Транспортная шина дитерихса при переломе бедра

При переломе конечностей у человека полностью или частично нарушается целостность кости. При травмировании нижних конечностей человек испытывает сильную боль, поэтому передвигаться самостоятельно он не может. Справиться с проблемой ему поможет шина дитерихса. О том, что это за приспособление, как им правильно пользоваться, чтобы не навредить себе – расскажем далее. Шина дитерихса – это специальное медицинское устройство, с помощью которого медик может зафиксировать различные поврежденные части тела. Условно специалистами данные устройства делятся на два основных вида. Они бывают:

  • стандартными;
  • импровизированными, т.е. сделанными в полевых условиях, без специальных приспособлений.

Шина дитерихса

Шина состоит из нескольких основных частей. В нее входит:

  • Деревянный костыль – 2 штуки. Он бывает наружным и внутренним.
  • Планка, помогающая зафиксировать стопу. У медиков она называется «подстопник».
  • Палочка-закрутка, которая крепится к шине специальным шнурком.

Помимо этого, сам костыль разделен на две части. Благодаря чему пациент может регулировать приспособление и менять под себя.

Назначение шины дитерихса

Чаще всего люди травмируют именно верхние или нижние конечности. И такие травмы опасны тем, что пациента обязательно нужно обездвижить. Но человек с такой травмой испытывает сильные боли, поэтому обездвижить его бывает очень сложно. У травмированного человека не только снижается двигательная активность, но и общее восприятие сложившейся ситуации, необходимости проведения ему лечебных мероприятий. Стандартные шины помогают временно зафиксировать поврежденную конечность до того момента, пока пострадавшему не будет оказана первая медицинская помощь. Наложив пациенту такую шину, медики могут легко транспортировать его в медицинское учреждение.

Лечебные шины помогают обездвижить пациента на длительный промежуток времени. Причем пациента фиксируют в привычном для него положении. Перед наложением такой повязки пациенту вытягивают костные обломки. Шина дитерихса считается у медиков транспортной шиной, которая помогает обездвижить нижние конечности пациента.

Правила наложения

Важно не только правильно наложить шину, но и грамотно выбрать ее. Устройство должно:

  • Быть прочным, легким, надежно фиксировать поврежденный сустав.

Помните: шина дитерихса используется для пациентов с переломомтазобедренного, коленного, голеностопного сустава или бедра.

  • Не причинять дискомфорт пострадавшему, обеспечивать свободный доступ к проблемной области.
  • Удерживать проблемную часть в удобном для пациента положении.
  • Быть простым, легким в эксплуатации, многофункциональным.

Причем накладывая его, следует учесть следующие несложные правила:

  • Нельзя накладывать устройство прямо на голую кожу. Его кладут на одежду, марлю. Поэтому сустав прокладывают ватной или марлевой повязкой.
  • Длину перекладин измеряют по здоровой ноге в соответствии с ростом пострадавшего.
  • Ноге желательно придать удобное положение.
  • Шина дитерихса при переломе бедра или бедренной кости надежно фиксируется на проблемной области. Фиксируют ее бинтами.
  • При переломе руки поврежденная конечность фиксируется косынкой, тесьмой.
  • На рану накладывают стерильную повязку, а потом конечность обездвиживают.
  • Если из раны идет кровь, то вначале ее стоит остановить. Это можно сделать с помощью жгута, давящей повязки. При этом конечность обезболивают, накладывают на нее бинт.
  • В холодное время года на конечность накладывают теплое одеяло.

Помните: больному дают обезболивающее. А при сложных переломах бедра (к примеру, одновременно голеностопного сустава, костей стопы, лодыжки) шину дитерихса не используют.

Правила наложения

Видео пособие

А если у человека с травмированной рукой до сих пор остались вопросы о том, как накладывать правильно фиксирующее устройство, то ему стоит посмотреть видео по данному вопросу, расположенное в интернете. Причем можно изучить не только видео, но и отзывы по ним. Именно в отзывах часто люди рассказывают о нюансах наложения устройства, возможных ошибках и путях их преодоления.

Особенности наложения

Перед наложением пациенту с переломом бедра или бедренной кости шину дитерихса обязательно нужно подготовить. Требуется:

  • положить на приспособление вату, обернуть ее стерильным бинтом;
  • к одному концу приспособления привязать две марлевые тесемки длиной в 75 см;
  • наложить на поврежденную конечность устройство, смоделировать его по телу больного.

Помните: важно не только правильно наложить шину, но и придать поврежденной конечности правильное положение.

Плечи требуется вывести вперед, зафиксировать под углом в 30 градусов, а концы марлевых тесемок привязать ко второй части устройства, зафиксировать их на предплечье. В подмышку больного можно вставить ватный ролик. Шина дитерихса, используемая при переломе бедра или кости фиксируется бинтами к туловищу и проблемной части. Помимо этого, при порядке наложения шины дитерихса нельзя забывать и некоторые несложные правила. К примеру:

  1. Шина накладывается только в присутствии медицинского работника.
  2. Если одежда или обувь мешает процессу наложения устройства, то их можно слегка отодвинуть в сторону.
  3. Устройство на открытый перелом накладывается без вправления костных обломков.
  4. Если шина накладывается на закрытый перелом, то вначале врач должен слегка вытянуть нижнюю конечность вперед. Помните: устройство должно покрывать 2-3 сустава.
  5. Перевозить пострадавшего нужно очень осторожно. Поврежденная конечность должна находиться в покое. Все манипуляции проводятся осторожно и с соблюдением техники безопасности.

Особенности наложения

Необходимый инструментарий

Чтобы иммобилизовать поврежденную конечность врачи должны иметь под рукой:

  • шину дитерихса;
  • стерильные бинты;
  • медицинскую марлю, вату;
  • стерильные шприцы, иглы.
  • раствор, который будет введен пациенту в качестве обезболивающего. Можно использовать «Баралгин», «Промедол», «Фентанил»;
  • носилки. Именно на них пострадавшего нужно отнести в медицинское учреждение;
  • удобные ножницы.

Помните, что во время наложения шины больной может:

  • испытывать сильную боль от полученной травмы, страх;
  • видеть свою рану и бояться еще больше;
  • увидеть сильную кровь, текущую из раны;
  • впасть в обморок, потерять много крови;
  • испытать травматический шок;
  • потерять возможность нормально двигаться, особенно сильно у него будет снижена подвижность в поврежденной конечности;
  • занести в открытую рану инфекцию;
  • иметь другие повреждения, кроме перелома.

Поэтому врачам следует постоянно разговаривать с пострадавшим. Это поможет избежать появления у него одного из вышеописанных симптомов.

Последовательность действий

В целом, техника наложения шины дитерихса включает в себя следующие этапы. Медик:

  1. Укладывает пострадавшего на ровную поверхность, успокаивает его.
  2. Подготавливает больного, рассказывает ему о дальнейшей процедуре.
  3. Обрабатывает свои руки спиртом, надевает медицинские перчатки.
  4. Вводит внутримышечно смесь из 2 мл 50% анальгина и 2 мл 1% димедрола. Это поможет обезболить поврежденную конечность.
  5. Внимательно, осторожно осматривает место повреждения.
  6. Приводит поврежденную конечность в анатомически правильное положение.
  7. Прикладывает подошву-подстопник к поврежденной конечности, фиксирует ее бинтом. Причем снимать обувь с больного не требуется. Подстопник должен выступать от обуви на 1,5-2см. Это снизит риск появления у больного пролежней в пяточной области.
  8. Подгоняет внутренними и наружными пластинками длину устройства по здоровой конечности. Так не травмируется поврежденная конечность.
  9. Прикладывает внутреннюю часть устройства к внутренней части конечности. Она должна закрывать ногу от промежности и выступать снизу на 8-10 см.
  10. Вставляет внутреннюю пластину в металлическую скобу, расположенную на подошвенной части.
  11. Прикладывает внешнюю часть приспособления. Ее верхний конец должен упираться в подмышечную впадину, а нижняя часть должна выступать снизу на 8-10 см от подошвенной части стопы.
  12. Застегивает внешнюю часть устройства через скобу, расположенную в подошве.
  13. Кладет вату в зону, расположенную около колена, наружной, внутренней части лодыжки. Она снизит давление, приходящееся на данные зоны.
  14. Фиксирует шину на бедре, коленном суставе, голени, животе, груди бинтами, ремнями. Должно быть 5 точек соприкосновения. Причем вначале бинт кладут на места, расположенные ближе к телу, а потом уже расположенные дальше от тела.
  15. Использует специальную закрутку и вытягивает поврежденную конечность. Закрутку следует крутить до нужного положения.
  16. Вставляет палочку в боковую часть закрутки, фиксирует ее.

импровизированная шина, т.е. сделанная в полевых условиях, без специальных приспособлений.

Этапы наложения

Условно процесс наложения шины дитерихса при переломе бедра медики делят на несколько основных этапов. Во время наложения специалист не только должен соблюдать порядок наложения шины дитерихса, но и соблюдать следующие правила. Он:

  1. Фиксирует подошвенную часть на обуви пострадавшего.
  2. Накладывает боковые части шины и скрепляет их между собой.
  3. Прикрепляет боковые части устройства к телу специальными ремнями, лямками.
  4. Слегка вытягивает поврежденную конечность, фиксирует ее закруткой.
  5. Закрепляет шину бинтами.

А теперь выше мы рассмотрим более подробно алгоритм наложения шины дитерихса.

Противопоказания

Шину дитерихса при переломах накладывают только по медицинским показаниям, т.к. от этого зависит и техника ее наложения. Приспособление показано носить только в том случае, если пострадавший получил перелом голеностопной или бедренной части кости. Причем перелом может быть любой степени сложности. Конечно, шина дитерихса при переломе – это полезное приспособление, но использовать его можно не всем пациентам. К примеру, при переломах шина дитерихса не накладывается пациентам:

  • имеющим иные опасные повреждения, при которых данное устройство накладывать просто не имеет смысла;
  • находящимся в состоянии тяжелого шока;
  • которые из-за боли не могут длительное время находиться в одном положении;
  • которые находятся в состоянии, не совместимом с жизнью;
  • при обращении с которыми врачи рискуют наложить приспособление неправильно.

Помните: до приезда врача родственники не должны накладывать транспортную шину пострадавшему самостоятельно.

Лучше всего придать пострадавшему определенное положение, дождаться врачей. Родственники не смогут точно определить зону повреждения, поэтому накладывать шину дитерихса при переломах в данном случае просто не имеет смысла.

Правила транспортировки

Если процесс наложения шины дитерихса пациенту с переломом бедер закончен, то его доставляют в больницу. Врачи должны:

  1. Успокоить человека, объяснить то, что ему будут делать.
  2. Ввести больному обезболивающее.
  3. Не расстегивать одежду больного, не снимать ему обувь. Все действия должны быть очень аккуратными. Лишнего дискомфорта пациенту доставлять не стоит. Если же на пострадавшем надета очень узкая одежда, которая сжимает поврежденную конечность, то ее можно разрезать по шву.
  4. Во время транспортировки больному можно наложить транспортную шину. Она поможет удержать конечность в правильном положении. Но перед ее наложением на все выступающие части тела следует положить вату. При переломах шину дитерихса накладывают на сустав, лодыжку, край подвздошной кости. Вата снизит риск появления у пострадавшего пролежней, натирания. Помните: сейчас продаются и более модернизированные транспортные шины дитерихса, которые также фиксируют нижние конечности. Причем сейчас обладает модернизированная транспортная шина дитерихса, которая фиксирует нижние конечности, и тесемками.
  5. Остановить кровотечение с помощью утягивающего бинта, тугой повязки, жгута. Помните: замок не должен мешать снятию повязки без снятия шины.
  6. Использовать разные бинты для наложения шины, повязки.
  7. Проложить основание металлической шины ватой, бинтами.
  8. Потянуть поврежденную конечность слегка вперед, закрепить ее в данном положении. Обычно это делается в тех случаях, если у больного диагностирован закрытый перелом.
  9. Положить на поврежденную конечность одеяло, теплую одежду. Обычно укрывать ее требуется в том случае, если больного доставляют в медицинское учреждение в холодное время года.
  10. Зафиксировать повязку через ушко, но захватывая голенище сапога. Так ее подошвенная часть лучше закрепится и не сползет.
  11. В медицинском учреждении наложить пострадавшему шину дихтерикса. Причем зафиксировать нужно все тело, т.е. начиная от подмышек и заканчивая нижней частью тела. Только так удастся обездвижить поврежденную нижнюю конечность.

Помните: если наложение транспортной шины дитерихса прошло успешно, то у пострадавшего она плотно зафиксируется.

При этом модернизированная повязка останется сухой, боли не будет, артериальное давление пострадавшего стабилизируется, пульс и дыхание выровняется. Подытожим: шина дихтерикса – это действительно очень уникальное устройство, которое помогает правильно зафиксировать поврежденную конечность, ускорить процесс восстановления пациента. Но она будет полезной только в том случае, если она будет наложена опытным специалистом. Шина, наложенная обычным человеком, не даст никакого эффекта и даже может навредить пострадавшему. Не стоит экспериментировать со своим здоровьем.

Источник

Шина Дитерихса берет свое начало в 1932 году, когда хирург Михаил Михайлович Дитерихс опубликовал в журнале «Военно-санитарное дело» свое новое изобретение – конструкцию для временной фиксации нижней конечности. Это изделие относят к транспортным видам. Ее накладывают на месте получения травмы. С такой фиксацией можно бережно довести пострадавшего с травмой бедра до медицинского учреждения.

В состав конструкции входят две раздвижные планки, кусок фанеры, палочка-закрутка и скобы для закрепления частей изделия. Фиксируют не только пострадавший сустав, но и соседние. Не следует приматывать конструкцию слишком туго. На бедре шина фиксируется с помощью бинтов или ремней.

Что такое шина Дитерихса

Транспортная шина дитерихса при переломе бедра

При разработке конструкции ученый взял за основу другую шину, часто использующуюся в то время, и модифицировал ее. Дитерихс предлагал использовать именно эту новую конструкцию в случае невозможности наложения гипсовой повязки.

Шина Дитерихса относится к группе транспортных, то есть она должна накладываться на месте получения травмы и способствовать бережной перевозке пострадавшего в госпиталь. Кроме фиксации поврежденной конечности она выполняет функцию вытяжения.

Она собирается из двух деревянных планок разной длины, подошвы из фанеры, металлических скобок, лямок и ремней. Обе пластины раздвижные, подходят для больных разного роста. Показания к наложению: временная иммобилизация (обездвиживание) конечности при переломах бедра, костей, составляющих коленный и тазобедренный суставы.

Конструкция довольно часто накладывалась во время Великой Отечественной войны. Она позволила спасти от тяжелых последствий и осложнений после переломов десятки тысяч пострадавших. Согласно статистическим данным, в годы войны оригинальная шина Дитерихса плюс ее усовершенствованные аналоги накладывались 70% раненых с переломами бедра и с пулевыми ранениями. По анализам историй болезни известно, что такое опасное инфекционное осложнение, как остеомиелит, гораздо реже поражало солдат, которым была наложена именно эта шина.

Строение шины

Транспортная шина дитерихса при переломе бедра

Основные детали конструкции:

  • две длинные деревянные раздвижные планки с утолщениями на конце, которые служат упором в промежность (внутренняя планка) и в подмышечную впадину(наружная),
  • подошва из фанеры,
  • металлические скобки для закрепления нижней части планок на подошвенной детали,
  • палочка-закрутка для дополнительного вытяжения конечности.

Главным преимуществом этой конструкции в сравнении с более старыми стало то, что шина дает возможность обездвижить тазобедренный сустав. Это особенно важно при сложных повреждениях верхней части бедра.

У конструкции один недостаток: нет фиксирующей пластины на задней поверхности бедра. Из-за этого бывает сдвиг и провисание костных отломков кзади.

Интересно почитать  какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Наложение шины Дитерихса

Шина накладывается на поврежденную ногу согласно общим правилам наложения всех шин для транспортной иммобилизации.

Выполнить обездвиживание конечности надо как можно раньше с момента получения травмы. Обязательно зафиксировать не только поврежденный участок, но и на один сустав выше и ниже. А при повреждениях тазобедренного и коленного сустава захватываются по два смежных сустава. Это необходимо для максимального исключения любого возможного движения. Все шины накладывают поверх одежды или обуви, чтобы манипуляцией раздевания не повредить дополнительно место ранения.

Также одежда будет служить мягкой подкладкой. Шину нужно смоделировать на здоровой конечности, после наложения на больную ногу регулировать конструкцию запрещено. Не приматывайте ее очень туго, чтобы не нарушить кровоток в конечности. Если травма произошла зимой, то поверх наложенной шины надо укрыть и утеплить конечность.

Этапы наложения

При наложении шины Дитерихса понадобится: сама конструкция, бинт, ремни, вата, желательно смягчающие подкладки, ножницы, обезболивающие средства (анальгин 50% 2 мл, димедрол 1% 2 мл), шприц, спирт, перчатки.

Техника наложения шины Дитерихса:

  1. Больного укладывают на ровную поверхность, успокаивают его.
  2. Во время подготовительных процедур разъясняют пострадавшему, что будет происходить дальше.
  3. Руки обрабатывают спиртом, надеваются перчатки.
  4. Внутримышечно вводят смесь анальгина с димедролом в качестве обезболивающего средства.
  5. Внимательно и осторожно осматривается рана.
  6. Пораженная нога аккуратно выводится в положение, близкое к физиологическому.
  7. Подошва-подстопник прикладывается к ноге и фиксируется с помощью бинта. Обувь снимать не надо. Подстопник должен располагаться так, чтобы выступать за край каблука обуви на 1,5-2 см для профилактики пролежня пяточной области.
  8. Подбирается нужная длина внутренней и наружной пластинок по здоровой ноге, чтобы лишний раз не травмировать поврежденную конечность.
  9. Внутренняя часть прикладывается ко внутренней стороне ноги от промежности так, чтобы она выступала снизу на 8-10 см.
  10. Внутреннюю пластину вставляют в металлическую скобу подошвенной части.
  11. Наружную часть шины располагают так, чтобы верхним концом она упиралась в подмышечную впадину, а нижним выступала на 8-10 см ниже подошвенной части стопы.
  12. Ее также проводят через скобу подошвы.
  13. Если возможно, прокладываются мягкие подкладки в местах костных выступов (колено, наружная и внутренняя лодыжки), чтобы не допустить избыточного давления в этих зонах.
  14. С помощью бинта или ремней шина фиксируется на бедре, коленном суставе, голени, животе и груди (всегда не менее 5 точек фиксации). При этом сначала бинт накладывается проксимальнее места повреждения (ближе к телу), а только потом дистальнее (дальше от раны).
  15. Используется специальная закрутка с целью создания вытяжения поврежденной конечности. Для этого закрутка вращается до необходимого положения. Затем палочка от нее крепится на боковой пластинке.

Интересно почитать как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей.

Конечно, за более, чем 80 лет, с момента создания и первого наложения шины Дитерихса разработаны более совершенные устройства, но для своего времени это был качественный прорыв в военно-полевой хирургии. Все новые шины созданы по принципам временной иммобилизации, которые сформулировал М.М.Дитерихс.

Источник