Уроки первой помощи при переломах

ОТКРЫТЫЙ УРОК

1 слайд

В повседневной жизни человек находится в постоянном движении: кто-то занимается спортом, кто-то работой, кто-то просто бегает, играет. Ведь движение – это жизнь. Но иногда случается беда, взрослый или ребёнок получает травму и становится пострадавшим, больным человеком.

Иногда люди оказываются рядом с такой бедой и не знают как себя вести, а от их действий порой зависит здоровье и даже жизнь человека.

Вот для того, чтобы быть полезным, а может и спасти человека, мы познакомимся с видами переломов и будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при переломах.

И сегодня тема нашего урока «Первая медицинская помощь при переломах»

( 3 слайд)

— Что служит опорой, для мягких тканей, мышц человека?

(5 слайд)

Человеческий скелет состоит из множества костей, в течение жизни они изменяются. Например, у новорожденного ребёнка в скелете насчитывается 270 костей, а у человека в возрасте 25 лет в зависимости от особенностей организма остаётся только 200-213костей.

-Как вы думаете, почему у взрослого человека костей становится меньше?

(мелкие косточки с возрастом срастаются в крупные кости)

6 слайд

— Какие названия костей человека вы знаете?

— Назовите кости человека, которые чаще травмируются?

— Назовите кости верхних конечностей?

— Какая кость находится рядом с локтевой костью?

— В какой области руки находятся локтевая и лучевая кости?

Перечислите кости нижних конечностей.

— В какой области ноги находится бедренная кость?

— Какая кость находится рядом с малоберцовой костью?

7 слайд

Прочность костей очень велика, но удар, падение, сдавливание могут привести к перелому кости.

(Записывают) Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее.

Запишем, виды переломов:

  1. По тяжести повреждения:

  • полные

  • неполные (трещины, надломы)

8слайд

2. По форме и направлению перелома:

  • поперечные (перпендикулярно оси кости)

  • продольные (параллельно оси кости)

  • косые (под острым углом к оси кости)

  • винтообразные (с вращением костных обломков)

  • оскольчатые (кость раздроблена на отдельные отломки)

9 слайд

3. По целостности кожных покровов:

  • закрытые (не сопровождаются ранениями тканей)

  • открытые (сопровождаются ранами и сообщаются с внешней средой)

10 слайд

А теперь посмотрим ролик «Виды переломов», закрепим пройденное

11 слайд

Но чтобы оказать помощь нужно уметь отличать переломы от других механических повреждений по характерным признакам.

12 слайд

Запишем признаки переломов:

Относительные признаки перелома (свойственны и другим видам травм):

  • Боль – усиливается в месте перелома

  • Отек – возникает в области повреждения

  • Гематома – появляется в области перелома

  • Нарушение функции поврежденной конечности

  • Изменение формы конечности

Абсолютные признаки перелома (характерны только для этого повреждения):

  • Патологическая подвижность – конечность подвижна в том месте, где нет сустава

  • Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома

  • Костные отломки – при открытом переломе они могут быть видны в ране

13 слайд

Как оказать первую помощь пострадавшему с переломом?

14 слайд

Первая помощь при закрытых переломах

Первая помощь при закрытых переломах заключается в фиксации конечности. При этом от ее качества будет зависеть болезненность ощущений у пострадавшего. Шину на поврежденную кость накладывают по общим правилам. При этом не следует сильно плотно обматывать поврежденное место, чтобы не нарушить активное кровообращение. В случаях, когда средства для наложения шины отсутствуют, поврежденную руку можно «подвесить» на косынку, а травмированную ногу прибинтовать к здоровой ноге.

Также при оказании первой помощи при переломах следует приложить к месту повреждения лед. Это будет способствовать уменьшению отека и снизит боль и вероятность развития гематомы

15 слайд

Первая помощь при открытых переломах

Прежде всего, при оказании первой помощи при открытых переломах необходимо обработать антисептическим раствором кожу вокруг раны и наложить стерильную повязку.

Поскольку открытый перелом конечности обычно сопровождается обильным кровотечением, может возникнуть необходимость наложения кровоостанавливающего жгута.

При оказании первой помощи не следует стараться полностью исправлять имеющиеся деформации конечности, а тем более вправлять в глубину раны выступающие на поверхности отломки кости, чтобы не инфицировать рану, а также не повредить нервы и сосуды и не вызвать новый приступ боли у пострадавшего.

16 слайд

Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе

Шины – приспособления, предназначенные для обездвиживания участков тела при повреждении костей

1. Металлические сетчатые шины.
Могут быть скатаны в рулон в виде бинта. Применяют для иммобилизации кисти и предплечья.

2. Фанерные шины.
Изготовлены из листовой фанеры, изогнуты желобом. Выпускаются двух размеров: 70 и 125 см.

3. Лестничные проволочные шины Крамера.
Выпускаются двух размеров: малая – 80 см и большая – 120 см. Шина Крамера хорошо моделируется (гнется), обладает достаточной жесткостью, поэтому является наиболее универсальной, т.е. применяется для иммобилизации верхней и нижней конечностей, позвоночника.

4. Пневматическая шина (надувная).
Состоит из прозрачной двухслойной полимерной оболочки, застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха. Шина закрепляется на конечности застежкой-молнией. Через клапанно-запорное устройство нагнетается ртом воздух в междуслойное пространство (рис. 2.4). В результате шина приобретает необходимую упругость и обездвиживает конечность. Размеры шины позволяют свободное её наложение на конечность поверх одежды и обуви. Пневматические шины выпускаются трех размеров: для кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.

5. Пластмассовая шина.
Предназначается для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы. По обеим кромкам шины имеются отверстия для шнуровки. Пластмассовые шины выпускаются трех размеров: для иммобилизации голени и предплечья, верхней конечности, верхней и нижней конечностей у детей.

6. Шина Дитерихса (раздвижная деревянная).
Применяется для иммобилизации при переломе бедра. Состоит из двух раздвижных деревянных пластин, фанерной подошвы и палочки-закрутки.

17 слайд

Правила иммобилизации:
Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, не пытаясь вправить кость на место
Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава
При наложении шины и наличии ран сначала остановить кровотечение и обработать рану.

Читайте также:  Как оказать помощь первую помощь при переломе костей таза

ДЗ – читать стр.176 – 178, вопросы 1-4 устно.

Источник

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах.

Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс

Тема урока: Оказание первой помощи при переломах

Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

Задачи урока:

  • Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

  • Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

  • Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Место урока:

Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

Мотивация – основное условие интерактивного обучения. На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

  • Эмоциональные: создание ситуации успеха;

  • Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситруаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;

  • Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности

  • Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):

  • Статичные пары;

  • Пары сменного состава;

  • Статичные группы;

  • Творческие мастерские.

Интерактивные методы:

  • Диалог;

  • Полилог;

  • Круг идей;

  • Минипроект.

Приемы работы на уроке:

  • «Карусель»;

  • «Броуновское движение»;

  • «Дерево решений»;

  • «Рука».

Преимущества данных приемов работы:

  • Детям легче и приятней работать общаясь;

  • Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке(консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

достоинства

недостатки

  • Обращение к личному опыту учащихся

  • Активность учащихся

  • Разумное сочетание теории и практики

  • Легкость восприятия, усвоения

  • Творчество участников

  • Многообразие точек зрения

  • Взаимопонимание участников

  • Шлифовка мастерства учителя

  • Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт

  • Сужено изложение теории

  • Сложно соблюсти временные рамки

  • Сложность точного планирования

  • Высокие энергозатраты ведущего (учителя)

Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку минипроекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу по теме «Интересные факты о скелете и костях», участвовали в подготовке презентации к уроку. Внутри малых групп роли распределены между сильными и слабыми учениками.

Формы отчета работы групп:

  • Презентация;

  • «Дерево решений»

Использование в работе технологий интерактивного обучения дает

Ученику:

  • Развитие личностной рефлексии;

  • Осознание включенности в общую работу;

  • Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • Развитие навыков общения;

  • Повышение познавательной, социальной и физической активности;

Классу:

  • Формирование класса как групповой общности

Учителю:

  • Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.

Вводная часть урока.

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях.

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?

Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» СЛАЙД №1 Презентации. <Приложение №1>

Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.

Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».

Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.

Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели».

<Приложение № 2>.

Основная часть урока. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?

Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно.

<Приложение № 2>.

Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. СЛАЙД №2

Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним <Приложение № 3 >. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Читайте также:  Доврачебная помощь при переломе в доу

Работа с карточками-посредниками.

Карточки – посредникиподготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.

Примерное содержание карточек <Приложение № 4>

Прием «Броуновское движение» <Приложение №2>

О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.

Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).

Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.

Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся.

1-й ученик СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7

2-й ученик СЛАЙДЫ №8

3-й ученик СЛАЙДЫ №9,10,11

4-й ученик СЛАЙДЫ №12,13,14,15,16

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений» <Приложение №2>

Заключительная часть урока.

Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».

Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

Презентация. < Приложение № 1>

СЛАЙДЫ №18,19,20,21,22,23

Рефлексия.

Ребята, легко ли быть учителем?

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. < Приложение № 5>

Домашнее задание.

Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.

Параграф учебника.

Используемая литература и информационные ресурсы:

[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.

[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.

[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.

[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.

[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.

[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.

[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».

[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.

[10]. https://www.zanyatiya.ru/index.htm

[11].https://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html

[12]. https://anatomia2011.narod.ru/

[13]. https://oz-moll.ru/10-sposobov-ukrepit-kosti/

[14]. https://ladymoon.ru/kak-ukrepit-kosti.html

[15].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5&stype=image&noreask=1&lr=192

[16].https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8B&stype=image&noreask=1&lr=192

Источник

При авариях, чрезвычайных происшествиях и стихийных бедствиях люди получают травмы. Чаще всего – это переломы, которые сопровождаются кровопотерей и болевым шоком. Успешность дальнейшего лечения во многом зависит от того, насколько своевременно и правильно была оказана первая помощь при открытых и закрытых переломах.

Методические рекомендации и плакат о переломах на стенд, доступны после статьи. 

Основные виды переломов

Чаще всего переломы делят на закрытые и открытые. В первом случае кожный покров не повреждается, во втором – кожа рвется, а части кости могут выступать за пределы раны. При открытом переломе происходит инфицирование тканей, потому восстановление более долгое.

По характеру повреждения костей и прилегающих тканей выделяют следующие виды переломов:

  • оскольчатый – кость разрушается с образованием множества осколков;
  • осложненный – вместе с костью задеваются нервные волокна, внутренние органы;
  • смещенный – отломки кости смещаются относительно друг друга;

Также перелом может быть частичным в виде трещины. Такое нарушение целостности кости чаще встречается у детей в силу эластичности костной ткани.

Принципы оказания доврачебной помощи

С помощью первой медицинской помощи можно значительно снизить риск развития осложнений – инфицирования, болевого шока, смещения отломков. Принципы действий схожи при открытых и закрытых переломах, однако есть некоторые нюансы, с которыми нужно ознакомиться.

Первая помощь при переломе конечностей

Рассмотрим алгоритм действий и правила доврачебной помощи при переломе конечностей:

  1. Осмотреться и удостовериться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего.
  2. Если человек находится без признаков жизни – принять меры по реанимации и только потом оказывать помощь при переломе.
  3. Вызвать бригаду СМП.
  4. Если имеется артериальное кровотечение – принять меры по его остановке.
  5. Стараться не менять положение тела и конечностей пострадавшего, особенно при подозрении на перелом позвоночника. Если нужно снять одежду или обувь – делать это аккуратно, начиная со здоровой конечности.
  6. Принять меры по предупреждению болевого шока.
  7. Обеспечить иммобилизацию.
Читайте также:  Оказание первой медицинской помощи при переломах костей конечностей

До прибытия «скорой помощи» нужно находиться рядом с пострадавшим, контролировать дыхание, пульс и сознание, а также стараться его успокоить.

 Дополнительно читайте: 

Виды наружных кровотечений и первая помощь

Если перелом открытый – нужно осторожно, не меняя положения травмированной конечности, остановить кровотечение, выбрав наиболее подходящий метод. Участок кожи вокруг раны нужно обработать антисептическим раствором, затем наложить чистую повязку. После этого можно готовить шину, которая должна соответствовать длине и фиксировать поврежденную конечность. До прибытия бригады скорой помощи нужно обеспечить пострадавшему покой. При переломе ключицы в подмышечную впадину нужно вложить валик, руку согнуть в локте, подвесить на косынке и прибинтовать к телу.

Предупреждение болевого шока

По причине повреждения мягких тканей и нервных волокон при переломе возникает сильная боль. Если не оказать помощи в этом направлении – может начаться травматический шок, который опасен для жизни.

Чтобы избежать этого состояния, нужно:

  • дать пострадавшему 3-4 таблетки анальгина или 1-2 трамадола (либо другое обезболивающее);
  • приложить к месту травмы холодный компресс – лед, снег и т.д.

Развитию болевого шока способствует общее охлаждение организма, поэтому в холодное время года пострадавшего нужно укрыть. Профилактике шока способствует и иммобилизация.

Правила иммобилизации

Иммобилизация – это комплекс мер, направленных на обеспечение неподвижности поврежденной конечности. Для этого используют различные шины, в том числе и сделанные из сподручных материалов – палок, досок, прутьев и т.д.

Правила наложения шины

При наложении шины нужно соблюдать ряд правил:

  1. Наложить ее нужно как можно раньше. Перелом сопровождается отеком, который не даст провести шинирование правильно.
  2. Шину накладывают после обезболивания, а не наоборот.
  3. Предмет накладывают с двух сторон поврежденной конечности, фиксируют с помощью бинта на всем протяжении, кроме места перелома.
  4. При переломе бедренной кости шина накладывается от подмышечной впадины до стопы.
  5. Если перелом открытый – сначала обрабатывают рану, накладывают стерильную или чистую повязку и только потом приступают к шинированию.
  6. Кровь нужно остановить до наложения шины. Если использовался жгут – шину накладывают так, чтобы его можно было убрать не нарушая иммобилизации.
  7. Руку подвешивают на перевязке, если сломана нога – под нее подкладывают что-нибудь мягкое.
  8. В холодное время года поврежденную конечность укутывают теплой тканью.
  9. Для контроля за кровообращением первые фаланги пальцев оставляют открытыми.

При перевозке пострадавшего в медицинское учреждение нужно обеспечить правильное положение тела. При переломе ног больного перевозят в положении «лежа», подложив под поврежденную конечность мягкий валик. При переломе руки допускается транспортировка сидя.

 Дополнительно читайте: 

Травмы скелета: виды

Первая помощь при переломе костей черепа

Во время различных происшествий возможны переломы костей черепа, но первое время трудно понять, поврежден ли головной мозг. Поэтому пострадавшего нужно как можно скорее доставить в больницу.

Последовательность оказания помощи при переломе костей черепа следующая:

  1. Для создания неподвижности головы применяют ватно-марлевую баранку, пращевидную повязку или сподручные средства (одежду, одеяло), формируя из них валик вокруг головы.
  2. Если человек без сознания – освободить ротовую полость от рвотных масс и приступить к реанимационным мероприятиям.
  3. Для нормализации работы сердца, если возможно, дают настой корвалола (до 20 капель).

Если рана образовалась в области затылка или пострадавший без сознания – перевозить его нужно на боку. Это положение предупредит развитие удушья из-за рвотных масс или западения языка.

Если у пострадавшего прелом костей носа – перевозить его нужно в положении «полусидя». Если сломана челюсть – в положении сидя, а потерявших сознание – лежа на животе. Нижнюю челюсть при переломе иммобилизируют пращевидной повязкой, а если сломана верхняя – вставляют между челюстями линейку или кусок фанеры, которые фиксируют к голове.

Первая помощь при переломах

Первая помощь при переломе костей таза

При падении с высоты, ДТП или ударах может возникнуть перелом кости таза. Первую помощь в этом случае оказывают до прибытия бригады СМП. Для этого нужно:

  1. Принять меры по предупреждению травматического шока.
  2. Положить пострадавшего на твердую поверхность.
  3. Придать телу положение «лягушки». Ноги согнуть под углом 450 в коленях и в ТБС, немного развести в стороны. Под ноги положить мягкий валик из одежды или одеяла.

При необходимости в позе «лягушки» человека можно и перевозить в медицинское учреждение.

Как и в случае с другими переломами, нужно контролировать физиологические показатели, следить за частотой пульса, дыхания. С пострадавшим нужно разговаривать, стараться его успокоить, а при потере сознания – повернуть голову вбок, чтобы исключить асфиксию рвотными массами.

Общие меры предосторожности

Часто очевидцы происшествия не имеют специальных знаний и потому, пытаясь оказать пострадавшему первую помощь, допускают грубейшие ошибки. Неправильные действия могут увеличить время восстановления а в худшем случае – стоить пострадавшему жизни.

При переломе запрещается:

  1. Давать что-либо выпить или скушать, за исключением случаев профилактики болевого шока.
  2. Пытаться выпрямить поврежденную ногу или руку.
  3. При открытом переломе доставать отломки кости из раны.
  4. Без необходимости перемещать пострадавшего, менять положение травмированной конечности.
  5. Самостоятельно «вправлять» сломанные кости.
  6. Заливать непосредственно в рану йод, спирт и другие средства (вызовут болевой шок).
  7. Использовать загрязненные материалы для обработки раны и повязки.

При переломе запрещается

О мерах профилактики болевого шока нужно сообщить прибывшей бригаде скорой помощи. Информация об обезболивающих препаратах или спирте может стать полезной, если для последующего лечения перелома потребуется общий наркоз.

Список литературы:

  • Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. «Первая медицинская помощь» (7-е издание, 2000)
  • Д. В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» 2009

Источник