Ушиб головы с велосипеда

Как бы профессионально вы не катались на велосипеде падений и травм не избежать. Прежде чем встать и продолжить путь пешком или вновь на велосипеде необходимо проверить степень тяжести травмы.

Если вы упали с велосипеда удостоверьтесь, что не получили серьезные травмы. Прежде чем подняться с земли, посмотрите в сторону велосипеда и посчитайте, сколько велосипедов вы видите, если у вас не троится в глазах и велосипед один – здорово, значит с головой всё не очень страшно. Теперь потихоньку встаньте и отойдите в безопасное место, чтобы не преграждать путь другим участникам движения.

Главное двигайтесь и поднимайтесь медленно. Осмотрите все тело и оцените, нет ли болей при повороте головы, движениях рук и ног и наклонах тела.  Оцените болевые ощущения, нет ли онемения или крови, и все ли кости находятся в правильном положении. Если вы легко передвигаетесь и можете поднять велосипед, значит, можете продолжать движение.

Велотравмы можно разделить на три типа:

Легкие травмы  — это ранки, порезы, ушибы и ссадины.

Раны и ссадины достаточно часто случаются при езде на велосипеде. У вас обязательно должна быть в аптечке перекись водорода. Её нужно вылить на место повреждения для удаления бактерий и грязи, а после смазать края раны йодом. Вот как раз таки йодом раны лучше не заливать, во избежание ожогов. После забинтуйте место ссадины плотной не тугой повязкой. Сверните одну часть бинта в несколько раз, а второй частью сделайте повязку.

Для устранения последствий ушибов у вас в аптечке должен быть троксевазин или гепариновая мазь. Если ушиб сильный приложите что-нибудь холодное, зимой с этим проблем нет, а вот летом можно купить обычную воду из холодильника.

При повреждении кожных покровов рекомендуется сразу промыть место раны чистой водой и направиться в больницу для дальнейшей обработки.  Хуже, если произошло повреждение артерии или вены. Тут необходимо будет воспользоваться жгутом, в его роли может выступить шнурок или ремень. Если вы повредили артерию, кровь будет алой, жгут нужно будет наложить выше травмы, а если повреждена вена, кровь будет темная, в таком случае под жгут нужно подложить плотную ткань и наложить жгут выше раны. После чего немедленно следовать в больницу.

Травмы средней степени тяжести – вывихи и растяжения, переломы средней  тяжести.

Если вы сломали руку, придется потерпеть боль и доехать до ближайшего места, где вам смогут помочь.  Если сломана нога, лучше всего сразу вызывать скорую.

Тяжелые травмы  — тяжелые переломы позвоночника и черепа и травмы внутренних органов.  Обязательно если вы собираетесь кататься далеко от дома сообщайте координаты или даже пересылайте друзьям и родителям геометку. Ведь если вдруг случится серьезная травма единственное, что следует сделать – это сразу вызвать скорую. 

При проникающих ранах брюшной и грудной полости  с повреждением внутренних органов лучше перевязать рану пластырем и срочно вызывать врачей.  Повязку следует сделать из сложенной марлевой салфетки или бинта,  размером немного больше раны. Она накладывается на место повреждения и  герметично заклеивается пластырем.

Если произошёл перелом позвоночника или черепа – немедленно вызывайте отряд скорой помощи.

Обязательно при катании на велосипеде имейте при себе аптечный набор и телефон, и не забывайте сообщать родным и близким свои точные координаты.

Источник

Как
известно, голова, чаще всего – наше слабое место. И посему нужно ее холить,
лелеять, и, по возможности, оберегать. Данные по

  развитым странам утверждают, что травмы
головы, вследствие самых разных причин являются лидирующей причиной смерти и
инвалидности у детей и взрослых. И, увы, байкеры вносят свою лепту в эту
печальную статистику.

Лучшая профилактика травм
головы (кроме, разумеется, варианта сидеть дома и на байке не кататься) — это
шлем.

Однако,
сразу повторю дежурную оговорку производителей. Шлем не гарантирует вам
безопасности при падении, но может существенно уменьшить его последствия. Если,
конечно, подобран и одет правильно. Здесь можно сказать несколько банальностей
про выбор шлема (вы, конечно же, это и так знаете, но все-таки): шлем нужен именно
вело (подойдет еще шлем для роллеров и скейтеров), он должен плотно прилегать к
голове, быть надетым под прямым углом, быть застегнутым. Считается, что
надевать шапку под шлем надо с осторожностью – при падении она может забиться
под шлем и вас задушит ремешком. Кстати, про ремешки хочется сказать отдельно –
при выборе шлема обратите внимание на прочность крепежей — в дешевых и
некачественных моделях чаще всего, именно они ломаются первыми, вынуждая
заменять шлем.

Какой
шлем безопаснее? Очевидно, что фуллфейс. Он с большой долей вероятности защитит
вашу голову, челюсти и шею от травм при падении. Почему же тогда не все
поголовно ездят в фуллфейсах? Ответ, увы, понятен. Во-вторых, дорого. А
во-первых, жарко и неудобно – целый день кататься в шлеме, целиком закрывающем
голову и шею, ты не будешь – мозги закипят. Поэтому большинство байкеров (кроме
тех, кто катается действительно экстремально) выбирает «котелки»
(«брэйнсэйверы»).

Котелки тоже бывают разные — самые легкие варианты прекрасно
дышат и удобны в носке. Но помните, что они защищают вашу голову только от
легких сотрясений мозга, и только сверху.

 

alt

Но
давайте перейдем уже к оказанию первой помощи — которому, собственно, и
посвящена данная статья. Начну я, пожалуй, с нескольких страшилок. С одной стороны,
они встречаются достаточно редко. С другой — именно они наиболее опасны…

Итак
— виной тому машина, рельеф, бордюр — неважно. Так или иначе, ваш товарищ
совершает хитрый кульбит, летит головой на землю и остается там лежать без
сознания…

ПАДЕНИЕ
– УДАР ГОЛОВОЙ — ЛЕЖИТ БЕЗ СОЗНАНИЯ :

 

      НЕ
СНИМАТЬ ШЛЕМ

 

      НЕ
ОЩУПЫВАТЬ ГОЛОВУ

Что
делать? Вернее, начнем с того,

чего
делать не надо…

Во-первых,

не надо доставать человека из фуллфейса.
Тем более, если он без сознания. Шлемы спроектированы таким образом, что они
максимально защищают голову и челюсти от всевозможных повреждений при
практически любом ударе. И, если уж шлем не помог человеку – то, как это ни
печально, вряд ли это сделаете вы. А вот повредить, вынимая из шлема, вполне
можете — фуллфейс практически невозможно снять, не тревожа голову и шею
(особенно его мотоциклетную модификацию). Что при травме шейного отдела
позвоночника крайне нежелательно — так как любое смещение может привести к
дальнейшим повреждениям, задевается спинной мозг – и, все – всем спасибо, все
свободны. А если бы не трогали, дождались врачей, которые аккуратно извлекут
пострадавшего и оденут воротник Шанца, чтобы зафиксировать шейный отдел
позвоночника. — то, глядишь и выкарабкается.

Вторая
причина, почему не надо доставать байкера из шлема, чтобы посмотреть, «не
случилось ли чего», заключается в том, что иногда и правда «что-то случилось».
А именно — одна из разновидностей черепно-мозговой травмы – повреждение
(перелом) костей черепа. Травма, несомненно, не очень приятная, и не стоит
ситуацию усугублять. Потому что если начать голову ощупывать, с целью
определения, все ли кости на месте (а удержаться от этого сложно – все в крови,
явно что-то не так), то как раз можно фрагменты костей продавить внутрь. Задев,
соответственно, какие-то участки мозга с разными последствиями вплоть до
летальных. Кстати, не стоит предполагать худшее только потому, что голова вся в
крови. Само себе кровотечение головы обычно выглядит страшно (к коже головы
примыкает большое количество поверхностных сосудов), но не сопровождается
большой кровопотерей и не очень опасно. Но, повторюсь, оставим окончательную
диагностику врачам.

Подробнее
о черепно-мозговых травмах мы поговорим ниже,

а пока резюмирую:

Фуллфейс
с головы пострадавшего не снимаем.

Голову
с целью проверки «все ли кости на месте» сами не ощупываем, и другим не даем. 

Продолжаем
страшилки. Другая неприятная травма —

перелом
основания черепа. Симптомы — кровавый след из ушей/из уха и иногда из носа,
кровоизлияние в область глазниц («синдром очков»). Через некоторое время
пострадавший теряет сознание, потом начинается травматическая кома, из которой
можно уже и не выйти… Ситуация, повторюсь, нехорошая.

Что можно сделать? Если нет дыхания/пульса – искусственное дыхание
(если не умеете – опять же, велкам на Курсы Первой Помощи). Если без сознания —
положить в восстановительное положение, чтобы не задохнулся. И — как можно
скорее оказать квалифицированную врачебную помощь. Почему важно уметь
опознавать перелом основания черепа? Дело в том, что при этой травме изменение
состояния пострадавшего происходит ступенчато. Сразу после удара может
показаться, что все в порядке – человек в сознании, ходит, улыбается, даже
вроде бы адекватен. Можно немного отдохнуть и продолжать движение…. А через
10-30 минут – щелк! Помутнение сознания, глаза расфокусируются… Еще один щелчок
– и вот уже человек падает без сознания… А драгоценное время упущено — мог бы
быть уже в реанимации…

Еще раз
повторяю главное: перелом основания черепа (синдром очков, кровавый след из
ушей и носа) – травма очень опасная, требующая скорейшей госпитализации.


Одна
из травм, от которых защищает фуллфейс —

перелом
челюсти. Для этого перелома, помимо общих признаков переломов, характерно
смещение ряда зубов, нарушение нормального прикуса, затруднение или
невозможность жевательных движений. Травма тоже стремная, в том числе тем, что
при западании языка можно задохнуться. Кто придумал идею прикалывать язык
булавкой — я не знаю, на практике, опять же, лучше переложить человека в
восстановительное положение (важно не просто повернуть голову набок, а
перевернуть человека целиком). Челюсть фиксируется пращевидной повязкой. Как
останавливать кровотечение мы разбирали в первой статье серии. И — скорее
вызываем помощь.

Первая помощь при падении с байка. Часть 3. Травмы головы.

И
вновь возвращаемся к

Черепно-мозговым
травмам.

Самый
мягкий вариант ЧМТ — сотрясение мозга. Сотряс может быть малозаметным, и в этом
заключается его опасность. Итак, возвращаемся в ситуацию: ваш товарищ слетел с
байка, ударился головой. Подъезжаете, спешиваетесь — он сидит, улыбается.
Кивает, что-то отвечает, вместе с вами выражает огорчение — чего это он так
полетел… Дальше седлает байк — и отправляется прямиком под машину… Почему так
получилось??? Ни вы, ни пострадавший просто не успели понять, что что-то не
так. Вам может показаться, что все в порядке, а ваш напарник в этот момент
слабо осознает, что происходит вокруг, и не особо

  координирует свои движения и действия. При
сотрясении мозга показаны покой и отдых, и обязательна консультация врача (во
избежание осложнений, которые могут остаться на всю жизнь), а никак не
продолжение покатушек. Тем более что точно диагностировать серьезность и
опасность травмы (сотрясение ли это, или ушиб головного мозга) может только
врач.

Еще
раз: если пострадавший после удара головой встал и что-то делает — это еще не
значит, что с ним все в порядке. Как же можно проверить его состояние?

Симптомы черепно-мозговой травмы (может
присутствовать всего один признак или несколько):

* Головная боль;

* Возбуждение или сонливость;

* Спутанность сознания (очень часто человек
«зависает»: может повторять один и тот же вопрос или фразу несколько раз, не
понимать ответа);

* Головокружение и нарушения координации
(предложите пострадавшему проследить за вашим пальцем — после сотрясения у него
это скорее всего не получится). Именно из-за нарушения координации крайне
нежелательно продолжать движение на байке.

* Потеря сознания – от нескольких секунд до
часов;

* Нарушение памяти. Обычно выпадают из
памяти события, непосредственно перед травмой и/или сразу после травмы. Как
ехал на велосипеде помнит, как очухался и увидел окружающих — тоже. А между
этим — дырка. Хотя возможна и более давняя амнезия — нередко сразу после травмы
человек затрудняется сказать как его зовут, сколько ему лет, сколько будет
дважды два и т. п. Не волнуйтесь, со временем память скорее всего
восстановится. Возможны дезориентация во времени, пространстве, собственной
личности и т.п.

* Шум в ушах, двоение в глазах;

* Нарушение связности речи;

* Различная величина зрачков, глаза
«бегают». Если попросить пострадавшего проследить за пальцем, то у него скорее
всего ничего не получится — глаза будут бегать туда-сюда. Впрочем, повторюсь
еще раз — этот признак, как и любой другой в отдельности, может и отсутствовать
при сотрясении мозга. А вот его наличие — верный признак.

 

Ушиб головы с велосипедаПервая помощь при
черепно-мозговой травме.

Если
человек без сознания — положите пострадавшего в восстановительную позицию
(этому учат на Курсах Первой Помощи, если не умеете – хотя бы просто на бок),
чтобы он не задохнулся от западания корня языка и не захлебнулся рвотными
массами. Даже если человек считает, что с ним все в порядке, лучше вызвать
врача — помните, после сотрясения пострадавшие обычно малоадекватны. Человек
может пытаться совершать всякие глупости (например, еще раз сесть на байк и
выполнить-таки этот трюк до конца!), которые ему лучше не давать делать.

 

Обеспечьте
покой и сопровождение до дома/больницы (так как состояние человека может резко
ухудшиться). Не давайте совершать резких движений, в частности резко вставать.
К голове полезно приложить холод, чтобы уменьшить нарастание отека мозга.

Тонкость
в том, что симптоматика сотрясения может проявиться сразу, а может через три
дня после травмы. Поэтому любой удар головой — это ситуация, когда «лучше
перебдеть, чем недобдеть». Приложить к голове холод, обеспечить покой. Вообще,
при черепно-мозговой травме крайне нежелательно никуда ходить(а тем более
садиться в седло) — поэтому до кареты скорой помощи лучше пострадавшего донести
(о методах транспортировки пострадавшего мы расскажем в следующих статьях, а
еще лучше научиться им на специализированных Курсах Первой Помощи). Почему не
надо давать пострадавшему ходить? Дело в том, что во время ходьбы у нас
повышается давление. Как следствие, увеличивается количество жидкости которое
приливает к голове, усиливается отек мозга, и ухудшается общее состояние.

Еще
раз напоминаю — последствия нелеченого сотрясения часто проявляются через
несколько месяцев, и могут оказаться крайне неприятными (как вы отнесетесь к
регулярным мигреням до конца жизни?).

Поэтому — к врачу обязательно!

Напоследок
— дежурное напутствие: желаем, чтобы вам все эти советы на практике не
пригодились. Но, тем не менее, кто предупрежден, тот вооружен — и всем
любителям катания я настоятельно рекомендую пройти двухдневные Курсы Первой
Помощи по стандарту Красного Креста.

Мария Темчина

Школа
Первой Помощи «Пространство Безопасности»

Источник

По вопросу о смертельном травматизме, связанном с велосипедным транспортом, имеются лишь единичные сообщения. На особенности осмотра места происшествия при столкновении автомобиля с велосипедистом указывает В.К. Стешиц. Л.А. Семененко описал характерные повреждения головы и лица при наездах велосипедистов на задний борт автомобиля в момент его торможения. Некоторые механизмы образования повреждений при падении с велосипедов осветил В.М. Моисеев. Н.М. Федоров изучал смертельный велосипедный травматизм, в частности при езде на спортивных велосипедах, при наезде на автомобили и т.д.

В нашей практике встретилось 11 случаев смертельной травмы, связанной с велосипедным и мотовелосипедным транспортом; по механизму травмы они подразделяются на наезд на пешеходов и падение с велосипеда.

При наезде велосипедистов на пешеходов пострадавшими в 3 случаях были женщины преклонного возраста. Все они в бессознательном состоянии были доставлены в больницы. Смерть наступала в период от нескольких часов до 2 суток от закрытой черепно-мозговой травмы (трещин свода и основания черепа — 1, основания черепа — 2) с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга и тяжелой церебральной комой. Травма происходила при наезде с ударом о покрытие дороги лобной или затылочной областью в зависимости от того, с какой стороны был совершен наезд: спереди или сзади. В мягких тканях лобной или затылочной области отмечались массовые гематомы, рвано-ушибленные раны. Травма черепа была типичной для падения с высоты на плоскость и не представляла собой чего-либо характерного для велосипедной травмы. Кроме того, на верхних и нижних конечностях, грудной клетке и в поясничной области отмечались несмертельные повреждения — ссадины, кровоподтеки и гематомы, а также переломы ребер и ключиц. По высоте от подошв они соответствовали уровню крыла, вилки и руля, которыми наносились удары. Следует отметить, что эти повреждения не всегда выявлялись на коже. Их обнаруживали глубокими продольными разрезами на туловище и лампасными разрезами на конечностях с отсепаровкой мягких тканей. Иногда можно было судить даже о форме ударявшей части велосипеда. Так, в одном случае удалось выявить глубокую гематому поясницы, напоминающую форму вилки руля. В 4-м случае была сбита женщина с 2-месячным ребенком на руках. Она выронила его, причем он ударился лицом об асфальт и получил множественные переломы костей черепа с кровоизлиянием под оболочки мозга.

Падение с велосипедов при езде в 4 случаях произошло от толчка на неровностях дороги или наезда на столб, плиту и т.п. Вследствие внезапного торможения велосипедист выбрасывался из седла и, пролетев несколько метров по ходу движения, падал, ударяясь головой (3) или другой областью (1) о покрытие дороги или выступающие предметы. Смерть наступала через 1—2 суток в больницах от тяжелой черепно-мозговой травмы с массивными гематомами в мягких тканях свода черепа, переломами костей, преимущественно в лобной области, ушибом мозга. В 1 случае причиной смерти была эпидуральная гематома. Один случай был необычным. Велосипедист, падая, ударился о грунт областью грудной клетки и получил перелом IV ребра справа с ранением легкого осколками ребер с последующим развитием гемоторакса. Смерть наступила на месте происшествия спустя короткое время.

Особо следует отметить случаи падения при попытке увернуться от встречного автомобиля (2). При резком выворачивании руля, не справившись с управлением, велосипедисты ударялись о покрытие дороги той или иной областью тела. В одном случае мальчик при падении ударился поясничной областью об асфальт. В поясничной области трупа обнаружены гематома, разрыв печени, внутреннее кровотечение. В другом случае наблюдался перелом основания черепа и 2 ребер, гемоторакс, ушиб поясничной области и таза. Эти повреждения необходимо дифференцировать от полученных при наезде автотранспорта на велосипедистов. Окончательно на этот вопрос можно ответить лишь после изучения всех материалов дела; особое значение приобретает осмотр места происшествия. В наших наблюдениях повреждения велосипедов отсутствовали. Следует отметить, что повреждения, полученные велосипедистами при падении с велосипеда в момент попытки свернуть в сторону от встречного автотранспорта, отличались односторонним расположением на теле.

Выводы

  1. При наезде на пешеходов можно воспроизвести механизм травмы. Следует дифференцировать повреждения от удара выступающими частями велосипеда от повреждений, полученных при падении с ударом о покрытие дороги.
  2. Для полного выявления скрытых гематом и для суждения о соответствии их частям велосипеда необходимо производить глубокие продольные разрезы на туловище и «лампасные» разрезы на конечностях с отсепаровкой мягких тканей. Для суждения о части велосипеда, ударившей пострадавшего, необходимо измерять высоту повреждений от уровня подошв.
  3. Довольно характерны повреждения черепа, получаемые при падении с велосипедов с ударом головой о покрытие дороги и о выступающие предметы. При падении с велосипедов во время попытки увернуться от встречного автотранспорта возможны повреждения внутренних органов, имеющие одностороннюю локализацию.
  4. Повреждения, непосредственно связанные с велосипедным транспортом, следует дифференцировать от повреждений при наезде автотранспорта на велосипедистов. В таких случаях большую роль играет осмотр места происшествия, а также автомобиля и велосипеда.

похожие статьи

Сравнительный анализ полученных повреждений и степени тяжести вреда здоровью мотоциклистом, находящимся в мотоэкипировке и без мотозащиты при мотоциклетном травматизме / Величко В.А., Евдокимов П.В., Власюк И.В., Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 55-58.

Посадка водителя как критерий оценки повреждений при мотоциклетной травме / Шадымов А.Б. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №3. — С. 38-41.

Оценка тяжести несмертельных повреждений при мотоциклетных происшествиях / Пермяков А.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №1. — С. 30-33.

Специфический признак воздействия переднего колеса современного мотоцикла / Леонов С.В., Пинчук П.В., Молчанов Д.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2016. — №2. — С. 35-36.

Необычный случай попадания зуба в полость черепа при аварии / Литовченко В.М., Мастеров В.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965. — №4. — С. 45-46.

больше материалов в каталогах

Прочие виды транспортной травмы

Источник