Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

Во время ведения боевых действий своевременная эвакуация раненых с места вооруженного столкновения не только сможет сохранить им жизнь, но и увеличивает шансы на быструю реабилитацию и ввод в строй. История знает немало примеров, когда неверные действия боевых товарищей приводили к гибели раненого. Знание элементарных правил транспортировки пострадавших должны стать необходимым минимумом любого военнослужащего, участвующего в вооруженном конфликте.

В роте первая помощь раненым производится в порядке самопомощи или взаимопомощи, но главным образом, санитаром и санинструктором. В стрелковом батальоне санитарный взвод организует вынос раненых из рот, оказывает доврачебную медицинскую помощь раненым, эвакуирует их на полковой медицинский пункт (ПМП) и при возможности развертывает батальонный медицинский пункт (БМП) в 0,5–1,5 км от линии боя.

В полку санитарная рота организует вывоз раненых из батальонов, развертывает ПМП в 2–5 км от линии фронта, сортирует поступающих раненых и производит оказание первой врачебной помощи. На ПМП производится иммобилизация всех переломов и других обширных ранений стандартными транспортными шинами, введение сывороток, борьба с шоком, проверка правильности наложения жгутов, исправление повязки, заполнение карт передового района.

В дивизии медико-санитарный батальон (МСБ) организует эвакуацию раненых из полков, развертывает дивизионный медицинский пункт (ДМП) в 6–10 км от линии фронта и пункт помощи легкораненым (ППЛ), производит хирургическую помощь всем раненым по жизненным и срочным показаниям и госпитализирует наиболее тяжело раненых по жизненным показаниям.

В маневренной войне или при выходе из боя объем работы войсковых санитарных учреждений резко сокращается, причем главное внимание уделяется быстрому выносу раненых с поля боя и скорейшей эвакуации их в армейские госпитали (АПГ), на которые и возлагается в этих случаях задача производства первичной обработки ран по срочным и жизненным показаниям.

Вынос (вывоз) раненых — это начальное, наиболее трудное и ответственное звено эвакуации пострадавших от места поражения до поста санитарного транспорта (района сосредоточения), а нередко и до ближайшего этапа медицинской эвакуации.

Вынос должен осуществляться непрерывно, в любую погоду, независимо от времени суток. В первую очередь выносятся раненые с артериальным кровотечением, выраженным удушьем, проникающим ранением живота, с выпадением внутренностей, открытым переломом бедра, обширным размозжением конечности, выраженной картиной шока, общим тяжелым состоянием, находящиеся без сознания. Быстрому выносу подлежат также раненые и больные с зараженной радиоактивными и отравляющими веществами местности, особенно если на них не надеты средства защиты или область ранения (ожога) не закрыта повязкой.

Способы выноса в основном зависят от условий боевой обстановки, характера и локализации повреждения. В каждом конкретном случае санитарный инструктор (санитар) должен решить, какой из них является наименее травматичным для раненого и удобным для выноса.

Способы транспортировки и иммобилизации подручными средствами могут быть самыми разнообразными в зависимости от природных особенностей и рельефа местности. Однако во всех случаях следует выполнять определенные правила, обеспечивающие надежность иммобилизации и безопасность транспортировки для пострадавшего.

Транспортировать при переломах бедра, средней и верхней трети голени следует лежа. При переломах костей стопы, нижней трети голени — лежа или сидя в зависимости от состояния и условий местности. При переломах костей плеча и предплечья, при нерезкой боли пострадавший может двигаться самостоятельно.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации приводятся в таблице.

Место травмыСпособ иммобилизации Способ переноски и положение пострадавшего при транспортировке
Голова, шеяС боков головы укладываются мешочки с песком или свертки мягкой одежды, зафиксированные к носилкамНа носилках. На спине. При отсутствии сознания — лежа на боку
ГрудьВалик из одежды под верхнюю часть туловищаНа носилках. Полусидящее
ЖивотВалик из одежды под коленями. Холод на животНа носилках. Лежа или сидя в зависимости от состояния пострадавшего и условий местности.
ТазНоги связаны между собой. Под колени подложить сверток из одеждыНа носилках. На спине
ПозвоночникПри переноске на спине обязателен жесткий (деревянный) щит, при переноске на животе — валик из одежды под грудьНа носилках. На спине или животе
ПлечоФиксировать лучезапястный, локтевой и плечевой суставыСамостоятельное передвижение. При общей слабости — сидя на руках или лямках носильщиков. Позиция свободная.

При общей слабости — сидя или лежа
ПредплечьеНаложить шинуСамостоятельное передвижение. При общей слабости — сидя на руках или лямках носильщиков. Позиция свободная; при общей слабости — сидя или лежа
Кисть
Наложить шинуСамостоятельное передвижение
БедроФиксировать с помощью двух или трех шин. Ноги связаны между собойНа носилках. На спине
ГоленьНаложить две шины (переднюю и заднюю) от верхней трети бедра до пяткиНа носилках. На руках или лямках носильщиков. Сидя, при общей слабости — лежа

Способ транспортировки и переноски пострадавшего зависит от характера и места повреждения, его общего состояния, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей. В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на импровизированных носилках с помощью подручных средств (куртка, плащ-палатка и т. д.), привязав их к двум жердям, на носилках-волокушах, на санях.

Носилки-волокуши из шестов. К двум длинным, слегка изогнутым над паром жердям, уложенным под небольшим углом друг к другу, на расстоянии 30–40 см привязываются перекладины, которые дополняются распорками, закрепленными по диагонали, для большей жесткости конструкции. Волокушу можно использовать также в качестве лестницы.

Если транспортировка осуществляется одним человеком, пострадавшего кладут на носилки ногами по ходу движения, если двумя, то головой к движению.

Сани. К концам двух толстых жердей привязываются крепкие веревки, которые придают жердям полукруглую форму. К полученным полозьям привязывается площадка из продольных и поперечных жердей. Скользящая поверхность пропитывается в горячем состоянии у костра. Для пропитки используется равное количество дегтя и воска или смесь из 1 части воска и 4 частей сосновой смолы.

Сани также можно изготовить из ивовых ветвей и шкуры оленя. Для этого две прочные ветки кладутся параллельно вд оль расстеленной шкуры животного. Из трех гибких ветвей длиной 150–160 см изготавливаются три круглых основы для каркаса диаметром до 50 см. Эти круглые основы прикрепляются к нижним планкам с обоих концов и посередине. К установленным круглым основам с двух сторон привязываются еще две продольные ветки. Шкура обтягивает получившийся каркас и фиксируется на боковых планках. Через несколько часов под воздействием мороза шкура затвердеет, и меховые сани станут пригодны к использованию.

Укладка пострадавшего на носилки производится следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них. Можно брать пострадавшего за одежду.

Укладка пострадавшего на носилки

Пострадавших можно также выносить на спине или на руках — способом «замком из трех рук» или «замком из четырех рук». Одним из надежных способов транспортировки пострадавших является переноска на лямке, сложенной кольцом или восьмеркой. 

При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему, особенно поврежденной части тела.

Используя снаряжение, можно применить следующие способы транспортировки пострадавшего:

На рюкзаке с палкой. В лямки пустого рюкзака продевается палка длиной примерно 1 м (можно лыжная), и рюкзак надевается на спину. Пострадавший садится на палку, обнимая за плечи оказывающего помощь. Во избежание опрокидывания пострадавшего два конца репшнура, идущие от его грудной обвязки, пристегиваются спереди к грудной обвязке несущего. Чтобы уменьшить давление палки на бедра пострадавшего и спину несущего, ее следует обернуть чем-либо мягким (штормовкой, свитером и т. п.).

Приемы переноски раненых

В рюкзаке. Нужно распороть боковые швы рюкзака примерно на 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, рюкзак надевается на него наподобие брюк и завязывается на уровне груди. Переноска осуществляется одним человеком.

Переноска вдвоем на поперечных палках. Требуются: два рюкзака, крепкая палка длиной 1,2–1,4 м или две связанные палки.

Если рельеф позволяет, оказывающие помощь должны идти рядом. Обернутая чем-либо мягким палка или лыжные палки продеваются через лямки надетых рюкзаков. Пострадавший садится на палку, для поддержания равновесия кладет руки на плечи несущих.

Источник

После оказания первой помощи желательно по возможности дождаться медицинских работников, либо организовать транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение своими силами с обязательным соблюдением требований к транспортировке, адекватных виду поражения.

Основные требования транспортной иммобилизации

Транспортная иммобилизация обеспечивает максимальный покой (неподвижность) поврежденного участка (головы, позвоночника, таза, конечности и т.д.) при транспортировке пострадавшего в медицинское учреждение. Ее следует выполнять как можно раньше.
Недостаточная иммобилизация может привести к серьезному осложнению (повреждение крупных сосудов костными отломками, сдавливание, ущемление нервов, смещение отломков кости).

Средством иммобилизации служат стандартные шины, специализированные носилки и подручные средства (деревянные щиты, доски, палки и т.п.).

При перекладывании пострадавшего на носилки и с них поврежденную конечность должен очень осторожно поддерживать помощник.
Требования к наложению шин на конечности.

1. При накладывании шины конечности придают физиологическое положение при максимальном расслаблении мышц (по возможности) или такое, при котором конечность меньше всего травмируется.
2. Шины накладывают поверх одежды и обуви.
При открытых переломах сначала обнажают место перелома, останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку, а затем уже шину.
3. Обязательно подкладывают мягкие валики в местах контакта шины с телом.
4. При травмах конечностей шины должны иммобилизовать область повреждения и два ближайших сустава, а при переломе бедра – три сустава.
5. Фиксирующая шину повязка не должна сдавливать сосуды и нервы и касаться места перелома.

При ожидании медицинских работников или при транспортировке в медицинское учреждение пострадавшему придается соответствующее повреждению положение тела.

Рекомендуемые транспортные положения пострадавшего при травмах различной локализации

1. ГОЛОВЫ— Положение лежа на спине с приподнятым головным концом при этом нужно подложить под голову и плечи подушку или валик из мягкой ткани, одежды.
2. ПОЗВОНОЧНИКА — лежа на спине, на жесткой поверхности.
3. ГРУДИ– положение полусидя, в удобной исключающей напряжение мышц туловища позе.

Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

4. ЖИВОТА – Лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и слегка подтянутыми к животу.

Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

5. ТАЗАЛежа на спине в позе «лягушки».

Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

6. НОГ – Лежа на спине, с ногами приподнятыми под углом в 30-450.
7. РУК — Сидя или лежа, в удобной, исключающей напряжение мышц, позе, обеспечив уровень положения руки выше уровня сердца.

Транспортная иммобилизация при переломах костей нижних и верхних конечностей

При открытом переломе иммобилизации предшествует остановка кровотечения.
Бедро – проводится фиксация трех суставов (голеностопного, коленного, тазобедренного) с помощью 2 шин. При этом 1-я шина проходит по внутренней поверхности голени и бедра; 2-я – по наружной поверхности нижней конечности и туловища, от стопы до подмышечной впадины (слайд 4.5.10).

Стопа и голеностопный сустав фиксируются к шине бинтом – восьмиобразной повязкой. Наружная шина фиксируется к туловищу в области грудной клетки.

Транспортировать пострадавшего нужно на носилках или подручных средствах в положении лежа, приподнимая при этом их ножной конец под углом 10-15° или подложив под неповреждённую ногу валик так, чтобы угол подъема ноги составил 30-45°.

Голень – может быть наложена одна шина по боковой поверхности голени с фиксацией двух суставов (коленного и голеностопного).

Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

Транспортировка может осуществляться в положении сидя, при общей слабости пострадавшего– лежа.
Стопа – обездвиживается путем наложения восьмиобразной повязки на голеностопный сустав.

При переломах костей верхних конечностей иммобилизация травмированной руки проводится при максимально расслабленных её мышцах (в физиологическом положении), а именно: сгибают в локтевом суставе под углом 90°, ладонью поворачивают к груди, фаланги пальцев в полусогнутом положении.

Транспортировка раненых с переломами костей предплечья

Плечо – фиксируется лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шина при этом накладывается по тыльной поверхности предплечья и плеча, на согнутую в локте руку под углом 90°– от пальцев кисти до противоположного плеча.

При отсутствии шины руку уложить в косынку, второй косынкой зафиксировать ее к туловищу, при этом положение руки такое же, как при использовании шин.

Транспортировать пострадавшего можно при любом положении тела.

Предплечье – шина накладывается от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой под углом 90° и фиксированной бинтом или косынкой. Рука при этом подвешивается на любой мягкий материал через шею.

Кисть– шина накладывается по ладонной поверхности кисти и предплечью от кончиков пальцев до локтевого сустава; под пальцы подложить небольшой мягкий валик.

Источник