать типы и виды травм опорно-двигательного аппарата; определять их отличительные признаки,  узнать приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах, тренироваться в применении приемов оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата).

Читайте также:  Ушиб вены при падении

— Какие затруднения при решении этих задач вы испытывали? (…….)

— Выполните задания на Слайд №19,21

Учащиеся выполняют задания.

— Давайте проверим. Сравните результат  с образцом. Слайд 22,23.

— Молодцы, с видами травм вы справились. А теперь проверим, как вы усвоили алгоритм оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

— Выполните задания на карточке. Р1 Слайд №24

Учащиеся выполняют задания.

— Давайте проверим. Сравните результат  с образцом. Слайд 25

— У кого были ошибки, и остались затруднения? Учащиеся, неправильно выполнившие задания, высказывают свои затруднения.

– Над чем ещё вам  надо будет поработать? (Отработать приемы оказания первой доврачебной помощи)

— Домашнее задание. Слайд №26 Прочитайте параграф 16, устно ответьте на вопросы к параграфу.  Решите ситуационные задачи (выдаются каждому учащемуся) по алгоритму оказания первой доврачебной помощи при разных видах травм опорно-двигательного аппарата.

— Спасибо за урок!

Источник

В ходе этого урока мы ознакомимся с травмами опорно-двигательной системы. А также узнаем, каким образом необходимо оказывать первую помощь при подобных травмах, что, безусловно, может пригодиться в жизни.

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Переломы

Кость – очень прочный материал. Однако при падении, при ударе она все-таки может повредиться, сломаться. Это связано с тем, что действие внешней силы, направленное на кость, не совпадает с направлением костных пластин, которые и обеспечивают кости прочность. Нарушение целостности кости называют костным переломом. Переломы бывают открытыми и закрытыми (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Вывихи и растяжения связок

Строение суставов также приспособлено для выполняемых ими функций, однако при неловких движениях или при падении целостность сустава может нарушиться. Кости могут сместиться. Такая травма носит название «вывих». Сустав удерживается связками, и, к сожалению, эти связки тоже могут быть травмированы. Происходит это чаще всего при каком-то неудобном положении конечностей. Травмы связок носят название «растяжение связок».

Этапы срастания костей

К счастью, кости обладают невероятной способностью к срастанию. Рассмотрим этапы срастания костей (см. Рис. 2, 3, 4, 5). В момент перелома возникает воспаление и кровоизлияние, которое быстро останавливается, и уже через несколько часов образуется сгусток крови (тромб). Это защищает зону перелома в самом начале. Все клетки, которые находятся в сгустке крови, отмирают, за исключением клеток соединительной ткани, которые тут же начинают делиться.

Рис. 2.

Через несколько дней клетки надкостницы сломанной кости преобразуются в хрящевые клетки, а далее в хрящ.

Рис. 3.

Так же развиваются кровеносные сосуды и остеобласты, которые постепенно откладывают мягкий, еще не окостеневший костный матрикс, который через некоторое время костенеет и образует так называемую костную мозоль. Костная мозоль продолжает костенеть до тех пор, пока не приобретает структуру кости. Одновременно структура кости постепенно регенерирует. Перелом уже сросся, хотя мозоль еще не минерализировалась и состоит из губчатой ткани.

Рис. 4.

Заключительный этап срастания кости наступает через некоторое время после снятия гипса. Остеокласты разрушают всю губчатую ткань после мозоли, и остеобласты занимают это пространство, образуя компактную костную ткань. Припухлость, которую образует костная мозоль, постепенно уменьшается в размере, и кость приобретает первоначальную форму.

 

Рис. 5.

Первая помощь при травмах

В первую очередь нужно определить тип повреждения, исходя из анализа симптомов и механизмов травмы.

Второе – нужно организовать доврачебную помощь, исходя из типа повреждений.

Перелом характеризуется резкой болью и припухлостью в области травмы. Невозможностью движений. Нарушением формы и длины конечности, ее искривлением.

Вывих – пострадавший ощущает резкую боль, изменение формы сустава и невозможность движения в суставе сразу после травмы.

Растяжение связок – резкая боль, быстрорастущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и мелких кровоизлияний.

Доврачебная помощь

Во-первых, необходимо остановить кровотечение, если оно возникло.

Во-вторых, следует уменьшить боль. Для этого необходимо обездвижить поврежденную конечность. Сделать это можно как с помощью специальной повязки, так и с помощью накладывания шины.

В-третьих, нужно сразу же обратиться к врачу, и если это будет необходимо, транспортировать больного в травмпункт.

Запомните: лечение повреждения опорно-двигательной системы – это дело специалистов, которые вооружены необходимыми знаниями и материалами. Мы должны лишь помочь больному в первую минуту, оказав ему доврачебную помощь.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Pervayapomosh.com (Источник).

2. Pervayapomosh.com (Источник).

3. Polismed.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 79, задания и вопрос 1, 4.

2. В чем отличия открытого и закрытого перелома?

3. Перечислите признаки растяжения связок.

4. Подготовьте небольшое сообщение о первой помощи при различных травмах конечностей.

Источник