В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

Транспортировка больных или пострадавших в зависимости от используемых для ее организации средств подразделяется на ручную, вьючную, механизированную. Наиболее щадящими являются механизированные способы транспортировки. Ручная транспортировка предпочтительнее с использованием специальных, а не импровизированных средств. Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных травм. Переноска на руках вдвоем или даже вчетвером может осуществляться только на небольшие расстояния, так как идет очень сильная нагрузка на руки спасателей. Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее недостаток — в большой сложности организации.

Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь. При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече.
Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук. Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.  В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. Пострадавший свободной рукой может опираться на палку.
При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше — на брезенте, плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости. 

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице. При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями. период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути. Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Особенности способов переноски пострадавших при переломах

Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в приподнятом положении. Транспортировка и перекладка больного должны быть щадящими. Конечность и туловище поднимать одновременно все время удерживая на одном уровне. Охлаждение предрасполагает развитию шока, поэтому больного необходимо укрыть. Уменьшить боль можно назначение 0,5 — 1 гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении черепа и мозга

Транспортировка заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение, к голове пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Очистить рот от слизи. При транспортировке проводить мероприятия, направленные на улучшение дыхания и сердечной деятельности. Во время транспортировки необходимо постоянно наблюдать за больным так как возможна повторная рвота, а следовательно аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение). Для предупреждения дополнительных повреждений и сотрясении головы производят иммобилизацию с помощью ватно-марлевого круга (баранка), надувного подкладного круга или подсобных средств: одежда, одеяло, сено, мешочки с песком и т. д. Иммобилизацию можно осуществить с помощью пращевидной повязки, проведенной под подбородком и зафиксированной на носилках. Если рана расположена в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего следует на боку. Перелом костей носа обязательно сопровождается носовым кровотечением. Больных с этой травмой следует транспортировать так же на носилках, но в полусидячем положении, т. е. с поднятой головой. Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя с наклоном головы вперед. Пострадавшего в бессознательном состоянии следует перевозить в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды. Нижнюю челюсть закрепляют наложением пращевидной повязки, верхнюю челюсть введением между челюстями полоски фанеры и зафиксированием к голове.

Транспортировка больных при повреждении позвоночника:

Самая опасная транспортировка при переломе позвоночника. Даже небольшое смещение позвонков могут вызвать разрыв спинного мозга, поэтому запрещается пострадавшего с подозрением на переломе позвоночника сажать, ставить на ноги. Прежде всего необходимо создать покой уложив его на ровную твердую поверхность (деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы использовать для транспортировки. При отсутствии доски в бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна в положении лежа на животе с подложенными под плечи и голову подушками. В случае перелома шейного отдела позвоночника, транспортировку осуществляют на спине с иммобилизацией головы, как при повреждении черепа. Перекладывание, разгрузку, транспортировку должны производить 3-4 человека одновременно удерживая все время на одном уровне, не допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка больных при переломе костей таза

Транспортировать больного следует уложив на ровную твердую поверхность, ноги согнуть в коленях и бедра несколько развести в стороны, а под колени наложить тугой валик из подушки, одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. Транспортировать пострадавшего на носилках или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка больных при переломе ребер

Наиболее безболезненно в положении сидя. При тяжелом состоянии, когда пострадавший сидеть не может, транспортировать лежа на носилках в полусидячем положении. Всех раненых, у которых травма сопровождалась шоком, а также значительной кровопотерей необходимо транспортировать лежа на спине.

Источник

После оказания первой помощи желательно по возможности дождаться медицинских работников, либо организовать транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение своими силами с обязательным соблюдением требований к транспортировке, адекватных виду поражения.

Основные требования транспортной иммобилизации

Транспортная иммобилизация обеспечивает максимальный покой (неподвижность) поврежденного участка (головы, позвоночника, таза, конечности и т.д.) при транспортировке пострадавшего в медицинское учреждение. Ее следует выполнять как можно раньше.
Недостаточная иммобилизация может привести к серьезному осложнению (повреждение крупных сосудов костными отломками, сдавливание, ущемление нервов, смещение отломков кости).

Средством иммобилизации служат стандартные шины, специализированные носилки и подручные средства (деревянные щиты, доски, палки и т.п.).

При перекладывании пострадавшего на носилки и с них поврежденную конечность должен очень осторожно поддерживать помощник.
Требования к наложению шин на конечности.

1. При накладывании шины конечности придают физиологическое положение при максимальном расслаблении мышц (по возможности) или такое, при котором конечность меньше всего травмируется.
2. Шины накладывают поверх одежды и обуви.
При открытых переломах сначала обнажают место перелома, останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку, а затем уже шину.
3. Обязательно подкладывают мягкие валики в местах контакта шины с телом.
4. При травмах конечностей шины должны иммобилизовать область повреждения и два ближайших сустава, а при переломе бедра – три сустава.
5. Фиксирующая шину повязка не должна сдавливать сосуды и нервы и касаться места перелома.

При ожидании медицинских работников или при транспортировке в медицинское учреждение пострадавшему придается соответствующее повреждению положение тела.

Рекомендуемые транспортные положения пострадавшего при травмах различной локализации

1. ГОЛОВЫ— Положение лежа на спине с приподнятым головным концом при этом нужно подложить под голову и плечи подушку или валик из мягкой ткани, одежды.
2. ПОЗВОНОЧНИКА — лежа на спине, на жесткой поверхности.
3. ГРУДИ– положение полусидя, в удобной исключающей напряжение мышц туловища позе.

В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

4. ЖИВОТА – Лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и слегка подтянутыми к животу.

В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

5. ТАЗАЛежа на спине в позе «лягушки».

В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

6. НОГ – Лежа на спине, с ногами приподнятыми под углом в 30-450.
7. РУК — Сидя или лежа, в удобной, исключающей напряжение мышц, позе, обеспечив уровень положения руки выше уровня сердца.

Транспортная иммобилизация при переломах костей нижних и верхних конечностей

При открытом переломе иммобилизации предшествует остановка кровотечения.
Бедро – проводится фиксация трех суставов (голеностопного, коленного, тазобедренного) с помощью 2 шин. При этом 1-я шина проходит по внутренней поверхности голени и бедра; 2-я – по наружной поверхности нижней конечности и туловища, от стопы до подмышечной впадины (слайд 4.5.10).

Стопа и голеностопный сустав фиксируются к шине бинтом – восьмиобразной повязкой. Наружная шина фиксируется к туловищу в области грудной клетки.

Транспортировать пострадавшего нужно на носилках или подручных средствах в положении лежа, приподнимая при этом их ножной конец под углом 10-15° или подложив под неповреждённую ногу валик так, чтобы угол подъема ноги составил 30-45°.

Голень – может быть наложена одна шина по боковой поверхности голени с фиксацией двух суставов (коленного и голеностопного).

В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

Транспортировка может осуществляться в положении сидя, при общей слабости пострадавшего– лежа.
Стопа – обездвиживается путем наложения восьмиобразной повязки на голеностопный сустав.

При переломах костей верхних конечностей иммобилизация травмированной руки проводится при максимально расслабленных её мышцах (в физиологическом положении), а именно: сгибают в локтевом суставе под углом 90°, ладонью поворачивают к груди, фаланги пальцев в полусогнутом положении.

В каком положении транспортировать пострадавшего при переломе костей таза

Плечо – фиксируется лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шина при этом накладывается по тыльной поверхности предплечья и плеча, на согнутую в локте руку под углом 90°– от пальцев кисти до противоположного плеча.

При отсутствии шины руку уложить в косынку, второй косынкой зафиксировать ее к туловищу, при этом положение руки такое же, как при использовании шин.

Транспортировать пострадавшего можно при любом положении тела.

Предплечье – шина накладывается от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой под углом 90° и фиксированной бинтом или косынкой. Рука при этом подвешивается на любой мягкий материал через шею.

Кисть– шина накладывается по ладонной поверхности кисти и предплечью от кончиков пальцев до локтевого сустава; под пальцы подложить небольшой мягкий валик.

Источник

Транспортировку больных с ранениями головы, повреждениями костей черепа и головного мозга следует производить на носилках в положении лежа на спине. Для предупреждения дополнительных повреждений и состояний головы производят иммобилизацию ее с помощью ватно-марлевого круга (баранки), надувного круга (подкладного) или подсобных средств (одежда, одеяло, и т.д.) путем создания из них валика вокруг головы.

Если рана локализуется в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего следует на боку. У больных с подобными травмами очень часто наблюдается рвота, поэтому за ними необходимо постоянное наблюдение с тем, чтобы не допустить асфиксии рвотными массами.

Перелом костей носа часто сопровождается носовыми кровотечениями. Больных транспортируют на носилках, в полусидячем положении, т.е. с высоко поднятой головой.

Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. В случае бессознательного состояния пострадавшего следует перевозить в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и др. Это необходимо для предупреждения асфиксии кровью, слюной, запавшим языком. Перед транспортировкой необходимо произвести иммобилизацию челюстей. При переломе нижней челюсти — путем наложения пращевидной повязки, при переломах верхней – путем введения между челюстями кусочка фанеры.

Переломы позвоночника —  чрезвычайно опасны тем — что небольшие смещения позвонков могут привести к травме (сдавлению, разрыву) спинного мозга. Это часто наблюдается при неправильной транспортировке. Таких больных следует перевозить на носилках, в строго горизонтальном положении или на спине, но при этом больной должен лежать на ровной жесткой поверхности (доска, фанера) или на животе.

Перекладывание больного должно осуществляться с чрезвычайной осторожностью, не допуская малейшего сгибания позвоночника. Поэтому перекладывать пострадавшего лучше вместе с доской или щитом, на котором он лежал. При переломах шейного отдела позвоночника больных необходимо транспортировать на спине с валиком под шеей, обеспечивающим некоторое отклонение головы назад, в строгом положении лицом вверх.

Больных с переломами ребер и ключицы транспортируют сидя. При тяжелом состоянии, когда больной не может сидеть, транспортировку осуществляют на носилках с приданием больному полу сидячее положение.

При переломах костей таза иммобилизация с помощью шин произвести невозможно. Такие больные транспортируются на спине. Для предупреждения смещения отломков, а тем самым и возможного повреждения их концами внутренних органов, необходимо добиться максимального расслабления мышц. Это достигается некоторым сгибанием нижних конечностей в коленях и тазобедренных суставах: под колени подкладывают тугой валик из одеяла, одежды и др. высотой 25-30 см., бедра несколько разводят в стороны. Для предупреждения соскальзывания ног с валика их на уровне коленей необходимо связать /полотенцем, простыней и др./

С повреждением нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что нибудь мягкое в несколько приподнятом положении.

С повреждением верхних конечностей можно перевозить в положении сидя.

Всех больных, у которых травма сопровождается шоком, а так же значительной кровопотерей, необходимо транспортировать только в положении лежа. Пораженных электрическим током или молнией нужно транспортировать в положении лежа на спине.

Больные с легочным кровотечением чрезвычайно чувствительны к перевозке. Доставка таких больных из дома в лечебное учреждение должна осуществляться лишь специальным санитарным транспортом, при этом необходимо соблюдать особую осторожность, избегая тряски и резких движений воздуха, что может усилить кашель и кровотечение.

С желудочным кровотечением транспортировать нужно в положении с приподнятым ножным концом носилок. Это предупреждает обескровливание головного мозга.

Перевозить больных с острыми заболеваниями органов брюшной полости (острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, ущемление грыжи, кишечная непроходимость и др.) с пищевыми отравлениями, отравлениями кислотами, щелочами, газами, ядами, необходимо также в положении лежа. Самостоятельные передвижения таких больных очень опасны и не должны допускаться.

При транспортировке в холодное время года необходимо принять все меры для предупреждения охлаждения, так как охлаждение почти при всех видах травм, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние больного, способствует развитию осложнений. В этом отношении особого внимания требуют больные с наложенными артериальными жгутами, находящиеся в бессознательном состоянии, шоке и с отморожением.

Очень важно в период транспортировки постоянно наблюдать за больными. Оказывающий 1-ю помощь своим поведением, действиями, разговорами должен максимально щадить психику больного, укреплять в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Источник