Шина крамера при переломе позвоночника

Шина Крамера — простое и гениальное изобретение середины прошлого века, принадлежащее советскому ученому, врачу-травматологу Гарри Крамеру, до настоящего времени широко применяется в травматологии. Шина Крамера является самым удобным средством фиксации при переломах конечностей, шейного отдела позвоночника в быту и на производстве, во время ДТП и занятий спортом, на время транспортировки пострадавшего в больницу.

Легкость, надежность, удобство и возможность моделирования на любом участке тела – качества, благодаря которым это приспособление имеет постоянную «прописку» на станциях скорой помощи, в медицинских и травматологических пунктах, отделениях больниц.

Устройство

Шина крамера при переломе позвоночника

Конструкция чрезвычайно проста, она представляет собой лестницу из металлической проволоки, которую можно согнуть в любом месте и под любым углом, повернуть вокруг оси – словом, придать ей форму, наиболее физиологичную для конкретной части тела. При этом пострадавшему причиняется гораздо меньше боли, чем при наложении деревянной шины или шины из подручного материала.

Наружный каркас (рама) изготавливается из алюминиевого сплава, это придает гибкость и возможность принимать нужную форму. Внутренние перемычки (сетка) изготовлены из негнущейся стальной проволоки, которая и обеспечивает жесткую фиксацию.

Благодаря сетчатому строению, шина имеет небольшой вес, что также уменьшает вероятность травмирования при перевозке пациента. Помимо этого, можно быстро смонтировать шину и фиксировать не только сам участок перелома, но и ближайшие к нему суставы, а при необходимости — и всю конечность. Это обеспечивается за счет надежного обездвиживания. Также предупреждается смещение отломков во время транспортировки пациента в лечебное учреждение.

Шины Крамера бывают самых различных размеров: от маленьких и узких для кисти до 2-метровых, накладываемых на бедро, плечо, есть и широкие конструкции на случай переломов позвоночника, костей таза.

Производители лестничных шин – различные российские компании, заводы и объединения по выпуску медицинских принадлежностей. Стоимость невысока – от 500 рублей, приобрести можно в магазинах медицинской техники, в интернете на сайтах компаний-поставщиков.

Показания к применению

Проволочная шина используется при оказании первой помощи для временной иммобилизации при таких травмах:

  • переломах и вывихах верхней конечности;
  • переломах и вывихах нижней конечности;
  • переломах костей плечевого пояса;
  • переломах костей таза;
  • повреждениях шейного отдела позвоночника;
  • разрывах связок, мышц и сухожилий, нервных волокон, сосудов;
  • повреждениях суставов;
  • обширных ожогах и отморожениях конечностей;
  • тяжелых черепно-мозговых травмах.

Однако применение не ограничивается только лишь тяжелыми травмами, ее вполне можно наложить для временной фиксации при несложных переломах, ранах в области суставов, а также при воспалительном процессе, когда необходим покой конечности (воспалении сухожилий, суставов, гнойном процессе).

С другой стороны, это — лишь временная мера, чтобы доставить пациента в больницу, где ее заменят на гипсовую повязку после обследования, или направят больного на операцию, если это необходимо.

Наложение шины при переломах

Шина крамера при переломе позвоночника

В практике шина наиболее востребована для первичного обездвиживания при различных переломах – как со смещением, так и без него. При этом нужно соблюдать следующие правила ее наложения. Общий алгоритм действий таков:

  • сначала надо выполнить моделирование (изогнуть), но примерять на здоровую, а не на травмированную конечность, чтобы не допустить дополнительного травмирования;
  • моделирование должно соответствовать конфигурации поврежденной конечности в данный момент, чтобы не изменять ее форму, не усугублять травму;
  • шину необходимо обернуть ватой и замотать бинтом, чтобы металлическая поверхность не давила на тело, а если она уже в чехле, то этого делать нет необходимости;
  • между шиной и костными выступами (локтем, лодыжкой, пяткой) нужно подложить небольшие ватно-марлевые подушечки, чтобы не было сдавливания;
  • одежда и обувь не снимаются, шина накладывается сверху, если перелом закрытый, если же имеется открытая рана, прежде нужно разрезать одежду, обработать кожу вокруг настойкой йода, рану закрыть стерильной марлевой повязкой;
  • в морозную погоду поверх шины нужно укутать конечность одеялом, теплой одеждой, чтобы охладившийся металл не повредил кожу.

Наложение при переломе плеча

Шина крамера при переломе позвоночника

Моделируют шину на здоровой руке, накладывают от здорового плечевого сустава, далее вдоль плечевого пояса сзади и спускаются по наружной поверхности плеча, предплечья до кончиков пальцев, изогнув в области локтя под углом 90°, оборачивают ватой и бинтом, на концах привязывают тесемки. Прикладывают к поврежденной руке, предварительно подложив подмышку ватный или матерчатый валик и слегка подав плечо вперед примерно на 30°. Верхний конец должен заходить на здоровый плечевой сустав. Тесемки завязывают, сверху на всем протяжении прибинтовывают широким бинтом.

Наложение при переломе предплечья

Шина крамера при переломе позвоночника

Подготавливают шину, моделируя по здоровой руке, от кончиков пальцев до верхней трети плеча, согнув в локтевом суставе под прямым углом. Оборачивают, прикладывают по наружной поверхности конечности, предварительно положив в ладонь и под локтевой отросток ватно-марлевый валик. Прибинтовывают, снаружи оборачивают косынкой или шарфом, широким бинтом, подвешивают к шее, чтобы у руки был упор. Если имеется только перелом лучевой кости без смещения, шину кладут от кончиков пальцев до локтевого сустава, руку подвешивают на косынку.

Наложение при переломе бедра

Шина крамера при переломе позвоночника

Шина Крамера на бедре эффективна при переломах в нижней и средней трети. При более высоких повреждениях она не дает достаточно жесткой фиксации из-за сильного сокращения мощных мышц, в этих случаях применяются деревянные не гнущиеся шины. Обязательно наличие 3 шин разных размеров. Одна должна идти по задней поверхности, начиная от подошвенной стороны пальцев стопы, в области пятки ее сгибают под прямым углом, а под коленом слегка выгибают вперед. Верхний край шины должен доходить до уровня лопатки. Другая шина идет по наружной поверхности голени и бедра от края стопы до подмышечной области, третья – по внутренней стороне голени и бедра от края стопы до паховой складки. Все это осторожно укладывают поверх одежды и обуви, фиксируют тесемками на спине, бинтом на стопе, голени и бедре.

Важно все это делать пошагово, чтобы не увеличить смещение отломков кости.

Наложение при переломе голени

Шина крамера при переломе позвоночника

На голень также накладывают 3 шины: по задней и боковым поверхностям. Заднюю изгибают на уровне пятки в виде сапожка, ведут от пальцев до верхней трети бедра, в подколенную ямку кладут небольшой валик, чтобы не было движений в суставе. Наружная шина идет от края стопы до верхней трети бедра, внутренняя – до паха. Под лодыжки необходимо положить небольшие ватные валики. Все вместе бинтуют, слегка приподняв ногу.

Читайте также:  Физическая культура при переломе позвоночника

Если перелом голени ограничивается областью голеностопного сустава, достаточно одной широкой шины, наложенной в виде сапожка по задней поверхности, чтобы обязательно край шины выступал над уровнем пальцев стопы. Под пятку и нижнюю часть ахиллова сухожилия подкладывают ватно-марлевый валик.

Шинирование шейного отдела позвоночника и головы

Шина крамера при переломе позвоночника

Для иммобилизации шеи и головы берут 2 длинных шины. Одна накладывается по задней поверхности вдоль средней линии, начиная от края роста волос на лбу, изгибается на затылке, под затылочные бугры подкладывают ватно-марлевый валик, на уровне углов лопаток прибинтовывают к грудной клетке. Второй этап наложение поперечной шины, она идет, огибая центр головы, над ушными раковинами к верхней трети обоих плеч, где фиксируется бинтами.

Шины фиксируют одна к другой в области лба тесьмой.

Важно предварительно отмоделировать их на здоровом человеке, приблизительно с такими же параметрами, как и пострадавший.

Заключение

Лестничная шина Крамера – оптимальное средство для оказания первой помощи при различных травмах. Важно правильно наложить ее, выполняя изложенные выше рекомендации. Отнюдь не лишним будет иметь такую вещь в доме, в багажнике автомобиля.

Как правильно наложить шину Крамера при переломе предплечья

Источник

Шина Крамера при переломе предназначена для иммобилизации поврежденного участка костей. Используется в периоды лечения и восстановления, для транспортировки пострадавшего в приемное отделение больницы.

Проволочно-лестничные шины Крамера

Строение конструкции

Данная конструкция является современным аналогом деревянного устройства Дитерихса. Характеристики медицинского приспособления:

Решетки Крамера

  1. Внешне похоже на небольшую лесенку.
  2. Представляет собой конструкцию решеток, выполненных из проволоки. Применяется алюминиевый сплав, благодаря легкости и гибкости которого можно закрепить сломанную конечность в оптимальном положении. Лестница прекрасно сгибается в любом направлении.
  3. Внутренние перемычки выполнены из стали, что гарантирует жесткое крепление.
  4. Наружная часть закрыта чехлом из марли, бинта, ваты либо ткани. Это предохраняет пациента от холода при соприкосновении с устройством в зимнее время.

Для фиксации используются прочные ремни, а также подручные материалы: марля, бинты, ткань.

Показания к применению

К помощи шины Крамера прибегают при таких проблемах, как:

  1. Перелом верхней либо нижней конечности.
  2. Повреждение связочного и мышечного аппарата.
  3. Необходимость фиксирования шейного участка позвоночника.
  4. Наличие тяжелого ушиба, вывиха сустава, разрыва мягких тканей.

Применение такого медицинского инструмента позволяет транспортировать больного без рисков ухудшения состояния. Дополнительно рекомендуется при проведении процедур, для сохранения стабильного положения при терапии и восстановлении.

Техника шинирования при различных травмах

Существует несколько общих правил, которые необходимо соблюдать при наложении:

  1. Предварительно моделируют шинирование на здоровой конечности. Это облегчает процедуру, помогает избежать ошибок при фиксации.
  2. Одновременно с пострадавшим участком закрепляют 2 смежных сустава.
  3. Накладывают шину, не снимая с пострадавшего одежду.
  4. Если поврежденный участок не прикрыт предметами гардероба, сначала на кожу кладут тканевые прокладки, предотвращающие передавливание и натирание.

Возможность сгибания шины КрамераКак использовать шину при травмировании руки:

  1. Сначала пострадавшему вводят обезболивающее.
  2. Успокаивают человека.
  3. Помогают принять ему максимально удобное положение.
  4. Обернуть шину марлей либо бинтом, надеть сверху чехол из клеенки.
  5. Установить приспособление, согнув сломанную конечность в локте под углом 90°.
  6. При открытой ране наложить жгут или стерильную повязку.
  7. Фиксировать устройство по типу спирали, начиная от ладони. В местах контакта с кожей подкладывать ткань.
  8. Пальцы должны оставаться свободными, сохранять полусогнутое положение. Ладонь повернута к корпусу.

Шины Крамера для рук

При переломе плеча закрепляют лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, при травмировании предплечья — только лучезапястный и локтевой. Такая фиксация подкрепляется дополнительным использованием косынки.

Последовательность действий при повреждении ноги:

  1. Вводят анальгетик для предупреждения болевого шока.
  2. Устанавливают каркас так, чтобы один конец находился вдоль голени, а второй спускался к голеностопу. Приспособление при этом нужно согнуть под прямым углом.
  3. Вторая часть конструкции находится над бедром, что обеспечивает жесткость.
  4. Фиксируют спиральной повязкой от кончиков пальцев, которые остаются свободными, вверх.

Наложение шины Крамера на нижние конечности

Если травмирован тазобедренный сустав, алгоритм действий отличается:

  1. Используют одновременно 3–4 шины.
  2. На костные выступы ноги предварительно накладывают ватно-марлевые прокладки.
  3. Первое приспособление длиной 110 см размещают вдоль задней стороны нижней конечности от пятки.
  4. Еще 2 шины, скрепленные по длине, прикладывают от подмышечной впадины к стопе. Устройство должно охватывать пятку и заднюю конструкцию. Для этого конец изгибают под прямым углом. Такая мера предупреждает подошвенное провисание ступни.
  5. По внутренней стороне бедра и голени проходит четвертая конструкция. Ее окончание сгибают для подошвы.
  6. Закрепляют в неподвижном положении ремнями, бинтами или марлей.
Читайте также:  Хлыстообразный перелом шейного отдела позвоночника характерен

Наложение шины Крамера при переломе бедра

При травмировании шеи:

  1. Для обеспечения неподвижности используют 2 шины, обвернутые мягким чехлом.
  2. Первую складывают в форме шапочки и закрепляют по следующей линии: плечо, ухо, темя, противоположные ухо и плечо.
  3. Вторую крепят между лопатками. Конструкция проходит вдоль шеи к затылочной части, обворачивается вокруг головы до лба.
  4. Оба каркаса перекрещивают и скрепляют ремнями либо бинтами.

Наложение шины Крамера при переломе шеи

Пациент с наложенной шиной немедленно доставляется в стационар.

Вывод

Применение шины Крамера позволяет доставить пациента в стационарное отделение, прочно зафиксировав пострадавший участок, что снижает в дальнейшем риски осложнений. Возможно и самостоятельное использование до приезда врачей, но только при тщательном изучении правил наложения. Нарушение техники провоцирует ухудшение состояния пострадавшего.

Источник

Причины травм

Шина крамера при переломе позвоночника

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей

Читать далее »

Перелом конечности – довольно распространенное явление, причиной которого чаще всего выступает травма, полученная при неудачном падении или ударе. Предварительный диагноз можно поставить по таким признакам:

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  • острой боли в области поврежденной конечности;
  • появлению подвижности в нехарактерном для этого месте;
  • невозможности совершить движение травмированной рукой или ногой.

Что собой представляет шина Крамера

Такое приспособление своим внешним видом напоминает маленькую лесенку. По сути, шина является набором проволочных решеток и фиксирующих ремней. Материал каркаса — сплав алюминия, он легкий и гибкий, что позволяет зафиксировать пострадавшую конечность практически в любом положении, но внутренние перемычки изготовлены из стали, что обеспечивает достаточную жесткость фиксации. Снаружи проволочный каркас покрывается чехлом (используют вату и марлю либо ткань), это уменьшит дискомфортные ощущения, связанные с жесткостью конструкции и теплопроводностью материалов (металл обладает высокой теплопроводностью, в холодное время года шина будет очень холодной). Наложение шины Крамера возможно при переломах верхних и нижних конечностей, повреждениях связок и мышц. Возможно также с ее помощью зафиксировать шейный отдел позвоночника.

Устройство

Конструкция чрезвычайно проста, она представляет собой лестницу из металлической проволоки, которую можно согнуть в любом месте и под любым углом, повернуть вокруг оси – словом, придать ей форму, наиболее физиологичную для конкретной части тела. При этом пострадавшему причиняется гораздо меньше боли, чем при наложении деревянной шины или шины из подручного материала.

Наружный каркас (рама) изготавливается из алюминиевого сплава, это придает гибкость и возможность принимать нужную форму. Внутренние перемычки (сетка) изготовлены из негнущейся стальной проволоки, которая и обеспечивает жесткую фиксацию.

Благодаря сетчатому строению, шина имеет небольшой вес, что также уменьшает вероятность травмирования при перевозке пациента. Помимо этого, можно быстро смонтировать шину и фиксировать не только сам участок перелома, но и ближайшие к нему суставы, а при необходимости — и всю конечность. Это обеспечивается за счет надежного обездвиживания. Также предупреждается смещение отломков во время транспортировки пациента в лечебное учреждение.

Шины Крамера бывают самых различных размеров: от маленьких и узких для кисти до 2-метровых, накладываемых на бедро, плечо, есть и широкие конструкции на случай переломов позвоночника, костей таза.

Производители лестничных шин – различные российские компании, заводы и объединения по выпуску медицинских принадлежностей. Стоимость невысока – от 500 рублей, приобрести можно в магазинах медицинской техники, в интернете на сайтах компаний-поставщиков.

Что представляет собой шина Крамера

Данное ортопедическое устройство представляет собой небольшую лесенку, поскольку ее конструкция — это набор проволочных решеток и ремней для крепления. Строение шины хорошо заметно на фото, приведенном ниже. Шину изготавливают из алюминия, ведь этот материал очень гибкий и легкий, хорошо гнется и поддается моделированию. Такой материал позволяет зафиксировать конечность практически в любом положении, однако внутреннее соединение выполнено из стали, что придает конструкции определенную жесткость при иммобилизации.

Снаружи проволочный остов обложен чехлом, который изготовлен из ваты, марли или любой мягкой ткани. Это позволяет смягчить неприятные ощущения, которые возникают при прикосновении кожи с жестким и холодным металлом (высокая теплопроводность металла приводит как к его быстрому перегреву, так и быстрому охлаждению, зимой такое изделие будет очень холодным).

Шина Крамера при переломе плеча. Техника наложения

Калужский базовый медицинский колледж

Шину накладывают при переломах верхней конечности: длина — 1м, ширина — 10 см; длина — 1 м 20 см, ширина — 11 см. Прежде чем наложить шину, необходимо обернуть ватой и забинтовать бинтом, затем надеть чехол из клеенки (для последующем обработки шины дезинфицирующим раствором).
Показания: перелом, вывих плеча
Оснащение: лестничная шина Крамера; 2 бинта; вата; ножницы.
Примечание: Фиксация трех близлежащих суставов при наложении шины (лучезапястного, локтевого, плечевого).

Последовательность действий

1. Усадить пациента лицом к себе, успокоить. Объяснить ход предстоящей манипуляции.
2. Разрезать одежду по шву, открыть место Травмы (если одежда не свободно облегает конечность).
3. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.
4. Выбрать лестничную шину Крамера: 120 см длиной, 11 см шириной.
5. Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтрвать вату к шине.
6. Приложить шину К здоровой конечности пациента, от кончиковпальцев до локтевого сустава.
7. Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом (90°).
8. Приложить шину К здоровой конечности и измерить от локтевого сгиба к плечевому суставу.
9. Согнуть шину в месте предполагаемого плечевого сустава под тупым углом (115 градусов).
10. Приложить шину к здоровой конечности так, чтобы кисть предплечья и плечо было охвачено шиной, конец шины должен проходить по спине до противоположного плечевого сустава
(проверить правильность подготовки шины).
11. Придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение (по возможности руку согнуть в локтевом суставе), кисть уложить на шине в положение между супинацией и пронацией.
12. Уложить на внутреннюю поверхность смоделированной шины кисть, предплечье и, захватив свободной рукой другой конец, направить шину по задне-наружной поверхности конечности через плечо, спину до плеча противоположной стороны.
13. Связать концы шины через здоровое надплечье и подмышечную ямку.
14. Вложить валик из ваты и марли в подмышечную впадину больной конечности ивапик — под пальцы кисти.
15. Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта до середины трети плеча.
16. Наложить повязку «Дезо» для лучшей фиксации конечности.

Читайте также:  Дексаметазон при переломах позвоночника

Примечание. Наложение бинтовой повязки при травме плеча рекомендуется до локтевого
сгиба или средней трети плеча, так как отведение руки во время бинтования очень болезненно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8795 – | 7514 – или читать все.

Зачем нужна иммобилизация конечности

Перелом – нарушение целостности костей, которое нуждается в профессиональном лечении. К сожалению, травмы не случаются у входа в лечебные учреждения, а иногда на протяжение часов пострадавший не может получить квалифицированную помощь. Именно в этот период он и нуждается в иммобилизации (обездвиживании) поврежденного участка тела.

Дело в том, что к костям прикрепляются мышцы, в результате травмы они рефлекторно сокращаются, тянут за собой отломки кости, увеличивая их смещение. Второй момент – транспортировка в больницу, она всегда сопряжена с движением, изменением положения тела, что также способствует увеличению смещения, усилению болей, нарастанию отека.

Типы шин и для чего их накладывают

<!–

h2

1,0,0,0,0–>

Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.

<!–

p, blockquote

3,0,0,0,0–>

Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.

<!–

p, blockquote

4,0,0,0,0–>

Среди них:

<!–

p, blockquote

5,0,0,0,0–>

  • тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
  • разрывы сухожилий, мускул;
  • травмирование кровеносных сосудов;
  • развитие болевого шока.

Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:

<!–

p, blockquote

6,0,0,0,0–>

  • пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
  • ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
  • лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
  • шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.

В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.

<!–

p, blockquote

7,0,0,0,0–>

 К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.

<!–

p, blockquote

8,0,0,0,0–>

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Сусталайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.

<!–

p, blockquote

9,0,0,0,0–>

Шина дитерихса и техника ее наложения

<!–

h3

1,0,0,0,0–>

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.

<!–

p, blockquote

10,0,0,0,0–>

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

<!–

p, blockquote

11,0,0,0,0–>

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

<!–

p, blockquote

12,0,0,0,0–>

<!–

p, blockquote

13,0,0,0,0–>

Шина Крамера и ее правильно положение

<!–

h3

2,0,0,0,0–>

<!–

p, blockquote

14,0,0,0,0–>

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

<!–

p, blockquote

15,0,1,0,0–>

<!–

p, blockquote

16,0,0,0,0–>

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

<!–

p, blockquote

17,0,0,0,0–>

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

<!–

p, blockquote

18,0,0,0,0–>

<!–

p, blockquote

19,0,0,0,0–>

Источник