Урок биологии 8 класс первая помощь при переломах костей

  Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

                   переломах костей.       8 класс

                                                   Филькина В.И., учитель биологии

        Цели:     — научить различать признаки повреждения скелета,

                       —  выработать умения оказывать первую медицинскую помощь                                                                                                                                      

                          при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

                       —  совершенствовать навыки работы с учебником,

                       —  осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

        Оборудование:     таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,

                                        бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

Ход урока.

    Оргмомент

    1. Актуализация знаний.

     Мы с вами в течении 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета.

     Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

1 – вариант:

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – вариант:

Задание 1:  Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2:  Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка                                         знаюсь
  2. лопатки                                                          я вас
  3. тазовые кости                                                труд и
  4. запястье                                                          шусь
  5. предплюсна                                                    и в этой
  6. надкостница                                                   сти
  7. ключица                                                          лю…
  8. бедро                                                               стыд
  9. компактное вещество                                    несчаст…
  10. плечо                                                               блю…
  11. большая берцовая кость                                прас…
  12. фаланги пальцев кисти                                  это
  13. лучевая кость                                                  бе
  14. суставная впадина                                          при…
  15. надколенник                                                на…
  16. локтевая кость                                             хоть я
  17. суставная жидкость                                    я
  18. фаланги пальцев стопы                              по…
  19. губчатое вещество                                      ной
  20. суставная сумка                                          ших ног
  21. пястье                                                           хоть
  22. малая берцовая                                           ный
  23. костный мозг                                              у ва…
  24. плюсна.                                                       глу…
Читайте также:  Первая помощь при ожогах обморожении утоплении переломах

              Я вас люблю – хоть я бешусь,

              Хоть это труд и стыд напрасный,

              И в этой глупости несчастной

              У ваших ног я признаюсь!

              А.С. Пушкин «Признание» (к Александре Ивановне Осиповой)

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Вспомним:

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?          

Растяжения :   В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе.  Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется  — растяжением.

    При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих:  неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

     Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей:  Несмотря  на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

  При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

   Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

    При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

      При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

     При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

           Первая помощь при повреждениях скелета.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь рассказывает фельдшер.

3. Домашнее задание:   выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.

4.Закрепление:    

   Решение биологических задач:

  1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
  2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)

Источник

В ходе этого урока мы ознакомимся с травмами опорно-двигательной системы. А также узнаем, каким образом необходимо оказывать первую помощь при подобных травмах, что, безусловно, может пригодиться в жизни.

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Переломы

Кость – очень прочный материал. Однако при падении, при ударе она все-таки может повредиться, сломаться. Это связано с тем, что действие внешней силы, направленное на кость, не совпадает с направлением костных пластин, которые и обеспечивают кости прочность. Нарушение целостности кости называют костным переломом. Переломы бывают открытыми и закрытыми (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Вывихи и растяжения связок

Строение суставов также приспособлено для выполняемых ими функций, однако при неловких движениях или при падении целостность сустава может нарушиться. Кости могут сместиться. Такая травма носит название «вывих». Сустав удерживается связками, и, к сожалению, эти связки тоже могут быть травмированы. Происходит это чаще всего при каком-то неудобном положении конечностей. Травмы связок носят название «растяжение связок».

Этапы срастания костей

К счастью, кости обладают невероятной способностью к срастанию. Рассмотрим этапы срастания костей (см. Рис. 2, 3, 4, 5). В момент перелома возникает воспаление и кровоизлияние, которое быстро останавливается, и уже через несколько часов образуется сгусток крови (тромб). Это защищает зону перелома в самом начале. Все клетки, которые находятся в сгустке крови, отмирают, за исключением клеток соединительной ткани, которые тут же начинают делиться.

Рис. 2.

Через несколько дней клетки надкостницы сломанной кости преобразуются в хрящевые клетки, а далее в хрящ.

Читайте также:  Оказание медицинской помощи при ожогах и переломах

Рис. 3.

Так же развиваются кровеносные сосуды и остеобласты, которые постепенно откладывают мягкий, еще не окостеневший костный матрикс, который через некоторое время костенеет и образует так называемую костную мозоль. Костная мозоль продолжает костенеть до тех пор, пока не приобретает структуру кости. Одновременно структура кости постепенно регенерирует. Перелом уже сросся, хотя мозоль еще не минерализировалась и состоит из губчатой ткани.

Рис. 4.

Заключительный этап срастания кости наступает через некоторое время после снятия гипса. Остеокласты разрушают всю губчатую ткань после мозоли, и остеобласты занимают это пространство, образуя компактную костную ткань. Припухлость, которую образует костная мозоль, постепенно уменьшается в размере, и кость приобретает первоначальную форму.

 

Рис. 5.

Первая помощь при травмах

В первую очередь нужно определить тип повреждения, исходя из анализа симптомов и механизмов травмы.

Второе – нужно организовать доврачебную помощь, исходя из типа повреждений.

Перелом характеризуется резкой болью и припухлостью в области травмы. Невозможностью движений. Нарушением формы и длины конечности, ее искривлением.

Вывих – пострадавший ощущает резкую боль, изменение формы сустава и невозможность движения в суставе сразу после травмы.

Растяжение связок – резкая боль, быстрорастущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и мелких кровоизлияний.

Доврачебная помощь

Во-первых, необходимо остановить кровотечение, если оно возникло.

Во-вторых, следует уменьшить боль. Для этого необходимо обездвижить поврежденную конечность. Сделать это можно как с помощью специальной повязки, так и с помощью накладывания шины.

В-третьих, нужно сразу же обратиться к врачу, и если это будет необходимо, транспортировать больного в травмпункт.

Запомните: лечение повреждения опорно-двигательной системы – это дело специалистов, которые вооружены необходимыми знаниями и материалами. Мы должны лишь помочь больному в первую минуту, оказав ему доврачебную помощь.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Pervayapomosh.com (Источник).

2. Pervayapomosh.com (Источник).

3. Polismed.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 79, задания и вопрос 1, 4.

2. В чем отличия открытого и закрытого перелома?

3. Перечислите признаки растяжения связок.

4. Подготовьте небольшое сообщение о первой помощи при различных травмах конечностей.

Источник

Цель:

  • сформировать представление о различных видах
    травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при
    повреждении суставов, костей и растяжении
    связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему
    здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелета
человека, таблицы “Строение костей”, “Типы
соединения костей”, электронное приложение к
учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие
шины, перевязочный материал, косынки.
Раздаточные карточки (Приложение 1);
презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка
отсутствующих).

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболее
распространенные виды травм
опорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся,
проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в
полном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучали
тему “Скелет”, рассмотрели его строение,
свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет
головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних
конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под
которыми обозначены кости скелета верхних
конечностей, расположите их в порядке
очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под
которыми последовательно расположены
составляющие образующие кость.

2 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под
которыми обозначены кости скелета нижних
конечностей, расположите их в порядке сверху
вниз.

Задание 2: Выберите номера, под
которыми последовательно расположены
составляющие образующие сустав.

суставная головка…ера”.
лопатки30
тазовые костиписа…
запястьесемьдесят
предплюсна…писав…
надкостницасо
ключицаноября
бедротеля
компактное веществодня
плечоисполня…
большая берцовая костьТвена,
фаланги пальцев кистилет
лучевая костьсто
суставная впадинаСой…
надколенникМарка
локтевая кость…ется
суставная жидкостьТома
фаланги пальцев стопы“Приклю…
губчатое веществорождения
суставная сумка…чения
пястьепять
малая берцоваяна..
костный мозгамериканского
плюсна.… шего

Слайд №5

Правильные ответы

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

Задание №2: 6,9,19,23

2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения
американского писателя Марка Твена, написавшего
“Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок
“Строение скелета”, вставить пропущенные буквы
в слова, написанные на доске: пл…чевая кость, кр…стец,
л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатая
стопа, ам…ртизатор.

III. Изучение нового материала. Слайд
№6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, что
кость – сложный живой орган, другой отрицал это.
Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной
кости, оставив надкостницу. Через некоторое
время кость у петуха восстановилась. Что
доказывает этот опыт?

Слайд № 7. – Какие особенности человека
связаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа
больше лицевого, большой палец противопоставлен
остальным, сводчатая стопа.

Слайд №8. – Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой
    кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная
    жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболее
распространенные виды травм
опорно-двигательного аппарата.

Слайд №9. В различных житейских ситуациях
внезапно происходят несчастные случаи. Именно
внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как
поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера,
медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему
во время прогулки, в походе, да просто на улице?
Надежда только на себя и тех людей, которые
оказались поблизости.

Слайд №10,11,12

Проанализируйте ситуации.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в
школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти
перед уроками в библиотеку. Когда они
поднимались по школьной лестнице, навстречу им
шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не
заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От
боли чуть не заплакала. Через некоторое время
Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает.
Девчонки не знали, что делать.

Читайте также:  Перелом костей виды первая помощь

– Что бы вы сделали на месте девочек?
(Предполагаемый ответ – вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая
перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный
двор. Здесь каждый занимался своим делом.
Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки
увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти среди
девчонок. Ирина развеселилась и захотела
непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога
зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно
стыдно перед одноклассниками за свою неловкость.
Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка,
прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла
только утешить Иру. Они не знали, что делать.
(Предполагаемый ответ – растяжение связок )

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне.
Этим летом она поехала туда с младшим братишкой
Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры.
Однажды кто-то из ребят принес книгу про
индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много
времени проводили, лазая по деревьям. Они думали,
что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между
враждебными племенами, Пашка свалился с дерева.
Но так как он был еще маленький индеец, боли не
выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались
все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо.
Никто из ребят не знал, что делать. Только
мальчик, которого все называли Мудрая Голова,
мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле
стало плохо, и она повела братика к бабушке на
работу. “Я очень боялась, что с ним случилось
что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я
ничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля…

(Предполагаемый ответ – перелом)

Слайд №13

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить
различные повреждения скелета, а также научиться
оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении
скелета.

Слайд № 14. Определение видов повреждения
скелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесь
перелом, вывих и растяжение связок

— Попробуйте охарактеризовать каждое
повреждение скелета

Слайд №15

– Чем сопровождается вывих сустава? Что
ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать
пострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний,
обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся
внимательно читают и записывают в тетради, что
такое вывих)

Вывих — неловкое движение в суставе,
сопровождающееся смещением костей. При вывихе
суставная головка выходит из суставной впадины.
Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок,
что сопровождается сильной болью. Попытка
вправить вывих без врача может повлечь за собой
еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том,
чтобы прежде всего обеспечить полный покой
суставу. Руку следует подвесить на косынке или
бинте, а на ногу наложить шину, используя
подручные средства. Для уменьшения боли к
травмированному суставу следует приложить
пузырь со льдом или холодной водой. Затем
пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Слайд №16

– Какие симптомы наблюдаются при растяжении
связок?

– Какую помощь необходимо оказать
пострадавшему?

Растяжения: В результате неловких
движений или ушибов могут повреждаться связки,
соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава
появляется отечность, иногда кровоизлияние,
возникает сильная боль. Такое повреждение
сустава называется — растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту
нужно приложить пузырь со льдом или смоченное
холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает
боль, предупреждает развитие отека, уменьшает
объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении
связок нужна и тугая фиксирующая повязка.
Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную
конечность нельзя. После оказания первой помощи
нужно обратиться к врачу.

Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы
симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, при
ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда
ломаются. Чаще происходят переломы костей
конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность
поврежденной части тела облегчит боль и
предупредит смещение обломков кости, которые
могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной
повязкой. Специальные шины есть в лечебных
учреждениях и аптеках. На месте происшествия их
можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы
шина не давила на перелом, под нее подкладывают
мягкую подстилку. Шина должна находиться не
только на поврежденном участке, но и на соседних.
Так, при переломе костей предплечья шина должна
заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае
части сломанной кости не смещаются. Шину плотно
прибинтовывают к конечности широкими бинтами.
Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к
туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной
кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы,
кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую
повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При
подозрении на перелом ребра пострадавшему
предлагают выдохнуть из легких как можно больше
воздуха и после этого – дышать неглубоко. При
таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить
пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз
и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя
перевозить пострадавшего в сидячем положении,
так как под тяжестью тела позвоночник может
сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо
уложить на спину, голову слегка приподнять во
избежание внутричерепного кровоизлияния и
немедленно вызвать врача.

Слад №18. Схема: “Виды повреждения
скелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали как
оказать первую помощь при растяжении связок,
вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику с
переломом костей предплечья, голени (подручный
материал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, то
следующий слайд)

Слайд №20

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от
открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать
пострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд
№21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни
не возникла ситуация “и вдруг…”

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

(Слайд №23)

Источники информации:

  1. https://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
  2. https://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. https://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек.
    Издательский центр “Дрофа”.
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс.
    Технологические карты уроков: методическое
    пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия
    “Поурочное планирование”.)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные
    разработки к учебным комплектам “Биология.
    Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И.
    Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В
    помощь школьному учителю).
  7. Конспект урока Атнагуловой Марины
    Александровны, учителя биологии
  8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
  9. Презентация и разработка урока Ларионовой
    Светланы Константиновны

Источник