Урок первая помощь при переломах растяжениях

  Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

                   переломах костей.       8 класс

                                                   Филькина В.И., учитель биологии

        Цели:     — научить различать признаки повреждения скелета,

                       —  выработать умения оказывать первую медицинскую помощь                                                                                                                                      

                          при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

                       —  совершенствовать навыки работы с учебником,

                       —  осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

        Оборудование:     таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,

                                        бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

Ход урока.

    Оргмомент

    1. Актуализация знаний.

     Мы с вами в течении 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета.

     Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

1 – вариант:

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – вариант:

Задание 1:  Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2:  Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка                                         знаюсь
  2. лопатки                                                          я вас
  3. тазовые кости                                                труд и
  4. запястье                                                          шусь
  5. предплюсна                                                    и в этой
  6. надкостница                                                   сти
  7. ключица                                                          лю…
  8. бедро                                                               стыд
  9. компактное вещество                                    несчаст…
  10. плечо                                                               блю…
  11. большая берцовая кость                                прас…
  12. фаланги пальцев кисти                                  это
  13. лучевая кость                                                  бе
  14. суставная впадина                                          при…
  15. надколенник                                                на…
  16. локтевая кость                                             хоть я
  17. суставная жидкость                                    я
  18. фаланги пальцев стопы                              по…
  19. губчатое вещество                                      ной
  20. суставная сумка                                          ших ног
  21. пястье                                                           хоть
  22. малая берцовая                                           ный
  23. костный мозг                                              у ва…
  24. плюсна.                                                       глу…

              Я вас люблю – хоть я бешусь,

              Хоть это труд и стыд напрасный,

              И в этой глупости несчастной

              У ваших ног я признаюсь!

              А.С. Пушкин «Признание» (к Александре Ивановне Осиповой)

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Вспомним:

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?          
Читайте также:  Закрытый перелом первая помощь и признаки при

Растяжения :   В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе.  Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется  — растяжением.

    При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих:  неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

     Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей:  Несмотря  на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

  При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

   Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

    При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

      При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

     При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

           Первая помощь при повреждениях скелета.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь рассказывает фельдшер.

3. Домашнее задание:   выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.

4.Закрепление:    

   Решение биологических задач:

  1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
  2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)

Источник

Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Класс: 8 класс.

Цели урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;

рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;

изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;

установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время занятия: 45 мин.

Оборудование: презентация PowerPoint, схемы скелета человека, предметы медицинского обихода.

Содержание и структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Проверка знаний учащихся (тест, 10 мин);

  3. Изучение нового материала (20 мин);

  4. Физминутка (1 мин);

  5. Контролирующий блок (практическое, групповое задание, 10 мин);

  6. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин).

Основные термины:

Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием)

Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

Хирургия(от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

Ортопедия(от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие учеников, озвучивание темы и цели урока.

  2. Проверка знаний учеников
    Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

Тест.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Изучение нового материала.

Первая помощь

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы, 

Читайте также:  Первая помощь при переломах различной локализации

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают, химические, психические, механические. 
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей. 
https://www.medznayka.ru/meditsina/travmatologiya-ortopediya/images/travmatologiya-ortopediya-2.jpg

ПЕРЕЛОМ — это повреждение костей.
 перелом
Рис. 1. Перелом

Переломы бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простые, без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей. 
Осколочный перелом 
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков
Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей. 
Чем вызваны переломы? 
 Часты случай-патологический перелом шейки бедраРис. 2. патологический перелом шейки бедра.

Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра. 
Как распознать перелом. 
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи (рис. 3)
•    обеспечить неподвижность,  •    наложить шину, •    холод,
 
оказание первой помощи
Рис. 3. Оказание первой помощи

РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.

растяжение 
Рис. 4. Растяжение
Первая помощь
•    наложение тугой повязки, 
•    создать суставу покой, 
•    Холод.

ВЫВИХ — это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.

вывих
 
Рис. 5.Вывих

Виды вывихов: 
•    вывих плечевого сустава 
•    Вывих локтевого сустава
•    Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок.
Оказание первой помощи: 
•    покой суставу
•    Мягкая давящая повязка
•    Косыночная повязка
•    Холод
 

УШИБ — это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние, 
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба

Выводы урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный, 

ПРИЧИНЫ: 
1.    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие. 
2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других, 
3.    Принебрежение правилами техники безопасности, 
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

  1. Физминутка.

  2. Контролирующий блок

Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1 
Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку. 
№2

Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки. 
№3
После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки. 
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки. 
№5
Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание. 
Определить тип повреждения. 
Оказать помощь. 
Предложить способ транспортировки.

Дополнительные вопросы на закрепление:
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается). 
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект). 
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы.

  1. Подведение итогов, домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.

Учитель биологии: Савина Татьяна Витальевна.

Источник

Разработка урока биологии в 8 классе

01.12.2016

Предмет: 

Биология

Класс: 

8

Тип урока:

Урок применения знаний и умений

Вид урока:

Урок — практикум

Тема урока

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.

Цель урока

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.

Задачи урока:

  1. образовательные;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.

1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;

2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;

3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.

Место урока в системе уроков

Тема 6. Опора и движение. Урок 25

Основные понятия и термины темы

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»

Химия «Кальций и его соединения»

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)

Этап 2. Мотивация учебной деятельности

Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни — Пух». (Слайд 2)

Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?

Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: — ссадины, ушибы, переломы

Этап 3. Целеполагание

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из  рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)

Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты:

-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)

— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?

Читайте также:  Переломы ожоги первая помощь

— рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)

Этап 4. Актуализация знаний

Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?

Опорно – двигательной системой.

— А какая главная часть ОДС?

— Скелет

— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)

  • 1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная

  • 2. Как иначе называется скелет головы? Череп

  • 3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой

  • 4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка

  • 5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки

  • 6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица

  • 7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть

  • 8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом

  • 9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа

  • 10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница

  • 11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом

  • 12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное

  • 13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав

  • 14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские

  • 15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий

  • 16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка

Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.

Этап 5. Изучение нового материала

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

— Перелом, вывих, растяжение.

Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)

Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя.( Слайд 10-23)

Этап 6. Физкультминутка

Наверное, вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку (Слайд 24)

Этап 7. Закрепление изученного материала

Теперь закрепим изученное на практике.

На столе лежит оборудование для оказания первой помощи, необходимо выбрать нужное для решения проблемной ситуации.

Ситуация 1.При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

ВЫВИХ.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. ПЕРЕЛОМ

Учащиеся озвучивают предположительный диагноз, его признаки и показывают решение поставленной перед ними задачи.

(Слайд 25-26)

Этап 8. Итоги урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1.    повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника – ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2.    Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой, вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3.    Пренебрежение правилами техники безопасности,
И запомните, ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Вы можете оказать лишь первую доврачебную помощь.

Справились мы с поставленной задачей? (Слайд 27)

— да.

А теперь подсчитываем баллы на оценочном листе.

Оценки за урок.

Этап 9. Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника, черепа (Слайд 28)

Этап 10. Рефлексия

Составить синквейн по парам.

К слову Перелом и Здоровье

  • 1 строка- существительное

  • 2 строка – два прилагательных.

  • 3 строка – три глагола.

  • 4 строка – одно суждение.

  • 5 строка – эмоциональная точка или вывод (Слайд 29)

Пример:

  1. Перелом.

Открытый, закрытый.

Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.

Не прыгайте в воду бездумно.

Инвалидность.

  1. Здоровье.
    Крепкое, душевное.
    Сохраняется, поддерживается, нарушается.
    Состояние любого живого организма.
    Самочувствие.

Лист самооценки

учащейся 8 класса

(ФИО)

14

Отметка «5» — 14-15 баллов

Отметка «4» — 13-11 баллов

Отметка «3» — 10 – 7 баллов

Отметка «2» — менее 7 баллов

ОТМЕТКА:______________________

Ситуация 1.

При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Ситуация 2.

Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Окажите первую помощь.

Источник