Ушиб головы с велосипеда
Как бы профессионально вы не катались на велосипеде падений и травм не избежать. Прежде чем встать и продолжить путь пешком или вновь на велосипеде необходимо проверить степень тяжести травмы.
Если вы упали с велосипеда удостоверьтесь, что не получили серьезные травмы. Прежде чем подняться с земли, посмотрите в сторону велосипеда и посчитайте, сколько велосипедов вы видите, если у вас не троится в глазах и велосипед один – здорово, значит с головой всё не очень страшно. Теперь потихоньку встаньте и отойдите в безопасное место, чтобы не преграждать путь другим участникам движения.
Главное двигайтесь и поднимайтесь медленно. Осмотрите все тело и оцените, нет ли болей при повороте головы, движениях рук и ног и наклонах тела. Оцените болевые ощущения, нет ли онемения или крови, и все ли кости находятся в правильном положении. Если вы легко передвигаетесь и можете поднять велосипед, значит, можете продолжать движение.
Велотравмы можно разделить на три типа:
Легкие травмы — это ранки, порезы, ушибы и ссадины.
Раны и ссадины достаточно часто случаются при езде на велосипеде. У вас обязательно должна быть в аптечке перекись водорода. Её нужно вылить на место повреждения для удаления бактерий и грязи, а после смазать края раны йодом. Вот как раз таки йодом раны лучше не заливать, во избежание ожогов. После забинтуйте место ссадины плотной не тугой повязкой. Сверните одну часть бинта в несколько раз, а второй частью сделайте повязку.
Для устранения последствий ушибов у вас в аптечке должен быть троксевазин или гепариновая мазь. Если ушиб сильный приложите что-нибудь холодное, зимой с этим проблем нет, а вот летом можно купить обычную воду из холодильника.
При повреждении кожных покровов рекомендуется сразу промыть место раны чистой водой и направиться в больницу для дальнейшей обработки. Хуже, если произошло повреждение артерии или вены. Тут необходимо будет воспользоваться жгутом, в его роли может выступить шнурок или ремень. Если вы повредили артерию, кровь будет алой, жгут нужно будет наложить выше травмы, а если повреждена вена, кровь будет темная, в таком случае под жгут нужно подложить плотную ткань и наложить жгут выше раны. После чего немедленно следовать в больницу.
Травмы средней степени тяжести – вывихи и растяжения, переломы средней тяжести.
Если вы сломали руку, придется потерпеть боль и доехать до ближайшего места, где вам смогут помочь. Если сломана нога, лучше всего сразу вызывать скорую.
Тяжелые травмы — тяжелые переломы позвоночника и черепа и травмы внутренних органов. Обязательно если вы собираетесь кататься далеко от дома сообщайте координаты или даже пересылайте друзьям и родителям геометку. Ведь если вдруг случится серьезная травма единственное, что следует сделать – это сразу вызвать скорую.
При проникающих ранах брюшной и грудной полости с повреждением внутренних органов лучше перевязать рану пластырем и срочно вызывать врачей. Повязку следует сделать из сложенной марлевой салфетки или бинта, размером немного больше раны. Она накладывается на место повреждения и герметично заклеивается пластырем.
Если произошёл перелом позвоночника или черепа – немедленно вызывайте отряд скорой помощи.
Обязательно при катании на велосипеде имейте при себе аптечный набор и телефон, и не забывайте сообщать родным и близким свои точные координаты.
Источник
Как
известно, голова, чаще всего – наше слабое место. И посему нужно ее холить,
лелеять, и, по возможности, оберегать. Данные по
развитым странам утверждают, что травмы
головы, вследствие самых разных причин являются лидирующей причиной смерти и
инвалидности у детей и взрослых. И, увы, байкеры вносят свою лепту в эту
печальную статистику.
Лучшая профилактика травм
головы (кроме, разумеется, варианта сидеть дома и на байке не кататься) — это
шлем.
Однако,
сразу повторю дежурную оговорку производителей. Шлем не гарантирует вам
безопасности при падении, но может существенно уменьшить его последствия. Если,
конечно, подобран и одет правильно. Здесь можно сказать несколько банальностей
про выбор шлема (вы, конечно же, это и так знаете, но все-таки): шлем нужен именно
вело (подойдет еще шлем для роллеров и скейтеров), он должен плотно прилегать к
голове, быть надетым под прямым углом, быть застегнутым. Считается, что
надевать шапку под шлем надо с осторожностью – при падении она может забиться
под шлем и вас задушит ремешком. Кстати, про ремешки хочется сказать отдельно –
при выборе шлема обратите внимание на прочность крепежей — в дешевых и
некачественных моделях чаще всего, именно они ломаются первыми, вынуждая
заменять шлем.
Какой
шлем безопаснее? Очевидно, что фуллфейс. Он с большой долей вероятности защитит
вашу голову, челюсти и шею от травм при падении. Почему же тогда не все
поголовно ездят в фуллфейсах? Ответ, увы, понятен. Во-вторых, дорого. А
во-первых, жарко и неудобно – целый день кататься в шлеме, целиком закрывающем
голову и шею, ты не будешь – мозги закипят. Поэтому большинство байкеров (кроме
тех, кто катается действительно экстремально) выбирает «котелки»
(«брэйнсэйверы»).
Котелки тоже бывают разные — самые легкие варианты прекрасно
дышат и удобны в носке. Но помните, что они защищают вашу голову только от
легких сотрясений мозга, и только сверху.
Но
давайте перейдем уже к оказанию первой помощи — которому, собственно, и
посвящена данная статья. Начну я, пожалуй, с нескольких страшилок. С одной стороны,
они встречаются достаточно редко. С другой — именно они наиболее опасны…
Итак
— виной тому машина, рельеф, бордюр — неважно. Так или иначе, ваш товарищ
совершает хитрый кульбит, летит головой на землю и остается там лежать без
сознания…
ПАДЕНИЕ
– УДАР ГОЛОВОЙ — ЛЕЖИТ БЕЗ СОЗНАНИЯ :
НЕ
СНИМАТЬ ШЛЕМ
НЕ
ОЩУПЫВАТЬ ГОЛОВУ
Что
делать? Вернее, начнем с того,
чего
делать не надо…
Во-первых,
не надо доставать человека из фуллфейса.
Тем более, если он без сознания. Шлемы спроектированы таким образом, что они
максимально защищают голову и челюсти от всевозможных повреждений при
практически любом ударе. И, если уж шлем не помог человеку – то, как это ни
печально, вряд ли это сделаете вы. А вот повредить, вынимая из шлема, вполне
можете — фуллфейс практически невозможно снять, не тревожа голову и шею
(особенно его мотоциклетную модификацию). Что при травме шейного отдела
позвоночника крайне нежелательно — так как любое смещение может привести к
дальнейшим повреждениям, задевается спинной мозг – и, все – всем спасибо, все
свободны. А если бы не трогали, дождались врачей, которые аккуратно извлекут
пострадавшего и оденут воротник Шанца, чтобы зафиксировать шейный отдел
позвоночника. — то, глядишь и выкарабкается.
Вторая
причина, почему не надо доставать байкера из шлема, чтобы посмотреть, «не
случилось ли чего», заключается в том, что иногда и правда «что-то случилось».
А именно — одна из разновидностей черепно-мозговой травмы – повреждение
(перелом) костей черепа. Травма, несомненно, не очень приятная, и не стоит
ситуацию усугублять. Потому что если начать голову ощупывать, с целью
определения, все ли кости на месте (а удержаться от этого сложно – все в крови,
явно что-то не так), то как раз можно фрагменты костей продавить внутрь. Задев,
соответственно, какие-то участки мозга с разными последствиями вплоть до
летальных. Кстати, не стоит предполагать худшее только потому, что голова вся в
крови. Само себе кровотечение головы обычно выглядит страшно (к коже головы
примыкает большое количество поверхностных сосудов), но не сопровождается
большой кровопотерей и не очень опасно. Но, повторюсь, оставим окончательную
диагностику врачам.
Подробнее
о черепно-мозговых травмах мы поговорим ниже,
а пока резюмирую:
Фуллфейс
с головы пострадавшего не снимаем.
Голову
с целью проверки «все ли кости на месте» сами не ощупываем, и другим не даем.
Продолжаем
страшилки. Другая неприятная травма —
перелом
основания черепа. Симптомы — кровавый след из ушей/из уха и иногда из носа,
кровоизлияние в область глазниц («синдром очков»). Через некоторое время
пострадавший теряет сознание, потом начинается травматическая кома, из которой
можно уже и не выйти… Ситуация, повторюсь, нехорошая.
Что можно сделать? Если нет дыхания/пульса – искусственное дыхание
(если не умеете – опять же, велкам на Курсы Первой Помощи). Если без сознания —
положить в восстановительное положение, чтобы не задохнулся. И — как можно
скорее оказать квалифицированную врачебную помощь. Почему важно уметь
опознавать перелом основания черепа? Дело в том, что при этой травме изменение
состояния пострадавшего происходит ступенчато. Сразу после удара может
показаться, что все в порядке – человек в сознании, ходит, улыбается, даже
вроде бы адекватен. Можно немного отдохнуть и продолжать движение…. А через
10-30 минут – щелк! Помутнение сознания, глаза расфокусируются… Еще один щелчок
– и вот уже человек падает без сознания… А драгоценное время упущено — мог бы
быть уже в реанимации…
Еще раз
повторяю главное: перелом основания черепа (синдром очков, кровавый след из
ушей и носа) – травма очень опасная, требующая скорейшей госпитализации.
Одна
из травм, от которых защищает фуллфейс —
перелом
челюсти. Для этого перелома, помимо общих признаков переломов, характерно
смещение ряда зубов, нарушение нормального прикуса, затруднение или
невозможность жевательных движений. Травма тоже стремная, в том числе тем, что
при западании языка можно задохнуться. Кто придумал идею прикалывать язык
булавкой — я не знаю, на практике, опять же, лучше переложить человека в
восстановительное положение (важно не просто повернуть голову набок, а
перевернуть человека целиком). Челюсть фиксируется пращевидной повязкой. Как
останавливать кровотечение мы разбирали в первой статье серии. И — скорее
вызываем помощь.
И
вновь возвращаемся к
Черепно-мозговым
травмам.
Самый
мягкий вариант ЧМТ — сотрясение мозга. Сотряс может быть малозаметным, и в этом
заключается его опасность. Итак, возвращаемся в ситуацию: ваш товарищ слетел с
байка, ударился головой. Подъезжаете, спешиваетесь — он сидит, улыбается.
Кивает, что-то отвечает, вместе с вами выражает огорчение — чего это он так
полетел… Дальше седлает байк — и отправляется прямиком под машину… Почему так
получилось??? Ни вы, ни пострадавший просто не успели понять, что что-то не
так. Вам может показаться, что все в порядке, а ваш напарник в этот момент
слабо осознает, что происходит вокруг, и не особо
координирует свои движения и действия. При
сотрясении мозга показаны покой и отдых, и обязательна консультация врача (во
избежание осложнений, которые могут остаться на всю жизнь), а никак не
продолжение покатушек. Тем более что точно диагностировать серьезность и
опасность травмы (сотрясение ли это, или ушиб головного мозга) может только
врач.
Еще
раз: если пострадавший после удара головой встал и что-то делает — это еще не
значит, что с ним все в порядке. Как же можно проверить его состояние?
Симптомы черепно-мозговой травмы (может
присутствовать всего один признак или несколько):
* Головная боль;
* Возбуждение или сонливость;
* Спутанность сознания (очень часто человек
«зависает»: может повторять один и тот же вопрос или фразу несколько раз, не
понимать ответа);
* Головокружение и нарушения координации
(предложите пострадавшему проследить за вашим пальцем — после сотрясения у него
это скорее всего не получится). Именно из-за нарушения координации крайне
нежелательно продолжать движение на байке.
* Потеря сознания – от нескольких секунд до
часов;
* Нарушение памяти. Обычно выпадают из
памяти события, непосредственно перед травмой и/или сразу после травмы. Как
ехал на велосипеде помнит, как очухался и увидел окружающих — тоже. А между
этим — дырка. Хотя возможна и более давняя амнезия — нередко сразу после травмы
человек затрудняется сказать как его зовут, сколько ему лет, сколько будет
дважды два и т. п. Не волнуйтесь, со временем память скорее всего
восстановится. Возможны дезориентация во времени, пространстве, собственной
личности и т.п.
* Шум в ушах, двоение в глазах;
* Нарушение связности речи;
* Различная величина зрачков, глаза
«бегают». Если попросить пострадавшего проследить за пальцем, то у него скорее
всего ничего не получится — глаза будут бегать туда-сюда. Впрочем, повторюсь
еще раз — этот признак, как и любой другой в отдельности, может и отсутствовать
при сотрясении мозга. А вот его наличие — верный признак.
Первая помощь при
черепно-мозговой травме.
Если
человек без сознания — положите пострадавшего в восстановительную позицию
(этому учат на Курсах Первой Помощи, если не умеете – хотя бы просто на бок),
чтобы он не задохнулся от западания корня языка и не захлебнулся рвотными
массами. Даже если человек считает, что с ним все в порядке, лучше вызвать
врача — помните, после сотрясения пострадавшие обычно малоадекватны. Человек
может пытаться совершать всякие глупости (например, еще раз сесть на байк и
выполнить-таки этот трюк до конца!), которые ему лучше не давать делать.
Обеспечьте
покой и сопровождение до дома/больницы (так как состояние человека может резко
ухудшиться). Не давайте совершать резких движений, в частности резко вставать.
К голове полезно приложить холод, чтобы уменьшить нарастание отека мозга.
Тонкость
в том, что симптоматика сотрясения может проявиться сразу, а может через три
дня после травмы. Поэтому любой удар головой — это ситуация, когда «лучше
перебдеть, чем недобдеть». Приложить к голове холод, обеспечить покой. Вообще,
при черепно-мозговой травме крайне нежелательно никуда ходить(а тем более
садиться в седло) — поэтому до кареты скорой помощи лучше пострадавшего донести
(о методах транспортировки пострадавшего мы расскажем в следующих статьях, а
еще лучше научиться им на специализированных Курсах Первой Помощи). Почему не
надо давать пострадавшему ходить? Дело в том, что во время ходьбы у нас
повышается давление. Как следствие, увеличивается количество жидкости которое
приливает к голове, усиливается отек мозга, и ухудшается общее состояние.
Еще
раз напоминаю — последствия нелеченого сотрясения часто проявляются через
несколько месяцев, и могут оказаться крайне неприятными (как вы отнесетесь к
регулярным мигреням до конца жизни?).
Поэтому — к врачу обязательно!
Напоследок
— дежурное напутствие: желаем, чтобы вам все эти советы на практике не
пригодились. Но, тем не менее, кто предупрежден, тот вооружен — и всем
любителям катания я настоятельно рекомендую пройти двухдневные Курсы Первой
Помощи по стандарту Красного Креста.
Мария Темчина
Школа
Первой Помощи «Пространство Безопасности»
Источник
По вопросу о смертельном травматизме, связанном с велосипедным транспортом, имеются лишь единичные сообщения. На особенности осмотра места происшествия при столкновении автомобиля с велосипедистом указывает В.К. Стешиц. Л.А. Семененко описал характерные повреждения головы и лица при наездах велосипедистов на задний борт автомобиля в момент его торможения. Некоторые механизмы образования повреждений при падении с велосипедов осветил В.М. Моисеев. Н.М. Федоров изучал смертельный велосипедный травматизм, в частности при езде на спортивных велосипедах, при наезде на автомобили и т.д.
В нашей практике встретилось 11 случаев смертельной травмы, связанной с велосипедным и мотовелосипедным транспортом; по механизму травмы они подразделяются на наезд на пешеходов и падение с велосипеда.
При наезде велосипедистов на пешеходов пострадавшими в 3 случаях были женщины преклонного возраста. Все они в бессознательном состоянии были доставлены в больницы. Смерть наступала в период от нескольких часов до 2 суток от закрытой черепно-мозговой травмы (трещин свода и основания черепа — 1, основания черепа — 2) с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга и тяжелой церебральной комой. Травма происходила при наезде с ударом о покрытие дороги лобной или затылочной областью в зависимости от того, с какой стороны был совершен наезд: спереди или сзади. В мягких тканях лобной или затылочной области отмечались массовые гематомы, рвано-ушибленные раны. Травма черепа была типичной для падения с высоты на плоскость и не представляла собой чего-либо характерного для велосипедной травмы. Кроме того, на верхних и нижних конечностях, грудной клетке и в поясничной области отмечались несмертельные повреждения — ссадины, кровоподтеки и гематомы, а также переломы ребер и ключиц. По высоте от подошв они соответствовали уровню крыла, вилки и руля, которыми наносились удары. Следует отметить, что эти повреждения не всегда выявлялись на коже. Их обнаруживали глубокими продольными разрезами на туловище и лампасными разрезами на конечностях с отсепаровкой мягких тканей. Иногда можно было судить даже о форме ударявшей части велосипеда. Так, в одном случае удалось выявить глубокую гематому поясницы, напоминающую форму вилки руля. В 4-м случае была сбита женщина с 2-месячным ребенком на руках. Она выронила его, причем он ударился лицом об асфальт и получил множественные переломы костей черепа с кровоизлиянием под оболочки мозга.
Падение с велосипедов при езде в 4 случаях произошло от толчка на неровностях дороги или наезда на столб, плиту и т.п. Вследствие внезапного торможения велосипедист выбрасывался из седла и, пролетев несколько метров по ходу движения, падал, ударяясь головой (3) или другой областью (1) о покрытие дороги или выступающие предметы. Смерть наступала через 1—2 суток в больницах от тяжелой черепно-мозговой травмы с массивными гематомами в мягких тканях свода черепа, переломами костей, преимущественно в лобной области, ушибом мозга. В 1 случае причиной смерти была эпидуральная гематома. Один случай был необычным. Велосипедист, падая, ударился о грунт областью грудной клетки и получил перелом IV ребра справа с ранением легкого осколками ребер с последующим развитием гемоторакса. Смерть наступила на месте происшествия спустя короткое время.
Особо следует отметить случаи падения при попытке увернуться от встречного автомобиля (2). При резком выворачивании руля, не справившись с управлением, велосипедисты ударялись о покрытие дороги той или иной областью тела. В одном случае мальчик при падении ударился поясничной областью об асфальт. В поясничной области трупа обнаружены гематома, разрыв печени, внутреннее кровотечение. В другом случае наблюдался перелом основания черепа и 2 ребер, гемоторакс, ушиб поясничной области и таза. Эти повреждения необходимо дифференцировать от полученных при наезде автотранспорта на велосипедистов. Окончательно на этот вопрос можно ответить лишь после изучения всех материалов дела; особое значение приобретает осмотр места происшествия. В наших наблюдениях повреждения велосипедов отсутствовали. Следует отметить, что повреждения, полученные велосипедистами при падении с велосипеда в момент попытки свернуть в сторону от встречного автотранспорта, отличались односторонним расположением на теле.
Выводы
- При наезде на пешеходов можно воспроизвести механизм травмы. Следует дифференцировать повреждения от удара выступающими частями велосипеда от повреждений, полученных при падении с ударом о покрытие дороги.
- Для полного выявления скрытых гематом и для суждения о соответствии их частям велосипеда необходимо производить глубокие продольные разрезы на туловище и «лампасные» разрезы на конечностях с отсепаровкой мягких тканей. Для суждения о части велосипеда, ударившей пострадавшего, необходимо измерять высоту повреждений от уровня подошв.
- Довольно характерны повреждения черепа, получаемые при падении с велосипедов с ударом головой о покрытие дороги и о выступающие предметы. При падении с велосипедов во время попытки увернуться от встречного автотранспорта возможны повреждения внутренних органов, имеющие одностороннюю локализацию.
- Повреждения, непосредственно связанные с велосипедным транспортом, следует дифференцировать от повреждений при наезде автотранспорта на велосипедистов. В таких случаях большую роль играет осмотр места происшествия, а также автомобиля и велосипеда.
похожие статьи
Сравнительный анализ полученных повреждений и степени тяжести вреда здоровью мотоциклистом, находящимся в мотоэкипировке и без мотозащиты при мотоциклетном травматизме / Величко В.А., Евдокимов П.В., Власюк И.В., Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 55-58.
Посадка водителя как критерий оценки повреждений при мотоциклетной травме / Шадымов А.Б. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №3. — С. 38-41.
Оценка тяжести несмертельных повреждений при мотоциклетных происшествиях / Пермяков А.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №1. — С. 30-33.
Специфический признак воздействия переднего колеса современного мотоцикла / Леонов С.В., Пинчук П.В., Молчанов Д.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2016. — №2. — С. 35-36.
Необычный случай попадания зуба в полость черепа при аварии / Литовченко В.М., Мастеров В.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965. — №4. — С. 45-46.
больше материалов в каталогах
Прочие виды транспортной травмы
Источник