Упражнения при переломе берцовой кости

Восстановление после перелома ноги это необходимая часть лечения. С помощью правильно выбранных и тщательно проведенных мероприятий после снятия гипса или фиксирующего приспособления полностью восстанавливается двигательная функция ноги, обеспечивается восстановление её подвижности. Кроме этого, благодаря комплексу лечебных упражнений, которые могут проводиться в домашних условиях, человеку возвращается ровная походка, предотвращаются посттравматические осложнения и болезненный синдром.

reabilitatsiya-posle-pereloma-nogi (3)

Строение скелета ноги

В начале скелета ноги расположены бедренные кости. Они под углом прикреплены к тазовым костям. Так происходит образование прочной арки, которая способна выдержать большую нагрузку. Благодаря круглой суставной головке бедренных костей возможно совершение движений в разные стороны. Однако их ограничивают связки.

Голень состоит из двух костей – большой берцовой и малой берцовой. Стопа и бедро сочленены с большой берцовой костью, что способствует значительному увеличению прочности, но снижению подвижности. Расположением малой берцовой кости является наружная сторона, то есть сторона мизинца. Это кость выдержать меньшие нагрузки.

Стопа, как и кисть, делится на три части – предплюсны, плюсны, фаланги пальцев. К более массивной части предплюсен относят таранную и пяточную кость. Подошва ноги состоит из продольных и поперечных сводов. Это способствует созданию эффекта пружины во время ходьбы или бега, то есть смягчаются толчки при движении.

Когда приступать к упражнениям после перелома ноги

На протяжении всего времени, пока человек ходил с гипсом, то есть его нижняя конечность частично или полностью была обездвижена, произошло отвыкание мышц и связок от обычных нагрузок. Распространенной ошибкой людей, сломавших ногу, являются попытки быстро вернуться к привычным физическим нагрузкам.

Необходимо запомнить, что такие действия не окажут положительного результата, но и могут стать причиной новой травмы.

Первые несколько дней после снятия гипса даже ходить будет тяжело, поэтому необходимо запастись терпением и добросовестно следовать всем рекомендациям врача.

Как восстановить ногу после перелома

Любой перелом подразумевает проведение реабилитационных мероприятий после снятия гипса. Чем серьезнее была травма, тем дольше продлится восстановление поврежденной конечности. Даже незначительное повреждение кости провоцирует развитие воспаления близлежащих тканей, в результате чего повышается риск развития деструктивных изменений в суставе, артрита, артроза.

Целью реабилитационного периода является:

  • Безопасно восстановить прежнюю активность.
  • Разработать конечность после того, как она длительное время находилась в неподвижном состоянии, или после сложного оперативного вмешательства.
  • Откорректировать атрофию мышц.
  • Повысить эластичность связок.
  • Предупредить возникновение новой травмы или повреждения.
  • Восстановить полноценный кровоток и обменные процессы в тканях ноги.

Сломанная нога длительное время находится в неподвижном состоянии, в результате чего происходит нарушение кровообращения, деревянность и онемение мышц. Когда снимают гипс, в мягкие ткани резко поступает кровь, вследствие чего развивается отек. Методы по разработке ноги способствуют устранению неприятных последствий, не допускают полную или частичную атрофию.

Реабилитация после перелома ноги является обязательной финальной частью лечения и должна проходить с использованием специальных лечебных упражнений, которые способствуют равномерному статическому напряжению мышц, связок, суставов.

Все назначенные процедуры должны иметь восстанавливающий характер, и ни в коем случае не перегружать в ногу.

Кроме этого, необходимо на некоторое время отказаться от привычных спортивных тренировок, даже если организм является подготовленным. Для того чтобы разработать ногу, потребуется продолжительная работа. От того, насколько человек регулярно и качественно будет выполнять упражнения, зависит быстрота возвращения функциональных возможностей ноги.

Для той или иной поврежденной части ноги существуют определённые упражнения.

Упражнения для бедра

Бедренную кость относят к одной из более крупных трубчатых костей. Невзирая на её прочность, с травмой бедра сталкиваются как пожилые люди, так и молодежь. Частые причины её повреждения: авария, падение с высоты, неудачное приземление (касается того или иного вида спорта).

В большинстве случаев при переломе бедра пациенту показано оперативное вмешательство, после которого он длительное время будет соблюдать исключительно постельный режим. Чтобы успешно восстановить двигательные функции необходимо грамотно спланировать реабилитационный процесс.

На протяжении первых недель пациент должен находиться в полном покое, правильно питаться. Когда снимают гипс, назначают массаж, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру.

  • Растягиваем ягодицы. Лечь на спину, ноги согнуть в колене. Положить левую лодыжку на правое колено. Обхватить правое бедро, подтягивать его в сторону груди. Выполняя данные упражнения, человек чувствует, как растягивается наружная поверхность бедра и ягодицы. Удержание достигнутого положения на полминуты. Повторить на каждую ногу по три раза.
  • Наклоны. Человек скрещивает ноги, больная нога сзади. Не сгибать колени, производить максимально возможные наклоны вперёд. Возврат в исходное положение. Повтор три раза.
  • Растягиваем бедро. Встать около стены, опереться на неё левой рукой, ноги скрещены. Потянуться пострадавшим бедром в сторону стены, при этом нога должна быть на полу. Находиться в таком положении около 20 секунд. Зачем встать ровно. Повтор три раза.

Вышеперечисленный список упражнений рекомендуется выполнять на протяжении 7–10 дней. Затем, когда постепенно притупляются болезненные ощущения, бедренная часть привыкает к нагрузке, назначается выполнение упражнений, с помощью которых укрепляются бедренные мышцы.

  • Разгибаем колено. Лечь на спину, локтями упереться в пол. Немного согнуть колено больной конечности. Выпрямить ногу, чтобы она не касалась пола. Нога должна быть выше пола приблизительно на 25 сантиметров. Нога прямая, мышцы напряжены. Далее медленно опустить ногу на пол. Повторить 10 раз.
  • Натягиваем ногу. Лечь на живот, ноги выровнять, голова лежит на руках. Втянуть живот, напрячь и поднять больную ногу приблизительно на 15 сантиметров. Зафиксировать это положении на 3–4 секунды. Далее нога расслабляется и возвращается на пол. Повторить 10 раз.
  • Отводим ногу. Лечь набок, голову положить на руку. Поднять ногу вверх приблизительно на 20 см. Удерживать прямое положение ноги, после чего медленно опустить. Повторить 10 раз.
  • Приседаем. Встать около стены, к ней спиной. Смотреть прямо. Ноги поставить на ширину плеч. От стены отойти на 25 сантиметров. За спину положить мяч, размер которого аналогичный футбольному. Совершать медленные приседания. Колено сгибать на 70 градусов. Находиться в таком положении 5–7 секунд. Повтор 5 раз.
  • Включаем грушевидную мышцу. Лечь на здоровый бок, немного согнуть ноги в колене и тазобедренном суставе. Пятки должны касаться друг друга. Совершать медленное поднятие верхней ноги, удерживать 3 секунды. После этого нога плавно опускается. Повторить не менее 10 раз.
  • Делаем боковую планку. Лечь набок таким образом, чтобы плечо и голень были вдоль одной линии. Опереться на локоть. Поднимать бедро от пола. Приложить все усилия для фиксации этого положения хотя бы на 10 секунд. После этого плавно опустить бедро. Поменять сторону, повторить манипуляцию.
  • Делаем планку. Лесь на живот. Опереться на локти. Поднять бедра. Важным моментом является нахождение бёдер и плеч на одном уровне. Зафиксировать положение минимум на 10 секунд. После этого вернуться в исходное положение, расслабиться. Если возникнут сложности с выполнением этого упражнения, можно стоять на коленях, а не на пальцах ног. С каждым разом необходимо увеличить длительность планки за 60 секунд.

Необходимо понять, что реабилитационные манипуляции и их длительность напрямую зависит от клинической картины травмы. Самый проблемный и продолжительный реабилитационный период при переломе в бедренном суставе. Возникновение особенных трудностей наблюдается, если сильно разрушено окончание бедренной кости. В какой ситуации применяется такая процедура, как эндопротезирование сустава. Для полного восстановления пациенту понадобится минимум в 6 месяцев.

Более простой является диафизарная травма, когда перелом произошел в теле кости. Восстановление длится приблизительно 3–4 месяца. Однако при сложной геометрии перелома и недостаточной площади соприкасающихся фрагментов, пациенту назначается проведение остеосинтеза. Процедура подразумевает установку искусственного фиксатора. Из-за этого усложняется восстановительный период, увеличивается его длительность.

Упражнения для голени

Перед тем как разрабатывать ногу после перелома берцовой кости, необходимо проконсультироваться с квалифицированным врачом-травматологом. Он определит длительность гимнастики, обозначит интенсивность допустимых нагрузок.

Ниже описаны основные упражнения, как разработать ногу после перелома берцовой кости:

  • Пассивно двигаем пальцами. Для этого упражнения необходимо пользоваться только руками. С осторожностью сгибать разгибать пальцы на больной ноге. Каждое движение удерживать на 3 секунды. Повтор 5–7 раз.
  • Захватываем полотенце. Сесть на стул, полотенце лежит на полу. Больную ногу поставить на полотенце, произвести его захват пальцами. Полотенце поднять. Повтор 12–15 раз.
  • Растягиваем полотенце. Человек садится на пол, вытягивает ногу. При помощи полотенца необходимо натягивать к себе носок стопы. Удерживать такое положение полминуты. Повтор три раза.

Упражнения для стопы

Плюсневые кости выполняют опорную функцию стопы. При переломе одной из таких костей пациенту на ближайшие четыре — пять недель назначается постельный режим. На следующем этапе квалифицированный специалист разрабатывает индивидуальное реабилитационное лечение, благодаря которому происходит восстановление правильного мышечного, суставного, связочного функционирования. С помощью несложных упражнений активизируется полноценный кровоток и обменные процессы в тканях стопы, уменьшается восстановительный период.

Кроме этого, после снятия гипса человек должен выполнять специальные упражнения. Применение такой гимнастики в первые дни может доставлять неприятные ощущения. Однако необходимо помнить о важности таких процедур.

  • Растягиваем заднюю поверхность ноги. Встать лицом к стене, руки упереть в неё перпендикулярно. Пятку больной ноги упереть в пол, производить медленные наклоны вперёд до тех пор, пока не появится чувство натяжения в задней части нижние конечности. Удерживать позицию полминуты. Повтор три раза.
  • Растягиваем икроножную. Встать лицом к стене, опереться на неё руками. Пятку пострадавший ноги представить к полу. Производить сгибание колена и осторожный я наклоны к стене. Это необходимо делать до тех пор, пока не появится чувство натяжения в голени. Удерживать позицию полминуты. Повтор три раза.
  • Лодыжку наружу. Сесть на пол, ногу вытянуть, здоровую согнуть в колене. Резинкой или эспандером оборачиваем носок пострадавшей конечности, вторым концом закрепляем к любому неподвижному предмету (на уровень с лодыжкой). Производить осторожные наклоны носка наружу, чтобы растягивалась резинка. Возврат в исходное положение. Повторить 10 раз.
  • Круговые движения. Сесть или лечь на спину, ноги выровнять. Потянуть пальцы больной конечности к телу, Зачем в противоположную сторону. Поворачивать пальцами влево и вправо. По окончании совершать круговые движения лодыжкой. 10 раз в одном направлении, 10 раз в другом. В процессе ногу держать неподвижно.

Когда человек может встать на больную ногу, и при этом будут отсутствовать болезненные ощущения, можно приступить к следующим упражнениям. Их назначает врач в индивидуальном порядке.

reabilitatsiya-posle-pereloma-nogi (upraghenie)

Тренажеры и вспомогательные средства

Каждый вид травмы подразумевает выполнение специально разработанных упражнений. У них учитывается локализация и тип перелома, присутствует ли смещение или нет, проводилось ли оперативное вмешательство, в каком состоянии находится больной, какого он возраста. К примеру, пациент в пожилом возрасте может выполнять лишь упражнения с незначительной нагрузкой.

Реабилитация состоит не только из упражнений, которые могут выполняться в домашних условиях, но и использования специальных тренажеров и других приспособлений. О них расскажет лечащий врач.

Особенности реабилитации

Восстановительный период после перелома имеет комплексный характер и состоит из четырех этапов

  • Использование мануальных методов, массажа.
  • Систематически выполнять назначенные лечебные упражнения, заниматься гимнастикой.
  • Соблюдать диетическое питание, с помощью которого укрепляется костная ткань.
  • Посещать физиотерапевтический кабинет.

Массаж

С помощью массирующих движений можно быстро восстановить функционирование поврежденной конечности. Массаж может быть традиционным или водным. Не у всех есть возможность посещать специализированные места, поэтому разрешается проводить массаж в домашних условиях. Главным условием является аккуратность движений. Это делается следующим образом:

  • Плавные и осторожные круговые движения с легким надавливанием на травмированное место.
  • Совершение пощипывания, поглаживания, разминания.
  • Разминка как наружной, так и внутренней части ноги, пальцев.

После массажа разрешено использование ванночек. В неё можно добавить лечебную траву или морскую соль. Это способствует снятию напряжения в ноге, её расслаблению. Вода для ванночки должна быть теплой.

reabilitatsiya-posle-pereloma-nogi (massage)

При помощи массирующих движений устраняется отёчность, снижается интенсивность болезненных ощущений, ускоряется регенерация тканей, нога становится более подвижной.

Для уменьшения болезненных ощущений врач может порекомендовать использование наружных медикаментозных средств. Мазь и крем, в состав которых входит глюкозамин, способствует укреплению повреждённой кости, восстановлению хрящевых тканей. Кроме этого, такие препараты имеют согревающие или охлаждающий эффект. Среди самых распространенных средств выделяют:

  • Диклофенак. Имеет обезболивающее, противовоспалительное действие. Устраняет отечность. К противопоказаниям относят беременность, так как присутствуют некоторые побочные свойства.
  • Кетонал. Является противовоспалительным и анальгезирующим средством.
  • Нурофен. Поможет быстро снять болезненные ощущения, уменьшить интенсивность воспалительного процесса. Применять не более 10 дней. Противопоказанием является детский возраст. При длительном применении может стать причиной аллергической реакции.

Физиопроцедуры

Физиотерапия является комплексным подходом, в состав которого входят процедуры разнонаправленного действия. К примеру:

  • На начальном этапе восстановительного периода после перелома применяется УВЧ прогревание, ультразвуковое воздействие, благодаря которому уменьшается отечность, болезненный синдром. Кроме этого, улучшается микроциркуляция лимфотока в том месте, где срослась кость.
  • Когда сняли гипсовую повязку, назначается применение электрофореза, фонофореза, лазерной терапии, медикаментозного лечения. Если перелом сложный, пациенту назначают миостимуляцию.

ЛФК

Лечебный физкультурный комплекс является основой реабилитационного периода.

Важным моментом является тщательное и регулярное соблюдение всех рекомендаций лечащего врача.

На протяжении первых двух-трех недель пациенту назначается занятия физкультурой несколько раз в день. Это необходимо для эффективной разработки повреждённой ноги.

Если не выполнять ЛФК после перелома ноги, упражнения, можно пропустить то непродолжительное время, во время которого восстановленная ткань наиболее способна растягиваться и сокращаться. Полноценная разработка через несколько недель после снятия гипса будет не настолько эффективной, чем в первые недели после этого.

Питание и витамины

Реабилитация после перелома является затяжным процессом. Чтобы она проходила успешно и быстро необходимо не только выполнять различные упражнения, но и соблюдать правильное питание. В рацион не должны входить вредные продукты питания.

В употребляемой еде должно присутствовать достаточное количество кремния и кальция. Благодаря этим элементам происходит укрепление костей, быстро восстанавливается хрящевая ткань. В список рекомендованных продуктов входит:

  • Рыба нежирных сортов.
  • Овощи и фрукты в свежем виде.
  • Достаточное количество кисломолочной продукции – молока, творога, простокваши.
  • Употребление орехов, бананов, отрубей.

Необходимо исключить из рациона жирную, солёную пищу, копчености, полуфабрикаты. А также минимизировать употребление кофе, так как он способствует выведению из организма кальция и других важных веществ.

Чтобы кальций лучше усваивался, необходимо принимать витамин Д. Для восстановления костных тканей требуется достаточное количество фосфора. Он содержится в печени, зерновых, молочных продуктах, бобовых, орехах. Для улучшения метаболизма рекомендуется приём витаминного комплекса. При переломе следует сделать акцент на таких продуктах, в которых содержится витамин A, C, D, B. Также можно приобрести аптечный комплекс.

При переломе наиболее подходящая диета под номером 11. Состоит из продуктов, в которых входит достаточное количество белка, чтобы мышечные и костные ткани быстро восстанавливались. Кроме этого, в организме пациента должно присутствовать достаточное количество калорий, которые помогут при выполнении специальных лечебных упражнений. Питаться необходимо минимум пять раз в сутки. Готовить пищу разрешено в духовке, на пару, в мультиварке. Ежедневно употреблять минимум полтора литра воды.

Реабилитация после перелома ноги должна продолжаться до тех пор, пока не восстановится её подвижность, исчезнет отёчность и болевой синдром. Чтобы восстановительный период прошёл максимально быстро и результативно, необходимо тщательно и добросовестно соблюдать все врачебные рекомендации, выполнять назначенный комплекс лечебных упражнений, посещать физиотерапевтический кабинет, придерживаться правильного и сбалансированного питания. В этом случае можно избежать негативных последствий для пострадавшей конечности и за максимально короткое время полностью восстановить её функционирование.

Источник

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè

Èñïîëíèòåëü

Äûáîâ Ñâåòîñëàâ Ïåòðîâè÷

Ââåäåíèå. Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû

ïåðåëîì ãîëåíü ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà

Íåñìîòðÿ íà çíà÷èòåëüíûå óñïåõè, äîñòèãíóòûå òðàâìàòîëîãèåé â âîïðîñàõ ðåïîçèöèè è ôèêñàöèè îòëîìêîâ (ìåòàëëî-îñòåîñèíòåç, óëüòðàçâóêîâàÿ ñâàðêà, îìïðåññèîííûéìåòàëëî-îñòåîñèíòåç) èíâàëèäíîñòü è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, à òàêæå ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïîñëå òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îñòàþòñÿ âûñîêèìè (4; 7;

Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî âñå ïàöèåíòû ñ ïîâðåæäåíèåì ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, íåçàâèñèìî îò òîãî ÿâëÿþòñÿ ëè îíè íå îñëîæíåííûìè èëè îñëîæí¸ííûìè, à òåì áîëåå, ïàöèåíòû ñ ïåðåëîìàìè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, íóæäàþòñÿ â ðåàáèëèòàöèè.

13). Ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò íàèáîëüøèé ïðîöåíò èíâàëèäíîñòè, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íåðàöèîíàëüíûì íàçíà÷åíèåì ôóíêöèîíàëüíîé íàãðóçêè. Ïî äàííûì Áåëÿêîâà À.À. 2003 ãîä, ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò 69 ñëó÷àåâ èíâàëèäíîñòè èç 506. Èç íèõ 23 ïðèõîäèòñÿ íà ðàííþþ íàãðóçêó è 46 íà ïîçäíþþ.

 ýòîé ñâÿçè äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ àêòóàëüíûì è ïðåäñòàâëÿåò áîëüøóþ ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Íàèáîëåå ñëàáûì çâåíîì â ðåøåíèè ýòîé ïðîáëåìû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå âîïðîñîâ, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé, ëå÷åíèåì ïîñòòðàâìàòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé è èçó÷åíèåì ïðè÷èí, ïðåïÿòñòâóþùèõ íîðìàëüíî — òåêóùåìó ïðîöåññó ðåãåíåðàöèè (Àòàåâ Ç.Ì. 1973ã., Áåðêóòîâ À.Í., Ñìèðíîâ Þ.Ã. 1996ã.)

Ñîâðåìåííûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ñ øèðîêèìè ïîêàçàíèÿìè ê îïåðàòèâíîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ è âûñîêèìè òðåáîâàíèÿìè ê êà÷åñòâó òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè äåëàþò î÷åâèäíîé àêòóàëüíîñòü ðàçðàáîòîê íîâûõ áîëåå ñîâåðøåííûõ ìåòîäèê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè ñðåäñòâàìè âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè.  îòëè÷èå îò áàçîâîé äèñöèïëèíû îáúåêò ïîçíàíèÿ è ïðåîáðàçîâàíèÿ â àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå — íå çäîðîâûå, à áîëüíûå ëþäè, â òîì ÷èñëå è èíâàëèäû, èìåííî ñâîåé îðèåíòàöèåé íà õðîíè÷åñêèõ áîëüíûõ è èíâàëèäîâ àäàïòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è îòëè÷àåòñÿ îò îäíîãî èç ðàçäåëîâ (âèäîâ) îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ «îçäîðîâèòåëüíî-ðåàáèëèòàöèîííàÿ, èëè ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» èëè «äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ». Òàêèì îáðàçîì àêòóàëüíîñòü èçó÷åíèÿ çíà÷åíèÿ è ðîëè àäàïòèâíî — ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê ïðè ðåàáèëèòàöèè ïîñëå ðàçëè÷íûõ òðàâì è ïîâðåæäåíèé íå âûçûâàåò ñîìíåíèé è ÿâëÿåòñÿ î÷åâèäíîé.

Òåîðåòè÷åñêóþ áàçó äàííîé ðàáîòû ñîñòàâèëè ðàçëè÷íûå òðóäû (ñòàòüè, ìîíîãðàôèè, ó÷åáíèêè è ó÷åáíûå ïîñîáèÿ) ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, òàêèõ êàê: Áàõðàõ È.È., Ãðåö Ã.Í., Áåëàÿ Í.À., Åïèôàíîâ Â.À., Ïîïîâ Ñ.Í., Þìàøåâ Ã.Ñ., Þðüåâ Â.Ï. è äðóãèå.

1. Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè. Äèàãíîñòèêà

 ìåõàíèçìå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò íåïðÿìàÿ òðàâìà, êîòîðàÿ îáû÷íî ñâÿçàíà ñ ïàäåíèåì è îáóñëîâëåíà ïåðåãèáîì èëè âðàùåíèåì ãîëåíè ïðè ôèêñèðîâàííîé ñòîïå. Ïîäîáíûé ìåõàíèçì äåéñòâèÿ âûçûâàåò âèíòîîáðàçíûå èëè êîñûå ïåðåëîìû îäíîé áîëüøîé áåðöîâîé êîñòè èëè äâóõ êîñòåé. Ïðÿìîå äåéñòâèå òðàâìèðóþùåé ñèëû ïðèâîäèò ê ïîïåðå÷íûì ïåðåëîìàì. Îáû÷íî ïðè óäàðå áàìïåðîì ìàøèíû. Äëÿ êîñûõ è âèíòîîáðàçíûõ ïåðåëîìîâ íàèáîëåå õàðàêòåðíû ñìåùåíèå ïî äëèíå, ïðîãèá ñ óãëîì, îòêðûòûì êíóòðè, è ðîòàöèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî îòëîìêà êíàðóæè.

2. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà ãîëåíè

Êëèíèêà ïåðåëîìà êîñòåé ãîëåíè ÷åòêàÿ. Õàðàêòåðíû ñèìïòîìû äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ ëþáîé ëîêàëèçàöèè (áîëü, îòå÷íîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, êðåïèòàöèÿ, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü, àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå ãîëåíè). Êðîìå òîãî, âîçìîæíî âîðîíêîîáðàçíîå âòÿæåíèå (óìáèëèêàöèÿ) êîæè íàä ìåñòîì ïåðåëîìà, ÷òî ãîâîðèò îá èíòåðïîçèöèè ìÿãêèõ òêàíåé. Ðåíòãåíîãðàììà â äâóõ ïðîåêöèÿõ óòî÷íÿåò äèàãíîç. Äâóõìîìåíòíîñòü òðàâìèðóþùåé ñèëû ìîæåò âûçâàòü äâîéíîé ïåðåëîì. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü êàê áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòåé îòäåëüíî, òàê è îáåèõ êîñòåé. ×àùå ïîâðåæäàþòñÿ îáå êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî è äèñòàëüíîãî êîíöîâ (à è á), äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû .

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû ïåðåëîìîâ äèàôèçà ãîëåíè:

Ðèñ 1.

— âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

— êîñûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé áîëüøå 30°);

— ïîïåðå÷íûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé ìåíüøå 30°);

-ïåðåëîì ñ íàëè÷èåì êëèíîâèäíîãî îòëîìêà;

— ñãèáàëüíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ìíîãîôðàãìåíòàðíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñïèðàëüíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ñåãìåíòàðíûé ïåðåëîì;

— ñëîæíûé ïåðåëîì íåïðàâèëüíîé ôîðìû âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);

Ëå÷åíèå:

 çàâèñèìîñòè îò ñëîæíîñòè ïåðåëîìà íàçíà÷àþò ëå÷åíèå.

Ïðè çíà÷èòåëüíîì ñìåøåíèè êîñòåé äåëàþò âûòÿæêó ãðóçîì ÷åðåç áëîê.

Ïðè ëåãêîé ôîðìå ïåðåëîìîâ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó. Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ íà 3 ìåñÿöà; ïîñëå åå ñíÿòèÿ ïðîèçâîäèòñÿ êîíòðîëüíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ â äâóõ ïðîåêöèÿõ.  ïåðâûå 10—12 äíåé áîëüíîìó ïðåäïèñûâàþò ïîñòåëüíûé ðåæèì, ïðè÷åì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òîíóñà ñîñóäîâ ðåêîìåíäóþò ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü íîãó. Áûñòðîå óìåíüøåíèå îòåêà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü âòîðè÷íîìó ñìåùåíèþ îòëîìêîâ. ×åðåç 10—12 äíåé ïðîèçâîäÿò êîíòðîëüíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ. Ïðè õîðîøåì ñòîÿíèè îòëîìêîâ è öåëîñòè ãèïñîâîé ïîâÿçêè áîëüíîìó ðàçðåøàþò õîäèòü íà êîñòûëÿõ. çàêàí÷èâàåòñÿ ëå÷åíèå íàçíà÷åíèåì ËÔÊ, ìàññàæà, ìåõàíîòåðàïèè è ïîñòåïåííîé äîçèðîâàííîé íàãðóçêè íà áîëüíóþ êîíå÷íîñòü.

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè

Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè — ìàêñèìàëüíî ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé, èñõîäÿ èç ñëîæèâøåéñÿ ïîñëå òðàâìû àíàòîìè÷åñêîé ñèòóàöèè. Ýòî îãðîìíàÿ, òÿæ¸ëàÿ ðàáîòà, òðåáóþùàÿ îò ïàöèåíòà òåðïåíèÿ è óïîðñòâà, à îò âðà÷à, êóðèðóþùåãî ïðîöåññ, ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íàâûêîâ, íàëè÷èÿ â àðñåíàëå íåîáõîäèìîãî ðåàáèëèòàöèîííîãî îáîðóäîâàíèÿ, òðåíàæåðîâ, ïðèñïîñîáëåíèé.

Êàê ïðàâèëî, ÷åëîâåê ïîñëå òðàâìû íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ: íåò äîñòàòî÷íîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, áîëüíî, àòðîôèðîâàíû è íå ðàáîòàþò ìûøöû è ò.ä.  çàâèñèìîñòè îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà áîëüíîãî ñòðîèòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïðîãðàììà çàíÿòèé ËÔÊ. Ïîýòîìó, ñ êàæäûì áîëüíûì íåîáõîäèìî ïàöèåíòîì ó íàñ ðàáîòàåò ïåðñîíàëüíûé èíñòðóêòîð. Åãî çàäà÷à — ïîìîùü áîëüíîìó ïðè âûïîëíåíèè èìïåðàòèâíî — êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé, èç êîòîðûõ è ñêëàäûâàåòñÿ åãî ïåðñîíàëüíàÿ ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè

3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè ñîîòâåòñòâåííî ïåðèîäó ËÔÊ

Ïåðâûé ïåðèîä

Çàäà÷è 1-ãî ïåðèîäà

1.Óëó÷øèòü ôóíêöèþ âåãåòàòèâíûõ ñèñòåì (êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ è äð.).

2.Àêòèâèçèðîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû.

3.Óëó÷øèòü òðîôèêó èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè çà ñ÷åò èíòåíñèôèêàöèè ëîêàëüíîãî êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ.

4.Ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññû ðåãåíåðàöèè â ìåñòå ïåðåëîìà.

5.Ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö è òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè.

6.Ðàçâèòü íåîáõîäèìûå æèçíåííûå íàâûêè.

7.Ïîâûñèòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûé òîíóñ áîëüíîãî

8. Ñïåöèàëüíûå çàäà÷è ËÔÊ: óëó÷øèòü òðîôèêó â îáëàñòè òðàâìû, óñêîðèòü êîíñîëèäàöèþ ïåðåëîìà, ñïîñîáñòâîâàòü ïðîôèëàêòèêå àòðîôèè ìûøö, òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, âûðàáîòêå íåîáõîäèìûõ âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé.

Ïåðâûé ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè äëèòåëüíîñòüþ 2 íåäåëè ñîîòâåòñòâóþò âòîðîé ñòàäèè ðåãåíåðàöèè êîñòíîé òêàíè — îáðàçîâàíèþ ïåðâè÷íîé êîñòíîé ìîçîëè.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðîñò ìîëîäûõ êëåòîê ïîâðåæäåííîé òêàíè. (28)

Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ íà ïåðâîì ýòàïå ðåêîìåíäîâàíû äûõàòåëüíûå (ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà) è îáùåòîíèçèðóþùèå ýëåìåíòàðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïëå÷åâîãî ïîÿñà, âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà.

Ïðè îáåçäâèæåííîñòè áîëüíîãî íàçíà÷àþò ìûñëåííî âîîáðàæàåìûå (ôàíòîìíûå), èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ èëè óïðàæíåíèÿ «â ïîñûëêå èìïóëüñîâ ê ñîêðàùåíèþ» âûïîëíÿþò ìûñëåííî, ïðèìåíÿþò ïðè òðàâìàõ â ïåðèîä èììîáèëèçàöèè, ïåðèôåðè÷åñêèõ ïàðàëè÷àõ, ïàðåçàõ. Ðåôëåêòîðíûå óïðàæíåíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû, îòäàëåííûå îò òðåíèðóåìûõ. Íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö òàçîâîãî ïîÿñà è áåäðà ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïàññèâíûìè íàçûâàþò óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà, áåç âîëåâîãî óñèëèÿ áîëüíîãî, ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøöû. Ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò, êîãäà áîëüíîé íå ìîæåò âûïîëíèòü àêòèâíîå äâèæåíèå, äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, äëÿ âîññîçäàíèÿ ïðàâèëüíîãî äâèãàòåëüíîãî àêòà (ïðè ïàðåçàõ èëè ïàðàëè÷àõ êîíå÷íîñòåé). Óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ñíèæàþò òîíóñ ìûøö, ñîçäàþò óñëîâèÿ îòäûõà. Áîëüíûõ îáó÷àþò «âîëåâîìó» ðàññëàáëåíèþ ìûøö ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàõîâûõ äâèæåíèé, âñòðÿõèâàíèé. Ðàññëàáëåíèå ÷åðåäóþò ñ äèíàìè÷åñêèìè è ñòàòèñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ è ïàñòåëüíîì ðåæèìå óïðàæíåíèÿ ïîäáèðàþò ñ ó÷åòîì ñòåïåíè çàæèâëåíèÿ ðàíû.  ïåðâûå äíè ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ñî÷èòàÿ è ñ ïðîñòåéøèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâû, ðóê, è íåèììîáèëèçèðîâàíîé íîãè. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ãîëåíè ïðè ëå÷åíèè âûòÿæåíèåì â I ïåðèîäå ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ñòîïû. Î÷åíü îñòîðîæíî ñëåäóåò âêëþ÷àòü óïðàæíåíèÿ äëÿ êîëåííîãî ñóñòàâà. Ýòî ìîæíî îñóùåñòâèòü çà ñ÷åò äâèæåíèé áåäðà ïðè ïîäíèìàíèè è îïóñêàíèè òàçà. Ó áîëüíûõ ïîñëå ìåòàëëî-îñòåîñèíòåçà ðàíî ðàçðåøàþò õîäüáó ñ êîñòûëÿìè ñ ïðèñòóïàíèåì íà áîëüíóþ íîãó è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò íàãðóçêó íà íåå (îñåâóþ íàãðóçêó) íî ñòðîãî äîçèðóþò ñòåïåíü îïîðû.

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ îïîðîñïîñîáíîñòè íåïîâðåæäåííîé íîãè áîëüíîìó ðåêîìåíäîâàëè àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ (ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ò.ä.), èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (â òå÷åíèè 5 — 7 ñåêóíä). Ðàííåå è ÷àñòîå èçìåíåíèå ïîëîæåíèå òåëà â ïîñòåëè, ïîäòÿãèâàíèå çà áàëêàíñêóþ ðàìó, äâèæåíèÿ ãîëîâîé (íàêëîíû, ïîâîðîòû) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå îðòîñòàòè÷åñêîãî êîëëàïñà Äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî è òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâîâ èñïîëüçóþò àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, ïîääåðæèâàÿ ðóêàìè áåäðî.

Ïðè ëå÷åíèè â àïïàðàòàõ Èëèçàðîâà è äðóãèõ â ïåðâûå äíè ïðèìåíÿþò èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëàñòè îïåðèðîâàííîãî ñåãìåíòà è óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ íåèììîáèëèçèðàâàííûõ ñóñòàâîâ. Èñïîëüçóþò âíà÷àëå îáëåã÷åííûå, óïðàæíåíèÿ íà ñêîëüçÿùèõ ïëîñêîñòÿõ.

Îïàñíîñòü ñìåùåíèÿ ìåíüøå ïðè ñîåäèíåíèè îòëîìêîâ ìåòàëëè÷åñêèìè êîíñòðóêöèÿìè, êîñòíûìè øòèôòàìè, ïëàñòèíàìè; ïîýòîìó ìîæíî â áîëåå ðàííèå ñðîêè âêëþ÷àòü àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö è äâèæåíèÿ â ñìåæíûõ ñóñòàâàõ.

Ìàññàæ ïðè äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìàõ ó áîëüíûõ ñ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íàçíà÷àþò ñî 2-é íåäåëè. Íà÷èíàþò ñî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè, à çàòåì âîçäåéñòâóþò íà ñåãìåíòû ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûå îò èììîáèëèçàöèè, íà÷èíàÿ âîçäåéñòâèå âûøå ìåñòà òðàâìû. Ó áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ íà ñêåëåòíîì âûòÿæåíèè, ìàññàæ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè è âíåî÷àãîâûé íà ïîâðåæäåííîé íà÷èíàþò ñî 2-3-ãî äíÿ. Ïðèìåíÿþò âñå ïðèåìû ìàññàæà è îñîáåííî — ñïîñîáñòâóþùèå ðàññëàáëåíèþ ìûøö íà ïîðàæåííîé ñòîðîíå.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ãíîéíûå ïðîöåññû, òðîìáîôëåáèò.

II ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé).

II ïåðèîä íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïðèâû÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ.

Çàäà÷è âòîðîãî ïåðèîäà:

Óëó÷øèòü êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Óñêîðåíèå ñðîêîâ ðåãåíåðàöèè êîñòíîé ìîçîëè.

Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííî-òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Îáó÷åíèå õîäüáå íà êîñòûëÿõ.

Ïîâûøàòü îïîðîñïîñîáíîñòü òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.

Óêðåïèòü ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íûé àïïàðàò.

Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ñîãëàñíî ïåðèîäîâ

 ýòîì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà äàëüíåéøóþ íîðìàëèçàöèþ òðîôèêè â îáëàñòè òðàâìû äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè, ëèêâèäàöèè àòðîôèè ìûøö è äîñòèæåíèÿ íîðìàëüíîãî îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ëèêâèäàöèè âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé, âîññòàíîâëåíèÿ îñàíêè.

Ïðè ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü åùå íåäîñòàòî÷íî ïðî÷íà.  ýòîì ïåðèîäå óâåëè÷èâàþò äîçèðîâêó îáùåóêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿþò ðàçíîîáðàçíûå ÈÏ; ïîäãîòàâëèâàþò ê âñòàâàíèþ (äëÿ íàõîäèâøèõñÿ íà ïîñòåëüíîì ðåæèìå), òðåíèðóþò âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò, îáó÷àþò ïåðåäâèæåíèþ íà: êîñòûëÿõ, òðåíèðóþò ñïîðòèâíóþ ôóíêöèþ çäîðîâîé íîãè (ïðè òðàâìå íîãè), âîññòàíàâëèâàþò íîðìàëüíóþ îñàíêó.

Äëÿ ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè ïðèìåíÿþò àêòèâíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëåã÷åííûõ, ÈÏ, êîòîðûå ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå äëÿ ìûøö ñ ïîâûøåííûì òîíóñîì. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû ìûøö èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ïðåäìåòàìè, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè.

Ìàññàæ íàçíà÷àþò ïðè ñëàáîñòè ìûøö, èõ ãèïåðòîíóñå è ïðîâîäÿò ïî îòñàñûâàþùåé ìåòîäèêå, íà÷èíàÿ âûøå ìåñòà òðàâìû. Ïðèåìû ìàññàæà ÷åðåäóþò ñ ýëåìåíòàðíûìè ãèìíàñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

III ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé).

Äëèòåëüíîñòü ÷åòâåðòîé íåäåëè ñîîòâåòñòâóåò òðåòüåé ñòàäèè ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè — ôîðìèðîâàíèþ êîñòíîé ìîçîëè.

Çàäà÷è: òðåòüåãî ïåðèîäà: Ïðèâåäåíèå â íîðìó âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå âñåõ äâèãàòåëüíûõ.  III ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ, äàëüíåéøåå óêðåïëåíèå ìûøö. Îáùåðàçâèâàþùèå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ áîëüøåé íàãðóçêîé, äîïîëíÿþò èõ õîäüáîé, ïëàâàíèåì, ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â âîäå, ìåõàíîòåðàïèåé.

Óïðàæíåíèÿ III ïåðèîäà

Îíè íàïðàâëåíû íà âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, óêðåïëåíèå ñèëû ìûøö, óñòðàíåíèå êîíòðàêòóð, ïðåäóïðåæäåíèå óïëîùåíèÿ ñâîäîâ ñòîïû. â âîäå, ìàññàæ, ôèçèîáàëüíåîòåðàïèþ. Óïðàæíåíèÿ íàïðàâëåííûå áûòîâóþ è ïðîôåññèîíàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ.  äàííîì ýòàïå íàçíà÷àþòñÿ òàêèå óïðàæíåíèÿ êàê áåã è õîäüáà ñ ïðåïÿòñòâèÿìè, ñîñêîêè, òàíöåâàëüíûå øàãè. Ïðè ýòîì íóæíî ôèêñèðîâàòü ñóñòàâ ïðè ïîìîùè ýëàñòè÷íîãî áèíòà.

Ðåêîìåíäóþòñÿ óïðàæíåíèÿ òðåáóþùèå ñëîæíûõ è òî÷íûõ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ, òàíöåâàëüíûå ïðèåìû ðàçìèíêè èç áàëåòà. Ëå÷åáíûå ãèìíàñòèêè â áàññåéíå.

4.Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè

ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, ñòîïà áîëüíîé íîãè íà íàáèâíîì ìÿ÷å. Ïåðåêàòûâàíèå ìÿ÷à ê òóëîâèùó è â ÈÏ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç). ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, âçÿâøèñü ðóêàìè çà êðàÿ êðîâàòè. «Âåëîñèïåä». Òåìï ñðåäíèé äîáûñòðîãî (30-40 ðàç).

ÈÏ -ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâîé «Íîæíèöû» ñêðåñòíûå äâèæåíèÿ ïðÿìûìè íîãàìè.

ÈÏ -îïîðà íà ÿãîäèöû, ðóêè ïðÿìûå ïåðåä ñîáîé, íîãè ïîä óãëîì 45 ãðàäóñîâ âûòÿíóòû âïåðåä. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé è êèñòÿìè ðóê â ëåâî 8ðàç è â ïðàâî 8 ðàç. Òåìï áûñòðûé.

ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ñïèíêå êðîâàòè ñ îïîðîé ðóêàìè: à) ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã âïåðåä, ñãèáàÿ èõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); á) ïîëóïðèñåäàíèå. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); â. ÈÏ — ñòîÿ, áîëüíàÿ íîãà íà øàã âïåðåä. Ñãèáàíèå áîëüíîé íîãè â êîëåíå è íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä äî ïîëîæåíèÿ «âûïàä». Òåìï ìåäëåííûé (10-25 ðàç). ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ëàçàíèå ïî ñòåíêå íà íîñêàõ ñ äîïîëíèòåëüíûìè ïðóæèíÿùèìè ïðèñåäàíèÿìè íà íîñêå áîëüíîé íîãè. Òåìï ìåäëåííûé (2-3 ðàçà). ÈÏ — âèñ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: à) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ; á) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã. Òåìï ìåäëåííûé (6-8 ðàç). Âñå óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ áåç ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ â ñïîêîéíîì ðàçìåðåííîì ðèòìå. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 7-8 ðàç. Äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðîèçâîëüíûì.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. / Ïîä ðåä. Á.Â. Ïåòðîâñêîãî — Ì.: «Ñîâ. Ýíöèêëîïåäèÿ», 1980 -ò. 13.

2. Â.À. Åïèôàíîâà «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ñïðàâî÷íèê». — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1988.

3. Âûäðèí Â.Ì., Çûêî?